Правовое положение субъектов малого предпринимательства

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Современная экономика  представляет собой комбинацию различных  по масштабу производств — крупных, средних и малых. Размеры предприятий зависят от ряда факторов, в числе которых — специфика отраслей, их технологические особенности. Вместе с тем во многих странах мира все большее развитие получают малые предприятия. С одной стороны, проявляются их преимущества: близость к рынкам сбыта, наибольшее приспособление к запросам покупателей, производство продукции мелкими партиями и др. С другой стороны — менее благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами.

Оценивая  актуальность темы выпускной квалификационной работы важно обратить внимание и на одну из тенденций развития современной отечественной экономики, выражающейся в довольно широкой централизации экономической власти у крупных, зачастую в той или иной степени публично-правовых, предпринимательских образований. Фактическая реализации названной тенденции приводит к известному сдерживанию развития отечественной экономики. Для цели преодоления отмеченной тенденции следует развивать область малого и среднего бизнеса. При этом названная цель может быть достигнута только путем применения эффективных правовых средств частноправового и публично-правового характера, стимулирующих малый бизнес. В основе своей такое правовое стимулирование состоит в организации правовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Соответственно, на повестке дня стоит проблема обеспечения дальнейшего развития правового регулирования процессов функционирования малого предпринимательства.

О необходимости  изучения правового положения субъектов  малого предпринимательства писали многие ученые. В.С. Белых обращает внимание на  несовершенство законодательства, которое сдерживает развитие малого предпринимательства в России. Е.П. Губин подчеркивает, что причинами незащищенности субъектов малого предпринимательства, заключаются в ограниченных размерах материальных ресурсов, отсутствии достаточного количества квалифицированных кадров, в сложностях привлечения кредитов, а главное - в наличии существенных административных барьеров, пока еще стоящих на пути малого бизнеса.

В настоящее  время правовое положение субъектов малого предпринимательства базируется на Федеральном законе от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который направлен на поддержку малого предпринимательства, разработку мер по реализации этой поддержки. Малый бизнес является важным фактором обеспечения социальной стабильности и экономического развития Челябинской области, соответственно, развитие предпринимательства - одно из приоритетных направлений в деятельности Правительства области.

Актуальность  темы заключается также в том, чтобы правильно, однозначно определить понятия малого предпринимательства, его признаки, основные виды и формы государственной поддержки малого предпринимательства в Челябинской области.

Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие между субъектами малого предпринимательства, органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в сфере развития малого предпринимательства, определение понятия субъектов малого предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства, виды и формы такой поддержки в Челябинской области.

Предмет исследования: законодательство Российской Федерации, законодательство Челябинской области в сфере малого предпринимательства, и практика его применения.

Целью проведенного в выпускной  квалификационной работе исследования является поиск оптимальных путей  повышения эффективности правового  регулирования отношений, возникающих в сфере малого предпринимательства, и выработка на этой основе практических рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Достижение названной  цели потребовало решения следующих  задач:

  • раскрыть сущность понятия и признаки субъектов малого предпринимательства;
  • проанализировать федеральное законодательство и законодательство Челябинской области, регулирующее отношения в сфере малого бизнеса;
  • дать характеристику основным формам государственной поддержки;
  • рассмотреть финансовую и имущественную формы государственной поддержки на примере Челябинской области.

В качестве методологической основы исследования применялись научные методы: историко-сравнительный, системный, формально-логический, сравнительно-правовой и др.

Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы составляют работы известных ученых – юристов В.С. Белых, В.В. Голофаева, В.И. Губина, П.Г. Лахно и других авторов. Так же были рассмотрены диссертационные работы на соискание ученой степени Ю.А. Волковой – Рарог, С.С. Фомичева и других авторов.

 

Глава 1 Правовое положение субъектов малого предпринимательства

§ 1.1 Понятие и признаки малого предпринимательства

Термин «малое предпринимательство» имеет универсальный, синтетический характер. В научной, учебной литературе делались попытки дать определение малому предпринимательству. При этом некоторые авторы отождествляют «малое предпринимательство» и «малый бизнес», другие, напротив, пытаются дать разграничение этим понятиям. Анализ российского законодательства позволяет прийти к выводу, что более правильно определение «малое предпринимательство», а термин «малый бизнес» позаимствован из зарубежной лексики и есть не что иное, как синоним «малого предпринимательства».

Малое предпринимательство  – это совокупность независимых малых предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.

Малые предприятия – коммерческие организации различных организационно-правовых форм, осуществляющие предпринимательскую деятельность в небольших масштабах, соответствующие определенным требованиям, установленным действующим законодательством1.

Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике даже развитых стран, так как ему свойственны определенные преимущества. В Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» говорится, что он основывается на Конституции Российской Федерации2, а статья 34 Конституции устанавливает права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для осуществления предпринимательской деятельности3. Этим положением установлена экономическая и социальная роль малого предпринимательства.

Анализируя  зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на его следующие преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление; большая возможность индивида реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.

Собственники малых предприятий более склонны к сбережению и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия. Малые предприятия лучше информированы об уровне спроса на местных (локальных) рынках, часто товары производят по заказу конкретных потребителей, дают средства к существованию значительному числу наемных работников. Малые предприятия способствуют росту занятости безработного населения по сравнению с крупными предприятиями, тем самым содействуют подготовке профессиональных работников и распространению практических знаний. Малые и средние предприятия по сравнению с крупными в отдельных странах занимают доминирующее положение как по их числу, так и по удельному весу в производстве товаров (выполнению работ, оказанию услуг).

Однако, как  показывает практика, малому предпринимательству  присущи и определенные недостатки, среди которых: более высокий  уровень риска, что обусловливает высокую степень неустойчивости положения на рынке; большая зависимость от крупных компаний; ошибки в управлении собственным делом; слабая компетентность руководителей, повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих партнеров при заключении договоров (контрактов) и др. Конечно, недостатки и неудачи в деятельности субъектов малого предпринимательства определяются как внутренними, так и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий4.

Постоянный  поиск общественных потребностей и  непрерывное приспособление к ним составляют основу стратегии малого бизнеса. Некоторые западные специалисты склонны рассматривать малое предпринимательство как школу новых личностных взаимоотношений, полигон испытания методов и принципов организации предпринимательства в будущем5.

Однако менее  благоприятные условия хозяйствования, чем у крупных предприятий, обусловливают меньшую устойчивость и конкурентоспособность малого предпринимательства, поэтому оно нуждается в государственной поддержке, которая в РФ осуществляется в соответствии с федеральной и региональными программами, о чем будет рассказано ниже.

Малое предпринимательство это вид предпринимательской деятельности, а потому на него распространяются общие положения о предпринимательстве. Однако малое предпринимательство как экономическая категория обладает совокупностью количественных и качественных показателей (признаков).6

Правовое положение  субъектов малого предпринимательства определяется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии со ст. 4 Федерального закона под субъектами малого предпринимательства понимаются как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели7. При этом надо отметить, что:

а) понятие «малое предприятие» нельзя рассматривать  в качестве организационно-правовой формы коммерческой организации. Статья 50 Гражданского кодекса РФ устанавливает исчерпывающий перечень таких форм;

б) термин «малое предприятие» носит условный характер, поскольку в соответствии с Гражданским кодексом РФ предприятие является объектом прав8;

в) исходя из смысла ст. 4 Федерального закона субъектами малого предпринимательства не могут быть некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы.9

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» называет основной критерий для отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям. Это — количественные показатели в деятельности малых предприятий: средняя численность работников за отчетный период.

Указанная средняя  численность работников не должна превышать следующих предельных уровней - до ста человек включительно для малых предприятий, среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.

До принятия Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» правовое положение субъектов малого предпринимательства регулировалось Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»10, согласно которому количественный критерий определения субъектов малого предпринимательства, по средней численности работников, ставился в зависимость от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности. Указанная средняя численность работников не должна была превышать следующих предельных уровней:

  • в промышленности, в строительстве и на транспорте — 100 человек;
  • в сельском хозяйстве, научно-технической сфере — 60 человек;
  • в оптовой торговле — 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

В данном Законе к субъектам малого предпринимательства также относились и индивидуальные предприниматели, однако для них не устанавливалось дополнительных условий приобретения ими такого статуса. Как представляется, данное положение нельзя было признать правильным. В соответствии со статьей 20 Трудового Кодекса РФ, работодатель – это физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником11. Работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым Кодексом РФ, иными федеральными законами. Поскольку ни Трудовым Кодексом РФ, ни иными федеральными законами не установлено ограничений в отношении физического лица (индивидуального предпринимателя) по заключению трудовых договоров с работниками, он рассматривается таким же полноправным работодателем, как и юридические лица (организации) 12. А поскольку Законом о малом предпринимательстве ограничений по числу работников для отнесения индивидуального предпринимателя к субъектам малого предпринимательства не устанавливал, их количество могло быть весьма велико. Таким образом, образовался своеобразный законодательный пробел. Своеобразие его заключалось в том, что индивидуальные предприниматели ставились в заведомо более выигрышное положение по сравнению с малыми предприятиями. Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» учел данное обстоятельство, и при определении количественного критерия стали учитываться как коммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели.

Применительно к коммерческим организациям Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» применяет второй критерий для отнесения их к малым предприятиям: относительная экономическая независимость от других лиц — Российской Федерации, ее субъектов, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов. В силу ст. 4 Федерального закона субъекты малого предпринимательства - это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов13.

Исходя из формального прочтения Закона к числу малых могут относиться только хозяйственные общества - акционерные, с ограниченной и дополнительной ответственностью, поскольку только эти коммерческие организации имеют уставные капиталы. В товариществах, как известно, - складочные капиталы, а в производственных кооперативах - паевые фонды. Конечно, к числу малых Закон не относит государственные и муниципальные предприятия, так как они находятся в 100% государственной или муниципальной собственности. Поскольку в Законе речь идет только о коммерческих организациях, к субъектам малого предпринимательства, соответственно, не относятся все некоммерческие организации, также имеющие право осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе потребительские кооперативы, многие из которых функционируют в такой сложной сфере, как сельское хозяйство14.

Анализ используемой классификации субъектов рыночной экономики в развитых странах  показывает разнообразие критериев  отнесения предприятий к различным  категориям. Так, в странах — членах ЕС все хозяйствующие субъекты экономики подразделяются на микропредприятия, малые, средние и крупные предприятия. В Европейском обозрении малых и средних предприятий № 6 предельной численностью занятых, позволяющей отнести предприятие к малым, является не более 49 человек, тогда как в России — не более 100 человек.

В целом, в ЕС другими критериями, позволяющими отнести  предприятия к малым, наряду с численностью занятых работников является товарооборот — не более 40 млн. евро, либо балансовая стоимость активов — не более 27 млн. евро. Важным критерием является экономическая независимость малых предприятий. Однако в различных европейских странах количественные критерии значительно отличаются.

В Австрии критериями отнесения предприятий к малым  являются следующие: число работающих — не более 50 человек, при этом годовой доход — не более 5 млн. евро, либо балансовая стоимость активов — не более 2 млн. евро. В обоих случаях доля в собственности предприятия внешних собственников не должна превышать 25%. Последний критерий соответствует российской практике.

В Германии к  малым и средним предприятиям относятся предприятия с числом работающих не более 500 человек, с годовым  оборотом не более 100 млн. евро. В секторе ремесленной торговли к малым предприятиям относят все предприятия, владельцы которых внесены в реестр ремесленной торговли, независимо от размеров предприятия и вида деятельности.

В Италии микропредприятиями считаются предприятия, на которых  занято не более 19 человек, а к малым  — с числом работающих от 20 до 99 человек. Малым средним предприятием является предприятие, на котором число работающих составляет от 100 до 199 человек.

В Португалии к  малым и средним предприятиям относят предприятия, занятые в сфере материального производства, в горнодобывающей промышленности, оказывающие услуги другим предприятиям, а также предприятия, действующие в отраслях оптовой и розничной торговли. Годовой оборот в малых предприятиях не должен быть более 12,3 млн. евро, а доля в капитале других предприятий не должна превышать 50%.

