Преступная субкультура

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЛАН

 

1.    Введение.                                                                                               с.3-7

2.    Преступная субкультура: понятие, структура.

2.1. Понятие преступной субкультуры.                                                     с.8-17

2.2. Структура и функции преступной субкультуры.                               с.17-26

2.3. Элементы преступной субкультуры.                                                  с.26-30

2.4. Атрибуты преступной субкультуры.                                                   с.30-51

3.    Причины и условия распространения преступной субкультуры.

3.1. Генезис преступной  субкультуры.                                                       с.52-58

3.2. Факторы самовоспроизводства преступной субкультуры.              с.58-68

3.3. Феномен тюремной  и «армейской» субкультур.                                с.68-71

3.4. Общество и преступная  субкультура.                                                  с.71-79

4.  Основные направления противодействия преступной субкультуре.

4.1. «Нейтрализация» преступной  субкультуры.                                       с.80-88

4.2. Статистический опрос.                                                                          с.88-99

5.   Заключение.                                                                                           с.99-103

6. Список литературы.                                                                               с.104-111

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

         За последнее десятилетие общество пережило глубокие формационные преобразования, охватившие все сферы общественной и государственной жизни, обусловленные политическими, экономическими и социальными реформами. Эти преобразования не могли качественно и количественно не отразиться на преступности. Наряду с количественными изменениями, произошло обострение ее качественных характеристик. Усилилась преступная идеология, в различные сферы социальной жизни внедряются нормы поведения криминальных сообществ - так называемые "понятия". Тревожным симптомом является распространение в обществе элементов преступной субкультуры. Из жаргона преступников слова: "отморозок", "беспредел", "крыша", "мочить", "наезд" переместились в обыденную речь, публикации СМИ, стали использоваться политиками, депутатами, руководителями различного уровня. Криминальная субкультура видоизменяется, приобретает новые формы, вследствие чего возникает своеобразная "конкуренция" между ними.  
С начала 90-х годов XX века страну захлестнул вал организованной преступности, противопоставивший традиционной культуре свою субкультуру со всеми присущими ей атрибутами. Середина 90-х годов ознаменовалась стремительным распространением наркомании среди молодежи и формированием субкультуры наркоманов. Продолжает существовать и субкультура представителей профессиональной преступности, то есть на сегодняшний день существуют три самостоятельных вида криминальной субкультуры. В местах лишения свободы эти три вида криминальной субкультуры, сливаясь с некриминальными нормами и правилами поведения, образуют своеобразный "коктейль" - тюремную субкультуру.

Одним из следствий трагической  трансформации украинского общества, наблюдаемой в последние годы, выступил беспрецедентный рост преступности, повлекший за собой криминализацию общественных отношений, и представляющий реальную угрозу создания на территории нашей страны криминального государства. Ж.Т. Тощенко в этом свете отмечает: «...Криминальное перерождение общества становится реальной угрозой, которая может перерасти из сферы криминологической, правоприменительной, в политическую, затрагивающую не только судьбы государственности, но и жизнь всего социума»[75; С. 24].

На сегодняшний день практически все специалисты  склонны солидаризироваться с тем, что нынешняя криминальная ситуация в Украине - качественно новое явление и по масштабу, и по степени разрушительного влияния на жизнедеятельность граждан, функционирование и безопасность государства, оказавшегося абсолютно не готовым к эскалации данного явления, ни в правовом, ни в социальном отношении. Фактический уровень преступности препятствует нормальному функционированию всех без исключения социальных институтов и интеграционных процессов в обществе. Масштабы и темпы роста преступности сделали ее одним из основных факторов, препятствующих осуществлению социальных реформ, порождающих у граждан чувство тревоги за свою жизнь и благополучие, снижающих доверие к органам власти и управления, к проводимой государственной политике.

В контексте изучения причин эскалации криминального поведения, немаловажное значение имеет такой параметр как нравственное состояние общества, ибо причины того или иного состояния преступности и её количественные и качественные характеристики во многом зависят именно от нравственного состояния общества, наличия или отсутствия тех моральных ценностей и установок, которые служат своеобразным регулятором поведения его членов. Преступность того или иного государства в конкретный период времени, иными словами, является отражением нравственного, культурного состояния общества в определенных пространственно-временных условиях.

