Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 2

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….……….3

1. Парламентаризм как признак демократического государства……………………………………………………………….…….6

1.1. История российского парламентаризма………………………………….……6

1.2. Органы законодательной  власти Российской Федерации………………..…14

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ……...21

2.1. Понятие и принципы  законотворчества в Российской  Федерации……..….21

2.2. Субъекты и стадии законодательного процесса РФ…………………….…..28

3. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федераци…………………………………………………………………………33

3.1. Полномочия законодательных органов государственной власти субъектов

Российской Федерации…………………………………………………………….33

3.2. Внутренняя организация законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации……………………..………………………….37

Заключение……………………………………………………………………..41

Список использованных источников и литературы………….45

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Государственная власть в Российской Федерации на современном этапе осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Этот принцип закреплен в ст. 10 Конституции Российской Федерации. Важное значение для понимания природы и взаимодействия трех ветвей власти имеет закрепленное в данной статье положение об их самостоятельности. 
         Этот принцип был выработан мировой практикой развития демократических государств. Суть его в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

Поскольку существуют три основные функции государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная, каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Напротив, соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в деятельности одного органа государственной власти приводит к чрезмерной концентрации власти у этого органа, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима. Каждый государственный орган, осуществляющий одну из трех функций государственной власти, взаимодействует с другими государственными органами. В этом взаимодействии они ограничивают друг друга. Такая схема взаимоотношений часто называется системой сдержек и противовесов. Она представляет единственно возможную схему организации государственной власти в демократическом государстве.

На федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов, согласно Конституции, выглядит следующим образом. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, определяет нормативную базу деятельности всех органов государственной власти, влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти (самый серьезный инструмент влияния – возможность постановки вопроса о доверии Правительству), в той либо иной форме участвует в формировании Правительства, судебных органов Российской Федерации.

В настоящей работе будет рассмотрена такая ветвь власти в РФ как законодательная. Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов РФ. Законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах РФ самые различные названия, избираются гражданами РФ и обладают исключительным правом на принятие законов – Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов РФ для своих территорий. Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органом законодательной власти. Также не являются органами власти аппараты при органах государственной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов. 

Законодательная власть – это деятельность государства по установлению общеобязательных юридических норм, которая осуществляется, как правило, общегосударственным представительным органом. Верховенство законодательной власти ограничено принципами права, конституцией, правами человека. Она определяет форму государственного устройства, создает учреждения, определяет те правила, по которым они должны действовать. Законодательная власть является органом представительства интересов социальных общностей людей, осуществляющим функции по изданию законов, обязательных для исполнения всеми людьми, проживающими на определенной территории. В динамичной системе государства со временем законодательная власть развивается и прогрессирует. Соответственно изучение законодательной власти является актуальным на всем протяжении её существования.

Право может выражаться в различных формах, однако основным его источником в Российской Федерации является нормативно – правовой акт. Среди нормативно – правовых актов особое место занимает закон. Закон – нормативно – правовой акт, принимаемый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Как следует из определения закона, он имеет наивысшую юридическую силу среди всех нормативно – правовых актов. Именно поэтому законотворческий, или законодательный, процесс является главной составляющей процесса правотворчества, его ядром.

Объектом данного исследования выступает законодательная власть РФ как представитель интересов общества с учетом особенностей ее формирования и функционирования на современном этапе. Предметом исследования служат теоретико–правовые вопросы, связанные со становлением и развитием, нормативно–правовым обеспечением и практикой функционирования законодательной власти в Российской Федерации.

Целью данной работы является рассмотрение законодательной власти РФ в системе государственного управления. Данная цель достижима путем решения следующих задач:

1) изучить историю  российского парламентаризма;

2) изучить органы  законодательной власти РФ;

3) проанализировать законотворческий процесс в РФ;

4) рассмотреть полномочия и внутреннюю организацию органов законодательной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе исследования были использованы такие методы как исторический и информационный анализ.

 

1. Парламентаризм  как признак демократического  государства

 

1.1. История российского  парламентаризма

 

Парламентаризм в России имеет свою особенность развития, его история непроста, рождение парламентских форм в России растянулось на многие века.

Формирование Российского парламентаризма берет свое начало во времена политического развития Киевской Руси, земель Новгорода, Пскова, когда возникла и оттачивалась такая форма обсуждения общих дел и всенародного принятия решений, как вече.

Вече – как орган государственного управления и самоуправления –упоминается уже в 997 г. в Белгородской летописи.

Вече представляет собой общее собрание свободных жителей городов, созываемое для решения наиболее важных вопросов. От того, каковы были компетенция вече, роль представителей различных социальных слоев на нем, характер взаимоотношений вече с князем, в значительной мере завесили формы политического устройства отдельных русских земель. В большинстве из них вече не являлось постоянно действующим органом со строгой периодичностью собраний. Оно созывалось князем, тысяцкими или по инициативе самих граждан в особо важных случаях, к которым относились призвание или изгнание князей, объявление войны и заключение мира.

Существовал определенный порядок ведения вече. Решения принимались большинством присутствовавших. Постановление вече оформлялось вечевыми грамотами. Вечевые традиции давали о себе знать вплоть до середины XVII в., проявляясь в моменты острых социальных конфликтов и внешней опасности.[6,с.200]

Следующий этап в развитии Российского парламентаризма связан с процессом объединения русских земель вокруг Москвы. Образовалось единое общенациональное государство.

В Московском государстве заметную роль в законотворческой деятельности играли земские соборы.  Земские соборы – особая форма власти, организации и представительства в российских условиях основных групп господствующих сословий, общегосударственные учреждения в России в середине XVI – XVII вв.

Следующие земские соборы (1651 и 1653 гг.) были посвящены вопросу о поддержке антипольской борьбы украинского народа. Собор 1653 г. вынес решение о принятии Малороссии в подданство московского царя. В 1681 – 1684 гг. состоялся собор в связи с делами об «устроении и улучшении государевых ратей». Петр I уже не нуждался в соборах. Прекращение деятельности земских соборов во второй половине XVII в. вытекало из общего укрепления централизованного аппарата самодержавной власти, которая, опираясь на приказное управление, перестала нуждаться в постоянной деятельности обширного сословного правления.

Земские соборы, не став полноправными законодательными органами, все же прочно вошли в законодательную историю России. Вплоть до революции 1905 г. идея Земского собора продолжала быть в России важным символом для самых разных политических сил.

В политической системе XV в. заметную роль играла Боярская дума, явившаяся преемницей княжеского совета, но со слиянием удельных русских княжеств в единое государство изменились ее состав и статус.

Боярская дума – один из высших институтов государственного управления в Русском государстве X– XIII вв., не обладавший самостоятельной, раздельной от великого князя и царя компетенцией и носивший совещательный характер.

С образованием в XV в. Русского централизованного государства Боярская дума превратилась в постоянный совещательный орган при верховной власти. Преобладающее влияние в Боярской думе принадлежало боярам из титулованной знати – представителям княжеских фамилий. В эпоху сословно – представительной монархии Боярская дума осуществляла власть совместно с царем. Ее влияние было значительным и в работе Земских соборов. Боярская дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод, утверждала новые налоги и т.д.

При всей своей значимости и политическом влиянии Боярская дума все – таки имела статус законосовещательного, а не законодательного органа власти, работая по формуле «государь указал, и бояре приговорили».

С воцарением Петра I Боярская дума прекратила свое существование, а законодательство вновь оказалось в руках одного лица – на сей раз императора.

Следующий из этапов в развитии отечественного парламентаризма охватывает период с начала XVIII до начала ХХ вв.

В 1711 г. Петр I образовал Сенат – высшее административное учреждение, заменившее Боярскую думу, которому, в числе прочего, вменялась в обязанности подготовка различных законопроектов, что, однако, не превращало его в законодательный орган. Законопроекты разрабатывались департаментами, рассматривались группами сенаторов и чиновников, после чего они бывали представлены императору, вносившему в них свои соображения и подписывавшему документы, обретавшие тем самым силу законов.

Екатерина II начала свою деятельность с издания Манифеста о созыве депутатов в «Комиссию для сочинения проекта нового уложения» (1767 г.). Императрица подготовила «Наказ», с которым и выступила перед этими депутатами. Но работа Комиссии завершилась тем же нулевым итогом.

В 1801 г. на российский престол взошел Александр I, воспитанный в духе возвышенных идей и благородных стремлений. Александр любил поговаривать о необходимости законности, свобод, представительного правления, даже намекал на свою приверженность к республике. [21, с.441]

Надвигалась новая война с Францией. Александр был снят со своих постов и отправлен в ссылку.

