Правовое регулирование гражданства в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Гражданство как конституционно-правовой институт
§ 1. Понятие, сущность, и содержание гражданства
§ 2.Основные принципы российского гражданства
Глава 2. Приобретение
и прекращение гражданства
§ 1. Порядок приобретения гражданства Российской Федерации
§ 2. Порядок прекращение гражданства Российской Федерации
Глава 3. Государственные органы по вопросам российского гражданства
§ 1. Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве
§ 2. Производство по делам о гражданстве
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Согласно положениям Конституции Российской Федерации определяющим фактором демократизации российского общества, формирования правовой государственности в Российской Федерации служит конституционное закрепление прав и свобод человека в качестве высшей ценности (ст. 2), а также приверженность им согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).
Одним из наиболее показательных критериев отношения государства к своим гражданам является институт гражданства, поскольку его нормы закрепляют основы статуса личности, отражают наиболее существенные исходные начала, определяющие положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений.
На
сегодняшний день институт гражданства
имеет большое значение для повседневной
государственно-правовой деятельности.
В первую очередь это связано
с провозглашением в Российской
Федерации человека, его прав и
свобод высшей ценностью, формированием
новой концепции «личность-государство-
В свою очередь, само принятие данного закона вызвало значительный интерес со стороны ученых, который был обусловлен как необходимостью определения сущности основных его положений, так и сложностью их содержания. Только за последние годы в специальной литературе опубликован ряд монографий, статей и пособий, посвященных этой проблеме. Это работы: В.Я. Кикотя, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, А.И. Прудникова, Н.М. Смородина.
В самих работах указанные авторы в той или иной степени затрагивают различные стороны гражданства. Однако анализ этих и целого ряда других работ позволяет сделать вывод о том, что рассмотрение различных аспектов носит в достаточной степени фрагментарный характер, труды вышеупомянутых ученых не исчерпали всей проблематики рассматриваемого вопроса, в частности, вопроса приобретения, определения и документирования гражданства, производство принятия решений по вопросам гражданства. Практически неизученной остается сфера деятельности органов, ведающих делами о гражданстве.
Указанные обстоятельства и предопределили выбор и актуальность темы дипломного исследования.
Целью
работы является теоретическое исследование
института гражданства как
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- исследование сущности института гражданства;
- формулирование определения понятия гражданства;
- определение содержания гражданства, его функций;
- рассмотрение основных видов гражданства;
- изучение принципов гражданства;
- конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
- исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
- анализ производства по делам о гражданстве.
Объектом
дипломного исследования являются общественные
отношения, обусловленные содержанием
института гражданства в
Проведенное исследование опирается на методологию и теорию познания философии, общей теории и социологии права. Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания и неразрывно связанные с ним частнонаучные и специальные методы: логический, системно-структурный, формально-юридический, конкретно-социологические и иные методы научного познания.
Методологию настоящего исследования определяли также Федеральные законы, ведомственные нормативные акты, труды ученых-правоведов по вопросам гражданства, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.
Теоретическую основу дипломной работы составили научные достижения в области конституционного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Я.Л. Ванюшина, А.Н. Головистиковой, О.Е. Кутафина, А.Н. Мещерякова, В.Ф. Миронова, А.И. Прудникова и других специалистов в области конституционного и административного права.
Правовой основой исследования являются Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года; Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 года, регулирующий порядок приобретения и прекращения российского гражданства, иные важные вопросы российского гражданства; постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, иное федеральное законодательство Российской Федерации, международные акты и договоры Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты.
Научная новизна исследования во многом обусловлена его тематикой, целью, задачами и проявляется, прежде всего, в комплексном исследовании института гражданства в единстве международно-правового и национального аспектов. В дипломной работе анализируется реальное состояние существующей процедуры принятия решений по делам о гражданстве.
Элементы новизны проявляются также в выводах, сформулированных по результатам исследования, проводимого в дипломной работе.
Структура дипломной работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединивших семь параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСТВО
КАК КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ
ИНСТИТУТ
§
1. Понятие, сущность
и содержание гражданства
Статья 15 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство»1.
