Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
В Республике Беларусь слово «аудит» стало широко употребляться в сфере предпринимательской деятельности и финансового контроля сравнительно недавно. До конца 80-х гг. были распространены понятия «ревизия» и «контроль», но с изменением форм собственности, а, соответственно, и общественных отношений, с внедрением рыночных механизмов в экономику появилась необходимость создания новых институтов. Среди них появляется новый институт в системе финансового права – аудит.
В мировой практике аудит как независимый финансовый контроль имеет более чем столетнюю историю и широко применяется во всех сферах деятельности. Но в каждой стране для данного института характерны свои особенности
По сравнению с «ревизией» и «контролем», внутреннее содержание аудита шире и имеет свою специфику. Кроме контрольно-ревизионных функций, аудиторские фирмы и аудиторы представляют широкий спектр иных аудиторских услуг, связанных с консультированием, налоговым и финансовым планированием.
Следует отметить, что экономический контроль в Беларуси становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.
Данный
институт представляет большой интерес
для научного исследования тем, что
он выполняет важные для общества
функции. При этом аудит сам, несомненно,
является одним из прибыльных видов
предпринимательской
К сожалению, данный институт, исходя из объективных и субъективных факторов развития нашего государства, не имеет пока того важного реального значения как независимый финансовый контроль, ни того доверительного авторитета как во многих других странах. Институт аудита в Республике Беларусь находится еще на стадии становления. Но, несомненно, его дальнейшее развитие будет способствовать выходу страны из кризиса и эффективному развитию экономики.
Отмеченное выше, а также настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании регулирования аудиторской деятельности с учетом мирового опыта определили выбор темы и актуальность дипломного исследования.
Сложность целей и задач, поставленных в дипломной работе, в значительной степени усугубляется отсутствием в Республике Беларусь фундаментальных правовых исследований, посвященных проблемам аудиторской деятельности, направлениям развития законодательства по этим вопросам и условиях осуществления политической, правовой и социально-экономической реформ. Большинство работ, посвященных аудиту, являются не правовыми исследованиями данного института, а рассматривают методику, процедуры осуществления аудиторской деятельности на основе законодательства. Это относится как к отечественным, так и к российским изданиям.
Нормативную основу дипломной работы составили Конституция Республики Беларусь [1], законы Республики Беларусь, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, министерств, решения и постановления Верховного Суда Республике Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и другие.
В ходе исследования автор тщательно изучил, проработал и использовал положения и выводы, содержащиеся в научных разработках отечественных и зарубежных ученых правоведов и экономистов.
При написании работы использованы труды правоведов по общей теории права и государства С.С. Алексеева, Г.А. Василевича, А.В. Васильева, Т.Н. Нешатаевой, В.Ф. Яковлева и других; по конституционному праву – С.А. Авакьяна, Н.А. Айвазяна, М.В. Баглая, А.И. Попова, С.В. Соловьевой и др.; по финансовому праву – А.В. Брызгалина, С.С. Вабищевич, В.И. Гуреева, С.Г. Пепеляева, А.А. Пилипенко, Т.Н. Пунько, Л.А. Ханкевич, Е.В. Шориной и др.
Использованы и проанализированы также работы многих экономистов – А.С. Бакаева, Ю.А. Данилевского, А.Н. Кашаева, А.О.Левкович, Д.М. Окуневой, Е.В. Поролло, Г.М. Пупко, Н.П. Кондакова, В.М. Родионовой, М.Ю. Медведева, А.Н. Медведева, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Сайфулина, Н.Б. Смирнова, А.Д. Шеремета, Т.А. Шнайдерман и др.
Основной целью данной работы является комплексный анализ существующих правовых подходов в решении задач становления рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь, а также обобщение международного практического опыта правового регулирования деятельности аудиторских фирм с целью определения оптимального развития аудиторского законодательства, выработки рекомендации по совершенствованию механизмов гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при проведении аудиторской проверки или оказании иных аудиторских услуг.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач, посредством которых они реализуются:
выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;
исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института и законодательства об аудите в Республике Беларусь;
исследовать механизм осуществления аудиторской деятельности;
осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.
Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности в Республике Беларусь, при проведении аудиторских проверок или предоставлению иных аудиторских услуг.
Предметом исследования является анализ белорусской и зарубежной нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность.
В качестве
информационной базы исследования использованы
материалы Министерства по налогам
и сборам Республики Беларусь, Министерства
финансов Республики Беларусь, данные
Министерства статистики и анализа
Республики Беларусь, а также финансово-бухгалтерско
Методологической основой исследования явились общенаучные методы познания, в том числе исторический, формально-логический методы, а также анализ, синтез, наблюдение и сравнение.
