Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина

Оглавление

Введение

Актуальность темы исследования. Проведение правовой реформы и совершенствование российского законодательства должно осуществляться в соответствии с конституционным принципом, утверждающим приоритет прав человека как высшей ценности всей государственно-правовой и общественной системы Российской Федерации. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17). Именно в Конституции РФ зафиксировано положение о привлечении к юридической ответственности лиц, нарушающих права и свободы человека и гражданина. Гарантом соблюдения положений Конституции РФ выступают различные отрасли права, в частности, уголовное право, нормы которого устанавливают уголовную ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Демократические, свободные и периодичные  выборы в органы государственной  власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме. Однако не всегда эти гарантии соблюдаются. Прошедшие в последние годы выборы показали, что необходимо модернизировать приемы уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов являются деяниями, представляющими общественную опасность. Эти опасные явления проявляются в том, что искажается волеизъявление народа, по сути, попираются его права, его желание видеть у руля государственной власти в России честных, достойных руководителей.

Проблемы защиты избирательных  прав граждан ранее практически  не рассматривались в советском  и российском уголовном праве. Это связано, прежде всего, с тем, что в советский период с его «стопроцентным, единогласным волеизъявлением советского народа» преступлений в этой сфере в принципе не могло быть. А в нынешнее время, когда избирательное законодательство России, недавно получившее более-менее законченный вид, к сожалению, из-за наличия в нем пробелов проблема так и осталась не рассмотренной.

В связи с тем, что фальсификация  избирательных документов долгое время  в советский период рассматривалась  в контексте подлога избирательных документов, что в некоторой степени ассоциируется со служебным подлогом, то можно констатировать тот факт, что такие ученые как Б.В. Здравомыслов, Н.И. Коржанский, М.Д. Лысов, В.И. Соловьев, Г.Ф. Поленов, Т.Б. Румянцев, Ю.В. Щиголев, Т.Б. Басова, Л.А. Букалерова, И.А. Клепицкий, Б.И. Пинхасов и ряд других авторов, проводили уголовно-правовой анализ подлога избирательных документов при отграничении этого преступления от должностного подлога, как самостоятельного преступления или как способа совершения преступлений корыстной направленности.

Цель дипломного исследования заключается в комплексном юридическом анализе преступлений, нарушающих избирательные права граждан (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий и фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов).

Достижение сформулированной цели предполагает:

1) юридический анализ объекта и субъекта преступлений, нарушающих избирательные права граждан;

2) рассмотрение проблем квалификации преступлений, посягающих на избирательные права граждан, их отграничения от административных правонарушений и смежных составов преступлений;

3) обобщения правоприменительной практики, относящейся к преступлениям, нарушающим избирательные права граждан;

4) разработку и внесение предложений, связанных с совершенствованием действующего законодательства в сфере уголовно-правовой охраны избирательных прав граждан от преступных посягательств.

Объектом исследования явились  общественные отношения, обеспечивающие конституционную неприкосновенность и нормальное функционирование избирательной системы.

Предметом исследования являются нормы  уголовного, административного и избирательного законодательства, устанавливающие ответственность за преступления, посягающие на избирательные права граждан.

Методологической основой исследования является метод всеобщего познания, а также системно-структурный, формально-логический.

Нормативную базу исследования составили  Конституция Российской Федерации, конституционное, избирательное, административное, гражданское,

уголовное законодательство.

Теоретической базой исследования явились труды по общей теории права, теории уголовного права, конституционному праву, избирательному праву, административному праву, криминологии, указанные в библиографическом разделе дипломной работы.

Структура работы определена целями и задачами исследования и состоит  из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, библиографического списка.

1. Общая характеристика преступлений против избирательных прав и свобод человека и гражданина

1.1. Понятие и виды преступлений  против избирательных прав граждан

Преступления против избирательных  прав граждан (ст. 141-142.1 УК РФ) посягают на предусмотренные Конституцией РФ1 право граждан избирать и быть избранными и право на участие в референдуме.

