Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

ТЕМА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

 

 Содержание

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В Республике Беларусь слово «аудит» стало широко употребляться в сфере предпринимательской деятельности и финансового контроля сравнительно недавно. До конца 80-х гг. были распространены понятия «ревизия» и «контроль», но с изменением форм собственности, а, соответственно, и общественных отношений, с внедрением рыночных механизмов в экономику появилась необходимость создания новых институтов. Среди них появляется новый институт в системе финансового права – аудит.

В мировой  практике аудит как независимый  финансовый контроль имеет более  чем столетнюю историю и широко применяется во всех сферах деятельности. Но в каждой стране для данного института характерны свои особенности

По  сравнению с «ревизией» и «контролем», внутреннее содержание аудита шире и имеет свою специфику. Кроме контрольно-ревизионных функций, аудиторские фирмы и аудиторы представляют широкий спектр иных аудиторских услуг, связанных с консультированием, налоговым и финансовым планированием.

Следует отметить, что экономический контроль в Беларуси становится одним из важнейших элементов рыночной экономики, реально выполняющим функцию управления хозяйственно-финансовой деятельностью организаций и предприятий. Важнейшей составной частью экономического контроля является независимый контроль – аудит, осуществляемый независимыми аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Данный  институт представляет большой интерес  для научного исследования тем, что  он выполняет важные для общества функции. При этом аудит сам, несомненно, является одним из прибыльных видов  предпринимательской деятельности. Вопрос регулирования и контроля над аудитом в Беларуси стоит достаточно остро. В странах с развитой рыночной экономикой сложился эффективный механизм взаимодействия государственного и общественного профессионального (корпоративного) регулирования и контроля над данным видом предпринимательской деятельности.

К сожалению, данный институт, исходя из объективных  и субъективных факторов развития нашего государства, не имеет пока того важного реального значения как независимый финансовый контроль, ни того доверительного авторитета как во многих других странах. Институт аудита в Республике Беларусь находится еще на стадии становления. Но, несомненно, его дальнейшее развитие будет способствовать выходу страны из кризиса и эффективному развитию экономики.

Отмеченное  выше, а также настоятельная необходимость в дальнейшем совершенствовании регулирования аудиторской деятельности с учетом мирового опыта определили выбор темы и актуальность дипломного исследования.

Сложность целей и задач, поставленных в дипломной работе, в значительной степени усугубляется отсутствием в Республике Беларусь фундаментальных правовых исследований, посвященных проблемам аудиторской деятельности, направлениям развития законодательства по этим вопросам и условиях осуществления политической, правовой и социально-экономической реформ. Большинство работ, посвященных аудиту, являются не правовыми исследованиями данного института, а рассматривают методику, процедуры осуществления аудиторской деятельности на основе законодательства. Это относится как к отечественным, так и к российским изданиям.

Нормативную основу дипломной работы составили  Конституция Республики Беларусь [1], законы Республики Беларусь, нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь и Правительства Республики Беларусь, министерств, решения и постановления Верховного Суда Республике Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и другие.

В ходе исследования автор тщательно изучил, проработал и использовал положения  и выводы, содержащиеся в научных  разработках отечественных и зарубежных ученых правоведов и экономистов.

При написании работы использованы труды правоведов по общей теории права и государства С.С. Алексеева, Г.А. Василевича, А.В. Васильева, Т.Н. Нешатаевой, В.Ф. Яковлева и других; по конституционному праву – С.А. Авакьяна, Н.А. Айвазяна, М.В. Баглая, А.И. Попова, С.В. Соловьевой и др.; по финансовому праву – А.В. Брызгалина, С.С. Вабищевич, В.И. Гуреева, С.Г. Пепеляева, А.А. Пилипенко, Т.Н. Пунько, Л.А. Ханкевич, Е.В. Шориной и др.

Использованы и проанализированы также работы многих экономистов – А.С. Бакаева, Ю.А. Данилевского, А.Н. Кашаева, А.О.Левкович, Д.М. Окуневой, Е.В. Поролло, Г.М. Пупко, Н.П. Кондакова, В.М. Родионовой, М.Ю. Медведева, А.Н. Медведева, Т.Ф. Юткиной, Р.С. Сайфулина, Н.Б. Смирнова, А.Д. Шеремета, Т.А. Шнайдерман и др.

