Административно территориальное устройство субьектов России

                                                      ВВЕДЕНИЕ

     Проблема  административно-территориального деления России очевидна, так как на современном этапе, административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития; зависит успешность проведения реформ и становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а так же система общественных объединений. В условиях России роль административно - территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий и данное деление позволит во многом избежать как экономических, так и национально-этнических проблем и конфликтов.

     Таким образом, целей курсовой работы является комплексное изучение административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации, выявления его понятия, составных  элементов, основных признаков, его  роли в жизни и развитии государства  в целом.

     Для достижения указанных целей были решены следующие задача:

    • Анализ и рассмотрение историко-географического устройства субъектов России;
    • определение понятия административно-территориального устройства Российской Федерации;
    • определение понятия и состава субъектов Российской Федерации и их административно - территориального устройства на базе определенных принципов;
    • характеристика конституционно-правового регулирования территориального устройства России.

     Предметом исследования является процесс административно-территориального и непосредственно само устройство административно- территориальных единиц, объект - административно- территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

          Нормативной основой  настоящего исследования являются: Конституция Российской Федерации,  Федеральный закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 97-ФЗ),

 Федеральный Закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ".

     Теоретической основой настоящего исследования послужили труды таких авторов как Баглай М.В., Габричидзе Б.Н., Глигич-Золотарева М.В., Ескина Л.Б., Кудрявцева Ю.В., Михалева Н.А.

     Методами  исследования являются общенаучные, логические и специальные методы познания: комплексный анализ, сравнительно-правовой, статистический, методы дедукции, индукции и другие методы научного исследования.

     Цель  и задачи определили структуру курсовой работы: введение, двух глав, пяти параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.

     В первой главе была рассмотрена история административно-территориального устройства Российской Федерации, анализ ее развития от унитарной формы, до ее федеративного устройства. Также были рассмотрены вопросы, касающиеся организации и разделения власти в административно-территориальных единицах на всех этапах развития государства. Были приведены статистические данные административно-территориального деления России.

     Вторая  глава была посвещена рассмотрению вопросов, непосредственно касающихся административно-территориального устройства Российской Федерации а именно, административно-территориальному устройству республики в составе Российской Федерации, административно-территориальному устройству края, области, города Федерального значения и административно-территориальному устройству автономной области, округа. Также вторая глава дала определение административно-территориальному устройству Российской Федерации и раскрыла основные признаки.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Ι. История административно - территориального устройства РФ

     Формирование  единого централизованного государства  потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся  как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже устоявшейся  системой управления. Поэтому имевшаяся  местная система управления не подвергалась ломке без серьезных на то оснований.

     Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо известны такие административно-территориальные единицы, как Рязанские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

     Более низким звеном деления были уезды, волости  и станы. Уездом с XIII в. признавалась совокупность волостей, тяготевших к какому-либо центру. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т. е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-области). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В некоторых случаях стан вытеснял волостное деление.

     Стан – место пребывания должностных лиц феодальной администрации, где взималась дань и осуществлялся суд над окрестным населением. Учреждение таких станов, по преданию, записанному в XI в., относится ко времени правления княгини Ольги (середина X в.). Первоначально представители феодальной власти появлялись на станах периодически, в сроки уплаты населением повинностей. В XIV-XV вв. станом стали именовать и территорию, подсудную этим представителям княжеской власти, и стан превратился в административно-территориальную единицу. Станы как территориальные единицы просуществовали в России до начала XX века.

     Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-территориального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась на разряды. Позднее старая система деления перестала отвечать новым потребностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство.

     В 1708 г. Петр I учредил восемь губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии - Сибирской), и управление ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом сохранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено – провинции.

     Таким образом, в первой четверти XVIII столетия страна делилась на восемь губерний: Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую. Во главе губерний стояли губернаторы, ведавшие войсками и управлением подчиненных территорий. Каждая губерния занимала огромную территорию, и поэтому, делилась на провинции. Их было 50. В каждой провинции размещался полк солдат, что давало возможность оперативно направлять войска на подавление народных движений. Провинции, в свою очередь, делились на уезды. Уезды – на волости и станы.

