Правовое регулирование авторских правоотношений

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

НАПРАВЛЕНИЕ «Юриспруденция»

 

 КАФЕДРА  ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА

 

Допущено к защите в ГАК

Зав. кафедрой гражданского

права и процесса,

к.ю.н., доцент

_________________ И. В. Тордия

«_____»_ _____________ 2011 г.

 

 

ВЫПУСКНАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  РАБОТА

 

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  АВТОРСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

 

 

 

Выполнила

студентка 4 курса

дневного отделения                                                                                    А.А. Саитова

 

Научный руководитель

к.ю.н., доцент                                                                           О. А. Слипченко

 

 

 

 

              

 

 

 

 

 

 

Тюмень 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Список сокращений_____________________________________________________   3

Введение______________________________________________________________  4

Глава 1. Правовая характеристика авторского права как гражданско-правового института

1.1 История становления института  авторского права в России  и в зарубежных странах _______________________________________________________________ 7

1.2 Источники правового регулирования института авторского права _________ 12

1.3 Понятие, предмет и правовая  природа института авторского права _________ 18

1.4 Объекты и субъекты авторских прав____________________________________21

Глава 2. Авторские права и способы их передачи

2.1 Классификация авторских прав _______________________________________ 29

2.1.1 Личные неимущественные авторские  права____________________________30

2.1.2 Имущественные авторские права  ____________________________________ 37

2.1.3 Иные авторские права ______________________________________________48

2.2 Правовое регулирование способов  передачи авторских прав _______________ 50

Глава 3. Понятие и гражданско-правовые особенности защиты авторских прав

3.1 Характеристика гражданско-правовой  защиты авторских прав______________56

3.2 Пути совершенствования гражданско-правовой защиты авторских прав _____ 61

3.3 Технические средства  защиты произведений, охраняемых  авторским правом _67

Заключение ___________________________________________________________ 73

Список использованных источников ______________________________________ 80

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

ВС РФ            —

Верховный Суд Российской Федерации

ВТО                —

Всемирная торговая организация

ВОИС             —

Всемирная организация  интеллектуальной собственности

ГК РФ            —

Гражданский кодекс Российской Федерации

ГПК РФ         —

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

КоАП РФ      —

Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

СЗ РФ             —

Собрание законодательства Российской Федерации

СЗ РСФСР     —

Собрание законов Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

СНК                —

Совет народных комиссаров

СУ РСФСР    —

Собрание узаконений Российской Советской Федеративной Социалистической Республики

ТРИПС           —

Торговые аспекты прав интеллектуальной собственности

УК РФ            —

Уголовный кодекс Российской Федерации

ЦИК               —

Центральный исполнительный комитет


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческий  гений является источником всех произведений искусства и изобретений. Эти произведения являются гарантией жизни, достойной человека. Долг государства – обеспечить надежную охрану всех видов искусства и изобретений.

(Надпись на куполе здания штаб-квартиры ВОИС в Женеве.)

 

В соответствии с частью 1 статьи 44 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом1. Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества.

Актуальность выбранной  нами темы заключается в том, что  в современную эпоху, называемую «информационным обществом», мы являемся свидетелями бурного развития интеллектуальной деятельности человека. Эта деятельность имеет значение не только для человека, но и для социального и экономического развития любого государства. Она является составной частью безопасности государства, поскольку недостаточный интеллектуальный потенциал, являющийся, как правило, следствием недостаточного развития нормативно-правовой базы, ведет к неконкурентоспособной экономике, слабому государству. В связи с этим, правовое регулирование авторских прав принадлежит к числу наиболее важных и сложных цивилистических проблем, имеющих непреходящую научную и практическую значимость, требующее определенных правовых корректировок.

Институт авторского права в России появился в начале XIX века (1828г.)2, где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности. Таким образом, с того дня прошло примерно сто восемьдесят лет, но это сравнительно небольшой отрезок времени, за который можно было бы увидеть качественные изменения в развитии отрасли права, отвечающие требованиям и пожеланиям современного общества.