Основной  целью данной работы является комплексный анализ существующих правовых подходов в решении задач становления рынка аудиторских услуг в Республике Беларусь, а также обобщение международного практического опыта правового регулирования деятельности аудиторских фирм с целью определения оптимального развития аудиторского законодательства, выработки рекомендации по совершенствованию механизмов гражданско-правового регулирования отношений, возникающих при проведении аудиторской проверки или оказании иных аудиторских услуг.

Поставленная  цель предопределила постановку и решение  следующих задач, посредством которых  они реализуются:

выявить правовую природу и сущность аудиторской деятельности, с одной стороны, как независимого финансового контроля, а, с другой стороны, предпринимательской деятельности;

исследовать тенденции и закономерности эволюции и развития данного института  и законодательства об аудите в Республике Беларусь;

исследовать механизм осуществления аудиторской  деятельности;

осуществить сравнительно-правовой анализ международных стандартов аудита и республиканских правил аудиторской деятельности, выявить общие черты и природу отличий данных стандартов.

Объектом дипломного исследования являются правоотношения, возникающие при осуществлении аудиторской деятельности в Республике Беларусь, при проведении аудиторских проверок или предоставлению иных аудиторских услуг.

Предметом исследования является анализ белорусской и зарубежной нормативно-правовой базы, регулирующей аудиторскую деятельность.

В качестве информационной базы исследования использованы материалы Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, данные Министерства статистики и анализа  Республики Беларусь, а также финансово-бухгалтерской отчетности коммерческих организаций.

Методологической  основой исследования явились общенаучные  методы познания, в том числе исторический, формально-логический методы, а также  анализ, синтез, наблюдение и сравнение.

Научная новизна дипломной работы заключается, прежде всего, в том, что в нем предпринята попытка переосмысления с новых научно-методологических позиций ряда проблем, связанных с правовым регулированием аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

Структура дипломной работы соответствует логике построения научного исследования и состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения и списка использованных источников.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АУДИТА КАК ИНСТИТУТА ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

1.1. Сущность и история развития аудита

 

Еще древние цивилизации Ближнего Востока (примерно 4000 г. до н.э.) создавали государства и налаживали хозяйственную деятельность. Чтобы учитывать свои доходы и расходы, они должны были составлять отчеты. Это породило необходимость организации аудита, основной целью которого являлось уменьшение ошибок и злоупотреблений со стороны чиновников. В Афинах в V веке до н.э. все доходы и расходы государства контролировала финансовая система народного собрания, куда входили аудиторы. В Римской республике государственные финансы контролировались Сенатом, а аудиторы под наблюдением казначея проверяли государственный бюджет. У римлян была разработана сложная система проверок и взаимопроверок между должностными лицами, которые несли ответственность за сбор налогов.

С I века нашей эры контроль над финансами осуществляли кураторы, а вместе с ними действовали прокураторы и квесторы – чиновники, обеспечивающие контроль над поступлением доходов государства и ведающие финансовыми и судебными делами [7, с. 24].

Некоторые ученые выделяют период зарождения аудита и два этапа его становления.

Зарождение аудита. Аудит в современном понимании этого вида деятельности возник в Англии, где в IX веке кадастром Вильгельма Завоевателя был дан толчок «к счету и мере в британской хозяйственной жизни», когда бухгалтерские приемы римлян стали применяться в учете экономических явлений. Уже тогда из общего понятия бухгалтер (accountant) выделяется смежное понятие аудитор (auditor). В лондонских деловых кругах аудит был применен в 1200-е гг. Первые письменные упоминания аудита относятся к XIII–XIV векам. Так, например, в Англии в 1298 г. была проверена деятельность гофмейстера лондонского Сити аудиторской комиссией в составе мэра, членов муниципалитета, шерифа и ряда других лиц. А уже в 1324 г. письменным указом короля были назначены аудиторы в графства Оксфорд, Беркшир, Южный Эмптон, Уилс, Самсет и Дорсет, а учетные книги стали фигурировать в 70 качестве доказательств в суде. Приблизительно в это же время среди выборных должностных лиц Лондонского Сити стали значиться аудиторы. И с этого времени в архивах можно встретить большое количество свидетельств о регулярном осуществлении аудита отчетов муниципалитетов, частных землевладений и ремесленных гильдий. Таким образом, ранний аудит развивался в двух сферах. Одна – проверка представителями горожан правильности фискальной политики чиновников, другая – проверка аудиторами правильности учетных записей и исчисления налогооблагаемой прибыли в хозяйствах, имевших обязательства по уплате налогов [7, с. 24].

