Административные взыскания. 3

Министерство образования Республики Беларусь

Частное учреждение образования «БИП-Институт правоведения»

 

 

Кафедра гражданского права и процесса

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Административное право» 
на тему: «Административные взыскания»

 

 

 

 

 

 

Подготовила:

 

Студентка 1 курса 1 группы                                             Лисовская 
Юридического факультета                                               Анастасия 
Заочной формы обучения                                                 Леонидовна 
Специальности «Правоведение» 

 

 

 

 
                                                                                            

                                                                                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск, 2013

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..……….3

 РАЗДЕЛ 1 Понятие и цели административных взысканий……………………5

 РАЗДЕЛ 2 Система административных взысканий……………………………7

 2.1 Правовая характеристика административных взысканий…………………8

2.2 Лица, ограждённые от административных взысканий…………………22

РАЗДЕЛ 3 Смягчающие и отягчающие обстоятельства по делу……………..24

РАЗДЕЛ 4 Обязательность постановления о наложении административного  взыскания. Обращение постановления  к исполнению………………………..26

4.1 Процессуальный порядок исполнения постановления о вынесении предупреждения, наложения штрафа……………………………………….….29

Заключение……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы…………………………………………….34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

   Данная курсовая работа посвящена одной из важных тем правовой науки — административному взысканию.

   Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина.

   Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается.

   Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве.

   Все административное законодательство выдвигает на первый план законные интересы человека и гражданина, обеспечение и защиту его прав и свобод, закрепленных Конституцией. По существу, гражданин с его разнообразными интересами и запросами во все возрастающей степени получает административно-правовую поддержку со стороны исполнительных органов общей и правоохранительной компетенции. Образно говоря, он повседневно «общается» именно с нормами административного права, находя в них необходимый ответ на волнующие его вопросы, а также защиту от посягательств на свой правовой статус.

   Административное взыскание - мера ответственности правонарушителя за совершенное им административное правонарушение.

 

   Административная ответственность применяется более широко, чем уголовная или дисциплинарная. Так как административные правонарушения совершаются чаще, чем преступления и дисциплинарные проступки. В связи с этим необходимо постоянно совершенствовать и обновлять законодательство об административной ответственности.

   Объектом исследования в данной курсовой работе являются административные взыскания, их система и виды.

   Предмет исследования включает общую характеристику административного взыскания, его цели и признаки.

   Целью данной курсовой работы является характеристика понятия и основных составляющих административного  взыскания как меры административной ответственности.

   Структура курсовой работы включает: титульный лист, содержание, введение, 4 разделf, заключение, список литературы. Курсовая работа выполнена на 34  листах компьютерного текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1

Понятие и цели административных взысканий

 

   Понятие и цели административных взысканий изложены в ст.6.1 КоАП. Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

   Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в 2 целях:

  • воспитание физического лица, совершившего административное правонарушение
  • предупреждение совершения новых правонарушений как с одним правонарушителем, так и другими физическими лицами.

   Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушения. Индивидуальное предупреждение означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо побуждает его не совершать правонарушения в дальнейшем. Общее предупреждение означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует не только воспитанию самих правонарушителей, но и окружающих их лиц.

   Единая цель индивидуального и общего предупреждения – сформировать у физических и юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения. Применение административных взысканий призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещение вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Закон подразделяет административные взыскания на основные и дополнительные. Возмездное изъятие и конфискация предметов, а также взыскание стоимости товаров и транспортных средств могут применяться в качестве как основных, так и дополнительных административных взысканий; административные взыскания, указанные в части первой ст. 23 КоАП – только в качестве основных; административные взыскания, которые бы явились лишь дополнительными, действующим правом не предусмотрены. За одно административное правонарушение может быть наложено основное или основное и дополнительное взыскание. Законодательными актами Республики Беларусь предусмотрено административное выдворение из пределов Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства за совершение административных правонарушений, грубо нарушающих правопорядок.