Объективным представляется тот факт, что в обществе, стабильном в экономическом, политическом, социальном, нравственном отношении, криминальный образ жизни со стороны большинства  граждан получает осуждение, а противодействие преступности в большинстве случаев более эффективно, чем в обществе дестабилизированном, находящимся в системном кризисе, где следствием обострения социальных противоречий выступает падение нравственности, а преступная мораль и образ жизни привлекает внимание многих членов общества. Как отмечал И.И. Карпец: «Неблагополучие в социальной сфере бытия человека напрямую связано с аморализмом в обществе, а значит, и с преступностью, ибо, в конечном счете, каждое преступление аморально» [76; С. 29].

 Преступная субкультура  представляет опасность в том  отношении, что она поражает  широкие слои населения и характеризует  собой определенный уровень развития  общества, выражающийся в девальвации  правовых и нравственных ценностей  (обслуживая интересы представителей преступного мира, криминальная субкультура неизбежно входит в противоречие с общепринятыми культурными ценностями), криминогенных формах организации его жизнедеятельности и взаимоотношении его членов. Характерной чертой такой субкультуры является активное и повсеместное культивирование в общественное сознание образцов и норм поведения криминальной среды, насаждение элементов блатного творчества, пропаганда характерных для этой субкультуры способов решения проблем и выяснения отношений. Сформировавшись в преступном мире и совершенствуясь в нем, она представляется не просто отражением настроений и мироощущением. Субкультура - гораздо в большей степени вредное явление психолого-нормативистского характера.

В отличие от истинной культуры, препятствующей появлению и распространению насилия, жестокости, преступная субкультура, обладая значительным объемом криминогенного потенциала, наоборот способствует эскалации этих явлений, декларируя их как действенные способы удовлетворения потребностей. В данном контексте деструктивная роль этой субкультуры в развитии общества выражается в агрессии, которая оказывает непосредственное влияние на формирование противоправного поведения. Налицо инициация социальной деградации общества: преступная идеология и образцы поведения заменяют законную идеологию общества.

Культивация преступного  поведения в качестве ценного  образца, точнее образца для подражания, стремление к удовлетворению своих  потребностей любой ценой приводит к тому, что, сталкиваясь с социальными противоречиями и межличностными конфликтами, человек зачастую выбирает противоправные способы их.

Важен тот факт, что  криминальная культура зачастую приводит к утрате человеком практически  всех социальных ориентиров. Стоит  отметить, что это вызывает в личности такие глубинные трансформации, что восприняв криминальную культуру, человек освобождается от социальных запретов.

Черты криминальной субкультуры  проникли в повседневную жизнь граждан, их можно встретить практически  во всех социальных группах. Причем это проникновение является более глубоким и многосторонним, чем это может показаться на первый взгляд. Так, согласно исследованиям А.Н. Олейника 33,6% терминов криминального арго 30-50-х годов встречаются в то же самое время и в повседневной речи [[65; С. 2]. Приходится констатировать, что подобное наблюдается и среди представителей государственной власти страны самых высоких уровней. В свою очередь социальные психологи отмечают наличие в повседневном поведении граждан элементов, характерных для социально-психологического типа заключенного. 
Научное исследование криминальной субкультуры осуществляли многие ученые, среди которых необходимо отметить Ю.К. Александрова, Ю.А. Алферова, В.М. Анисимкова, Ю.М. Антоняна, Ю.И. Блохина, А.Г. Бронникова, А.И. Гурова, П.С. Дагеля, СИ. Дементьева, Ю.П. Дубягина, И.И. Карпеца, В.И. Игнатенко, С.Я. Лебедева, Д.А. Ли, Д.С. Лихачева, А.Н. Олейника, В.Ф. Пирожкова, Ж. Росси, А.А. Сидорова, Ф.Р. Сундурова, А.А. Тайбакова, Г.Ф. Хохрякова, В. Чалидзе, В.Е. Южанина и др.  
Однако за последние годы криминальная субкультура сильно изменилась, что создает предпосылки к ее дальнейшему изучению. К тому же криминальная субкультура представляет собой столь сложное явление, что поле ее изучения весьма обширно. Криминологические  исследования по данной теме могут и должны быть могущественной основой для законотворчества, разработки уголовной политики государства и теоретических предпосылок предупреждения преступности, обоснования и  практического воплощения мероприятий по предупреждению преступности как на общесоциальном, так и на специально – криминологическом уровне.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРЕСТУПНАЯ СУБКУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА.

