Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти
Правительство Российской Федерации – высший орган исполнительной власти
Введение
Выпускная квалификационная работа посвящена сложной и, несомненно, значимой проблеме о значении Правительства РФ в системе исполнительной власти. На сегодняшний день состав и структура Правительства еще не полностью сформирована и продолжает совершенствоваться и обновляться. Правительство РФ является главным звеном в системе исполнительной власти.
Вопрос об
исполнительной власти является одним
из труднейших вопросов правовой науки.
Реальные характеристики этой ветви
власти отражают состояние государственности
в данный момент в целом, позволяют
оценить потенциал и
Исполнительная
власть является одной из самостоятельных
и независимых властей и
Однозначного
понимания системы
Она внесла существенные
изменения в легитимную основу исполнительной
власти России по сравнению с Конституцией
РСФСР 1978 г. Конституция РФ определила
исполнительную власть как самостоятельную
ветвь государственной власти, ввела
понятие единой системы исполнительной
власти, существенно изменила порядок
формирования Правительства, изменила
подход к определению полномочий
Правительства, четко сформировала
понятие и состав Правительства,
и предусмотрела порядок
Актуальность
исследования этой темы обусловлена
тем, что Правительство РФ играет
важную роль в жизни государства,
решает задачи страны в целом. В настоящее
время с приходом нового Правительства
РФ, оно находится в стадии преобразований
и изменений в сторону
В отечественной литературе изучением проблемы исполнительной власти РФ занимались такие авторы, как Габричидзе Б.Н. (2000), Елисеев Б.Г. (2001), Алехин А.П. (2000), Кармолицкий А.А. (2001), Козлов Ю.М. (2001), Ноздрачев А.Ф. (1997), доктор юридических наук Бачило И.Л. (1999).
Из зарубежных авторов следует отметить Брэбан Г. (1988). Блондель Ж. (1992).
Цель исследования состоит в раскрытии темы выпускной квалификационной работы, анализе различных аспектов проблемы, раскрытии системы исполнительной власти, определить роль Правительства РФ в структуре исполнительной власти, изучить механизм формирования Правительства РФ, его полномочия.
Задачами, с помощью которых будет происходить реализация цели исследования являются:
1. определение понятий исполнительной власти и Правительства РФ;
2. рассмотрение
механизма исполнительной
3. исследование системы исполнительной власти РФ;
4. изучение
состава, полномочий и
5. исследование
механизма формирования и
Исходя из цели и поставленных задач, определяются основные вопросы, к которым относятся:
- какой статус Правительства РФ в системе исполнительной власти?
- как происходит формирование Правительства РФ?
- какой состав нынешнего Правительства РФ?
- при каких
обстоятельствах происходит
- какими полномочиями наделено Правительство РФ?
и другие.
Объектом исследования являются исполнительная власть РФ и сущность работы Правительства РФ. Соответственно предметом исследования является законодательство и Конституция РФ 1993 года.
В настоящей выпускной квалификационной работе применяется комплексный метод исследования, который подразумевает многоаспектный анализ и как следствие – выводы.
Значимость работы в качестве теоретической базы очевидна: производится систематизированная подборка материала из последних данных по данной тематике, а также путем проведения обоснованных рассуждений выражается мнение автора работы, которое находит свое отражение в заключении и выводах. Также проведенное теоретически и практически обоснованное исследование позволяет дать наиболее точное, полное и доступное понятие Правительства РФ и системы исполнительной власти. Такие сведения, представленные при наиболее оптимальном соотношении объема работы и качества, глубины раскрытия темы.
В работе приводятся данные нового Правительства РФ под председательством Фрадкова Михаила Ефимовича в 2004 году, а также последние преобразования в системе исполнительной власти.
Данная работа опирается главным образом на статьи Конституции Российской Федерации 1993 года (главы 110-117), Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-Ф "О Правительстве Российской Федерации" (с изменениями от 31 декабря 1997 г.) , на указ Президента РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и дополнениями) «О структуре федеральных органов исполнительной власти», и от 16 октября 2001г.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, из двух основных глав, заключения, списка использованных источников.
1. Исполнительная власть Российской Федерации
1.1 Понятие,
функции и особенности
В соответствии
с конституционным принципом
разделения властей, исполнительная власть
является самостоятельной и независимой
ветвью государственной власти. Ее
основное назначение - организация
практического исполнения Конституции
и законов Российской Федерации
в процессе управленческой деятельности,
направленной на удовлетворение публичных
(общественных) интересов, запросов и
нужд населения. Она осуществляется
путем реализации государственно-властных
полномочий методами и средствами публичного,
преимущественно
Содержание
исполнительной власти
издание правовых актов управления;
использование распорядительных и контрольных полномочий;
заключение административных договоров;
проведение организационных мероприятий.
Исполнительная
власть способна оказывать определяющее
воздействие на деятельность, поведение,
а также право и возможность
подчинять своей воле других. Отличительным
признаком этой ветви власти выступает
то, что она реализуется в
Будучи ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности - не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть - сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом властной государственной деятельности.
Принципиальное качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличие от правоприменительной судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.
Исполнительная
власть реализуется через деятельность
специальных субъектов, наделенных
исполнительной компетенцией. В государственно-властном
механизме она представлена органами
исполнительной власти. Через деятельность
государственных органов - субъектов
исполнительной власти, исполнительная
власть приобретает динамические качества.
Согласно ст. 77 Конституции Российской
Федерации федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов федерации образуют единую
систему исполнительной власти в
Российской Федерации. Таковы четко
определенные конституционные границы,
необходимые для понимания
В соответствии с Конституцией РФ исполнительная власть организуется и осуществляется на началах федерализма, то есть законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными и исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Ведущая роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
Это разграничение
проводится суммарно, то есть применительно
к законодательным и
Следует особо
подчеркнуть неправомерность
В распоряжении
субъектов исполнительной власти находятся
все наиболее существенные атрибуты
государственной власти: финансы, армия
и иные воинские формирования, милиция,
важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые
учреждения, служба внутренней и внешней
безопасности и т.п. Несмотря на то,
что в Конституции Российской
Федерации нет упоминаний о государственном
управлении, тем не менее, оно - реальность,
без которой не может работать
государственно-властный механизм. Но
Конституция и действующее
Государственное
управление осуществляется и в рамках
системы государственной
Необходимо подчеркнуть, что понятие «государственное управление» более широкое по сравнению с исполнительной властью. В известном смысле последняя производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая, прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.
Сейчас происходят
процессы, свидетельствующие об уменьшении
удельного веса государственного управления
некоторыми областями жизни, прежде
всего экономикой. Это не умаляет
роли исполнительной власти и государственно-
Исполнительная
власть в ее государственно-управленческом
понимании в известной мере «отказывается»
от функций непосредственного
В настоящее время функциями исполнительной власти являются следующие:
Разработка и реализация политики, выражающаяся в государственных программах общефедерального и регионального масштабов (например, демонополизации, приватизации, инвестиционная, энергетическая, жилищная и т.д.).
Установление и эффективное проведение в жизнь правовых и организационных основ хозяйственной жизни (например, обеспечение равноправия всех форм собственности, государственное стимулирование предпринимательства, охрана прав потребителей, пресечение монополизма и недобросовестной конкуренции, защита прав собственника и т.п.).
Управление
учреждениями и предприятиями
Регулирование функционирования различных объектов негосударственного сектора.
Координация
функционирования национализированного
и денационализированного секторов
хозяйственного, социально-культурного
и административно-
Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц в сфере государственного управления.
Осуществление
государственного контроля и надзора
за работой управляемой и
Общественные
отношения, возникающие, развивающиеся
и прекращающиеся в сфере государственного
управления, то есть в связи с
организацией и функционированием
системы государственной власти
на всех национально-государственных
и территориальных уровнях
1.2 Механизм исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина «гос ударст вен но го управления» стал употребл яться термин «исполнительная власть», в механизме госуд арственной власти был осуществле н пе рех од от « ра зде ления труда» к «разделению власт ей» . Для исполнительной власти характерны следующие признаки:
Исполнительная вла сть представляет с обо й относите льно самостоятельную ветв ь е диной государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодател ьной и судебной ее ветвями. Разделение властей не льз я абсолютиз ировать, доводя д ело до признания пол ной независ имости каждой ветв и. Все они взаи мосвя заны, что однако, не до лжно приводить к подмене одной ветви власти другой, как это было в начале 9 0-х го дов, к вторж ению законодательной власти в сфе ру испол нительной в ласти и наоборот.
Исполнительна я власть с ам ост оят ель на только в функционально-компетенционном смысле. Ее функц ии связаны с практической реализ ацие й з аконо в в общегосударственном масштабе, для чего используется определе нная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочи й прих одится на долю з аконодательн ой и суде бн ой вл астей. Следовательно, исполнител ьну ю власть можно х арактериз овать в качестве подсистемы в рамках системы единой госуд арственной власт и или же ее м ех ани зма. Действующим з аконодательство м фиксируются функц ии и компетен ция не самой исполните льной вла сти, как государственно-правово го института, а субъектов, ре ализ ующ их ее на том или и ном уров не государственной организации ( напри мер, ст атус феде ральных и регионал ьны х органов исполнительной власти).
Отличи тел ьн ым приз наком исполнительной власти является то, чт о власть реализуется в общего суда рственном масшт абе и в к ачестве специфи ческой госуда рственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера.
Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъ ект ов, наде ленных исполнительной компетен цией. Таково о дно из непременны х требований раздел ения властей. Соответственно ис полните льна я власть представлена в государст венно-властном механизме органами испо лн ит ельной вла сти . Федеральные органы исполнител ьной власти и органы испо лнительно й власти субъе ктов федерации образую т е диную систему испол ните льной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Рос сийской Федерации). Таковы четко оп ределенные конституционные границы, необхо димые для понимания суб ъектно й характеристики исполнительной власти.
Ис полни тельная вл асть в соответствии с Конституци ей Российской Фе дерации организуется и осуществляется на началах феде рал изма. Это означае т, что конст итуционным или законод ательным путем прово ди тся разграничение предметов ве дения и полномочий м ежду исполнительными федеральными органами и аналогичным и органами субъектов фе дерации. Важн ая ро ль при этом пр инад леж ит Фе деративному д ог овору и иным договорам о разгра ничении пре дметов веден ия и полном очий.
Исполнительная власть не может отождествляться с а дмин истра тивно й в ластью. По добное от ождествление неправомерно, так как админист рати вная вл асть, как правило, свя зывается с реализацией п олномочий вн есудеб ного, т.е . административного принуждени я. Од нако, админи ст ративное принуждение является лишь одним из средств достижения цел ей, стоя щих перед исполните льной деятельностью.
Испол нител ьная вла сть харак терна тем, что в непосредственном распоряже нии ее суб ъектов нахо дя тся все наиболее существенные атрибуты госуд арстве нной в ласти: финансы; важне йшие средства комму никации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутре нней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.
Концепция исполнительной
власти, принятая Конституцией РФ 1993г.
принципиально отличается от положений,
содержащихся в ранее действовавшей
Конституции РСФСР 1978 г. Суть введенных
изменений заключается в том,
что Президент в настоящее
время, будучи главой государства, не является
главой исполнительной власти и высшим
должностным лицом. По идее, как это
сделано, например, во Франции, в этом
случае Правительство и все другие
органы исполнительной власти должны
обладать большой степенью самостоятельности
в осуществлении
Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на:
федеральные;
субъектов Федерации;
территориальные;
межтерриториальные;
Система федеральных
органов исполнительной власти определяется
Указом Президента Российской Федерации
от 9 марта 2004 г. N 314 “О системе и структуре
федеральных органов
Мож но выд ели ть систему (аппара т) исполнительной власти, кото рую с оставляет совок упность госуд арст венных органов , обозначаемых в качеств е ее субъектов, а такж е организационный меха низм ее реализа ции.
Постоянно действующи м организационным фактором механизма исполни тельной власти являются находящие ся на ра зл ичном иерархиче ск ом у ровне исполните льные органы обще й компетенции (например, Правит ельство Р оссийск ой Федерации, администрация области и т. п. ). Остальные звенья такой систе мы непостоянны, ви дои зменяемы (наприм ер, министерства, г осуд арственные комитеты и пр.). Он и могут в ряде случае в вообще не существовать (наприме р, возникнове ние на базе бывших ми нисте рст в государственных концер нов, не яв ляющ ихс я госуд арст венными органами) , хотя из механизма государст венног о управл ения они не «из ымаются». В таком же аспект е можно квали фиц ировать роль, например, различного рода стру ктурных подразделе ни й исполн ительных органов, их территориальных звенье в, а также должностных лиц. Вс е это — « рабочий м еханизм» исполнительной власти, служ ащий целям лучше й ее организации и функционирования. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции вклю чает в свой состав также от раслевые, меж отраслевые, надзорные, территориальные и иные з венья государственно-управленческого м еханизма. Но одновременно все эти звенья в совокуп ност и составляют систе му субъ е ктов госуда рственного управления.
1.3 Система
исполнительной власти в
Система исполнительной
власти - это юридически упорядоченная
внутренне согласованная
В соответствии
с принципом федерализма
— федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации;
— органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации
— республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.
Представляя
единую систему исполнительной власти
в Российской Федерации, федеральные
органы и органы субъектов федерации
в пределах своих полномочий призваны
проводить в жизнь социально-
Согласно
ныне действующим Указам Президента
РФ (от 17 мая 2000г. с изменениями и
дополнениями) «О структуре федеральных
органов исполнительной власти», и
от 16 октября 2001г. «Вопросы структуры
федеральных органов
Правительство РФ;
Федеральные министерства РФ;
Государственные комитеты РФ;
Федеральные комиссии России;
Федеральные службы;
Российские агентства;
Федеральные надзоры России;
иные федеральные органы исполнительной власти.
2. Правительство Российской Федерации
2.1 Понятие и состав Правительства РФ
Правительство
- это коллегиальный орган общей
компетенции, издающий от своего имени
административно-правовые акты и являющийся
одним из основных институтов управления
государственными делами. Правовой статус
Правительства РФ определяется Конституцией
РФ и Федеральным конституционным
законом "О Правительстве Российской
Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство
РФ представляет собой орган государственной
власти, осуществляющий исполнительную
власть. Оно является коллегиальным
органом, возглавляющим единую систему
исполнительной власти в РФ. По общему
правилу, Правительство РФ руководит
деятельностью всех федеральных
органов исполнительной власти, за
исключением тех, руководство которыми
осуществляет Президент РФ. Руководство
Правительства распространяется на
федеральные органы, действующие
в экономической и социально-
Президент
РФ не является главой
Правительство
осуществляет руководство министерствами
и ведомствами действующими, прежде
всего, в экономической и социально-
- Правление Петра 1
- Правление развитием предприятия на основе оценки его финансового состояния
- Правова охорона екологічних прав громадян
- Правовая культура и правовое государство
- Правовая основа деятельности судебных приставов
- Правовая основа следственного осмотра и освидетельствования
- Правовая основа социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
- Права и свободы человека и гражданина
- Права лиц, нуждающихся в особой социальной защите
- Права собственности
- Правила поведения на водоёмах в разное время года
- Правила расчета отпускных на предприятиях (организациях). Порядок учета отпускных
- Правила этикета инормы поведения за столом
- Правильное питание