У Луки Пачоли (1445–1515), автора «Трактата о счетах и записях» – первая книга, посвященная бухгалтерскому учету, в которой изложены основы науки о бухгалтерском учете, – также можно найти подтверждение о необходимости контроля. Он писал: «Высокий сенат или сеньория жестоко карает неисправных маклеров и бухгалтеров, и я сам припоминаю многих, с которых в прежнее время строго взыскивали за упущения. Доброе дело сделали, когда для наблюдения за ними назначали лицо, которому поручали расследовать хорошо или дурно ведутся книги в этих учреждениях» [7, с. 25].

Первый этап. В конце XVII века в Шотландии был принят первый закон о запрете определенным должностным лицам служить в качестве городского аудитора. А в 1853 г. был официально учрежден Эдинбургский институт аудиторов.

Родиной аудита считается Великобритания. Уже в 1844 г. здесь принимается пакет законов, предписывающих акционерным компаниям поручить независимым бухгалтерам проверку бухгалтерских книг и счетов компаний с последующим отчетом перед акционерами. В США в 1887 г. была образована Ассоциация аудиторов, а в 1896 г. в штате Нью-Йорк законодательным путем была регламентирована аудиторская деятельность. Уже тогда должность аудитора мог занимать дипломированный бухгалтер, успешно сдавший экзамен по специальности и получивший лицензию на право заниматься аудиторской деятельностью.

Только со строительством железных дорог и ростом страховых компаний, банков и акционерных обществ в середине XIX века профессиональный аудитор приобретает вес в деловом мире.

О появлении бухгалтеров-аудиторов можно говорить с XVIII века, когда Джордж Уотсон (1645–1723) – первый профессиональный бухгалтер – порекомендовал ряду шотландских предпринимателей проверить их бухгалтерскую отчетность. Проверка дала высокие результаты, и шотландцы стали часто практиковать такие проверки. В то же время развитие и усложнение финансово-хозяйственных процессов обусловили появление профессиональных бухгалтеров-аудиторов. Уже в 1773 г. в адресной книге Эдинбурга значились имена семи аудиторов, а в первом отдельном аудиторском справочнике по Эдинбургу, изданном в 1805 г., были приведены имена 17 аудиторов. К числу первых профессионалов аудиторов относят Уильяма Велш Дейлота. Он был известен как специалист, проявивший себя в аудиторских проверках. Дейлот разработал системы финансовой отчетности английских железных дорог и гостиничного бизнеса, основы которых до сих пор применяются у него на родине в Англии. По сведениям британского автора Ричарда Брауна, в 1905 г. во всем мире численность аудиторов составляла 11 тысяч, из которых половина приходилась на Великобританию [9, с. 31].

Во Франции в 1867 г. были приняты законы, которые обязали проверять и оценивать балансы акционерных обществ ревизорами. В 1870 г. в Германии также были приняты первые попытки к введению аудита, когда в законе об акционерных обществах обязали осуществлять проверку баланса. Однако не было указано, кем должна проводиться проверка – внутренними контролерами предприятий или приглашенными со стороны. Более четкое описание обязательных проверок внешними аудиторами было дано только в 1931 г.

Степень вмешательства государства в организацию и регламентацию деятельности аудиторов меняется в довольно широком диапазоне в зависимости от страны: от полного неучастия (Великобритания) и до весьма жесткого контроля и управления (Германия, Италия, Франция). В последних странах государство осуществляет прямой контроль над формированием аудиторских кадров, их профессиональной подготовки и текущей деятельности. Рост заинтересованности пользователей в подтверждении достоверности показателей финансовой отчетности привел к повышению качества профессиональной подготовки аудиторов, и уже в 1854 г. в Англии было выдано первое удостоверение дипломированного бухгалтера. Постепенно стали появляться законы и юридические акты, устанавливающие статус аудитора и требования, предъявляемые к этой профессии.

