Юридическая ответственность за экологические правонарушения

 

 

 «______»_________________2010 г. 

 

 

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

 

Юридическая ответственность  за экологические правонарушения

 

Специальность 030501 «Юриспруденция»

 

Специализация «Государственное право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2010

Оглавление

 

Введение_________________________________________________________ 3

Глава 1. Экологическое правонарушение: понятие,

принципы предупреждения__________________________________________8

1.1.Экологические правонарушения: понятие, виды _____________________8

1.2. Организационно-правовые меры

предупреждения  экологических правонарушений _____________________16

Глава 2. Понятие и виды юридической  ответственности 

за экологические правонарушения __________________________________ 22

2.1.Понятие юридической ответственности

за экологические правонарушения___________________________________24

2.2. Виды юридической ответственности

за экологические правонарушения___________________________________31

2.3. Специфика отдельных видов юридической ответственности

за экологические правонарушения __________________________________ 41

Заключение______________________________________________________54

Список использованных источников и литературы ____________________  59

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение    

                                                                                                

В настоящее  время уровень экологических  правонарушений в нашей стране достаточно велик и это обоснованно вызывает озабоченность населения и правоохранительных органов.

В связи с  этим возросла роль института юридической ответственности за экологические правонарушения. Всё большее признание получила теория экологически безопасного развития общества. Созданная в 1983 г. Международная Комиссия ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЭП) в докладе “Наше общее будущее”, опубликованном в 1987 году отчетливо доказала, что невозможно решать экологические проблемы вне их связи с социальными, экономическими, политическими и правовыми вопросами, и эта идея определяет деятельность большинства государств в сфере природоохраны в современном мире.

Специфика экологических  преступлений заключается в том, что они не только представляют опасность  в рамках одной страны, но и затрагивают  интересы мирового сообщества. На Генеральной  ассамблее ООН было заявлено, что «ухудшение состояния окружающей среды угрожает нашей безопасности не меньше, чем гонка вооружения. Мы забираем из воздуха, морей и земли все полезное, а возвращаем лишь отходы и отраву. В конечном счете все должны внести вклад в решение этой проблемы».

В концепции  национальной безопасности Российской Федерации в качестве одной из причин усиливающейся угрозы ухудшения  экологической ситуации в стране и истощения ее природных ресурсов указывается “неразвитость законодательной  базы природоохранной деятельности и низкая правовая культура”.

Особое значение в этих условиях приобретает совершенствование  законодательства в экологической  сфере, создание внутренне согласованной, четкой системы законов, обеспечивающих борьбу с нарушениями правовых норм в сфере природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности, а так же, что не менее важно, их предупреждение.

При выборе средств  государственно-правового воздействия  за совершение экологических правонарушений законодатель стремился максимально использовать ранее созданные правовые институты, приспособить их к возросшим требованиям охраны природы в условиях рыночных отношений, и разрабатывать новые нормы отраслей права, направленные на борьбу с экологическими правонарушениями.

В зависимости  от степени общественной опасности, характера противоправных действий, наступивших вредных последствий  от совершенного экологического правонарушения законодателем установлены дисциплинарные, административные, гражданско-правовые, материальные и уголовно-правовые меры ответственности.

Наиболее часто применяемым, как показывает практика последних  лет, видом юридической ответственности  за экологические правонарушения является административная ответственность. Кроме  того, следует учитывать, что своевременное и законное привлечение виновных к административной ответственности имеет важное превентивное значение.

Изменения в экологическом законодательстве, возрастание количества рассматриваемых  дел об экологических правонарушениях, наряду с повышением их актуальности, возникновением в связи с этим новых теоретических и практических вопросов обусловливают актуальность данной темы. 

Практическая значимость работы определяется тем, что на сегодняшний  день не существует единого понятия  эколого-правовой ответственности, есть различные виды ответственности за экологические правонарушения, предусмотренные различными отраслями права, что определяет необходимость изучения всего комплекса нормативно-правовых актов. Составной частью системы российского законодательства в данной сфере общественных отношений являются природоресурсные отрасли права: Лесной кодекс РФ; Земельный кодекс РФ; Водный кодекс РФ.  Это связано с тем, что экологизация других отраслей права позволяет расширить возможности зоны влияния экологического права как регулятора общественных отношений. Между тем соблюдать и исполнять требования экологического законодательства в силу экономических законов природопользователь не склонен и не способен, так как, например, вырубая лес, он получает прибыль, а сохранение леса не дает сиюминутной прибыли, а, наоборот, требует дополнительных затрат, капиталовложений. В этой связи предлагается пересмотреть саму концепцию охраны природы в России. Охрана природы должна быть направлена не на декларативное «право на благоприятную окружающую среду» (ст. 42 Конституции РФ), а собственно на охрану естественной природы и ее компонентов.

Экологическое законодательство России слишком громоздко и трудно в применении. В частности, Федеральный  закон РФ «Об охране окружающей среды» изобилует недостатками: в правовом регулировании экологических отношений преобладает фрагментарный и пообъектный подход, не вполне соответствующий объективному единству природного мира, состоящего из различных, но системно взаимодействующих между собой компонентов. Закон отличается слабыми процессуальными механизмами реализации целей и задач, практическим отсутствием норм, касающихся вопросов природопользования. В нем до сих пор не решен такой существенный вопрос отрасли – что является объектом правового регулирования. Существенным упущением ныне действующего Закона является то, что принцип «неотвратимости наступления ответственности за нарушения требований природоохранительного законодательства», закрепленный в ранее действовавшем Законе  «Об охране окружающей природной среды», был необоснованно забыт. Хотя он имел общекриминологический, уголовный, уголовно-процессуальный характер, т. е. не имел экологической специфики, тем не менее, он оказывал существенное значение при наступлении ответственности за экологические правонарушения, преступления.

Еще одной проблемой  отечественного экологического законодательства является отсутствие регламентации  использования и охраны природных  ресурсов.  Следует отметить, что  в экологическом законодательстве из-за его несовершенства трудно провести разграничение уголовной и административной ответственности. В связи с этим первостепенное значение приобретает выявление научно обоснованных критериев разграничения преступных и непреступных видов правонарушений в сфере экологии, что будет способствовать правильной кодификации уголовного и административного законодательства и квалификации самого правонарушения.

Огромный ущерб причиняется  нарушениями законодательства об охране природы юридическими лицами, при  этом применяемые к организациям штрафные санкции в рамках гражданского и административного законодательства не адекватны размеру причиняемого вреда.

Необходимо также отметить на незначительные цифры привлечения  к уголовной ответственности. Причина  этого кроется не только в недостатках правоохранительных органов, но и гораздо глубже.

Декриминализация некоторых  экологических преступлений может  способствовать усилению борьбы с ними, так как создает условия для  быстрой и неотвратимой ответственности  за них. Исправительно-трудовая практика свидетельствует, что ужесточение наказания само по себе, не поддержанное комплексом социальных мер, отнюдь не снижает преступности. Более того, необоснованное усиление наказаний, равно как и неоправданное их смягчение, может снизить их эффективность.

Экологические проблемы, тесно связанные с экономическими, трудно решить с помощью лишь уголовной  репрессии: вековой опыт показывает, что ключ к их решению лежит  в плоскости концептуального, политического, воспитательного, нравственного характера, а уже потом - юридического, уголовного. Установление в законе и применение на практике уголовной ответственности способствует их предупреждению, когда иные, более мягкие меры воздействия оказываются недостаточными, нерезультативными.

Объект исследования – правоотношения в сфере экологических правонарушений

Предмет исследования –  нормативно-правовая база, определяющая ответственность за экологические  правонарушения.

Целью данной дипломной  работы является рассмотрение   видов  ответственности за экологические правонарушения в РФ в контексте изменений законодательства.

В соответствии с целью  были определены следующие задачи:

  • определить понятие “экологическое правонарушение”;
  • дать классификацию видов экологических правонарушений;
  • раскрыть понятие “юридическая ответственность за экологические правонарушения”;
  • рассмотреть виды юридической ответственности за экологические правонарушения;
  • выделить специфику отдельных видов ответственности за экологические преступления;
  • выявить несовершенства в законодательстве,  регулирующем ответственность за экологические преступления и предложить механизмы их устранения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Экологическое правонарушение: понятие, принципы предупреждения.

1.1.Экологические  правонарушения: понятие, виды.

 

Экологическое правонарушение — это противоправное, обычно, виновное деяние (действие либо бездействие), совершаемое дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред либо создающее настоящую опасность причинения такового вреда, или нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права1.

С учетом степени публичной  угрозы экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Первые — наименее общественно опасные  деяния по сопоставлению со вторыми  и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

В согласовании с общей  теорией права экологическое  правонарушение по собственной структуре состоит из объекта, субъекта, объективной и субъективной сторон. Объектом экологического правонарушения являются публичные дела по поводу окружающей среды в целом и ее отдельных компонентов, регулируемые и охраняемые нормами права. Эти дела по собственному содержанию касаются принадлежности на природные ресурсы, природопользования, охраны окружающей среды от вредных действий, экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц2.

