Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации. 3
Федеральное агентство по образованию
Уральская государственная юридическая академия
Институт юстиции
Кафедра конституционного права
Курсовая работа
Административно-
Содержание
Введение
За последнее десятилетие
Современное конституционное право – это отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Именно это порождает острую борьбу различных политических сил вокруг Конституции, законов, судебных решений и других правовых актов, составляющих источники конституционного права. Разобраться в этой борьбе – значит понять, кто ведёт страну по пути прогресса, а кто тянет назад.
Данная работа представляет собой попытку рассмотреть проблемные
вопросы административно-
1.Понятие административно- территориального
устройства
Элементом территориальной организации
Российской Федерации, дополняющим её
федеративное устройство, является административно-
Административно-территориально
Современная территориальная организация России включает 1863 административных района, 650 городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения, 318 городских районов и округов, свыше 400 городов районного подчинения, 2000 посёлков городского типа, 24200 сельсоветов и волостей (данные на 2003 год).
Стоит заметить, что термин
"Административно-
Административно-территориально
Всякая часть территории,
будучи признанной административно-
Как сложная система
административно-
а) административно-
б) ведомственно-территориальное деление (разделение территории субъекта Федерации на зоны действия или влияния по производственному признаку);
в) национально-территориальное
деление (выделение) административно-территориальны
г) отношения подчинённости
между разными административно-
Административно-
Следует особо подчеркнуть,
что административно-
2.Административно- территориальные
преобразования.
Административно- территориальный
процесс.
Органы государственной
власти субъектов Федерации
Решения по вопросам административно-
Например, в Уставе (Основном
законе) Челябинской области сказано,
что административно-
Статья 3. Закона Свердловской области "Об
административно-
а) самостоятельного, в
пределах собственного ведения, определения
административно-
б) целостности территории области;
в) оптимизации системы государственного управления и сбалансированного развития территорий;
г) создания благоприятных
экономических, финансовых и организационных
условий для осуществления
д) содействия рациональному
использованию природных
е) учёта мнения населения,
исторически сложившейся
ж) создания условий для защиты интересов этнических групп в местах компактного проживания.
Административно-
Применительно к отдельным
видам административно-
Субъект Федерации может
К примеру, в законе Челябинской
области " Об административно-
Территориями со специальным статусом могут быть: административные, экологические, санитарные, школьные, транспортные, коммунальные и иные округа управления; агломерации, пригородные зоны; горные округа; военные и временные администрации; территории деятельности специальных органов контроля и надзора; экономические зоны; территории экономико-производственных комплексов; территории объектов закрытого типа и др.
По всем предлагаемым преобразованиям
в области административно-
Так, этому посвящена статья 11 закона
Свердловской области "Об административно-
Для обеспечения полного и
Например, статья 13 закона Свердловской
области "Об административно-
Законодательные (представительные)
органы субъектов Федерации
Предложения о присвоении наименований географическим объектам или об их переименовании, обосновывающие указанные предложения документы и расчеты затрат на переименование законодательные (представительные) органы субъектов Федерации направляют на экспертизу в специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области наименований географических объектов.
Специально уполномоченный
федеральный орган
Переименование субъектов Федерации осуществляется ими самостоятельно.
Присвоение наименований
столицам и административным центрам
субъектов Федерации или
3.Проблемы административно- территориального
устройства субъектов Российской Федерации.
Территория, на которую
распространяется суверенитет, является важнейшим государственным
атрибутом. В связи с этим очевидно, что
оптимизация территориального устройства
остаётся критическим фактором обеспечения
интеграции государства как фундаментальной
политической общности. Процесс "дизайна"
административно-
Представления о неукоренённости администрати
При этом многие
из проектов, выдвигавшихся в
конце 80 - начале 90-х годов, исходили
из принципов территориального
устройства, характерных и для
советского периода и,
В соответствии с районным
делением строилась и строится система
территориальных органов
Данное территориальное
устройство отражает и то обстоятельство,
что местная инфраструктура сосредоточивалась
в границах территориальных единиц
в районном центре, разделяясь в
том случае, когда районным центром являлся город
регионального подчинения. В силу этого
обстоятельства административно-
Мелкие единицы имели меньше ресурсов, соответственно и меньше возможности к сопротивлению. К тому же укрупнение дотационных сельских районов не приводило к созданию недотационного образования, хотя и могло способствовать экономии бюджетных средств.
Важнейшие изменения в территориальной структуре регионов Российской Федерации были связаны со становлением местного самоуправления. С реализацией положений ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связана чрезвычайно высокая степень разнообразия внутреннего устройства регионов России.
Внешнее разнообразие
системам территориального
Таким образом, проблемы реформы территориального устройства в Российской Федерации оказались связанными в первую очередь не с изменением "нарезки" единиц, а с изменением их статуса. По отношению к районам данный вопрос касался того, будут ли в них действовать органы/ подразделения органов государственной власти субъекта Федерации или же органы местного самоуправления; по отношению к городам он был связан и с установлением уровней подчинения (значения).
Мораторий на изменение границ субъектов Федерации
не привёл к прекращению требований изменения
принадлежности и статуса местных единиц,
среди которых: передача в состав региона
административно-
Несмотря на размах таких требований, изменение границ регионов Российской Федерации произошло лишь в двух случаях: передача района Ивановской области в состав Нижегородской и образование Республики Ингушетия как нового субъекта Российской Федерации. Есть примеры уточнения границ между отдельными регионами. В целом нынешнему периоду более присуще их оглашение на уровне элит, и во многих случаях (например, с предложением придать статус города федерального значения Владивостоку) они носят риторический характер.
