Законодательный процесс. 6

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие законодательного процесса………………………………………….5

2. Стадии законодательного процесса………………………………………….8

3. Федеральное Собрание – парламент России, осуществляющий законодательный процесс………………………...……………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………25 
 
 
 
 
 
 

                                               Введение

     Тема  курсовой работы: "Законодательный процесс в России". Законодательный процесс (законотворчество) - одно из важных направлений работы любого государства. Это специфическая, требующая особых, знаний и умений интеллектуальная деятельность, связанная с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. По результатам законотворческой работы - законам и иным нормативным актам - судят о государстве в целом, степени его демократичности, цивилизованности, культурности. Тема законотворчества, как никогда, актуальна именно сегодня, когда перед государством стоит задача укрепления его правовой основы.

     В отечественном обществоведении  понятие "парламентаризм" трактуется по-разному, хотя в общем речь идет о парламентской системе организации  и функционирования верховной государственной  власти при разделении ее законодательных и исполнительных функций. В узком смысле слова под парламентаризмом понимается верховенство, привилегированное положение парламента, ответственность правительства перед ним. В широком смысле - его существенная роль, т.е. нормальное функционирование как представительного и законодательного органа, обладающего также контрольными полномочиями.

    Демократически  последовательно осуществляемый принцип  разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной) предполагает главенство законов, самостоятельность, а также баланс полномочий всех ветвей власти, наличие системы их взаимных сдержек и противовесов. Это исключает перенесение центра властных отношений, всей полноты власти на одну из них, а также необходимость правового, конституционного обеспечения того, чтобы соблюдалось разделение властей и имелись соответствующие процедуры.

    Причем  если переход от тоталитаризма и  авторитаризма к демократии стимулировал именно разделение, а то и отгораживание  властей друг от друга, то мировая  практика показывает важность именно взаимодействия властей. Научное сообщество уже давно заметило такую проблему деятельности Федерального Собрания Российской Федерации, как низкое качество принимаемых законов. В связи с чем мы предпримем попытку разобраться, чем вызвана эта проблема.

      Объектом  исследования данной работы является рассмотрение законодательного процесса в Российской Федерации.

      Предметом рассмотрения является конституционно-правовой статус и природа законодательного процесса в России.

     Цель  данной работы - проанализировать теоретические основы законотворческого процесса и показать их практическое применение.

     Для решения поставленной цели мною намечены следующие задачи: рассмотреть понятие, общую характеристику и стадии законодательного процесса.

     Данная  работа обусловлена целью исследования, поставленными при этом задачами  и состоит из введения, трех глав и заключения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               1. Понятие и сущность законодательного процесса 

     Законодательство  охватывает большинство сфер человеческой жизнедеятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

         Законодательный процесс является видом правотворческого процесса, направленным на создание нормативных правовых актов высшей юридической силы — законов. Законодательный процесс можно определить как нормативно установленный порядок создания (производства) законов. При нестрогом толковании законодательный процесс — это и сама процедурно оформленная деятельность по созданию законов.[4]

          Говоря о законотворческой деятельности государства, следует обратить внимание на то, что она является частью процесса правообразования. «Обычно сложившаяся в жизни норма реального поведения предшествует правовым предписаниям. В законе часто закрепляется то, - пишет В.Н.Кудрявцева, - что уже оправдало себя на практике, сформировалось как оптимальная форма поведения».[10] Закономерно было бы рассматривать законодательный процесс как часть процесса правообразования. Законотворчество - сложное социальное явление, имеющее управленческую природу. Это одна из форм государственного руководства обществом. Как любой социальный процесс - это сознательная, целенаправленная деятельность, осуществляемая через право и правовые нормы. Говоря о законотворчестве как о явлении социальном и юридическом, нельзя его ограничить лишь изданием нормативных актов. Оно охватывает более широкий круг процессов: подготовка нормативного акта, выявление потребностей в правовом регулировании тех или иных право образующих общественных отношений, направление и характер регулирования [10. С. 113].