За последние годы в научном обществе проявился  несомненный и значительный  интерес  к авторскому праву по ряду объективных  и субъективных причин, связанных  с быстрыми темпами развития современного общества, его потребностей, а также  с изменениями в законодательстве, регулирующими авторские права и их защиту.  Так же можно отметить, что в условиях развития информационных технологий многие произведения стали доступными для массового, порой незаконного, использования. Можно предположить, что авторы, исследующие институт авторского права, по мнению С.А. Сударикова, достаточно некорректно подходят к толкованию как законодательства, так и книг, статей об авторском праве, тем не менее, также, по мнению автора, в России с момента появления законодательства об интеллектуальной собственности все же имеются высококлассные специалисты в сфере авторского права3. Поэтому, необходимо отметить, что в настоящее время в России отсутствует «информационный голод» в отношении авторского права. Проблема заключается в правильном понимании содержания информационных источников.

К проблемам авторского права в различных его аспектах многократно обращались отечественные  правоведы дореволюционного, советского и современного периода. В дореволюционный  период данные вопросы были освещены в трудах К. Анненкова, С.А. Беляцкина, Я.Л. Канторовича, А.А. Пиленко, К.П. Победоносцева, В.Д. Спасовича, И.Л. Фойницкого, Г.Ф. Шершеневича и др.

В советский и современный  периоды глубокие теоретические  исследования рассматриваемого института либо его отдельных аспектов проводились Б.С. Антимоновым, М.М. Богуславским, Э.П. Гавриловым, М.В. Гордоном, В.П. Грибановым, И.А. Грингольцем, В.А. Дозорцевым, И.А. Зениным, О.С. Иоффе, В.И. Корецким, Л.А. Красавчиковым, М.И. Никитиной, И.В. Савельевой, А.П. Сергеевым, В.И. Серебровским, М.А. Федотовым, С.А. Чернышевой и другими. Анализ правового регулирования авторских отношений приводится также в работах И.А. Близнеца, Л.Ю. Богатовой, С.П. Гришаева, Б.Д. Завидова, В.О. Калятина, Е.И. Каминской, Н.Л. Клык, Б.С. Мартынова, Ю.Г. Матвеева, Л.И. Подшибихина, И.В. Поповой, Л.С. Симкина и многих других авторов.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в сфере реализации авторских прав  и их защиты.

Предметом исследования являются нормы гражданского законодательства, регулирующие вопросы реализации и защиты авторских прав.

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы на основе изучения гражданского законодательства, научной литературы  и правоприменительной практики комплексно исследовать гражданско-правовой институт авторского права и способы их защиты.

Реализация поставленной в выпускной квалификационной работе цели исследования требует решения следующих научно-практических задач:

1) изучить правовое регулирование авторских прав;

2) проанализировать опыт международного законодательства;

3) охарактеризовать особенности объектов авторских правоотношений;

4) изучить специфику авторских прав: исключительных, личных, иных;

5) выявить особенности ответственности при нарушении авторских прав;

6) проанализировать правоприменительную практику по этому вопросу.

Методологической основой  проделанного нами исследования послужили общенаучные и частнонаучные методы. Были использовали следующие общенаучные и частнонаучные методы: исторический, логический, системный, сравнительно - правовой. Опираясь на приемы формальной логики, проанализированы тексты правовых норм. Были изучены и сравнены точки зрения различных ученых - цивилистов, работающих над вопросом охраны прав авторов в РФ.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, состоящих из девяти параграфов, заключения, списка использованной литературы.

 

 

ГЛАВА  1.  ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА КАК ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ИНСТИТУТА

 

    1. История становления института авторского права в России и в зарубежных странах

 

Рассматривая историю  становления института авторского права в России необходимо выделить три периода: имперский период (с 1828 г. по 1917 г.), советский период (с 1917 г. по 1990 г.), современный период (с 1991 г.).

Имперский период связан с тем, что первый закон об авторском праве был принят в Англии в 1710 году, а в Российской империи первое законодательство в области авторского права было принято 22 апреля 1828 г. и относилось оно к сочинителям и издателям книг. 8 января 1830 г. появилось «Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей», 9 января 1845 г. - «Правила о музыкальной собственности», а 1 января 1846 г. - «Положение о собственности художественной»4. С 1887 г. все нормы авторского права перенесены в Свод Законов Российской Империи в приложение к ст. 420 «О праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств»5.

Рассматривая и сравнивая отечественную и зарубежную историю развития авторского права можно заметить, что английское законодательство, регулирующее авторские права, возникло намного раньше российского. Связано это было с тем, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права. В России господствовала цензура.