Непосредственное участие граждан  Российской Федерации в управлении делами государства осуществляется посредством их волеизъявления на выборах, референдумах, а также путем личного  участия в работе органов законодательной, исполнительной или судебной власти. Другая форма участия граждан в управлении, осуществлении народовластия является опосредованной – через своих представителей, избираемых в органы законодательной власти и органы местного самоуправления.

Если для большей части прав и свобод граждан в соответствий с Конституцией РФ наличие российского  гражданства не является необходимым  условием их осуществления, то право  участвовать в управлении делами государства признается только за гражданами Российской Федерации. Такое ограничение по кругу лиц вполне обоснованно, учитывая характер данного права, выражающего суверенитет народа и выступающего формой осуществления принадлежащей ему власти.

В субъективном (узком) значении избирательное  право включает в себя два аспекта. Так, согласно ч. 2 ст. 32 Конституции РФ граждане России имеют право избирать (активное избирательное право) и быть избранными (пассивное избирательное право) в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Активным и пассивным избирательным  правом обладают все дееспособные граждане России, достигшие определенного  возраста.

В Российской Федерации граждане приобретают  активное избирательное право по достижении ими возраста 18 лет, т. е. когда они самостоятельно могут осуществлять в полном объеме свои права и обязанности (ст. 60 Конституции РФ). Нижний возрастной предел пассивного избирательного права устанавливается Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Например, в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» допускаемый минимальный возраст кандидата не может превышать на день голосования 21 год – на выборах в органы местного самоуправления и законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации; 30 лет — на выборах высшего должностного лица региона. При этом установление максимального возраста кандидата запрещается.

В целом Конституционный Суд РФ разделяет изложенную точку зрения по данному вопросу. Вместе с тем высказывалась и иная позиция судей Конституционного Суда РФ. Так, судья Н.В. Витрук2 убежден, что правила, определяющие минимальный возраст кандидата (21 год и 30 лет), не получили должной конституционной оценки с позиций содержания ст. 60 Конституции РФ, которая гласит:

«Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет».

Однако, по мнению специалистов в области конституционного права, такая мера себя полностью  оправдывает, т. к. установление возрастных цензов продиктовано требованиями жизненного опыта, зрелости взглядов и мышления претендентов на выборные должности3.

Положение гражданина в избирательном процессе обобщается в категориях «правовой статус избирателя» и «правовой статус кандидата на выборную должность в органы государственной власти и органы местного самоуправления».

Содержание правового статуса избирателя следует из его права избирать на соответствующих выборах и определяется совокупностью предусмотренных в избирательном законодательстве правомочий, связанных с выполнением определенных действий: регистрацией (учетом), составлением списков избирателей; участием в формировании избирательных комиссий; выдвижением и регистрацией кандидатов (списков кандидатов); созданием избирательных фондов кандидатов избирательными объединениями (избирательными блоками); предвыборной агитацией; организацией и порядком голосования, подсчетом голосов избирателей, установлением результатов выборов и их опубликованием.

Содержание полномочий избирателя в некоторых случаях может расширяться также в зависимости от функций и поручений (когда он является наблюдателем, доверенным лицом, уполномоченным по финансовым вопросам и т. п.), исполняемых им в ходе проведения предвыборной кампании. В осуществлении избирательных действий избиратель вправе принимать участие и до достижения им возраста 18 лет при условии, что на день голосования он достигнет совершеннолетия4.

Пассивное избирательное право является важнейшим  элементом конституционного статуса  гражданина. Каждому гражданину, обладающему  избирательным правом, закон предоставляет  возможность выдвигаться и баллотироваться в качестве кандидата на выборные должности. Все кандидаты наделены равными правами и обязанностями.

Как активным, так и пассивным избирательным  правом в полном объеме обладают граждане независимо от того, какую государственную  или муниципальную должность они занимают. В то же время законодательно определяется перечень последующих ограничений, связанных с избранием гражданина депутатом или иным выборным должностным лицом. Например, депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Всеобщее  избирательное право не допускает  какой-либо дискриминации и ограничений. Ст. 19 Конституции РФ и Закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» гарантируют активное и пассивное избирательное право гражданам независимо от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и т. д.