Особую
актуальность данное предписание приобретает
в результате того, что гражданство
является важнейшим фактором, определяющим
взаимоотношения человека с государством,
основой правового статуса
В рекомендательном законодательном акте «О согласованных принципах регулирования гражданства», одобренном Межпарламентской Ассамблеей государств – участников Содружества Независимых Государств 29 декабря 1992 года, в ст. 1 содержится определение понятия гражданства: «Гражданство определяет устойчивую политико-правовую связь лица с государством, выражающую совокупность их взаимных прав и обязанностей.
Гражданство – неотъемлемый атрибут государственного суверенитета»3.
В настоящее время, несмотря на нормативно закрепленное определение данного института, в литературе нет единого понимания правовой природы гражданства. Тем самым одним из проблематичных аспектов, возникающих при исследовании гражданства, являются необходимость определения сущности права на гражданство, его значения в системе конституционных прав и свобод человека и гражданина в России, а также уточнение сущности гражданства.
Дискуссионный
характер данного вопроса объясняется
не только сложностью самой проблемы
гражданства как специфического
государственно-правового
При
определении понятия
Зачастую в определения включаются моменты, вытекающие из факта обладания гражданством, но не дающие ответа на вопрос о самом понятии гражданства4.
Множественность
определений понятия
Гражданство, выступая в качестве сложной политико-правовой категории, обусловливает различные трактовки своей природы. В правовой науке существуют следующие основные подходы к определению понятия гражданства:
- гражданство – это принадлежность лица к государству5;
- гражданство – это правовая или политико-правовая связь лица с государством6;
- гражданство – это состояние лица (общества) в государстве7.
Имеется также направление, объединяющее первые два подхода, согласно которому гражданство трактуется как юридическая связь лица с государством с признаком принадлежности лица к государству8.
Однако, закрепленное определение гражданства в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации»9,10 положило начало новой концепции взаимоотношения личности и государства. Так согласно ст. 3 данного закона под гражданством следует понимать устойчивую правовую связь лица с Российской Федерацией, выражающуюся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Правовой характер связи лица с государством, образующий отношение гражданства, выражается в ее юридическом оформлении. Гражданство – правовое, а не фактическое состояние. Граждан государства нельзя рассматривать как совокупность лиц, проживающих на его территории, так как по этому признаку последние образуют население страны – категорию демографическую. Таким понятием охватываются не только граждане, но и проживающие в стране лица без гражданства и иностранные граждане.
Гражданином
государства является лицо не в силу
проживания на его территории, а
вследствие существования между
лицом и государством особых связей,
составляющих содержание гражданства.
Они основаны на юридическом оформлении
отношений гражданства и
- в их общем правовом нормировании. Оно заключается в том, что государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается гражданином государства, основании приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов;
- в индивидуальном юридическом оформлении гражданства каждого данного лица. В отношении каждого человека гражданство оформляется документами, подтверждающими его гражданство. Такими документами являются паспорт гражданина России, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство11. Государство регистрирует также такие акты гражданского состояния как рождение и смерть своего гражданина.
Устойчивый
характер отношений гражданства
заключается в их постоянном характере,
длящемся обычно от рождения до смерти
гражданина, в установлении особого
порядка их прекращения, не допускающего
расторжения гражданином в
На
основании вышеизложенного
- как суверенное право человека быть гражданином государства, находиться под его защитой и покровительством, иметь гарантии прав, свобод и законных интересов;
- как суверенное право Российского государства определять круг своих граждан, решать вопросы приобретения и прекращения гражданства, разрабатывать и принимать законодательство о гражданстве;
- как важнейший признак любого государства и элемент его суверенности;
- как конституционно-правовой институт.
В связи с чем под гражданством следует понимать:
- правовое состояние (в субъективном смысле) – это длящееся правовое двустороннее отношение между личностью и государством;
- совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, связанные с гражданством, которая образует конституционно-правовой институт (в объективном смысле). Его нормы носят конституционный характер, что обусловлено важностью регулируемых ими общественных отношений12.
Таким образом, рассматривая понятие гражданства, прежде всего, необходимо учитывать следующие его аспекты:
- гражданство есть субъективное право гражданина принадлежать к определенному государству;
- гражданство – правоотношение, содержание которого составляют взаимные права и обязанности государства и гражданина;
- гражданство – правовой институт, нормы которого закрепляют отношения гражданства13.
Подводя
итог исследованию понятия гражданства,
считаю возможным дать авторское
определение данному
Гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина.
Содержательно гражданство заключает в себе как индивидуальные, так и коллективные начала. Коллективность выражается в установлении политико-правового состояния совокупности лиц, а индивидуальность проявляется в установлении политико-правового состояния отдельного лица. Гражданство индивида соотносится с гражданством в государственно-правовой форме как часть и целое.
Индивидуальные
и коллективные начала в жизни
человека и общества нерасторжимы.
Они находят свое выражение в
конституционном статусе
Гражданство должно основываться на сбалансированном сочетании индивидуального и коллективного. В гражданстве неуместно одно начало противопоставлять другому. Поэтому не следует рассматривать гражданство только как взаимоотношение отдельной личности с государством, также как сводить гражданство к взаимоотношению населения в целом с государством.
Личность, являясь первичным носителем гражданства, является в то же время частью целого, то есть общества, составляющего государство, проецирующее на себя все свойства гражданства. Но и сведение понимания гражданства только к части или к сумме частей не позволяет в полной мере раскрыть природу гражданства, так как если в количественном аспекте целое есть сумма частей, то в качественном аспекте целое больше суммы частей и принципиально к нему несводимо. Гражданство нельзя представить себе как мир изолированных индивидов, это не арифметическая сумма составляющих его общество субъектов, а их интегральная совокупность, образующая его сущностное единство. Это единство состоит в одновременном существовании в гражданстве индивидов, представляющих разнородные социальные силы, но объединенных общими стремлениями к совместной жизни.
Таким образом, сочетание индивидуальных и коллективных начал, характеризующее меру социальной свободы индивида, выражает сущность гражданства, которая заключается в нахождении и установлении необходимого баланса между взаимными правами и обязанностями гражданина и государства14.
Гражданство
как правовое оформление состояния
общества выполняет по отношению
к государству
На индивидуальном уровне – как связь индивида и государства – гражданство выполняет функцию указания на принадлежность индивида к тому или иному государству и функционально является основой (частью) правового положения личности в государстве.
К основным функциям гражданства следует относить:
- социальную функцию. Человек, имеющий статус гражданина, является полноправным членом общества;
- политическую функцию. Указывает на взаимообратную связь политики и человека посредством гражданства и включает в себя как распространение на индивида всей полноты политической власти государства, так и участие его в осуществлении этой власти. Эта функция также подразумевает принятие и признание политических идеалов государства;
- моральную функцию. Неотделима от остальных функций гражданства и подразумевает нравственно-этическую основу взаимоотношений личности, государства и общества, основанную на ответственном отношении к жизни. Понятие «гражданин» в этом смысле тождественно понятию «патриот». Политико-этическая позиция гражданина во многом обусловливается восприятием им государства в качестве целостного политического сообщества, деятельным членом которого он является и внутри которого происходит его самореализация;
- психологическую функцию. Проявляется в виде самоотождествления личности со страной происхождения, с ее народом, ее языком и культурой.
Несмотря на многообразие все функции гражданства действуют в совокупности15.
Подводя итог вышесказанному, конкретизируем понятие и сущность гражданства:
- гражданство Российской Федерации – это устойчивая правовая связь лица с Российской Федерации, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей, а также взаимной ответственности государства и гражданина;
- сущность гражданства состоит в том, что право на гражданство является одним из конституционных прав человека, которое предоставляет любому лицу возможность приобрести гражданство желаемого им государства при условии соответствия требованиям, которые предъявляются для лиц, желающих приобрести гражданство данного государства.
Как государственно-правовой институт, гражданство представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государством и личностью по поводу гражданства. В процессе регулирования отношений, связанных с принадлежностью к гражданству, между лицами и государством складываются государственно-правовые отношения, юридическое содержание которых в свою очередь выражается в субъективных правах и обязанностях государства и гражданина16.
Таким образом, в конструкции юридического содержания гражданства отчетливо просматриваются три составные части:
- право человека;
- суверенное право государства;
- объективированная в правовых нормах юридическая форма реализации этих прав в виде самостоятельного конституционно-правового института17.
Право
человека, то есть юридическое содержание
гражданства в субъективном смысле,
когда субъектом отношений
- право человека иметь гражданство. Причем по законодательству ряда государств, в том числе в России, разрешается иметь гражданство нескольких государств. В международно-правовых документах, в частности в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека, каждому государству рекомендуется признавать право на гражданство за каждым человеком;
- право человека изменить гражданство, включая право на выход из гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
- право человека в статусе гражданина в полном объеме реализовать конституционные права и свободы;
- право человека в статусе гражданина на защиту со стороны своего государства;
- право человека в статусе гражданина на покровительствование со стороны материнского государства, когда он находится за пределами своей страны;
- право человека в статусе гражданина на гарантированное обладание гражданством, что обеспечивается недопустимостью лишения гражданства (ч. 3 ст. 6 Конституции РФ);
- обязанность человека в статусе гражданина соблюдать Конституцию и законы государства, гражданином которого он является.
Суверенное
право государства на гражданство
как элемент его
- обязанность признать и законодательно закрепить право человека на гражданство;
- обязанность своевременно и на законных основаниях разрешать вопросы признания, приобретения и прекращения гражданства конкретных лиц;
- обязанность установить для граждан определенный объем основных прав, свобод и обязанностей на уровне международных стандартов;
- обязанность государства защищать своих граждан и покровительствовать им;
- право государства контролировать соблюдение гражданами установленных прав и обязанностей.
Юридическое содержание гражданства в объективном смысле, когда субъектом является государство, представляет собой самостоятельный конституционно-правовой институт, правовые нормы которого содержатся либо в юридических актах государства, установившего свое гражданство, либо в международно-правовых актах, признанных этим государством18.
В
настоящее время в Российской
Федерации отношения
Данные нормативные правовые акты условно позволяют выделить основные виды юридического состояния лица в системе политико-правовых отношений гражданства. Это:
- отечественное гражданство, то есть гражданство страны происхождения этой особой правовой связи, или другими словами – гражданство материнского государства. Как правило, это гражданство соименное с названием этого государства, соответственно в России – российское гражданство. Гражданство Российской Федерации, установленное Конституцией РФ, признается, приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законодательством и является единым и равным независимо от оснований его возникновения;
- иностранное гражданство. Отношения иностранного гражданства на территории Российской Федерации признаются и регулируются ст. 62 и 63 Конституции РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища24 и международными договорами Российской Федерации;
- двойное гражданство. Это правовое состояние физических лиц в Российской Федерации согласно ч. 1 ст. 62 Конституции РФ может иметь место лишь в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Содержание этого правового состояния предполагает наличие у лица естественных прав человека; прав гражданина иностранного государства; прав российского гражданина, за исключением случае, установленных федеральным законом или международным договором; конвенциальных прав, содержащихся в договорах Российской Федерации с другими государствами. Состояние двойного гражданства гарантирует бипатриду все права и свободы, которые предоставляются гражданам в обоих государствах, гражданином которых он является в соответствии с действующим законодательством;
- множественное гражданство, которое представляет собой конституционно-правовой статус лиц, имеющих документы о наличии у них гражданства двух или более государств;
- безгражданство. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции РФ и ч. 2 ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации25.
- Правовое регулирование грузовых перевозок автомобильным транспортом
- Правовое регулирование деятельности автономных учреждений
- Правовое регулирование деятельности индивидуального предпринимателя
- Правовое регулирование деятельности предпринимателей без образования юридического лица
- Правовое регулирование деятельности товариществ собственников жилья
- Правовое регулирование деятельности холдинговых компаний
- Правовое регулирование договора аренды недвижимого имущества законодательством Российской Федерации
- Правовое регулирование банковского кредитования
- Правовое регулирование банковского кредитования в Российской Федерации
- Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ
- Правовое регулирование вексельного обращения
- Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации
- Правовое регулирование возмещения вреда работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей
- Правовое регулирование государственной гражданской службы