Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ
ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Денежного обращения и кредита»
Допускается к защите
зав.каф., проф. Гаджиев А.А.
________________________
Дипломная Работа
На тему: «Правовое регулирование безналичных расчетов на территории Российской Федерации»
Выполнила: студентка 5 курса ДО ФИК ФЭФ, |
специальность «Банковское дело» |
Дабузова Дилара Магомедовна |
Проверила: научный руководитель |
К.э.н. Гаджиева П.Г.. |
Махачкала 2008 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
Глава
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ......................
1.1. Специфика безналичных расчетных правоотношений
и их нормативно-правовая основа в России……………………………………………………...…
1.2. Правовой статус субъектов и объект безналичных расчетов…….……………14
Глава 2. ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………… .............25
2.1. Виды и функции банковского счета ..........................…………
2.2. Правовое закрепление форм и организационных
моделей безналичных расчетов ..............................
Глава 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ………………………….…51
3.1. Проблемы соотношения денежных и безналичных расчетных обязательств...51
3.2. Повышение эффективности исполнения безналичных расчетных обязательств и ответственность за их нарушение…………………………………………………65
Заключение……………………………………………………
Нормативные акты Банка России ……………………………………………..80
Литературные источники ……………………………...…………………………...81
Введение
Проводимые
в настоящее время в РФ
Содержание самого понятия и института безналичных расчетов в современной России сформировалось под влиянием собственно банковского развития, которое выразилось, прежде всего, в создании банков, т.е. организаций, действующих на свой риск с целью извлечения прибыли с использованием финансовых инструментов; изменении форм собственности и сфер обращения денежных средств, находящихся на территории России; становление двухуровневой банковской системы с необходимой степенью самостоятельности кредитных организаций, деятельность которых можно регулировать только с помощью права.
Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.
Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений, постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.
В связи с этими фактами выбранная мной тема «Правовое регулирование безналичных расчетов на территории Российской Федерации» видится весьма актуальной, особенно в существующих рыночных условиях.
Цель дипломной работы – изучение порядка осуществления коммерческими банками безналичных расчетов и их правовое регулирование.
Для достижения этой цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
- изучить российское законодательство, регулирующее организацию безналичных расчетов банков;
- ознакомиться с основными направлениями работы по осуществлению безналичных расчетов юридических лиц;
- ознакомиться на практике с проведением платежей по счетам юридических лиц и другим операциям по обслуживанию клиентов;
- выявить положительные и отрицательные параметры в работе отдела РКО банка;
- выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов на территории России.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка использованной литературы.
При написании дипломной работы использовалась различная литература в форме периодических изданий в банковской области, нормативных актов, как общего характера (Гражданский кодекс, Налоговый кодекс), так и регулирующие банковскую деятельность, в частности, безналичные расчеты коммерческих банков.
Глава 1. Характеристика правового механизма безналичных расчетов
1.1. Специфика
безналичных расчетных
правоотношений и их нормативно-правовая
основа в России
Безналичные расчеты являются составной частью предпринимательской деятельности, поскольку им присущи все те признаки, которыми она обладает.
В соответствии с приведенными данными по состоянию на 2007 г., через платежную систему Банка России в безналичном порядке было проведено 58,7% операций от их общего объема и 47,6% от их общего количества; через внутрибанковские платежные системы, созданные каждой кредитной организацией: для расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации - 56,9% операций от их общего объема и 65% от их общего количества; для расчетов между подразделениями одной кредитной организации - 22,6% операций от их общего объема и 29,9% от их общего количества; через платежные системы, созданные каждой кредитной организацией для расчетов через другие кредитные организации - 19,1% операций от их общего объема и 4,5% от их общего количества; через платежные системы, созданные каждой небанковской кредитной организацией, осуществляющей расчетные операции - 1,4% операций от их общего объема и 0,6% от их общего количества1.
По своей правовой природе взаимодействие участников безналичных расчетов представляет собой вид обязательственных правоотношений. В отечественной юридической литературе длительное время правовой анализ безналичных расчетов осуществлялся в неразрывной связи с анализом соответствующих экономических отношений. Это явилось основой для формирования следующих двух подходов к сущности безналичных расчетов как вида обязательственных правоотношений, а именно:
- безналичные
расчеты являются
- безналичные
расчеты являются
С учетом вышеизложенного
представляется, что проблема неопределенности
характера безналичных расчетов
может иметь, как минимум, два
пути разрешения: в рамках обособленных
обязательственных
Наряду с этим следует учитывать подходы по безналичным расчетам, в которых указывается на то, что "...расчетными следует считать правоотношения, возникающие между субъектами гражданско-правового обязательства и кредитной организацией... в связи с осуществлением платежей: в наличном и безналичном порядке..."2. Иной акцент сделан в литературе по финансовой проблематике, где безналичные расчеты определяются как денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя3.
