Проблемы социальной защиты малоимущих граждан



2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Проблемы социальной защиты малоимущих граждан на примере  Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации………………................7

1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты……..….7

1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан…………………………...18

1.3. Органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации……………………………………………………….27

Глава 2.  Организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального  Обслуживания  населения «Доброта»…..……………….37

2.1. Технологии социальной защиты малоимущих граждан, применяемые организациями социального обслуживания……………….37

2.2. Оценка уровня эффективности организации социальной защиты малоимущих граждан………………………………………………………...44

2.3. Мероприятия по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области……………………….52

Заключение…………………………………………………………………...63

Библиографический список………………………………………………..67

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Происходящие в России перемены привели к возникновению целого ряда социальных проблем. Одной из таких проблем на общем фоне сложной экономической ситуации в стране, является проблема снижения уровня дохода граждан, что автоматически отнесло многих к категории малоимущих. Государство должно принять все необходимые меры, чтобы помочь таким людям вернуть свой утерянный статус, иначе промедление может привести к углублению кризиса и к формированию более тяжких социальных последствий.

Вопросы социальной защиты малоимущих должны решаться с применением современных технологий, которые ориентированы в первую очередь на социальную реабилитацию и адаптацию лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию. В этом и заключается актуальность проводимого исследования. Необходимо определить, насколько применяемые технологии социальной защиты малоимущих семей и отдельно проживающих граждан соответствуют требованиям времени.

Объект исследования – Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта».

Предмет исследования – система социальной защиты малоимущих граждан РФ.

Цель исследования - разработка программы по совершенствованию уровня реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в Российской Федерации.

Задачи исследования: 

1) Исследовать теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих граждан в Российской Федерации;

2) Дать оценку уровню реализации социальной политики в отношении малоимущих граждан в субъектах федерации на примереГосударственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального обслуживания населения «Доброта»;

3) Разработать программу мероприятий по повышению уровня эффективности социальной защиты малоимущих граждан в Амурской области.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы и нормативных правовых актов;

2) наблюдение;

3) метод количественного анализа;

4) метод сравнения.

Следует отметить, что рассматриваемая проблема очень слабо разработана в имеющихся научных и правовых источниках. В основном авторы рассматривают проблему социальной защиты малоимущих семей, затрагивая такие негативные явления как беспризорность, насилие в семье, безнадзорность, подростковая преступность, лишь изредка акцентируя своё внимание на вопросах социальной защиты малоимущих граждан как отдельного направления социальной политики государства.

Среди авторов, которые в той или иной мере занимались исследованием в данной области, можно выделить таких как Е.И. Холостова, В.С. Торохтий, Н. Аккерман и многих других. Полный перечень литературных источников приведён в конце работы.

Исследования Е.И. Холостовойпосвящёны анализу современного состояния и тенденций развития семьи. Особое место отводится вопросам социальной защиты малоимущей семьи, созданию системы учреждений социального обслуживания семьи и детей.

Торохтий B.C. в своих исследованиях выделяет значимость психолого-педагогического обеспечения проблемы социальной защиты малообеспеченной семьи. Этот вид обеспечения профессиональной деятельности входит в проблемную область теории социального воспитания, социальной защиты и поддержки семьи. Сегодня все больше и больше специалистов, работающих в городском и сельском социуме, остро нуждаются в определенной системе реализации достижений прикладной психологии и педагогики в своей практической деятельности, так как от правильной организации психолого-педагогического обеспечения их профессиональной деятельности во многом зависит успешность восстановления социальной активности малоимущих в современных условиях.

Аккерман Н. исследует влияние семьи на процесс социализации личности ребёнка и устанавливает взаимосвязь проявляемых у подростков расстройств с социальными и экономическими проблемами семьи.

Гипотеза – технология социальной защиты малоимущих граждан должна включать в себя не только компенсационные мероприятия, но и меры социальной реабилитации, которые позволяли бы им решать экономические проблемы и восстанавливать свой утраченный статус.

Научная новизна дипломной работы заключается в приоритетной постановке и решении задач всестороннего анализа и выявления слабых мест в системе социальной защиты населения и разработке мер по ее совершенствованию для снижения уровня бедности и социального иждивенчества трудоспособных малоимущих граждан.

Практическая значимость дипломной работы. Мероприятия, разработанные в настоящей работе, можно использовать как в теоретических, так и в практических целях.

Выводы, полученные в процессе исследования, позволяют обосновать необходимость выработки властными структурами и социальными институтами общей стратегии социальной работы с малоимущими в социально-экономических условиях. Исследование может способствовать своевременному выявлению групп населения, требующих специальной государственной поддержки, и может использоваться для проведения всесторонней и объективной оценки эффективности мероприятий по борьбе с бедностью.

Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы ее цель и задачи, указана практическая значимость выполненной работы.

В первой главе работы рассмотренысоциальная защита малоимущих граждан, рассмотрены основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан, а так же органы социальной защиты малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации.

Во второй главе рассмотрена организация социальной защиты малоимущих граждан на примере Государственного бюджетного учреждения Амурской области «Благовещенский Комплексный Центр Социального Обслуживания населения «Доброта».

В заключении сформулированы основные выводы и результаты дипломной работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Теоретические и правовые аспекты социальной защиты малоимущих   граждан в Российской Федерации

1.1. Малоимущие граждане как объект социальной защиты

Сущность социальной защиты в отечественныхисточниках раскрывается по-разному.

С точки зрения Конституции Российской Федерации «социальная защита» может рассматриваться как минимум в трех направлениях.

Так, в соответствии с частью 1 статьи 7 Конституции – главной целью экономической политики социального государства является повышение благосостояния населения. Социальный характер Российской Федерации находит свое выражение и в том, что, согласно части 2 статьи 7 Конституции РФ, государство обязуется обеспечить: охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного мини­мального размера оплаты труда; государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; раз­витие системы социальных служб; установление государственных пен­сий, пособий и иных гарантий социальной защиты. 

Статья 39 – гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законодательством. Согласно этой же статье, поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Статья 41 Конституции установила, что  каждый гражданин  имеет право на охрану здоровья и бес­платную медицинскую помощь в государственных и муни­ципальных учреждениях.

Таким образом, поскольку Российская Федерация провозгласила себя социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, то термином «социальная защита» могут охватываться мероприятия в области социального обеспечения, здравоохранения, образования и т.д.

В научной литературе сущность социальной защиты определяется в несколько иных  аспектах.

По мнению Б.А. Райзберг Б.А. и Л.Ш. Лозовского под социальной защитой следует понимать заботу государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования. Социальная помощь (социальная защита, социальное обеспечение) проявляется в виде пенсий, пособий, предоставления материальной помощи, обслуживания больных и престарелых, заботы о детях.[40, 247]

Другое определение даёт В.Ф. Пилипенко. По его мнению, под социальной защитой следует понимать систему гарантированных государством постоянных или долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам, сиротам, престарелым условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности в целях предоставления им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Как видно, в толковании В.Ф. Пилипенко ничего не упоминается о малоимущих.

Другие авторы сущность социальной защиты рассматривают в двух направлениях. Под социальной защитой в широком смысле они понимают деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. В узком смысле социальная защита в их толковании представляется как комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.

Как видится, понимание проблемы социальной защиты в широком и узком смыслах является наиболее приемлемой. Действительно, механизмы социальной защиты направлены на всех граждан, проживающих на территории государства. Например, существующую систему бюджетных трансфертов можно также рассматривать как меры социальной защиты граждан, проживающих на территориях дотационных субъектов Российской Федерации. То есть, имеет место опосредованная социальная защита даже тех граждан, которые в ней не нуждаются. Перечисляемые из вышестоящих бюджетов трансферты обеспечивают нормальное функционирование социальной сферы, включая образование, медицину, правоохранительную деятельность и другие.

Что касается малоимущих граждан, то данная категория является относительной и связана она с уровнем социально-экономического развития общества.

Понятие «малоимущий» в толковом словаре русского языка Ушакова соотносится с такими понятиями как «бедный», «необеспеченный». Такое определение нельзя назвать определённым, так как понятие «бедный» очень расплывчато. Например, те граждане, которые по современным меркам живут бедно, лет 200 назад могли бы себя отнести к вполне зажиточным членам общества.

В толковании Т.Ф. Ефремовой, малоимущий – тот, кто имеет недостаточно средств для существования. Таким образом, она связывает это понятие с самим существованием человека. Очевидно, что под существованием она подразумевает тот минимальный набор благ, которые должен иметь любой человек для нормального существования. Она предлагает в качестве основного критерия отнесения граждан кмалоимущим использовать уровень их средств (доходов), который должен быть ниже определённой величины, за чертой которой человек не может нормально существовать.

