Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ РФ

ДАГЕСТАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра «Денежного обращения и кредита»

Допускается  к защите

 зав.каф., проф. Гаджиев А.А.                                                                                                   «___»______________2008г.

________________________

 

 

Дипломная Работа

 

 

 

На тему: «Правовое регулирование безналичных расчетов на территории Российской Федерации»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 5 курса ДО ФИК ФЭФ,

специальность «Банковское дело»

Дабузова Дилара Магомедовна

Проверила:

научный руководитель

К.э.н. Гаджиева П.Г..


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Махачкала 2008 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение....................................................…………….….……………..…………... 3

Глава 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ.............................................................................................................................. 5

1.1. Специфика безналичных расчетных правоотношений и их нормативно-правовая основа  в России……………………………………………………...……...5

1.2. Правовой статус субъектов и объект безналичных расчетов…….……………14

 

Глава 2. ПРАВОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТРОЕНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ…………………………………………… .............25

2.1. Виды и функции банковского счета ..........................…………………………...25

2.2. Правовое закрепление форм и организационных  моделей безналичных расчетов ................................................................................................................... ...35

 

Глава 3. ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ………………………….…51

3.1. Проблемы соотношения денежных и безналичных расчетных обязательств...51

3.2. Повышение эффективности исполнения безналичных расчетных обязательств и ответственность за их нарушение…………………………………………………65

 

Заключение…………………………………………………………………………78

Нормативные акты Банка России ……………………………………………..80

Литературные  источники ……………………………...…………………………...81

 

 

 

 

Введение

 Проводимые  в настоящее время в РФ социально-экономические изменения существенно преобразовали банковскую систему и банковскую деятельность и потребовали разработки принципиально нового и адекватного складывающимся экономическим потребностям механизма правового регулирования.

 Содержание  самого понятия и института безналичных расчетов в современной России сформировалось под влиянием собственно банковского развития, которое выразилось, прежде всего, в создании банков, т.е. организаций, действующих на свой риск с целью извлечения прибыли с использованием финансовых инструментов; изменении форм собственности и сфер обращения денежных средств, находящихся на территории России; становление двухуровневой банковской системы с необходимой степенью самостоятельности кредитных организаций, деятельность которых можно регулировать только с помощью права.

 Развитие рыночных отношений в экономике потребовало изменения основ системы безналичных расчетов, в том числе принципов их организации.

Изменения происходят и в функционировании банков: повышается самостоятельность и роль банков; изыскиваются пути роста эффективности банковского обслуживания, идет поиск оптимального разграничения сфер деятельности и функций, специализированных финансово-кредитных и банковских учреждений,  постоянно разрабатываются новое банковское законодательство в соответствии с задачами современного этапа развития.

В связи с  этими фактами выбранная мной тема  «Правовое регулирование безналичных расчетов на территории Российской Федерации» видится весьма актуальной, особенно в существующих рыночных условиях.

      Цель дипломной работы – изучение порядка осуществления коммерческими банками безналичных расчетов и  их правовое регулирование.  

Для  достижения  этой  цели   поставлены  и  последовательно решены следующие   задачи:

  1. изучить  российское  законодательство,  регулирующее организацию безналичных расчетов  банков;
  2. ознакомиться  с  основными  направлениями  работы по осуществлению безналичных расчетов  юридических  лиц;
  3. ознакомиться  на  практике  с  проведением  платежей  по  счетам  юридических  лиц  и  другим  операциям  по  обслуживанию  клиентов;
  4. выявить  положительные  и  отрицательные  параметры  в  работе  отдела  РКО  банка;
  5. выявить ряд проблем, тенденции развития и совершенствования безналичных расчетов на территории России.   

 Структура работы. Дипломная работа  состоит из введения, трех  основных  глав, заключения и списка использованной литературы. 

