Правовая охрана товарных знаков в РФ

 


 


 

Министерство образования и науки РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Московская государственная юридическая академия

имени О.Е. Кутафина»

 

 Кафедра гражданского и семейного  права

 

Ежегодова Анна Владимировна

 

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Выпускная квалификационная работа

 

для квалификации «дипломированный специалист» -

 в форме дипломной работы

  

студента 4 курса Юридического заочного института

очно-заочной (вечерней) формы обучения

по программе сокращенной подготовки

 

 

Научный руководитель

к.ю.н., доцент Лозовская С.О.

 

 

 

 

Допущена к защите

_________________

(число, месяц, год)

 

Зав. кафедрой гражданского и семейного права

 

________________

 

 

Москва 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение

 

Актуальность темы. Функционирование рыночного механизма регулирования экономических отношений в нашей стране предполагает широкое использование товарных знаков. Являясь средством, позволяющим обратить внимание потенциальных покупателей на существование товара, привлечь к нему внимание, отличать его от аналогичных товаров, имеющихся на рынке, товарный знак играет большую роль в экономической системе России.

Создание равных условий хозяйствования для различных производителей, внедрение в их деятельность конкурентных начал и повышение ответственности, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию производимых ими товаров и услуг.

Значимость товарных знаков становится все более очевидной. О возрастании роли товарных знаков в современной России свидетельствует статистика подачи заявок на их регистрацию. Так, в 2004 г. было подано 40877 заявок, в 2007 г. – 52984, а в 2010 г.-56848 заявок1.

Свидетельством интереса к товарным знакам является принятие части четвертой ГК РФ, которая вступила в действие 1 января 2008 года. В результате, товарные знаки получили новую правовую регламентацию. Несмотря на то, что этой поправкой были урегулированы некоторые вопросы в отношении товарных знаков, некоторые проблемы еще требуют разрешения и уточнения. Это и само определение товарного знака, проблемы соотношения исключительного права на товарный знак с другими средствами индивидуализации. Кроме того, требуют урегулирования некоторые вопросы, связанные с государственной регистрацией товарных знаков, распоряжением и защитой исключительного права на товарный знак.

Указанные обстоятельства, а также необходимость дальнейшего совершенствования действующего законодательства о товарных знаках и соответствующей правоприменительной практики определяют актуальность выбранной темы дипломной работы.

Цель дипломной работы состоит в раскрытии основных проблем правовой охраны товарных знаков с учетом современного российского законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  теоретико-правовые аспекты, связанные  с понятием товарный знак, в частности: изучить историко-правовые предпосылки регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков, а также выявить сущность понятия товарный знак и его виды;

- дать  характеристику особенностям правового  регулирования товарных знаков в России

- проанализировать  нормативно-правовую базу и практику  правового регулирования товарных  знаков в Российской Федерации, уделив особое внимание основаниям  возникновения и прекращения  права на товарный знак;

- изучить  и выявить теоретические и  практические проблемы содержания исключительного права на товарный знак.

Нормативную основу работы составляет законодательство России в сфере регулирования правовой охраны товарных знаков, в частности такие документы как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», Федеральный Закон «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 N 2300-1 и др.

Теоретическая база представлена трудами отечественных ученых в научно-монографической литературе относящейся к объекту исследования, в частности, сюда можно отнести таких авторов как: Э.П. Гаврилова, О.А. Городова, С.П. Гришаева, Е.А. Данилиной, В.А. Дозорцева, В.И. Еременко, В.О. Калятина, В.В. Китайского, О.М. Козырь, М.В. Лабзина, А.Л. Маковского, В.П. Малина, В. Мельникова, П.А. Пермякова, А.П. Сергеева, В.В. Старженецкого, О. Ю. Шилохвоста, Г.Ф. Шершеневича, В.Ф. Яковлева и многих других ученых.

Эмпирическую основу работы составляют постановления пленумов и президиумов Высшего Арбитражного Суда РФ, решения судов и арбитражных судов по конкретным делам в России. Кроме того, автором использовались статистические источники.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования сформулированных в ней выводов и предложений для дальнейших исследований и их применения в процессе совершенствования действующего законодательства о товарных знаках, в правоприменительной деятельности, при защите прав на товарные знаки.

