Занятость и безработица на молодежном рынке труда

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Макроэкономика»

На тему: «Занятость и безработица на молодежном рынке труда» 

Направление 080100 «Экономика»

Дневное отделение 

          Руководитель курсовой  работы

                                                                                                         Ю.И.  Кузнецова

          Курсовую работу выполнила

          студентка 2 курса 14группы                                            С.П.Матвиенко 
 
 

Воронеж-2012

Содержание

      Введение

  1. Теоретические основы исследования занятости и безработицы на молодежном рынке труда
    1. Понятие безработицы, её причины, виды и измерения
    2. Специфика молодежного рынка труда
    3. Возможности совмещения работы и учебы
  2. Анализ занятости и безработицы на молодежном рынке труда на примере Воронежской области
    1. Анализ уровня и структуры безработицы
    2. Меры, направленные на повышение эффективности функционирования молодежного рынка труда

    Заключение

    Список использованных  источников и литературы 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    Введение 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.1.Понятие  безработицы, ее  причины, виды  и измерения.

Безработица — это социально-экономическое явление, при котором часть рабочей силы (экономически активного населения) не занята в производстве товаров и услуг. Безработные и занятые составляют трудовые ресурсы страны.

L=U+E                                                                     (1)

где L — численность трудовых ресурсов; U — число безработных; Е — число занятых.

К трудовым ресурсам относится та часть трудоспособного  населения, которая хочет и может  работать, включая занятых и безработных. В России принадлежность к занятым  и безработным определяется в  соответствии с Законом РФ "О  занятости населения в Российской Федерации". Занятыми считаются граждане:

- работающие по найму, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу);

- временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификаций, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами;

-  самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели, лица, занятые ИТД, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;

- избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

-проходящие службу в Вооруженных Силах, внутренних и железнодорожных войсках, органах государственной безопасности;

 -трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, ПТУ, а также проходящие очный курс обучения в высших, средних специальных и других учебных заведениях, включая обучение по направлениям федеральной государственной службы занятости населения.

По статистике развитых стран занятыми считаются: а) лица, работающие за плату в течение недели на момент статистического опроса вши на собственных предприятиях; б) лица, проработавшие не менее 15 часов в неделю бесплатно на предприятиях, принадлежащих членам их семей; в) временно нетрудоспособные и находящиеся в отпусках.

Занятые делятся на работающих полную и неполную рабочую неделю. В США работающими полную неделю считаются те, кто работает 35 часов и более в течение недели, неполная рабочая неделя составляет от 1 до 34 часов. Таким образом, к занятым относят ту часть населения, которая хочет, может работать и работает.

Вместе  с тем с течением времени работающие люди могут стать безработными и наоборот. Подобное движение рабочей силы наглядно иллюстрирует рис. 1. В реальной экономической жизни безработица выступает как превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

На рынке  труда ситуация с занятостью может  быть охарактеризована с помощью  показателя измерения уровня занятости: уровня безработицы или нормы  безработицы (u).

Уровень безработицы (u) — отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выражается в %:

U=(U/L)* 100%                                  (2)

Показатель  u рассчитывается для населения в целом и для отдельных групп: мужчин и женщин, белых и черных, подростков, по возрасту и т.д. (в зависимости от национальных особенностей стран).

Безработным считается тот, кто хочет, но пока не может найти работу (не работающие граждане в ожидании выхода на новую  работу, являющиеся временно уволенными и т. д.), но обязательно ищущий работу.

В России по Закону РФ "О занятости населения  в Российской Федерации" (ст. 3) "безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовы приступить к ней". Безработными не могут быть признаны граждане, не достигшие 16-летнего возраста, пенсионеры (кроме инвалидов III группы). Социальная статистика многих развитых стран относит к безработным лиц, незанятых на момент проведения опроса о статусе их занятости, предпринимавших попытки найти работу в течение предыдущих четырех недель и зарегистрированных на бирже труда. В США для определения принадлежности к занятым, динамики занятости и безработицы проводятся по соответствующим методикам специальные еженедельные опросы граждан в различных социальных, профессиональных и демографических группах экономически активного населения (рабочей силы). В месяц это более 70 тыс. человек.

