Контрольная работа по "Налогам". 15

Содержание.

 

      Введение

  1. Теоретическая часть

      1.1 Условия применения УСНО.

      1.2 Налоговые и отчетные периоды.  Порядок уплаты.

1.3 Порядок перехода на УСНО. Особенности исчисления налого-вой базы при переходе        с общего режима налогообложения на УСНО и обратно.

1.4 Сравнительная характеристика УСНО и традиционной системы налогообложения.

  1. Практическая часть.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

Введение

 

Режим налогообложения  «Упрощенная система налогообложения» (УСН) устанавливает глава 26.2 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), вступившая в силу с 1 января 2003 года.

Первый опыт применения УСН выявил слабые стороны этого режима налогообложения. Федеральный закон от 21.07.05 №101-ФЗ в 2005 году внес поправки в НК РФ, действующие  с 1 января 2006 года.

Суть УСН заключается в том, что налогоплательщики уплачивают единый налог, заменяющий ряд налогов  традиционной системы налогообложения.

Учитывая особенную привлекательность  за счет снижения налогового бремени, законодатели ограничили условия применения режима УСН.

В настоящее время применяется  несколько видов УСН: УСН 6%, УСН 15%, патент.

Каждый из видов УСН отличает собственная налоговая база и  ставки единого налога, определенные НК РФ. Патент могут применять только индивидуальные предприниматели.

Налогоплательщики, выбравшие УСН, не обязаны вести бухгалтерский учет, но ведут налоговый учет для правильного расчета налогов. В ряде случаев, иные нормативные акты налагают на юридические лица требование вести бухгалтерский учет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретическая часть.

 

1.1 Условия применения УСНО.

Ограничения применения режима «Упрощенная  система налогообложения» (УСН) устанавливает  глава 26.2 Налогового Кодекса РФ (НК РФ), включающая изменения, вступившие в силу с 1 января 2006 года.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, вправе применить режим УСН, если налогоплательщик отвечает условиям:

по итогам девяти месяцев работы доходы налогоплательщика не превысили 45 млн. рублей;

средняя численность работников налогоплательщика  не превышает 100 человек;

(для организаций) стоимость  амортизируемых основных средств  и нематериальных активов не  превышает 100 млн. рублей;

(для организаций) не имеют  филиалы и (или) представительства; 

(для организаций) не являются  банками, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, инвестиционными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

не являются производителями подакцизных  товаров;

не занимаются добычей и реализацией  полезных ископаемых;

не занимаются игорным бизнесом;

не являются участниками соглашений о разделе продукции.

 Кроме того, не могут применять  УСНО организации, в капитале  которых доля участия других  организаций составляет более  25%.

Частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и иные формы  объединений, лишены права применения упрощенки.

Бюджетные организации не имеют  права применять упрощенный режим  НО.

С 2011 года меньше, чем ранее, но все-таки применение УСН в малом бизнесе  экономически оправдано. Единый налог  заменяет уплату следующих налогов: НДС, налог на прибыль, налог на имущество. Не платить НДС можно в ряде случаев и на традиционной системе налогообложения, но освободиться от 20% налога на прибыль можно только перейдя на УСНО.

Основное преимущество упрощенной системы налогообложения заключается в простоте учета минимальности налогов, особенно при выборе основания налоговой базы «доходы». Учел все свои доходы, заплатил 6% налога, взносы в фонды и все. Остальное твое – распоряжайся, как хочешь, если ты индивидуальный предприниматель. Юридическим лицам придется соблюсти некоторые формальности в виде уплаты НДФЛ 9% с получаемых дивидендов.

НК РФ признает налогоплательщиками  единого налога по УСН индивидуальных предпринимателей и организации, добровольно  заявившие о переходе на специальный  режим налогообложения в установленном законом порядке и сроки.

Для перехода на режим УСН, налогоплательщики  должны подать заявление о переходе на УСН установленной формы. Заявление  адресуется в территориальный налоговый  орган, в котором налогоплательщик состоит на учете.

Налогоплательщик подает заявление  либо в момент подачи документов на государственную регистрацию в  уполномоченный государством регистрирующий орган, либо в период с 1 октября по 30 ноября в свой территориальный  налоговый орган.

В результате рассмотрения заявления, индивидуальные предприниматели или организации получают уведомление о праве применения УСН.

С этого момента, организации уплачивают единый налог, заменяющий ряд налогов традиционной системы налогообложения:

налог на прибыль;

налог на добавленную стоимость;

налог на имущество  организаций;

единый социальный налог.

Индивидуальные  предприниматели, перешедшие на УСН, освобождаются  от уплаты следующих налогов:

 налог на  доходы физических лиц; 

налог на добавленную  стоимость;

налог на имущество;

единый социальный налог.

При этом налогоплательщики  единого налога по УСН сохраняют  обязательства налоговых агентов.