        Иногда законодательный процесс именуют еще процессом принятия законов, разумея под принятием закона не только положительное голосование законотворческого органа по законопроекту как итог его официального рассмотрения (принятие закона в собственном смысле слова), но и всю процедуру создания закона от возбуждения законодательной инициативы до вступления в силу. Кроме того, следует различать принятие закона Государственной Думой (ст. 105 Конституции РФ) и принятие федерального закона (ст. 107), которое завершает законодательную процедуру в Федеральном Собрании в целом и вбирает в себя как принятие закона Государственной Думой, так и одобрение закона Советом Федерации. Таким образом, термин «принятие закона» имеет несколько значений, что следует отнести к особенностям отечественной юридической терминологии.

       Также для обозначения процесса создания законов наряду с термином «законодательный процесс» зачастую используют термин «законотворческий процесс» по аналогии с правотворческим. Данные термины вполне могут использоваться как тождественные. В то же время они несут в себе несовпадающие смысловые акценты. Если в термине «законодательный процесс» на первый план выходит технология (процедура) производства законов, то в термине «законотворческий процесс» проявляется интеллектуально созидательное начало анализируемой деятельности. В конечном счете в названной деятельности важны и процессуальная форма, и интеллектуальное содержание. Но поскольку предметом правового регулирования создания законов являются безличные формы этой деятельности, то в правовых актах предпочтительнее использование терминов «законодательная деятельность», «законодательный процесс».[9]

     Успешная  деятельность по созданию законов (иных правовых нормативных актов) зависит, прежде всего, от правовой культуры законодателя, его подлинно творческого отношения  к своей миссии, от владения юридической  наукой и приемами законодательной техники. Суть правовой культуры законодателя, как составной части всеобщей культуры, в образе мышления и соответствующего действия, основанного на признании и познании общечеловеческих ценностей права, требований законности и режима правопорядка, в соответствии с которыми осуществляются законотворческая деятельность и право, реализующая практика.

     Законодатель, следовательно, должен обладать всесторонними  и глубокими знаниями, постоянно  пополнять их в повседневном общении  с народом, обогащаться его мудростью. И для того, чтобы переложить все эти знания, народную мудрость и свой собственный жизненный опыт на язык закона, ему следует овладеть мастерством законотворчества, профессионально использовать приемы законодательной техники.

     Итогом  законотворчества, его продуктом, выступает результат - закон. Но этот итог - лишь промежуточный, первичный результат, вслед за которым наступает действие самого закона, заключающееся в практическом регулировании соответствующих общественных отношений .[5] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Стадии законодательного  процесса 

     Любой процесс, в том числе, и законотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии (этапы).

     Как любая процессуальная деятельность законотворчество представляет собой  официальный порядок осуществления юридически значимых действий. Соответственно, возникает ряд взаимосвязанных взаимоотношений, например, правоотношения по поводу подготовки и принятия нормативного акта, т.е. соответствующие права и обязанности. Это обязанность подготовить и обсудить законопроект, право внести его на рассмотрение законотворческого органа, право этого органа рассмотреть проект и вынести по нему решение и т.д. Возникшие правоотношения носят как государственно-правовой (законодательная инициатива, принятие закона и т.д.), так и административно-правовой характер (дача поручения подчиненному органу подготовить проект).

     Как любая процессуальная деятельность законотворчество возникает лишь при  наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения законотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.

     Именно  с момента принятия официального решения о подготовке проекта  нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента  все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.

     Несмотря  на различные виды и особенности  законотворческого процесса можно выделить общие стадии и принципы.

     Говоря  о стадии законотворческого процесса, определим ее как «самостоятельный этап процедурных действий по формированию государственной воли, организационно обособленный комплекс тесно связанных  между собой действий, которые направлены на создание данного нормативного акта». Стадия законотворческой деятельности всегда выступает этапом процесса по подготовке и приданию официального значения нормативному акту. Определение количества стадий зависит от понимания сущности законотворческого процесса.

     Некоторые ученые, определяя законотворчество как процедуру официального происхождения  проекта нормативного акта в правотворческом  органе выделяют стадии: законодательной  инициативы, обсуждения законопроекта, его принятие и опубликование (все эти стадии нашли свое отражение в российской Конституции).

     Другие  помимо стадии законодательной инициативы выделяют и такие стадии, как «решение компетентного органа о необходимости изучения акта, выработка его проекта, включение в план законопроектных работ и т.п.; разработка проекта нормативного акта и его предварительное обсуждение; рассмотрение проекта нормативного акта в том органе, который уполномочен его принять; принятие нормативного акта; доведение содержания принятого акта до его адресата».

     В России сложилось предубеждение, повторяемое  и в печати, и в официальных  кругах, что подготовка и принятие законов прерогатива нижней палаты. Законодательная инициатива - это важнейшая функция правительства, которое перекладывает всю ответственность на парламент. Действующая Российская Конституция лишила права законодательной инициативы Генерального Прокурора, руководителей органов всероссийских общественных организаций и т.д.(с чем я не согласна), но сохранила право законодательной инициативы индивидуального депутата. Широкое использование депутатами этого права привело к тому, что парламент оказался буквально затоплен морем депутатских проектов. В этом бумажном ворохе тонут действительно серьезные законопроекты, необходимые для становления современной правовой системы. Кроме того, на мой взгляд законодательная инициатива должна быть ближе к народу.

     Представляется, что наиболее удачными является широкое  понимание правотворчества. Т.е. включение  в этот процесс деятельности по подготовке и обсуждению проектов нормативных актов, в которой участвуют другие государственные органы, общественные организации, широкие круги общественности. На основании такого понимания и более развернутой является классификация стадий правотворческого процесса, предложенная И.Л. Дюрягиным и А. С. Пиголкиным. Авторы выделяют стадии двух основных этапов правотворчества [11. С. 183]:

     - первый этап - предварительное формирование государственной воли, внешне выражается в составлении проекта нормативного акта. Данная ситуация носит подготовительный характер и состоит из действий, которые непосредственно не порождают правовых норм. Она создаст основу для последующих стадий, являясь предпосылкой принятия акта.

     Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:

     1. Создание концепции будущего  закона;

     2. Анализ существующих норм, регулирующих  данные отношения и изучение  соответствующего мирового опыта;

     3. Непосредственная работа над  текстом проекта;

     4. Экспертиза готового законопроекта.

     Особое  внимание, на мой взгляд, следует  уделить разработке концепции будущего закона - ее экономическому, социально-политическому  контексту. Найти объективно необходимое  сочетание юридического и практического  содержания акта, что требует привлечения, как юристов, так и специалистов в конкретно необходимых областях знаний (экономистов, социологов, психологов). Безусловно, важно при разработке проекта закона использовать мировой опыт правового решения данного вопроса. Но здесь следует избегать копирования иностранных законов либо международных договоров, что зачастую и происходит. Содержание закона должно соответствовать объективным потребностям времени и экономическим условиям, учитывать национальный менталитет и особенности правоприменения.

     В процессе составления проектов некоторых законов возникает необходимость подготовить другие акты, развивающие и конкретизирующие закон. Обычно в тексте основного закона разрешается вопрос о подготовке и принятии таких актов, предусматривается пункту с соответствующим поручением о порядке их издания. Но это еще не гарантирует своевременную подготовку всего комплекса норм для решения конкретного вопроса.

     Обсуждение, доработка и согласование проекта - эта стадия, завершающая подготовительный этап. Суть процедуры - обсуждение проекта рабочей группой с привлечением специалистов-экспертов. Предложения и замечания, высказанные при обсуждении, обобщаются, и в соответствии с ними проект окончательно отрабатывается и редактируется.

     Затем он поступает на рассмотрение того органа или комиссии, которой поручена подготовка проекта и внесение его на утверждение.

     Ряд проектов проходит особые, дополнительные стадии подготовки, что обусловлено  их исключительной важностью и значимостью  для регулирования общественных отношений. В практике подготовки законопроекта нередко используется его всенародное обсуждение.

     Подготовка  проекта заканчивается решением органа, его готовившего, о направлении  законопроекта на рассмотрение законотворческого  органа, что составляет второй этап - официальное возведение государственной воли в норму права, т.е. издание нормативного акта. На этом этапе правотворческого процесса решающее значение имеет деятельность самого правотворческого органа. Сюда мы относим внесение проекта на обсуждение правотворческого органа, непосредственное обсуждение проекта, принятие нормативного акта и его опубликование.

