Законодательный оган власти

Введение

 

Актуальностью темы является то, что парламент как известно,  один из институтов демократии. Депутаты представляют интересы своих избирателей, занимаются законотворчеством и контролируют действия исполнительной власти. На этих принципах построена и деятельность Законодательного Собрания Пермского края.

В современном российском обществе роль и значение парламентских  органов всех уровней должны возрасти. Все предпосылки для укрепления института, который состоит из представителей интересов населения региона, очевидны. Именно в этом один из главных запросов современной России.

По итогам выборов 4 декабря 2011 года депутатский корпус обновился  почти наполовину. В результате сформирован  парламентский орган, который сочетает в себе преемственность и инициативность, традицию и новаторство, опыт и энтузиазм.

В Законодательном Собрании Прикамья представлен весь партийно-политический спектр современной России, различные социальные и профессиональные сообщества. Все это, наряду с богатыми традициями — прекрасные основания для становления эффективного и работоспособного парламента, способного вписать новые яркие страницы в историю регионального парламентаризма.

Основным стратегическим направлением деятельности депутатского корпуса является работа по формированию условий для привлечения инвестиций и созданию новых рабочих мест, обеспечению доступности и качества образования и здравоохранения, развитию инфраструктуры, сохранению и приумножению природных богатств Прикамья.

Магистральной линией практических дел любого депутата является работа в округе, взаимодействие со своими избирателями, содействие в решении  конкретных вопросов и проблем. Результативность этих действий оценят те, кто доверил  своему избраннику звание депутата.

Стремления всех депутатов  Законодательного Собрания совпадают  в одном — деятельность регионального  парламента должна быть основой для  успешного развития Пермского края и улучшения жизни его жителей

 Цель  работы – анализ  действующих правовых нормативных  актов, определяющих статус Законодательного  Собрания Пермского края, его  структуру, полномочия, регламент  работы, уделено внимание правовому  статусу депутата Законодательного  Собрания.

Достижение указанной  цели осуществляется с помощью решения  комплекса задач, из которых можно  выделить следующие:

- определение полномочии Законодательного Собрания Пермского края

-определение принципов  и особенностей деятельности

- изучение нормативно-правовых  актов.

Предметом исследования данной работы является представительный (законодательный)орган власти Пермского края. Объектом исследования работы является Законодательное Собрание Пермского края..

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что  на основе изученной литературы, периодической  печати,федеральных законов собран материал для изучения особенностей представительного(законодательного) органа власти региона.

Практическая значимость заключается в возможности применения основных положений, содержащихся в  работе, призванных способствовать к совершенствованию деятельности.

Курсовая работа подготовлена с применением диалектико-материалистического  метода исследования, его общенаучных (индукции и дедукции, анализа, синтеза) и частных методов (формально-юридического, исторического, системно-структурного, сравнительно-правового).

Работа основана на положениях Конституции РФ, уставе Пермского  края, нормативных правовых актах  органов государственной власти субъекта РФ, статистических данных.

Основную часть работы целесообразно разделить на две  главы. В первой главе курсовой работы дается определение основных понятий  темы, их характеристика, описываются правовые основы деятельности . Вторая глава носит более практическую направленность.

 

1.Законодательное Собрание как высший представительный (законодательный) орган власти Пермского края

1.1 Правовые основы и принципы деятельности представительного(законодательного) органа власти Пермского края

 

Пермский край является субъектом  Российской Федерации. Его статус определяется Конституцией Российской Федерации.1

Во взаимоотношениях с  федеральными органами государственной  власти Российской Федерации Пермский край имеет равные с другими субъектами Российской Федерации права. Разграничение  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти края осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеративными законами, иными договорами о разграничении  предметов ведения и полномочий.

Государственная власть в  Пермском крае осуществляется на основе разделения на законодательную (представительную), исполнительную и судебную.

Законодательное собрание Пермского края является высшим законодательным (представительным) и постоянно действующим законодательным (представительным) органом государственной власти Пермского края – субъекта Российской Федерации. 

Законодательное Собрание осуществляет свои полномочия в пределах предметов  совместного ведения Российской Федерации и Пермского края и  предметов ведения Пермского  края.2

Правовой основой организации  и деятельности Законодательного Собрания является Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, Устав Пермского  края, законы Пермского края. 

Основными задачами Законодательного Собрания являются:

• обеспечение законодательного регулирования общественных отношений  по вопросам своих предметов ведения;

• определение единой политики экономического, социального, культурного  развития Пермского края и его  государственности;

• защита интересов Пермского  края, ее населения во взаимоотношениях с Российской Федерацией и ее субъектами.

Не допускается вмешательство  Законодательного Собрания в решение  вопросов местного значения или иное ограничение прав местного самоуправления.

В функциональном отношении  Законодательное Собрание осуществляет правовую регламентацию различных  сфер общественной жизни, порядок формирования и функционирования систем органов  государственной власти края и основных принципов организации местного самоуправления; осуществляет контроль за реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края, иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием.3

     Акты Законодательного собрания, принятые в пределах его компетенции, обязательны к исполнению всеми органами и должностными лицами государственной власти и местного самоуправления Пермского края, организациями и гражданами.4

Деятельность Законодательного собрания основана на принципах:

-разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;

-коллективного и свободного обсуждения и решения вопросов;

-гласности;

-законности;

-широкого привлечения граждан к разработке и принятию решений, учета -общественного мнения;

-ответственности и подотчетности перед избирателями;

-разграничения предметов ведения между федеральными органами законодательной власти, Законодательным собранием и органами местного самоуправления.

 

 

1.2 Полномочия Законодательного Собрания

 

В политической сфере:

1) принимает Устав Пермского  края, вносит в него изменения  и дополнения;

2) принимает законы Пермского  края и иные правовые акты, вносит в них изменения и  дополнения;

3) осуществляет толкование  Устава Пермского края, законов  Пермского края, иных правовых  актов Законодательного Собрания;

4) устанавливает систему  исполнительных органов государственной  власти Пермского края;

5) принимает решение о  наделении гражданина Российской  Федерации полномочиями высшего  должностного лица Пермского  края - губернатора Пермского края;

6) согласовывает назначение  на должности председателя Правительства  Пермского края и министра  финансов Пермского края;

7) в пределах полномочий, установленных федеральным законом,  определяет основные принципы  организации местного самоуправления;

8) решает вопросы по  организации своей деятельности; утверждает смету расходов Законодательного  Собрания;

9) принимает решение о  выражении недоверия губернатору  Пермского края, председателю Правительства  Пермского края, министру финансов  Пермского края;

10) осуществляет право  законодательной инициативы в  Государственной Думе Федерального  Собрания Российской Федерации;

11) обращается к Президенту  Российской Федерации, в Конституционный  суд Российской Федерации от  имени Пермского края для разрешения  вопросов в соответствии с  Конституцией Российской Федерации  и федеральными законами;5

12) обжалует в суде указы  губернатора и иные правовые  акты органов государственной  власти и местного самоуправления  Пермского края;

13) устанавливает порядок  выборов депутатов Законодательного  Собрания, депутатов представительных  органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; назначает выборы депутатов Законодательного  Собрания;

14) назначает половину  членов краевой избирательной  комиссии;

15) устанавливает порядок  проведения краевого и местных  референдумов; назначает краевой  референдум;

16) утверждает договоры  Пермского края с иностранными  контрагентами, его соглашения  с Российской Федерацией и  субъектами Российской Федерации;  одобряет проект договора о  разграничении полномочий;

17) решает вопросы административно-территориального  устройства Пермского края;

18) образует согласительные  комиссии по разрешению споров  между Законодательным Собранием  и губернатором Пермского края, Правительством Пермского края, Законодательным Собранием и  органами местного самоуправления  на паритетных началах;

19) принимает решения по  обращениям губернатора Пермского  края, по протестам и представлениям  прокурора Пермского края;

20) устанавливает в пределах  своей компетенции административную  ответственность граждан и должностных  лиц, если такая ответственность  не установлена федеральными  законами;

21) учреждает награды,  устанавливает почетные и специальные  звания, стипендии Пермского края;

22) заслушивает ежегодное  послание губернатора Пермского  края;

23) информирует губернатора  Пермского края о плане законопроектных  работ;

24) согласовывает кандидатуру  для назначения прокурора Пермского  края;

25) заслушивает ежегодные  отчеты губернатора Пермского  края о результатах деятельности  Правительства Пермского края, в  том числе по вопросам, поставленным  Законодательным Собранием Пермского  края.

В социально-экономической сфере:

1) регулирует бюджетный  процесс в Пермском крае;

2) утверждает бюджет Пермского  края и отчет о его исполнении, вносит в него изменения и  дополнения;

3) устанавливает региональные  налоги, сборы, тарифы, ставки и  иные платежи, а также льготы  по платежам в краевой бюджет  в соответствии с налоговым  законодательством;

4) устанавливает условия выпуска и порядок размещения краевых займов, облигаций, лотерей, векселей и других ценных бумаг;

5) определяет порядок  образования и деятельности государственных  краевых внебюджетных фондов, утверждает  бюджеты этих фондов и отчеты  об их исполнении;

6) устанавливает порядок  управления и распоряжения краевой  государственной собственностью, в  том числе долями (паями, акциями)  Пермского края в капиталах  хозяйственных обществ, товариществ  и предприятий иных организационно-правовых  форм, приватизации объектов собственности,  передачи объектов краевой собственности  в муниципальную собственность;

7) устанавливает порядок  предоставления земельных участков  под объекты федерального, межрегионального  и краевого значения, порядок  использования иных природных  ресурсов, охраны объектов природы  и культурного наследия;

8) определяет порядок  предоставления дотаций, субвенций,  ссуд из краевого бюджета;6

9) устанавливает меры  социальной поддержки и социального  обслуживания населения, поддержки  семей, развития здравоохранения,  образования.

Полномочия по контролю:

1. Законодательное Собрание  самостоятельно или через создаваемые  им органы осуществляет контроль за реализацией Устава Пермского края, законов Пермского края и иных решений, принятых Законодательным Собранием;исполнением бюджета Пермского края, использованием кредитных ресурсов и ассигнований из федерального бюджета, средств государственных краевых внебюджетных фондов. В соответствии с федеральным законом полномочия Законодательного Собрания по осуществлению контроля за исполнением бюджета Пермского края не могут быть ограничены; выполнением программ экономического, социального, культурного развития края и других программ; соблюдением установленного порядка управления и распоряжения краевой собственностью, а также федеральной и иной собственностью, переданной в управление органам государственной власти Пермского края; выполнением депутатами, руководителями Законодательного Собрания, его комитетов и комиссий своих депутатских и должностных обязанностей.7

Контроль за исполнением (реализацией) законов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством и регламентом Законодательного Собрания.

2. Основными формами контроля  являются:

Депутатские запросы; заслушивание и(или) утверждение отчетов, заслушивание информации; депутатские расследования, проводимые в порядке, установленном законом Пермского края; выражение недоверия губернатору Пермского края и должностным лицам органов государственной власти Пермского края, в назначении которых на должность Законодательное Собрание принимало участие.

3. Губернатор Пермского  края может быть отрешен от  должности Президентом Российской  Федерации в связи с выражением  ему недоверия Законодательным  Собранием.

Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия губернатору  принимается двумя третями голосов  от установленного числа депутатов  по инициативе не менее одной трети  от установленного числа депутатов.

Решение Законодательного Собрания о выражении недоверия губернатору  направляется на рассмотрение Президента Российской Федерации для решения  вопроса об отрешении губернатора  от должности.

4. Законодательное Собрание  может выразить недоверие председателю  Правительства Пермского края  и министру финансов Пермского  края.

Решение Законодательного Собрания Пермского края о выражении недоверия  указанным лицам принимается  не менее чем двумя третями  голосов от установленного числа  депутатов Законодательного Собрания Пермского края по инициативе не менее  одной трети от установленного числа  депутатов Законодательного Собрания Пермского края. Принятие решения  о недоверии Законодательного Собрания указанным должностным лицам  влечет немедленное освобождение их от должности.8

Законодательное собрание осуществляет свои полномочия посредством принятия законов и иных правовых актов.Решения Законодательного собрания принимаются в форме постановлений.

Порядок принятия Законодательным собранием законов и постановлений устанавливается законом края и регламентом Законодательного собрания. Законы и иные нормативные правовые акты пермского края обязательны для исполнения всеми находящимися на территории пермского края органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Невыполнение или нарушение законов и иных нормативных правовых актов пермского края влечёт за собой административную ответственность, предусмотренную федеральными законами. В случае если административная ответственность за указанные действия федеральным законом не установлена, она может быть установлена законом пермского края.

Законодательное собрание вправе принять решение о внесении пред-ставления о привлечении должностных лиц к административной ответст- венности за невыполнение ими законов и иных нормативных правовых актов.

 

1.3. Формирование Законодательного Собрания

 

Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Пермского  края и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и  прямого избирательного права при  тайном голосовании. Порядок выборов  депутатов Законодательного Собрания устанавливается в соответствии с федеральными законами.9

Законодательное Собрание состоит  из шестидесяти депутатов, избираемых на срок его полномочий и является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

Срок полномочий Законодательного Собрания - пять лет.

Выборы депутатов Законодательного Собрания Пермского края проводятся в сроки, установленные федеральным  законодательством. Если срок полномочий депутатов Законодательного Собрания истекает в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - в день голосования на указанных выборах.10

Полномочия начинаются с момента  открытия первого заседания Законодательного Собрания нового созыва. Первое заседание  созывается председателем Законодательного Собрания предыдущего созыва не позднее  двадцати дней после официального опубликования  общих итогов выборов. Открывает  первое заседание старейший по возрасту депутат.Губернатор Пермского края вправе созвать вновь избранное Законодательное Собрание ранее указанного в настоящей статье срока.Полномочия оканчиваются с момента начала работы Законодательного Собрания нового созыва и прекращаются досрочно в случаях, установленных федеральными законами и Уставом Пермского края.11

         Депутатом Законодательного Собрания может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования на выборах в Законодательное Собрание 21-летнего возраста.Статус депутата устанавливается законом края о статусе депутата в соответствии с федеральными законами, Уставом Пермского края и настоящим Законом.

Депутаты вправе осуществлять свои полномочия как на профессиональной постоянной, так и на непостоянной основе. На постоянной профессиональной основе в Законодательном Собрании может работать не более половины от числа депутатов, установленного частью 1 статьи 9 настоящего Закона. Решение  о работе депутата на постоянной профессиональной основе принимается Законодательным  Собранием в установленном порядке  при наличии письменного заявления  депутата.

Депутат, работающий на постоянной профессиональной основе, замещает выборную государственную  должность Пермского края и получает денежное содержание из средств краевого бюджета, определяемое законом края.12

 Для обеспечения полномочий Законодательное Собрание утверждает свою структуру, образует органы, избирает или назначает их руководителей.13

Выборы в Законодательное Собрание Пермского края второго созыва состоялись 4 декабря 2011 года. Собрание состоит  из 60 депутатов: 30 – избрано по одномандатным  округам, 30 – по краевому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.

В состав высшего органа законодательной  власти края вошли депутаты политических партий «Единая Россия» – 14 человек, КПРФ – 6 человек, ЛДПР – 5 человек, «Справедливая  Россия» – 5 человек.

Председателем Законодательного Собрания Пермского края избран Сухих Валерий  Александрович, первым заместителем –  Папков Игорь Валентинович, заместителями  – Митрофанов Сергей Валерьевич и  Ширяева Лилия Николаевна.14

В краевом парламенте образовано 5 постоянных комитетов: по социальной политике; по экономическому развитию и налогам; по развитию инфраструктуры; по государственной  политике и развитию территорий; по бюджету.15

Кроме того, действуют создаваемые  на добровольной основе депутатские  группы. Они имеют право вносить  на рассмотрение Законодательного Собрания в порядке законодательной инициативы проекты законов и иных правовых актов, поправки к законопроектам, принятым в первом чтении, предложения о  проведении депутатских слушаний, рассматривать  проекты законов, иных актов Законодательного Собрания и давать по ним предложения  и замечания.

В целях координации работы комитетов  и контроля исполнения законов Пермского  края создан Консультативный совет. В его состав входят председатель Законодательного Собрания, заместители  председателя, председатели комитетов, руководители фракций и депутатских  групп.16

В структуре Законодательного Собрания также образованы постоянно действующие  комиссии: по вопросам противодействия  коррупции в Пермском крае и по предварительному рассмотрению документов о награждении Почётной грамотой Пермского края, а также постоянно  действующая рабочая группа по правовому  регулированию отношений в сфере  агропромышленного комплекса Пермского  края.17

 

1.4 Законодательная, представительская и контрольная деятельность

 

Главной формой работы Законодательного Собрания является пленарное заседание.

