Аудит расчетов с персоналом по оплате труда. 21
Введение
Аудит, являясь методом
осуществления
В условиях рынка информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Предприятия, кредитные учреждения, биржи выступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, осуществлению инвестиций. Все участники сделок заинтересованы в том, чтобы получать и использовать достоверную информацию о своих партнерах для принятия обоснованных решений.
Администрации важно оперативно
контролировать ход хозяйственных
процессов, эффективно управлять имуществом,
предупреждать негативные явления,
увеличивать доходы и снижать
расходы, что обусловливает
Интересы пользователей финансовой информации не всегда совпадают, и поэтому существует объективная потребность в независимой ее оценке аудиторами - специалистами, имеющими соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания таких услуг.
В последнее десятилетие
произошли кардинальные изменения
во многих сферах экономической деятельности,
в том числе в системе оплаты
труда и отчислений страховых
взносов в социальные фонды. Сложились
новые отношения между
Рассматривая проблемы аудита
учета труда и заработной платы,
даже неискушенный в этом занятии
человек может заметить, что одно
только определение размера заработной
платы может вызвать
Для большинства людей
заработная плата является основным
источником доходов и зачастую именно
она является той причиной, которая
приводит рабочего на его рабочее
место. В то же время все предприятия
и организации обязаны
1.Цели и задачи аудита расчетов по оплате труда
Цель аудита – установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом действующим в Российской Федерации в проверяемом периоде нормативным документам.
В свете данной цели могут решаться следующие задачи:
оценка существующей в организации системы расчетов с персоналом;
оценка состояния
оценка полноты отражения совершенных операций в бухгалтерском учете;
проверка соблюдения организацией налогового законодательства по операциям, связанным с расчетами по оплате труда;
проверка соблюдения организацией законодательства по расчетам с внебюджетными фондами, по единому социальному налогу.
Аудиторская проверка должна быть спланирована на основе достигнутого аудиторской организацией понимания деятельности экономического субъекта. Цель планирования – организовать эффективную и экономически оправданную проверку. На этапе планирования необходимо определить стратегию и тактику аудита, сроки его проведения; разработать общий план и программу аудита.
Аудиторская организация при выполнении вышеуказанных работ должна руководствоваться Федеральным стандартом аудита № 3 «Планирование аудита».
Общий план аудита операций по оплате труда и расчетам с персоналом организации включает:
аудит оформления первичных документов;
аудит системы начислений заработной платы;
аудит обоснованности льгот и удержаний из заработной платы;
аудит тождественности показателей бухгалтерской отчетности и регистров бухгалтерского учета;
аудит расчетов по начислению платежей во внебюджетные фонды и единый социальный налог.
2.Подготовка рабочей документации аудита
Цель подготовки рабочих
документов – это документальное
подтверждение того, что проверка
была должным образом спланирована,
реализация плана аудиторами ежедневно
контролировалась и в ходе аудита
подвергалась рассмотрению, что при
необходимости выполнялись
Федеральным стандартом аудита
№ 2 «Документирование аудита»
Поскольку аудиторская проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда весьма трудоемка, то для сокращения сроков ее проведения можно использовать схему аудита синтетического и аналитического учета при журнально-ордерной форме счетоводства и схему соответствия операций, отраженных в бухгалтерском учете, совершенным хозяйственным операциям.
Проверенные аудитором первичные учетные документы организации записываются в рабочие документы аудитора.
3.Методы получения аудиторских доказательств
При проведении аудита операций по соблюдению трудового законодательства и расчетов по оплате труда используют следующие методы и приемы:
проверка арифметических расчетов клиента (пересчет);
проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение;
устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны;
проверка документов, прослеживание, аналитические процедуры.
Проверка арифметических
расчетов клиента (пересчет) используется
для подтверждения
Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций позволяет аудиторской организации осуществлять контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по оплате труда.
Подтверждение используется для получения информации о реальности остатков на счетах расчетов по оплате труда бюджетом и внебюджетными фондами.
Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора при предварительной оценке состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда, а также в процессе их проверки, при уточнении у специалистов отдельных совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение.
Проверка документов позволяет аудитору убедиться в реальности определенного документа. Рекомендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операций в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесообразность выполнения этой операции.
Прослеживание используется при изучении кредитовых оборотов по аналитическим счетам, ведомостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Главной книге, при этом необходимо обращать внимание на нетиповые корреспонденции счетов.
Аналитические процедуры используются при сопоставлении фонда заработной платы отчетного периода с данными предыдущих периодов.
4.Планирование объема аудита
При составлении плана и программы аудита расчетов с персоналом аудитор должен обратить внимание на характер и специфику деятельности предприятия и соответствующие законодательные моменты регулирования начислений и удержаний. Основные направления законодательного регулирования расчетов с персоналом по оплате труда можно сгруппировать по следующим направлениям:
прием на работу;
увольнение сотрудников;
начисление и выплата заработной платы;
удержания из заработной платы;
депонирование невыплаченной своевременно заработной платы;
предоставление отпуска;
оплата пособий по временной нетрудоспособности;
прочие вопросы по начислениям и выплатам, приравненным к заработной плате.
5.Начисление и выплата заработной платы
Для обобщения информации
о расчетах с работниками организации
по оплате труда (по всем видам оплаты
труда, премиям, пособиям и другим выплатам)
Планом счетов бухгалтерского учета
финансово-хозяйственной
Работодатель имеет право
устанавливать различные
На сумму, начисленную в оплату труда, организация обязана начислить единый социальный налог на основании п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК, а также произвести отчисления на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184).
Кроме того, общая сумма затрат на оплату труда включается в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
6.Удержания из заработной платы
Заработная плата работникам организации считается объектом налогообложения налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) на основании п. 1 ст. 209 НК. В соответствии с п. 3 ст. 210 НК для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13 %, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов (от 400 до 3000 руб. на работника и 600 руб. на каждого иждивенца), предусмотренных ст. 218–221 НК, с учетом особенностей, установленных гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК.
Указанные вычеты предоставляются за каждый месяц календарного года и действуют до месяца, в котором доход работника, исчисленный нарастающим итогом с начала календарного года работодателем, предоставляющим данные стандартные налоговые вычеты, превысил 20 000 руб. (для вычетов на работника) и 40 000 руб. (для вычетов на иждивенца). Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил установленный размер, данные налоговые вычеты не применяются.
Удержание у налогоплательщика
начисленной суммы налога на доходы
физических лиц производится налоговым
агентом за счет любых денежных средств,
выплачиваемых налоговым
Сумма налога на доходы физических
лиц, удержанная при выплате заработной
платы, определяется по данным, содержащимся
в расчетно-платежной
Согласно п. 1 ст. 226 НК российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо – ст. 207 НК) получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога, исчисленную по соответствующей налоговой ставке. Удержание начисленной суммы налога на доходы физических лиц производится непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК). Сумма налога на доходы физических лиц, подлежащая удержанию с заработной платы работников, отражается в учете по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» и дебету счета 70.
В соответствии с п. 6 ст. 226
НК организация – налоговый агент
обязана перечислять суммы
Что касается материальной помощи, то согласно п. 28 ст. 217 НК не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, не превышающие 2000 руб. в течение налогового периода (календарного года).
Кроме удержаний налога на
доходы физических лиц возможны удержания
по решениям суда (алименты), по инициативе
администрации предприятия (например,
в возмещение ущерба, за брак, невозвращенные
своевременно подотчетные суммы) и
по инициативе работника (перечисления
по его заявлениям). Аудитор проверяет
наличие соответствующих
В действующем законодательстве
нет прямого определения
Согласно ст. 137 ТК работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы сотрудника суммы, излишне выплаченной ему в результате счетной ошибки, не позднее одного месяца со дня неправильно исчисленных выплат и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания. Следует обратить внимание на то, что размер удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20 % заработной платы, причитающейся работнику (ст. 138 ТК).
Ограничение размера удержаний из заработной платы устанавливается ст. 138 ТК, но не распространяется на удержания по инициативе самого работника. Сумма, удержанная из дохода работника по его распоряжению, не уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц (п. 1 ст. 210 НК).
7.Аудит выплаты заработной платы
Согласно ст. 136 ТК срок выплаты
заработной платы устанавливается
правилами внутреннего
Выдача наличных денег
из касс предприятий на выплату заработной
платы производится по платежным (расчетно-платежным)
ведомостям (без составления расходного
кассового ордера на каждого получателя)
с наложением на эти документы
штампа с реквизитами расходного
кассового ордера. Документы на выдачу
денег должны быть подписаны руководителем,
главным бухгалтером
В соответствии с п. 7 Порядка предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее, в частности, на оплату труда. При этом предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
По истечении установленных сроков оплаты труда кассир закрывает ведомость в порядке, указанном в п. 18 Порядка. В конце платежной (расчетно-платежной) ведомости делается надпись о фактически выплаченных и подлежащих депонированию суммах (при наличии таковых), производится сверка их с общим итогом по платежной ведомости.
Расходные кассовые ордера, оформленные на платежных (расчетно-платежных) ведомостях на оплату труда и других приравненных к ней платежей, регистрируются бухгалтерией после их выдачи в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (форма № КО-3, утвержденная постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 № 88) (п. 21 Порядка).