Реформы 1802-1811 гг. не изменили самодержавной сущности политической системы России. Они лишь усилили централизацию и бюрократизацию государственного аппарата. Как и прежде, император обладал верховной законодательной и исполнительной властью.

В марте 1821 г. на Украине было образовано «Южное общество». Его создателем и руководителем стал П.И. Пестель, убежденный республиканец. Учредителями были также А.П. Юшневский, Н.В. Басаргин, В.П. Ивашев и др. В 1822 г. в Петербурге было образовано «Северное общество». Его признанными лидерами стали Н.М. Муравьев, К.Ф. Рылеев, С.П. Трубецкой, М.С. Лунин, Е.П. Оболенский и др. Это были крупные для того времени политические организации, обладавшие хорошо теоретически разработанными программными документами. [24, с.227]

Программным документом «Южного общества» стала «Русская Правда», составленная Пестелем. Полное название этого проекта - «Русская Правда, или Заповедная Государственная Грамота Великого Народа Российского, служащая заветом для усовершенствования Государственного устройства России и содержавшая верный наказ как для народа, так и для Временного Верховного Правления». Работа над проектом длилась почти десять лет.

Россия должна была превратиться в единое унитарное государство без учета национальных особенностей ее регионов. Верховная власть разделялась на законодательную (Верховное Вече) и исполнительную (Державная Дума). Контролировать деятельность этих органов должен был Верховный Собор.

Верховное Вече составлялось из 500 народных представителей, избиравшихся на пять лет. Державная Дума должна была состоять из пяти депутатов, избираемых народом на пять лет.

Верховный Собор должен был состоять из 120 «бояр», которые должны были назначаться пожизненно и не участвовали бы в других органах власти.

Местные органы власти должны были формироваться на общем волостном собрании (земское народное собрание), которое должно было собираться каждый год и выбирало своих депутатов в «наместные собрания» (наместное волостное собрание, наместное уездное собрание, наместное окружное или губернское собрание). Император мог назначать министров (финансов, иностранных дел, военного и морского).

Верховным органом законодательной власти должно было стать Народное вече. Оно состояло из двух палат: верхней палаты – Верховной думы, и нижней – Палаты народных представителей. Каждый законопроект должен был читаться по три раза в каждой палате, чтения должны были быть разделены несколькими днями для обсуждения закона. В каждой области должны были находиться две палаты: Областная Дума и Палата Выборных.

Формировались органы законодательной власти путем выборов. Депутаты в обе палаты избирались на шесть лет, каждые два года треть их переизбиралась. В верхнюю палату избиралось по 3 депутата от каждой «державы», и по 2 – от области, в нижнюю – по 1 депутату от 50 тысяч жителей мужского пола.

Политический курс нового императора Николая (1825 – 1855 гг.) был охранительным по своей сути. Одной из главных задач своего правления Николай считал борьбу с революционерами любыми средствами, предотвращение нового противогосударственного выступления. Император очень опасался того, что в России может произойти революция, он говорил, что пока будет жив, не допустит этого.

Николай I умер в 1855 г., завещая заботу о России наследнику – сыну Александру. Император Александр II (1855 – 1881 гг.) вступил на российский престол 19 февраля 1855 г.

В ходе реформ Александра II в России в 1864 г. учреждаются земства – всесословное  представительство на уровне уездов и губерний, а в 1870 г. формируются городские сословные представительные учреждения – органы городского самоуправления.

В последние годы жизни Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство царя – реформатора и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России по пути создания парламента.

Возникновение парламентаризма в России в современном его понимании начинается с революции 1905 – 1907 гг.

В 1894 г. в России императором стал 26-летний Николай II (1894 – 1917 гг.). Суть внутренней политики правительства Николая II состояла в том, чтобы не поступиться основными самодержавными принципами и в то же время снять социальную напряженность в стране.

По Манифесту от 17 октября 1905 г. Государственная Дума провозглашалась «законодательным учреждением». Дума имела право делать запрос различным должностным лицам, выступать с законодательной инициативой. К её компетенции относилось утверждение бюджета, утверждение штатов и смет различных ведомств, утверждать отчет Государственного контроля, рассматривать все вопросы, связанные с железнодорожным строительством, и т. д.

Выборы в первую Государственную думу проходили в феврале – марте 1906 г.

В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (правооктябристское и октябристско – кадетское). Деятельность ее проходила в период обострения мирового кризиса канун Первой мировой войны. В Думу четвертого созыва было внесено 2625 законопроектов, но рассмотрено было лишь 1239.

