Административно территориальное устройство субьектов России
Проблема
административно-
Таким
образом, целей курсовой работы является
комплексное изучение административно-
Для достижения указанных целей были решены следующие задача:
- Анализ и рассмотрение историко-географического устройства субъектов России;
- определение
понятия административно-
территориального устройства Российской Федерации; - определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и их административно - территориального устройства на базе определенных принципов;
- характеристика конституционно-правового регулирования территориального устройства России.
Предметом
исследования является процесс административно-
Нормативной основой настоящего исследования являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ),
Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".
Теоретической основой настоящего исследования послужили труды таких авторов как Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Глигич-Золотарева М.В., Ескина Л.Б., Кудрявцева Ю.В., Михалева Н.А.
Методами исследования являются общенаучные, логические и специальные методы познания: комплексный анализ, сравнительно-правовой, статистический, методы дедукции, индукции и другие методы научного исследования.
Цель и задачи определили структуру курсовой работы: введение, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В
первой главе была рассмотрена история
административно-
Вторая
глава была посвещена рассмотрению
вопросов, непосредственно касающихся
административно-
Ι. История административно - территориального устройства РФ
Формирование
единого централизованного
Официальное
приказное делопроизводство XVII века,
наиболее полное и последовательное для
своего времени, делило территорию российского
государства на части (области), именовавшиеся
тогда «городами». При отнесении тех или
иных территорий к «городу» утверждался
историко-географический принцип. Хорошо
известны такие административно-
Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т. е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление.
Стан
– место пребывания должностных лиц феодальной
администрации, где взималась дань и осуществлялся
суд над окрестным населением. Учреждение
таких станов, по преданию, записанному
в XI в., относится ко времени правления
княгини Ольги (середина X в.). Первоначально
представители феодальной власти появлялись
на станах периодически, в сроки уплаты
населением повинностей. В XIV-XV вв. станом
стали именовать и территорию, подсудную
этим представителям княжеской власти,
и стан превратился в административно-
Так
или иначе, но к началу XVIII века наиболее
устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого
административно-
В 1708 г. Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии - Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено – провинции.
Таким образом, в первой четверти XVIII столетия страна делилась на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, и поэтому, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Уезды – на волости и станы.
Для
обеспечения сохранности
Разумеется,
ни к экономике, ни к природному и
историческому своеобразию, ни к
национальному составу
Административно-
Административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй».
В
постсоветское время идея старого
губернского деления снова
Коренные
преобразования административно-
Начало
осуществления административно-
Наряду
с формированием новых
Но затем четко проявилась противоположная тенденция – к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР появились:
- Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет.
- Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа;
- Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;
- Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
- Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
- Центральная черноземская область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также Часть территорий соседних губерний;
- Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний;
- Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
- Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;
- Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;
- Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской, Вотской и Чувашской автономных областей.
- Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;
- Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.
Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались – в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии – 8, в Казахстане - 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.
Осуществленное
к 1929г. во всех республиках новое
госплановское «
Интересно,
что крупные изменения в
После
войны административно-
Заметным
событием, непосредственно затронувшим
интересы административно-
Административно-
Прежде всего, распад СССР привел к изменению статуса всех бывших автономных республик и ряда автономных областей. При этом процесс преобразований шел очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская автономная область – Горно-Алтайская АССР – Горно-Алтайская ССР – Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим – «Республика в составе РСФСР».
Если раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карчаево-Черкесская Республика. Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская республика – Чаваш Республики.
Бывшие
автономные области – Адыгейская,
Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская
и Хакасия, став республиками, вышли
из состав краев (Краснодарского, Алтайского,
Ставропольского и
В России осталась одна автономная область – Еврейская; другие за последние годы преобразованы в республики.
По Конституции в России 9 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.
Таким образом, современная Россия имеет в своем составе 89 субъектов Федерации, включая 21 республику, 7 краев, 48 областей , 9 автономных округов, 1 автономную область, а также 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург (рис. 2) . Кроме того, в мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено 7 федеральных округов:
Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.
Микроуровень административного деления
России – это примерно 1900 низовых административных
районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских
районов и округов, а также почти 2 тыс.
поселков городского типа и свыше 24, 4 тыс.
сельских администраций.
ΙΙ.Глава. Административно – территориальное устройство РФ
2.1.Понятие
и признаки административно-
Административно-
Административно-
В
Российской Федерации административно-
Важнейшим
из них является экономический принцип,
требующий при образовании административно-
В
условиях многонационального государства,
каким является Российская Федерация,
важную роль играет национальный принцип
административно-
Успешное
решение местными органами государственной
власти и органами местного самоуправления
стоящих перед ними задач во многом
зависит от их близости к населению,
позволяющей им лучше удовлетворять
повседневные нужды и запросы
населения, опираться на его помощь.
Поэтому максимальное приближение,
как государственного аппарата, так и
местного самоуправления к населению
тоже является важным принципом, в соответствии
с которым строится административно-
Действующая
Конституция Российской Федерации
не регулирует вопросы административно-
2.2
Республика в составе
Российской Федерации
как субъект административно- территориального
устройства.
В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика. Эти республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, а Республика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.1
Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция Российской Федерации устанавливает конституционно-правовой характер взаимоотношений между Федерацией и ее субъектами — республиками в составе Российской Федерации.2
Конституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.
Конституционно-правовой
статус республики в составе Российской
Федерации далее
Республика обладает территориальным верховенством. Ее территория - пространственный предел ее власти. Высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики.
Территория республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между субъектами Российской Федерации, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.
Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.
Имеющиеся
у республик конституции
Являясь
относительно самостоятельной, республиканская
конституционно-правовая система входит
в федеральную конституционно-
Вместе с тем в случае противоречия между федеральным законом, изданным вне пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом республики действует нормативный правовой акт последней.
Республика в составе Российской Федерации пользуется правом законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик в ее составе.
- Административно - хозяйственная деятельность ОАО "Молоко"
- Административно - хозяйственная служба гостиниц
- Административные акты в правовой системе России и Германии
- Административные барьеры на отраслевых рынках
- Административные взыскания
- Административные взыскания
- Административные взыскания
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство РФ и его особенности
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно территориальное устройство субъектов РФ