Ограничение избирательного права распространяется на строго определенные случаи. Конституция  РФ в ч. 3 ст. 32 определила, что не имеют права избирать, быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным в порядке, установленном ГПК РФ. Граждане, страдающие психическими заболеваниями, но не признанные судом недееспособными, участвуют в выборах на равных основаниях. Лишение свободы согласно ст. 56 УК РФ заключается в изоляции осужденного от общества путем направления его в колонию-поселение, помещения в воспитательную колонию, лечебное исправительное учреждение, исправительную колонию общего, строгого или особого режима либо в тюрьму. Избирательные права восстанавливаются в полном объеме после освобождения гражданина из мест лишения свободы либо признания его дееспособным лицом по решению суда.

Право участвовать в референдуме регламентировано Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации» и Федеральным законом от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Референдум Российской Федерации – это всенародное голосование граждан Российской Федерации, обладающих правом на участие в референдуме, по вопросам государственного значения. Референдум проводится на основе всеобщего равного прямого и свободного волеизъявления граждан России при тайном голосовании.

Право на участие в референдуме имеют граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Ограничения установлены для лиц, признанных судом недееспособными или содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, за посягательства на избирательные права и право на участия в референдуме Уголовный кодекс предусматривает четыре состава преступления (ст.141-142.1 УКРФ).

Ст. 141 УК РФ признает уголовно наказуемым деянием воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или работе избирательной комиссии. В зависимости от того, соединены ли эти действия с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо угрозой его применения, совершены ли с использованием служебного положения, либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой – закон предусматривает различные сроки лишения свободы и размеры штрафов. По этой статье наказывается также вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией собственных полномочий с целью повлиять на ее решения, а равно неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Ст. 141.1 УК РФ устанавливает ответственность  за нарушения порядка финансирования избирательной кампании. Это преступление может проявляться в целом ряде неправомерных действий – в оказании финансовой (материальной) поддержки в крупных размерах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения помимо средств избирательного фонда путем изготовления и (или) распространения агитационных материалов, не оплаченных из избирательного фонда или оплаченных по необоснованно заниженным расценкам; оплате изготовления и (или) распространения таких агитационных материалов; передаче денежных средств, материальных ценностей на безвозмездной основе или по необоснованно заниженным расценкам кандидату, избирательному объединению для осуществления ими своей избирательной кампании; в использовании в крупных размерах помимо средств избирательного фонда финансовой (материальной) поддержки избирательной кампании кандидата, избирательного объединения со стороны их уполномоченных представителей по финансовым вопросам, а также в использовании в крупных размерах пожертвований, запрещенных законодательством и перечисленных на избирательный счет. Крупным признается размер суммы денег, стоимость имущества или выгод имущественного характера, которые превышают одну десятую предельной суммы всех расходов средств избирательного фонда (но не менее одного миллиона рублей).

Ст. 142 УК РФ предусматривает различные сроки лишения свободы или размеры штрафа, в частности, за фальсификацию избирательных документов, документов референдума, подделку или заверение заведомо подделанных подписей, незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозку незаконно изготовленных бюллетеней.

По ст. 142.1 кодекса карается фальсификация  итогов голосования, заключающаяся  во включении неучтенных бюллетеней в число использованных при голосовании, представлении заведомо неверных сведений об избирателях (участниках референдума), заведомо неправильном составлении списков избирателей (включение в них лиц, не обладающих активным избирательным правом или вымышленных лиц), в подделке подписей избирателей в списках, в замене действительных бюллетеней с отметками избирателей, в порче или уничтожении бюллетеней, в заведомо неправильном подсчете голосов избирателей, в подписании протокола до подсчета голосов избирателей и установления итогов голосования, в незаконном внесении в протокол об итогах голосования изменений после его подписания, в заведомо неправильном установлении итогов голосования, определении результатов выборов.