 

Глава 1. Понятие и правовая природа товарного знака

§ 1.1. Генезис регулирования отношений в области правовой охраны товарных знаков в Российской Федерации

 

В науке отсутствует единое мнение по вопросу, где раньше - в России или Западной Европе появились первые законодательные акты, посвященные непосредственно товарным знакам. В современной научной среде больше сторонников приоритета Западной Европы в развитии законодательства о товарных знаках. Так, А.П. Сергеев отмечает, что «правовая охрана объектов интеллектуальной собственности появилась в России значительно позже, чем в странах Западной Европы»2. Между тем в дореволюционных изданиях часто присутствует другой взгляд на этот вопрос. А.Г. Неболсин в своем труде «Законодательство о фабричных и торговых клеймах в России и за границей» пишет, что «России принадлежит честь быть первою державой, ранее всех других государств заложившей административно-юридические основы для правильного клеймения изделий и для законного покровительства установленным образом наложенных знаков»3.

Многочисленные археологические находки подтверждают, что еще в Древней Руси использовались клейма. Вместе с тем правовых норм, регулирующих клеймение товаров в законодательстве того времени не найдено. Первые попытки законодательно закрепить правовую охрану товарных знаков в России также появляются достаточно давно. Так, первые упоминания о клеймении товаров специальным знаком на таможне встречаются еще в Новоторговом уставе XVII века царя Алексея Михайловича. Данный Устав предполагал, что клеймо должно ставиться на таможне с целью освидетельствовать факт уплаты государственной пошлины.

Впервые упоминание товарного знака в законодательстве России появляется в 1744 году, когда по предложению Мануфактур-коллегии был издан правительственный Указ об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками, чтобы можно было их отличить друг от друга4.

Принципиально новым в развитии законодательства России о товарных знаках стало принятие в 1830 году Закона «О товарных клеймах». Закон имел довольно общий характер, в нем не было дано четкого определения товарного клейма. В этом нормативно-правовом акте впервые было закреплено право, а не обязанность клеймить товары особым знаком. Данным Законом владельцам различных фабрик было предписано иметь прочные клейма для обозначения товаров. Впервые была установлена уголовная ответственность за подделку чужого товарного клейма5.

Применение ответственности за подделку чужих товарных знаков устанавливалось в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года. В 1885 году была принята новая редакция данного Уложения. Так, в статье 1354 раздела VIII «О преступлениях и проступных против общественного благоустройства и благочиния» этого Уложения было установлено, что тот, «кто подделает чужие клейма или знаки, прикладываемые с дозволения правительства к изделиям или произведениям мануфактур, заводов, тот, сверх вознаграждения за причиненные сим убытки, подвергается лишению всех особенных прав и преимуществ, лично и по состоянию присвоенных, и ссылке на житье в одну из отдаленных губерний, кроме Сибирских, или заключению в тюрьме по третьей степени статьи 33 сего Уложения»6. Третьей степенью статьи 33 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных предусматривалась мера ответственности в виде заключения на срок от 3 до 6 месяцев, а для людей, не изъятых от наказаний телесных, заключению в тюрьме на срок от 4 до 8 месяцев. Все эти меры наказания указывают на ту серьезность, с какой стали относиться к правовой охране товарных знаков. Данное Уложение было принято в момент широкого развития капиталистических отношений в Российской империи. Проблема идентификации и защиты товаров одного производителя от аналогичных товаров других производителей становилась все острее.

В это же время заключаются первые международные соглашения, регламентирующие правовую охрану товарных знаков и послужившие основой для подписания в дальнейшем Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года. Такими соглашениями явились Декларации относительно фабричных клейм, заключенные Россией с Францией 6 мая 1870 года и с Англией 29 июня 1871 года. В них было определено, что выпуск в продажу или обращение произведений, снабженных русскими, французскими или английскими фабричными клеймами, которые подделаны в какой бы то ни было стране за границей, признается за обманное действие, запрещенное в пределах обоих государств, и виновные в нем будут подлежать наказаниям, определенным в соответствующем государстве7.

В 1896 году принимается новый Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых мерах и клеймах)»8. В этом Законе в статье 1 впервые в российском законодательстве было дано обозначение понятию товарный знак, который определялся как «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев». Товарный знак самостоятельно стал пониматься как средство индивидуализации товаров определенных производителей. Также право иметь свой товарный знак было предоставлено кроме промышленников, еще и торговцам9. Законодательно закреплялась необходимость клеймения изделий из золота, серебра, изготовленных в России, а также для всех ремесленных изделий, в случае, если мастеру было дано клеймо цеховой управой. Кроме того, подлежали заклеймению товары, выпускаемые из таможни, если они были включены в список товаров, на которые наложено клеймо.