Царским указом от 25 февраля 1917 г. деятельность Государственной думы как официального органа государственной власти была временно приостановлена.

После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 г. стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. [6, с.321]

После Октябрьской революции 1917 г. большевики во главе с В.И. Лениным создали принципиально новую политическую систему. Они ликвидировали все старые государственные учреждения.

Высшим органом власти в период между съездами становился Всероссийский Центральный исполнительный комитет (ВЦИК).

3 января 1918 г. постановлением ВЦИК Учредительное собрание было лишено законодательных прерогатив.

6 января 1918 года ВЦИК принял  декрет о роспуске собрания. После  роспуска Учредительного Собрания, 10 января 1918 года открывается III Всероссийский  съезд Советов рабочих и солдатских  депутатов, 13 января 1918 года начинает  работу III Всероссийский съезд Советов  крестьянских депутатов. В этот же день съезды объединили свою работу и слились и получили название «Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов» (по конституции 1918 года они будут называться «Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов».

III Всероссийский съезд Советов  принимает документы, оформляющие  структуру и полномочия органов  государственной власти. В наименовании  правительства постановлением Съезда  снимается слово «временное».

10 июля 1918 года V съезд Советов утвердил  первую Конституцию РСФСР. Конституция  состояла из шести разделов: 1. Декларация прав трудящихся и  эксплуатируемого народа. 2. Общие  положения Конституции. 3. Конституция  Советской власти. 4. Активное и  пассивное избирательное право. 5. Бюджетное право. 6. О гербе и  флаге РСФСР.

К началу 20 – х годов на территории бывшей Российской империи существовало несколько независимых государственных объединений - РСФСР, Украинская, Белорусская и др. С окончанием гражданской войны во взаимоотношениях республик сохранились политические и углубилось экономическое сотрудничество. В октябре – ноябре 1922 года после обсуждения вопроса о форме государственного объединения была принята идея В.И. Ленина об образовании союзного государства как федерации равноправных республик. В декабре 1922 года во всех республиках состоялись съезды Совета, участники которых одобрили предложение В.И.Ленина. Первый Всесоюзный съезд Советов 30 декабря 1922 года утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами Союза ССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР.

В июле 1923 года II сессия ЦИК приняла Конституцию, которая была утверждена в январе 1924 года II съездом Советов СССР.

Произошедшие изменения в экономическом, социально – политическом и национально – государственном развитии Советского Союза с середины 20-х годов потребовали изменения Основного Закона. 5 декабря 1936 года VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил новую Конституцию СССР. В Основном Законе были отражены перемены в национально-государственном устройстве СССР, появление новых союзных и автономных республик и областей. В связи с ликвидацией ЗСФСР возникли самостоятельные республики: Армянская, Азербайджанская и Грузинская ССР. Общее число союзных республик, непосредственно входящих в состав СССР, возросло до 11.

В октябре 1977 г. внеочередная сессия Верховного Совета СССР приняла новую Конституцию. В основу новой Конституции была положена концепция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства – Совет. Отныне они стали называться Советами народных депутатов.

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей.

В марте 1990 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию Конституции СССР, в которой кардинально изменилась статья шесть, которая говорила, что в общественно – политической жизни страны закреплялся отказ от монополии КПСС и признавалось наличие в СССР многопартийности.

Так в истории России завершилась эпоха Съездов народных депутатов и Верховных Советов.

1.2. Органы законодательной  власти Российской Федерации

 

В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации через законодательные органы народ осуществляет свою власть. Парламенты, прежде всего, олицетворяют демократические начала государства, выступают гарантами демократии. Этим обусловлен набор их властных полномочий, роль и значимость в системе органов государственной власти. Законодательные органы определяют содержание законодательства, активно влияют на практику его применения. Их деятельность, безусловно, отражается на уровне благосостояния как населения страны в целом, так и жителей отдельных регионов, а также на состоянии охраны общественного порядка, на реализации гражданами своих конституционных прав и свобод, их гарантиях и защите. Реалии российской действительности таковы, что от законодательных органов во многом зависят темпы развития Российской Федерации как демократического федеративного правового государства, создание условий для идеологического многообразия и многопартийности, содержание компетенции государственных органов, политическая и правовая активность граждан. Деятельность законодательных органов существенно влияет на процессы обеспечения территориальной целостности Российской Федерации и укрепление правового статуса ее субъектов. И наконец, без парламентов невозможно вхождение России в европейское и мировое сообщества стран с высокой правовой культурой, эффективной системой реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.[22,с.50]