В Швеции к малым и средним предприятиям относят предприятия с численностью работающих не более 200 человек. Для классификации малых и средних предприятий используются следующие показатели:

  • стадии роста (начальная, выживание, рост);
  • географическая сфера деятельности (локальные, региональные, национальные масштабы);
  • отраслевая принадлежность;
  • специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т.д.);
  • типы проблем, характерных для предприятий (например, управление качеством продукции, финансирование и т.д.)15.

Во всех странах первым критерием отнесения предприятия к малым является численность работающих, наряду с которой применяются и такие показатели, как стоимость активов, объем оборота, объем дохода, доля в собственности предприятия внешних собственников, размер уставного капитала (фонда) и др.

Вместе с тем, использование лишь количественного критерия дает представление о малом предприятии лишь как об уменьшенной разновидности крупной организации, не раскрывая ее сущностных характеристик16. Наряду с количественными показателями малого предпринимательства в литературе называют качественные показатели17. К ним относятся:

  • небольшое, по сравнению с крупными предприятиями, число производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;
  • сравнительно ограниченные ресурсы (финансовые, кадровые и т.п.) и преимущественное использование нецентрализованных (неформальных) источников финансирования;
  • высокая организационно-функциональная гибкость и мобильность;
  • менее развитые системы управления, зачастую отсутствие коллегиальных органов управления, сравнительно несложные процедуры внутренней оценки и контроля имущественно–финансового положения организации;
  • несистематичность менеджмента, преобладание «управления здравого смысла»;
  • концентрация большего количества акций (долей в уставном капитале) у учредителей организации и членов их семьи, чаще всего неразделенность функций собственности и управления;
  • способность овладеть только ограниченными (локальными) сегментами рынка;
  • более   высокая   степень   восприимчивости   к   техническим, организационным, управленческим инновациям;
  • уязвимость для неблагоприятных как внешних (политических, экономических, правовых), так и внутренних изменений (во всех странах динамика создания и ликвидации малых предприятий активнее, чем крупных организаций);
  • четкая ориентация на рыночные условия хозяйствования: свободную торговлю, конкурентные механизмы, свободное ценообразование и т.п.

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»18 помимо указанных выше количественных критериев отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, так же устанавливает еще один – объемный показатель - выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлены следующие предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год для субъектов малого предпринимательства: микропредприятия - 60 млн. рублей; малые предприятия - 400 млн. рублей19.  Данный Федеральный закон нацелен на субъекты малого и среднего предпринимательства, он разграничивает данные субъекты по количественному показателю средней численности работников и объемному показателю выручки от реализации. Так субъектами среднего предпринимательства будут юридические лица,  у которых средняя численность работников за предшествующий календарный год от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно, и при выручке от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость не превышает 1000 млн. рублей.

Малое предпринимательство  в странах с развитым рыночным хозяйством является важнейшим регулятором  экономики, поскольку способствует созданию конкурентной среды, и надежным социальным фундаментом, обеспечивая воспроизводство среднего класса общества. С началом рыночных преобразований понятия «малое предпринимательство», «малый бизнес» вошли в нашу жизнь20. Статистика свидетельствует о росте и развитии малого предпринимательства. Малое предпринимательство Челябинской области - динамично развивающаяся сфера экономики, доказавшая свою жизнеспособность и устойчивость в условиях мирового финансового кризиса и способность конкурировать с крупными и средними организациями на внутреннем рынке.

В рамках реализации  Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Закон Челябинской области «О развитии малого и среднего предпринимательства в Челябинской области» от 27 марта 2008 г. № 250-ЗО. Данный Закон определяет порядок реализации полномочий органов государственной власти Челябинской области в области развития малого и среднего предпринимательства в Челябинской области и был принят в целях развития субъектов малого и среднего предпринимательства и формирования конкурентной среды в экономике Челябинской области;  
обеспечения благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства; оказания содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) и результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечения занятости населения и развитие самозанятости; увеличения доли производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового регионального продукта; выравнивания условий для развития малого и среднего предпринимательства в городских округах и муниципальных районах Челябинской области21.

Малые предприятия  могут быть образованы в различных  формах коммерческой организации. Поэтому общий порядок создания юридических лиц применяется к малым предприятиям с учетом особенностей создания отдельных видов коммерческих организаций.

В теории и правоприменительной  практике выделяют четыре основных порядка создания юридических лиц.

Распорядительный  порядок характеризуется тем, что  юридическое лицо создается на основе распоряжения (решения) собственника имущества  или уполномоченного им органа. Для данного способа характерны три основные стадии: 1) издание индивидуального (распорядительного) акта собственником или компетентным органом; 2) организационная работа (подбор кадров, выделение средств и т.д.); 3) утверждение учредительных документов.

В связи с  ликвидацией государственной монополии  в сфере создания юридических лиц и придания в нашем законодательстве большого значения факту их государственной регистрации этот порядок фактически утратил значение, за исключением случаев, установленных в законе.

Разрешительный  порядок характеризуется тем, что  инициатива создания исходит от будущих участников (учредителей) юридического лица. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность образования данного юридического лица и дает на то соответствующее разрешение.

Для данного  способа характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) издание скоординированного (согласованного) акта компетентного органа или юридического лица; 3) организационная работа. В разрешительном порядке создаются, например, банки, коммерческие юридические лица с особо крупным размером уставного капитала или объединяемых средств.

Явочно-нормативный  порядок не требует ни распоряжения, ни специального разрешения. Такое разрешение в общей форме содержится в норме закона. Требуются лишь инициатива учредителей, их явка. Компетентный государственный орган проверяет соблюдение порядка образования и соответствия характера и целей создаваемого юридического лица общим требованиям, предъявляемым законодательством к этой организационно-правовой форме, создаваемой данным способом. Для него характерны: 1) инициативный акт учредителей; 2) организационная работа; 3) контрольная работа компетентного органа. Этот порядок наиболее распространен во всем мире, в том числе и в России22.

Вновь созданные  организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельных значений23.

Следует отметить, что с 2008 года Федеральным законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены новые критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к категории малых (включающим микропредприятия) и средних предприятий. Индивидуальные предприниматели, ранее составлявшие отдельную категорию, также отнесены по критериям, определенным федеральным законом, к малым и средним предприятиям.  Так, в соответствии с этим, с 2008 года органами статистики в Администрацию города Челябинска предоставляются данные по малым предприятиям (за исключением микропредприятий) и по средним предприятиям. Данные по микропредприятиям предоставляются по запросу Администрации города инспекциями Федеральной налоговой службы по районам города.

Так же важно  заметить, что по сравнению с ранее действующим законодательством Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» № 209-ФЗ предусматривает порядок проведения федеральных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого предпринимательства.

Так, в рамках проведения сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, Управлением Федеральной службы статистики по Челябинской области в 2011 году было намечено проведение сплошного статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства Челябинской области в 2010 г., в том числе в городе Челябинске24.  Столь масштабное обследование впервые затронуло так глубоко хозяйственную деятельность малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей. Среди субъектов Российской Федерации Челябинская область заняла десятое место по количеству субъектов малого и среднего предпринимательства – юридических лиц и девятое место по количеству индивидуальных предпринимателей. Структура субъектов малого предпринимательства по видам экономической деятельности является довольно устойчивой, что подтвердили данные сплошного наблюдения. Малый бизнес отдает предпочтение торговле, на которую приходится 40,5 % от общего числа малых и средних организаций. Распространенными видами деятельности также являются «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» - 20,8%,  «обрабатывающие производства» - 11,1%, «строительство» - 10,8%25.

Сплошные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства проводятся один раз в пять лет. Соответственно, следующие работы по статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства в Челябинской области должны будут поводиться Управлением Федеральной службы статистики по Челябинской области в 2016 г.

Правовое положение субъектов малого предпринимательства