PR в органах государственной власти
План:
Введение………………………………………………………… |
3 | |
1. |
Сущность работы пресс-службы и принципы взаимодействия с прессой ..... |
4 |
2. |
Модели связей с общественностью……………………….... |
6 |
3. |
PR в органах государственной
власти……………………................ |
10 |
Заключение…………………………………………………… |
18 | |
Список использованной
литературы…………..……………………………... |
20 |
Связи с общественностью - «паблик рилейшнз» (PR) - во всем мире известны в качестве важного элемента деловых отношений. Сегодня мы можем говорить о PR как о новом роде деятельности, играющем важную роль в расширении границ управления в работе коммерческих фирм и банков, правительств и государственных служб, некоммерческих организаций и благотворительных фондов. PR - это неотъемлемая часть эффективного управления любой организованной формой деятельности, как частной фирмы, так и государства в целом.
«Паблик рилейшнз» - управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации».
«Паблик рилейшнз» - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности».
«Паблик рилейшнз» побуждает людей верить в сердечные, добропорядочные цели корпорации, показывается, как корпорации ищут доверия и доверительных отношений с публикой, общественностью».
История современных PR связана с XX веком. Ряд американских и российских специалистов, говоря об этапах развития PR, указывают на четыре модели связей с общественностью.
С середины прошлого века - модель рекламы, или «publicity», отличается односторонним, манипуляторским подходом. Ныне эта модель применяется в 12-15% практики, редко используется в бизнесе и полностью отсутствует в социально-политических сферах.
1. Сущность
работы пресс- службы и
Пресс-служба - постоянно действующие органы информации при органах власти, крупных предприятиях, международных компаниях и др. Пресс-служба является одним из системообразующих элементов, в полном объеме выполняющим все функции PR и рассматривающимся в качестве одного из механизмов по управлению деятельностью органа власти.
Под массовой информацией
понимаются предназначенные для
неограниченного круга лиц
Согласно статье 38 Закона о средствах массовой информации: «Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Государственные органы и организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах».
Для эффективной работы пресс-службы необходимо:
- Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен иметь прямой выход на руководителя, обладать полной информацией о текущей деятельности.
- Деятельность пресс-службы строится в строгом соответствии с целями и задачами органов власти на кратко-, средне - и долгосрочный периоды.
- Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен оперативно получать от других подразделений всю информацию, необходимую для реализации поставленных руководством задач.
- Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен принимать участие в планировании мероприятии с участием руководства, которым необходимо придать общественный резонанс.
- Пресс-секретарь или руководитель пресс-службы должен пользоваться доверием, быть профессионалом в своей области и иметь хорошие контакты в журналистской среде.
С помощью сети Интернет у представителей СМИ появилась возможность экономить свое время. Например, подготовка материала и поиск информации теперь занимают гораздо меньше времени. По крайней мере, уже не приходится копаться в архивах и библиотеках в поисках информации по нужной теме, так как Сеть полностью автоматизировала этот процесс. Большинство современных журналистов используют Интернет каждый день, и в основном для поиска информации, сопроводительных материалов (фотографий, комментариев, пресс-релизов). Корреспонденты также используют Интернет, в частности электронную почту, для налаживания контактов с источниками информации.
Отношения со СМИ посредством Интернета можно построить на следующих направлениях:
- создание веб-сайтов, ориентированных на работу со СМИ;
- осуществление персонализированной информационной рассылки;
- использование электронной почты;
- организация онлайновых интервью.
Принципы взаимодействия с прессой:
- Во взаимодействии с прессой основным принципом является гибкость.
- От лица компании или органа власти с прессой должен общаться только один человек. При несогласованности информации из различных источников в прессу может просочиться нежелательная информация.
- Не ждите, когда у вас будет вся информация. Этот принцип актуален при кризисных ситуациях, когда у вас нет всей полноты информации. Оставляя вопросы прессы без ответа, вы можете способствовать неправильному освещению происходящих событий, что впоследствии будет сложно исправить.
- Не отвечайте на все вопросы. Журналисты часто любят задавать провокационные вопросы, чтобы уличить во лжи или вытянуть скандальную информацию. Данные вопросы лучше пропускать или не давать точного ответа, уйти от него.
- Если ваши слова неправильно интерпретировали — требуйте извинений. Иногда журналист может не так понять или интерпретировать информацию — случайно или с корыстной целью. Если вы можете доказать это, надо обязательно требовать официального опровержения.
Государственные органы –
это весь спектр государственных
институтов (исполнительных, законодательных,
судебных), решения которых
«Рабочие», ежедневные взаимодействия
с прессой органов власти обеспечиваются
PR - службами. Тем не менее, в механизме
осуществления этой власти есть ситуации
публичного характера – например, заседания
высших законодательных институтов страны,
лимит присутствия средств массовой
информации на которых каждая страна регламентирует
по-своему, иногда даже запрещает законодательством
(предполагается, что наличие телевидения
в зале заставит законодателей, скорее,
«работать» на свой электорат в лице телезрителей, ежели
участвовать в диалоге с коллегами).
Сегодня наиболее радикально решен этот
вопрос в США. Там в 1979 г. был организован
телеканал C-SPAN (Cable Satellite Public Affairs Network) -
кабельная спутниковая телесеть с общественной
проблематикой. Эта некоммерческая (нон
- профит) организация со штатом около
200 человек с 1982 г. круглосуточно освещает
работу правительства с прямыми включениями
заседаний палаты представителей и Конгресса.
Фильтрация информации журналистами здесь
сведена к минимуму.
Взаимодействие с целевыми аудиториями может быть прямым или опосредованным, например, через СМИ. Таким образом, по принципу взаимодействия можно выделить следующие типы целевых аудиторий:
- Первичные, то есть аудитории, которые являются конечным объектом PR-активности (потребители товаров и услуг, инвесторы и др.);
- Вторичные - это СМИ, которые оказывают влияние на все остальные аудитории, формируют мнения, влияют на оценки и др.;
- Третичные, то есть лидеры мнений, оказывающие влияние как на первичные целевые аудитории (через СМИ), так и непосредственно на СМИ.
Таким образом, вполне логично особое внимание к построению отношений со СМИ, потому, что именно они играют ключевую роль в формировании фона отношений с другими целевыми аудиториями.
- Модели связей с общественностью
В зависимости от существующих в государстве типа властных отношений выделяются три модели связей с общественностью: властвования и подчинения, переходная и управленческая.
Модель властвования и подчинения.
В государстве тоталитарного
типа интеракции государства с обществом
строятся по принципу властвования и
подчинения. В качестве общественности
выступают «подданные», имеющие
лишь одно право - выражать солидарность
с правящим режимом. Личность и создаваемые
личностями общественные объединения
рассматриваются как
Анализируя советские формы государственного ПР, обнаруживаются различные формы идеологического воздействия в виде агитации и пропаганды. Советские ПР были частью общей идеологического обеспечения партийно-административного руководства. Вербальные коммуникации с обществом в системе идейно-политической пропаганды носили название «устная агитация». Сюда входили беседы лекторов и политинформаторов, тематические вечера, вечера вопросов и ответов, выступления агитбригад, дискуссии, единые политдни, «ленинские пятницы».
Средства визуальной коммуникации именовались «наглядной агитацией» - это плакаты, лозунги, транспаранты, схемы, диаграммы, фото стенды, доски почета, стенные газеты, украшавшие места общественного скопления. «Специальные события» назывались «долговременными пропагандистскими акциями». Ими могли быть различные кампании и трудовые соревнования, рейды, фестивали, юбилеи, походы по местам боевой и трудовой славы и так далее. Все это широко освещалось СМИ – «коллективными пропагандистами, агитаторами и организаторами».
Существовавшие в советский период общественные организации типа профсоюзов, комсомола, женских, ветеранских, молодежных организаций, а также иные объединения и ассоциации не были, в точном смысле этого слова, общественными - это была часть государственного аппарата, его особая, специфическая, строго зарегулированная составляющая. Несмотря на чаще всего формальный характер общественных инициатив, нередко они поддерживались искренним участием социально активных людей, с большим запросом оптимизма и альтруизма. С их помощью образовывались постоянные общественные связи, а жесткие конструкции приобретали видимость реальных механизмов диалога с государственными структурами, социальными группами.
Подобная модель связей с общественностью, где политические отношения складываются как отношения «властвования» и «подвластности», практически неотделима от политической агитации и пропаганды.
Переходная модель.
Строительство в Росси
демократии актуализировало потребность
создания диалога государства и
формирующего гражданского общества.
Этому содействовали три
Во-вторых, формирующееся
гражданское общество, со своей стороны,
также старается увеличить свои
прерогативы за счет различных институтов
регулирования и испытывает потребность
в эффективных технологиях
В-третьих, в политическом
поведении российских граждан очевидны
черты агрессивности и
В современной российской действительности формируются отношения государства и общества как управляющих и управляемых. ПР приобретает в этих условиях иное качество, прежде всего под воздействием того, что государство выступает как структура, имеющая своей главной целью не власть, а управление - регулирование упорядочение социальных, экономических и прочих взаимоотношений людей. Поэтому стратегия коммуникаций общества и государства основывается на принципиально новом понятии - взаимодействие.
Данное взаимодействие сталкивается с рядом проблем:
- Государство обладает
мощными институализированными
формами и структурами
- Государство далеко не
всегда оказывается способным
на позитивный политический
- Гражданское общество, прежде всего в лице его экстремистски настроенных объединений, для достижения приоритетных политических целей может использовать средства, принципиально несогласующиеся с нормами кодифицированного права.
В условиях демократии государство основывается в своей работе на критерии законности. В России в период 2000-2002 гг. было принято более 200 нормативных законодательных актов, регулирующих деятельность общественных объединений только на федеральном уровне.
В широком значении взаимодействие государства с общественными структурами отражено через такие формы, как поддержка, взаимодействие, право на получение информации, учет мнений и предложений, привлечение к участию при подготовке решений, привлечение к работе в государственных органах, наделение контрольными полномочиями. Определены также институты открытой демократии, такие как согласительные комиссии, общественные советы и палаты, слушания по различным проблемам.
Помимо законодательно оформленных форм существуют также различные механизмы и технологии связи с общественностью, необходимые и востребованные и общественными организациями, и органами власти. Отношения государства и общества на переходном этапе демонстрируют, наряду с убеждающей коммуникацией, зрелый ПР - с постоянным использованием научно-исследовательских методов изучения целевой общественности, установлением и поддержанием обратной.
Управленческая модель.
В этой модели общественность контактирует с государством как получающий услуги клиент или совокупность клиентов. Ориентация клиента и его запросы, приверженность активному стилю действий в решении конкретных проблем, простота структуры и профессионализм, открытость и доступность - вот далеко не полный перечень принципов практической деятельности государственных структур.
Связи с общественностью
в этих условия государство будет
строить на основе самых эффективных
методов - соглашений, долгосрочных контрактов,
информационного
Суть данной модели
заключается в ведении
Однако сегодня многие госучреждения не торопятся создавать подразделения PR, причины тому следующие:
- недоверие к службам PR как к неконкретной сфере, требующей дополнительных финансовых затрат;
- многие руководители органов власти считают, что осуществление связей с общественностью - это их собственная прерогатива, успешно ими решаемая и не требующая использования профессиональных и компетентных специалистов;
- боязнь привлечения внимания общественности к спорным вопросам и недооценка необходимости учиться жить и работать в новом социокультурном режиме рыночных отношений, при котором значительно расширяются сферы влияния общественного мнения и деятельности коммерческих и общественных структур.
- PR в органах государственной влас
ти
Органы государственного управления – необходимая часть современного общества. Госаппарат создается обществом для оказания гражданам ряда услуг, которые иным образом предоставляемые были бы неэффективны: правосудие, общественный порядок, здравоохранение и образование, культура, национальная оборона, социальные программы, охрана окружающей среды, транспорт.
Органы государственной
власти в России функционируют на
федеральном уровне и уровне субъектов
федерации. Государственную власть
в Российской Федерации, согласно статье
11 Конституции, осуществляют Президент
Российской Федерации, Федеральное
собрание (Совет Федерации и
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Российская Федерация включает 89 субъектов: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), Еврейская автономная область и 10 автономных округов.
Деятельность органов
государственной власти затрагивает
все стороны жизни общества и
потому зависит от работы с общественностью.
Спецификой работы госструктур является
то, что они призваны отражать интересы
страны в целом, всех граждан или
значительной их части. Если бизнес изначально
ведется в интересах
К преимуществам
относятся широкий охват
Связи с общественностью
– неотъемлемая часть института
управления, играющего значительную
роль, как в промышленных, так
и в правительственных кругах.
Функции связей с общественностью
применительно к
Политические партии используют связи с общественностью в целях пропаганды и рекламы политики своей партии и ее кандидатов. В рамках государственного учреждения перед PR стоят две основные задачи.
Во-первых, регулярное предоставление информации о деятельности учреждения, его планах и успехах.
Во-вторых, воспитательно-информационная
функция, направленная на просвещение
общественности в вопросах законодательства,
права и других аспектах повседневной
жизни. Одна из задач в области
связей с общественностью –
Повсеместно находит признание необходимость иметь эффективную службу по связям с общественностью в федеральных органах власти. Именно такая практика и установилась в работе аппарата правительственных учреждений многих стран, причем названия и круг полномочий этих служб могут быть различными. Например, при Министерстве обороны РФ имеется начальник службы по связям с общественностью, у Министерства финансов РФ – пресс-секретарь и заведующий информационным отделом. В других учреждениях эти информационные службы могут называться по-иному.
Например, директор по вопросам информации, начальник отдела информации, заведующий информационным центром и т. д. Все эти должности приравниваются по положению и окладу к посту заместителя министра.
В большинстве министерств службы или отделы по связям с общественностью располагают правом высказывать мнение в ходе обсуждения различных вопросов на любых уровнях, а глава этой службы пользуется полным доверием как самого министра, так и других руководителей ведомства. Считается, что начальник службы по связям с общественностью не может эффективно выполнять возложенные на него функции, если ему не предоставляется доступ к необходимой информации. Его мнение учитывается при разработке планов деятельности.
Не случайно распространенной проблемой работы госаппарата во всех странах является апатия граждан, недостаток доверия и сопротивление проведению решений госаппарата в жизнь. Актуальная задача госаппарата любой страны – обеспечение вовлеченности граждан в решение проблем общества: обеспечение экономической стабильности, снижение преступности, безработицы, рост уровня жизни населения. Успешная подготовка и реализация решений госаппарата зависит от уровня общественной поддержки его инициатив, в том числе и на международном уровне.
Деятельность PR, осуществляемая госструктурами, должна строиться исходя из двух принципов. Во-первых, демократическое государство должно отчитываться о своей деятельности перед своими гражданами. Во-вторых, эффективное государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан.
Общими целями PR в органах государственного управления, независимо от уровня, являются:
- информирование граждан о деятельности государственного органа;
- информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;
- побуждение граждан участвовать в государственных программах (голосование, защита окружающей среды);
- побуждение бизнеса и общественных организаций участвовать в подготовке и реализации государственных программ;
- информационная поддержка эффективного взаимодействия ветвей государственной власти в интересах общества;
- обеспечение благоприятного отношения и поведения международной общественности и международных организаций в отношении страны.
В России сегодня
практически каждый орган государственного
управления федерального уровня и уровня
субъекта федерации имеет свою службу
связей с общественностью, пресс-службу,
пресс-секретаря или
Эти службы информируют общественность о работе органов государственного управления, представляя новости в СМИ, готовят публичные выступления официальных лиц, организуют проведение круглых столов и других форумов, ведут работу с целевыми группами общественности (бизнесом, общественными организациями, лидерами мнений).
Федеральные министерства и агентства госрегулирования многих стран мира ведут весьма интенсивную работу в области связей с общественностью. Российские органы государственной власти демонстрируют движение к информационной открытости с использованием новых технологий. Сервер Государственной Думы www.duma.ru содержит информацию о депутатском составе и руководстве, составе комитетов и комиссий, депутатских объединениях, а также список готовящихся законопроектов. На правительственном сервере www.gov.ru оперативно вывешиваются все подписанные премьером постановления, хотя, возможно и не всегда в полном виде. Материалы о социально-экономическом развитии России, ее регионов и отраслей представлены на сайте Госкомстата.
Свои сайты имеют
Министерство экономики РФ, Министерство
юстиции РФ, Министерство иностранных
дел, Министерство образования, Министерство
по чрезвычайным ситуациям и другие
госструктуры. В работе госструктур
с общественностью важна
Интерактивный подход
в работе с общественностью
- PR в органах государственной власти
- PR в России
- PR в России
- PR в системе маркетинговых исследований
- PR в системе маркетинговых коммуникаций
- PR в туризме
- PR в условиях трудового конфликта
- PR в банковской системе
- PR в бизнесе
- PR в бизнесе
- PR в гостиничном бизнесе на примере гостиницы «Националь», Москва
- PR в коммерческой деятельности
- PR в кризисных ситуациях
- PR в менеджменте