Значительно реже, чем в 80 - 90-х годах, выдвигаются требования национального определения в форме территориальной автономии. Тем не менее, в тот период произошло создание (воссоздание) национально-территориальных единиц в составе регионов (на уровне районов, сельских администраций или особого, промежуточного уровня), сохраняющихся до настоящего времени.
Если в регионах Сибири и Дальнего Востока, а также в Карелии национально-территориальные единицы были созданы де-юре в основном как форма автономии коренных народов, то в республиках Северного Кавказа контроль над решением местных вопросов со стороны численно преобладающих в границах административных районов этнических групп поддерживается без придания территории особого статуса. Особый случай представляет здесь Республика Дагестан, устройство которой имеет сходство с федеративным.
Вероятность формирования национально-территориальных единиц находится в обратной зависимости от вероятности их выхода из состава региона. Показатель, что в некоторых субъектах Федерации, где такая опасность существовала, в качестве гарантии учёта этнических интересов было предложено не создание обособленных единиц, а особый характер представительства в региональном законодательном органе. Федеральный законодатель определяет, что местное самоуправление осуществляется с учётом в том числе и национальных традиций, но в целом отдаёт предпочтение экстерриториальным формам автономии этноса.
Укрупнение районов (действительно способное привести к экономии бюджетных средств) имеет значительное число сторонников, есть примеры создания волостей за счёт укрупнения сельсоветов. В целом же создание нового уровня управления между региональным и районным имеет не столько хозяйственно-функциональный, сколько политико-административный смысл.
Очевидно, угрозу для региональной правящей элиты представляла концентрация ресурсов в центре субъекта Федерации, возобновление которых гарантировалось самим центральным статусом. В качестве методов борьбы, связанных с изменением территориального устройства, можно назвать следующие: подчинение города вышестоящему уровню (включение в систему органов государственной власти); создание муниципальных образований в городских районах из подчинения мэра.11
Насколько можно
судить, проектировались, но не
реализовывались варианты
В последнее время неоднократно говорилось о возможности правовой дифференциации городов различного уровня подчинения (значения). Проблему представляет статус крупнейших городов, в первую очередь столиц регионов. На региональном уровне актуальной проблемой остаётся критерий различия между городами регионального и районного значения, что, как правило, подразумевает наличие либо отсутствие самостоятельного муниципального образования.
В заключение следует отметить, что проблема территориального устройства субъектов Федерации в настоящее время является одной из сторон более широкой проблемы выработки механизмов вертикальной интеграции. Она достаточно сложна, ибо центр во многих случаях выступал и выступает не как единый субъект, а как комплекс ведомственных вертикалей. Расширение сферы регионального контроля над политическими и экономическими ресурсами осуществляется посредством распространения принципа территориальной подчинённости на те объекты (ресурсы), которые находились в ведомственном подчинении. В результате складывались противоречия между правовыми нормами и элементами сложившейся ранее практики государственного управления. Количество ресурсов, которые могут быть задействованы в целях интеграции, значительно сократилось в течение второй половины 80-х – 90-х годов. И неравномерное распределение позволяет говорить о территориальной асимметрии.
При этом необходимо подчеркнуть наличие нескольких измерений асимметрии. В рамках дискуссии по проблеме федеративного устройства выработалось понимание асимметрии как различий в правовом статусе единиц одного территориального уровня. Однако следует учитывать, что формальное равноправие территориальных образований может содействовать углублению деформаций социально-экономического развития. Под этим понимается в первую очередь создание привилегированных территориальных общностей и закрепление структурного неравенства. Симметричность статуса субрегиональных единиц, потенциал многих из которых превышает потенциал субъектов Федерации, в отсутствие адекватных механизмов перераспределения, в том числе и политико-административных ресурсов, лишь способствует этому.
Заключение
В данной работе была сделана
попытка проанализировать действующее
законодательство Российской Федерации
в сфере административно-
Библиография
- Конституция Российской Федерации
- Федеративный договор от 31 марта 1992 года
- Закон Свердловской области от 20 мая 1997 г. №30-ОЗ «Об административно-территориа
льном устройстве Свердловской области» (с изменениями от 2 апреля 2001 г., 7июля 2004г.)
- Федеральный закон от 28 августа 1995 г. №154-ФЗ «Об общих принципах организаци
и местного самоуправления в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организаци
и местного самоуправления в Российской Федерации»
- Постатейный комментарий к Конституции Росс
ийской Федерации. М., 2003
- Большой юридический энциклопедический
словарь. Автор и составитель А.Б.Барихи н.М.,2004.
- Тихонов Д.А. Проблемы АТУ субъектов Российской Федерации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 12. Политические науки. 2002. №2
- Усягин А.И. Федерализм. 2005. №4
- Конституционное право России: Учебник / Отв. Ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин.-М.: Юристъ, 2003.
- Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Издательство НОРМА, 2001.
1 Большой юридический энциклопедический словарь. Автор и составитель А.Б.Барихин.М.,2004.
2 Тихонов Д.А. Проблемы АТУ субъектов Российской Федерации // Вестн. Моск. Ун-та. Сер 12. Политические науки. 2002. №2
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно территориальное устройство субъектов РФ
- Административно территориальное устройство субьектов России
- Административно - хозяйственная деятельность ОАО "Молоко"
- Административно - хозяйственная служба гостиниц
- Административные акты в правовой системе России и Германии
- Административные барьеры на отраслевых рынках
- Административно-территориальное устройство России
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство РФ и его особенности
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
- Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации