Правовое положение представительств иностранных фирм в Российской Федерации



Министерство образования  Российской Федерации

ГОУ ВПО Хакасский  Университет им. Н.Ф. Катанова

Институт истории и  права

Кафедра гражданского права  и процесса

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое положение  представительств

 

иностранных фирм в РФ

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Галкина Ольга  Николаевна

Курс__5____группа__ Ю-004______

Форма обучения___очная__________

Место обучения__ХГУ, ИИП_______

 

                                                  Проверила: Чеботарева И.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Абакан г.

 

План 

Введение

  1. Понятие «представительства» иностранной фирмы по гражданскому, налоговому и инвестиционному законодательству. Отличия от филиала.
  2. Порядок открытия и прекращения деятельности представительств иностранных фирм (в т.ч. в отдельных сферах банковской, страховой и т.д.).
  3. Правовое регулирование деятельности (законодательство РФ, международные договоры).

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие «представительства» иностранной фирмы по гражданскому, налоговому и инвестиционному законодательству. Отличия от филиала.

До недавнего времени деятельность иностранных организаций в России регулировалась Законом РСФСР от 4 июля 1991г. N 1545-1 «Об иностранных инвестициях». В этом Законе были перечислены виды предприятий с иностранными инвестициями, к числу которых принадлежали:

- предприятия с долевым участием иностранных инвестиций, их дочерние предприятия и филиалы;

- предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам, их дочерние предприятия и филиалы;

- филиалы иностранных юридических лиц.

Однако относительно представительств иностранных юридических лиц в нем ничего не говорилось, хотя и затрагивался вопрос о представительствах предприятий с иностранными инвестициями.

В настоящее  время основным нормативным актом, регулирующим вопросы иностранного присутствия на российском рынке, является Федеральный закон от 9 июля 1999г. N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях», который регламентирует порядок создания и ликвидации коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также филиалов иностранных юридических лиц. Но и этот Закон при всех его положительных качествах не содержит каких-либо норм о представительствах иностранных юридических лиц в России и, следовательно, не разъясняет понятия такого представительства.1

   Хотя это и очевидно, т.к. открытие представительства иностранного юридического лица в принципе не может само по себе рассматриваться как инвестирование капитала и не должно, таким образом, подпадать под действие Закона об иностранных инвестициях. Дело в том,  что когда речь идёт об инвестировании, предполагается, что лицо - инвестор - предоставляет некоторое имущество, которым он владеет на законном основании, с целью последующего извлечения прибыли. Учреждение же представительства иностранной фирмы является одной из форм осуществления внешнеэкономической деятельности иностранных юридических лиц на территории Российской Федерации и может быть не связано с капиталовложениями, а имеет целью облегчение заключения внешнеторговых сделок с российскими партнёрами.

В связи с  этим для уяснения значения термина представительство необходимо обратиться к отечественному гражданскому законодательству, ибо согласно ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ правила гражданского законодательства применяются к отношениям с участием иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно положениям гражданского законодательства РФ любые юридические лица могут образовывать свои обособленные подразделения по всей территории России. В ГК РФ предусмотрено два основных типа таких подразделений: 1) представительство; 2) филиал.

Представительство юридического лица определяется в ГК РФ (ст.55) как «обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту».

Из определения видно, что данное понятие включает в себя четыре признака: во-первых, это подразделение юридического лица; во-вторых, обособленное подразделение; в-третьих, расположенное вне места нахождения юридического лица; в-четвертых, представляющее интересы юридического лица и осуществляющее их защиту.

Функции филиала значительно  шире функций представительства. Основное различие между филиалом и представительством заключается в том, что филиал выполняет вне места расположения юридического лица не одну, а «все его  функции или их часть, в том числе функции представительства». Возможно наделение филиала только частью полномочий предприятия. В остальном правовое положение филиалов сходно с правовым статусом представительств. Общим для представительства и филиала является то, что они:

- не являются юридическими лицами, то есть не могут быть стороной в договоре, от своего имени приобретать и реализовать имущественные и личные неимущественные права, выступать истцом или ответчиком в суде;

- действуют на основании утвержденного головной компанией положения;

- должны быть упомянуты в учредительных документах головной конторы;

- выступают от имени юридического лица;

- наделяются имуществом создавшего их юридического лица;

- руководитель филиала (представительства) выполняет свои обязанности на основании доверенности;

- имущество находится в собственности основного общества и учитывается как на самостоятельном балансе, так и на балансе основного общества;

- ответственность за их деятельность несет основное общество всем принадлежащим последнему имуществом;

- имеет собственную печать.2

То есть,  разница в правовом положении филиала и представительства заключается в том, что филиал может осуществлять производственно-хозяйственную деятельность, а представительство – нет. На практике представительства чаще всего создаются для заключения договоров. Они правомочны также «вести» договора, то есть следить за их надлежащим и своевременным исполнением, но не вправе самостоятельно осуществлять конкретную хозяйственную деятельность.3 

Все вышеотмеченное о представительствах и филиалах в полной мере относится к обособленным подразделениям как российских, так и иностранных юридических лиц в РФ.

При отнесении

 

 

Таким образом, по российскому законодательству деятельность филиала юридического лица гораздо шире, чем деятельность представительства, однако на практике широко используется лишь вторая форма деятельности иностранных юридических лиц в России. Причины такого положения дел станут понятными, если учесть, что налоговые органы фактически основная государственная структура, реально контролирующая деятельность иностранных компаний в России.

Юридическая форма филиала  практически не используется иностранными фирмами, приходящими на российский рынок: отдельные случаи их организации можно наблюдать лишь в нефтяной и газовой промышленности. Причина этого явления в том, что вышеупомянутые положения ГК РФ касательно различий статуса филиалов и представительств до сих пор остаются на бумаге. Все подзаконные акты и ведомственные инструкции оперируют лишь понятием «представительство» (или «отделение») для обозначения всех форм подразделений юридических лиц, фактически отсутствует контроль за соблюдением последними положений своих собственных учредительных и регистрационных документов. Поэтому иностранные компании предпочитают регистрировать любую свою деятельность в России в форме представительства и таким образом избегать проблем, связанных с непроработанностью российского законодательства в отношении филиалов иностранных юридических лиц.

К тому же следует учесть, что форма представительства — самая осторожная форма присутствия иностранного юридического лица на территории другого государства. Поэтому такая форма весьма удобна для иностранных юридических лиц, так как в процессе изучения данной страны, ее законодательных норм, рынка, условий функционирования в ней форма представительства просто незаменима.

 

 У иностранных представительств по сравнению с другими экономическими субъектами существуют следующие преимущества:

1)   регистрация  представительств иностранных юридических лиц осуществляется гораздо проще, чем регистрация юридических лиц с участием иностранного капитала;

3)   по сравнению  с российскими юридическими лицами и юридическими лицами с участием иностранного капитала в настоящее время в представительствах не требуется вести бухгалтерский учет в полном объеме; для налоговых органов достаточно ведения учета в объеме, позволяющем рассчитать налоговые обязательства;

4)  для аккредитованных  представительств временный ввоз автомобилей, офисной техники и прочего имущества производится без уплаты таможенных пошлин;

5) наличие у иностранных  юридических лиц, имеющих постоянные  представительства в Российской  Федерации, права уменьшать облагаемую  прибыль на сумму, направленную  на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения и погашение кредитов, предоставленных на эти цели (размер данной льготы не может превышать 50% суммы налогов, исчисленных без ее учета);

6) факт наличия представительства  имеет немаловажное значение, поскольку только в этом случае иностранная компания может рассчитывать на льготы и преференции, обусловленные соответствующими налоговыми соглашениями.

 

Эти факторы способствуют тому, что многие иностранные юридические лица при выборе формы осуществления деятельности в России предпочитают не создавать на территории РФ дочернее юридическое лицо или филиал, а ограничиваются открытием представительств, через которые они осуществляют не только исключительно представительскую, но и основную деятельность иностранного юридического лица, что идет вразрез с гражданским законодательством Российской Федерации.4

Это нарушение  государственные органы до сих пор  игнорировали. Однако существует вероятность, что в соответствии с установившейся с принятием Закона тенденцией на деятельность представительств и филиалов будет обращаться более пристальное внимание. Следовательно, существует риск, что все иностранные компании, ведущие коммерческую деятельность через представительства, вынуждены будут в соответствии с ГК и новым Законом переаккредитовать созданные ими представительства в филиалы.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В российской правовой системе  не закрепляются такие категории, как  «допуск», «признание», используемые в  отношении иностранных юридических  лиц, в отличие, например, от правовой системы Франции, Германии, где предусмотрена специальная процедура признания иностранного юридического лица со стороны государства (в частности, путем издания соответствующего приказа во Франции). Получается, что в целом все иностранные юридические лица могут осуществлять на территории Российской Федерации хозяйственную деятельность, заключать различного рода договоры, открывать представительства или учреждать филиалы, совершать сделки, а также участвовать в любых правоотношениях подобно российским юридическим лицам.6 При этом никакого официального разрешения для деятельности иностранных юридических лиц не требуется.

Вместе с тем, в российском законодательстве по ряду вопросов деятельности иностранных юридических лиц  предусмотрено  специальное регулирование. Это касается, в частности, налогообложения: иностранное юридическое лицо, действующее на территории России без открытия соответствующего филиала или представительства, не освобождается от взимания налога на добавленную стоимость при заключении договора аренды помещения (что предусматривается для иностранного юридического лица, осуществляющего свою деятельность на территории России через представительство). Таким образом, российский законодатель «стимулирует» иностранные юридические лица открывать на территории России представительства и филиалы, посредством которых соответствующее иностранное юридическое лицо может осуществлять хозяйственную деятельность. В большинстве случаев так и происходит: иностранные юридические лица занимаются предпринимательством в России через свои представительства и филиалы.7

Прежде чем  легализовать свою экономическую деятельность, любой субъект, в том числе  и иностранный, должен быть официализирован, т.е. зарегистрирован государством. Государственная регистрация как правовой институт, выполняющий учетно - контрольные и легализующие функции, обладает следующими признаками:

- установление  ее требований и процедур прежде  всего законами;

- государственное  признание законности или незаконности  действий юридического и физического лица;

- обязанность  осуществления регистрации для  соответствующего органа и хозяйствующих  субъектов;

- обладание  юридико - информационной ценностью.8

Одной из форм легализации  иностранного юридического лица на территории России является аккредитация представительств иностранных юридических лиц.

Слово «аккредитация» латинского происхождения  – accredere – оказывать доверие. Режим аккредитации представляет собой процедуру официального государственного признания субъектов аккредитации (аккредитованных субъектов) и, соответственно, возможности и правомочия выполнения ими определенных  функций, установленных государством в лице специализированного аккредитующего органа.9 

Аккредитация в России осуществляется в соответствии с  Положением о порядке открытия и деятельности в СССР представительств иностранных фирм, банков и организаций, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 30 ноября 1989 года № 1074. Процесс легализации представительств иностранных юридических лиц осуществляют государственные органы исполнительной власти.

Известно, что  при отсутствии закона о федеральных  органах исполнительной власти их структура  и система утверждаются до настоящего времени указами Президента РФ. Происходит это довольно часто, ведомства создаются, упраздняются, преобразуются, их функции передаются от одного к другому, дублируются, в общем, систему органов исполнительной власти нельзя назвать стабильной. Функции регистрации иностранных субъектов, выполняемые различными государственными органами РФ, содержатся в положениях о них, а также в действующем законодательстве России.10

Разрешение  на открытие представительств выдают следующие органы:

1) Банк России  выдает разрешения на создание  банков с участием иностранного  капитала и филиалов иностранных  банков, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организации  иностранных организаций на территории РФ (ст.51 ФЗ «О Центральном Банке РФ», Приказ от 07.10.97г. №02-437 «О порядке открытия и деятельности в РФ представительств иностранных кредитных организаций»);

2) Министерство  иностранных дел РФ выдает  разрешения на открытие представительств  зарубежных средств массовой  информации, если иное не предусмотрено  межгосударственным договором, заключенным  РФ (ст. 55 закон от 27.12.91г. №2124-1 «О средствах массовой информации»);

3)  Министерство юстиции РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных религиозных организаций (ст. 13 Закона от 26.09.97г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Постановление от 02.02.98г. №130 «О порядке регистрации, открытия и закрытия в РФ представительств иностранных религиозных организаций»);

4) Федеральная авиационная служба РФ выдает разрешения на открытие представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, осуществляющих свою деятельность в области гражданской авиации на территории РФ (Приказ ФАС России от 05.08.97г. №166 «О введении в действие «Инструкции о порядке проведения аккредитации представительств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории РФ»);

5) Торгово-промышленная палата РФ выдает разрешения:

- на открытие представительств  иностранных торговых палат, смешанных  торговых палат, федераций, ассоциаций  и союзов предпринимателей;

- иностранных фирм и организаций, в сотрудничестве с которыми заинтересованы члены торгово-промышленных палат (ст.15 Закона от 07.07.93г. №5340-1 «О торгово-промышленных палатах в РФ»);

6) Государственная регистрационная палата при Министерстве юстиции РФ аккредитует представительства иностранных компаний на территории РФ (п.3 Приказа Министерства юстиции РФ от 22 апреля 2003г. №100);

7) Министерство промышленности, науки и технологий РФ выполняет функцию проведения аккредитации в РФ иностранных фирм и организаций, осуществляющих в России деятельность в области науки и технологий (подп.88 п.5 Постановление Правительства РФ от 26 октября 2000г. №812).

 В связи  с этим можно выделить следующие недостатки нынешней системы аккредитации представительств иностранных юридических лиц:

- наблюдается смешение отраслевого и функционального принципов аккредитации, что в свою очередь ведет к пересечению и дублированию компетенций различных аккредитующих субъектов;

- не выделен четко субъект, чья деятельность аккредитуется - филиала или представительства иностранного юридического лица;

- не дано четкого наименования процессу легализации иностранного субъекта на территории России - аккредитация или выдача разрешений на открытие, хотя это не одно и то же;

- не существует единого для аккредитующих органов уровня нормативного регулирования - в отношении одних органов действуют федеральные законы, а в отношении остальных - подзаконные акты;

- жесткие формулировки относительно иностранных субъектов, деятельность которых аккредитуется в России, не только не корреспондируют между собой, но еще и не учитывают различий российского и иностранного законодательства. Так, в Германии и Швейцарии полные и коммандитные товарищества не являются юридическими лицами. Следовательно, нельзя полноправно говорить об аккредитации представительств только юридических лиц.

Вывод очевиден: система аккредитации представительств иностранных фирм в России нуждается  в унификации.11

Кроме того, каждый аккредитующий орган самостоятельно решает, соответствует ли характер деятельности иностранной фирмы профилю аккредитующего органа, а значит, может ли эта фирма быть аккредитованной именно при этом ведомстве. Нередко фирмы теряют недели и месяцы в поисках организации, которая согласится их аккредитовать.

Относительно документов, которые необходимо представить  в аккредитующий орган, в Положении Совета Министров СССР от 30.11.89г.  №1074 говорится: «5.Инофирма, заинтересованная в открытии представительства, подает в соответствующий аккредитующий орган письменное заявление».

 К заявлению, переведенному на русский язык, должны быть приложены следующие официальные документы:

-   Устав фирмы.

-   Выписка из торгового реестра.   

-   Особое  разрешение   на   открытие   представительства в РФ от государственных упреждений страны местонахождения инофирмы (в случае, если таковое требуется).

-   Доверенность   представителю   инофирмы,   ведущему   от   ее имени  переговоры об открытии в РФ  представительства.

-  Копия платежного  поручения об уплате  сбора  за  выдачу разрешения на открытие представительства (если это требуется).

Все вышеперечисленные  документы (кроме последнего) должны быть легализованы и переведены на русский язык. Как показывает практика, самый оперативный и одновременно экономичный вариант - это легализация всех документов в стране местонахождения инофирмы путем проставления Апостиля (в соответствии с Гаагской конвенцией от 5 октября 1961 г.), а затем перевод их на русский язык и, если понадобится, изготовление нотариальных копий в РФ.12

Количество необходимых  документов может быть и большим. Согласно Положению, «инофирма, помимо указанных сведений и документов, представляет по запросу соответствующего аккредитующего органа другие сведения и документы, касающиеся ее деятельности (информацию об уставном капитале инофирмы, рекомендательное письмо банка, услугами которого фирма пользуется, и т.д.)».

В связи с аккредитацией  представляются уместными следующие  соображения. Во-первых, при аккредитации желательно, чтобы переговоры об открытии представительства вел иностранный сотрудник самой фирмы. Если инофирму будет представлять российский гражданин, могут возникнуть некоторые затруднения (например, в случае необходимости уточнить конкретные факты, касающиеся деятельности инофирмы, он может не располагать какой-то информацией. Понадобится время для уточнений, запросов, а все это требует дополнительного времени). Во-вторых, сотрудники аккредитующих органов, как правило, с большим вниманием и пониманием относятся к иностранным гражданам. В-третьих, с учетом особого места представительств иностранных банков более строгим является контроль за их регистрацией и деятельностью.

После прохождения аккредитации выдается разрешение на открытие представительства на территории РФ, на основании которого можно открыть представительство теоретически в любой точке России.

     В случае  открытия филиала или представительства  иностранного юридического лица  задача государства заключается  в том, чтобы обеспечить стабильность торгового оборота путём защиты интересов добросовестных его участников. С этой целью и должны быть приняты новые нормативные акты регламентирующие порядок открытия филиалов и представительств.

     Существование  процедуры аккредитации представительств наибольшим образом соответствует понятию допуска иностранных инвестиций в страну, она служит цели не допустить открытие филиала или представительства уже обанкротившейся или несуществующей фирмы. Государство с помощью процедуры аккредитации как бы фиксирует положение вещей на определённый момент времени,  таким  образом удостоверяя,  что иностранное юридическое  лицо  в  действительности  существует,  и его финансовое положение заслуживает  доверия. Органы государства и после процедуры аккредитации,  как правило продолжают  осуществлять контроль за деятельностью иностранного  юридического лица, ведь для российских участников торгового оборота могут пройти незамеченными  изменения финансового состояния иностранного контрагента, и даже сам факт его ликвидации по тем или  иным основаниям. Суммируя вышесказанное, ещё раз необходимо отметить,  что процедуру аккредитации следует  рассматривать как факт признания иностранной фирмы, заслуживающей доверия и рекомендуемой государством в лице уполномоченных органов российским организациям в качестве надёжного делового партнёра.

 

Согласно п.2.1.1 Положения  об особенностях учета в налоговых  органах организаций, образованных в соответствии с законодательством  иностранных государств, международных  организаций, утвержденного ГНС (Государственная налоговая служба) РФ 30 сентября 1996г. №ПВ-6-06/680, иностранное юридическое лицо, осуществляющее или намеревающее осуществлять деятельность в РФ через филиал, отделение, бюро и т.п. более одного месяца в году, обязано встать на учет в налоговую инспекцию по месту осуществления деятельности не позднее 30 дней с даты ее начала.

В настоящее время  именно сам факт начала любой деятельности в РФ, а не наличие или отсутствие налоговых обязательств служит основанием для постановки на учет иностранных юридических лиц в налоговом органе. На данное обстоятельство особое внимание следует обращать посольствам иностранных государств при решении вопросов постановки на налоговый учет.

При постановке на учет в  налоговую инспекцию иностранное юридическое лицо должно представлять следующие документы:

1) заявление по форме,  установленной в Приложении №1  к вышеназванному Положению;

2) карту постановки  на учет в налоговом органе  по форме №2, установленной в  Приложении №2 к Положению;

3) оригинал или нотариально заверенные копии легализованных выписок из торгового реестра или сертификата об инкорпорации либо другого документа аналогичного характера, содержащие информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации с нотариально заверенным  переводом на русский язык, для организаций, создание которых не требует специальной регистрации (внесения в торговый реестр и т.п.), - легализованные копии учредительных документов с нотариально заверенным переводом на русский язык;

4) решение уполномоченного органа иностранного юридического лица о создании отделения в РФ с нотариально заверенным переводом на русский язык;

5) доверенность, выданную  иностранным юридическим лицом  на главу (управляющего) отделения или его заместителя, с нотариально заверенным переводом на русский язык.

Не позднее чем через 10 рабочих дней со дня получения  перечисленных выше документов от иностранного юридического лица налоговая инспекция  ставит его на учет с присвоением  идентификационного номера налогоплательщика (ИНН), выдает первый экземпляр карты постановки на учет и информационное письмо с указанием ИНН.

При этом банкам и кредитным  учреждениям запрещается открывать  расчетные или иные счета налогоплательщикам без предъявления документа о постановке на учет в налоговом органе.

Иностранным юридическим  лицам после получения разрешения на открытие представительства в  РФ и получения документов, подтверждающих факт регистрации в налоговых  органах, необходимо также в 30-дневный срок встать на учет в Пенсионном фонде РФ, в территориальном фонде обязательного медицинского страхования РФ, Государственном фонде занятости населения РФ, в исполнительном органе ФСС РФ по месту государственной регистрации, а также зарегистрироваться в органах государственной статистики.13

Продление аккредитации предусмотрено Положением 1989 года: "'Представительства инофирм открываются... с возможностью последующего продления  срока деятельности представительства в СССР в случае заблаговременного обращения инофирм в аккредитующий орган, если цель представительства выполнена не полностью и будет признано целесообразным такое продление".

Правовое положение представительств иностранных фирм в Российской Федерации