В Конституции РФ определена структура парламента РФ – Федерального Собрания – как двухпалатного органа.[22,с.61] Аналогичная структура парламента получила значительное распространение в мире благодаря двум преимуществам: возможности обеспечить наряду с общим представительством интересов всей нации также особое представительство коллективных интересов населения крупных регионов (в федеративном государстве – субъектов федерации), либо интересов иных групп общества, играющих в нем важную роль; возможности сделать оптимальным законодательный процесс, установив противовес возможным скоропалительным и мало продуманным законодательным решениям одной палаты.

Федеральное собрание является постоянно действующим государственным органом, состоящим из двух палат – Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации, согласно Конституции РФ, входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти. Государственная дума состоит из 450 депутатов.

Занимая весьма важное место в системе государственных органов постсоветской России Федеральное собрание выполняет в законодательном процессе ключевую роль. К его исключительным полномочиям относится принятие таких важнейших юридических актов, как федеральные конституционные законы, законы о поправках к действующей Конституции и обычные – федеральные законы. В законодательном процессе участвуют две палаты российского парламента, их различные структуры (комитеты, комиссии, фракции, депутатские группы), Президент РФ. При подготовке и внесении законопроектов активно участвует Правительство РФ и его структуры, судебные органы, общественные организации, субъекты Российской Федерации, органы местного самоуправления. Кроме того, в законодательном процессе принимают участие различные вспомогательные рабочие органы, консультативные и экспертные группы, представители общественности.

Конституция содержит лишь отдельные положения и нормы, которые могут быть отнесены к проблеме структуры Совета Федерации.

Во–первых, ст. 96 Конституция РФ предусматривает: порядок формирования Совета Федерации устанавливается федеральным законом.

Во–вторых, Совет Федерации состоит из членов Совета Федерации, причем одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

В–третьих, Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

В–четвертых, в целом организационно – структурную основу Совета Федерации составляют корпус членов Совета Федерации и образуемые ими комитеты и комиссии. Перечень и конкретные функции комитетов и комиссий Совета Федерации содержатся в Регламенте Совета Федерации.

Совет Федерации в соответствии со своим Регламентом также образует комитеты, комиссии из числа членов палаты. В Регламенте Совета Федерации достаточно подробно регламентируются вопросы статуса, перечня, задач, функций, полномочий, порядка образования данной палатой комитетов и комиссий.[23,с.45]

Совет Федерации образует следующие комитеты: по конституционному законодательству и судебно – правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны; по бюджету, налоговой политике, финансовому, таможенному и валютному регулированию, банковской деятельности; по вопросам социальной политики; по делам СНГ; по аграрной политике; по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии; по делам Федерации, Федеральному договору и региональной политике; по делам Севера и малочисленных народов.[22,с.37]

Компетенция Председателя Совета Федерации весьма обширна:

1) предоставление на рассмотрение  Совета палаты проекта повестки дня заседания Совета Федерации;

2) организация работы Совета  палаты;

3) ведение заседания палаты;

4) подписание постановлений Совета  Федерации;

5) ведение внутренним распорядком  деятельности палаты в соответствии  с полномочиями, предоставленными  ему Конституцией РФ и Регламентом  Совета Федерации.

Первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации подлежат:

1) послания и обращения Президента;

2) поправки к гл.3 – 8 Конституции РФ;

3) проекты постановлений Совета  Федерации по вопросам, отнесенным  к ведению Совета Федерации  в соответствии с ч.1 ст.102 Конституции РФ;

4) предложения о пересмотре положений  гл. 1,2 и 9 Конституции РФ;

5) федеральные законы, принятые  Госдумой, по вопросам ратификации  и денонсации международных договоров  РФ.

Совет Федерации обладает довольно широкими полномочиями и играет важную роль в осуществлении государственной власти в Российской Федерации. Его полномочия закреплены в нескольких статьях Конституции РФ (102, 105, 106, 108). Поскольку Совет Федерации является частью парламента, то важнейшая область его деятельности – законодательная. Он обладает правом законодательной инициативы, т.е. правом внесения законопроектов в Государственную Думу, причем это право принадлежит как Совету Федерации в целом, так и его отдельным депутатам. Кроме того, Совет Федерации рассматривает законы, одобренные Государственной Думой, и принимает по ним решения.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. 2