При  написании  дипломной  работы  использовалась  различная  литература в  форме периодических  изданий  в  банковской  области,    нормативных  актов,  как общего  характера (Гражданский кодекс,  Налоговый кодекс),  так и регулирующие  банковскую  деятельность,  в частности, безналичные расчеты коммерческих банков. 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характеристика правового механизма безналичных расчетов

1.1. Специфика  безналичных расчетных 
правоотношений и их нормативно-правовая основа в России

Безналичные расчеты являются  составной частью предпринимательской деятельности, поскольку им присущи все те признаки, которыми она обладает.

 В соответствии с приведенными данными по состоянию на 2007 г., через платежную систему Банка России в безналичном порядке было проведено 58,7% операций от их общего объема и 47,6% от их общего количества; через внутрибанковские платежные системы, созданные каждой кредитной организацией: для расчетов между клиентами одного подразделения кредитной организации - 56,9% операций от их общего объема и 65% от их общего количества; для расчетов между подразделениями одной кредитной организации - 22,6% операций от их общего объема и 29,9% от их общего количества; через платежные системы, созданные каждой кредитной организацией для расчетов через другие кредитные организации - 19,1% операций от их общего объема и 4,5% от их общего количества; через платежные системы, созданные каждой небанковской кредитной организацией, осуществляющей расчетные операции - 1,4% операций от их общего объема и 0,6% от их общего количества1.

            По своей правовой природе взаимодействие участников безналичных расчетов представляет собой вид обязательственных правоотношений. В отечественной юридической литературе длительное время правовой анализ безналичных расчетов осуществлялся в неразрывной связи с анализом соответствующих экономических отношений. Это явилось основой для формирования следующих двух подходов к сущности безналичных расчетов как вида обязательственных правоотношений, а именно:

- безналичные  расчеты являются двусторонними  обязательственными правоотношениями, возникающими по поводу передачи  определенных неденежных ценностей  с условием получения за них определенного имущественного эквивалента, то есть, главным образом, денег ("безналичные расчеты несамостоятельного характера");

- безналичные  расчеты являются двусторонними  обязательственными правоотношениями  с участием третьего лица (банка) на стороне каждой из сторон, возникающими по поводу передачи определенных неденежных ценностей с условием получения за них денежного эквивалента и регламентируемыми специальным законодательством ("безналичные расчеты самостоятельного характера").

С учетом вышеизложенного  представляется, что проблема неопределенности характера безналичных расчетов может иметь, как минимум, два  пути разрешения: в рамках обособленных обязательственных правоотношений и в рамках единого обязательственного правоотношения. Отечественная юридическая наука идет по первому пути: именно поэтому правовой анализ безналичных расчетов сосредоточился главным образом на изучении категории "исполнения денежных обязательств". В качестве иллюстрации целесообразно рассмотреть позиции ряда авторов по данному вопросу.

         Наряду с этим следует учитывать подходы по безналичным расчетам, в которых указывается на то, что "...расчетными следует считать правоотношения, возникающие между субъектами гражданско-правового обязательства и кредитной организацией... в связи с осуществлением платежей: в наличном и безналичном порядке..."2. Иной акцент сделан в литературе по финансовой проблематике, где безналичные расчеты определяются как денежные расчеты, при которых платежи осуществляются без участия наличных денег путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя3.

 Проведенное  исследование данной проблемы  показало, что наиболее перспективным  является второй подход, требующий  проведения комплексных исследований безналичных расчетных обязательств, их исполнения и ответственности за нарушение.

 Для последовательного  решения этой задачи дальнейшее  исследование логичнее всего  проводить по схеме, опираясь на сложившуюся их нормативно-правовую основу в условиях рыночной экономики современной России.

  Схема 1.

                      "субъекты безналичных расчетов ──►

           организационные модели и объект безналичных расчетов ──►

                   безналичные расчетные обязательства",

 

 Нормативно-правовая  основа безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ в настоящее время представлена множеством актов, издаваемых Федеральным Собранием России и Центральным Банком РФ. Их классификацию целесообразно проводить исходя из содержания.

 Первую группу таких нормативно-правовых актов составляют акты общего характера, регулирующие отношения, возникающие при формировании и использовании информационных ресурсов (документов), создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения, при совершении гражданско-правовых сделок с применением электронной цифровой подписи. Они принимаются Федеральным Собранием. К ним следует отнести, прежде всего, Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ и Закон РФ "Об электронной цифровой подписи" от 10 января 2002 г. N 1-ФЗ.

 Вторую группу  рассматриваемых нормативно-правовых  актов составляют акты, содержащие  принципы организации банковской  деятельности и ведения безналичных  расчетов. Они принимаются Федеральным Собранием России. Это Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон РФ "О банках и банковской деятельности" от 3 февраля 1996 г. и Закон РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ.

Третью группу нормативно-правовых актов составляют акты, устанавливающие отдельные или системно связанные между собой правила безналичных расчетов, которые принимаются Центральным Банком РФ (ЦБ РФ).

 Приведенные  нормативно-правовые акты, учитывая  задачи и рамки настоящего исследования, не являются предметом данного анализа, вследствие чего не представляется необходимым специально останавливаться подробно на их характеристике. Отметим лишь, что на нынешнем этапе в этих актах нет требуемой четкости понятийных категорий, целостности и согласованности с действующим законодательством РФ при регулировании многих аспектов безналичных расчетов.

 

 1.2. Правовой статус субъектов и объект безналичных расчетов

  Субъекты безналичных расчетов - это лица (подразделения), участвующие в осуществлении и (или) государственном регулировании безналичных расчетов (участники безналичных расчетов), т.е. участники горизонтальных и (или) вертикальных предпринимательских отношений. На этом определении основывается организационное построение системы безналичных расчетов в РФ, включающей в себя не только кредитные организации (регулируемые субъекты безналичных расчетов), но и ЦБ РФ (регулирующий субъект безналичных расчетов).

 В состав  участников безналичных расчетов  входят несколько видов субъектов:  плательщик; получатель; головная кредитная организация; обособленные подразделения головной кредитной организации (филиалы); внутренние структурные подразделения головной кредитной организации (дополнительные офисы); внутренние структурные подразделения филиала головной кредитной организации (дополнительные офисы); расчетно-кассовые центры Банка России; полевые учреждения Банка России.

 Из всех  названных субъектов безналичных  расчетов только кредитные организации  и Банк России непосредственно  осуществляют безналичные расчеты, то есть являются их прямыми участниками. Что касается плательщика и получателя, то они лишь инициируют осуществление безналичных расчетов, выступая, таким образом, в роли их косвенных участников.

 В современном  предпринимательском обороте на территории РФ не участвуют лишь полевые учреждения Банка России, что связано с их особым статусом и сферой функционирования.

В результате анализа  положений действующего законодательства РФ можно прийти к выводу о том, что из всех субъектов безналичных расчетов особым правовым статусом обладает ЦБ РФ. Это, прежде всего, обусловлено п.п. 1 и 2 ст. 75 Конституции РФ, согласно которым, денежная эмиссия осуществляется исключительно ЦБ РФ. Защита и обеспечение устойчивости рубля является еще одной основной функцией ЦБ РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Исходя из абз. 3 ст. 1, ст. 2, абз. 5 ст. 3 и абз. 7 ст. 8 Закона РФ "О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ, Банк России является юридическим лицом, осуществляющим полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в федеральной собственности, и не преследующим получение прибыли в качестве цели своей деятельности.

Представляется, что ЦБ РФ - это специфическая публичная инстанция (образование), обладающая, исходя из Конституции РФ, отдельными властными полномочиями органов государственной власти РФ, но не более того. Это означает, что в РФ фактически (не юридически) существует двойственная система организации власти, представленная органами государственной власти РФ и вышеупомянутым образованием.

 Таким образом,  в существующей платежной системе  РФ изначально заложен риск  системного кризиса, связанного  с неопределенностью правового  статуса ЦБ РФ. Случай, при котором кредитные организации, обслуживающие бюджет РФ, в какой-то момент перестанут подчиняться указаниям ЦБ РФ, для стабильности предпринимательского оборота совершенно недопустим. Думается, что основным тормозом на пути более четкого определения правового статуса ЦБ РФ являются отдельные положения Конституции РФ.

 В кардинальном  плане названная проблема не  может быть разрешена без внесения  изменений в Конституцию РФ, согласно  которым, например, ЦБ РФ будет  включен в состав Правительства  РФ наряду с другими федеральными органами исполнительной власти и в таком же качестве, что и последние, но с подконтрольностью одной из палат Федерального Собрания. Частичным устранением вышеупомянутой проблемы в настоящее время может служить издание Президентом РФ Указа о внесении дополнений в структуру федеральных органов исполнительной власти, в части включения в нее ЦБ РФ.

Наряду с  отмеченной неопределенностью правового  статуса ЦБ РФ, другой проблемой  правового регулирования безналичных  расчетов в предпринимательской деятельности на территории РФ является недостаточность правовой регламентации различных аспектов безналичных расчетов со стороны ЦБ РФ.

 Такой вывод  можно сделать по результатам  проведенного анализа текстов  актов Центрального Банка РФ, перечисленных в числе нормативно-правовых источников безналичных расчетов, представленных в предыдущем параграфе и отнесенных к третьей группе таких источников. При этом можно констатировать, что в перечисленных документах не определен должным образом порядок взаимоотношений расчетно-кассовых центров Банка России друг с другом, а также обособленных подразделений кредитных организаций друг с другом и с кредитными организациями.

 Очевидно, что  для разрешения названной проблемы  требуется существенное дополнение  вышеупомянутых актов соответствующими положениями, детализирующими этот порядок. В рамках настоящей работы нет цели решения данной задачи, поскольку она требует специальной комплексной проработки. В то же время определенные перспективы в ее решении существуют и могут быть достигнуты в приемлемые сроки.

 Так, в  соответствии с п. 2.1 гл. 2 Положения  ЦБ РФ "О безналичных расчетах  в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П, в каждой  кредитной организации для расчетов  по счетам межфилиальных расчетов  между подразделениями одной кредитной организации друг с другом или с кредитной организации должны быть разработаны Правила построения расчетной системы кредитной организации. На практике довольно часто этого не происходит. В связи с этим представляется целесообразным, чтобы ЦБ РФ утвердил примерные Правила построения расчетной системы кредитной организации и включил их в текст Положения ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П в качестве отдельного приложения.

 Важным аспектом  в характеристике безналичных расчетов наряду с их субъектами является их объект, которым признаются действия, совершаемые субъектами безналичных расчетов по поводу денежных средств, находящихся на расчетных счетах. В связи с этим необходимо дать характеристику денежных средств с учетом задач настоящего исследования.

В то же время  нельзя не согласиться с тезисом  о том, что, в конечном счете, юридические  свойства денег обусловлены их экономической  функцией как всеобщего средства обращения. Представляется, что одна лишь универсальность денег еще не способствует тому, чтобы они становились самостоятельным объектом предпринимательского оборота и включались в предмет денежного обязательства.

Термины "денежные средства" и "средства" используются в ГК РФ неоднократно, причем в самых различных контекстах: во-первых, в контексте формы удовлетворения кредиторских требований при ликвидации юридического лица (п.п. 3 и 6 ст. 63); во-вторых, в контексте объема ответственности учреждения по своим обязательствам (п. 2 ст. 120); в-третьих, в контексте объекта различных действий и прав; в-четвертых, в контексте кредита по кредитному договору (п. 1 ст. 819); в-пятых, в контексте вклада (депозита) юридического лица и физического лица (абз. 2 п. 3 ст. 834, абз. 2 п. 2 и п. 3 ст. 835); в-шестых, в контексте государственного и муниципального имущества (абз. 2 п. 4 ст. 214 и абз. 2 п. 3 ст. 215); в-седьмых, в контексте выручки от продажи доли в составе общего имущества (абз. 2 ст. 255), а также жилого помещения собственника (абз. 2 ст. 293); в-восьмых, в контексте источника приобретения вещей индивидуального пользования супругами (абз. 2 п. 2 ст. 256), а также имущества членами крестьянского (фермерского) хозяйства (п. 2 ст. 257) и учреждением (п. 1 ст. 298).

 Как показывает  проведенное исследование, понятие денежных средств по действующему законодательству РФ не раскрывается. В юридической науке должная ясность по вопросу о правовом режиме денежных средств на настоящий момент отсутствует.

Представляется, что большинство авторов необоснованно игнорирует отсутствие у денежных средств физических характеристик, позволяющих относить их к традиционным объектам предпринимательских правоотношений. Вместе с тем данное обстоятельство, на наш взгляд, важно для правовой характеристики денежных средств. Результатом "бестелесности" денежных средств является состояние правовой неопределенности, выход из которого объективно требует применения приема юридической (легальной) фикции. Легальная фикция может быть определена как средство юридической техники, при помощи которого конструируется заведомо несуществующее императивное нормативное положение (отношение или состояние), признаваемое существующим и выполняющее роль недостающего юридического факта. С учетом изложенного, под денежными средствами необходимо понимать имущественное благо, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию. В контексте рассматриваемой проблемы в ст. 128 ГК РФ следует внести следующие коррективы: к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и иное имущество, как существующее в натуре, так и представляющее собой юридическую фикцию (в том числе денежные средства, ценные бумаги, а также иные имущественные права).

 

 Глава 2. Правовая организация построения безналичных расчетных отношений

2.1. Виды и функции банковского счета

  Анализ элементов  правового статуса субъектов  безналичных расчетов в увязке  со спецификой объекта безналичных  расчетов показывает, что последний  термин имеет более широкое  значение, чем безналичные расчетные  операции, поскольку включает их наряду с прочими действиями, являющимися основанием их совершения. Таким образом, понятия "объект безналичных расчетов" и "безналичные расчетные операции" соотносятся как общее и частное. Для правильной юридической квалификации безналичных расчетов важное значение имеет определение безналичных расчетных операций, осуществляемых в установленном порядке через кредитные организации.

 В соответствии  с действующим законодательством  РФ, осуществление кредитной организацией (ее соответствующим подразделением) или Банком России безналичных расчетов по поручению физических и юридических лиц (плательщика, получателя, других кредитных организаций (их соответствующих подразделений) по их счетам является разновидностью банковских операций4.

 Для полноты настоящего исследования необходимо обратить внимание на правовой режим банковского счета. В связи с этим следует отметить, что термины "банковский счет" и "счет" используются в ГК РФ не так часто, как денежные средства, а, по сути, только в трех аспектах: во-первых, в контексте денежных средств (абз. 2 п. 4 ст. 185, п. 3 ст. 810); во-вторых, в контексте договоров, заключаемых между банком и владельцем счета либо вкладчиком (ст. ст. гл. 44 и 45); в третьих, в контексте безналичных расчетов (ст. ст. гл. 46).

Исходя из предмета настоящего исследования, именно счет, открываемый в кредитной организации, на котором фиксируется движение средств того или иного субъекта предпринимательской деятельности, анализируется в данном случае. Остановимся  на базовых аспектах следующих основных разновидностей банковских счетов: расчетный, текущий, бюджетный и корреспондентский счета.

 Ключевым  для юридических лиц и индивидуальных  предпринимателей является расчетный  счет, для оформления и регулирования  отношений при осуществлении операций по которому между кредитной организацией и клиентом заключается договор расчетного счета. По своему назначению, в соответствии с Положением ЦБ РФ "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 3 октября 2002 г. N 2-П, расчетные счета используются субъектами предпринимательской деятельности для зачисления выручки от реализации товаров, работ и услуг, учета своих доходов от внереализационных и иных операций, осуществления расчетов со своими контрагентами, бюджетами (по налогам и приравненным к ним платежам), с рабочими и служащими по заработной плате и другим выплатам, включенным в фонд потребления, с кредитными организациями по полученным кредитам и процентам по ним, а также для платежей по решению судов и других органов, имеющих право принимать решения о взыскании средств со счетов в бесспорном порядке.