     Для обеспечения сохранности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно ближе  и теснее приблизить военно-полицейский  и фискальный аппараты к податному  населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и  уездов, число которых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличивалось. К 1917 году их было 78. При этом «екатерининское» административно-территориальное деление было по-своему нормативным: территория с населением 300-400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 20-30 тыс. душ мужского пола – для уезда.

     Разумеется, ни к экономике, ни к природному и  историческому своеобразию, ни к  национальному составу населения  такое деление, по существу не имело  отношения.

     Административно-территориальное  размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы территории компактного национального  расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губерниями, Белоруссии и Татарии  – между пятью губерниями. Таким  образом, наряду с прежними функциями  административно-территориальное деление  стало выполнять и новые –  «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и  национально-освободительным движениям.

     Административная  сетка царской России слабо увязывалась  с процессами территориального разделения труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперского принципа «разделяй и властвуй».

     В постсоветское время идея старого  губернского деления снова приобрела  актуальность. Одним из ярких сторонников  этого устройства является лидер  Либерально-Демократической партии России В. В. Жириновский. 

     Коренные  преобразования административно-территориальной  сетки страны начались вслед за Октябрьской  революцией 1917 г. В качестве основного  аргумента этих перемен (особенно в  последующие годы) выдвигался принцип единства экономического районирования, национального состава и административно-территориального деления.

     Начало  осуществления административно-территориальной  реформы относится к 1917 – 1922 гг. и  связывается преимущественно с  созданием новых национальных преобразований, т. е., по существу, с демонтажом старого  районирования в целом, «индифферентного»  к национальному своеобразию  территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе  Терская автономная социалистическая республика (объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и  Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование  Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Калмыцкой  и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы  Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская  союзные республики и другие национальные образования.

     Наряду  с формированием новых национальных образований в 1917 –1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения  старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской – Свердловская, из Новгородской –  Череповецкая, из Саратовской –  Царицынская и т. д.

     Но  затем четко проявилась противоположная  тенденция – к объединению  губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-административной карте РСФСР появились:

  1. Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет.
  2. Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа;
  3. Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;
  4. Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Приморской и Забайкальской губерний;
  5. Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую губернии;
  6. Центральная черноземская область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также Часть территорий соседних губерний;
  7. Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратовской, Астраханской и Сталинградской губерний;
  8. Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;
  9. Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и автономную область Коми;
  10. Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;
  11. Нижегородский край, образованный на месте Нижегородской и Вятской губерний, Марийской, Вотской и Чувашской автономных областей.
  12. Ивановская промышленная область в составе Иваново-Вознесенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;
  13. Московская промышленная область, объединившая Московскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калужской губерний.

     Итак, по сравнению с прежним губернским делением количество административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались – в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии – 8, в Казахстане - 12), наряду с которыми выделялись национальные автономии.

     Осуществленное  к 1929г. во всех республиках новое  госплановское «административно-хозяйственное» районирование состояло из трех иерархических  уровней: областей (краев), округов (ликвидированных  в 30-х гг.) и районов. Указывалось, что при новом делении тщательно  учитывались задания плана ГОЭЛРО, т. е. перспективы развития страны и  конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.

     Интересно, что крупные изменения в политико-административном устройстве страны происходили во время  войны 1941 – 1945 гг., причем не только в  стратегически важных районах, но и  далеко в Сибири – например, были образованы Тюменская, Курганская и  другие области, в 1943 г. в состав СССР вошла республика Тува (в настоящее  время республика Тыва).

     После войны административно-территориальные  изменения продолжались, но они приобрели  эпизодический характер. Среди наиболее важных можно отметить такие, как  преобразование в 1945 г. Крымской АССР в  Крымскую область (в 1954 г. в честь 300-летия  воссоединения Украины с Россией  Крымская область была передана в  состав Украинской ССР), а также Карело-Финской  ССР – в Карельскую АССР.

