Административные взыскания. 2

Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение  образования "Гродненский государственный  университет имени Янки Купалы"

Юридический факультет

 

Кафедра конституционного права

 

Специальность

1-24 01 03 Экономическое право

 

Административные  взыскания

 

Курсовая работа

студентки 1 курса 2 группы дневной формы обучения

Олизарович Агнешки Марковны

 

 

 

 

                                                                                                Руководитель 

                                                                                                преподаватель

                                                                                         кафедры конституционного права

                                                       Лейчонок И. А.

 

 

 

Гродно, 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ:

 

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3

 

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ..............................................................................................................5

 

ГЛАВА 2 ПРАВОВАЯ ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ............................................................................................................11

 

ГЛАВА 3 МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ОТ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ……………………………………………………….......14

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................19

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы курсовой работы заключается в  том, что проводимые в последнее время реформы в правовой системе государства имеют целью достижение такого уровня порядка и стабильности в политической, экономической, социальной и культурной сферах жизнедеятельности общества, при котором права и свободы человека и гражданина, другие социально значимые ценности были бы реально действующими.

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить  понятия, виды, цели и системы административных взысканий.

Для достижения данной цели в работе были поставлены следующие  задачи:

- дать понятие и  определить цели административного взыскания;

- изучить систему и  виды административных взысканий;

- исследовать порядок  наложения административного наказания;

- определить правовую  природу административных взысканий;

- сравнить административные  взыскания и меры обеспечения и производства по делам об административных правонарушениях.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие  в связи с совершением административного  проступка.

Предметом исследования является законодательство Республики Беларусь, научная и учебная литература по теме исследования.

В работе использовался  универсальный диалектический метод  познания, позволяющий учитывать  взаимосвязи и взаимообусловленность  правовых явлений. Также применялись  общенаучные (системный, логический, исторический, аналитический, синтетический, индуктивный, дедуктивный, метод классификации, метод гипотетико-дедуктивного развертывания (при выдвижении научных положений) и др.) методы, а также частнонаучные приемы - сравнительно-правовой, конкретно-исторический, формально-юридический, лингвистический, статистический и др.

В основу написания  курсовой были положены работы таких авторов как: А. П. Алехин, Д.Н. Бахрах, А.Н. Борисов, Ю.А. Дмитриев, А.А. Евтеев, В.В. Игнатенко, А. А. Кармолицкий, Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин, Ю. М. Козлов, А.Н. Крамник, В.А. Круглов, М. Я. Максимов, И.В. Масленников, В.И. Мельникова, С.М. Петров, Л.Л. Попов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, А. А. Стахов, Т.В. Телятицкая.

Работа состоит  из введения, трёх глав (Глава 1. Понятие и цели административных взысканий; Глава 2. Правовая природа административных взысканий; Глава 3. Отличие административных взысканий от мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях), заключения, списка используемых источников. Список используемых источников состоит из девятнадцати наименований, расположенных в алфавитном порядке. Общий объём работы включает двадцать две страницы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ЦЕЛИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

 

Административное  взыскание является мерой административной ответственности. Это принудительное средство административно-правового воздействия, применяемое за совершенное административное правонарушение на основании осуждения. Поэтому административные взыскания находятся в системе иных мер административно-правового принуждения и имеют с ними немало общих черт. Отличие состоит в том, что административные взыскания – это кара, наказание за совершённое правонарушение. Кара, наказание выражают содержание взыскания. В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях меры административной ответственности называются наказаниями. Наказаниями называются и меры уголовной ответственности в Уголовный кодекс Республики Беларусь. Между тем, как бы подобные меры не именовались, суть же их состоит в каре, наказании, отплате за совершённое деяние [2, c. 138].

Административное  взыскание – это пока единственная мера в системе мер административного  принуждения и ответственности, посредством которой достигаются её цели. Полагаем, что это является не совсем правильным. Целей административной ответственности можно было бы достичь применением иных мер принудительного воздействия, а не только путём наложения и исполнения административного взыскания.

Административное  взыскание является следствием совершённого административного правонарушения. Первое и второе  тесно связаны. За нарушение каждой нормы-запрета предусмотрено административное взыскание. Если совершённое деяние не влечёт за собой административного взыскания, то оно не может считаться административным правонарушением. Административная наказуемость (наличие административного взыскания) является обязательным признаком понятия административного правонарушения. Этот признак чётко обозначен в ч. 1 ст. 2.1 Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.

