Проблемы социального обслуживания пожилых людей

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

РОССИЙСКАЯ  АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и  ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

 при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

С Е В Е Р О-З А П А Д Н Ы Й И Н С Т И Т У Т У П Р А В Л Е Н И Я

 

Социальный техникум

 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Проблемы социального  обслуживания пожилых людей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ДОПУСТИТЬ К ЗАЩИТЕ

 

 

 

 

Заместитель директора  по учебной работе

М.В. Крылова

 

 


подпись

студента___________курса

группы_________________

отделение__________________

 

Ф.И.О.


 

подпись

 

Научный руководитель______________________

                              уч. степень, уч. звание

 

Ф.И.О.


 

подпись

 

 

Рецензент__________________________

                              уч. степень, уч. звание

 


Ф.И.О.


 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013 год

 

Оглавление

 

 

Введение 

 

Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей

1.1. Социальные  проблемы лиц пожилого возраста  и их отражение в государственной  социальной политике………………………………………….5

1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей……..12

Глава 2. Организация  социального обслуживания пожилых  людей как одна из форм социальной защиты населения 

2.1. Нормативно-правовые основы социальной поддержки пожилых людей.21

2.2. Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста……….26

2.3. Права граждан пожилого возраста в сфере социального обслуживания..32

Глава 3. Анализ правоприменительной практики в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

 

На территории Российской Федерации 1 октября объявлено Днем пожилых людей. С этого времени  День пожилых людей традиционно  проводится в Российской Федерации. Его целью является привлечение  внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, их индивидуальным и социальным потребностям, обеспечению необходимого ухода за ними, а также повышение степени информирования о проблеме демографического старения общества.

Тема проблем пожилых  людей в современной России очень актуальна. Человек боится выходить на пенсию, так как его статус и материальное положение понижаются, он сталкивается с множеством проблем, которые государство не позволяет ему решать должным образом: на рынке труда пожилые люди не востребованы, общество относится к старикам как к изгоям, лекарства дорогие, питание дорогое, жилье дорогое, развлечения и путешествия дорогие, и на все это не хватает пенсии.

Пожилые люди в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических  и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Но эти законы пока в нашей стране работают не в полную силу, зачастую наши пожилые граждане не знают своих прав и не могут себя защитить.

Определенная нормативно-правовая база организации социального обслуживая нуждающимся гражданам, стала формироваться в нашей стране в начале 1990-х годов. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим правоотношения в области социальной защиты лиц пожилого возраста в России, является Федеральный закон от 02.08.1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». На региональных и территориальных уровнях прошла реорганизация. Были созданы центры социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Основные положения развития социальных служб также закреплены в Федеральном законе от 10.12.1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».  

В настоящее время в России принят ряд федеральных социальных программ. К сожалению, многим социальным программам присущи декларативность, несистематичность, внутренние противоречия. Но пожилые люди не объект деятельности разнообразных социальных служб, а субъект, принимающий решения; большая часть проблем пожилых людей, как, впрочем, и социальных проблем в целом, принадлежит к разряду нерешаемых и остается таковой для каждого следующего пожилого поколения.

Целью данной работы является раскрытие сущности проблем развития системы социального обслуживания пожилых людей в современной России и определение путей ее развития.

Для достижения указанной  цели были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть социальную  политику государства по поддержке лиц пожилого возраста;

2. Определить социальные проблемы в обслуживании лиц пожилого возраста;

3. Дать характеристику учреждениям социальной защиты по обслуживанию пожилых людей;

4. Провести анализ  эффективности социального обслуживания людей пожилого возраста и предложить меры по усовершенствованию социальной защиты пожилых людей.

В данной дипломной работе рассмотрена система социального обслуживания пожилых людей и исследованы проблемы развития и функционирования комплексного социального обслуживания людей пожилого возраста.

Глава 1. Социальная политика государства по защите и поддержке пожилых людей

    1. Социальные проблемы лиц пожилого возраста и

их  отражение в государственной  социальной политике

 

 

Социальные проблемы пожилых людей достаточно разнообразны, их спектр зависит как от объективных, так и от субъективных факторов, однако можно попытаться условно  объединить их в несколько групп – это проблемы материально-финансового характера, медико-социальной реабилитации и психологического благополучия пожилых людей.