УСНО на основе патента могут  применять только индивидуальные предприниматели. При этом они должны осуществлять определенные виды деятельности, перечисленные в ст.346.25.1. Cреди этих видов такие, как ремонт и пошив обуви, изготовление текстильной галантереи, изготовление и ремонт мебели, чеканка и гравировка на ювелирных изделиях, выделка и крашение меха и многие другие. Всего во втором пункте указанной статьи перечислено 69 видов деятельности.

Раньше предприниматель, применяющий УСНО на основе патента, был не вправе привлекать наемных  работников. Сейчас эта норма изменена – можно нанять работников, включая  работающих по договорам гражданско-правового характера. Их среднесписочная численность за налоговый период не должна превысить пяти человек.

Как и при других видах УСНО, налогоплательщик может  утратить право применять спецрежим. Это произойдет, если в течение  налогового периода он получит доходов больше предела, установленного в 60 млн. рублей. Либо, если среднесписочная численность работников превысит пять человек. В случае утраты права на применения УСНО, предприниматель будет вынужден пересчитать с начала года и уплатить все налоги, предполагающиеся при традиционной системе налогообложения.

УСНО на основе патента может быть доступна не во всех регионах – НК РФ это позволяет. Окончательное решение о возможности применения УСНО на основе патента за органами власти субъектов Федерации.

Подтверждает применение предпринимателем УСНО на основе патента сам патент на осуществление какого-либо вида деятельности из списка. Этот документ выдается на срок от нескольких месяцев  до года. При этом налоговым периодом считается тот временной промежуток, на который был выдан патент.

Чтобы получить право на применение такого вида УСНО, достаточно подать в  налоговую инспекцию по месту  учета заявление – сделать  это нужно не позже месяца до начала соответствующей деятельности. В  течение десяти дней налоговые органы должны выдать патент или уведомить об отказе.

Для патента существует территориальное  ограничение – он действует только в том субъекте Федерации, где  был выдан. Если деятельность распространяется на территорию другого субъекта –  придется оформить патент и там.

Стоимость патента за год определяется произведением процентной ставки (6%) на потенциальный доход, возможный  к получению по каждому виду деятельности. При этом размер такого дохода устанавливается  для каждого вида деятельности и  на год.

Предприниматели на УСНО на основе патента оплачивают одну треть от стоимости патента до истечения 25 календарных дней с начала соответствующей деятельности. Остальная сумма должна быть внесена не позже, чем истечет 25 календарных дней после прекращения деятельности. Оставшуюся к уплате сумму от стоимости патента можно уменьшить на суммы начисленных и уплаченных страховых взносов.

Никакой налоговой декларации представлять в налоговые органы при применении УСНО на основе патента не нужно.

Таким образом, для мелкого частного бизнеса существует очень удобная и выгодная система налогообложения, которая не требует серьезного документооборота и представления отчетности в налоговые органы.

 

1.2 Налоговые и отчетные периоды.  Порядок уплаты.

Налоговый период - календарный год

Отчетные периоды - I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.

Налогоплательщики, выбравшие объектом доходы, по итогам каждого отчетного  периода исчисляют авансовые  платежи по фактически полученным доходам, рассчитанным нарастающим итогом с  начала налогового периода до окончания I квартала, полугодия, 9 месяцев с учетом авансовых платежей.

Сумма налога (авансовых платежей) уменьшается на сумму страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, но не может быть уменьшена более чем на 50%.

Налогоплательщики, выбравшие объектом налогообложения доходы, уменьшенные на расходы, исчисляют авансовые платежи по итогам каждого отчетного периода исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с учетом сумм авансовых платежей, а также вправе уменьшить полученные доходы не только на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование своих работников, но и на сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа, уплаченного за свое страхование (письмо Президиума ВАС РФ от 18.12.2007 N 123).

Уплата налога и квартальных  авансовых платежей производится по месту нахождения организации или  по месту жительства индивидуального  предпринимателя.

Налог по итогам календарного года уплачивается с подачей декларации организациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями - не позднее 30 апреля следующего года.

Авансовые платежи уплачиваются организациями  и предпринимателями по итогам первого  квартала, полугодия и 9 месяцев не позднее 25-го числа первого месяца, следующего со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Налогоплательщики обязаны вести  налоговый учет показателей своей  деятельности на основании книги  учета доходов и расходов, форма  которой утверждена приказом Минфина РФ от 31.12.2008 N 154н.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, ведут учет доходов  и расходов (ст. 346.15 и 346.16 НК), а также  основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном  законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые применяют УСН, по итогам календарного года должны представить  налоговую декларацию. Налогоплательщики-организации  представляют налоговую декларацию не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Индивидуальные предприниматели сдают налоговую декларацию не позднее 30 апреля (в налоговые органы по месту своего жительства). С января 2009 г. сдавать декларацию за отчетные периоды за I квартал, полугодие и 9 месяцев уже не нужно.

Форма налоговой декларации и Порядок  ее заполнения утверждены приказом Минфина  РФ от 22.06.2009 N 58н. 

Единый норматив отчисления в местные  бюджеты установлен 10%, дополнительный норматив дифференцирован в зависимости  от условий формирования местных бюджетов согласно приложению 6 к Закону СПб от 27.11.2006 N 564-91.

Доходы от уплаты единого налога при использовании УСНО распределяются органами федерального казначейства.

   Налоговая декларация представляется  в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном бланке или в электронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации. Бланки налоговых деклараций предоставляются налоговыми органами бесплатно.

        Налоговая  декларация может быть представлена налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или возможна подача по телекоммуникационным каналам связи.

       При отправке  налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При подаче налоговой декларации по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.

       Порядок представления  налоговой декларации в электронном виде определяется Министерством финансов Российской Федерации. (Приказ МНС РФ от 1 июля 2003 г. N БГ-3-13/375 "Об утверждении Порядка разработки и регистрации форматов представления налоговых деклараций, бухгалтерской отчетности и иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов, в электронном виде", а также Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде, утвержденные приказом МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@)

       Налоговая декларация  представляется с указанием единого  по всем налогам идентификационного  номера налогоплательщика. 

       Формы налоговых  деклараций и порядок их заполнения  утверждаются Министерством финансов  Российской Федерации. (приложение1)

1.3 Порядок перехода на УСНО. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСНО и обратно.

Добровольный переход на УСН  осуществляется с начала нового налогового периода, для чего в период с 1 октября по 30 ноября предшествующего года в налоговый орган подается заявление установленного образца. В заявлении указывается информация о размере доходов организации за девять месяцев текущего года, среднесписочной численности работников и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов на 1 октября текущего года.

 Условия перехода организаций  на упрощенную систему налогообложения  установлены статьями 346.12 и 346.13 Налогового  Кодекса РФ. В них, в частности,  изложены следующие ограничения на применение "упрощенки":

- Размер полученных доходов:  В период до 30.09.2012 для перехода  на УСН размер доходов организации  по итогам 9 месяцев года, предшествующего  году использования УСН, не  должен превышать лимита 45 млн.  руб. С 01.10.2012 по 31.12.2013 предельные размеры доходов будут определяться исходя из лимита, который с учетом индексации действовал в 2009 году (43 428 077 руб.).

- Наличие филиалов  и представительств у организации  не позволит перейти на упрощенную  систему налогообложения. Согласно статье 55 Гражданского Кодекса РФ, филиалом или представительством признается обособленное подразделение юридического лица, которое:

расположено вне  места нахождения юридического лица;

представляет  его интересы или осуществляет его  функции (или их часть);

наделено имуществом создавшего его юридического лица;

действует на основании  положений, утвержденных таким юридическим  лицом;

имеет руководителя, действующего на основании доверенности юридического лица;

указано в учредительных  документах создавшего его юридического лица.

 Наличие у  организации обособленных подразделений,  не соответствующих вышеперечисленным  признакам, не является препятствием  к ее переходу на УСН.

- Виды деятельности. Запрещено переходить на "упрощенку":

банкам;

страховым компаниям;

негосударственным пенсионным фондам;

инвестиционным  фондам;

профессиональным  участникам рынка ценных бумаг;

ломбардам;

организациям, занимающимся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией  полезных ископаемых, за исключением  общераспространенных полезных ископаемых;

организациям, занимающимся игорным бизнесом;

нотариусам частной  практики, адвокатам, учредившим адвокатские  кабинеты, а также иные формы адвокатских  образований.

 Также не  позволяют применять УСН:

- Участие в  соглашении о разделе продукции.

-Переход на  систему налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей, установленную главой 26.1 НК РФ.

- Участие юридических  лиц в уставном капитале. Если  доля участия других организаций  более 25%, то применение УСН невозможно.

 Исключением  являются:

 организации, уставный капитал  которых полностью состоит из  вкладов общественных организаций  инвалидов со среднесписочной  численностью инвалидов среди  работников не менее 50% и их  долей в фонде оплаты труда  не менее 25%;

 некоммерческие организации,  в том числе организации потребительской  кооперации, осуществляющие свою  деятельность в соответствии  с Законом РФ от 19.06.92 г. N 3085-1 "О  потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской  Федерации";

 хозяйственные общества, единственными  учредителями которых являются  потребительские общества и их  союзы, осуществляющие свою деятельность  в соответствии с указанным  Законом.

- Средняя численность работников  за налоговый (отчетный) период  не должна превышать 100 человек. В 2009 году этот показатель определяется в соответствии с порядком, установленным Приказом Росстата РФ № 278 от 12.11.2008 г. "Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения".

- Остаточная стоимость основных средств и материальных активов организации не должна превышать 100 млн. руб. Расчет остаточной стоимости при этом определяется по данным бухгалтерского учета и только в отношении тех основных средств и нематериальных активов, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с главой 25 НК РФ.

 Бюджетные учреждения наряду  с иностранными организациями  не вправе применять УСН.

 Пунктом 1 статьи 346.11 НК РФ  предусмотрен добровольный переход  к упрощенной системе или возврат к иным режимам налогообложения. Однако в определенных законодательством случаях организация обязана в обязательном порядке перейти на иной режим налогообложения. Эти случаи установлены п. 4 ст. 346.13 НК РФ:

если по итогам отчетного (налогового) периода доходы организации превысили лимит в размере 60 млн. руб. (применяется по 31 декабря 2012 года), с 01.01.2013 по 31.12.2013 предельные размеры доходов будут определяться исходя из лимита, который с учетом индексации действовал в 2009 году (57 904 103 руб.);

в течение отчетного (налогового) периода  допущено несоответствие требованиям, необходимым для перехода на "упрощенку".

 Утрачивает право применения  УСН организация с начала того  квартала, в котором произошли  указанные события. Возможность  вернуться к данному режиму возникает не ранее, чем через год после утраты права его использования.

Организации, которые до перехода на УСНО при исчислении налога на прибыль  использовали метод начислений, при  переходе на УСНО выполняют правила:

на дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на УСНО в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщик осуществляет после перехода на УСНО;

не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после  перехода на УСНО, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

расходы, осуществленные организацией после перехода на УСНО, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на УСНО, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода на УСНО;

не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после  перехода на УСНО в оплату расходов организации, если до перехода на УСНО такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

Организации, применявшие УСНО, при  переходе на исчисление налоговой базы по налогу на прибыль с использованием метода начислений выполняют правила:

признается в составе доходов  погашение задолженности (оплата) налогоплательщику  за поставленные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные  услуги), переданные имущественные  права;

признается в составе расходов погашение задолженности (оплата) налогоплательщиком за полученные в период применения УСНО товары (выполненные работы, оказанные услуги), имущественные права.

Указанные доходы и расходы признаются на дату перехода на исчисление налоговой  базы по налогу на прибыль организаций с использованием метода начислений.

При переходе организации на УСНО с объектом налогообложения "доходы минус расходы" - в налоговом  учете отражается остаточная стоимость  ОС и НМА, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (сооружения, изготовления, создания) и суммы начисленной амортизации.

Индивидуальные предприниматели  при переходе с иных режимов налогообложения  на УСНО и с УСНО на иные режимы налогообложения  применяют правила, предусмотренные  для организаций.

Порядок перехода, условия начала и прекращения применения УСНО регулируются ст. 346.13.Налогового Кодекса.

Так, в соответствии с п.1. настоящей  статьи, организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание  перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года, а также о средней численности работников за указанный период и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

(в ред. Федерального закона  от 17.05.2007 N 85-ФЗ)

 Выбор объекта налогообложения  осуществляется налогоплательщиком  до начала налогового периода,  в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на упрощенную систему налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со статьей 346.15 и подпунктами 1 и 3 пункта 1 статьи 346.25 настоящего Кодекса, превысили 60 млн. рублей и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктами 3 и 4 статьи 346.12 и пунктом 3 статьи 346.14 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям. При этом налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о переходе на иной режим налогообложения, осуществленном в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Суммы налогов, подлежащих уплате при  использовании иного режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в  порядке, предусмотренном законодательством  Российской Федерации о налогах  и сборах для вновь созданных  организаций или вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором эти налогоплательщики перешли на иной режим налогообложения.

В соответствии с п.6. ст.346.14 НК РФ налогоплательщик, применяющий упрощенную систему  налогообложения, вправе перейти на иной режим налогообложения с  начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором он предполагает перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь  перейти на упрощенную систему налогообложения  не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.(п.7 ст.346.14 НК РФ)

Особенности учета "пограничных" доходов и расходов, авансов в  целях налогообложения прибыли  и НДС, сумм "входного НДС" при переходе на УСНО:

НДС

 В соответствии со ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные продавцами основных средств налогоплательщикам, либо принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ по ОС, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС, либо учитываются в стоимости таких ОС в соответствии с п. 2 настоящей статьи - по ОС, используемым для осуществления операций, не облагаемых НДС (включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль).

 Согласно  пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ суммы налога, принятые к вычету налогоплательщиком по ОС в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ, подлежат восстановлению налогоплательщиком в случаях дальнейшего использования таких ОС для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ.

Контрольная работа по "Налогам". 15