Точка зрения Ефремовой Т.Ф. является более современной. Действительно, отнесение граждан к малоимущим должно осуществляться на основании определённого критерия, в качестве которого выступает уровень их доходов. Для этого необходимо определить этот уровень, и если доходы определённого гражданина, ниже этого уровня, он автоматически должен получать статус малоимущего, и принимать социальную защиту со стороны государства.

Необходимо понимать, что социальная защита в основной своей части реализуется в рамках социальной политики государства, поэтому, при проведении исследований в данной сфере нужно руководствоваться нормативно закреплёнными понятиями и определениями.[28,248]

Законодательство Российской Федерации не определяет понятие «социальная защита». В нём рассматриваются такие понятия, как «социальное обслуживание» и «государственная социальная помощь». Тем не менее, исходя из сущности данных категорий, они обе относятся к сфере социальной защиты, так как представляют комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера, направленных на поддержку наиболее уязвимых слоев населения.

В силу статьи 1 Федерального закона РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Социальное обслуживание охватывает довольно широкий спектр мер социальной защиты населения. Сюда относятся не только традиционные меры финансовой поддержки нуждающихся, но и меры социальной реабилитации, что является совершенно новым направлением социальной политики в России. В отличие от мер финансовой поддержки лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, меры социальной реабилитации граждан направлены на восстановление их утраченного статуса через различные реабилитационные механизмы (медицинские, психологические, социокультурные и т.д.).

Государственная социальная помощь определяется в статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» как предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном Федеральном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Как видно, государственная социальная помощь охватывает более узкий круг проблем социальной защиты населения. Она оказывается только в виде социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

Социальное обслуживание предоставляется определённой категории граждан. Так, в силу статьи 1 Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Государственная социальная помощь, в силу Федерального закона «О государственной социальной помощи», оказывается в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, минимальный перечень которых определён на федеральном уровне в виде государственной социальной помощи за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Круг граждан, которые могут рассчитывать на получение набора социальных услуг, определён в статье 6.1. Федерального закона «О государственной социальной помощи». К таковым относятся инвалиды войны,  участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий; члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда инвалиды, дети-инвалиды.

Круг граждан, которые могут рассчитывать на государственную социальную помощь за счёт средств бюджетов субъектов РФ определён в статье 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

К ним относятся малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Как видно, в статье 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» имеет место нормативное закрепление основных критериев, которые позволяют относить граждан к категории «малоимущие». Это величина их среднедушевого дохода, которая должна быть ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, и обстоятельства, которые не позволяют им иметь среднедушевой доход выше величины установленного в субъекте федерации прожиточного минимума. Данные обстоятельства, как правило, подтверждаются справками с места работы членов семьи, справкой об ограничениях к труду, о том, что гражданин занимается активным поиском работы, если он способен к труду и т.д.

Следует обратить внимание на то, что в статье 7 Федерального закона «О государственной социальной помощи» фигурирует понятие величины среднедушевого дохода граждан. Данная величина определяется с учётом не только доходов граждан, обратившихся в органы социальной защиты населения, но и доходов всех членов семьи, совместно проживающих. Именно поэтому проблему социальной защиты малоимущих граждан необходимо рассматривать в первую очередь, как социальную проблему семьи в целом. Семьи, в которых проживают малоимущие граждане, автоматически относятся к категории малообеспеченных семей.

Малообеспеченная семья является особым объектом социальной защиты населения, что следует из тех функций, которые она выполняет в обществе. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Проблемы развития семьи, семейно-брачных отношений, роли семьи в жизни общества на протяжении многих веков занимали лучшие умы человечества. Тем не менее, эти проблемы сегодня досконально не изучены и в них остается много спорных вопросов.

Важность института семьи для общества явилось предпосылкой формирования правовых механизмов государственного регулирования семейных отношений. Например, основы семейного права заложены в Конституции Российской Федерации в статье 38, согласно положениям которой: материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей; трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Основная функция семьи - репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. При этом важно, чтобы дети были физически и психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Семья - основной институт, ответственный за воспроизводство новых членов общества. Другие пути неэффективны и, как правило, социально не одобряются.