Накануне пленарного заседания  профильные комитеты проводят заседания, где рассматривают законодательные  инициативы по направлениям своей деятельности, которые затем вносятся на рассмотрение Законодательного Собрания.

Проводятся выездные заседания  Консультативного совета и комитетов в территориях края с елью знакомства с ситуацией на местах, для того чтобы иметь четкое представление о состоянии дел и исполнении законов в данной территории. Важной формой деятельности парламента являются депутатские слушания по наиболее актуальным для Пермского края вопросам, которые проводятся открыто, с привлечением широкого круга общественности, представителей средств массовой информации. По результатам слушаний даются рекомендации по обсуждаемой проблеме.18

Эффективной формой работы является проведение «круглых столов», участие в которых принимают представители органов власти и широкая общественность.

Консультативный Совет 

В целях координации работы комитетов и комиссий и оказания помощи председателю Законодательного Собрания в организации деятельности Законодательного Собрания на срок его полномочий создается Консультативный совет.19

В состав Консультативного совета входят председатель Законодательного Собрания, первый заместитель председателя, заместители председателя, председатели комитетов, руководители депутатских объединений (фракций и групп) Законодательного Собрания.

Контроль исполнения законов

Одним из направлений деятельности Законодательного Собрания Пермского  края является контроль за исполнением принятых законов и постановлений.

Депутаты, анализируя ход  исполнения важнейших законодательных  актов региона, получают возможность  более качественно и оперативно вносить необходимые поправки в  действующие законы, а также оценивать  актуальность и своевременность  тех или иных законотворческих инициатив. При этом депутатская работа в  своих избирательных округах, участие  в выездных заседаниях комитетов  обеспечивает «обратную связь» с  населением Пермского края, позволяет  максимально учесть пожелания избирателей, тех социальных групп, отраслей экономики и территорий, интересы которых затрагивает тот или иной конкретный закон.

Задачами контроля являются: выявление и устранение причин, препятствующих исполнению законов, и оценка социально-экономической  эффективности законов; выработка  и принятие решений по вопросам контроля за исполнением законов.

В большей степени приоритетными  в части контроля являются те законы, которые имеют большое социальное и экономическое значение. Законодательное  Собрание ежегодно определяет и утверждает программу работы по контролю за исполнением законов. По этим законам осуществляется контроль по схеме: комитеты — Консультативный совет (выезжает в конкретные территории, чтобы непосредственно на месте изучать ситуацию) — пленарное заседание Законодательного

Собрания, где заслушивается  информация об исполнении тех или  иных законодательных актов.

Формы контроля

Особое место в процессе реализации контрольных полномочий традиционно принадлежит выездным заседаниям Консультативного совета Законодательного Собрания. По итогам каждого выездного  заседания вырабатываются рекомендации Правительству Пермского края, органам  местного самоуправления по устранению отмеченных недостатков и решению  проблем, выявленных в ходе контроля исполнения законов. 20

При этом Законодательное  Собрание края намечает сроки последующих  контрольных мероприятий, определяет дальнейшие меры по контролю исполнения законов в рамках своих контрольных полномочий.

Межпарламентские связи

Законодательное Собрание Пермского  края ведет активную межпарламентскую деятельность. Межрегиональное сотрудничество Законодательного Собрания представлено в формате взаимодействия с парламентами Самарской, Тюменской, Ленинградской, Нижегородской, Московской областей, республик  Татарстан, Марий Эл, Удмуртия, Чувашия  и др. С ними подписаны соглашения о сотрудничестве.В рамках соглашений осуществляется обмен опытом в законотворческой и аналитической деятельности. Осуществляется взаимный обмен нормативными правовыми актами, информационно-методическими материалами, новыми формами работы. Межпарламентская деятельность позволяет более эффективно организовывать деятельность законодательного органа и успешно использовать опыт законотворческой деятельности субъектов Российской Федерации. Межпарламентское сотрудничество играет также важную роль при внесении федеральных законодательных инициатив. 21

В сфере международного содружества  Законодательное Собрание взаимодействует  с представителями ландтага земли  Нижняя Саксония (ФРГ), графства Оксфордшир (Великобритания)и другими, что позволяет развивать сотрудничество в сфере образования, охраны окружающей среды и др.

Законодательный оган власти