Официальное название ревизоров (аудиторов) в разных странах различно. Так, в Англии и ряде других англоязычных стран профессионалов бухгалтерского учета называют «привилегированными бухгалтерами» (Chartered Accountants), в США – «присяжными бухгалтерами» или «дипломированными бухгалтерами высшей квалификации» (Certified Public Accountant), во Франции – «бухгалтерами-экспертами» (Expert Comptable) и «комиссарами по счетам» (Commisaire aux covptes), в Германии – «контролер хозяйства» (Wirtschaftsprufer) или «контролер книг» (Buchprufer). В большинстве стран аудитор должен иметь высшее образование, определенный стаж работы, сдать квалификационные экзамены и, конечно, иметь безупречную репутацию [9, с. 32].

Второй этап – 1950 г. – до настоящего времени. Развиваются крупнейшие транснациональные аудиторско-консультационные фирмы, имеющие свои филиалы и представительства во многих странах мира. Основными тенденциями рынка аудиторских услуг в данном периоде являются «укрепление фирм, специализирующихся на оказании 72 профессиональных услуг, и значительное повышение спроса на консалтинг». Широко востребованы консультационные услуги по вопросам осуществления слияния или разделения компаний и по финансовому оздоровлению предприятий. Как показывает практика последних лет, на аудит такого вида, как на консультационные услуги, нет спроса, поэтому нет потенциала для развития. У большинства фирм темп прироста выручки от аудита незначителен, причем обычно он связан даже не с аудитом, а с предоставлением смежных услуг. Даже такой вопрос, как оптимизация налогообложения, согласно мнению представителей «Большой пятерки», перестает быть обособленным видом деятельности и постепенно врастает в консультационный бизнес [7, с. 25].

В Российской Империи (в Беларуси, как ее составной части) аудиторское звание было введено Петром I, который в воинском уставе 1716 г. и в «Табеле о рангах» к воинским чинам причислил и аудитора. Аудиторы избирались из числа прапорщиков, а во главе всех аудиторов был поставлен, по военному уставу, генерал-аудитор. По своему характеру должность аудитора отличалась от западных аудиторов, так как в России аудиторами назывались юристы, совмещающие в своей деятельности функции делопроизводителя, судебного секретаря, прокурора. В 1833 г. с целью подготовки аудиторов для военно-сухопутных и морских ведомств была учреждена школа при петербургском батальоне военных кантонистов, переименованная затем в Аудиторское училище. На базе офицерских классов училища была образована Военно-юридическая академия. С проведением военно-судебной реформы 1867 г. должность аудитора была упразднена [7, с. 26].

В конце XIX – начале XX веков были сделаны еще попытки (1889 г., 1912 г.) ввести аудит в России. Одной из предпосылок создания аудиторской службы послужила отмена крепостного права и последовавший за этим экономический подъем. В конце 1891 – начале 1892 гг. на первом съезде присяжных счетоводов была поставлена задача образовать особую группу «сведущих и благонадежных лиц, которые должны были называться присяжными счетоводами и которым поручалось обревизирование различных счетоводств, экспертиза и организация правильной бухгалтерии на частных и общественных предприятиях». Проект Положения об Институте присяжных счетоводов был подготовлен обществом счетоводов (под руководством Федора Бенедиктовича Езерского) и в 1898 г. был представлен на обсуждение. Основные требования этого проекта определяли организационную структуру института права и обязанности присяжных счетоводов.

Первое упоминание о создании первой общественной организации бухгалтеров России датируется 1894 г., когда 18 декабря на торжественном собрании Общества для распространения коммерческих знаний в день чествования памяти Луки Пачоли И.Д. Гопфенгаузер обратился с предложением ходатайствовать перед правительством об учреждении Института бухгалтеров и присяжных счетоводов. В необходимости создания подобного института были заинтересованы не только коммерсанты. Так, Министерство Императорского двора в своем отзыве № 8100 от 20.12.1899 г. отметило, что «постоянно обнаруживающийся недостаток в лицах, пригодных к замещению должностей бухгалтеров и счетных работников вызывает настоятельную необходимость принять меры к объединению их в одно дисциплинарное сословие». Морское министерство в своем отзыве № 1749 от 16.01.1900 г. указывало, что «учреждение названного института представляется в настоящее время, когда торговля и промышленность достигли у нас наибольшего развития, мерой не только полезной, но и своевременно необходимой». Кроме этого, во дворце Его Высочества князя Александра Михайловича – шурина Николая II – состоялось специальное совещание, посвященное рассмотрению этого вопроса. Однако проект И.Д. Гопфенгаузера не был утвержден Государственным советом, и поэтому эта попытка внедрения аудита в России не удалась. Следующую попытку организации независимого контроля в России осуществило Московское общество бухгалтеров в лице его председателя Ф.И. Бельмера, созвав 1-й Всероссийский съезд бухгалтеров в 1909 г. Однако идея не была поддержана ни государством, ни обществом [9, с. 34].