   Выводы: делая итог о вышесказанном, мы можем сказать, что административное взыскание - мера ответственности, применяемая в установленном законом порядке к лицу, совершившему административное правонарушение. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2 
Система административных взысканий

 

   За совершение административного правонарушения к физическим лицам применяются следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение 
2) штраф

3) исправительные работы

4) административный арест

5) лишение специального права

6) лишение права заниматься определенной  деятельностью

7) конфискация

8) депортация

9) взыскание стоимости предмета  административного правонарушения 

   В отношении юридических лиц применяются взыскания, указанные в п.2,6,7,9. Основными взысканиями являются такие взыскания, которые не могут быть назначены в дополнение к другим видам административных взысканий. К ним относятся:

1) предупреждение

2) штраф

3) исправительные  работы

4) административный  арест

   В качестве основных за совершение административных правонарушений может быть наложено только одно взыскание. Кроме основных выделяют административные взыскания, которые могут применяться как в качестве основных, так и дополнительных административных взысканий:

1) лишение  специального права

2) лишение  права заниматься определенной  деятельностью

3) депортация

Также отдельно выделяют дополнительные административные взыскания:

1) конфискация 
2) взыскание стоимости предмета административного правонарушения

   За одно административное правонарушение могут быть наложены основное и дополнительное административные взыскания из числа указанных в санкции статьи особенной части КоАП (за незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы может быть наложено на физическое лицо штраф (основное взыскание) с конфискацией предмета административного правонарушения или без конфискации (дополнительное взыскание). Дополнительное административное взыскание применяется только в случаях, предусмотренных статьями особенной части КоАП.

 

2.1  Правовая характеристика административных  взысканий

 

   Предупреждение – состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения. Предупреждение (ст.64) – одни из видов основных административных взысканий, которые применяются, как правило, за совершение малозначительных административных правонарушений (невыполнение обязанности по воспитанию детей). Предупреждение чаще всего применяется альтернативно со штрафом. Если лицо после наложения предупреждения повторно в течение года совершает такое же правонарушение, то к нему применяется более строгая санкция. Предупреждение необходимо отличать от устного замечания: предупреждение выносится письменно в постановлении по делу. Также предупреждение состоит в письменном предостережении физического лица о недопустимости противоправного поведения.

   Является взысканием морального характера. Оно применяется за совершение незначительных административных правонарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили проступок и при этом хорошо характеризуются по месту работы, учебы, в быту. Устные предупреждения не могут рассматриваться как взыскания.

   Штраф – денежное административное взыскание, выраженное в получении с нарушителя в доход государства определенной сумы денежных средств. Установленный размер штрафа определяется с базовой величины, установленной на день вынесения постановления о наложении административного взыскания, но не всегда в базовых величинах. В случаях, предусмотренных отдельными частями особенной части КоАП, штраф взыскивается в процентном или кратном отношении стоимости предмета совершенного административного правонарушения к суме ущерба сделки или доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте в иностранной валюте. Показателем тяжести штрафа является его размер. Минимальный размер штрафа : для физических лиц – не менее 0,1 базовой величины, для индивидуальных предпринимателей – не менее 2 базовых величин, для юридических лиц – не менее 10 базовых величин. Максимальный размер штрафа: для физических лиц – не более 50 базовых величин, для индивидуальных предпринимателей – не более 200 базовых величин, для юридических лиц – не более 1000 базовых величин. В целях усиления ответственности за отдельные виды административных правонарушений штраф может быть повышен (штраф за нарушение законодательства о труде, в области финансов, рынка ценных бумаг налагаемое на физическое лицо может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать 500 базовых величин. В статье особенной части КоАП содержатся преимущественно относительно-определенные санкции с указанием максимального или минимального размера штрафа. Это дает возможность учесть все обстоятельства, характеризующие само деяние и личность правонарушителя. Законодательством предусмотрено, что штраф, налагаемый на физическое лицо устанавливается в размере нижнего предела штрафа, но не ниже 0,5 базовых величин, если физическое лицо выполнило следующие условия:

  1. признало себя виновным
  2. выразило согласие на уплату штрафа
  3. выразило согласие на возмещение вреда

   Это положение не применяется к физическому лицу, если в санкции статьи особенной части КоАП предусмотрены следующие виды административных взысканий:

1) административный  арест

2) лишение  специального права

3) лишение  права заниматься определенной  деятельностью

4) конфискация

5) депортация

6) взыскание  стоимости предмета административного  правонарушения 

   Также это правило не применяется при повторности, или если совершенное административное правонарушение влечет уголовную ответственность.

   Штраф является основным видом административного взыскания и к нему может быть присоединено дополнительное взыскание (в санкции ч.1 ст.112 «нарушение установленного порядка осуществления валютных операций и контроль за их проведением» предусмотрены штраф (основное взыскание) с конфискацией предмета административного правонарушения (дополнительное взыскание)).

   Максимальный размер штрафа, исчисляемого в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо доходу, полученному в результате сделки, не может превышать двукратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки. Штраф за правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской деятельности и предпринимательской деятельности, против порядка использования топливно-энергетических ресурсов может быть установлен с превышением указанного размера, но не может превышать десятикратный размер стоимости (суммы) соответствующего предмета, суммы ущерба, сделки либо дохода, полученного в результате сделки.

Если физическое лицо признало себя виновным в совершении административного правонарушения и выразило согласие на применение к нему административного взыскания  и возмещение вреда, в случае его  причинения, в порядке, предусмотренном  ПИКоАП, при наложении штрафа на физическое лицо применяется нижний предел штрафа, предусмотренный за совершенное правонарушение, а в случае его неустановления в санкции статьи Особенной части КоАП – не более пяти десятых базовой величины. Эти положения не применяется:

1) к физическому лицу, если в санкции статьи Особенной части КоАП предусмотрены лишение специального права, лишение права заниматься определенной деятельностью или конфискация;

2) к индивидуальному предпринимателю, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью;

3) если повторное совершение административного правонарушения влечет уголовную ответственность.

   Исправительные работы устанавливаются на срок от 1 до 2 месяцев. Отбывание по основному месту работу физического лица. Исправительные работы назначаются в связи с освобождением от уголовной ответственности и привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном ст.86 Уголовного Кодекса. В процессе отбывания исправительных работ из зарплаты удерживается 20%. Исправительные работы не могут быть назначены:

  1. беременным женщинам (за 2 месяца до родов)
  2. инвалидам 1 и 2 группы
  3. пенсионерам
  4. несовершеннолетним (от 14 до 16 лет)
  5. военнослужащим

   Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определенных органом, ведающим исполнением административного взыскания. Максимальный срок – 15 суток, при совокупности – 25. Минимальный срок не определен, в него включается срок административного задержания.

Административный  арест не может применятся к:

  1. беременным женщинам
  2. инвалидам 1 и 2 группы
  3. женщинам и одиноким мужчинам, имеющим на иждивении несовершеннолетних или детей-инвалидов
  4. лицам, имеющим на иждивении инвалида 1 группы
  5. лицам, осуществляющим уход за престарелыми, достигшими 80 лет
  6. несовершеннолетним
  7. военнослужащим

-  лицу, занимающему высшую государственную должность Республики Беларусь, и лицу, должность которого включена в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь;

- члену Совета  Республики, депутату Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь и депутатов местных  Советов депутатов; 
- судье;

 -  народному заседателю

- лица, указанные в ч. 6 ст. 8.2 ПИКоАП, задержанные за совершение административного правонарушения, доставленные в орган, ведущий административный процесс, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности.

   Лишение специального права – применяется к физическому лицу в качестве основного или дополнительного взыскания за грубое нарушение порядка пользования этим правом. Данное взыскание состоит в ограничении права пользования данным правом и применяется лишь в случаях:

- лишения права управления транспортным средством

- лишение права охоты

Применяется только судом на срок от 6 месяцев  до 3 лет.

- лишение права заниматься определенной деятельностью.

Применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности на осуществление которого требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признана невозможность сохранения за физическим и юридическим лицом право заниматься таким видом деятельности. Максимальный срок лишения права – 1 год.

- конфискация – состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства:

  • полученное в результате противоправной деятельности
  • предмет административного правонарушения
  • орудие и средства совершения административного правонарушения

   Применяется как дополнительный вид административного взыскания. Независимо от конфискации применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном изъятии в доход государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыбы, изъятые в качестве орудий и средств совершения административного правонарушения.

- депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь правонарушителей, в качестве которых может выступать только иностранный гражданин и лицо без гражданства. Применяется как основное или дополнительное взыскание.

- Взыскание стоимости предмета административного правонарушения – состоит в принудительном изъятии из обращения в собственность государства денежной сумы, составляющей стоимость предметов, товаров, транспортных средств.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется с учетом характера совершенного административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Лишение права  заниматься определенной деятельностью  устанавливается на срок от шести  месяцев до одного года.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, а также предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения, находящихся в собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) лица, совершившего административное правонарушение. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП, конфискации подлежат также предмет административного правонарушения, орудия и средства совершения административного правонарушения независимо от того, в чьей собственности (на праве хозяйственного ведения, оперативного управления) они находятся.

Независимо  от назначенного административного  взыскания либо освобождения лица от административной ответственности  применяется специальная конфискация, которая состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность  государства вещей, изъятых из оборота, незаконных орудий охоты и добычи рыб и других водных животных, озерно-речной рыбы, торговля которой осуществлялась в неустановленных местах, а также незаконных средств сбора грибов, других дикорастущих растений или их частей (плодов, ягод, семян).

Депортация – административное выдворение за пределы Республики Беларусь – применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

В  соответствии  с  постановлением о депортации  иностранец может быть депортирован в одно из следующих государств:

     государство гражданской принадлежности;

     государство обычного места жительства;

     государство,  с  территории  которого  он  прибыл  в  Республику

Беларусь;

     государство, изъявившее желание  его принять;

     государство, ходатайствующее о  его выдаче.

Срок   выезда   иностранца  из   Республики   Беларусь   в соответствии  с постановлением о депортации определяется  исходя  из оснований для вынесения такого постановления, обстоятельств  въезда, пребывания  или  проживания  в Республике  Беларусь  и  минимального периода времени, необходимого для его въезда в другое государство. Срок  запрета  въезда в Республику Беларусь от одного  года  до десяти  лет  устанавливается  с  учетом  обстоятельств,  послуживших основанием  для  принятия  решения о депортации,  и  иных  сведений, характеризующих  личность  иностранца,  а  также  связанных  с   его пребыванием в Республике Беларусь.

При  обращении  иностранца, в отношении  которого  вынесено постановление   о   депортации,  с  заявлением  и   ходатайством   о предоставлении  ему  права  добровольно  и  за  счет  своих  средств покинуть   пределы   Республики   Беларусь   компетентным    органом

принимается одно из следующих решений:

- об   исполнении  постановления  о  депортации  в   добровольном порядке;

- об отказе иностранцу в добровольном выезде.

   При  отсутствии  оснований полагать, что  иностранец  может уклониться  от  исполнения  постановления  о  депортации,  выносится решение  об  исполнении  постановления о депортации  в  добровольном порядке.  Данное решение выносится в форме постановления, в  котором указываются  маршрут и срок выезда. При этом срок выезда  иностранца из  Республики Беларусь не должен превышать тридцати  суток  с  даты вынесения постановления о депортации.