     Факт  внесения выработанного проекта  в законотворческий орган имеет  официальное юридическое значение. С этого момента прекращается первый этап процесса законотворчества - предварительное формирование государственной воли, и начинается новый этап - закрепление этой воли в нормах права. Правоотношения по выработке первоначального текста закона на этом этапе исчерпываются, но возникают новые, связанные с рассмотрением проекта в официальном порядке и вынесением решения.

     Утверждение законопроекта является центральной  стадией законотворческого процесса, т.к. именно на этом этапе происходит придание юридического значения правилам, находящимся в тексте законопроекта. Можно выделить четыре основные стадии официального прохождения закона:

     1. внесение проекта на обсуждение  законотворческого органа,

     2. непосредственное обсуждение проекта, 

     3. принятие закона,

     4. его обнародование (опубликование).

     Стадия  официального внесения законопроекта в законотворческий орган сводится к направлению полностью готового проекта в законотворческий орган.

     В юридической литературе принято  выделять два вида официального вынесения  проекта на рассмотрение [11. С. 185].

     Первый - кооперативное внесение, когда законотворческий орган обязан рассмотреть поставленный вопрос, т.к. связан волеизъявлением инициатора проекта.

     Второй - факультативное внесение, когда от руководства законотворческого  органа зависит, поставить ли в повестку дня внесенный проект или оставить его без рассмотрения, направить ли для доработки или редактирования.

     Такая градация необходима для характеристики права законодательной инициативы. В содержании права законодательной  инициативы входят следующие элементы: действие, совершать которое оно предоставляет возможным, правомочные осуществлять его субъекты, последствия реализации этих действий.

     По  первому элементу права законодательной  инициативы в специальной литературе высказываются две точки зрения: согласно одной из них, под «правом  законодательной инициативы следует понимать возможность вносить проект на рассмотрение представительного органа власти». Представители другой точки зрения дают более широкое толкование. Они включают сюда «право вносить готовые законопроекты и предложения о разработке и принятии новых законов, отмене и изменении действующих».

     Определяющим  элементом содержания права законодательной  инициативы является субъектный состав. Установить носителя права законодательной  инициативы несложно. Таковым может  быть любое лицо, орган или организация, наделенная правом вносить законопроекты в высшей представительный орган власти и реализующие это право.

     Сложнее установить, кто является субъектом  в отношении права законодательной  инициативы. Правоотношение законодательной  инициативы как субъективное право и корреспондирующая ему обязанность возникает лишь в том случае, когда внесен законопроект и если к нему приложена, требуемая законодателем документация.

     Право законодательной инициативы возникает  только с момента внесения законопроекта. Этому праву соответствует обязанность законотворческого органа принять внесенный проект и включить его рассмотрение в повестку дня ближайшего заседания, рассмотреть его и принять решение.

     Необходимо  учитывать, что законодательная  инициатива не предполагает обязанности законотворческого органа принять предложенный проект, тем более в том виде, в котором он представлен. Наличие такой обязанности было бы посягательством на верховенство представительной власти. Но при использовании права законодательной инициативы законотворческий орган связан волеизъявлением субъекта, имеющего такое право, следовательно, должен рассмотреть проект и принять по нему решение. Этим законодательная инициатива отличается от других видов законотворческих предложений.

     Проекты законов и законодательных предложений представляются к рассмотрению вместе с обоснованием необходимости их разработки, развернутой характеристикой целей, задач и основных положений будущих законов и их местом в системе законодательства, а также ожидаемых социально-экономических последствий их применения.

     Следующая стадия - это внесение законопроекта  в повестку дня заседания законотворческого  органа. Утверждение повестки дня - прерогатива самого законотворческого  органа, который решает, какие вопросы  и в какой последовательности должны быть рассмотрены на заседании. Обсуждение проекта закона на заседании законотворческого органа дает возможность полно и всесторонне ознакомиться с проектом, досказать по нему мнения и соображения, внести все необходимые изменения и улучшения и в результате сформировать наиболее целесообразный и оптимальный вариант законодательного акта.