 

2.1. Понятие преступной субкультуры

 

Бытует  мнение, что преступная субкультура  имеет место лишь в исправительных учреждениях (колониях и тюрьмах), приемниках-распределителях для несовершеннолетних и молодежи, следственных изоляторах, а также в близких к ним специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей (специальных школах и специальных ПТУ). Конечно, именно здесь криминальная субкультура особенно рельефно выражена. Однако следует учесть, что она существует и вне этих учреждений, т.е. на свободе - в других заведениях (детских домах, интернатах, общежитиях для взрослых на предприятиях, в армейских подразделениях и даже в обычных общеобразовательных школах и ПТУ).

Культура – это  совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, которые  характеризуют определенный уровень развития данного общества [78, С. 272]. В широком смысле под культурой понимают совокупность проявлений жизни, достижений и творчества народа или группы народов [83, с. 229].

Хоруженко К.М. определяет культуру как, определенную совокупность социально приобретенных и транслируемых из поколения в поколение значимых символов, идей, ценностей, обычаев, верований, традиций, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность [52, с. 55].

Использование приставки  «суб» по отношению к культуре (от лат. sub…-под) [78, с. 488] в определении понятия обозначает, что данная культура не является основной в общественном бытии, является продуктом культурного развития общества.

Выделяют несколько  подходов к пониманию понятия  «субкультура»:

  1. Субкультура – это  специфическая группа или группировки людей. Данный подход более характерен для психологии, частично для философии.
  2. Субкультура – это структура общей культуры, ее внутреннее разнообразие. Использование данного понимания субкультуры характерно для социологии, частично для психологии. То есть в данном случае под субкультурой понимают культуру, какой – то социальной или демографической группы [22; С. 17].

На основании вышеизложенного  возникает следующий вопрос: следует  понимать субкультуру как разновидность  культуры общества или же как специфическую группу? То есть, по большому счету, изучать содержание и особенности культуры: язык, нормы, традиции определенных групп или же изучать эти группы, в том числе и все их особенности: содержание и характер общей деятельности: цели и задачи этой деятельности; определенный тип отношений между членами группы; внешнюю и внутреннюю организацию; принятые в группе нормы и ценности; осознание членами группы своей принадлежности к ней; наличие групповых атрибутов  и те интересы, потребности, которые удовлетворяют человека путем его участия в таких группах.

Следует отметить, что  эти подходы не столько противоречат друг другу, сколько освещают разные стороны того же явления, а выводы и знания, полученные благодаря изучению этого явления с точки зрения первого подхода можно включить в круг тех проблем, которые рассматриваются в рамках второго подхода.

Для того чтобы определить наиболее оптимальное определение  понятие «субкультуры» следует  рассмотреть, как определяют данное понятие ученые.

М. Брэйк считает, что субкультура – это система значений, способов выражения жизненных стилей группой, которая занимает подчиненные позиции   в структуре общества,  в ответ на  доминирующие  системы

значений, - как попытка  разрешить структурные противоречия, которые возникают в более общем социальном контексте. Субкультура создает новые групповые значения, которые формируют правила поведения, действий и ценностей, которые имеют глубокое символическое содержание для членов группы [22; С. 28].

Аналогичное определение предоставляет нам и Дж. Мердок: «Субкультура представляет собой аккумулированные значения и средства выражения, с помощью которых группы, которые занимают в обществе подчиненное положение, пытаются адаптировать доминирующую систему значений или противостоять ей. Субкультура дает набор доступных символов, которые отдельные индивиды или группы могут использовать для наполнения содержания своего особого положения и формирования стойкой идентичности» [57; С. 187].

Оба определения указывают  на подчиненное положение групп, которые пытаются адаптироваться или противопоставить себя доминирующему обществу с помощью определенных средств выражения.

С.А. Сергеев предлагает следующее деление между культурой  и субкультурой: культура – это  свойственная данному обществу или большой социальной группе система ценностей, представлений о жизни и поведенческих кодах, который определяют образ жизни, то есть что-то специфическое в способе самовыражения индивида, социальной группы, народа. Под субкультурой С.А. Сергеев понимает систему ценностей, установок, способов поведения и жизненных стилей, которые свойственны более мелкой социальной общности, пространственно и социально в большей или меньшей степени обособленной. Субкультурные атрибуты, ритуалы как стойкие образцы поведения, а также ценности, как правило, отличаются от тех, которые используются в господствующей культуре, хотя и связаны с ними [77; С. 23].

