Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

Глава 1 Теоретические аспекты проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом

    1. Понятие родительских отношений в психологической литературе
    2. Виды родительского отношения и его структура
    3. Особенности взаимодействия и отношения матерей к детям с нарушением слуха по данным эмпирических исследований

     Выводы к 1 Главе

Глава 2 Эмпирическое изучение особенностей родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушением слуха

    1. Организация исследования: цель, задачи, характеристика испытуемых
    2. Методы и методики исследования
    3. Анализ результатов изучения родительского отношения…

       Выводы ко 2 Главе

Глава 3 Методические рекомендации по коррекции  родительского отношения женщин, воспитывающих…

     3.1 Направления и содержание работы психолога с женщинами, воспитывающими детей с нарушением слуха

     3.2. Разработка программы тренинг коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нарушенным слухом

     Выводы в 3 Главе

Заключение

Список  использованных источников

Приложения 1 – 12  
 

Введение

     Актуальность  исследования. Настоящее исследование посвящено изучению особенностей материнского отношения к детям с нарушением слуха. Известно, что социальная адаптация этих детей напрямую зависит от грамотного родительского (прежде всего, материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности в связи с нарушением слуха у ребенка уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов межличностного общения, тормозит эмоциональное развитие. 80% детей с нарушениями слуха рождаются в семьях слышащих родителей. Глухой ребенок может быть адаптирован в социуме людей с нарушениями слуха и испытывать элементы социальной депривации в отношении общества слышащих. Взаимное непонимание в процессе социальных контактов становится причиной значительного своеобразия в эмоциональных отношениях глухих детей с окружающими. Однако, при активной работе и правильных отношениях к ребенку как вне, так и внутри семьи, можно добиться значительных успехов в социализации ребенка с нарушением слуха. Именно поэтому так важно и актуально на сегодняшний день понимать ценность психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с нарушениями слуха.

     Оказание  психологической помощи семьям позволяет  оптимизировать проблемы личностного  и межличностного характера, возникающие  вследствие рождения в семье ребенка  с отклонениями в развитии. Главной  целью в такой работе является изменение самосознания родителя, а именно: формирование у него позитивного восприятия личности ребенка с нарушениями слуха. Проблема интеллектуального развития глухого ребенка – одна из центральных в специальной педагогике и психологии. Понимание окружающего мира и процесс формирования способности решать интеллектуальные задачи при отсутствии такого важного канала получения информации как слух выступали в качестве предмета многочисленных исследований отечественных и зарубежных ученых.

       Таким образом, роль семьи в социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями огромна. Очень часто родительское поведение является не позитивным, а наоборот, негативным фактором в развитии аномального ребенка. В работах многих исследователей подчеркивается идея о равенстве влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей. С одной стороны, родительское отношение может вызвать вторичные нарушения у ребенка, а с другой – детская психопатология приводит к различным искажениям родительского отношения. Матери, воспитывающие ребенка с нарушением слуха, находятся в ситуации так называемого родительского стресса, стадии и содержании, что ее ребенок имеет нарушение слуха и вызывает у матерей острые эмоциональные расстройства. Со временем родительский стресс не уменьшается, а может даже увеличиваться. Исследования показывают, что матери детей с нарушением слуха больше подавлены, более заняты с детьми и имеют большие трудности с самоконтролем негативных эмоций по отношению к детям, нежели матери нормальных детей или детей с эмоциональными расстройствами. [1]

       Таким образом, актуальность темы дипломной  работы обусловлена недостаточным изучением проблем, касающихся содержания и технологии психолого-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями и в частности с нарушением слуха.

     Объект  исследования – родительские отношение женщин, воспитывающих слабослышащих детей .

     Предмет исследования – особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

     Цель  исследования – выявить особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих  детей.

     Гипотеза  исследования: существуют особенности родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих.

     Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

     - осуществить теоретический анализ литературы по проблеме материнского отношения,

     -осуществить  эмпирическое исследование особенностей  материнского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

     -сформулировать  методические рекомендации по  коррекции родительского отношения женщин, воспитывающих слабослышащих детей.

     Методологической  основой исследования являются научные положения по проблемам воспитания глухих и слабослышащих детей в семье: Б.Д. Корсунская, Э.И. Леонгард, М.М. Семаго, Т.А. Григорьева, Т. И Обухова; исследования, посвященные работе с семьей, имеющей ребенка с нарушением слуха: Д.В. Зайцева, И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, Л.П. Боровая, Н.В. Мазурова, И.К. Русакович, О.О. Копнина.

     Методы  исследования:

     - теоретические методы: анализ, систематизация  и обобщение литературных данных по теме исследования;

     - эмпирические методы: беседа – метод исследования, предполагающий личный контакт с детьми имеющими нарушения слуха и наблюдение – наиболее информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия. Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования. Опытная работа – метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение более высоких его результатов. Эксперимент – общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

     Теоретическую основу работы составили:

     - принципы детерминизма, системности и развития (О.А. Карабанова, Ю.П. Азаров и другие), способствовавшие созданию модели родительского отношения личности и выявлению факторов, на него влияющих;

     - представления о родительском  отношении как о личностной  составляющей родителя (В.Р. Овчарова, Г.А.Пенин, И.К. Русакович), давшие возможность рассматривать родительское отношение не только как условие для развития ребенка, но и как часть личностной сферы самого родителя, что стало основной предпосылкой для проведения исследования;

     - структурный подход к описанию  родительского отношения (Д.В.  Винникотт, И.Ю. Левченко, Г.Г. Филиппова,  М.А. Хазанова и другие), позволивший  охарактеризовать структуру родительского  отношения личности;

     - представления о тендерных различиях в структуре родительского отношения (Е.А. Славина, В.П. Козлова и другие), ставшие основой для анализа материнского отношения.

     Теоретическая значимость исследования. Проведенное исследование имеет определенное значение для психологии детско-родительских отношений. В дипломной работе:

     1) показано, что детская патология  выступает существенным фактором  формирования родительского отношения  к ребенку; 

     2) раскрыта специфика материнского  отношения к детям с нарушением  слуха.

     Структура и объем дипломной  работы. Дипломный проект состоит из введения, 3 глав, заключения, списка литературы и приложений.  
 

ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ И ФАКТОРОВ РАЗВИТИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ  С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 

    1. Понятие родительских отношений в психологической литературе

     Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, эмоционального отношения  к ребенку, восприятие ребенка родителем  и способов поведения с ним». [8] В литературе описана достаточно обширная феноменология родительского отношения, стилей воспитания, а также их следствий – формирование индивидуально-характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения. Исследований, касающихся личностных особенностей родителей и их влияние на характер родительского отношения в литературе практически нет.

     Вообще  под понятием «отношение» в психологии понимается позиция личности к тому, что ее окружает. В социальных общностях (а к ним относятся и семья) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Взаимоотношение – это взаимная позиция одной личности к другой, при этом отношения и взаимоотношения – это стороны общения. И если в отношении не обязательно присутствует обратный сигнал, то при взаимоотношении постоянно осуществляется обратная связь, причем разной модальности. Семья – это тоже социальная группа, в которой функционируют те же механизмы. В ней есть субъект (родитель), с определенными характеристиками и объект влияния (ребенок), который так же наделен определенными свойствами. Между ними существуют взаимоотношения, взаимодействия, взаимовлияния. Но нужно отметить, что объект является временно и субъектом, активно реагирующим на все предъявленные ему воздействия (влияния), взаимодействующими определенным образом с субъектом. Объект, наделенный свойствами субъекта, заставляет реагировать, относиться к нему как к субъекту определенным образом, но обратная связь от субъекта – ребенка проходит еще и через призму собственного набора личностных характеристик субъекта – родителя.[26]