Очередная попытка внедрения аудита связана с историей молодой социалистической России, когда в мае 1918 г. было принято решение об образовании Народного Комиссариата государственного контроля, который в феврале 1920 г. был преобразован в Рабоче-крестьянскую инспекцию (РКИ). Этот исторический период характеризовался очередным подъемом в экономике страны и попытками создания рыночных отношений. В результате этих экономических реформ в 1924 г. было принято решение о создании при НК РКИ СССР Института государственных бухгалтеров-экспертов (ИГБЭ). Он основывался «в целях содействия и правильной постановки счетоводства и отчетности в государственных, концессионных, смешанных, кооперативных, общественных и частных предприятиях и государственных учреждениях и для дачи заключения по всякого рода вопросам счетоводства и отчетности». Однако потребности в независимом финансовом контроле при командно-административной системе, характеризующейся, в основном, государственной формой собственности, не было. Поэтому и эта попытка внедрения независимого контроля провалилась [7, с. 27].

В конце 80-х гг., когда в Советском Союзе стали возникать и развиваться рыночные отношения, в обществе появились новые субъекты, непосредственно заинтересованные в законности и эффективности финансовой деятельности предприятий, возникла объективная необходимость в контроле независимых экспертов. Происходящие в экономике изменения послужили толчком к очередной попытке организации аудиторской деятельности.

1.2. Место аудита в системе финансового контроля

 

Одним из институтов финансового права является финансовый контроль. Контроль – важная функция управления. Это объективное явление в экономической жизни общества, а в сфере управления финансовыми средствами – неотъемлемая часть системы регулирования финансовыми отношениями.

Кратко  рассмотрим содержание и структуру  финансового контроля. В зависимости от субъекта и характера деятельности финансовый контроль разделяется на государственный, ведомственный и вневедомственный; в зависимости от объекта – на внутренний и внешний; в зависимости от организации осуществления – на ревизионный (ревизия) и аудиторский (аудит). При осуществлении контрольной деятельности используются специальные приемы документального и фактического контроля, экспертные оценки, методы анализа и другой инструментарий [16, с. 77].

Государственный финансовый контроль регламентируется законами Республики Беларусь и другими нормативными актами. В системе государственного финансового контроля имеются специальные контрольные органы: Департаменты государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Республики Беларусь. В определенной мере функции государственного финансового контроля выполняют органы Министерства Республики Беларусь по налогам и сборам, а также Национальный банк Республики Беларусь, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь, а также контрольные органы министерств и ведомств.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, промышленные и коммерческие предприятия с государственным участием, предприятия, организации и учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии, общественные неправительственные организации и учреждения, предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством [5, с. 29].

Основные  задачи государственного финансового  контроля: проверка законности и правильности распределения финансовых средств государства и ведения бухгалтерского учета; проверка эффективного и экономного расходования государственных средств; проверка правильности расчета и уплаты налогов. Контрольные органы государства могут выполнять свои задачи объективно и эффективно только в том случае, если они независимы от проверяемых ими организаций и защищены от постороннего влияния.

Элементами  системы внутреннего контроля экономических  субъектов являются внутренний аудит  и управленческий контроль. Внутренний контроль создается для упорядоченного и эффективного ведения дел, обеспечения соблюдения политики руководства, охраны активов, обеспечения полноты и точности документации и всей внутрифирменной информации о производственно-хозяйственной и финансовой деятельности. При этом реализация целей управления в системе внутреннего контроля возложена, во-первых, на организационно-технический механизм (включающий процедуры контроля, внутреннюю регламентирующую нормативную документацию и т.п.) и, во-вторых, на специальные контрольные подразделения – управления (отделы) внутреннего аудита [5, с. 30].