В Законе о товарных знаках 1896 года впервые в российском законодательстве был дан четкий перечень обозначений, не подлежащих регистрации в качестве товарного знака. Статья 161.3 относила к ним обозначения, с надписями и обозначениями противными общественному порядку, нравственности или благопристойности, с надписями и изображениями заведомо ложными или имеющими целью ввести покупателей в заблуждение, с изображениями дарованных промышленнику или торговцу знаков отличия, предназначенных для ношения; а также изображения наград и почетных отличий без обозначения года их получения. Также не могли быть зарегистрированы: товарные знаки, имеющие близкое сходство с товарными знаками, предоставленными в исключительное пользование другим промышленникам для обозначения однородных товаров; товарные знаки, состоящие из отдельных цифр, букв или слов, которые не представляют по своему виду, распоряжению или сочетанию отличительного знака10.

Право на товарный знак возникало в силу его государственной регистрации, осуществлявшейся Министерством торговли и промышленности в реестре регистрируемых обозначений. Регистрация согласно статье 161.4 осуществлялась на основе заявки, которая подавалась с описанием знака и тремя эскизами рисунка товарного знака в отдел промышленности. В случае соответствия заявки условиям закона, отдел промышленности запрашивал у заявителя 100 экземпляров для рассылки в купеческие управы, биржевые комитеты, чтобы любой желающий мог с ними ознакомиться. В реестре регистрируемых обозначений товарный знак заносился в альбом, открытый для свободного доступа.

Законодательно был установлен и срок действия свидетельства на пользование товарным знаком, который составлял от 1 года до 10 лет, считая со дня выдачи свидетельства. Срок действия свидетельства на товарный знак мог быть продлен на новый срок. В виде товарных знаков могли быть зарегистрированы клейма, печати, пломбы, мешки (вытканные и вышитые), пломбы, этикетки, виньетки, девизы (краткие изречения), ярлыки, обложки, рисунки, оригинальные виды упаковки.

Дальнейшее развитие законодательство о товарных знаках в России получило уже в послереволюционный период. Декрет Совнаркома от 28 июня 1918 года11 предписывал произвести перерегистрацию всех отечественных и иностранных товарных знаков, зарегистрированных на территории Советской России. Этот Декрет получил свое развитие с принятием 17 июля 1919 года Постановления Всероссийского совета народного хозяйства (ВСНХ) «О товарных знаках государственных предприятий»12, которое запретило государственным предприятиям пользоваться товарным знаком, существовавшим у них до национализации. Вводились новые товарные знаки, которые несли справочный характер. Право на товарный знак признавалось имущественным и защищалось законами и судами РСФСР.

Переход к Новой экономической политике (НЭП) в 1921 году сделал необходимым принятие нового нормативно-правового акта в области правового регулирования товарных знаков. В 1922 году был принят Гражданский кодекс РСФСР13, который разрешал деятельность небольших частных торговых и промышленных предприятий с возможностью иметь им товарные знаки для обозначения своей продукции. Товарные знаки могли быть отчуждаемы вместе с предприятием.

10 ноября 1922 года был издан Декрет СНК  РСФСР «О товарном знаке»14, который определял товарный знак, как знак, который торговые и промышленные предприятия используют для отличия выпускаемых или сбываемых ими товаров от товаров других предприятий. Не допускалось использование в качестве товарных знаков обозначений, состоящих из рисунков, отдельных букв, слов или цифр, вошедших во всеобщее употребление. Всем предприятиям РСФСР, независимо от их формы собственности, было предписано маркировать свои товары особым знаком для отличия своей продукции от аналогичной продукции.

В конце 20-х годов происходит постепенное сворачивание НЭПа. В сфере промышленности государство постепенно отменяет самостоятельность предприятий. Период товарно-денежной экономики заменяется полным огосударствлением экономики. На фоне всего этого интерес государства к товарным знакам, как средствам индивидуализации продукции определенного производителя, несколько ослабевает. 7 марта 1936 года принимается Постановление ЦИК и СНК СССР «О производственных марках и товарных знаках»15. Данное Постановление вводило новое средство индивидуализации продукции, не известное международному праву, производственную марку. Производственная марка должна была размещаться на товаре или его упаковке и обозначать производителя продукции, что роднило ее с товарным знаком. Однако в отличие от товарного знака производственная марка включала полное или сокращенное наименование изготовителя с указанием его местонахождения и ведомственной подчиненности, а также сорт товара и номер ГОСТа. Все предприятия были обязаны ставить производственную марку на выпускаемой ими продукции. За несоблюдение этой обязанности руководители предприятия привлекались к уголовной или дисциплинарной ответственности. В тоже время возможность маркировки продукции товарным знаком была оставлена на собственное усмотрение предприятий. Тем самым по своему значению признавался приоритет производственной марки над товарным знаком.

В это же время появляется правовая охрана коллективных товарных знаков. Впервые коллективные товарные знаки были упомянуты именно в Постановлении Правительства СССР от 7 марта 1936 года, которое определило, что «тресты, объединения, а также торговые организации могут иметь товарный знак, общий для всех входящих в их состав предприятий».

С 1940 года регистрация товарных знаков стала производиться Народным комиссариатом торговли СССР.

Дальнейшее свое развитие законодательство о товарных знаках в СССР получило лишь в 60-е годы с принятием Постановления Совета Министров СССР от 16 февраля 1962 года «Об улучшении производственной маркировки товаров народного потребления», в котором законодательно был закреплен отказ от такого средства маркировки товара, как производственная марка. Единственным средством индивидуализации продукции признавался товарный знак. Его применение стало обязательным для маркировки товаров народного потребления.

В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 15 мая 1962 года «О товарных знаках»16 Государственным Комитетом по делам открытий и изобретении было принято Положение о товарных знаках 23 июля 1962 года, которое предписывало предприятиям иметь зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки. Согласно пункту 1 Постановления Совета Министров СССР от 15 мая 1962 года государственные, кооперативные и общественные предприятия и организации обязывались помещать на произведенные ими изделия или на их упаковку товарные знаки, которые должны были быть зарегистрированы в Государственном Комитете СССР по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР. Было запрещено использование в качестве товарного знака изображений, которые вошли во всеобщее употребление и содержат: изображения государственных гербов, красного креста или красного полумесяца, а также знаков международных организаций; только обозначения времени, места изготовления товаров, их цены или качества; ложные сведения или сведения, которые могут ввести потребителя в заблуждение, противоречат общественным интересам, морали, международным соглашениям, в которых участвует СССР (пункт 3).

Постановление закрепляло срок действия регистрации товарных знаков, который составлял 10 лет с возможностью его продления не более чем на 10 лет. Право пользования товарным знаком могло быть передано в определенном порядке по лицензии в течение периода его правовой охраны.

8 января 1974 года Государственным Комитетом  СССР по делам изобретений и открытий было утверждено новое Положение о товарных знаках17, которое более детально по сравнению с предыдущим Положением регламентировало, какие обозначения не могут быть» зарегистрированы в качестве товарного знака. Принятие нового Положения о товарных знаках стало необходимо в результате присоединения СССР к Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 года и Ниццкому соглашению о международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков 1957 года.

В соответствии с данным Положением не допускалось использование в качестве товарного знака следующих обозначений:

- представляющих  собой общепринятые символы и  термины, которые характеризуют  не товар, а отрасль промышленности, сферу деятельности;

- тождественных  знакам, зарегистрированным или  заявленным ранее в СССР для  однородных изделий либо охраняемым  в силу международных договоров с участием СССР;

- вошедшие  во всеобщее употребление в качестве обозначения товаров известного рода;

- не обладающих  различительными признаками или  носящих описательный характер (в том числе хвалебный);

- ложных  и способных дезориентировать  потребителя сведения о товаре либо его изготовителе;

- образованных  только из официальных контрольных, гарантийных или пробирных клейм  или печатей;

- противоречащих  правопорядку или социалистической  морали;

- противоречащих  международным договорам, в которых  участвует СССР18.

Попытка кодификации правовых норм, регулирующих обращение товарных знаков, была предпринята в Законе СССР от 3 июля 1991 года «О товарных знаках и знаках обслуживания»19. Необходимость разработки Закона СССР о товарных знаках была вызвана началом экономических реформ и присоединением СССР к целому ряду международных соглашений в сфере товарных знаков. Данный Закон так и не вступил в силу вследствие распада СССР.

Дальнейшее развитие законодательство о товарных знаках получило уже в Российской Федерации, в законе «О товарных знаках и знаках обслуживания», которое, в свою очередь, утратило силу в связи с принятием части 4 ГК РФ.