 Иное назначение  имеет текущий счет, который открывается  для обеспечения деятельности  филиалов либо представительств  юридических лиц, инициирующих  открытие этого счета. 

Бюджетные счета  в сравнении с уже рассмотренными расчетными и текущими счетами в качестве наиболее существенных своих особенностей имеют то, что они: во-первых, открываются, как правило, бюджетным учреждениям, то есть организациям, созданным органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов; во-вторых, средства с таких счетов используются строго по целевому назначению (оплата товаров, работ и услуг по государственным и муниципальным контрактам, трансферты населению и т.п.); в-третьих, в отношении использования средств по таким счетам установлен специальный режим учета и контроля.

 Существенное  отличие от рассмотренных видов  счетов имеет корреспондентский  счет, который, в свою очередь,  подразделяется на два подвида. Основное назначение этого счета - производство безналичных расчетов в соответствии с установленными межбанковскими корреспондентскими соглашениями.

Наряду с  классическим корреспондентским счетом (субсчетом), открываемым кредитными организациями (соответствующими подразделениями) в расчетно-кассовых центрах Банка России, следует выделить корреспондентские счета, открываемые кредитными организациями (соответствующими подразделениями) друг у друга. При этом в банковской практике различаются корреспондентские счета "Лоро" и "Ностро". Счет "Лоро" предназначен для проведения банком-корреспондентом операций по поручению банка-респондента, а счет "Ностро" - для отражения вышеупомянутых операций на балансе банка-респондента. Данная классификация корреспондентских счетов важна для более точной оценки полномочий каждого участника рассматриваемых безналичных расчетов в зависимости от типов конкретного маршрута, используемых при обслуживании клиентов по соответствующим операциям.

 Как показывает  проведенное исследование, понятие банковского счета (по аналогии с денежными средствами) по действующему законодательству РФ не раскрывается должным образом. В юридической науке правовой режим банковского счета традиционно не является предметом каких-либо специальных дискуссий. Вместе с тем это не означает, что в юридической литературе по данному вопросу существует единообразный подход.

 Так, Я.А.  Куник относил банковский счет  к одной из юридических предпосылок  осуществления безналичных расчетов. В свою очередь, в качестве формы предпринимательской деятельности, у которой есть свои нормативы и правила осуществления, квалифицирует банковский счет О.М. Олейник. Другой точки зрения придерживаются Л.А. Новоселова, С. Чубаров и А.А. Вишневский, когда рассматривают банковский счет сквозь призму записей по нему, являющихся бухгалтерским отражением задолженности банка перед клиентом (бухгалтерским оформлением наличия у клиента права требования к банку).

На наш взгляд, большинство  указанных авторов допускают  недооценку информационной составляющей банковского счета. Банковский счет, будучи документом, содержит сведения, идентифицирующие денежные средства, с наличием которых связывается и возникновение данного объекта предпринимательских правоотношений. Поэтому, исходя из изложенного, под банковским счетом более оправданно понимать информацию о денежных средствах как об имущественном благе, участие которого в предпринимательском обороте представляет собой юридическую фикцию.

 С учетом приведенного, в увязке с рассматриваемой  проблемой представляется целесообразным ст. 845 ГК РФ дополнить абзацем следующего содержания: банковский счет - это объект гражданского права, относящийся к информации, указанной в ст. 128 настоящего Кодекса. Данное дополнение позволит конкретизировать природу банковского счета с учетом его специфики как объекта правоотношений с участием различных видов субъектов, в том числе занимающихся предпринимательской деятельностью, для обеспечения которой организуются движения соответствующих финансовых потоков через структуры банков.

Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