Научная новизна дипломной работы заключается, прежде всего, в том, что в нем предпринята попытка переосмысления с новых научно-методологических позиций ряда проблем, связанных с правовым регулированием аудиторской деятельности в Республике Беларусь.
Структура дипломной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Сущность и история развития аудита
Еще древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система народного собрания, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.
С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы – чиновники, обеспечивающие контроль над поступлением доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами [7, с. 24].
Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.
Зарождение аудита. Аудит в современном понимании этого вида деятельности возник в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок «к счету и мере в британской хозяйственной жизни», когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться в учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия бухгалтер (accountant) выделяется смежное понятие аудитор (auditor). В лондонских деловых кругах аудит был применен в 1200-е гг. Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII–XIV векам. Так, например, в Англии в 1298 г. была проверена деятельность гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета, шерифа и ряда других лиц. А уже в 1324 г. письменным указом короля были назначены аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учетные книги стали фигурировать в 70 качестве доказательств в суде. Приблизительно в это же время среди выборных должностных лиц Лондонского Сити стали значиться аудиторы. И с этого времени в архивах можно встретить большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Таким образом, ранний аудит развивался в двух сферах. Одна – проверка представителями горожан правильности фискальной политики чиновников, другая – проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов [7, с. 24].
У Луки Пачоли (1445–1515), автора «Трактата о счетах и записях» – первая книга, посвященная бухгалтерскому учету, в которой изложены основы науки о бухгалтерском учете, – также можно найти подтверждение о необходимости контроля. Он писал: «Высокий сенат или сеньория жестоко карает неисправных маклеров и бухгалтеров, и я сам припоминаю многих, с которых в прежнее время строго взыскивали за упущения. Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначали лицо, которому поручали расследовать хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях» [7, с. 25].
Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. А в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.
Родиной аудита считается Великобритания. Уже в 1844 г. здесь принимается пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. В США в 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.
Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.
О появлении бухгалтеров-аудиторов можно говорить с XVIII века, когда Джордж Уотсон (1645–1723) – первый профессиональный бухгалтер – порекомендовал ряду шотландских предпринимателей проверить их бухгалтерскую отчетность. Проверка дала высокие результаты, и шотландцы стали часто практиковать такие проверки. В то же время развитие и усложнение финансово-хозяйственных процессов обусловили появление профессиональных бухгалтеров-аудиторов. Уже в 1773 г. в адресной книге Эдинбурга значились имена семи аудиторов, а в первом отдельном аудиторском справочнике по Эдинбургу, изданном в 1805 г., были приведены имена 17 аудиторов. К числу первых профессионалов аудиторов относят Уильяма Велш Дейлота. Он был известен как специалист, проявивший себя в аудиторских проверках. Дейлот разработал системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, основы которых до сих пор применяются у него на родине в Англии. По сведениям британского автора Ричарда Брауна, в 1905 г. во всем мире численность аудиторов составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию [9, с. 31].
Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 г. в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, когда в законе об акционерных обществах обязали осуществлять проверку баланса. Однако не было указано, кем должна проводиться проверка – внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.
Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и уже в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера. Постепенно стали появляться законы и юридические акты, устанавливающие статус аудитора и требования, предъявляемые к этой профессии.
Официальное название ревизоров (аудиторов) в разных странах различно. Так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют «привилегированными бухгалтерами» (Chartered Accountants), в США – «присяжными бухгалтерами» или «дипломированными бухгалтерами высшей квалификации» (Certified Public Accountant), во Франции – «бухгалтерами-экспертами» (Expert Comptable) и «комиссарами по счетам» (Commisaire aux covptes), в Германии – «контролер хозяйства» (Wirtschaftsprufer) или «контролер книг» (Buchprufer). В большинстве стран аудитор должен иметь высшее образование, определенный стаж работы, сдать квалификационные экзамены и, конечно, иметь безупречную репутацию [9, с. 32].
Второй этап – 1950 г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются «укрепление фирм, специализирующихся на оказании 72 профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг». Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей «Большой пятерки», перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес [7, с. 25].
В Российской Империи (в Беларуси, как ее составной части) аудиторское звание было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табеле о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудиторов был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор. По своему характеру должность аудитора отличалась от западных аудиторов, так как в России аудиторами назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, судебного секретаря, прокурора. В 1833 г. с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно-юридическая академия. С проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена [7, с. 26].
В конце XIX – начале XX веков были сделаны еще попытки (1889 г., 1912 г.) ввести аудит в России. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права и последовавший за этим экономический подъем. В конце 1891 – начале 1892 гг. на первом съезде присяжных счетоводов была поставлена задача образовать особую группу «сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручалось обревизирование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях». Проект Положения об Институте присяжных счетоводов был подготовлен обществом счетоводов (под руководством Федора Бенедиктовича Езерского) и в 1898 г. был представлен на обсуждение. Основные требования этого проекта определяли организационную структуру института права и обязанности присяжных счетоводов.