На основе Закона СССР от 3 июля 1991 года «О товарных знаках и знаках обслуживания»20, который, как уже было сказано выше, так и не вступившего в силу вследствие распада СССР, был принят Закон РФ от 23 сентября 1992 года .N»3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»21. Этот закон действовал до вступления 1 января 2008 года в силу части четвертой Гражданского кодекса РФ.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации в статье 44 закрепила, что товарный знак, как часть интеллектуальной собственности охраняется законом. Согласно статье 71 Конституции РФ гражданское законодательство и правовое регулирование интеллектуальной собственности были отнесены к ведению Российской Федерации. Правовое регулирование товарных знаков нашло свое отражение и в части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, статья 128 ГК РФ закрепила, что к объектам гражданских прав относятся результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность). В статье 132 ГК РФ было определено, что «в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая... права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом или договором». В части II Гражданского кодекса Российской Федерации статья 1027 определяет, что право на товарный знак может быть передано по договору коммерческой концессии.

Стремление Российской Федерации войти во Всемирную торговую организацию (ВТО) потребовало унификации норм российского законодательства в сфере правовой охраны товарных знаков в соответствии с Соглашением по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (TRIPS). Вследствие чего 13 ноября 2002 года Государственной Думой РФ был принят ФЗ РФ №166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в 'Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»«22.

Важным шагом в развитии российского законодательства о товарных знаках явилось принятие части четвертой Гражданского кодекса РФ23, которая вступила в силу с 1 января 2008 года. В части четвертой Гражданского кодекса РФ правовому регулированию товарных знаков посвящены параграф 2 главы 76. В целом данный параграф повторяет содержание Закона РФ о товарных знаках, однако, были внесены и существенные новеллы, необходимые для присоединения Российской Федерации к Соглашению ТРИПС и вступлению во Всемирную торговую организацию.

С 1 января 2008 года Закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» принятый 23 сентября 1992г. утратил силу в связи в вступлением Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 года №231-Ф324. Это привело к утрате оснований для действия некоторых нормативно - правовых актов, принятых в соответствии со ст. 43 Закона о товарных знаках.

Часть четвертая ГК РФ предусматривает принятие ряда нормативно-правовых актов, в том числе устанавливающих требования к документам заявки на регистрацию товарного знака, регламентирующих процедуры рассмотрения возражений и заявлений в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, функции которого возложены на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. В связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»25 было образовано Министерство образования и науки РФ, которому переданы функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности преобразуемого Российского агентства по патентам и товарным знакам. В соответствии с этим Указам Российское агентство по патентам и товарным знакам было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Его функции по принятию нормативных актов в установленной сфере деятельности были переданы министерству образования и науки РФ. Сосредоточение функций по нормативно-правовому регулированию на уровне министерств не позволяет Роспатенту издавать нормативные правовые акты. Следовательно, органом, осуществляющим такое регулирование, в настоящее время является Министерство образования и науки Российской Федерации, в ведении которого находится Роспатент (сокращенное название Федеральной службы по интеллектуальной собственности патентам и товарным знакам).26

В соответствии с концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг. одной из ее основных задач является разработка и внедрение административных регламентов в органах исполнительной власти27. Порядок разработки и утверждения административных регламентов, а также требования к ним утверждены Правительством Российской Федерации28.

С учетом изложенного нормативные правовые акты по применению положений Гражданского кодекса РФ в отношении товарных знаков изданы в форме утверждаемых Минобрнауки России административных регламентов исполнения Роспатентом государственных функций.

Минобрнауки России в направлении деятельности по регулированию законодательства о товарных знаках утверждены следующие Административные регламенты:

1. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по осуществлению ведения реестров зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности, публикации сведений о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности, поданных заявок и выданных по ним патентах и свидетельствах, о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты, об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности29;

2. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по регистрации договоров о предоставлении права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральных микросхем, а также договоров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности, охраняемых в соответствии с патентным законодательством РФ30;

3. Административный  регламент исполнения Федеральной  службой по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным  знакам государственной функции по осуществлению в установленном порядке продления срока действия патента на изобретение, относящиеся к средствам, для применения которых требуется разрешения уполномоченного на это органа в соответствии с законодательством Российской Федерации, срока действия патента на промышленный образец, свидетельства (патента) на полезную модель, свидетельства о регистрации товарного знака, знака обслуживания, свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара, а также восстановления действия патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, прекращенного в связи с неуплатой в установленный срок пошлины за поддержание его в силе31.

Разработан, но еще не утвержден Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема, регистрации и экспертизы заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, рассмотрения заявлений о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, но не имеющего правовой охраны на территории Российской Федерации, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, осуществления государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания и выдачи на них свидетельств.32

Правовая охрана товарных знаков в РФ