Наряду с этим семья выполняет еще ряд других важных социальных функций экономическая — получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных ее членов. Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей между ними. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в том случае, если у него возникают экономические трудности, сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений, социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры. Каждый человек, воспитанный в семье, получает в качестве наследия некоторые статусы, близкие к статусам членов его семьи. Это, прежде всего, относится к таким важным для личности статусам, как национальность, место в городской или сельской культуре, и другое. Конечно, классовый статус может изменяться благодаря усилиям человека и благоприятным обстоятельствам, но предпосылки статуса необходимо искать в семье этого человека. Семья обязательно должна осуществлять ролевую подготовку ребенка к статусам, близким к статусам его родителей и родственников, прививая ему соответствующие интересы, ценности и формируя образ жизни, эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие тепла, любви и полноценного интимного общения в семье. Доказано, что потребность людей в близком, доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким людям является жизненно необходимым элементом существования. Отношения родства и супружества предоставляют людям такую возможность, защитная - во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Мы привыкли к тому, что, задевая интересы и безопасность любого человека, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за родственника разделяют все члены его семьи, досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов. Члены семьи, как правило, знают об интересах других членов, разделяют их. Часто в семье существует какое-либо хобби, любимое дело, объединяющее ее членов, воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества.

Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению малообеспеченных семей. Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем с учетом региональных особенностей. Малообеспеченная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение семьи - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.

Проблема малообеспеченной семьи существенно обостряется, если в таковой имеются дети. Многие малообеспеченные семьи одновременно являются многодетными, а это ещё одно отдельное направление социальной защиты населения.

Таким образом, проблема социальной защиты малоимущих граждан является многоаспектной и затрагивает она не только отдельных индивидов, но и семьи в которых они проживают, особенно если в этих семьях имеются несовершеннолетние дети. Являясь социальным институтом, семья выполняет важные воспитательные функции, и если она переживает экономические трудности, процесс воспитания даёт сбои, и нельзя никогда определить те последствия для общества, которые наступят через год, два или даже десять лет, когда дети, проживающие в таких семьях, вырастут и будут испытывать трудности в социальной адаптации.

Здоровая в социальном плане семья закладывает в своих детях положительные качества и из таких детей, как правило, вырастают достойные члены общества. Проблема же заключается в том, что малообеспеченной семье трудно поддерживать нормальный социальный статус, что в свою очередь отрицательно сказывается и на воспитательной роли семьи. Следовательно, малообеспеченная семья является особым объектом социальной защиты, так как она в большей мере подвержена влиянию экономических проблем.[24, 197]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Основные направления социальной политики Российской Федерации в отношении малоимущих граждан

Если верно утверждение, что политика выступает концентрированным выражением экономики, то не менее верным может быть толкование социальной политики как специфической концентрации (сосредоточения) всех видов политики, направленных на управление существованием, функционированием и развитием социальной сферы. Социальная сфера является своеобразной системой, в которой выделяются три крупных блока (элемента), каждый из которых представляет относительно самостоятельную подсистему.

Во-первых, это социальная структура общества как дифференциация людей по общественным и социальным группам и отношения между ними. В этой подсистеме имеет важнейшее значение степень развития социальной структуры в целом, а также наличие так называемых слабо защищенных слоев.

Во-вторых, это социальная инфраструктура как совокупность отраслей, обслуживающих человека и способствующих воспроизводству нормальной жизнедеятельности людей.

В-третьих, важным компонентом социальной сферы как степени развития всех других сфер и общества в целом являются условия труда человека, его быта, досуга, здоровья, возможности выбора профессии, места жительства, доступа к ценностям, обеспечения прав и свобод личности.[46, 288]

Именно концентрация на указанных направлениях должна быть основой социальной политики государства.

Учет и эффективная реализация основных направлений (видов) социальной работы:

- социальной диагностики;

      социальной профилактики;

      социального надзора;

      социальной корреляции;

      социальной терапии;

      социальной адаптации;

      социальной реабилитации;

      социального обеспечения;

      социального страхования;

      социальной опеки;

      социальной помощи;

      социального консультирования;

      социальной экспертизы;

      социального попечительства;

      социальных нововведений;

      социального посредничества и подвижничества.

Направленность на основные социальные объекты, нуждающиеся в социальной защите, социальной помощи и поддержке, такие, как:

      безработные;

      инвалиды;

      участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

      труженики тыла во время Великой Отечественной войны; одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по возрасту, инвалидности и прочим основаниям); вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне, в других войнах и мирное время;

      бывшие несовершеннолетние узники фашизма; лица, подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;

      семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем, употребляющих наркотики; семьи, имеющие детей-инвалидов;

      семьи, имеющие на попечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; семьи с низким уровнем доходов; многодетные семьи; семьи несовершеннолетних родителей; молодые семьи (в том числе студенческие); матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком; беременные женщины и кормящие матери;

Проблемы социальной защиты малоимущих граждан