     Заметным  событием, непосредственно затронувшим  интересы административно-территориального деления страны, явилось образование  на рубеже 50 – 60-х гг. так называемых совнархозов. Эти территориальные  конструкции, в условиях командно-распределительной  экономики призванные оживить стагнировавшую советскую экономику, были в начале организованы в рамках экономических  административных районов, но затем  укрупнены. По прошествии нескольких десятилетий  стало очевидным: повысить эффективность  экономики в пределах совнархозов  не удалось, а барьеры между предприятиями, находившимися в ведении разных субъектов управления, не только не ослабели, но даже укрепились. Появились тенденции к местничеству и прямой натурализации хозяйства. Хрущевская административно-хозяйственная реформа явно провалилась. Перед распадом Советского Союза в его состав входили 15 союзных республик, 20 автономных республик, 8 автономных областей, 10 автономных округов, 6 краев и 114 административных областей. 

     Административно-территориальное  устройство постперестроичной России претерпело существенные количественные и качественные изменения.

     Прежде  всего, распад СССР привел к изменению  статуса всех бывших автономных республик  и ряда автономных областей. При  этом процесс преобразований шел  очень интенсивно. (Например, Горно-Алтайская  автономная область – Горно-Алтайская  АССР – Горно-Алтайская ССР –  Республика Горный Алтай – Республика Алтай.) Россия признала новый статус автономных республик поправкой  к Конституции РСФСР от 14 мая 1991 г., отказавшись от названия «АССР», заменив его другим – «Республика  в составе РСФСР».

     Если  раньше в состав РСФСР входило 16 автономных республик, то теперь Российская Федерация объединяет 21 республику: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская  Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карчаево-Черкесская Республика. Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская  Республика, Чувашская республика –  Чаваш Республики.

     Бывшие  автономные области – Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасия, став республиками, вышли  из состав краев (Краснодарского, Алтайского, Ставропольского и Красноярского), в которые они раньше входили. Всего краев 7: Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Пермский край.

     В России осталась одна автономная область  – Еврейская; другие за последние  годы преобразованы в республики.

     По  Конституции в России 9 автономных округов: Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский Эвенкийский, Ямало-Ненецкий.

     Таким образом, современная Россия имеет  в своем составе 89 субъектов Федерации, включая 21 республику, 7 краев, 48 областей , 9 автономных округов, 1 автономную область, а также 2 города федерального значения - Москву и Санкт-Петербург (рис. 2) . Кроме  того, в мае 2000 г. указом Президента Российской Федерации было учреждено 7 федеральных округов:

     Центральный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Южный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Уральский федеральный округ, Сибирский федеральный округ, Дальневосточный федеральный округ.

           Микроуровень административного деления России – это примерно 1900 низовых административных районов, около 1100 городов, включая 330 внутригородских районов и округов, а также почти 2 тыс. поселков городского типа и свыше 24, 4 тыс. сельских администраций. 
 
 
 
 
 
 

ΙΙ.Глава. Административно – территориальное устройство РФ

  2.1.Понятие  и признаки административно-территориального  устройство

      Административно-территориальное  устройство государства — это разделение его территории на определенные части, в соответствии с которыми строится система местных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Такие части принято называть административно-территориальными единицами.

      Административно-территориальное  устройство является атрибутом любого государства. Однако если унитарное  государство само делится на административно-территориальные единицы, то в федеративном государстве такое деление имеют лишь субъекты федерации.

      В Российской Федерации административно-территориальное  устройство ее субъектов базируется на ряде принципов.

      Важнейшим из них является экономический принцип, требующий при образовании административно-территориальных единиц учета особенностей хозяйственного профиля, направления развития хозяйства, количества и плотности населения, наличия центров его экономического тяготения, состояния путей сообщения. Реализация этого принципа способствует как развитию производительных сил страны и отдельных ее частей, так и успешному выполнению местными органами государственной власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач в хозяйственном и социальном развитии соответствующих территорий.

      В условиях многонационального государства, каким является Российская Федерация, важную роль играет национальный принцип административно-территориального устройства. Он предполагает всесторонний учет национального состава населения и его особенностей при создании и изменении административно-территориальных единиц, что способствует социально-культурному развитию малочисленных наций и народностей Российской Федерации.

