Эффективность кругового метода при воспитании физических качеств юных футболистов

КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

Ейский  филиал

Факультет заочного и дистанционного обучения

    Кафедра ПОФВ                                                                                 Группа 02ф1                                                                        

                                                            

СОРОКОЛИТ Иван Валерьевич

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КРУГОВОГО МЕТОДА ПРИ ВОСПИТАНИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

Выпускная квалификационная работа специалиста

 
 

                                                            Научный руководитель:

                                                                                       канд. пед. наук, доцент                                                                                      

                                                                                       Чуйко Юрий Иванович 
 
 
 
 

г. Ейск - 2005

 

СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                                                                         Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………..…………………….………….3 

Глава 1.  ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..6

    1. Анатомо-физиологические особенности организма подростков ……  6

1.2.   Физическая  подготовка юных футболистов…………………………… 12 

Глава 2.  МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…………..……29 

Глава 3.  РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ……….35 

ВЫВОДЫ …………………………………………………………….…..….….41 

ПРАКТИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ…………………………….………....42

ЛИТЕРАТУРА…………..……………….………………………….…….……43

 
 

ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..48 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ

 

     Актуальность. Проблема развития физических качеств у школьников приобретает в настоящее время всё большую актуальность в связи с частыми стрессами, гиподинамией, ухудшением экологической обстановки, что неизбежно ведёт к снижению физической и умственной работоспособности /1, 46/.

      Одним из эффективных средств физического  воспитания школьников, начиная с 9-летнего возраста, считаются спортивные игры и в частности - футбол, который является одним из самых популярных и увлекательных видов спорта. В ряде исследованиях показано /8, 9, 13/, что занятия футболом воспитывают у школьников такие качества, как воля, мужество, решительность, смелость, самообладание, чувство товарищества и др. Кроме того, занятия футболом способствуют повышению физической подготовленности школьников - развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости, координационных способностей. В последние годы проведены некоторые исследований по проблеме влияния занятий футболом на уровень развития перечисленных физических качеств /27, 29,  38/.

      В то же время подавляющее большинство  исследований посвящено развитию физических качеств у квалифицированных футболистов, и не достаточно внимания в научно-методической литературе уделяется вопросу развития физических качеств у школьников, занимающихся футболом в школьных спортивных секциях. Кроме того, практически не изученной остаётся проблема развития физических качеств у детей 12-13 лет занимающихся футболом с использованием метода круговой тренировки.

     Применение «круговой тренировки» может улучшить уровень общей физической подготовленности спортсменов, т.к. этот метод позволяет существенно повысить моторную плотность учебно-тренировочных занятий (до 30-40%), что обеспечивает возрастание объема и интенсивности выполняемой тренировочной работы /8, 30, 48/.

     Однако  до сих пор нет полной ясности  об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств юношей на занятиях в школьной секции футбола. По этой причине изучение данной проблемы можно считать своевременным и актуальным.

     Гипотеза. Предполагалось, что использование кругового метода на занятиях футболом в школьной секции будет способствовать более эффективному воспитанию основных физических качеств мальчиков 12-13-летнего возраста.

     Объект  исследования – процесс физического воспитания школьников 12-13-летнего возраста.

     Предмет исследования - круговой метод как средство воспитания физических качеств мальчиков группы начальной подготовки, занимающихся футболом в школьной секции.

     Целью работы являлась проверка эффективности кругового метода при воспитании основных физических качеств мальчиков 12-13-летнего возраста на занятиях в школьной секции футбола.

     Для достижения поставленной в нашей  работе цели предстояло решить следующие задачи:

  1. Выяснить мнение специалистов по вопросу физического воспитания школьников, особенностей их организма и эффективности применения кругового метода при развитии двигательных качеств.
  2. Определить уровень физической подготовленности подростков, занимающихся в школьной секции футбола.
  3. Разработать методику круговой тренировки, направленной на воспитания основных физических способностей юных футболистов и экспериментально проверить её эффективность.

     Научная новизна. В результате проведенного исследования были получены новые данные об эффективности применения кругового метода при воспитании физических качеств подростков 12-13-летнего возраста на занятиях футболом в школьной секции.

     Практическая  значимость работы заключается в возможности учета наших рекомендаций тренерами-преподавателями при планировании процесса воспитания физических способностей учащихся общеобразовательных школ.

     Структура, содержание и оформление работы соответствует требованиям, предъявляемым к выпускным квалификационным работам специалиста /31, 51, 52/. Она состоит из введения, трех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Работа содержит четыре таблицы, а её общий объем составил 52 страницы компьютерного текста. Библиографический указатель насчитывает 50 литературных источников на русском языке, из которых 15 – за последние пять лет и 7 – работы преподавателей КГУФКСТ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЗОР  ЛИТЕРАТУРЫ

    1. Анатомо-физиологические особенности организма подростков
 

     Ведущая роль в развитии функций организма  принадлежит центральной нервной системе, и, прежде всего, ее высшему отделу - коре головного мозга. Анатомическое развитие нервной системы ко времени полового созревания почти полностью завершается. Процесс созревания двигательного анализатора в мозге заканчивается к 12-13 годам.

     Перестройка функций коры больших полушарий  находит свое отражение в поведении  детей, в их психике. В подростковом возрасте общий психический облик детей меняется особенно резко. Начинается процесс самоутверждения ребенка. У подростков появляется стремление проверить свои силы в той или другой деятельности, добиться каких-либо достижений. Интересы подростка становятся более разнообразными, но не обладают еще достаточной стойкостью.

     В возрасте 8-12 лет существенные изменения  происходят в мышлении и памяти. В процессе обучения и воспитания развивается способность к логическому рассуждению и абстрактному мышлению.

     Проявляется критический подход к изучаемым  движениям. Изменения в работе памяти выражаются в том, что припоминание идет не от конкретных явлений к обобщению, как это было в более младшем возрасте, а от общего представления к восстановлению в памяти отдельных деталей конкретных явлений действительности. Поэтому изучение техники футбола в этом возрасте целесообразно вести целостным методом с некоторым акцентом на детали его выполнения.

     Память  на движение у детей с возрастом  изменяется как в количественном, так и в качественном отношении. Способность к запоминанию у  детей весьма быстро растет в период от 7 до 12 лет. В этот период координация произвольных движений значительно улучшается. Движения выполняются с относительно меньшей, чем прежде, затратой энергии, становятся более точными и быстрыми. Мальчики 9-10 лет сравнительно легко овладевают простыми приемами игры в футбол, причем их дальнейшее совершенствование в более старшем возрасте происходит весьма успешно. У подростков 12-14 лет при изучении сложных по координации движений заметно тормозящее влияние пубертатного периода. Тренерам и педагогам, работающим с детьми, следует учесть, что двигательные навыки, соответствующие возможностям занимающихся, формируются тем быстрее и легче,  чем раньше дети начнут занятия футболом.

     При правильной методике спортивные занятия  в детском возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма. Это влияние проявляется двояко: морфологическими изменениями в виде повышенного прироста антропометрических признаков и функциональными сдвигами в виде повышения работоспособности.

     Особенно  заметно влияние физических упражнений на развитие костной системы, которая в детском возрасте еще претерпевает глубокие изменения. Так, многие исследования говорят о большей податливости детского позвоночника и о возможных искривлениях при неправильных положениях, сопровождаемых длительными напряжениями. Наибольшей подвижностью обладает позвоночник детей 8-9-летнего возраста. К началу школьного периода у детей формируются шейный и грудной изгибы. Поясничный изгиб полностью формируется только к периоду совершеннолетия. Наибольшее количество нарушений осанки, сопровождающихся искривлением позвоночника, происходит в возрасте 11-15 лет. Очень важно в этом возрасте давать упражнения, способствующие укреплению позвоночных мышц, с тем чтобы развитие позвоночного столба происходило без отклонений.

     Надо  учитывать, что процессы окостенения в детском возрасте еще не завершены. К 9-11 годам обычно заканчивается окостенение фаланг пальцев рук, несколько позднее, к 10-13 годам, - запястья и пястья. К 14-16 годам появляются зоны окостенения в эпифизарных хрящах, в межпозвоночных дисках. Полное сращение костей таза заканчивается только к 20-21 году. Окостенение ключицы, лопатки, костей плеча и предплечья завершается к 20-25 годам, фаланг пальцев ног, костей плюсны и предплюсны соответственно к 15-21 и 17-21 годам.

     В подростковом возрасте отмечаются высокие темпы роста и увеличения веса тела. Рост тела в длину у юношей в основном заканчивается к 17-18 годам. Поэтому резкие толчки во время приземления с большой высоты, толчки плечо в плечо при единоборствах за мяч, резкие остановки и повороты, неравномерная нагрузка на правую и левую ногу могут вызвать смещение костей плечевого пояса и таза, неправильное их срастание. Чрезмерные нагрузки на нижние конечности, если процессы окостенения не закончились, приводят к появлению плоскостопия.

     Интенсивное развитие скелета детей тесно связано с  формированием их мышц, сухожилий и связочно-суставного аппарата.

     Вес мышц мальчика в 8 лет составляет 27% веса тела, в возрасте 12 лет -29,4%; 15 лет -32,6%, а к 18 годам - до 44,2%. Одновременно с увеличением веса мышц совершенствуются и их функциональные свойства.

     Функциональные  свойства, мышц существенно изменяются в возрасте от 7 до 10 лет. Мышцы 14-15-летнего  подростка по своим функциональным свойствам мало отличаются от мышц взрослого человека. Увеличение силы мышц у футболистов в период с 11 до 19 лет происходит неравномерно. Наибольший прирост силы наблюдается с 1 до 15 лет. Показатели становой силы увеличиваются с 73,2 до 103,2 кг т. е. на 30 кг. В 15-17 лет абсолютная мышечная сила изменяется в 
меньшей степени, и только к 16-20 годам она достигает уровня, свойственного взрослому человеку. Величина становой силы у 17-19-летних футболистов достигает соответственно 126; 136,3; 159,1 кг,

     Среднегодовой прирост показателей становой силы у футболистов составляет 12,3 кг. Максимальной величиной прироста мышечной силы с 12 до 18 лет характеризуются мышцы стопы (в 2,5 раза).

     Возрастная  динамика развития быстроты у юных спортсменов имеет свои особенности. В возрасте от 7 до 12 лет интенсивно растет темп движений. Скорость и произвольная частота движений, а также способность поддерживать их максимальный темп к 14-15 годам достигают значений, близких к предельным. У футболистов прирост, результатов в беге на 60 м наблюдается между 12-15 годами, а после 15 лет намечается тенденция к некоторой их стабилизации, что в дальнейшем может привести к образованию «скоростного барьера». Если результат в беге на 60 м с 11 до 18 лет улучшается на 1,4 сек., то на период с 12 до 15 лет он составляет максимальную величину - 1,16 сек. В последующие годы улучшение результатов незначительно (0,24 сек.).

     Организм  детей и подростков хорошо приспосабливается  к скоростным нагрузкам. Поэтому возраст от 8 до 15 лет является наиболее благоприятным для развития быстроты и повышения скорости движений. Развитие скоростно-силовых качеств также неуклонно повышается с возрастом. Уровень развития их в наибольшей степени повышается с 13 до 16 лет. Ежегодный прирост результатов в прыжках в высоту с места в эти периоды соответственно равен 3,7 и 6,2 см. В период с 11 до 19 лет высота прыжка увеличивается на 24 см.

     Возрастное  развитие ловкости у детей до 10 лет  протекает более интенсивно. В последующие годы ловкость значительно прогрессирует за счет резкого повышения функциональных возможностей двигательного аппарата.

     Для развития гибкости наиболее благоприятен младший школьный возраст (7-11 лет). Именно в это время наблюдаются оптимальные  соотношения между подвижностью в суставах и тоническим сопротивлением мышц.

     Наибольший  прирост выносливости, определяемый по длительности бега со скоростью 75% от максимальной, наблюдается в 13-14-летнем возрасте, в 15-16 лет выносливость снижается. Это объясняется приростом максимальной скорости и увеличением вследствие этого мощности работы. К 17 годам у юношей выносливость вновь повышается.

     Следует подчеркнуть, что под влиянием занятий  физическими упражнениями, и в частности футболом, биологические закономерности развития физических качеств у юных спортсменов не изменяются. Активное педагогическое воздействие способствует их развитию на более высоком уровне. Важно не снижать нагрузку в возрасте, когда происходит преимущественное развитие того или иного качества. Двигательная деятельность обусловливается не только развитием опорно-двигательного аппарата, но и функциональными возможностями внутренних органов и систем, обслуживающих этот аппарат.

     Важное  значение с точки зрения регламентации  физических нагрузок представляют собой данные об особенностях роста и развития детского организма в период полового созревания. Этот период характеризуется индивидуальными колебаниями не только в сроках наступления полового созревания, но и в интенсивности его протекания у лиц, относящихся к одной и той же возрастной группе. 
Индивидуальные темпы полового развития подростков одного года рождения оказывают существенное влияние на уровень общего соматического развития двигательной функции, а также на характер адаптации сердечно-сосудистой системы к стандартной мышечной работе. Среди 14-летних футболистов можно встретить как сформировавшихся юношей, достигших статуса взрослого человека, так и мальчиков с детскими стадиями формирования признаков созревания. Поэтому 
для определения величины нагрузки или нормативных требований необходимо учитывать биологический возраст спортсмена, одним из основных критериев которого является степень развития вторичных половых признаков.