Если  уровень безработицы остается неизменным, т.е. рынок труда находится в устойчивом состоянии, то число принятых на работу (fU) должно быть равно числу уволенных (sЕ):

fU=sE,                                             (3)

где f— показатель уровня трудоустройства, т. е. доля безработных, которые ежемесячно находят работу;

s — показатель уровня увольнения рабочих, т. е. доля занятых, которые ежемесячно теряют работу.

Допускаем, что s и f— постоянные величины.

Если  формулу (1) представить в виде Е = L -U, то fU = s (L - U), разделив обе части на L:f*U/L = s(1 - U / L) и выделив U/L,получим:

U/L=s/s+а                                 (4)

Таким образом, уровень безработицы зависит  от уровней трудоустройства и увольнения. Следовательно, чем больше теряющих работу, тем выше безработица и, чем быстрее люди находят работу, трудоустраиваются, тем безработица меньше. Поэтому любая экономическая политика, направленная на снижение безработицы, должна быть ориентирована либо на уменьшение уровня увольнения, либо на увеличение уровня трудоустройства. Поэтому, те меры, которые воздействуют на f и s, меняют естественный уровень безработицы.

Причины безработицы

Общей причиной безработицы является дисбаланс  спроса и предложения на рынке труда. Но существует также ряд причин, делающий существование: безработицы устойчивым явлением даже при достижении ситуации равновесия на рынке труда. Это, прежде всего, смена места работы, которая может быть вызвана различными причинами, в том числе поисками большего заработка, лучших условий труда, сменой места жительства и т. д.; несовершенство информации о вакантных рабочих местах, несоответствие профессий, квалификации рабочих рабочим местам, структурные сдвиги и кризисы, банкротство фирм, личные обстоятельства и множество других причин, которые не позволяют достичь равновесия на рынке труда. На уровень безработицы может оказывать влияние и государственная политика — как в сторону сокращения, так и в сторону увеличения. Это — система страхования по безработице, выплата пособий и т. д. Максимальный срок получения пособия в Японии — 40 недель, в США типичный американский рабочий получает 50 % своей последней заработной платы в течение 26 недель. В РФ срок выплаты пособия — 1 год. Смягчая экономические последствия потери работы, страхование по безработице вместе с тем увеличивает число безработных, так как работники менее активно ищут работу и имеют время для выбора. Статистика свидетельствует, что уровень трудоустройства резко возрастает к моменту прекращения выплат по безработице. В то же время страхование по безработице положительно с точки зрения уверенности рабочих в получении некоторого дохода и возможности устройства на привлекательную работу в соответствии с профессией и уровнем квалификации. Обществу тоже невыгодно, когда специалист занят неквалифицированным трудом, поскольку более квалифицированный труд в единицу времени создает большую стоимость, а общество должно эффективно использовать ограниченные ресурсы.

В качестве причины безработицы может выступать  жесткость заработной платы, т. е. ее неспособность к быстрому изменению для приведения рынка труда в равновесие. Если заработная плата выше равновесного уровня , предложение труда превышает спрос на него . Безработные ждут возможности получить работу. Безработица, вызванная: жесткостью заработной платы, называют безработицей ожидания (рис.2). Безработица ожидания существует из-за того, что фирмы не могут снизить заработную плату до равновесного уровня, несмотря на избыток на рынке труда.

Существует  ряд причин жесткости заработной платы. Главные из них: законы о минимальной  заработной плате, монопольная сила профсоюзов, установление стимулирующей, "эффективной" ставки заработной платы.

Виды  безработицы

Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданием работы, с тем, что установление соответствия между рабочими и рабочими местами требует времени. У работников разные склонности и способности, различны профессиональные требования к каждому рабочему месту; несовершенна система информации; мобильность рабочей силы может быть ограничены или связана со значительными трудностями (например, существование прописка в РФ).

В силу ряда обстоятельств, в том числе, не выдержав конкуренции, предприятия  могут закрываться, а высвободившейся  рабочей силе необходимо время или смена жительства для трудоустройства.

Считается, что фрикционная безработица не требует переподготовки. К этому виду безработицы относятся молодые люди, впервые ищущие работу, а также те, кто сам хочет сменить профессию и для этого должен пройти переподготовку. Фрикционная безработица обычно кратковременна, но ее трудно преодолеть. Поскольку фрикционная безработица существует в связи с тем, что в рыночной экономике неизбежны процессы закрытия тех или иных предприятий, она является неизбежным спутником рыночных отношений и составляет часть естественного уровня безработицы. Чем лучше организована работа государственных служб занятости, тем ниже фрикционная безработица. Прежде всего, необходима широкая информированность о вакансиях и эффективная, оперативная система профессиональной переподготовки

Структурная безработица — безработица, связанная со структурными сдвигами, с перестройкой структуры производства. Она может захватывать отдельные отросли, профессии и экономические районы. Например, если товары дешевле импортировать, чем производить внутри страны, или если спрос на продукцию какой-либо отрасли значительно упал, предприятия сокращают производство — возникает структурная (отраслевая) безработица. Могут быть целые экономические районы, где доля безработных все время выше, чем в других районах (региональная безработица). Научно-технический прогресс в отдельных областях приводит также к высвобождению рабочей силы (технологическая безработица). Эти процессы происходят постоянно, и поэтому размер структурной безработицы наряду с фрикционной определяет естественный уровень безработицы.

Структурные безработные не могут получать работу без переобучения, переподготовки, поэтому структурная безработица более долговременна. В качестве мер по сокращению длительности структурной безработицы могут быть использованы разнообразные формы подготовки и переподготовки кадров, выплаты субсидий и предоставление льгот компаниям, осуществляющим самостоятельную, заблаговременную переподготовку своих

работников. Для структурно слабых регионов могут  быть приняты целевые программы  по стимулированию инвестиций и т. д.

Циклическая (конъюнктурная) безработица  — безработица, вызванная спадом, дефицитом спроса. Эта безработица зависит от длительности спада и может сокращаться только благодаря антициклическим мерам, затормаживающим и слишком сильный рост экономики, и ее быстрый спад. Циклическую безработицу считают среднесрочной (приблизительно до 5 лет).

По качественным признакам, по характеру возникновения  выделяют следующие виды безработицы:

Институциональная безработица порождена самими институтами рынка рабочей силы и факторами, влияющими на спрос и предложение. Например, высокий уровень пособий по безработице по сравнению с минимальной заработной платой, да и сама минимальная заработная плата, значительные выплаты пособий по линии социального обеспечения, рост налогов, снижающих доходы до уровня социальных вы пшат, способствуют увеличению уровня безработицы. К институциональной откосят безработицу, связанную с инерционностью рынка рабочей силы, не способного перестраиваться с той же скоростью, что и производство, а также безработицу, возникающую из-за несовершенства информации о вакантных рабочих местах.

Хотя  система страхования по безработице  увеличивает численность безработных, поскольку работники имеют возможность дольше искать подходящую работу. В тоже время фирмы легче идут на увольнения, зная, что работник: не останется без средств к существованию. В ряде стран предусмотрено, что фирма должны в той иди иной степени выплачивать компенсацию уволенным рабочим, или осуществлять их переобучение. Сторонники выплаты пособий по безработице считают, что в результате общество и экономика выигрывают от существования пособий, так как работники могут найти работу, лучше соответствующую его способностям, а это должно способствовать росту экономической эффективности.

Сезонная  безработица (ее иногда относят к фрикционной) обусловлена временем года и наступает регулярно, например, при остановке строительных и сельскохозяйственных работ зимой или при снижении спроса на рабочую силу во время летних отпусков. Сезонная безработица не может быть устранена полностью, ее можно несколько уменьшить (применяя в строительстве морозостойкие материалы, сборный и монолитный железобетон, механизируя строительный процесс и т. д.).

По  формам проявления выделяют открытую (регистрируемую) и скрытую. В любой стране в силу принятых статистикой расчетов существует скрытой безработица, когда работник сам ищет работу, не регистрируясь в службах занятости, или готов устроиться на работу, только если она ему

понравится. Особенно значительна скрытая безработица  в настоящее время в России. Так называемые "вынужденные отпуска", в которых работники многих промышленных предприятий находятся месяцами, фактически являются формой проявления скрытой безработицы (хотя статистически она не учитывается). Очень важно отслеживать продолжительность безработицы. Это связано, в первую очередь с деградацией рабочей силы, снижение уровня жизни и т. д. Часть трудоспособного населения, которая отчаялась найти работу и уже не обращается в службы занятости ("отчаявшиеся") экономическая статистика даже не учитывает — это так называемая застойная безработица.

Таким образом, официальная статистика не в полной мере дает представление об истинном положении на рынке рабочей силы и необходимы организация и систематическое проведение соответствующих вопросов, экспертиз и, в конечном счете — совершенствование самих методик статистических подсчетов безработицы. 

    Временная занятость  – это специальная программа  для юношей и девушек в возрасте 14-17 лет, реализацию которой осуществляет Государственная служба занятости населения. Участие в этой программе позволяет трудоустроиться на временную работу учащимся общеобразовательных школ, начальных и средних профессиональных учебных заведений, как в период каникул, так и в свободное от учебы время в течение всего учебного года. Благодаря этому молодые воронежцы имеют возможность приобрести свой первый трудовой опыт, заработать собственные деньги, почувствовать себя увереннее и самостоятельнее, найти новых друзей и, наконец-таки, узнать, что такое рынок труда! 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

1.2Специфика молодежного рынка труда

Незанятая молодежь представляет собой один из четко определенных устойчивых сегментов  рынка труда, характеризующийся  стабильным ростом предложения рабочей  силы. Молодежный рынок труда формируется  молодыми людьми, нуждающимися в трудоустройстве. Это незанятые выпускники вузов, среднетехнических и среднеспециальных, общеобразовательных учебных заведений. Рынок труда пополняется и за счет демобилизованных воинов срочной службы. В последнее время существенен для регионов Российской Федерации приток молодежи за счет мигрантов. Разумеется, не все выпускники учебных заведений ищут работу и попадают на рынок труда. Часть из них планирует продолжить образование, другие не трудоустраиваются по иным причинам. Молодежный рынок труда имеет свою специфику.

Во-первых, он характеризуется неустойчивостью  спроса и предложения, обусловленной  изменчивостью ориентацией молодежи, ее социально-профессиональной неопределенностью. Положение усугубляется обострением  социальных проблем молодежи, связанных  с коренным изменением социокультурных и политических условий развития личности, что влечет за собой возрастающие трудности самоопределения молодых людей, в том числе и в профессиональном плане.

Во-вторых, специфична для молодежного рынка  труда низкая конкурентоспособность  по сравнению с другими возрастными  группами. Молодежь подвергается наибольшему  риску потерять работу или не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой  рабочей силы, вступающей на рынок  труда впервые, сокращаются. Ограничение  спроса на рынке труда снижает  возможности трудоустройства выпускников  учебных заведений.

В-третьих, молодежная занятость имеет явные  и скрытые размеры. Продолжает увеличиваться  группа молодежи, которая нигде не работает и не учиться, к концу 2010 года ее численность в целом по России превысила миллион.

В-четвертых, молодежный рынок труда характеризуется  большой вариантностью. Это обусловлено  тем, что на него выходят выпускники учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по всем возможным  профессиям. Отсутствие спроса на региональном рынке труда на многие из них, приводит к тому, что большая часть ищущих работу молодых людей, в том числе  недавних выпускников учебных заведений, трудоустраивается по специальностям, далеким от базового образования, для  многих переподготовка является единственной возможностью получить работу. Ежегодно из числа выпускников каждый четвертый  становится потенциальным кандидатом на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, пятая часть  молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией, характером труда уже в первый год работы после окончания учебного заведения.

