Правовое регулирование малого предпринимательства

МИНИСТЕРСТВО  ПРОСВЕЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Юридический факультет

Кафедра гражданского права 
 

Допущен к защите

комиссией кафедры                                     

Регистрация №                                                                                            по предзащите           

«___»_________2007года

(Протокол  №_______)

Зав. Кафедрой _________ 
 

Лицензионная  работа

Правовое регулирование малого предпринимательства 
 
 
 

Выполнил 

                                                                                                заочное отделение

                                                          

____________________________

                                                                    

                                                Научный руководитель: Доктор права, доцент

________________________ 
 
 
 
 

Содержание 
 
 

Введение……………………………………………………………………….……..3 

Раздел 1 Малое предпринимательство в Республике Молдове 

    1. Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,

         «малое предпринимательство», их соотношение и развитие ………8

     1.2 Правовое регулирование малого предпринимательства

         в Республике Молдова ………………………………………………..13 

Раздел 2 Государственно-правовое регулирование

         малого  предпринимательства в странах  СНГ 

     2.1 Малое предпринимательство в странах СНГ …………………...….22

     2.2 Регулирование малого предпринимательства

         в Российской Федерации …………………………………………….26

     2.3 Регулирование малого предпринимательства

         в Украине …………………………………………………………..…30

     2.4 Регулирование малого предпринимательства

         в Республике Казахстан …………………………….………………..35

     2.5 Регулирование малого предпринимательства

         в Республике Беларусь …………………………………….................40 

Раздел 3 Государственно-правовое регулирование

      малого  предпринимательства в странах  ЕС 

      3.1 Формы и методы государственно-правового

      регулирования малого предпринимательства в ЕС ………................43

     3.2 Регулирование малого предпринимательства в Германии ................50

     3.3 Регулирование малого предпринимательства во Франции ………...55

     3.4 Регулирование малого предпринимательства в Великобритании …58 

Заключение…………………………………………………………………………..62

Библиография………………………………………………………………………..66 
Введение
 
 
 

     Актуальность  темы исследования. Мировая практика убедительно свидетельствует, что даже в странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство оказывает существенное влияние на развитие народного хозяйства, решение социальных проблем, увеличение численности занятых работников. По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг субъекты малого предпринимательства в отдельных странах занимают ведущую роль.

     Субъекты  малого предпринимательства как  субъекты рыночной экономики имеют  как преимущества, так и недостатки. Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования; большая независимость действий субъектов малого предпринимательства; гибкость и оперативность в принятии и выполнении принимаемых решений; относительно невысокие расходы, особенно затраты на управление; большая возможность для индивидуума реализовать свои идеи, проявить свои способности; более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др. Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, часто требуют меньше капиталовложений в расчете на одного работника по сравнению с крупными предприятиями, широко используют местные материальные и трудовые ресурсы. Собственники малых предприятий более склонны к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в целом на деятельности предприятия.

     При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной  поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

    • формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;
    • расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;
    • приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
    • содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
    • привлечение личных средств населения на развитие производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
    • создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
    • способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талантов, развитию различных видов ремесел, народных промыслов;
    • вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
    • формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;
    • активизация научно-технического прогресса;
    • освоение и использование местных источников сырья 11 отходов крупных производств;
    • содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
    • освобождение государства от низко рентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

     Все эти и другие экономические и социальные функции малого предпринимательства ставят его развитие в разряд важнейших государственных задач, делают его неотъемлемой частью реформирования экономики страны.

     Кризис  политической и социально-экономической жизни нашего гражданского общества, как отмечает В.П. Игнатьев, наиболее остро проявляется во всех производственных сферах народного хозяйства республики1. Принимаемые до настоящего времени меры, направленные на решение производственных проблем за счет развития и государственной поддержки малого бизнеса, не привели к желаемым результатам.

     Динамика  развития малого бизнеса за годы независимости  Молдовы показала, что сектор малого и среднего бизнеса переходит  от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретают  эффективность и устойчивость малых предприятий, формирование при их участии новых хозяйственных связей, активизация производственной и инновационной деятельности, осуществление сдвигов в национальной экономике Молдовы.

     В странах, где эта сфера экономики  развивается десятилетиями, малые и средние фирмы устойчиво создают до 50-60% валового внутреннего продукта (ВВП).

     Малое предпринимательство играет исключительно  важную роль в экономической и  социальной жизни промышленно развитых стран, где на его долю приходится до 70% валового национального продукта.

     Становление предпринимательства происходит в  сложных условиях выбора концептуальных путей становления рыночной экономики  и формирования новой правовой системы  в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства.

     Вопрос  о правовых основах государственного регулирования предпринимательства  не может быть раскрыт без характеристики содержания принципов осуществления такой политики. Принципы государственного регулирования предпринимательства представляют собой основополагающие идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм любой государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы, по словам В.А. Анохина, являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной2.

 

      Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

     Принцип целесообразности государственного регулирования  предпринимательства заключается  в том, что оно должно использоваться только тогда, когда с его помощью  те или иные проблемы в развитии предпринимательства могут быть решены и когда отрицательные последствия его применения не превосходят достигаемого с его помощью положительного эффекта. Целью применения государственного регулирования является создание препятствий нарушениям правовых норм.

     Содержание  мер государственного регулирования подчинено принципу справедливости. Справедливость относится к числу общих принципов права, является руководящим началом правового регулирования. Справедливость государственного регулирования обеспечивается тем, что нормы права закрепляют равенство субъектов хозяйствования перед законом и выражается в соответствии объема регулирующего воздействия характеру правонарушения, в их соразмерности.

     Следующий принцип государственного регулирования  предпринимательства – взаимная ответственность государства и хозяйствующих субъектов. При этом основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательской деятельности юридически признается государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство должно обеспечивать не только безопасность каждого человека, но и давать гарантии в обеспечении безопасности предпринимательской деятельности.

     Целью исследования данного дипломного проекта является провидение сравнительного анализа поддержки малого предпринимательства, его роли в развитии рыночной экономики и исследование динамики государственно–правового регулирования малого предпринимательства в разных странах, в частности, в  Республике Молдова. Все это рассматривается с учетом накопленного опыта развития теории и практики, опыта становления предпринимательства в Молдове, применения законодательства, регулирующего организацию предпринимательской деятельности.

     Для достижения этой цели автором предполагается решить следующие  задачи:

    • выявить историко-правовые источники развития административного и гражданского законодательства в области правового регулирования, защиты и поддержки малого предпринимательства;
    • определить понятие, виды, содержание норм правового регулирования малого предпринимательства, независимо от их принадлежности к той или иной стране;
    • раскрыть сущность малого предпринимательства как объекта межотраслевого правового регулирования;
    • установить особенности реализации административно-правовых средств защиты имущественных прав предпринимателя;
    • выявить особенности реализации гражданско-правового регулирования малого бизнеса на примере стран ЕС и СНГ.

      Теоретической и методологической основой являются книги и статьи отечественных  и зарубежных ученых, директивные  документы, нормативные документы законодательных и исполнительных органов власти, статистические отчеты и отчеты налоговой инспекции, данные по статистике Национального бюро статистики. Данная литература использовалась для раскрытия сущности малой предпринимательской деятельности, определения ее основных характерных черт и выполняемых функций, а также выявления условий эффективного развития и необходимости государственно-правового регулирования.

 

Раздел 1

Малое предпринимательство  в Республике Молдове

 
 

     1.1 Понятие «малый бизнес», «малое предприятие»,

      «малое предпринимательство», их соотношение и развитие 
       
       

     Анализируя  Закон Республики Молдова «О поддержке сектора малых и средних предприятий», можно сделать вывод, что под малым бизнесом понимается предпринимательская деятельность, осуществляемая мелкими и малыми предприятиями3.

     А.В. Булыгин считает, что «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия»4.

     По  мнению американского ученого Р.С. Ронстадта, предпринимательство – это динамичный процесс наращивания богатства. Богатство создается теми, кто больше всех рискует своими деньгами, имуществом, карьерой, кто не жалеет времени на создание собственного дела, кто предлагает покупателям новый товар или услугу. Этот товар или услуга необязательно должны быть чем-то совершенно новым; главное, чтобы предприниматель сумел придать им новые качества, увеличить их ценность, затратив на это необходимые силы и средства5. В свою очередь, известные американские ученые профессора Р. Хизрич и М. Питерс дают, по их мнению, наиболее емкое определение предпринимательства, которое охватывает все типы предпринимательского поведения:

     «Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, обладающего ценностью; процесс, поглощающий время и силы, предполагающий принятие на себя финансовой, моральной и социальной ответственности; процесс, приносящий денежный доход и личное удовлетворение достигнутым»6. И далее авторы пишут, что жизнь человека, который решает начать собственное дело, полна надежд, разочарований, беспокойств и упорного труда.

     Р. Хизрич дал, таким образом, одно из самых кратких определений сущности предпринимательства: это – процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью.

     Отдельные ученые считают, что «предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законодательными актами), осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения потребностей конкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и получения прибыли (дохода), необходимых для саморазвития собственного дела (предприятия) и обеспечения финансовых обязанностей перед бюджетами и другими хозяйствующими субъектами»7.

     Предпринимательство – это принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Это, как правило, рисковое дело, но тот, кто не рискует, не может, в конце концов, добиться успеха. Однако риск риску рознь. Предприниматель, прежде чем решиться на создание собственного цела (о чем будет рассказано особо), должен произвести тщательные расчеты, хорошо изучить предполагаемый рынок сбыта и конкурентов, не пренебрегая при этом и собственной интуицией.

     Как показывает мировая и отечественная  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно–правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятие относится к субъектам малого предпринимательства, превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.

     Приведем  критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства, которые применяются в странах с развитой рыночной экономикой. Так, в Великобритании, например, отнесение предприятий к малым основывается на данных оборота и численности занятых. К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 24 человек, к мелким – от 24 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малым считается предприятие с занятостью ниже 200 человек, в то время как в розничной торговле – это предприятия с оборотом не выше 400 000 фунтов стерлингов. Согласно Закону о компаниях, в Великобритании малое предприятие должно соответствовать двум из следующих критериев:

    • оборот не более 2 300 000 ЭКЮ;
    • активы не более 1 500 000 ЭКЮ;
    • средняя численность занятых – до 50 человек8.

     Во  Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 000 000 франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли, производящей оборудование, фирмы с занятостью до 500 человек относятся к категории малых предприятий.

     В Швеции к малым и средним предприятиям относятся предприятия с численностью до 200 человек. Однако для классификации малых и средних предприятий применяются и следующие показатели:

    • стадии роста (начальная, выживание, рост);
    • отраслевая принадлежность;
    • географическая сфера деятельности (локальные, региональные и национальные масштабы);
    • специфические характеристики владельцев и управляющих (например, женщины-предприниматели, иностранцы и т. д.);
    • типы проблем, характерные для предприятий (например, их финансирование, управление качеством и др.)9.

     В российской практике существование  малого предпринимательства было разрешено  в 1988 году. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В соответствии с более поздними нормативными актами, в частности, с постановлением Совета Министров СССР, принятым в августе 1990 года, к числу малых стали относиться предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100 человек, в других отраслях производственной сферы – 50 человек, в отраслях непроизводственной сферы – 25 человек, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право, на определение количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена.

     В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

     Следовательно, в соответствии с гражданским  законодательством субъектами малого предпринимательства являются юридические лица как коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, имеющие право создавать малые предприятия в различных организационно-правовых формах, о чем речь пойдет ниже.

     В соответствии с законодательством  средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица. 

     Таким образом, можем сделать вывод, что самым общим понятием является  «бизнес» так как многие, стоящие на обочинах мелкие деловые люди нигде не зарегистрированы, но занимаются бизнесом. Менее общим является понятие «малый бизнес», это уже предпринимательская деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Понятие «малое предпринимательство» как следует из его определения, является производным от понятия «малый бизнес».

     К ключевым вопросам, заслуживающим приоритетного  внимания для предпринимательства  в целом, в том числе и малого, относятся нормы гражданского, торгового  и договорного права развитых стран, законодательства об обеспеченных сделках (Европейский банк реконструкции и развития подготовил типовой закон об обеспеченных сделках), законодательство о труде, не дающее односторонних выгод крупным предприятиям, защита интеллектуальной собственности и более полное законодательство о конкуренции и компаниях, торговых товариществах и др.

     Но  решающим фактором в области развития законодательства о малом бизнесе  для Республики Молдова должно быть наличие определенного количества соответствующих специальных законов. Кроме них необходимо иметь также  четкие процедуры, обеспечивающие их «встраивание» в общее законодательство о предпринимательстве, которое находится (по сравнению с развитыми странами) на первоначальной стадии развития.

     Как при этом использовать опыт других государств? Какие законы необходимо принять (общие для предпринимательства  в целом и специальные для  малого бизнеса)? В какой хронологической  последовательности необходимо их вводить? Какие действующие законы и подзаконные акты необходимо отменить или скорректировать, чтобы малый бизнес и предпринимательство получили свое развитие более быстрыми темпами?

     На  эти и другие вопросы попытаемся дать ответ в дальнейшем в этой работе и, прежде всего, рассмотрим становление, развитие и регулирование малого бизнеса в Республике Молдова, по ходу анализируя опыт развитых государств.

 

    1.2 Правовое регулирование малого

              предпринимательства в Республике Молдова 
     
     

     В конце 1987 года в СССР совершилось знаменательное событие: государство в лице законодательной власти благословило частную инициативу, или предпринимательство, каковым считается всякая деятельность, преследующая получить доход за счет привлечения собственных или заемных средств, также опосредованное участие в такой деятельности путем вложения в дело собственного капитала10.

     Малый бизнес в Республике Молдова начал  развиваться с момента реализации постановления Правительства РМ от 21 сентября 1990 года № 340 «О порядке создания и основах деятельности малых предприятий», в соответствии с которым к малым предприятия относились вновь создаваемые и действующие предприятия всех форм собственности с численностью работающих:

     –  в промышленности и строительстве – до 200 человек;

     – в науке и научном обслуживании – до 100 человек;

     –  в других отраслях производственной сферы – до 50 человек;

     –  в отраслях непроизводственной сферы – до 25 человек;

     –  в розничной торговле и общественном питании – 15 человек.

     Постановлением  Правительства Республики Молдова  от 25 ноября 1992 года № 770 в вышеупомянутый нормативный акт были внесены существенные изменения, пункты 4 – 10, 12 – 23 этого постановления утратили свою юридическую силу и в результате чего малые предприятия были лишены тех льгот, которые были предусмотрены), а пункт 2 был изложен в следующей редакции: «Малые предприятия создаются любым юридическим и физическим лицом в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством».

Правовое регулирование малого предпринимательства