В психологическом словаре  дано следующее определение субкультуры: «Это культура четко определенного  сегмента общества внутри большого общества. Она должна не только отражать доминантные культурные основы большого общества, но и иметь специальные, отличные оценки, нормы и привычки» [22; С. 18].

Некоторые авторы используют данный термин как определение неспособных к воссоединению сегментов общества.

Очевидно, что эти определения  указывают на такой аспект понятия  субкультуры, как принадлежность ее к более мелкой, обособленной и  четко определенной социальной общности по сравнению с культурой большого общества.

О.С. Газман выводит такое понимание субкультуры, как «совокупность норм, ценностей, представлений и стереотипов поведения традиционной культуры, интерпретированных конкретной, относительно замкнутой общностью: форма самоорганизации общения и культурной жизни в такой общности; совокупность людей в относительно замкнутой общности, похожих в понимании социокультурных норм и ценностей». То есть в данном определении подчеркивается то, что субкультуры могут быть:

 а) конкретным выражением  общепринятой культуры конкретной общности;

 б) формой самоорганизации  культурной жизни в такой общности;

 в) совокупностью  людей, объединенных этой общностью [62; С. 145].

Отмечается и такая  характеристика данной совокупности как  ее замкнутость.

Наконец, это «группа  людей, признанная окружающими и самоидентифицирующая себя как отдельную часть «общей культуры», которая имеет свою систему взглядов и особую поведенческую практику».

Дж. Теодорсон дает такое  определение субкультуры: это «культура  идентифицированного сегмента общества. Она является частью общей культуры общества, но отличается от большой культуры в определенных аспектах, например, в языке, привычках, оценках или социальных нормах» [22; С. 17].

Обобщая вышеизложенное можно выделить характерные черты  субкультуры:

Итак, субкультура – это:

  1. культура;
  2. форма самоорганизации культуры или жизни;
  3. совокупность людей сегмента общества, который является более мелким, обособленным социально и (или) пространственно замкнутым, четко определенным, идентифицированным и самоидентифицированным и который является конкретным выражением общепринятой культуры, но с дополнительными, отличными нормами, оценками, привычками и иногда с попытками адаптироваться или противопоставить себя доминирующему обществу с помощью определенных средств выражения.

Таким образом, ответом  на вопрос о том, что же представляет собой субкультура – совокупность людей или внутреннюю вариативность  культур – таков: это две грани  одного явления.

Одним из первых в криминологический  научный оборот понятие «субкультура»  ввел американский социолог А.Коэн. Субкультуру он понимает в контексте системы ценностей  криминальных микрогрупп. В этих объединениях формируются и действуют так называемые миникультурные регуляторы и нормы поведения (взгляды, традиции, обычаи, стереотипы поведения, система поощрений и взысканий, права и обязанности и т.д.) [49; С. 21].

Теория субкультуры  насилия, предложенная М. Вольфгангом  и Ф. Ферракути, близка к криминальной субкультуре. В этой системе ценностей  и ориентаций у людей вырабатываются стойкие установки, ориентированные в основном на насилие, которые передаются из поколения в поколение. Представители этой субкультуры идентифицируют себя с насильственным образом поведения и насилие для этих лиц не является запрещенным психологически и не вызывает чувства вины [45; С. 420].

Криминальная субкультура  не является чем-то особенным, как это  иногда представляется. В любом обществе есть преступность, и везде она  обладает собственной субкультурой. Криминальная субкультура впитывает  в себя плоды культуры общества и, паразитируя на этом обществе, также паразитирует на культуре, являясь ее антиподом, а никак не продолжением.

А.К. Коэн говорил, что человек развивается в группе равных себе или в преступной шайке, у членов которой есть устойчивая система ценностей, отличающаяся от системы ценностей, существующей в большом обществе. Личность в такой среде развивается в соответствии с ценностями и нормами своего окружения, не воспринимая ценностей культуры в целом. Подобный подход в изучении причин преступности в криминологии стали называть теорией субкультур. Таким образом, теория субкультуры опирается на то, что лицо изолированно развивается в социально – психологическом плане в группе, которая имеет стойкую систему антиобщественных установок, ценностей и норм, не воспринимая (или воспринимая в извращенном виде) систему ценностей и норм культуры и общества в целом. Теория субкультуры утверждает, что некоторые группы или субкультуры в обществе одобряют преступление или придерживаются ценностей, влекущих за собой совершение преступления. Индивиды, взаимодействующие с членами таких групп, могут, в конце концов, перенять преступные ценности группы и заняться криминальной деятельностью.

Культура − это  совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культура в широком понимании означает высокий уровень чего-либо, высокое развитие и умение, развитие социальных благ и умение пользоваться материальными достижениями во благо человечества. Культура имеет сложную нуклеарную структуру. Есть ядро культуры, которое обеспечивает хранение и трансляцию от поколения к поколению информации, правил и норм поведения. Ядро культуры обладает высокой устойчивостью, поскольку защищено особым культурным поясом. Этот пояс состоит из системы социальных, поведенческих и нравственных реакций на все виды аккультурации. Защитный пояс препятствует обратному воздействию на ядро культуры со стороны внешней квазикультурной среды (к которой следует отнести, прежде всего, криминальную субкультуру), защищает от разрушения и трансформации [39; С. 24]1.

Говоря более конкретно, культура (принято также говорить о доминирующей культуре) – это  сумма характерных особенностей социальных взаимоотношений. Культура включает в себя убеждения и моральные  ценности общества в целом, в отличие  от социальной структуры, которая состоит из ролей, классов, политических и экономических соглашений. В свою очередь, субкультура – это система ценностей и поведения, которая становится традиционной среди определенных групп населения. Группы бывают различных типов, включая профессиональные и этнические, социальные классы и т.п. Центральным звеном в соотношении официальной культуры и субкультуры являются нормы – групповые предписания, правила, разрешающие или запрещающие определенное поведение. Эти правила одобряются значительным большинством общества, которое награждает за подчинение и осуждает за непослушание. Следует подчеркнуть, что речь идет о субкультуре, потому что в данном случае к субкультуре относить криминальную субкультуру невозможно по причинам, о которых будет отмечено ниже. Криминальная или, как ее еще можно назвать, “делинквентная” (от лат. delinquens – совершающий проступок) субкультура характеризуется поведением групп лиц, отражающим ценности, которые прямо противоположны официальной культуре. Эти группы включают в себя людей, обладающих криминальным профессионализмом, и группы лиц, возраст которых может быть различным, находящихся в “закрытых учреждениях”, таких, например, как тюрьмы, режимные психиатрические больницы и т.п. Они являются важной системой отчета, посредством которой отдельные личности и группы познают мир и интерпретируют его в своих целях. “Делинквентная” субкультура характеризуется, в основном, поведением, отражающим ценности, которые прямо противоположны окружающей культуре. Теория криминальной субкультуры объясняет, таким образом, преступное поведение как обучаемое, – делинквент субкультуры усваивает ценности, которые являются девиантными (от лат. deviatio – отклонение).

Преступная субкультура  состоит из предметных, так сказать, материальных элементов и из субъективных человеческих моментов. Элементы механизма формирования преступной субкультуры складываются из следующих составляющих: 1) поиск неустойчивой личностью психологической и физической защиты; 2) взаимная агрессия членов современного кризисного сообщества.

В узком смысле слова  преступная субкультура представляет собой духовную область особой общности людей, организованных обычно в преступные шайки, преступные группировки и  организации. Как это не парадоксально  звучит, преступная жизнь криминальных людей примитивна, но в то же время весьма разнообразна.

Если говорить образно, то криминальная субкультура является как бы слоеным пирогом. Каждый слой выглядит как субкультура определенных групп, занятых конкретной криминальной деятельностью. С этой точки зрения можно говорить о тюремной субкультуре, воровской субкультуре, субкультуре проституток и наркоманов и т.д. Кроме того, криминальная субкультура – это образ жизни вполне конкретной преступной группы. Важнейшими характеристиками криминальной субкультуры преступной группы являются следующие моменты:

1) криминальная субкультура  не любит гласности;

2) криминальная субкультура  организована по принципу так  называемой “тусовки” среди своих и для своих [54; С. 12 - 15].

Другими словами, каждой преступной группе присущи свои собственные  поведенческие атрибуты, символы, знаки, традиции и обычаи.

Разработка понятия  преступной субкультуры проводилась  многими учеными.

Лукашевич С.Ю. считает, что  криминальная субкультура – это  совокупность духовных и материальных ценностей, которые регламентируют и регулируют жизнь и преступное поведение преступных группировок, сто способствует их живучести, сплоченности, криминальной активности, наследственности поколений правонарушителей [50; С. 185].

Пирожков В.Ф. понимает под криминальной субкультурой определенный уровень развития жизни преступных сообществ, который находит свое выражение в типах и формах их организации, деятельности членов этих сообществ, а также в созданных ими духовных ценностях. По его мнению, криминальная субкультура содержит не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов (орудия и способы совершения преступлений, материальные ценности и т. д.), но и субъективные человеческие силы и способности, которые реализуются в процессе уголовной деятельности. К ней можно отнести знания и умения, профессионально – преступные навыки и привычки, которые правонарушители приобретают во время преступной деятельности; уровень их интеллектуального развития,      эстетические потребности, этнические взгляды, формы и способы общения, как в рамках этих преступных сообществ, так и за их рамками [71; С. 58].

Капитанский А.И. и Литвин В.И. в своих работах выводят  следующее понятие криминальной субкультуры: «Криминальная субкультура  – это совокупность проявлений жизни, достижений и творчества определенных социальных групп, которые по причине ненормальных социальных, материальных, духовных и иных условий создают деформированные ценности, идеалы, мораль и нормы поведения» [37; С. 6 - 7].

Маликов Б.З. определяет криминальную субкультуру как открытый вызов и целенаправленное противодействие формальным установлениям, формам консолидации и демонстрации негативных неформальных сил. В малых группах (в исправительных колониях и тюрьмах) – это форма разложения и нейтрализации позитивных формальных усилий, ориентированных на установление и поддержание в данное среде общепринятых и специальных правил поведения, отношений как индивидуальных, так и межгрупповых. В обществе – это целенаправленная форма деструктивной ориентации слабо социализированных слоев населения [53; С. 74].

Александров Ю. формулирует  понятие криминальной субкультуры  следующим образом: криминальная субкультура  – это образ жизнедеятельности  лиц, объединившихся в криминальные группы и придерживающихся определенных законов и традиций [7; С. 21].

Таким образом, можно сделать вывод, что криминальная субкультура представляет собой объективное явление, находящееся в сложной взаимосвязи с культурой общества, социальными процессами, происходящими в нашем обществе. На распространение криминальной субкультуры непосредственное влияние оказывает динамика распространения преступности в стране, изменения ее характера и основных криминологических показателей.

2.2. Структура и функции преступной субкультуры.

Вопрос  о структуре криминальной субкультуры - один из наиболее сложных и трудноразрешимых. По аналогии с общей культурой можно выделить материальные и духовные сферы (элементы) криминальной субкультуры. Но это деление не конкретное. Следует исходить из того, что криминальная субкультура - это определенный уровень развития жизни преступных сообществ, выраженный в типах и формах их организации, деятельности членов данных сообществ, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Как и человеческая культура в целом, криминальная субкультура  содержит не только предметные результаты деятельности преступных сообществ и их членов (орудия и способы совершения преступления, материальные ценности и т.п.), но и субъективные человеческие силы и способности, реализуемые в процессе криминальной деятельности. К ней можно отнести знания и умения, профессионально-преступные навыки и привычки, которые правонарушители вырабатывают в преступной деятельности; их уровень интеллектуального развития, эстетические потребности, этические взгляды, мировоззрение, формы и способы взаимного общения в рамках данных сообществ и за их пределами; способы разрешения споров и конфликтов, управления преступными сообществами и т.п.

У преступных сообществ  есть свои мифология, привилегии для  отдельных членов, вкусы, определенные способы проведения досуга, формы отношений к "своим" и "чужим", лицам противоположного пола и т.п.

Как это не парадоксально, примитивная жизнь криминальных сообществ настолько многообразна, имеет так много сфер влияния, что описать все элементы криминальной субкультуры невозможно.

Поэтому в узком  понимании слова криминальная субкультура  представляет собой особую духовную область общности людей - преступных групп, шаек, банд. Она содержит криминальную идеологию, определенные этические  нормы и ценности, эстетические установки "и потребности, мифологию, вкусы, предпочтения, которые определяют повседневную жизнь и быт правонарушителей и их сообществ [15; С. 224]..

Преступная субкультура