Административно территориальное устройство субъектов РФ
Содержание
Введение
Актуальность
темы курсовой работы. Административно-
Административно-
Административно-
В настоящее
время административно-
Многонациональный состав Российской Федерации, расположенной на огромном евроазиатском пространстве с его историко-национальной, этнопсихологической и духовной самобытностью, придает административно -территориальному устройству особое значение.
Формирование административно-
Поэтому развитие рыночных институтов и нового экономического районирования объективно связано с улучшением системы административно - территориального устройства Российской Федерации, работы представительных, исполнительных и судебных органов власти, органов местного самоуправления, что, в свою очередь, является одним из главных направлений развития российской правовой, демократической государственности.
Основная цель курсовой работы состоит в изучении административно -территориального устройства, закономерностей его развития. Важно также выяснить место административно - территориального устройства в государственной системе.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию административно - территориального устройства Российской Федерации.
2. Охарактеризовать конституционно - правовое регулирование административно - территориального устройства РФ.
3. Рассмотреть городские, сельские поселения и муниципальные образования как элементы административно - территориального устройства Российской Федерации.
4. Раскрыть правовые и организационные основы
административно-
1. Система
основных категорий административно
-территориального устройства Российской
Федерации
1.1 Понятие административно - территориального устройства Российской Федерации
Административно-
Административно-
Административно-
Как целостную
систему административно-
- единство основ
конституционного строя российского
государства, задачи и цели многонационального
народа, проживающего различных субъектах
федерации и административно-
- тесная связь
административно -
- единство территории Российской Федерации (ст. 5, 65, 67 Конституции РФ);
- равноправие субъектов федерации (ст. 5 Конституции РФ);
- единая сеть
административно-
- единые принципы,
лежащие в основе всего
- единство системы
органов государственной
- автономность
одних административно-
Безусловно, перечисленные признаки являются далеко не исчерпывающими, однако даже их достаточно для того, чтобы рассматривать территориальное устройство российского государства как целостную структуру.
В основе административно - территориального устройства Российского государства лежит закрепленный в Конституции России принцип федерализма, сочетающий в себе два начала: централизм, требующий соответствующих органов государственности власти в субъектах федерации, и широкий демократизм, выражающийся в местном самоуправлении, самоорганизации территорий. Централизм в РФ направлен на установление цивилизованных отношений между центром и субъектом.
Такая организация
взаимоотношений позволяет
Анализируя их юридическую природу, можно прийти к выводу, что все они наделяются Конституцией статусом государственных территориальных образований, о чем свидетельствует наличие у них элементов учредительной власти, собственного законодательства, территориального верховенства, предметов ведения, особого характера взаимоотношений с федеральной властью и другими субъектами. По сравнению с обычными административно -территориальными единицами субъекты федерации наделяются природой государственно-территориальных образований.
Под административно-
Всякая часть
территории, будучи признана самостоятельной
административно-
Признавая ту или
иную территорию самостоятельной административн
Таким образом,
административно-
Повышение статуса краев, областей, придание им качества субъектов федерации стало во многом решающим фактором подлинной «федерализации» России, перехода ее от по сути унитарного государства к федеративному.
Административно-
Как сложная
система административно-
Системообразующими факторами, объединяющими отдельные элементы территориальной организации в целостный организм, являются такие свойства территории, как ее политическая однородность исключающая существование внутри суверенного государства участков территорий, подчиненных юрисдикции другого государства; принадлежность государственной территории народу; способность территории к функциональному делению на типовые части произвольных форм и любых размеров, позволяющая отыскивать оптимальные структуры пространственной сферы политической и экономической организации общества.
Содержание административно - территориального устройства не исчерпывается разделением территории на районы, населенные пункты и т. д., а включает в себя целый ряд аспектов, предполагающих наличие различных по своему значению территориальных единиц, между которыми существуют определенные отношения. Именно этим определяются основания для территориального построения всей системы государственной власти в субъектах федерации.
В федеративном российском государстве территориальная организация приобретает качественно новый характер, который предопределяется, прежде всего, активной и самостоятельной, ролью субъектов федерации в развитии экономики, социальной и культурной жизни. Организация территории в России и субъектах федерации при этих условиях включает несколько уровней, каждый из которых предстает и качестве самостоятельной территориальной системы.