Последний Закон Российской империи «Об авторском праве» был принят 20 марта 1911 г.6. Этот прогрессивный для своего времени закон лишь в некоторых отношениях не следовал международным нормам. В частности, допускался свободный перевод зарубежных произведений, не устанавливалась охрана кинематографических произведений и т. д. Эти и другие особенности Закона Российской империи «Об авторском праве» не соответствовали положениям Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений от 09 сентября 18867, к которой большинство интеллектуальной элиты России не считало необходимым присоединяться, поскольку выгоды членства в Бернском союзе были не ясны, а потери для переводчиков и просветителей - несомненны.

Про советский период можно сказать то, что 29 декабря 1917 г. в свет вышел Декрет «О государственном издательстве»8. Декрет, учитывая «книжный голод в стране», предложил народной комиссии по просвещению приступить немедленно к широкой издательской деятельности и выпустить, в первую очередь, дешевые издания русских классиков. Сочинения тех из писателей, по которым срок авторского права истек, должны были быть переизданы без особых формальностей. Однако, и в отношении других писателей, декрет предоставил комиссии по просвещению право объявлять государственной монополией, сроком не более чем на пять лет, сочинения, которые подлежат изданию9.

Продолжил эту линию  декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР  от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений»10. Декрет предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР любые произведения, а авторам произведений, объявленных государственным достоянием, обеспечивался гонорар по установленным, в Декрете, ставкам.11 Декрет от 26 ноября 1918 г. отрицательно решил вопрос о переходе авторского права по наследству, однако наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума. Декрет от 10 октября 1918 г. «О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства» объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым литературные, художественные или музыкальные произведения перешли в полную собственность издательств12.

Первый закон об авторском праве был принят 16 февраля 1925 г. в форме постановления Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) и СНК СССР «Об основах авторского права»13.

В постановлении от 30 января 1925 г. «Об авторском праве»14 срок действия авторского права установлен в 25 лет с момента опубликования произведения. В 1928 г. срок действия авторского права был распространен на жизнь автора и 15 лет после его смерти. Не считался нарушением авторского права перевод зарубежного произведения, его использование для создания нового произведения и т. д.

В современный период новым этапом в развитии российского законодательства об авторском праве стали, ныне не действующие, законы от 23 сентября 1992 г. № 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»15 (далее - Закон об охране программ для ЭВМ) и от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»16 (далее - Закон об авторских правах).

Предметом регулирования  Закона об охране программ для ЭВМ стали два объекта авторских прав - компьютерные программы и базы данных. Закон соответствовал международным нормам того времени, в частности Директиве Европейского союза «О правовой охране компьютерных программ»3.

Проект Закона об авторских правах был разработан российскими специалистами на основе «Типового закона ВОИС об авторском праве и смежных правах», таким образом, через 82 года Россия получила законодательство, которое превосходило по уровню и объему охраны Закон Российской империи «Об авторском праве» 1911 г.

Новым этапом развития законодательства об авторском праве и смежных  правах стали разработка, принятие и вступление в силу 1 января 2008 г. части 4 ГК РФ от 18 декабря 2006 № 230-ФЗ17 с отменой всех ранее действовавших специализированных законов в области интеллектуальной собственности, в том числе и авторского права.

Детально изучив историю  развития института авторского права  в России, перейдем к рассмотрению данного института в зарубежных странах. На наш взгляд, необходимо рассмотреть венецианское, английское и французское авторское право для более полной картины становления института авторского права.

В частности, что касается венецианского авторского права, то Венецианская республика первой приняла в 1476 г. Указ о патентах или привилегиях, который распространялся на некоторые творения человеческого разума, в частности на изобретения и книги18.  Считается, что имущественное авторское право возникло 3 января 1491 г., когда автору книги «Феникс» была выдана привилегия, содержание которой свидетельствует о том, что она защищала не права автора, а интересы издателя, которому автор разрешал опубликовать свое произведение. Другими словами, автор обладал правом разрешать публикацию произведения, но после такого разрешения право на публикацию произведения переходило к издателю19.

В случае нарушения запрета  на перепечатку книг к нарушителю применялись меры наказания: конфискация  всех экземпляров книги и штраф за каждый экземпляр книги.

Привилегии Венецианской республики предоставляли издателю право на один из видов использования произведения - право на воспроизведение. Сам же автор никакими иными правами не наделялся. Другими словами, с самого начала система имущественного авторского права обеспечивала интересы правообладателей, а не авторов20.

Рассматривая английское авторское  право можно заметить, что перепечатка книг затронула все страны, в которых возникла полиграфическая промышленность. Наибольшее развитие полиграфическая промышленность получила в Англии.

В английском Законе «Об авторском праве» вместо выдаваемых издателям привилегий устанавливалась правовая охрана изданных книг от их перепечатки. Закон устанавливал право издателя на опубликованную книгу на 14 лет с момента ее опубликования и регистрации. Этот срок мог быть продлен еще на 14 лет при жизни автора уже в его пользу. Другими словами, автор мог получить права на свое произведение только спустя 14 лет после его опубликования и регистрации. Эти права автор мог затем уступить любому иному лицу. Когда указанные выше сроки истекали, авторское право прекращалось и произведение становилось общественным достоянием21.

Охрана от перепечатки книг предоставлялась  при условии внесения произведения в реестр гильдии книгоиздателей. Самовольная перепечатка охраняемой книги влекла за собой конфискацию контрафактной продукции и значительный штраф.

Влияние на становление института  авторского права на американском континенте оказал Закон США «Об авторском праве»22, вступивший в силу в 1790 г.

Значительные дополнения в законодательство об авторском  праве США были внесены и вступили в силу 28 октября 1998 г. С этого времени в США стал действовать Закон «Об авторском праве цифрового тысячелетия» (Digital Millennium Copyright Act - DMCA)23, который содержит положения для соответствия новым Договорам ВОИС.

Французская модель авторского права сложилась во времена Великой  французской революции. В 1791 г. был  принят «Декрет о праве на  постановку и исполнение драматических и музыкальных произведений», а в 1793 г. - «Декрет о праве собственности авторов на литературные произведения, композиторов, живописцев и рисовальщиков»24. Запрещалась перепечатка или воспроизведение произведений литературы и искусства в течение жизни автора, а наследники и другие правопреемники могли пользоваться авторским правом в течение 10 лет после смерти автора.

Французское авторское  право ввело принцип автоматической охраны, который означал, что возникновение правовой охраны не зависит от выполнения каких-либо формальностей. Французская модель авторского права признала личные неимущественные права, которым придан вечный и неотчуждаемый характер. Все авторское право признано естественным правом человека25.

Рассмотрев путь становление  авторского права в России и в зарубежных странах, можно сделать следующий вывод: историю развития законодательства об авторском праве на протяжении последних  столетий  можно   представить   как  поиск   некоего разумного  компромисса,  своего рода договоренности,  между автором и  обществом, с целью попытаться сбалансировать как потребности общества в использовании чужих идей  и  знаний,   так и  потребности  автора   в   справедливом вознаграждении и гаранте защиты своего творческого труда.

 

1.2. Источники  правового регулирования института авторского права

 

Авторское право - один из самых развивающихся гражданско-правовых институтов, представляющий собой сложную иерархию разноуровневых нормативных актов. Оно во многом предопределено влиянием норм международного права и в этом заключается его специфика.

В значительной мере авторское  право РФ, как и любой развитой стране, предопределяется положениями международных договоров.

Международные договоры и конвенции, как установлено в ч. 4 ст.15 Конституции РФ26 являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Среди таких международных  актов можно выделить:

1. Всемирную конвенцию об авторском праве от 6 сентября 1952 г.27 (далее Всемирная конвенция) (пересмотрена в Париже 24 июля 1971г.). В 1928 г. Лига Наций предложила унифицировать законодательство об авторском праве в различных странах, поручив разработку предложений Институту интеллектуального сотрудничества, правопреемником которого после второй мировой войны стала ЮНЕСКО. В 1952 г. в Женеве Межправительственная конференция по авторскому праву приняла Всемирную конвенцию, которая вступила в силу 16 сентября 1955 г. 28

Срок действия авторского права, согласно Всемирной конвенции, составляет период жизни автора и 15 лет после его смерти.

В настоящее время  около 100 стран являются членами  Всемирной конвенции в редакции 1952 г. и более 60 стран - в редакции 1971 г29.

Считается, что Всемирная  конвенция уступает  по уровню предоставляемой охраны Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений. Однако Всемирная конвенция содержит положения, которые в большей мере соответствуют интересам развивающихся стран, чем положения Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений.

2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г.30 (далее Бернская конвенция). Страны, участвующие в Бернской конвенции, образуют Бернский союз. Административные функции в отношении Бернской конвенции выполняет ВОИС.

Конвенция устанавливает минимальные нормы охраны, которые распространяются на подлежащие охране произведения и предоставляемые права, а также на срок охраны.

В настоящее время  членами Бернской конвенции являются 165 государств. РФ является членом Бернского союза с 13 марта 1995 г.

3. Договор ВОИС по авторскому праву от 20 декабря 1996 г.31. Многие положения Соглашения ТРИПС не были новыми, поскольку существовали в региональном и национальном законодательстве.

В договоре ВОИС по авторскому праву сформулированы следующие нормы авторского права: соблюдение положений Бернской конвенции; охрана формы выражения идей, процессов, методов функционирования или математических концепций; охрана компьютерных программ как литературных произведений; охрана компиляций данных или другой информации; прокат компьютерных программ, кинематографических произведений и произведений, воплощенных в фонограммах; право доступа к произведениям в цифровой среде и др.32.

4. Соглашение ТРИПС (подписано 15 апреля 1994 г. и вступило в силу 1 января 1995 г.)33 и др. Создание ВТО инициировано США и рядом экономически развитых стран для достижения мирными средствами целей, которых ранее достигались военным путем. С этой целью используется принцип глобализации мировой торговли, якобы соответствующий интересам всех стран. Однако действительная цель глобализации - захват и контроль  товарных и ресурсных рынков развивающихся стран и стран с переходной экономикой.

Соглашение ТРИПС состоит из 73 статей. Статьи 1 - 8 образуют общий раздел, ст. 9 - 13 посвящены авторскому праву, ст. 14 -  смежным правам, ст. 15 - 39 - промышленной собственности, ст. 40 - 73 - обеспечению прав интеллектуальной собственности34.

В настоящее время  членами Всемирной торговой организации являются более 150 государств мира.

5. Высшую юридическую силу во внутригосударственном законодательстве имеют положения Конституции РФ, ч. 1 ст. 44 которой гарантирует свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом35.

6. Среди федеральных законов следует особо выделить ГК РФ36. На территории России действуют четыре части ГК РФ, в каждой из которых есть нормы, затрагивающие вопросы авторского права и смежных прав.

7. Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы, связанные с авторским правом содержатся также в уголовном (ст. 146 Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 № 63-ФЗ37), административном (ст.7.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 №195-ФЗ38) и процессуальном законодательстве.

8.  Среди федеральных законов как источников авторского права и смежных прав следует выделить Закон РФ от 27 декабря 1991 №2124-1 «О средствах массовой информации»39, Закон РФ от 17 ноября 1995 №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ»40 и др.

До введения в действие части 4 ГК РФ действовал Закон об авторских правах, который непосредственно регулировал авторские права, но в связи с введением 4 части ГК РФ, который вступил в законную силу с 1 января 2008 г., необходимость в Законе об авторских правах потеряла смысл и он утратил силу. Теперь регулирование авторских прав осуществляется ГК РФ41.

Некоторые изменения  произошли, но говорить о кардинальных переменах в регулировании авторского права не стоит, считаем, связано это с тем, что в 4 часть ГК РФ включены все основополагающие нормы, которые были закреплены в Законе  об авторском праве42. Главную роль необходимо уделить именно тем положения, которые не были зафиксированы в Законе об авторских правах и нашли отражение в 4 части ГК РФ. К ним можно отнести, например, распространение на сферу авторского права возможности заключения договора о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав (ст. ст. 1234 и 1285 ГК РФ43). Раннее в законодательстве требовалось указывать в авторском договоре конкретные виды прав, способы использования, сроки, территорию, возможность дальнейшей передачи прав и т.д.

Как положительный момент, необходимо отметить норму о том, что, если в договоре не определен размер вознаграждения или порядок его исчисления, подобный договор будет считаться незаключенным (ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ). Таким образом, использование произведений по такому договору будет признано незаконным и у автора появится возможность взыскания компенсации за нарушения его прав. Несоблюдение письменной формы договора, как теперь специально указано в ст. ст. 1234 и 1235 ГК РФ44, повлечет признание договора недействительным, за исключением случаев, когда сам ГК допускает возможность заключения договоров без соблюдения письменной формы.

Правовое регулирование авторских правоотношений