Проведенное
исследование данной проблемы
показало, что наиболее перспективным
является второй подход, требующий
проведения комплексных
Для последовательного
решения этой задачи
Схема 1.
"субъекты безналичных расчетов ──►
организационные модели и объект безналичных расчетов ──►
безналичные расчетные обязательства",
Нормативно-правовая основа безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ в настоящее время представлена множеством актов, издаваемых Федеральным Собранием России и Центральным Банком РФ. Их классификацию целесообразно проводить исходя из содержания.
Первую группу таких нормативно-правовых актов составляют акты общего характера, регулирующие отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов (документов), создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при совершении гражданско-правовых сделок с применением электронной цифровой подписи. Они принимаются Федеральным Собранием. К ним следует отнести, прежде всего, Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ.
Вторую группу
рассматриваемых нормативно-
Третью группу нормативно-правовых актов составляют акты, устанавливающие отдельные или системно связанные между собой правила безналичных расчетов, которые принимаются Центральным Банком РФ (ЦБ РФ).
Приведенные нормативно-правовые акты, учитывая задачи и рамки настоящего исследования, не являются предметом данного анализа, вследствие чего не представляется необходимым специально останавливаться подробно на их характеристике. Отметим лишь, что на нынешнем этапе в этих актах нет требуемой четкости понятийных категорий, целостности и согласованности с действующим законодательством РФ при регулировании многих аспектов безналичных расчетов.
1.2. Правовой статус субъектов и объект безналичных расчетов
Субъекты безналичных расчетов - это лица (подразделения), участвующие в осуществлении и (или) государственном регулировании безналичных расчетов (участники безналичных расчетов), т.е. участники горизонтальных и (или) вертикальных предпринимательских отношений. На этом определении основывается организационное построение системы безналичных расчетов в РФ, включающей в себя не только кредитные организации (регулируемые субъекты безналичных расчетов), но и ЦБ РФ (регулирующий субъект безналичных расчетов).
В состав
участников безналичных
Из всех
названных субъектов
В современном предпринимательском обороте на территории РФ не участвуют лишь полевые учреждения Банка России, что связано с их особым статусом и сферой функционирования.
В результате анализа положений действующего законодательства РФ можно прийти к выводу о том, что из всех субъектов безналичных расчетов особым правовым статусом обладает ЦБ РФ. Это, прежде всего, обусловлено п.п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым, денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является еще одной основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Исходя из абз. 3 ст. 1, ст. 2, абз. 5 ст. 3 и абз. 7 ст. 8 Закона РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, Банк России является юридическим лицом, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, и не преследующим получение прибыли в качестве цели своей деятельности.
Представляется, что ЦБ РФ - это специфическая публичная инстанция (образование), обладающая, исходя из Конституции РФ, отдельными властными полномочиями органов государственной власти РФ, но не более того. Это означает, что в РФ фактически (не юридически) существует двойственная система организации власти, представленная органами государственной власти РФ и вышеупомянутым образованием.
Таким образом,
в существующей платежной
В кардинальном
плане названная проблема не
может быть разрешена без
Наряду с
отмеченной неопределенностью правового
статуса ЦБ РФ, другой проблемой
правового регулирования
Такой вывод можно сделать по результатам проведенного анализа текстов актов Центрального Банка РФ, перечисленных в числе нормативно-правовых источников безналичных расчетов, представленных в предыдущем параграфе и отнесенных к третьей группе таких источников. При этом можно констатировать, что в перечисленных документах не определен должным образом порядок взаимоотношений расчетно-кассовых центров Банка России друг с другом, а также обособленных подразделений кредитных организаций друг с другом и с кредитными организациями.
Очевидно, что
для разрешения названной
Так, в
соответствии с п. 2.1 гл. 2 Положения
ЦБ РФ "О безналичных расчетах
в Российской Федерации" от
3 октября 2002 г. N 2-П, в каждой
кредитной организации для
Важным аспектом в характеристике безналичных расчетов наряду с их субъектами является их объект, которым признаются действия, совершаемые субъектами безналичных расчетов по поводу денежных средств, находящихся на расчетных счетах. В связи с этим необходимо дать характеристику денежных средств с учетом задач настоящего исследования.
В то же время нельзя не согласиться с тезисом о том, что, в конечном счете, юридические свойства денег обусловлены их экономической функцией как всеобщего средства обращения. Представляется, что одна лишь универсальность денег еще не способствует тому, чтобы они становились самостоятельным объектом предпринимательского оборота и включались в предмет денежного обязательства.