Первое упоминание о создании первой общественной организации бухгалтеров России датируется 1894 г., когда 18 декабря на торжественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти Луки Пачоли И.Д. Гопфенгаузер обратился с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В необходимости создания подобного института были заинтересованы не только коммерсанты. Так, Министерство Императорского двора в своем отзыве № 8100 от 20.12.1899 г. отметило, что «постоянно обнаруживающийся недостаток в лицах, пригодных к замещению должностей бухгалтеров и счетных работников вызывает настоятельную необходимость принять меры к объединению их в одно дисциплинарное сословие». Морское министерство в своем отзыве № 1749 от 16.01.1900 г. указывало, что «учреждение названного института представляется в настоящее время, когда торговля и промышленность достигли у нас наибольшего развития, мерой не только полезной, но и своевременно необходимой». Кроме этого, во дворце Его Высочества князя Александра Михайловича – шурина Николая II – состоялось специальное совещание, посвященное рассмотрению этого вопроса. Однако проект И.Д. Гопфенгаузера не был утвержден Государственным советом, и поэтому эта попытка внедрения аудита в России не удалась. Следующую попытку организации независимого контроля в России осуществило Московское общество бухгалтеров в лице его председателя Ф.И. Бельмера, созвав 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909 г. Однако идея не была поддержана ни государством, ни обществом [9, с. 34].
Очередная попытка внедрения аудита связана с историей молодой социалистической России, когда в мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, который в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Этот исторический период характеризовался очередным подъемом в экономике страны и попытками создания рыночных отношений. В результате этих экономических реформ в 1924 г. было принято решение о создании при НК РКИ СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он основывался «в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности». Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно-административной системе, характеризующейся, в основном, государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась [7, с. 27].
В конце 80-х гг., когда в Советском Союзе стали возникать и развиваться рыночные отношения, в обществе появились новые субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий, возникла объективная необходимость в контроле независимых экспертов. Происходящие в экономике изменения послужили толчком к очередной попытке организации аудиторской деятельности.
1.2. Место аудита в системе финансового контроля
Одним из институтов финансового права является финансовый контроль. Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.
Кратко рассмотрим содержание и структуру финансового контроля. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий [16, с. 77].
Государственный финансовый контроль регламентируется законами Республики Беларусь и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Департаменты государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Республики Беларусь. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства Республики Беларусь по налогам и сборам, а также Национальный банк Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а также контрольные органы министерств и ведомств.
Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством [5, с. 29].
Основные задачи государственного финансового контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.
Элементами системы внутреннего контроля экономических субъектов являются внутренний аудит и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения – управления (отделы) внутреннего аудита [5, с. 30].
Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять, в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.
Некоторые экономические субъекты, по образцу фирм ФРГ, создают у себя подразделения контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений и самих контролеров можно охарактеризовать как «управление управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.
Хотя аудиторская деятельность может охватывать все экономические организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров [32, с. 149].
При проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.
1.3. Виды аудита
В рыночной
экономике важную роль играет достоверная
информация о деятельности предприятия,
которая, нужна владельцу предприятия
для определения стратегии
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.
Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».
Так, например Р. Адаме характеризует аудит как» деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности» [17, с. 66].
Ю.М. Иткин пишет, что аудит – это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется «независимыми дипломированными бухгалтерами, не работающими в данной компании».
Международные нормативы аудита определяют его как «независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения».
Аудиторская деятельность – независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.
Становление рыночных отношений привело к появлению большого количества новых нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и отчетности, налогообложения, порядок формирования себестоимости, которые не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение эффективности их деятельности [21, с. 40].
Исходя из сказанного, понятие аудита значительно шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.
- Правовое регулирование банковского кредитования
- Правовое регулирование банковского кредитования
- Правовое регулирование банковского кредитования в Российской Федерации
- Правовое регулирование безналичных расчетов на территории РФ
- Правовое регулирование вексельного обращения
- Правовое регулирование возмездных услуг законодательством Российской Федерации
- Правовое регулирование возмещения вреда работнику в связи с выполнением им своих трудовых обязанностей
- Правовое положение субъектов малого предпринимательства
- Правовое положение Центрального банка РФ
- Правовое понятие института брака и условия его заключения и расторжения в РФ
- Правовое просвещение в старших классах
- Правовое регулирование авторских правоотношений
- Правовое регулирование алиментных обязательств между родителями и детьми
- Правовое регулирование аренды земли