Организация системы внутреннего контроля является прерогативой самого экономического субъекта. В настоящее время подразделения внутреннего аудита у экономических субъектов по-разному встраиваются в структуру управления экономического субъекта, поэтому условно внутренний аудит можно разделить на внутренний аудит акционеров и внутренний аудит исполнительного руководства. Первый из них часто называют независимым внутренним аудитом, так как внутренние аудиторы непосредственно не подчинены исполнительному руководству и, следовательно, по поручению собственников, акционеров могут осуществлять, в том числе и проверку деятельности самого исполнительного руководства.

Некоторые экономические субъекты, по образцу  фирм ФРГ, создают у себя подразделения  контроллинга и назначают контролеров. Кратко основные функции этих подразделений  и самих контролеров можно  охарактеризовать как «управление  управлением», т.е. это координация, согласование, контроль, упорядочение и подготовка информации для руководства в виде, удобном для принятия управленческих решений.

Хотя  аудиторская деятельность может  охватывать все экономические организации  независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, основными объектами аудита являются предпринимательские структуры, а предметом аудита – собственность акционеров и инвесторов. Независимость – необходимое условие деятельности аудиторов, причем независимость аудиторов гораздо шире независимости государственных контролеров-ревизоров [32, с. 149].

При проведении аудита применяются специальные  приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии  отдельных объектов учета. При проведении ревизионной проверки составления бухгалтерских (финансовых) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. Так как аудит и ревизия являются способами организации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, между ними имеется много общего, но имеются и принципиальные различия.

 

1.3. Виды аудита

 

В рыночной экономике важную роль играет достоверная  информация о деятельности предприятия, которая, нужна владельцу предприятия  для определения стратегии развития и способов повышения эффективности его деятельности; государственным органам для контроля за соблюдением законодательных актов о налогообложении; банкам, другим заимодавцам и страховым компаниям для оценки платежеспособности предприятия и вероятности возврата кредитов, определения страхового риска. В достоверной информации заинтересованы поставщики, покупатели, инвесторы и другие предприятия и организации, имеющие деловые взаимоотношения с субъектом хозяйствования.

Во  всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственным органам и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет  однозначного понятия аудита. Одни авторы считают, что аудит происходит от латинского слова audio, что означает «он слышит», другие считают, что аудитор в переводе с английского языка означает «подсказчик».

Так, например Р. Адаме характеризует  аудит как» деятельность по оказанию необходимой обществу услуги с целью подтверждения видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности» [17, с. 66].

Ю.М. Иткин пишет, что аудит – это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется «независимыми дипломированными бухгалтерами, не работающими в данной компании».

Международные нормативы аудита определяют его  как «независимую проверку финансовых отчетов или относящейся к ним финансовой информации объекта, независимо от того, приносит прибыль или нет, его размера и формы организации, когда такая проверка производится с целью выражения дальнейшего мнения».

Аудиторская деятельность – независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству Республики Беларусь, направленная на защиту интересов собственника, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в подъеме эффективности их деятельности.

Становление рыночных отношений привело к  появлению большого количества новых  нормативных актов, регламентирующих вопросы бухгалтерского учета и  отчетности, налогообложения, порядок  формирования себестоимости, которые  не всегда своевременно и в полном объеме доводятся до предприятий. В этой связи возникла объективная необходимость создания новой формы контроля, который предусматривает не только проверку, но и консультирование по вопросам организации и ведения бухгалтерского учета, оказание правовой помощи субъектам хозяйствования и другие виды услуг, направленные на улучшение бухгалтерского учета и отчетности, повышение эффективности их деятельности [21, с. 40].

Исходя  из сказанного, понятие аудита значительно  шире понятия ревизия, так как аудит включает не только проверку достоверности отчетности предприятия, но и осуществляемые аудиторской организацией и аудитором-предпринимателем экспертизу бухгалтерских балансов, финансовых отчетов и разработку предложений по улучшению хозяйственной деятельности.

Правовое регулирование аудиторской деятельности в Республике Беларусь