При этом, необходимо отметить, что решение проблем психологического благополучия не менее важно, чем поддержание достойного уровня доходов пожилых людей или оказание им качественных услуг в сфере медико-социальной реабилитации. К сожалению, достаточно часто это направление социальной поддержки остается нереализованным.

Переход в категорию  пожилых людей (выход на пенсию) связан, прежде всего, с осознанием человеком того, что он вступает в последний этап своей жизни. Впереди неизбежное старение, болезни, полное или частичное ограничение жизнедеятельности. Осознание всего этого, размышления о неизбежности приближающейся смерти вызывают осложнения психологического плана, причем уровень этих осложнений зависит от субъективных качеств личности. Однако, независимо от этого, та или иная степень помощи опытного психолога на данном этапе требуется любому человеку.

Кроме того, выход на пенсию – это та веха в жизни человека, после которой она кардинально  меняется. Это во многом связано  со сменой социального статуса человека. Если раньше человек занимался активной трудовой деятельностью, чувствовал себя необходимым и значимым, то в пожилом возрасте его опыт и знания часто становятся ненужными и невостребованными. Далеко не для всех пожилых людей выход на пенсию становиться долгожданным событием, многие из них стремятся оттянуть переход на «заслуженный отдых», причем не только из-за финансовых соображений.

И, наконец, к психологическим  проблемам можно отнести резкое сужение контактов пожилого человека, которое может привезти к полному  одиночеству. Уменьшение возможностей для общения связано с тем, что человек «выпадает» из трудового коллектива, больше времени проводит дома. В этом возрасте уходят из жизни многие друзья, родственники и сверстники, что также сужает контакты, а приобретение новых друзей становиться затруднительным. Особенно эта проблема актуальна для пожилых людей, живущих отдельно от своих взрослых детей.

К материально-финансовым проблемам этой категории населения  России, несомненно, относится низкий уровень пенсий, который, зачастую, находится ниже уровня бедности. Индексация пенсий только в последние годы стала проводиться, относительно регулярно, однако её коэффициент пока отстает от уровня инфляции. Финансово-экономический кризис 17 августа 1998 года существенно ухудшил материальное положение пенсионеров, доведя многих из них до полной нищеты. Уровень проводимой индексации пенсии является недостаточным для достойной жизни пожилых людей. Сегодня многие из них с ностальгией вспоминают «советскую» пенсию в 132 рубля, которой вполне хватало на месяц. Однако, часто при этом забывают, что тратить деньги тогда было затруднительно в связи с отсутствием многих товаров в продаже. С другой стороны, обилие качественных продуктов питания, одежды и других предметов первой необходимости в сегодняшних магазинах и невозможность их приобрести в связи с отсутствие денег вызывают их законную обиду и раздражение.

Другой социальной проблемой  пожилых людей, решение которой  во многом способствовало бы повышению  их благосостояния, является проблема трудовой занятости этой категории  населения. Как уже говорилось выше, далеко не все из них к пенсионному возрасту теряют трудоспособность. Многие по состоянию здоровья еще долгие годы могут заниматься производственным трудом, а значит иметь ещё один источник доходов. Однако, сегодня определенное количество пенсионеров работает лишь в бюджетной сфере (педагоги, врачи, работники культуры и т.д.). Это связано с тем, что, с одной стороны, финансирование их заработной платы производится не за счет средств предприятий, а из бюджетов разного уровня. С другой стороны, невысокая заработная плата в бюджетной сфере способствует возникновению вакансий, которые занимают пенсионеры. Те же люди, которые работали в различных формах акционерных предприятий по достижении пенсионного возраста, практически сразу увольняются в связи с уходом на пенсию. Общее сокращения количества рабочих мест и сложное финансовое положение таких предприятий не позволяет им предоставлять работу людям пожилого возраста. Но и те пенсионеры, которые готовы поменять профиль своей трудовой деятельности и заниматься менее квалифицированным трудом нередко не могут найти себе работу.

По данным Госкомстата  РФ из 166 тыс. пенсионеров, рискнувших обратиться в государственные службы занятости  в 1995 г. по вопросу трудоустройства, получили работу только 31 тыс. человек  или менее 20%.

Пожилых людей, и даже людей предпенсионного возраста практически выталкивают на пенсию, освобождая место молодым. Это не только отечественная проблема. В США по инициативе Президента Р. Рейгана еще в 1988 г. был принят специальный закон, запрещающий какую-либо дискриминацию при приеме на работу людей в возрасте до 70 лет. В принципе не должно быть вообще никаких ограничений, в том числе и для тех, кому за 70 лет.

Старение сопровождается неуклонным увеличением риска смерти, отражающим снижение жизнеспособности организма, его диапазона адаптационных возможностей. Достаточно острой является проблема ограничения жизнедеятельности, которая понимается, как «…полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью». Престарелому человеку и его семье нужна помощь и поддержка — психологическая, медицинская, социальная. И цивилизованность сегодняшнего общества определяется в частности тем, насколько широка сеть специализированных учреждений, оказывающих помощь пожилым людям в решении их медико-социальных проблем.

Многие из вышеперечисленных  проблем сегодня не являются актуальными  для более развитых обществ западных стран. Но для нашего социума решение этих проблем одна из первостепенных задач. Если меры по социальной защите любых категорий населения, в том числе и пенсионеров, не будут приниматься на государственном уровне, то неизбежны социальные потрясения. Яркий пример этому – события в Латвии, где была существенно поднята оплата коммунальных услуг и наиболее уязвимая в этом отношении категория населения - пенсионеры вышли на улицы с протестами. Социальную политику, проводимую в России в отношении людей пожилого возраста нельзя назвать совершенной, однако именно она во многом смягчает социальные проблемы этой демографической группы.

Осуществление государственной  политики в отношении пожилых  людей в Российской Федерации  базируется на провозглашении конституционного принципа социального государства - обеспечения различных гарантий социальной защиты. К пожилым гражданам нормы пенсионного законодательства1  и законодательства о социальном обслуживании2 относят женщин старше 55 лет и мужчин старше 60 лет.

Формирование нормативной правовой базы в отношении пожилых людей в Российской Федерации осуществляется главным образом исходя из положений Конституции Российской Федерации.

Анализ Конституции Российской Федерации, а также положений отдельных законодательных актов позволяет констатировать, что нормативную правовую базу, регламентирующую осуществление государственной политики в отношении пожилых людей, составляют международные правовые акты, правовые акты федерального уровня, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты местного самоуправления.

Нормативная правовая база Российской Федерации в области  осуществления государственной  политики в отношении пожилых  людей может быть структурирована  исходя из:

- территориального деления  Российской Федерации (федеральный центр, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования);

- иерархии нормативных  правовых актов (законы и подзаконные  акты или нормативные правовые  акты Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований);

- предмета правового  регулирования (охрана здоровья, труд и занятость, социальное (пенсионное) обеспечение, социальное  обслуживание, социальная защита  отдельных категорий граждан,  функционирование организационного  механизма).

В Российской Федерации  не принят единый законодательный документ, определяющий государственную политику в отношении пожилых людей. Она реализуется при регламентации различных отношений, которые можно подвергнуть определенной градации.

К настоящему времени  сложилась отдельная правовая база в области социального обслуживания граждан пожилого возраста. Толчком к ее формированию послужило принятие:

- Федерального закона от 02 августа 1995 г. №122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»;

- Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

Указанные законодательные  акты регулируют отношения в сфере  социального обслуживания граждан  пожилого возраста, являющегося одним  из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливают экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста. В данной связи нельзя не отметить ряд документов в области стандартизации, регулирующих, в частности, порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста.3

Одним из элементов государственной  политики в отношении пожилых  людей следует считать регламентацию  отношений по обеспечению доступа  для лиц пожилого возраста к объектам социальной инфраструктуры

Отдельно следует выделить отношения в области осуществления различных видов страхования. Видами страхового обеспечения являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсии, пособие по временной нетрудоспособности; социальное пособие на погребение; пособия по временной нетрудоспособности; обеспечение по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Осуществление государственной  политики в отношении пожилых  людей невозможно без создания и функционирования организационного механизма и финансирования различных мероприятий.

Принимая во внимание многообразие отношений в области  поддержки пожилых людей, следует  констатировать, что организационный  механизм в области социальной защиты пожилых людей имеет трехуровневую структуру:

- федеральный центр;

- субъекты Российской  Федерации;

- муниципальные образования.

На федеральном уровне в данной связи следует выделить, прежде всего, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральное медико-биологическое агентство, Федеральную службу по труду и занятости, Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, учреждения здравоохранения, учреждения (отделения) социального обслуживания.