     Таким образом, «формирование» стиля семейного  воспитания – это взаимообусловленный, обоюдный процесс, за который отвечает и родитель, и ребенок. При знакомстве с методиками, которые операционализируют стиль семейного воспитания, складывается впечатление, что эти методики скорее диагностируют личностные особенности родителя, чем собственно личностные отношения родителя к конкретному ребенку, и в этом смысле правомочно говорить, что стиль семейного воспитания особым образом связан не только с индивидуально-психологическими особенностями ребенка, но и с личностью родителя. [18]

     Стиль семейного воспитания является своего рода реализацией личности, своеобразной характеристикой личности родителя. Можно предположить, что родитель с теми или иными личностными  особенностями, как правило, будет реализовать вполне определенный стиль или близкие стили семейного воспитания. Наблюдение за воспитанием детей в различных семьях, за поведением родителей позволили психологам дать описание различных родительских установок, позиций, типов поведения, стилей общения и т.п., определяющих специфику детско-родительских отношений. В самом общем подходе к классификации были сформулированы оптимальная и неоптимальная родительская позиция. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции может быть определена как умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость родительской позиции рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка по ходу условий жизни семьи. Гибкая родительская позиция должна быть не только изменчивой с соответствиями ребенка, она должна быть предвосхищающей, прогностичной.

     Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести за собой родителей, а наоборот, стиль общения должен опережать появление новых психических и личностных качеств детей. Только на основе прогностической родительской позиции можно установить оптимальную дистанцию, можно выполнить требования независимости воспитания.

     В дисгармоничных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение  родительских позиций по одному или  по всем трем выделенным показателям. Родительские позиции неадекватны, утрачивают гибкость, становятся повышенно устойчивыми, неизменчивыми и непрогностичными. Существует попытка описать отношения в семье через те роли, которые выполняет ребенок. Роль определяется как некий набор шаблонов поведения по отношению к ребенку в семье, как сочетание чувств, ожиданий, действий, оценок, адресованных ребенку от взрослых членов семьи. В гармоничной семье дать описание роли трудно, потому что все отношения с ребенком гибки и изменчивы. Но в тех случаях, когда родительские позиции утрачивают гибкость, адекватность, детские роли довольно четко выявляются.

     Наиболее  типичны четыре роли: «козел отпущения», «любимчик», «примиритель», «беби». [17] Первая роль возникает в семье, когда супружеские проблемы родителей, взаимное недовольство друг другом переходит на ребенка, он как бы отводит на себя негативные эмоции родителей, которые на самом деле они испытывают друг к другу. Вторая, внешне совершенно иная роль по своему психологическому содержанию, возникает тогда, когда родители не испытывают друг к другу никаких чувств, а эмоциональный вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке. Две другие роли по существу описывают стиль близости родителей и ребенка. «Беби» отдален от родителей, он как бы вытесняется из семейной общности, еще раз и навсегда предписано быть в семье только ребенком, от которого ничего не зависит. Эта роль возникает при сильной близости супругов друг к другу. «Примиритель», рано включившийся в сложности семейной жизни, занимает важнейшее место в семье, регулируя и устраняя супружеские конфликты. Предотвращение супружеских конфликтов вынуждает ребенка играть роль взрослого, приближаться к родителям. Представляем два крайних типа, (а все остальные отличаются по степени выраженности эмоций) [8]:

     1. Семьи, в которых отношения  строятся на основе любви и  принятия. Обобщенная формула родительского  отношения выражается утверждением: «Ребенок – центр моих интересов»  в поведении родителей отмечается  нежность к детям, разнообразные  занятия с ними, забота об их жизни.

     2. Семьи, в которых отношения  строятся на неприятии и отторжении  ребенка. Обобщенная формула родительского  отношения формулируется так:  «Ненавижу этого ребенка, не  буду о нем заботиться, беспокоиться».  В поведении родителей проявляется невнимательность к ребенку, жестокость и желание как можно меньше общаться с ним.

     В ряде исследований (А.Т.Шмелева, Т.М. Афанасьева) внимание уделялось изучению степени  свободы ребенка в семье, или  тому, как родители регулируют его  поведение . [17] Были выделены два крайних типа – чрезмерная опека и излишняя требовательность:

     1. Отношения по типу чрезмерной  опеки характеризуются следующей  родительской установкой: «Все сделаю  для своего ребенка, полностью  посвящу ему свою жизнь».

     2. Отношение по типу излишней требовательности. Установка родителей может быть выражена утверждением: «Не хочу ребенка такого, какой есть». Такая установка провоцирует усиленную критику ребенка при отсутствии похвалы и поощрений.

     Во  многих исследованиях психологи, пытаясь  описывать типы семейного воспитания, пришли к выводу, что более точной будет оценка воспитания не в одном, а одновременно в нескольких аспектах. Поведение родителя представляется в системе координат, одна из осей которых отражает эмоциональный аспект отношения к ребенку, а другая – поведенческий. Комбинация крайних значений дают четыре типа воспитания [11]:

     - теплое отношение к ребенку  в сочетании с предоставлением  ему самостоятельности и инициативы;

     - холодное разрешающее воспитание, при котором некоторая холодность к ребенку, недостаточность родительских чувств сочетаются с предоставлением ему достаточной свободы;

     - теплое ограничивающее воспитание, которое характеризуется эмоционально  ярким отношением к ребенку с излишним контролем за его поведением;

     - холодное ограничивающее воспитание, которое приводит к постоянной критике ребенка, к придиркам, а иногда и к преследованию любого самостоятельного поступка.

     Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд типологию стилей семейного воспитания, описывавшую три основных стиля: авторитарный, демократический и попустительский.

     Авторитарный  стиль – все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физиологическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные дети сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными. Робкие, неуверенные дети приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим детям матери склонны реализовать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

     Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

       Попустительский стиль – ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

     Хаотический стиль (непоследовательное руководство) – это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями. При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности – потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках. 

     Опекающий стиль – стремление постоянно быть с ребенком, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.

     Исследования  влияния различных стилей руководства на развитие личности ребенка и формирование детско-родительских отношений показали, что наиболее благоприятное воздействие на воспитательный процесс оказывает авторитетный и демократический стиль взаимодействия, в то время как остальные стили приводят к нарушениям личностного развития и дисгармонии межличностных отношений родителей и детей. [8] Мы рассмотрели некоторые подходы к классификации детско-родительских отношений. Их анализ показал, что в основе выделения типов отношений лежит позиция родителей, особенности их установок, ценностей, целей. За рамками рассмотрения остается еще один очень важный вопрос – отношение ребенка к сложившейся системе семейных отношений. Этот аспект проблемы детско-родительских отношений остается недостаточно изученным. [13]

     Итак, детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений  семьи как целостной системы  и могут рассматриваться как  непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями ребенка  и родителя отношения.

     Детско-родительские отношения как важнейшая детерминанта психологического развития и процесса социализации ребенка могут быть определены следующими параметрами [23]: характер эмоциональной связи (со стороны родителя – эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка – привязанность и эмоциональное отношение к родителю. Особенностью детско-родительских отношений по сравнению с другими видами межличностных отношений является их высокая значимость для обеих сторон), мотивы воспитания и родительства, степень вовлеченности родителя и ребенка в детско-родительские отношения, удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание к нему родителя, стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства, способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций, поддержка автономии ребенка, социальный контроль (требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля, санкции (поощрения и подкрепления), родительский мониторинг и степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.

     Интегративные показатели детско-родительских отношений [ 9]:

     - родительская позиция, определяемая  характером эмоционального принятия  ребенка, мотивами и ценностями  воспитания, образом ребенка, образом  себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством;

     - тип семейного воспитания, определяемый  параметрами эмоциональных отношений,  стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей  ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации;

     - образ родителя как воспитателя  и образ системы семейного  воспитания у ребенка. Этот  показатель стал предметом научного  исследования и широкого обсуждения  сравнительно недавно. Возникновение интереса к изучению позиции ребенка в системе детско-родительских отношений обусловлено тем, что ребенок, как и родитель, является их активным участником.

     Изменение воспитательной парадигмы от отношения  к ребенку как объекту воспитания к гуманистической установке – ребенок как субъект воспитания и равноправный участник отношений, произошедшее в последней четверти XX в. в общественном сознании, является основой пересмотра концепта детско-родительских отношений в сторону все большего учета позиции самого ребенка как активного творца этих отношений. Эмоциональное отношение родителя к ребенку квалифицируется как феномен родительской любви (Э. Фромм) [8], причем в современной психологии четко разделяют эмоциональное отношение к ребенку матери и отца, выступающее как материнская или отцовская любовь. Наряду с понятием родительской любви используется термин «принятие», характеризующий аффективную окраску отношения родителя к ребенку и признание его самоценности. Эмоциональная близость определяет аффективный знак отношения и эмоциональную дистанцию между родителем и ребенком . [25]

     Проблема  общения – основная проблема людей  с нарушенным слухом в любой стране мира. Слабослышащий или глухой ребенок  в семье – проблема общения  и взаимопонимания внутри семьи, прежде всего. При первом знакомстве с глухим ребенком слышащий взрослый человек чаще всего оценивает его как недостаточно развитого, хотя зачастую это не так. У ребенка с нарушением слуха есть свои особенности в поведении, восприятии окружающего мира. Сложности начинаются с момента зарождения будущей жизни – «возраст слуха» формируется уже в период внутриутробного развития. Слух маленького ребенка совершенствуется с возрастом, параллельно идет и формирование речи – необходимый слуховой и речевой опыт особенно активно формируется в первые годы жизни.

     Официальная статистика в России оперирует результатами всеобщих переписей, проводимых по отработанной стандартизированной методике. Однако все цифры в семейной статистике носят достаточно обобщенный характер. Семьи, входящие в этот огромный массив, достаточно разнообразны. Отдельной статистики по семьям, имеющим детей с нарушением слуха, сегодня нет.   
 
 
 
 
 
 

    1. Виды родительского  отношения и его структура

     Родительское  отношение к ребенку является многомерным образованием, включающем по крайней мере три структурные единицы:

     1) интегральное принятие или отвержение ребенка;

     2) межличностную дистанцию, т.е.  степень близости родителя к  ребенку; 

     3) форму и направление контроля  за поведением ребенка. Каждая  образующая в свою очередь представляет собой сочетание в разной пропорци эмоциональной, когнитивной и поведенческой компонент отношения человека к человеку.

     Структура родительского отношения у лиц, не справляющихся с воспитанием  ребенка и обратившихся за психологической помощью, искажена. Она отличается от структуры родительского отношения субъективно-благополучных родителей, не нуждающихся в помощи по вопросам воспитания детей, числом структурных единиц и их содержанием.

     Родительское  отношение как часть личностной сферы представляет собой избирательную в эмоциональном и оценочном плане психологическую связь родителя с ребенком, выражающуюся в переживаниях, действиях, реакциях и возникающую под влиянием культурных моделей родительского поведения, собственной жизненной истории и личностных особенностей родителя.

     Структура родительского отношения личности образована пятью взаимосвязанными компонентами и включает в себя: потребностно-мотивационный компонент, состоящий из потребностей и мотивов, побуждающих к рождению ребенка; эмоциональный компонент, включающий чувства по отношению к ребенку, а также чувства по отношению к себе как к родителю - переживания по поводу собственной роли, степень удовлетворенности ею; поведенческий компонент, включающий как стиль воспитания, так и реальное поведение и операции, связанные с уходом за ребенком и общением с ним; оценочный компонент, содержащий оценку себя как родителя, оценку своего партнера как родителя и оценку ребенка; ценностно-смысловой компонент, включающий две основные ценности: ценность ребенка и ценность состояния «быть отцом» (матерью).

Проблемы родительского отношения женщин, воспитывающих детей с нормальным и нарушенным слухом