      Успешное  решение местными органами государственной  власти и органами местного самоуправления стоящих перед ними задач во многом зависит от их близости к населению, позволяющей им лучше удовлетворять  повседневные нужды и запросы  населения, опираться на его помощь. Поэтому максимальное приближение, как государственного аппарата, так и местного самоуправления к населению тоже является важным принципом, в соответствии с которым строится административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации.

      Действующая Конституция Российской Федерации  не регулирует вопросы административно-территориального устройства. Эти вопросы — область деятельности главным образом субъектов Российской Федерации, каждый из которых решает их самостоятельно, применительно к своим специфическим условиям в конституциях республик в составе Российской Федерации, а также в уставах других ее субъектов.

2.2 Республика в составе Российской Федерации как субъект административно-территориального устройства.

 

      В составе Российской Федерации в  качестве ее субъектов в настоящее  время находится 21 республика. Эти  республики существенно отличаются друг от друга по размеру территории, численности населения и т. д. Например, территория Республики Бурятия составляет 351,3 тыс. кв. км, а Республика Северная Осетия — Алания имеет территорию размером в 8 тыс. кв. км. Население Республики Башкортостан более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарской Республики и более чем в 16 paз — население Республики Тыва. Однако эти различия не оказывают влияния ни на их место в составе Российской Федерации, ни на объем их полномочий. Таким образом, все республики имеют равный конституционно-правовой статус в составе Российской Федерации.1

      Республика  в составе Российской Федерации  — это демократическое правовое государство, созданное в ее рамках.

      Согласно  Конституции Российской Федерации (ст. 66), статус республики определяется Федеральной Конституцией и конституцией республики. Таким образом, Конституция  Российской Федерации устанавливает  конституционно-правовой характер взаимоотношений  между Федерацией и ее субъектами — республиками в составе Российской Федерации.2

      Конституционно-правовой статус республики характеризуется, прежде всего тем, что республика является государством в составе Российской Федерации, обладающим всей полнотой государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти на своей территории, кроме тех полномочий, которые в соответствии с Конституцией России находятся в ведении федеральных органов государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа, реализовавшего свое право на самоопределение в форме государства в составе Российской Федерации.

      Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации далее характеризуется  тем, что каждая республика имеет свою территорию.

      Республика  обладает территориальным верховенством. Ее территория - пространственный предел ее власти. Высшие органы государственной власти республики распространяют свою власть на всю территорию республики.

      Территория  республики не может быть изменена без ее согласия, Границы между  субъектами Российской Федерации, согласно федеральной Конституции (ст. 67), могут быть изменены с их взаимного согласия.

      Конституционно-правовой статус республики в составе Российской Федерации характеризуется и  тем, что каждая республика имеет  свою конституционно-правовую систему, которая включает конституцию республики, республиканские законы и другие нормативные правовые акты, изданные, в пределах ее компетенции, договоры и соглашения республики с Российской Федерацией, с другими ее субъектами. Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя; права, свободы и обязанности человека и гражданина в республике; государственно-правовой статус республики; систему, принципы организации и деятельности, а также компетенцию законодательных, исполнительных и судебных органов республики и органов местного самоуправления.

      Имеющиеся у республик конституции устанавливаются  ими самостоятельно. Они принимаются  в порядке, определенном самой республикой, и не нуждаются в последующем их утверждении органами государственной власти Российской Федерации.

      Являясь относительно самостоятельной, республиканская  конституционно-правовая система входит в федеральную конституционно-правовую систему в качестве ее составной  части. Поэтому конституции, законы и иные нормативные правовые акты республик не могут противоречить  Конституции Российской Федерации и федеральным законам, принятым в пределах полномочий Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и актом, изданным в республике, действует федеральный закон.

      Вместе  с тем в случае противоречия между  федеральным законом, изданным вне  пределов полномочий Российской Федерации, и нормативным правовым актом  республики действует нормативный  правовой акт последней.

      Республика  в составе Российской Федерации  пользуется правом законодательной  инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Она вправе участвовать в разработке федеральных нормативных правовых актов по предметам совместного ведения Федерации и республик в ее составе.

Административно территориальное устройство субьектов России