Термины "денежные средства" и "средства" используются в ГК РФ неоднократно, причем в самых различных контекстах: во-первых, в контексте формы удовлетворения кредиторских требований при ликвидации юридического лица (п.п. 3 и 6 ст. 63); во-вторых, в контексте объема ответственности учреждения по своим обязательствам (п. 2 ст. 120); в-третьих, в контексте объекта различных действий и прав; в-четвертых, в контексте кредита по кредитному договору (п. 1 ст. 819); в-пятых, в контексте вклада (депозита) юридического лица и физического лица (абз. 2 п. 3 ст. 834, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 835); в-шестых, в контексте государственного и муниципального имущества (абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215); в-седьмых, в контексте выручки от продажи доли в составе общего имущества (абз. 2 ст. 255), а также жилого помещения собственника (абз. 2 ст. 293); в-восьмых, в контексте источника приобретения вещей индивидуального пользования супругами (абз. 2 п. 2 ст. 256), а также имущества членами крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 257) и учреждением (п. 1 ст. 298).
Как показывает проведенное исследование, понятие денежных средств по действующему законодательству РФ не раскрывается. В юридической науке должная ясность по вопросу о правовом режиме денежных средств на настоящий момент отсутствует.
Представляется,
что большинство авторов
Глава 2. Правовая организация построения безналичных расчетных отношений
2.1. Виды и функции банковского счета
Анализ элементов
правового статуса субъектов
безналичных расчетов в увязке
со спецификой объекта
В соответствии
с действующим
Для полноты настоящего исследования необходимо обратить внимание на правовой режим банковского счета. В связи с этим следует отметить, что термины "банковский счет" и "счет" используются в ГК РФ не так часто, как денежные средства, а, по сути, только в трех аспектах: во-первых, в контексте денежных средств (абз. 2 п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 810); во-вторых, в контексте договоров, заключаемых между банком и владельцем счета либо вкладчиком (ст. ст. гл. 44 и 45); в третьих, в контексте безналичных расчетов (ст. ст. гл. 46).
Исходя из предмета
настоящего исследования, именно счет,
открываемый в кредитной
Ключевым
для юридических лиц и
Иное назначение
имеет текущий счет, который открывается
для обеспечения деятельности
филиалов либо
Бюджетные счета в сравнении с уже рассмотренными расчетными и текущими счетами в качестве наиболее существенных своих особенностей имеют то, что они: во-первых, открываются, как правило, бюджетным учреждениям, то есть организациям, созданным органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; во-вторых, средства с таких счетов используются строго по целевому назначению (оплата товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам, трансферты населению и т.п.); в-третьих, в отношении использования средств по таким счетам установлен специальный режим учета и контроля.
Существенное
отличие от рассмотренных
Наряду с классическим корреспондентским счетом (субсчетом), открываемым кредитными организациями (соответствующими подразделениями) в расчетно-кассовых центрах Банка России, следует выделить корреспондентские счета, открываемые кредитными организациями (соответствующими подразделениями) друг у друга. При этом в банковской практике различаются корреспондентские счета "Лоро" и "Ностро". Счет "Лоро" предназначен для проведения банком-корреспондентом операций по поручению банка-респондента, а счет "Ностро" - для отражения вышеупомянутых операций на балансе банка-респондента. Данная классификация корреспондентских счетов важна для более точной оценки полномочий каждого участника рассматриваемых безналичных расчетов в зависимости от типов конкретного маршрута, используемых при обслуживании клиентов по соответствующим операциям.
Как показывает проведенное исследование, понятие банковского счета (по аналогии с денежными средствами) по действующему законодательству РФ не раскрывается должным образом. В юридической науке правовой режим банковского счета традиционно не является предметом каких-либо специальных дискуссий. Вместе с тем это не означает, что в юридической литературе по данному вопросу существует единообразный подход.
Так, Я.А.
Куник относил банковский счет
к одной из юридических
На наш взгляд, большинство указанных авторов допускают недооценку информационной составляющей банковского счета. Банковский счет, будучи документом, содержит сведения, идентифицирующие денежные средства, с наличием которых связывается и возникновение данного объекта предпринимательских правоотношений. Поэтому, исходя из изложенного, под банковским счетом более оправданно понимать информацию о денежных средствах как об имущественном благе, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию.
С учетом приведенного, в увязке с рассматриваемой проблемой представляется целесообразным ст. 845 ГК РФ дополнить абзацем следующего содержания: банковский счет - это объект гражданского права, относящийся к информации, указанной в ст. 128 настоящего Кодекса. Данное дополнение позволит конкретизировать природу банковского счета с учетом его специфики как объекта правоотношений с участием различных видов субъектов, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью, для обеспечения которой организуются движения соответствующих финансовых потоков через структуры банков.
- Правовое регулирование вексельного обращения
- Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации
- Правовое регулирование возмещения вреда работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей
- Правовое регулирование государственной гражданской службы
- Правовое регулирование гражданства в России
- Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом
- Правовое регулирование деятельности автономных учреждений
- Правовое регулирование авторских правоотношений
- Правовое регулирование алиментных обязательств между родителями и детьми
- Правовое регулирование аренды земли
- Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
- Правовое регулирование банковского кредитования
- Правовое регулирование банковского кредитования
- Правовое регулирование банковского кредитования в Российской Федерации