     Изменение голоса происходит в среднем в 12,5 года. Волосы на лобке появляются в 13 лет. Пубертатные изменения сосков и хрящей гортани в среднем происходят соответственно в 13,5-14 лет. Последними появляются волосы в подмышечных впадинах - в среднем в 14 лет 1,5 месяца. О функциональных возможностях вегетативных систем организма детей можно судить по характеру реакции этих систем на мышечную работу. Период врабатываемости у детей в среднем короче, чем у взрослых, поэтому разминка в тренировочном занятии по времени не 
должна быть длительной. Это обусловливается функциональными особенностями центральной нервной системы и функционально-морфологическими особенностями мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма. Отмечая способность детей 9-12 лет быстро приспосабливаться к совершаемой работе, необходимо указать на некоторые особенности вегетативной деятельности 
юных спортсменов. Так, сердце ребенка при физической нагрузке затрачивает больше энергии, чем сердце взрослого, так как увеличение минутного объема крови происходит у 13-14-летних подростков в основном за счет учащения сердечной деятельности при незначительном увеличении ударного объема. У детей за период с 8-9 до 16-18 лет частота сокращений сердца снижается на 30%, а энергетические 
затраты в состоянии покоя - на 40-45%. При большой физической нагрузке эти показатели у более старших детей растут значительнее, чем у младших.

     Учитывая, что дети быстро утомляются при однообразной деятельности, целесообразно своевременно изменять характер занятий. Для сохранения высокого уровня работоспособности перерывы в тренировках по футболу должны быть частыми, но не продолжительными. Длительное бездействие снижает интерес детей к занятиям и отрицательно сказывается на результатах обучения. Короткие перерывы во время занятий оправданы физиологически, так как утомление у детей проходит быстро, поскольку восстановительный период после работы у детей короче, чем у взрослых. Наименьший восстановительный период наблюдается у мальчиков 11-12 лет.

     В тесной связи с сердечно-сосудистой системой функционируют органы дыхания. Размеры и функциональные возможности дыхательного аппарата с возрастом увеличиваются. Окружность трудно клетки и размеры при дыхательных движениях прогрессивно возрастают. У мальчиков в возрасте от 7 до 12 лет окружность трудно клетки увеличивается с 59,9 до 67,8 см, жизненная емкость легких возрастает с 1400 мл до 2200 мл.

     Развитие  силы дыхательных мышц детей обеспечивает большую глубину дыхания, создает возможность значительного увеличения легочной вентиляции, необходимой во время интенсивной мышечной работы. У мальчиков сила дыхательных мышц с возрастом изменяется, однако наибольшее ее увеличение наблюдается в возрасте от 9 до 11 лет. У детей при мышечной работе потребление кислорода на 1 кг веса выше, чем у взрослых. В связи с этим занятия футболом, проводимые на открытом воздухе, имеют большое значение для улучшений работы органов дыхания и для всего организма в целом. 

1.2. Физическая подготовка юных футболистов

Особенности воспитания силы

     На  этапах предварительной подготовки и начальной спортивной специализации основное внимание при воспитании силы должно быть сосредоточено на укреплении мышечных групп всего двигательного аппарата. Необходимо учитывать, что у детей в процессе естественного роста обычно слабо развиты мышцы живота, косые мышцы туловища, отводящие мышцы верхних конечностей, мышцы задней поверхности бедра и приводящие мышцы нижних конечностей. Поскольку силовые возможности детей невелики, воспитание силы следует осуществлять весьма осторожно, используя кратковременные силовые напряжения, в основном динамического характера. Упражнения на развитие силы должны сопровождаться минимальными напряжениями, исключающими натуживание, а также значительные длительные напряжения.

     В занятиях с футболистами применяют  главным образом упражнения с  отягощением относительно небольшого веса, выполняемые с большой скоростью. Детям 9-11 лет доступны упражнения с отягощением, равным 30% собственного веса, подросткам 12-13 лет - упражнения с отягощением, равным 50% собственного веса.

     На  этапе начальной спортивной подготовки для воспитания силы целесообразно применять подготовительные комплексы упражнений.

     На  этапе углубленной тренировки широко используются силовые упражнения, направленные на развитие мышечных групп всего двигательного аппарата. Вместе с тем применяют также упражнения, позволяющие избирательно воздействовать на отдельные группы мышц, от которых главным образом зависит мощность развиваемых усилий. В частности, к таким упражнениям относятся упражнения, которые по структуре и характеру нервно-мышечных усилий сходны с целостным воздействием футбола (сопряженный метод), а также упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку.

     Для развития мышечных групп всего двигательного  аппарата, а также отдельных мышечных групп, от которых главным образом зависит эффективность проявляемых футболистом усилий, применяют в основном динамические силовые упражнения, которые подразделяются на две группы: собственно-силовые и скоростно-силовые.

     Чтобы повысить общий уровень силовых  возможностей юных футболистов, применяют  преимущественно метод повторных  усилий. Относительно большой объем  мышечной работы при этом методе вызывает значительные сдвиги в обмене веществ. Активизация трофических процессов положительно отражается на росте силы юношей. Кроме того, при использовании метода повторных усилий уменьшается возможность чрезмерного натуживания.

     В возрасте 13-16 лет недопустимы максимальные по величине напряжения при работе с тяжестями. Поэтому при определении оптимального веса отягощения надо учитывать не максимальные возможности, а собственный вес юного футболиста.

     Кроме упражнений с отягощениями на занятиях целесообразно использовать парные и групповые упражнения с сопротивлением, снарядовую гимнастику, подвижные игры и др.  Удельный вес тех или иных силовых упражнений определяется в каждом отдельном случае в зависимости от возраста и подготовленности занимающихся.

     На  этапе спортивного совершенствования в занятиях с футболистами 17-18 лет большое внимание уделяется развитию мышечных групп, несущих основную нагрузку. Разумеется, при этом не прекращается работа над укреплением мускулатуры всего тела спортсмена.

     Воспитание  у юношей старшего возраста силы основных мышечных групп имеет некоторые особенности. С этой целью применяют разнообразные динамические силовые упражнения. Одним из эффективных скоростно-силовых упражнений являются прыжки, выполняемые после предварительного прыжка в глубину, так называемые прыжки с отскоком (с высоты 75-100 см). Можно также использовать собственно-силовые упражнения: на гимнастических снарядах, акробатические, приседания с партнером, упражнения со штангой значительного веса, 
выполняемые в относительно невысоком темпе. Упражнения со штангой следует выбирать так, чтобы они способствовали развитию силы мышц и скорости их сокращения в соответствии со структурой, характером и величиной усилий, проявляемых в футболе.

     Величину  отягощения при тренировке силы проще всего дозировать в процентах к весу тела и по количеству повторений упражнений в одном подходе.

     При методе повторных усилий используют упражнения с большими и умеренно большими сопротивлениями. Если сила юного футболиста увеличивается в процессе занятий настолько, что он может выполнить движения более 8-12 раз, упражнение надо усложнить до степени, позволяющей выполнить его 4-7 раз. Не следует при воспитании силы доводить число повторений в одном подходе до 50 раз. Столь большое число повторений целесообразно лишь при воспитании выносливости.

Особенности воспитания быстроты

     На  этапе предварительной подготовки в работе с юными футболистами целесообразно использовать комплекс средств, направленных на приобретение всесторонней физической подготовленности, укрепление здоровья и гармоническое развитие, овладение разнообразными навыками и умениями, обучение начальным основам техники и тактики футбола.

     Задачи  физической подготовки в это время  состоят, прежде всего, в формировании двигательной функции юных футболистов, основными компонентами которой являются сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость, а также умение управлять своими движениями во времени, пространстве и по степени мышечных усилий. Значительное внимание надо уделять воспитанию быстроты движений, поскольку в детском и подростковом возрасте имеются широкие возможности для  воспитания этого важнейшего физического качества.

     Следует подчеркнуть, что на этапах предварительной  подготовки и начальной спортивной специализации быстрота воспитывается в тесной связи с ловкостью, что создает необходимую основу для успешного овладения рациональной техникой передвижения. В возрастном диапазоне 8-12 лет значительное повышение максимальной скорости бега обусловлено естественным ростом быстроты движений, а в возрасте 12-14 лет скорость повышается главным образом благодаря возрастанию скоростно-силовых качеств и мышечной силы.

Эффективность кругового метода при воспитании физических качеств юных футболистов