Для объективной стороны  экологического правонарушения типично наличие 3-х частей:

а) противоправность поведения;

б) причинение либо настоящая  угроза причинения экологического вреда  или нарушение других законных прав и интересов субъектов экологического права;

в) причинная связь  меж противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом либо настоящей опасностью причинения такового вреда или нарушением других законных прав и интересов субъектов экологического права3.

Объектом экологического правонарушения являются общественные отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды, обеспечению экологической безопасности населения, благоприятной для человека среды обитания.

Предметом данного правонарушения могут быть окружающая природная  среда или ее отдельные компоненты, то есть такие природные объекты, которые находятся в естественной экологической связи с природной средой. Если такая связь прерывается, то имеют место правонарушения другого рода, не являющиеся экологическими. Например, хищение заготовленной древесины или рыбы из рыбохозяйственных товарных водоемов, уничтожение сельскохозяйственных либо домашних животных и т. д.

Субъектами экологического правонарушения могут быть юридические, должностные и физические лица, в  том числе иностранные юридические  лица и граждане, совершившие правонарушения, связанные с природопользованием либо охраной окружающей среды на местности РФ либо местности, находящейся под ее юрисдикцией. Состав субъектов варьируется в зависимости от вида экологического правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной ответственности являются должностные лица и работники компаний, уголовной — должностные лица и граждане, административной — юридические лица, должностные лица и граждане.

Субъективная сторона  экологического правонарушения характеризуется виной преступника4. Под виной понимается психическое отношение преступника к собственному противоправному поведению, которое может проявляться в действии либо бездействии. Закон предполагает две формы вины: умысел (прямой либо косвенный) и неосторожность. Умышленным является экологическое правонарушение, при котором нарушитель предвидит происшествие общественно вредных последствий собственного поведения и хочет либо сознательно допускает их. Неосторожность бывает двух видов: самонадеянность и небрежность. Самонадеянность имеет место тогда, когда лицо, нарушающее экологическое требование, предвидит общественно вредные последствия собственной деятельности, но легкомысленно рассчитывает на возможность избежать их. Небрежность проявляется в том, что лицо не предвидит пришествия вредных последствий, хотя обязано было и могло их предвидеть. Гражданский кодекс РФ (далее ГКРФ) вводит понятие грубой неосторожности. Правда, идет речь о грубой неосторожности самого потерпевшего, содействовавшей возникновению либо увеличению вреда, что учитывается при определении размера возмещения вреда преступником5.

В то же время в природоохранительной практике, как уже отмечалось, может  иметь место безвиновная (абсолютная) ответственность — за вред, причиненный  источником завышенной угрозы. Возмещение такового вреда регламентируется ст. 1079 ГКРФ.

Противоправное поведение  применительно к экологическому правонарушению означает нарушение  норм экологического законодательства, закрепленных в нем требований, правил, нормативов по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды. При этом противоправное деяние может выражаться как в активных действиях (например, незаконная охота), так и в бездействии, то есть невыполнении соответствующих правил (например, неиспользование очистных сооружений). Вредные последствия противоправного деяния означают причинение. вреда окружающей природной среде, ее отдельным объектам или здоровью человека, а также создание реальной угрозы причинения такого вреда.

Таким образом, экологический вред - важнейший признак экологического правонарушения. Он проявляется в загрязнении окружающей природной среды; истощении природных ресурсов; порче, повреждении, уничтожении природных объектов; разрушении естественных связей в природной среде, нарушении равновесия в экосистемах.

В конечном счете экологический  вред направлен против интересов  общества в чистой и благоприятной  для жизни окружающей среде, то есть против здоровья человека и генетического  благополучия будущих поколений  людей. Следовательно, причинение вреда здоровью человека экологическим правонарушением осуществляется опосредованно - через ухудшение или разрушение окружающей природной среды как среды обитания людей.

Экологические правонарушения, причиняющие вред окружающей природной среде, здоровью людей, могут иметь так называемые материальные составы. К ним относятся, например, порча сельскохозяйственных земель, сверхнормативные потери полезных ископаемых при их добыче, загрязнение и засорение вод, незаконная вырубка деревьев, повреждение леса сточными водами, химическими веществами и промышленными отходами и др.

Вместе с тем большинство  экологических правонарушений сконструировано  как формальные составы, для наступления  ответственности за которые достаточно самого факта правонарушения. В таких случаях, как правило, речь идет о несоблюдении установленных законом правил, например, правил водопользования, охраны недр или среды обитания6.

Одни экологические  правонарушения могут быть совершены  при любой форме вины (к примеру, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха либо вод), другие — лишь при умышленной форме вины (незаконная охота либо рыбная ловля), третьи — по неосторожности (к примеру, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах). 

В административном праве  определяются различные виды экологических  правонарушений. В основном они прописаны  в главе 8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, где содержится более 40 составов экологических проступков7, которые можно разделить на три группы:

  • невыполнение экологических требований;
  • нарушение правил и порядка использования природных ресурсов и объектов;
  • причинение вреда, либо уничтожение природных ресурсов и объектов.

К первой группе экологических проступков относятся:

  • несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1);
  • несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2);
  • нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3);
  • нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4).

Ко второй группе экологических  проступков относятся:

  • нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов (ст. 8.9);
  • нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); 
    нарушение правил и требований проведения работ по геологическому изучению недр (ст. 8.11);
  • нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст. 8.12).

К третьей группе экологических  проступков относятся:

  • порча земли (ст. 8.6);
  • незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан (ст. 8.28);
  • уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29).

Составы экологических  преступлений предусмотренных Уголовным кодексом РФ подразделяются на три группы:

  • специальные;
  • смежные;
  • дополнительные.

Уголовный кодекс РФ (далее  УКРФ), предусматривает семнадцать составов экологических преступлений.8 Составы экологических преступлений отличаются от составов других видов, предусмотренных уголовным законодательством, по двум основным признакам - объекту и наличию вреда, причиненного природной среде. Непосредственным объектом экологического преступления является компонент природной среды, органически связанный с окружающим естественным миром. Для природных объектов в экологических преступлениях характерно то, что эти объекты соединяют в себе три титула - объектов природы, объектов собственности и объектов хозяйствования.

Другой важной особенностью экологических преступлений является причинение вреда природной среде Поэтому деяния, которые квалифицируются как преступные, но не причиняющие непосредственно вреда природе, не могут рассматриваться как экологические преступления.  Среди них одно из центральных мест занимают ст. 250-251, регламентирующие ответственность за загрязнение водоемов и воздуха, и ст. 252, предусматривающая уголовную ответственность за загрязнение моря веществами, вредными для здоровья людей или для живых ресурсов моря, либо другими отходами и материалами.

Указанные виды преступлений способны причинить ущерб непосредственно  нескольким объектам в области охраны и использования природных ресурсов и объектов природы, а также другим, связанным с ними объектам, т.е. вред носит комплексный характер. Среди других экологических преступлений следует указать следующие: посягающие на общественные отношения в области использования и охраны земли (ст. 254); посягающие на общественные отношения в области охраны и использования дикой фауны (ст. 256, 258, 259); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны недр (ст. 255); посягающие на общественные отношения в области использования и охраны флоры (ст. 260,261,262)

Специальные составы  экологических преступлений предусмотрены  главой 26 Уголовного кодекса РФ «Экологические преступления». Специальными эти составы признаются в силу их узкой направленности, то есть объектом посягательства являются отношения по рациональному использованию природных ресурсов и объектов (например, нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – ст. 246; порча земли – ст. 254; незаконная охота – ст. 258; загрязнение вод – ст. 250 и т. д.).

К специальным составам экологических преступлений относится  ряд статей содержащихся и в других главах Уголовного кодекса РФ (например, экоцид – ст. 358; нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики – ст. 215 и т. д.).

К смежным составам экологических  преступлений относятся такие составы, которые приобретают экологическую  окраску лишь при определенных обстоятельствах, носящих объективный характер: регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236) и т. д.

Дополнительными составами  экологических преступлений следует считать такие составы, которые по своей природе не являясь экологическими, могут при определенных обстоятельствах затрагивать природоохранительные интересы (например, халатность – ст. 293; превышение должностных полномочий – ст. 286; служебный подлог – ст. 292 и т. д.).

Экологическое правонарушение порождает соответствующие природоохранные  правоотношения, включающие в себя процедуры разбирательства данного  конкретного факта компетентными  органами и определение мер воздействия  на нарушителя экологического законодательства, возмещения вреда. Правонарушение может иметь место только при наличии необходимых для этого элементов: объекта правонарушения, объективной стороны, субъективной стороны и субъекта ответственности.

Таким образом, экологическое правонарушение — это противоправное, обычно, виновное деяние (действие либо бездействие), совершаемое дееспособным субъектом, причиняющее экологический вред либо создающее настоящую опасность причинения такового вреда, или нарушающее другие права и законные интересы субъектов экологического права.

С учетом степени публичной  угрозы экологические правонарушения разделяются на проступки и преступления. Первые — наименее общественно опасные  деяния по сопоставлению со вторыми  и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями, вторые являются уголовными преступлениями.

 

 

 

1.2. Организационно-правовые меры предупреждения экологических правонарушений.

 

Отношения по предупреждению и возмещению ущерба от экологических  правонарушения основаны на принципах гражданско – правовой ответственности, хотя эти отношения и не носят чисто имущественного характера. Среди этих принципов для экологии имеют значение следующие:

  • всеобщая обязанность причинителя вреда возместить причиненный вред (независимо от привлечения к иным видам юридической ответственности). Формы возмещения вреда могут быть разноообразными.
  • принцип ответственности физических и юридических лиц за причиненный вред. Данный принцип вытекает из общеправового принципа неотвратимости ответственности за причиненный вред9. обеспечивающего надежные гарантии для взыскания вреда. особенно с причинителей, которые в силу различных обстоятельств являются неплатежеспособными.
  • принцип солидарной ответственности при совместном причинении вреда. Практика показывает, что вред природной среде причиняется вследствие сочетания упущений и нарушений, допускаемых целым рядом организаций и должностных лиц, разрабатывающих, осуществляющих строительство, ремонт, реконструкцию, производство, контролирующих реализацию хозяйственных, промышленных, строительных объектов, т.е. вред является результатом деятельности иных субъектов правоотношений, хотя экологическую ответственность в первую очередь несет непосредственный причинитель вреда. В тех случаях, когда источниками причинения вреда природной среде являются нарушения, допускаемые различными организациями в результате совместной деятельности, в качестве солидарных ответчиков могут привлекаться и другие организации, виновные в нарушениях, повлекших причинение ущерба (вреда)10.
  • принцип возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности для окружающей среды. В гражданско-правовом смысле источником повышенной опасности является деятельность (состояние), обладающая двумя признаками – повышенной вероятностью причинения вреда и невозможностью полного контроля за данной деятельностью (состоянием)11.

Существует ряд обстоятельств, способствующий совершению экологических  правонарушений, они включают в себя причинно-необходимые экологические  связи, обусловливающие наступление отрицательных последствий в виде экологического вреда, причиненного тому или иному объекту природы. Эти обстоятельства объективно противоречат требованиям, предъявляемым к охране природной среды.

Данные обстоятельства можно классифицировать следующим образом:

  • недостатки, связанные с организационно-техническими вопросами деятельности отдельных народохозяйственных объектов, являющихся источником загрязнения природной среды (нарушения и недостатки в проектировании, сооружении, приеме, эксплуатации, ремонте, реконструкции, при отводе в пользование природных объектов, в определении территории санитарно-защитных зон и т.д.);
  • несовершенство законодательного регулирования вопросов эколого-правовой охраны и защиты природной среды, здоровья человека;
  • отсутствие достаточной экономической базы для исполнения экологических требований;
  • недостатки организационной и исполнительной деятельности органов государственного и общественного контроля за охраной природной среды;
  • высокая латентность этой категории преступлений
  • низкий уровень общей экологической культуры населения страны.

Анализ практики расследования различных правонарушений в области охраны окружающей среды, ознакомление со статистическими материалами, научными исследованиями и техническими разработками по вопросам природоохраны позволяют выделить наиболее распространенные источники загрязнения в различных отраслях производственной деятельности. К таким объектам, в первую очередь, следует отнести: предприятия нефтехимической, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии, предприятия биологической, химической и целлюлозно-бумажной промышленности; автомобильный транспорт; предприятия топливно-энергетического комплекса; предприятия угольной промышленности (прежде всего, их отходы, оказывающие влияние на атмосферный воздух, растительность и животный мир, водный режим); предприятия коммунально-бытового обслуживания, сельскохозяйственные производства; организация лесной, деревообрабатывающей и лесозаготовительной промышленности, предприятия, использующие атомные силовые установки и др.12

Распространенными причинами загрязнений природы служат обстоятельства, связанные с несоблюдением требований при проектировании объекта. Это проявляется в ненадлежащем обеспечении проектируемого объекта средствами экологической защиты, в недостаточно глубоком и детальном анализе экологически вредных для природы последствий размещения объекта на данной территории ( с учетом специфики производственной деятельности объекта – источника загрязнения для жилого массива, водоемов, лесных ресурсов, рельефа окружающей местности и сельскохозяйственных угодий), а также в допущении технических и технологических ошибок в проектировании.

Юридическая ответственность за экологические правонарушения