В-пятых, на молодежном рынке труда создалась  чрезвычайно сложная ситуация с  женской занятостью: традиционно  среди выпускников учебных заведений, особенно вузов, женщины составляют значительную долю, при этом работодатели отдают явное предпочтение при приеме на работу мужчинам.

Складывающийся  рынок труда предполагает выявление  приоритетных профессий и специальностей на определенный момент. В связи  с этим возникли теоретические и  прикладные задачи по количественному  и качественному сопоставлению  востребуемых рынком труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка специалистов в учебных заведениях.

Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа  выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют  не только опыта работы, но и возможности  получения такого опыта.

Решение этой проблемы участники группы видят  в реализации такого механизма как  квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно - принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет. Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров.

Здесь полезным было бы ввести практику получения  рекомендательных писем с мест такой  работы. Временная занятость выпускников  в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном  рынке труда.

На федеральном  уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока несовершенна из-за недостатка бюджетных средств, но идея продвигается уже сейчас.

Проблема  дисбаланса спроса и предложения  на рынке труда заключается в  том, что существует несоответствие между тем, какие специальности  на конкретный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают  вузы. В данном случае речь идет о  том, что рынок труда в настоящее  время даже приблизительно сложно прогнозировать на те же пять-шесть лет, поскольку  экономическая ситуация в обществе нестабильна. Приобретая, казалось бы, престижную специальность, выпускник  рискует оказаться невостребованным по окончании вуза в связи с  резко изменившимся рейтингом престижных специальностей. В данном случае наиболее важным представляется наличие у  выпускников навыков, позволяющих  быстро адаптироваться к изменившейся ситуации. Эти навыки должны воспитываться  в процессе социализации личности, как в семье, так и во время  обучения специальности.

Другим  механизмом адаптации к требованиям  рынка является переобучение специалистов в службе занятости и в вузах. Для этого могут быть использованы механизмы получения различного рода кредитования обучения студентов работодателями, что позволяет выпускникам определиться с дальнейшим местом работы.

Кроме того, возможно налаживание механизма, при котором вузы будут заключать  с предприятиями прямые договора на обучение специалистов требуемых  специальностей. Создание информационных систем, позволяющих учитывать спектр вакансий, анализировать их и прогнозировать ситуацию на рынке труда тоже улучшит  ситуацию. Такая работа уже начата, о чем проинформировали представителя  муниципальной власти в группе.

Проблема  адаптации на рынке труда выпускников  вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. Проблема «вуз-армия-рынок» состоит  в том, что молодые люди, получившие специальность в вузе, при прохождении  военной службы теряют квалификацию и, возможно, уже имевшееся место  работы. После возвращения со службы эти граждане зачастую в силу различных  причин не имеют возможности возобновить  свою квалификацию. В результате рынок  труда теряет квалифицированных  специалистов, а граждане, отслужившие  в армии - возможность получить достойную  работу. Частично это связано с  тем, что в данной ситуации, оказывается, практически невозможно получить статус безработного и встать на учет на бирже  труда. В качестве возможных путей  решения было предложено разработать  на муниципальном уровне через департамент  занятости населения специальную  программу по адаптации на рынке  труда выпускников вузов, являющихся рядовыми запаса российской армии. К  реализации данной программы могли  бы подключиться общественные организации  города. Одним из шагов реализации подобной программы может стать  создание при общественных организациях консультативных центров по вопросам трудоустройства для рядовых  запаса российской армии. Также необходима защита этих граждан на законодательном уровне. В частности - обеспечить этой категории молодых людей получение статуса безработного. Для чего общественным организациям необходимо выйти на федеральный уровень с соответствующими законодательными инициативами. Молодые люди зачастую не имеют активной позиции в поиске работы, а соответственно не используют многие из существующих возможностей нахождения работы. В немалой степени это связано с нежеланием попадать в некомфортные и жесткие ситуации рынка труда. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Занятость и безработица на молодежном рынке труда