1.2. Сравнительный анализ преступлений против избирательных прав граждан в российском и зарубежном уголовном законодательстве

Проблема защиты прав человека в  последние десятилетия становится объектом все более широкого регулирования как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве отдельных государств. Принципы и положения, отраженные в общепризнанных актах международного права: Всеобщей декларации прав человека 1948 г.5, Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г.6, Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г.7, служат ориентирами при разработке конституций, кодексов и иных законодательных актов в государствах, идущих по пути развития демократии.

Сравнительный анализ законодательного описания преступлений против избирательных  прав в УК РФ и зарубежном уголовном  законодательстве позволяет сделать  вывод об использовании законодателями разных стран различных концептуальных подходов в определении понятия нарушения избирательных прав и о несовпадении объема содержания данного понятия. Вместе с тем можно говорить и об общих тенденциях, присущих нормам российского УК, и уголовного закона других стран, о применении сходной терминологии при законодательном описании элементов и признаков рассматриваемого состава преступления.

Система норм российского уголовного закона, посвященных охране избирательных  прав граждан, включает воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (ст. 141 УК РФ), нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока (ст. 141.1 УК РФ), фальсификацию избирательных документов (ст. 142 УК РФ) и фальсификацию итогов голосования (ст. 142.1 УК РФ). Как отмечает И.С. Власов, у российского законодателя есть своя традиция и были свои резоны именно так построить указанные статьи8.

Во всех уголовных законах воспрепятствование осуществлению избирательных прав выступает в качестве общей нормы. Помимо этого в отдельных уголовных кодексах особо выделяются иные составы преступлений, связанные с процессом организации голосования. Так, ст. L.96 Избирательного кодекса Франции предусматривает ответственность за посещение лицом избирательного участка с оружием, ст. L.103 - за похищение урны, содержащей опущенные и неразобранные избирательные бюллетени. Согласно § 599 разд. 18 Свода законов США признается преступлением обещание кандидатом назначения либо использования своего влияния для назначения на должность в обмен на поддержку своей кандидатуры.

Объем криминализации деяний, нарушающих избирательные права граждан, во многом обусловлен особенностями избирательной  системы и порядком голосования, установленных законодательством того или иного государства. Так, ч. 3 ст. 141 УК РФ предусмотрена ответственность за неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы РФ «Выборы». Указанная норма характерна лишь для российского уголовного закона, отражающего такую особенность организации национальной избирательной системы, как использование комплексов средств автоматизации.

Статья 394 УК Республики Сан-Марино предусматривает  уголовную ответственность за неучастие  в голосовании, корреспондируя конституционно-правовым нормам, устанавливающим обязательность участия в выборах. Напомним, что в РФ участие гражданина в выборах является свободным и добровольным, что является одной из составляющих широко понимаемого принципа свободы личности, получившего выражение в целом ряде статей Конституции РФ.

В США установлена  ответственность за принуждение  федерального служащего к выступлению  либо к отказу от такового на стороне  определенного кандидата (§ 610 разд. 18 Свода законов США). В Российской Федерации криминализация названного деяния вряд ли может иметь смысл, поскольку в отличие от порядка, установленного избирательным законодательством США, участие в агитационной деятельности лиц, замещающих государственные должности, должности государственной службы РФ, запрещено законом.

Согласно  § 107с УК ФРГ наказанию подвергается лицо, нарушающее предписание о защите тайны выборов с намерением ознакомиться самому или сообщить кому-либо, как  голосовало то или иное лицо. Содержание таких предписаний раскрывается в ряде законодательных актов федерации и федеральных земель, например, в Федеральном законом о выборах9. С учетом того, что избирательным законодательством ФРГ установлена возможность осуществления голосования по почте и данный вид голосования получает все большее распространение, возрастает опасность увеличения числа нарушений избирательной тайны. В РФ голосование по почте не проводится, хотя рассматривалась возможность введения этого института, призванного в перспективе заменить институт досрочного голосования, а в некоторых случаях - и институт открепительного удостоверения.

Большая часть  исследуемых уголовных кодексов и иных законодательных актов, предусматривающих  уголовную ответственность за нарушения  в сфере выборов, относит к  преступлениям незаконное участие  в голосовании тех граждан, которые не наделены таким правом, а также участие в голосовании вместо другого человека (§ 266 УК Австрии; ст. 60 Закона Великобритании о народном представительстве 1983 г.; ст. 168 УК Болгарии; ст. L.86 Избирательного кодекса Франции и др.). В настоящее время в большинстве стран активное избирательное право предоставляется гражданам с 18 лет. Имеются примеры и более низкого возрастного ценза. Так, в Корейской Народно-Демократической Республике граждане имеют право голоса с 17 лет, на Кубе и в Никарагуа - с 16 лет. Конституция Бразилии предоставляет гражданам право голоса с условием обязательного участия в голосовании с 18 лет, но граждане, достигшие 16 лет и желающие принять участие в голосовании добровольно, могут зарегистрироваться в качестве избирателей10.

В ряде уголовных  кодексов также устанавливается  ответственность за воспрепятствование самой процедуре проведения выборов  непосредственно в день голосования (§ 267 УК Австрии, § 116 УК Дании, § 107 УК ФРГ). Статья L.98 Избирательного кодекса Франции устанавливает ответственность за нарушение нормального функционирования избирательного округа путем организации шумных сборищ или угрожающих демонстраций, что способно нанести ущерб осуществлению избирательного права и свободному голосованию. В УК РФ объективная сторона данного вида преступления охватывается диспозицией ст. 141 и состоит в воспрепятствовании работе избирательных комиссий.

Характерной особенностью уголовного законодательства стран англосаксонской системы, в частности, Великобритании, является детальная регламентация финансовых нарушений в ходе выборов. Так, Закон о политических партиях, выборах и референдумах 2000 г. содержит 69 составов преступлений, предусматривающих ответственность за нарушения правил финансирования избирательных кампаний. Следует отметить учет российским законодателем зарубежного законотворческого опыта в данной сфере. Федеральным законом от 4 июля 2003 г. № 94-ФЗ в УК РФ введена ст. 141.1, посвященная нарушениям порядка финансирования избирательной кампании, имеющая казуистический характер и содержащая более десяти составов преступлений11.

В российском уголовном законодательстве, как  отмечает Ю.А. Красиков, родовым объектом рассматриваемой группы преступлений являются конституционные права  и свободы человека и гражданина, непосредственным объектом отдельных преступлений - социальные связи по поводу реализации возможностей конституционных прав и свобод политического характера12. По мнению Н.И. Ветрова, общим признаком всех преступлений, содержащихся в гл. 19 УК РФ, является родовой объект посягательства - общественные отношения, обеспечивающие конституционные права и свободы человека и гражданина13. Данную позицию разделяет А.С. Самойлов, указывая, что родовым объектом преступлений, предусмотренных гл. 19 УК РФ, являются права и свободы человека и гражданина. При этом под конституционными правами понимаются закрепленные и гарантируемые Конституцией РФ возможности человека и гражданина для удовлетворения жизненно необходимых потребностей и реализации своего внутреннего потенциала. Под конституционными свободами понимаются способы и гарантии свободной реализации возможностей человека и гражданина14.

Различными  являются позиции законодателей  разных стран при описании объективной  стороны воспрепятствования осуществлению избирательных прав.

В УК РФ не раскрывается содержание понятия «воспрепятствование осуществлению избирательных прав», соответствующая норма носит бланкетный характер. Для уяснения смысла правового предписания необходимо обратиться к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»15, который определяет объем активного и пассивного избирательного права, перечисляет конкретные избирательные права граждан, осуществляемые в ходе выборов.

Следует отметить положительный опыт уголовного законодательства Австрии и ФРГ в раскрытии  самого понятия воспрепятствования осуществлению избирательного права. С некоторыми нюансами законодатели этих стран определили, что указанное воспрепятствование может быть выражено, с одной стороны, в принуждении избирателя не участвовать в выборах, не голосовать вообще или голосовать определенным образом, с другой стороны - препятствовать ему в этом.

Детальный и даже казуистический подход к регулированию ответственности за преступления в сфере выборов характерен для уголовного законодательства США (§§ 594, 597, 598 и др. разд. 18 Свода законов США), Великобритании (ст. 115 Закона о народном представительстве 1983 г.), Голландии (ст. 125 УК), Дании (ст. 117 УК), Польши (ст. 249, 250 УК), ФРГ (§ 108 УК), Франции (L.107 Избирательного кодекса), Швейцарии (ст. 280 УК). В диспозициях соответствующих норм приводится исчерпывающий перечень способов воспрепятствования осуществлению избирательных прав.

Для уголовного законодательства России, Австрии, Швеции характерна дифференциация уголовной  ответственности путем закрепления  в соответствующих статьях основного  и квалифицированного составов данного  преступления (ст. 141 УК РФ). В качестве «существенных обстоятельств, отражающих типовую значительно измененную в сравнении с основным составом преступления степень общественной опасности содеянного»16 законодатель указывает насилие или опасную угрозу (ч. 1 § 262 УК Австрии), применение или угрозу применения насилия или злоупотребление служебным положением (ст. 8 гл. 17 УК Швеции).

Таким образом, законодатели различных стран по-разному  оценивают влияние одних и  тех же признаков на дифференциацию уголовной ответственности за воспрепятствование осуществлению избирательных прав граждан. Например, применение насилия является обязательным признаком основного состава данного преступления в уголовном законодательстве Болгарии, Голландии, Польши, Республики Сан-Марино, ФРГ, Швейцарии, в то время как в УК РФ, Австрии, Швеции данный признак характеризует квалифицированный состав преступления.

Следует отметить, что не только система обязательных признаков воспрепятствования осуществлению  избирательных прав, но и конструкция  этого состава преступления не имеет  единообразного решения в уголовном законодательстве зарубежных стран. В основном с учетом степени повышенной общественной опасности деяний, посягающих на избирательные права граждан, состав изучаемого преступления сформулирован как формальный и ответственность наступает за сам факт совершения посягательства. Вместе с тем в ряде случаев последствия называются в качестве обязательного признака состава преступления и состав сформулирован как материальный. Так, ст. 256 УК Китая к указанным последствиям относит срыв выборов, ст. L.100 Избирательного кодекса Франции в качестве таковых называет нарушение нормального хода голосования. Часть 2 ст. 142 УК РФ к последствиям преступной подделки подписей избирателей в подписных листах относит существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Субъект воспрепятствования осуществлению  избирательных прав - общий, любое  вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности. В специальных  нормах, устанавливающих ответственность  за нарушение тайны голосования, подлог избирательных документов, фальсификацию результатов выборов в ряде стран законодателем введены ограничения субъектного состава. Так, в качестве специального субъекта совершения указанных преступлений ст. 169 УК Болгарии называет лицо из состава избирательной комиссии, ст. L.113 Избирательного кодекса Франции - членов административной или муниципальной комиссии в избирательном бюро, особо оговаривая, что если виновный является аттестованным государственным служащим, то наказание удваивается. К специальным субъектам фальсификации избирательных документов, документов референдума УК РФ относит членов избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченного представителя избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, а также кандидата и его представителя.

Содержание  субъективной стороны преступлений против избирательных прав в зарубежных странах во многом обусловлено, на наш  взгляд, способом совершения указанных  деяний в целом. В подавляющем  большинстве, как и в УК РФ, единственным признаком субъективной стороны данных преступлений выступает умышленная вина, при этом форма вины во всех исследовавшихся уголовных законах не называется прямо, а вытекает из содержания статьи.

Там, где  в качестве самостоятельного состава  выделяется нарушение тайны голосования, субъективная сторона усложняется мотивом или целью. Так, в УК ФРГ обязательным признаком нарушения тайны выборов является преступная цель: «с намерением ознакомиться самому или сообщить другому лицу, как голосовало то или иное лицо». Такие же преступные цели являются альтернативно-обязательными по УК Австрии. Избирательный кодекс Франции при совершении подобного преступления указывает на иные цели: «помешать избирательным операциям или исказить их результаты» (ст. L.116).

Преступления против избирательных прав и свобод человека и гражданина