     Процесс создания закона завершается его  опубликованием. Чтобы стать общеобязательными  велением государства, правовая норма  должна объектироваться в общедоступных печатных изданиях, и этот процесс представляется особенно важным.

     Опубликование законов главная предпосылка  их вступления в силу и юридическое  основание презумпции знания законов. Нельзя полагать, что граждане могут  знать неопубликованный закон, и  налагать на них ответственность  за нарушение неизвестных им правил. Опубликование есть установленный законом способ доведения до всеобщего сведения принятого законодательного акта, заключающийся, как правило, в помещении полного и точного его текста в общедоступном, официальном органе печати [11. С. 187].

     В заключении следует отметить, что перечисленные стадии присущи всем видам правотворчества. Наиболее полно они проявляются при издании законов высшими законодательными органами государства. Эта деятельность наиболее полно моделирует правотворческий процесс.

     Какой-либо концепции развития законодательства в настоящее время нет. Наше законодательство развивается методом проб и ошибок, а также за счет механического копирования западных образцов. Движение по этому пути имеет свои пределы и рано или поздно встанет вопрос: какую правовую систему мы хотим у себя иметь. Ситуация значительно бы улучшилась, если:

     1. Правительство концентрировало бы свое внимание на качественной подготовке законопроектов.

     2. Процент технического брака был  существенно сокращен за счет  более качественной работы комитетов, комиссий и служб парламента и т.д. У законодателей часто не хватает времени и сил, чтобы поинтересоваться, какова материальная база для реализации закона, принят ли пакет подзаконных актов, отменены ли противоречащие ему нормативные акты, а без ответа на них невозможно оценить реальное значение принятого закона, его социально правовой эффект.

     3. На фоне многочисленных утрат,  которые переживает наше общество, к сожалению, деградирует и  наш русский язык. А, ведь, язык  российского законодательства отличался особым функциональным стилем, чрезвычайной чистотой речи, самыми высокими лингвистическими стандартами. Сейчас, когда за эталон права берут западные образцы, когда в депутаты избираются люди без высшего образования, а иногда - ранее судимые, трудно сохранить исторически сложившуюся российскую культуру языка.

     Таким образом, налицо снижение уровня законотворческой деятельности, что тормозит проведение экономической и социальной реформ, решение проблем государственного строительства, реализацию основных направлений внутренней и внешней политики. 
 

3. Федеральное Собрание – парламент России, осуществляющий                     законодательный процесс 

     В политическую науку парламент вошел  как понятие, отражающее одну из сторон государственной власти - ее законодательную функцию и констатирующее тем самым разделение властей в обществе. Поэтому раскрытие таинства государственной власти путем признания права свободно говорить, публично обсуждать аргументы и контраргументы перед принятием государственных законов означало настоящую революцию в государственном управлении. Исходя из этого, парламентаризм можно рассматривать как историческую форму перехода от частной жизни к общественной, т.е. политической, как процесс превращения человека из подданного и бесправного в гражданина, наделенного политическими правами, прежде всего правом выбора власти в обществе.

     Термин "парламент", скорее всего, происходит от французского parlement (parler - говорить). В переводе на русский язык это  означает не совсем благозвучное для нашего слуха "говорильня". Поэтому общепринятым термин стал под влиянием английского parliament или немецкого Der Parlament. Тем не менее этимология слова довольно основательно раскрывает сущность обозначенного им политического явления.

     Конституция РФ устанавливает: "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации". Как представительный орган Федеральное Собрание осуществляет представительство интересов не только населения, проживающего на территории РФ, но и государственных органов, сформированных населением субъектов РФ. Законодательный орган - Федеральное Собрание - принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти, участвует в формировании Правительства РФ, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (например, имеет право постановки вопроса о доверии Правительству России), участвует в создании судебных органов государства. Контрольные функции законодательной власти на федеральном уровне исчерпываются контролем над исполнением бюджета (ст. 101 Конституции РФ) и правом Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству. Основное средство воздействия законодательной власти на функционирование власти исполнительной - принятие законов и других правовых актов, которые обязательны для указанных органов.