   После   оформления  документов,  необходимых  для   выезда   из Республики  Беларусь,  иностранец  за  трое  суток  до  даты  выезда информирует   об   этом  компетентный  орган,   исполняющий   данное

постановление. В  случае  если  принятие решения об исполнении  депортации  в добровольном   порядке   влечет   необходимость   отмены   мер    по административному  задержанию иностранца, то эти  меры  компетентным органом   должны  быть  предусмотрены  в  постановлении  с   санкции прокурора. Иностранец,  в  отношении  которого вынесено  постановление  об исполнении  депортации  в добровольном порядке,  обязан  выехать  из Республики  Беларусь в течение срока, установленного в постановлении о депортации. При  установлении оснований полагать, что иностранец  может уклониться  от  исполнения постановления о  депортации,  принимается решение   об  отказе  иностранцу  в  добровольном  выезде,   которое оформляется компетентным органом в виде заключения. В  случае,  если к иностранцу, которому отказано в добровольном выезде,  не  было  применено административное  задержание,  в  целях обеспечения  исполнения  постановления о депортации  он  может  быть задержан  на  основании  протокола  административного  задержания  с санкции  прокурора  на  срок,  необходимый  для  исполнения  данного постановления.

   При  уклонении  иностранца  от  добровольного  выезда   из Республики   Беларусь  в  срок,  установленный  в  постановлении   о депортации,   отсутствии  в  его  действиях  признаков  преступления компетентный   орган   на   основании  протокола   административного задержания  с санкции прокурора принимает меры по его задержанию  на срок, необходимый для исполнения постановления о депортации. Иностранцы,  задержанные  в  целях  обеспечения  исполнения постановления  о  депортации,  содержатся  в  местах,   определенных компетентными органами. Депортация  приостанавливается на основании  постановления компетентного органа в случае регистрации ходатайства  иностранца  о признании беженцем в Республике Беларусь или заявления иностранца  о предоставлении   убежища   в   Республике   Беларусь   до   принятия окончательного решения по ходатайству или заявлению.

   Депортация    возобновляется   на    основании    постановления

компетентного органа:

- в   случае   обжалования  иностранцем  решения  о   прекращении рассмотрения  ходатайства или об отказе в признании  беженцем  после вынесения судебного постановления об отказе в удовлетворении  жалобы

на указанные  решения;

- в   случае  неиспользования  права  на  обжалование  решения  о прекращении  рассмотрения  ходатайства или  об  отказе  в  признании беженцем через месяц после получения иностранцем такого решения;

- после   ознакомления  иностранца  с  решением   об   отказе   в предоставлении убежища в Республике Беларусь. 
   В  случае  если  приостановление или возобновление  депортации влечет   необходимость  отмены  или  принятия  мер   по   задержанию иностранца,  то  эти действия компетентным органом осуществляются  с санкции прокурора. 
   При  наличии обстоятельств, вследствие которых немедленное исполнение   постановления  о  депортации  невозможно,   либо   иных обстоятельств,  препятствующих исполнению  депортации,  компетентный орган,  судья, вынесший постановление о депортации, могут  отсрочить исполнение  постановления  о  депортации  в  порядке,  установленном статьей 14.7 Процессуально-исполнительного кодекса. Компетентный орган, исполняющий постановление о депортации иностранца, принимает меры по организации его выезда.

   При     необходимости    компетентный    орган,     исполняющий постановление  о  депортации, направляет в Министерство  иностранных дел  Республики  Беларусь ходатайство об оказании по дипломатическим каналам содействия в оформлении дипломатическими представительствами или   консульскими  учреждениями  соответствующих  государств   виз, необходимых для транзита. В  случае отсутствия у депортируемого иностранца  паспорта или иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда за границу  и выданного соответствующим органом государства гражданской принадлежности   либо  обычного  места  жительства  иностранца   или международной организацией (далее - документ для выезда за границу), компетентный   орган,   исполняющий  постановление   о   депортации, направляет  ходатайство  в Министерство иностранных  дел  Республики Беларусь  для  оказания  по  дипломатическим  каналам  содействия  в получении  депортируемым иностранцем в возможно  короткие   сроки документа  для  выезда  за  границу. При  наличии  договоренности  с дипломатическим   представительством  или  консульским   учреждением государства гражданской принадлежности или обычного места жительства депортируемого иностранца допускается направление такого ходатайства непосредственно  в  данные  дипломатические  представительства   или консульские учреждения.