Одна из них
определяет территориальный принцип
построения Российской Федерации, другая
- олицетворяет административно-
Эти принципы
тесно взаимосвязаны, чем
Территориальная организация России включает в себя, прежде всего экономическую организацию государственной территории представляющую собой совокупность крупных экономических районов, которые складывались объективно как результат территориального размещения производительных сил. Эти районы служат для осуществления территориального управления, координации хозяйственной деятельности входящих в их состав республик, краев, областей. 4
Сегодня, с учетом
изменившейся обстановки, возникновение
и развитие экономических районов
требует их всестороннего изучения, тщательного
учета их особенностей в процессе установления
необходимого соответствия между экономическим
районированием и федеративным и административно-
Поэтому построение
территориальной организации
Территориальная организация государства
наиболее четко выражена в системе
административно - территориального
устройства. В Конституции РФ система
административно -территориального устройства
специально не закреплена. Однако она
связана не только с организацией и деятельностью
органов государственной власти и местного
самоуправления, но и с системой институтов,
регулирующих всю совокупность территориальных
отношений. При этом следует обратить
внимание на тесную взаимосвязь между
экономическим районированием, федеративным
и административно-
Составной частью
административно –
В связи с этим в системе административно - территориального устройства необходимо выделять:
а) городские и сельские поселения;
б) административно-
в) виды
административно-
1.2 Конституционно - правовое регулирование административно - территориального устройства РФ
Многие аспекты
конституционного регулирования, административно-
Согласно ст. 71 Конституции РФ, в ведении Российской Федерации находится федеративное устройство и территория Российской Федерации. Данное положение сформулировано в Основном законе России с учетом имеющегося опыта правового регулирования территориальных вопросов в других странах.
В соответствии со ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальные моря, воздушное пространство над ними. Таким образом, в ч. 1 ст. 67 Конституции определяется состав государственной территории Российской Федерации, находящейся под ее суверенитетом, а в ст. 65 указываются ее составные части - субъекты РФ с соответствующими наименованиями.
На момент образования Российской Федерации и принятия Конституции РФ (12 декабря 1993 г.) территориально-политическую организацию государства в той или иной мере отражал многонациональный состав населения, получило развитие региональная автаркия. В состав государства входило 89 субъектов (21 республика, 6 краев, 49 областей, 1 автономная область, 10 автономных округов и два города федерального значения).
В настоящее
время в целях улучшения
Другая важная конституционная гарантия территориальной целостности России заключается в том, что решение всех вопросов, касающихся защиты территории государства от посягательств со стороны внешних и внутренних недругов, находится в компетенции исключительно федеральных властей. Так, согласно ст. 71 Конституции РФ, оборона и безопасность, внешнеэкономические отношения РФ, определение статуса и защиты государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа отнесены к ведению РФ.
Необходимо также отметить, что очень важной гарантией, обеспечивающей целостность территории России, является тот факт, что в Конституции РФ отсутствуют предписания, предусматривающие право субъектов федерации на односторонний выход из федерации (право сецессии).
Конституционное регулирование и обеспечение территориальной целостности Российской Федерации находится в прямой зависимости также от того, какие вопросы территориальной организации отнесены к предметам ведения федерации, и от способа, который был применен при конституционном разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами. 6
Анализируя положения Конституции РФ определяющих вопросы, находящиеся в исключительном ведении федерации, можно констатировать, что в исключительном ведении федерации отнесены территориальные вопросы, которые по своему характеру обеспечивают экономическую, политическую, правовую, социально-культурную, экономическую и информационную целостность федеративного государства.
Следует особо подчеркнуть, что исключительно важной гарантией сохранения территориальной целостности российского государства является конституционно установленный примат федерального права над правом субъектов федерации в вопросах, относящихся к исключительному ведению федерации, а также сфере совместного ведения РФ и ее субъектов.
Конституция РФ формулирует
цели, задачи и принципы административно
-территориального устройства. В качестве
последних выступают основные правовые
начала, определяющие содержание и систему
административно - территориального устройства,
правовой статус административно-
К их числу относятся:
а) государственная целостность
РФ, обеспечение ею неприкосновенности
своей территории (п. 3 ст. 4 Конституции
РФ);
б) единство системы государственной власти в России;
в) разграничение предметов
ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской
Федерации и организациями
г) самоопределение народов в Российской Федерации, учет национального фактора в территориальной организации;
д) установление, что Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов федерации (п. 1 ст. 5 Конституции РФ);
е) гарантированность единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
ж) местное самоуправление в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).