Таким образом, принимая во внимание все вышесказанное, следует  констатировать, что определение  обозначения нормами нормативных правовых актов осуществления государственной политики в отношении пожилых людей в Российской Федерации должно производиться, прежде всего, посредством анализа нормативных правовых актов, регламентирующих определенные виды общественных отношений (охрана здоровья; социальное (пенсионное) обеспечение; социальное обслуживание; труд и занятость; функционирование организационного механизма), а также устанавливающих правовой статус отдельных категорий граждан (ветераны, государственные служащие, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации, различные категории работников, доноры, инвалиды и др.).

 

 

 

 

1.2. Объективные пути развития социальной защиты пожилых людей

 

 

Повышение качества жизни пожилых граждан возможно в условиях развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности медицинской помощи, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг, внедрения новых форм социального обслуживания, содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Указанные пути развития соответствуют глобальной стратегии мирового сообщества - обеспечить достойное существование пожилых людей путем улучшения условий и качества жизни, усилить их защиту и облегчить доступ ко всем основным социальным услугам при одновременном повышении эффективности социальных расходов.

 Система социального обслуживания включает в себя как государственный, так и негосударственный сектор социального обслуживания. Государственный сектор аккумулирует государственные учреждения социального обслуживания, которые являются собственностью субъектов РФ, находятся в ведении органов государственной власти субъектов РФ и финансируются за счет региональных бюджетов. Негосударственный сектор социального обслуживания включает в себя учреждения социального обслуживания иных форм собственности, а также частную деятельность лиц, в сфере социального обслуживания.

Сфера социального обслуживания требует инновационного развития и модернизации. Развитие экономики в условиях рынка значительно опережает социальные преобразования, что неизбежно приводит к проблемам социально-экономического характера, снижению уровня жизни значительной части населения. Развитие сферы социального обслуживания на современном этапе должно быть связано, во-первых, с необходимостью учета требований рынка, во-вторых, с ростом конкуренции в сфере социальных услуг между государственным и негосударственным секторами, в третьих, с необходимостью применения программно-целевых и проектных методов в организации социальной деятельности, в-четвертых, с развитием нормативно-правового обеспечения указанной сферы, и, в - пятых, с развитием и внедрением современных методов управления. Сложившаяся в обществе социальная ситуация требует целенаправленного поиска новых методов и подходов к формированию системы социального обслуживания, когда бы учреждения социального обслуживания, независимо от формы собственности, были ориентированы на ликвидацию возникающих социальных проблем. Развитие сектора социального обслуживания и социальных услуг должно заключаться не только и не столько в увеличении или уменьшении доли государственного участия в процессе удовлетворения социальных потребностей населения в указанных услугах, сколько в изменении модели государственного регулирования сектора социального обслуживания, внедрении новых форм и методов, в повышении взаимной ответственности государства и личности. Эффективное управление государственным сектором социального обслуживания позволит перейти на качественно новую ступень развития, обеспечит рациональное планирование региональных и федерального бюджетов, а также будет способствовать созданию целостной, комплексной системы учреждений социального обслуживания различных организационно-правовых форм собственности, которые, в конечном счете, совместно создадут эффективную систему оказания гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании, а в особенности гражданам пожилого возраста, необходимых и качественных социальных услуг.

Наиважнейшим вопросом в процессе регулирования государственного сектора социального обслуживания является активное внедрение и использование на практике современных сервисных технологий государственного управления в данной сфере и развитие на этой основе конкурентоспособного рынка предоставляемых социальных услуг с одновременным повышением их доступности и качества. Решению данного вопроса способствуют такие факторы государственного регулирования, как национально-приоритетные проекты и федеральные целевые программы, направленные на совершенствование государственного сектора социальных услуг и его адаптацию к современным экономическим условиям.

Если говорить о негосударственном  секторе системы социального  обслуживания, то необходимо отметить, что развитие данного сектора  является социальной проблемой, требующей срочного решения. Мнение о том, что негосударственные учреждения социального обслуживания могут оказывать социальные услуги только потребителям с высоким достатком и исключительно на платной основе является ошибочным. Такая постановка вопроса противоречит принципам и идеологии социального обслуживания населения, в соответствии с которыми для повышения качества и доступности социальных услуг и обеспечения государственных гарантий в данной области должны быть созданы равные условия доступности к бюджетным средствам для разных поставщиков социальных услуг через механизм государственного заказа на основе социального конкурса, что обеспечит качество, конкурентоспособность, доступность и право выбора социальных услуг.

Если провести анализ мировой практики социального обслуживания, то можно увидеть, что практически во всех странах Европы и в США негосударственный сектор социального обслуживания иногда преобладает над государственным и занимает большую часть с системе социального обслуживания населения. Основными видами негосударственных учреждений социального обслуживания являются учреждения, принадлежащие различным общественным некоммерческим организациям, частным предпринимателям, промышленным корпорациям. Функционирование учреждений осуществляется по единым национальным стандартами и нормативно-правовым документам, в рамках социальной политики страны. Координацию и контроль деятельности осуществляет уполномоченный орган государственной власти страны.

Для полного понимания  сути системы негосударственного социального обслуживания следует рассмотреть некоторые наиболее распространенные модели, которые функционируют в США и ряде европейских стран.

Так, для системы социального  обслуживания в США характерна партисипараторная  модель управления, которая отличается низким уровнем участия государства в решении социальных проблем, относительно небольшими государственными расходами на социальное обслуживание, основная тяжесть которого ложится на негосударственные благотворительные организации, фонды частных компаний, профсоюзы и подобные им организации. Часть указанных организаций, такие как Армия Спасения и Международный Красный Крест, имеют международный статус. Часть организаций социального обслуживания ориентированы на защиту определенных категорий населения. Иные организации действуют по национальному или религиозному признаку, обеспечивая социальное обслуживание представителей определенных национальностей или конфессий, что характерно для страны, сформированной за счет иммиграции. Такие общественные организации, как Армия Спасения, имеют сложную многоуровневую структуру. Им подведомственны различные учреждения социальной защиты: приюты, дома престарелых, больницы, школы и т.д. Фактически, такие организации создают на национальном уровне свою параллельную систему социальной защиты, со своим собственным управлением и своей собственной социальной политикой. Таким образом, задача правительства в области управления социальной защитой в США лежит не только в управлении подведомственными ему учреждениями социальной защиты, но и в координации действий местных властей и общественных организаций, а также в учете их усилий в разработке национальной социальной политики.

В такой развитой европейской  стране как Дания, уровень государственного социального обслуживания населения достаточно высок и государство играет ведущую роль в данной сфере. Социальный сектор осуществляет предоставление всевозможных услуг по уходу за престарелыми гражданами, инвалидами, проводит работу с определенными группами населения, людьми с умственными и физическими недостатками, социально неблагополучными гражданами, а также гражданами, страдающими психическими расстройствами. Социальным законодательством Дании предусмотрено предоставление социальных услуг, финансируемых за счет налогообложения центральным и местным правительствами. Решение вопросов социального обслуживания в Дании четко разграничены между уровнями власти: власти графств и власти на местах. Местные власти главным образом отвечают за предоставление социальных услуг в рамках существующего социального законодательства и за предоставление широкого спектра оплачиваемых социальных услуг. Сюда входят: уход и услуги для престарелых, дневные учреждения для детей, центры реабилитации. Власти графств отвечают за более специализированные услуги, находящиеся вне сферы деятельности местных властей: помощь инвалидам, людям с физическими и умственными недостатками и неблагополучным семьям с детьми. Сюда же входят интернаты для детей и подростков, центры реабилитации, учреждения для инвалидов, а также осуществление руководства и консультирования по этим вопросам. Однако в последнее время правительством Дании предпринят ряд шагов, направленных на модернизацию социального обслуживания, поскольку подход, опирающийся на решение проблем социального обслуживания только государством, исчерпал себя. Были приняты меры для поиска новых путей вовлечения ресурсов частного сектора в решение социальных проблем. Осуществляется активное привлечение добровольцев к социальной работе.

В Германии, так же как  и в Дании, ведущую роль в социальной сфере играет государственная система социального обслуживания, однако для данной модели характерно развитие участия местного самоуправления и развитая система социального страхования от временной потери трудоспособности, инвалидности, безработицы и других видов социальных рисков. В системе страхования на принципах равноправного партнерства участвуют государство, работодатель и застрахованное лицо. Оплата пребывания в учреждениях социального обслуживания производится соответствующим фондом социального страхования, размер оплаты устанавливается индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, программы реабилитации и иных факторов. Оплата услуг в детских учреждениях производится в том же порядке фондом социального страхования родителей.

Проблемы социального обслуживания пожилых людей