В конце последнего дня
выплаты заработной платы на основании
Отчета кассира (второй экземпляр листа
Кассовой книги (форма № КО-4, утвержденная
постановлением Госкомстата России
от 18.08.1998 № 88)) и приложенных к
нему расходных кассовых документов
в бухгалтерском учете
Сумма депонированной заработной платы отражается в учете по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам» и дебету счета 70.
8.Предоставление отпуска
Аудитор должен проверить своевременность предоставления отпусков персоналу организации. В соответствии со ст. 114, 115 ТК организация обязана ежегодно предоставлять работникам отпуска продолжительностью 28 календарных дней с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК).
Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, рассчитывается исходя из средней заработной платы, для расчета которой ст. 139 ТК установлен единый порядок, особенности которого определены Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 (далее – Положение). На основании ст. 139 ТК и п. 3 Положения средний заработок для оплаты отпусков исчисляется за последние три календарных месяца (с 1-го числа до 1-го числа). Для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации, независимо от источников этих выплат.
Согласно подп. «б» п. 4 Положения при исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если работник получал пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с п. 9 Положения
средний дневной заработок для
выплаты компенсации за неиспользованные
отпуска в случае, когда из расчетного
периода исключалось время в
соответствии с п. 4 Положения, средний
дневной заработок исчисляется
путем деления суммы фактически
начисленной заработной платы за
расчетный период на сумму, состоящую
из среднемесячного числа
Сумма среднего заработка, сохраняемого работнику на время отпуска, относится к расходам на оплату труда, которые в соответствии с п. 5, 8, 9 ПБУ 10/99 и п. 36, 49 Инструкции считаются расходами по обычным видам деятельности.
Сумма отпускных включается в налоговую базу по налогу на доходы физических лиц на основании п. 1 ст. 210 НК. Налогообложение производится по ставке 13 % (ст. 224 НК).
В соответствии с п. 7 ст. 255 НК для целей налогообложения прибыли в составе расходов, уменьшающих налоговую базу, признается сумма начисленного работнику среднего заработка, сохраняемого на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.
На сумму отпускных
организация обязана начислить
единый социальный налог на основании
п. 1 ст. 236, п. 1 ст. 237 НК, а также произвести
отчисления на обязательное социальное
страхование от несчастных случаев
на производстве и профессиональных
заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета
и расходования средств на осуществление
обязательного социального
Кроме того, сумма отпускных включается в базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Для целей исчисления налога
на прибыль сумма отпускных
9.Единый социальный налог, взносы в пенсионный фонд и фонд страхования
В бухгалтерском учете
суммы единого социального
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленная исходя из тарифов, предусмотренных ст. 22, 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», уменьшает сумму единого социального налога, подлежащую уплате в федеральный бюджет (налоговый вычет) согласно п. 2 ст. 243 НК.
Авансовые платежи по ЕСН исчисляются в порядке, установленном ст. 243 НК, и отражаются в бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов в рассматриваемом случае по дебету счета 20 в корреспонденции с кредитом счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» на отдельных субсчетах. В соответствии с п. 2 ст. 243 НК сумма единого социального налога (сумма авансового платежа по ЕСН), подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет), что отражается в бухгалтерском учете записями по субсчетам счета 69 (по дебету субсчета «ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет» и кредиту субсчетов «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии» и «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии»).
В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда работников. Сумма начисленных страховых взносов относится к прочим расходам по обычным видам деятельности и отражается согласно Плану счетов по кредиту счета 69 на соответствующем субсчете.
Для целей налогообложения прибыли начисленные суммы единого социального налога и страховых взносов на обязательное социальное страхование относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в соответствии с подп. 1 и 45 п. 1 ст. 264 НК.
Суммы пеней по ЕСН, страховым
взносам на обязательное пенсионное
страхование и страховым
Для целей исчисления налога на прибыль суммы пеней, уплачиваемые организацией в связи с несвоевременной уплатой единого социального налога и вышеназванных страховых взносов, не учитываются в составе расходов на основании п. 2 ст. 270 НК. Таким образом, суммы пени не участвуют в формировании показателей бухгалтерской прибыли и налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
10.Оплата пособий по временной нетрудоспособности
Аудитор, проверяя расчеты
по оплате пособий по временной нетрудоспособности,
получает подтверждения не только соблюдения
норм законодательства, но и определенной
социальной защищенности трудового
коллектива. Так, полное отсутствие данного
вида оплат может свидетельствовать
о негласном нежелании
Расчет суммы пособия
по временной нетрудоспособности в
2004 г. производился согласно п. 1 ст. 8 Федерального
закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда
социального страхования
Статьей 8 Федерального закона
№ 166-ФЗ установлено, что в 2004 г. пособие
по временной нетрудоспособности исчисляется
из среднего заработка работника
по основному месту работы за последние
12 календарных месяцев, предшествующих
месяцу наступления

- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда
- Аудит расчетов с персоналом по оплате труда