Говоря об административном взыскании как каре, нельзя исключить, что в нём заложена и воспитательная черта, т. е. воспитание путём определённых принудительных ограничений и лишений. Таким образом, в административном взыскании содержатся карательные и воспитательные элементы [9, c. 295-297].

За совершение административных правонарушений применяются следующие  виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9) взыскание стоимости предмета административного правонарушения [15, ст. 6.2].

Предупреждение является наиболее мягкой мерой взыскания и состоит в письменном предостережении лица о недопустимости противоправного поведения. Оно применяется в качестве самостоятельной меры наказания за совершение незначительных административных нарушений, а также по отношению к лицам, которые впервые совершили правонарушение и при этом хорошо характеризуются на работе и в быту. Как и всякое иное взыскание, предупреждение является основанием повторности. Устные предупреждения, которые должностные лица делают гражданам, не могут рассматриваться как взыскания [8, c. 153].

Штраф представляет собой денежное административное взыскание, выражаемое в получении с нарушителя в доход государства определённой суммы денежных средств [12, c. 68].

Размер штрафа определяется исходя из базовой величины, установленной  законодательством Республики Беларусь на день вынесения постановления о наложении административного взыскания. В случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, – в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершённого административного правонарушения, сумме ущерба, сделки либо к доходу, полученному в результате сделки, либо в эквиваленте к иностранной валюте [10, c. 62].

Исправительные работы устанавливаются на срок от одного до двух месяцев и отбываются по месту работы физического лица, освобождённого от уголовной ответственности с привлечением к административной ответственности в порядке, предусмотренном статьёй 86 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Из заработка лица, которому назначены  исправительные работы, производится удержание в доход государства в размере двадцати процентов.

Административный арест состоит в содержании физического лица в условиях изоляции в местах, определяемых органом, ведающим исполнением административных взысканий, и устанавливается на срок до пятнадцати суток.

Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, применяется за грубое нарушение порядка пользования этим правом на срок от трёх месяцев до трёх лет.

Лишение права заниматься определённой деятельностью применяется на срок от шести месяцев до одного года с учётом характера совершённого административного правонарушения, связанного с занятием видом деятельности, на осуществление которой требуется специальное разрешение (лицензия), если будет признано невозможным сохранение за физическим или юридическим лицом права заниматься таким видом деятельности.

Конфискация состоит в принудительном безвозмездном обращении в собственность государства дохода, полученного в результате противоправной деятельности, предмета административного правонарушения, а также орудий и средств совершения административного правонарушения, принадлежащих лицу, его совершившему, либо находящихся в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления юридического лица, подлежащего административной ответственности, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Депортация – административное выдворение за пределы государства, оно применяется в отношении иностранного гражданина и лица без гражданства.

Взыскание стоимости предмета административного правонарушения состоит в принудительном изъятии и обращении в собственность государства денежной суммы, составляющей стоимость предметов, товаров и (или) транспортных средств. Решение о взыскании с лица, совершившего административное правонарушение, стоимости предметов, товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметом административного правонарушения, если в санкции статьи Особенной части Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена их конфискация, либо невозможности реализации или экономической нецелесообразности реализации таких предметов, товаров и (или) транспортных средств [8, c. 154-156].

Таким образом, административное взыскание  – это принудительная мера административно-правового  воздействия – морального, материального (денежного) или иного характера, предусмотренного законом, применяемая к осуждённому за административное правонарушение по решению уполномоченного органа (лица) [9, c. 298].

Административное взыскание является мерой административной ответственности, которая применяется к лицу, совершившему административное правонарушение.

Административное  взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется с целью:

  1. воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение;
  2. предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами [13, c. 91].

Административное  взыскание, налагаемое на юридическое  лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Таким образом, с помощью административных взысканий осуществляется индивидуальное и общее предупреждение правонарушений.

Индивидуальное  предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое лицо, побуждает его не совершать правонарушений в дальнейшем.

Общее предупреждение правонарушений означает, что административное взыскание, наложенное на конкретное физическое или юридическое лицо, способствует воспитанию не только лиц, совершивших административное правонарушение, но и окружающих их лиц.

Единая цель индивидуального  и общего предупреждения правонарушений – сформировать у физических и  юридических лиц стойкие привычки правомерного поведения [10, c. 59-60].

Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [15, ст. 6.1].

Административное  взыскание содержит в себе разнообразные  формы лишений, которые значительно  ограничивают возможности и желания  правонарушителя на совершение новых  правонарушений, вплоть до изоляции от общества. Особая роль в этом процессе принадлежит органам и лицам, на которые возложена обязанность выполнить административное взыскание. Недобросовестное исполнение административного взыскания даёт возможность для совершения повторных правонарушений [17, c. 27].

Предупредительные возможности взыскания широки. Многие административные проступки могут перерасти в преступление, поэтому своевременное применение мер пресечения являются действенным средством предотвращения более тяжких деяний. Работники правоохранительных органов должны внимательно изучать причины рецидива, изучать личность преступника, это позволит им более эффективно использовать предупредительные возможности взыскания [19, c. 58].

Таким образом, применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания – посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей [11, c. 20].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ПРАВОВАЯ  ПРИРОДА АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

 

Для понимания правовой природы взыскания недостаточно констатации их общности с другими  мерами принуждения, необходимо выявить  их особенности, ее назначение и место  в системе принудительных мер.

Особенности административного взыскания:

1. Это реакция государства на  уже совершенное правонарушение, иначе говоря, административное  взыскание применяется только  после совершения правонарушения;

2. Взыскание применяется компетентными  субъектами на основании принятия ими специального индивидуального акта управления (постановления, решения);

3. Через административное взыскание  практически реализуется административная  ответственность. Другие виды  административного принуждения  не связаны с этим институтом. Именно здесь особенно ярко проявляются властность и авторитарность закона;

4. Административное взыскание в  целом преследует кару, воспитание  и предупреждение правонарушений;

5. Государство особенно тщательно  регламентирует применение взыскания;

6. Круг должностных  лиц правомочных применять административные  взыскания гораздо уже круга  субъектов уполномоченных законом  на применение других мер административного  принуждения. Законодатель сознательно  устанавливает такой узкий круг  субъектов имеющих право применять административного взыскания в целях охраны интересов личности;

7. Государственно-принудительный  характер этих мер выражается  в том, что посредством административных  взысканий государство принуждает  нарушителя претерпевать определенные  ограничения его личных или имущественных прав независимо от того желает ли он этого или нет [7, c. 486].

Назначение мер административных взысканий несколько иное, чем  административно-предупредительных  мер и мер административного  пресечения. Если административно-предупредительные меры предназначены для предупреждения правонарушения, недопущения вредных последствий, то административные взыскания применяются, когда необходимо оказать определенное воздействие на сознание лица, поведение которого значительно отклонено от формы [5, c. 29]. Назначение административного взыскания нужно определять через цели. Административное взыскание является мерой ответственности и применяется в следующих целях:

1. Воспитание лица  совершившего правонарушение в духе закона;

2. Предупреждение совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами [1, c. 174].

Применение мер взыскания преследует воспитание правонарушителя в духе закона. Взыскание является средством воздействия на его сознание. Основная задача воспитания - посредством взыскания привить навыки стимулирующие добровольное сознательное выполнение лицом своих обязанностей [4, c. 234].

Таким образом, можно сказать, что административное взыскание - это принудительное лишение  нарушителя определенных прав, благ и возложение на него специальных "штрафных" обязанностей в целях его воспитания. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяемое в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. При этом применение административного взыскания признано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь [18, c. 27].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

МЕРЫ  ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 ПРОИЗВОДСТВА  ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ  ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ОТЛИЧИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ ОТ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

 

Мерами обеспечения  производства по делам об административных правонарушениях называются процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными  на то лицами в процессе возбуждения  и рассмотрения дел об административных правонарушениях. Эти меры применяются в целях:

- пресечения административного  правонарушения;

- установления личности  нарушителя;

- составления протокола  об административном правонарушении  при невозможности его составления  на месте выявления административного  правонарушения;

- обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления [3, c. 16].

В целях пресечения административных правонарушений, установления личности физического лица, в отношении  которого ведется административный процесс, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения постановлений по делу об административном правонарушении допускается применение следующих мер обеспечения административного процесса [8, c. 190]:

1) административное задержание физического лица. Оно состоит в фактическом кратковременном ограничении свободы физического лица, в отношении которого ведётся административный процесс, за совершение административного правонарушения, в доставлении его в орган, ведущий административный процесс, и содержании в данном органе;

2) личный обыск задержанного. Он проводится в целях обнаружения орудий и средств административного правонарушения, предметов, документов и ценностей, имеющих значение для административного процесса;

3) наложение ареста на имущество. Проводится в целях обеспечения исполнения постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа, конфискации или взыскания стоимости предмета административного правонарушения [16, cт.8.1-8.4];

4) изъятие вещей и документов. Обнаруженные при административном задержании физического лица, личном обыске, осмотре или в других случаях при осуществлении служебных полномочий документы, имеющие значение для принятия решения по делу об административном правонарушении, орудия или средства совершения административного правонарушения; вещи, изъятые из оборота; имущество или доходы, полученные вследствие совершения административного правонарушения, а также предметы административного правонарушения, за совершение которого предусмотрена их конфискация, изымаются должностным лицом органа, ведущего административный процесс, на срок до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении [6, c. 231];

5) задержание и принудительная отбуксировка (эвакуация) транспортного средства. Работник Государственной автомобильной инспекции вправе производить задержание и принудительную отбуксировку транспортного средства и доставлять его на охраняемую стоянку, если лицом, управляющим транспортным средством, совершено административное правонарушение, предусмотренное статьями 18.16 и 18.19 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, при отсутствии иной возможности доставить транспортное средство к месту хранения. При совершении водителем административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 статьи 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате которого создано препятствие для дорожного движения или возникла угроза безопасности граждан, работники Государственной автомобильной инспекции вправе произвести принудительную отбуксировку (эвакуацию) таких транспортных средств на охраняемую стоянку, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него;

6) отстранение от управления транспортным средством. Физическое лицо, управляющее транспортным средством, которое не имеет права управления этим транспортным средством либо в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что оно находится в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, отстраняется от управления транспортным средством до устранения причины отстранения от управления транспортным средством [17, c. 143];

7) блокировка колес транспортного средства. При совершении административного правонарушения предусмотренного частями 3 и 4 ст. 18.22 Кодекса Республики Беларусь об административных правоотношениях, сотрудник Государственной автомобильной инспекции вправе применить блокировку колёс транспортного средства, если водитель не находится в транспортном средстве или в непосредственной близости от него;

8) привод. В случае неявки по вызову без уважительной причины физическое лицо, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевший – физическое лицо, свидетель могут быть подвергнуты приводу по постановлению судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс. О наличии уважительных причин, препятствующих явке по вызову в назначенный срок, лицо, получившее повестку, обязано уведомить суд, орган, ведущий административный процесс, которые его вызвали;

9) удаление из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. За нарушение порядка при рассмотрении дела об административном правонарушении, неподчинение законным распоряжениям судьи или должностного лица органа, ведущего административный процесс, участник административного процесса может быть удален из помещения, в котором рассматривается дело об административном правонарушении. Удаление не может быть применено в отношении защитника [8, c. 193-195].

Некоторые из мер обеспечения  производства по делу об административном правонарушении внешне схожи и даже близки в названиях с отдельными административными взысканиями. Это, с одной стороны, административное задержание (кратковременное ограничение свободы физического лица), а с другой — административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества). Это изъятие вещей (явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения), документов (имеющих значение доказательств по делу) или возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения или конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Однако, несмотря на внешнюю  схожесть и близость в названиях, меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении и  административные наказания отличны и по своему назначению, и по порядку осуществления (исполнения), и по последствиям. Так, в частности, целями административного наказания, в отличие от указанных выше целей мер обеспечения производства по делу, являются предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами [7, c. 224].

Таким образом, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях направлены на установление личности нарушителя, составление протокола об административном правонарушении, обеспечение правильного рассмотрения дела, они фактически служат также обнаружению, закреплению и использованию доказательств по этому делу. Учитывая, что доказательства представляют собой единство фактического содержания и процессуальной формы, в которой выражены сведения о фактах, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях всегда облечены в процессуальные рамки, являются процессуальными действиями [14, c. 19].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, осветив основные аспекты административных взысканий,  мы можем сделать следующие выводы. Административное взыскание – это мера ответственности, предусмотренная государством и закрепленная в законодательстве в виде неблагоприятных последствий, наступающих для виновного лица, за совершение им административного правонарушения. 
Целями применения административных взысканий являются:

- воспитание  лица, совершившего административное  правонарушение;

- предупреждение  совершения данным лицом новых  аналогичных или подобных правонарушений;

- профилактика правонарушений  в отношении иных физических  и юридических лиц.

Административное взыскание  не может иметь своей целью:

- уничтожение человеческого  достоинства физического лица;

- причинение ему физических  страданий;

- нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений применяются следующие  виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;