Большое место в Конституции Российской Федерации отведено закреплению компетенции федерации и компетенции ее субъектов. Однако в отличие от Федеративного договора, где вопросы установления общих принципов территориального деления отнесены к совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти края, области, города федерального значения, автономной области, автономных округов (т.е. всех субъектов, кроме республик), в Конституции данный вопрос отнесен к исключительной компетенции субъектов федерации. Это положение является конституционной основой для того, чтобы в конституциях и уставах субъектов федерации предусмотреть их соответствующие полномочия по административно - территориальному устройству и, возможно, создать специальный раздел, посвященный территориальной организации.
Вместе с тем для определения конституционных основ административно -территориального устройства большое значение имеет вопрос о соотношении между федеральной Конституцией и конституциями и уставами субъектов федерации. Это соотношение базируется на том, что высшие акты субъектов федерации, соответствуя Конституции Российской Федерации, конкретизируют ее и предусматривают определенные механизмы реализации.
Таким образом,
всю конституционную материю, охватывающую
административно-
К первой группе необходимо отнести нормы, содержащиеся в Конституции РФ. Ко второй группе можно отнести нормы, которые содержатся в Конституции РФ и Федеративном договоре, конституциях и уставах субъектов федерации.
К третьей группе целесообразно отнести нормы, содержащиеся только в конституциях и уставах субъектов федерации.
Наконец, четвертая группа могла бы охватывать нормы актов субъектов федерации и органов местного самоуправления, связанных с решением конкретных вопросов административно - территориального устройства и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
2. Основные
элементы системы административно
- территориального устройства
субъектов Российской Федерации
2.1 Городские, сельские
поселения и муниципальные образования
как элементы административно
- территориального устройства Российской
Федерации
Систему административно - территориального устройства российского государства составляют два структурных звена: базовое и низовое. Базовое звено составляют районы, города, районы в городах, города с территориальным районом федерально-субъектного подчинения. В низовое звено входят города районного подчинения, сельсоветы, поселки и другие сельские населенные пункты, находящиеся в составе субъектов федерации. Поэтому применительно к каждому звену административно - территориального устройства будет использоваться соответствующее конституционное и правовое регулирование.
Согласно ст.
131 Конституции местное
Таким образом, Конституция РФ признала по существу, городские и сельские поселения в качестве территориальной основы местного самоуправления, допуская одновременно осуществление местного самоуправления и на других территориях. Понятие «другие территории» должны конкретизировать органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, принимая законодательные и иные правовые акты об организации местного самоуправления на своих территориях. Конечно, эффективное местное самоуправление возможно лишь при наличии определенных условий, среди которых важное значение имеет реформированная территориальная основа местного самоуправления.
Развитие реального самоуправления на местах предполагает принципиально новые подходы к решению вопроса о территориальной основе местного самоуправления в Российской Федерации.
С принятием Конституции РФ возникает закономерный вопрос: кто может выступать субъектом государственно-правовых отношений на муниципальном уровне. Известным образом проясняет этот вопрос гражданский Кодекс РФ. Согласно его ст. 2, 124 и 125 субъектами гражданского права являются городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. От имени муниципальных образований могут приобретать и осуществлять права, обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установлении актами, определяющими статус этих органов.
Все муниципальные
образования, городские и сельские
поселения, а также иные территории
местного самоуправления подразделяются
(объединяются) на две группы: населенные
пункты и административно-
К населенным пунктам в России относятся города, поселки, села, деревни, станицы (хутора, выселки, аулы и другие) и т. д. С момента регистрации населенного пункта гражданам предоставляется право требовать открытия в нем соответствующих учреждений и организаций или их филиалов, отделений, пунктов социальной сферы, а также образования служб органов власти и местного самоуправления.
- Административно территориальное устройство субьектов России
- Административно - хозяйственная деятельность ОАО "Молоко"
- Административно - хозяйственная служба гостиниц
- Административные акты в правовой системе России и Германии
- Административные барьеры на отраслевых рынках
- Административные взыскания
- Административные взыскания
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство РФ и его особенности
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации