Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

895 Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ

 

 

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета

2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь

3. Проблема сбалансированности бюджета

Заключение

Список использованных источников

 


Введение

 

 

При переходе к рыночным отношениям существенно меняются роль и значение государства в управлении социально-экономическими процессами. В отличие от административно-командных методов управления в условиях рынка государственное вмешательство в экономику должно носить достаточно ограниченный характер и быть направленным, прежде всего, на решение таких глобальных проблем, как обеспечение бесперебойного функционирования рыночного механизма в целом, развитие производительных сил, укрепление обороноспособности страны, а  также экономическая поддержка и социальная защита наиболее уязвимых слоев населения посредством рационального распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода страны.

Важнейшим инструментом государственного регулирования экономических процессов, решения социальных, политических, производственных, экологических задач в условиях рынка выступает бюджетный механизм.

Бюджетный механизм - совокупность различных форм организации отношений в бюджетной сфере, особенностей концентрации и расходования бюджетных средств, принципов проведения мер по планированию и финансированию, условий проведения мероприятий по финансовому контролю. Бюджетный механизм является составной частью общего финансового механизма государства.

Однако, бюджетный механизм зачастую  сталкивается с проблемами, выраженными в форме  бюджетной задолженности  или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Объектом исследования является государственный бюджет.

Предметом исследования является управление государственным бюджетом в современных условиях хозяйствования.

Целью работы является исследование проблем сбалансированности государственного бюджета Республики Беларусь.

В соответствии с поставленной целью в работе были сформулированы и решены следующие задачи:

1. определены теоретические основы роли государственного бюджета в регулировании экономики;

2. проанализированы основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь;

3. выявлены проблемы сбалансированности государственного бюджета в финансовой системе Республики Беларусь;

Теоретической и методологической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных экономистов; инструктивные и справочные материалы, нормативные документы; законодательные акты Республики Беларусь. В работе также использованы данные научных экономических журналов и газет, информация сети Интернет.

 

 


1. Источники формирования и направления использования государственного бюджета

 

 

Бюджет – совокупность специфических финансовых отношений, связанных с формированием и использованием бюджетного фонда для обеспечения функций государства на различных этапах общественного развития. Иначе говоря, бюджет представляет собой финансовый план государства, занимающий центральное место в общей системе финансовых планов. Через государственный бюджет происходит мобилизация ресурсов в централизованный фонд государства, где осуществляется распределение денежных средств между отраслями хозяйствования, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. При помощи бюджета решаются вопросы финансового регулирования как на макроуровне, так и в отдельных регионах на уровне местного самоуправления (на уровне местных бюджетов) [7, c. 159].

Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения своей деятельности и проведения экономической и социальной политики. Основное назначение бюджета заключается в том, что он позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые  ресурсы  на  решающих участках экономического и социального развития.

Бюджет прямое и косвенное влияние на социально-экономическое развитие государства. Прямое влияние проявляется в распределении и перераспределении ресурсов в национальной экономике. Косвенное воздействие заключается в том, что закрепленные в бюджетных документах прогнозные значения основных показателей развития страны (уровень инфляции, курс национальной валюты, валовый внутренний продукт и др.), приоритеты государственной финансовой политики формируют в обществе определенные ожидания и учитываются субъектами рынка при планировании своей хозяйственной деятельности в средне- и долгосрочном периоде [1, c. 411].

Формирование государственного бюджета происходит через механизм поступления в него доходов. Под доходами бюджета понимаются денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством какого-либо государства в распоряжение органов его государственной власти.

По экономическому содержанию доходы бюджета определяются как  денежные отношения возникающие, у государства (в лице уполномоченных на это органов) с юридическими и физическими лицами в процессе формирования бюджетного фонда страны, а также бюджетных фондов государственных и административно- территориальных образований.

Главным источником формирования доходов бюджета является национальный доход, а в некоторых случаях и национальное богатство. При перераспределении национального дохода в бюджет поступает часть прибыли хозяйствующих субъектов, заработной платы работников сферы материального и нематериального производства, доходов работников, работающих по найму, ренты собственников земли.

Исполнение бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения государственного бюджета в целом, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями [9, c. 97].

Бюджетный процесс предполагает сбалансирование государственных доходов и расходов. Несбалансированность бюджета означает количественное неравенство между доходами и расходами бюджета. Дефицит бюджета – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы. Бюджетный дефицит отражает определенные изменения в национальной экономике, фиксирует результат этих изменений. Следует заметить, что несбалансированный бюджет может привести и к возникновению профицита, т.е. превышению дохода бюджета над его расходами.

Исходя из вышенаписаного, необходимо отметить, что бюджету присуща распределительная функция, тесно связанная с механизмом поступления бюджетных доходов.

Распределительная функция бюджета выражается в том, что посредством бюджета происходит распределение и перераспределение значительной части национального дохода и внутреннего валового продукта государства. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП.

Так, в Республике Беларусь в 2006 году через бюджет перераспределялось более 43% внутреннего валового продукта с учетом средств Фонда социальной защиты населения, причем доля перераспределяемых средств имеет тенденцию к увеличению. При выполнении этой функции бюджет проходит стадию образования основного централизованного фонда денежных средств (налоги, налоговые доходы, займы) [6, c. 12].

Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.

Процессы происходят на различных уровнях: между структурными подразделениями общественного производства, между отраслями национальной экономики, между территориально-административными единицами государства, между уровнями бюджета и т.д. трансферты из вышестоящих бюджетов выравнивают доходы разных регионов, тем самым уравновешивая их социально-экономическое развитие.

Таким образом, с помощью бюджетного механизма государство может изменять структуру общественного производства, влиять на экономические и социальные реформы. Это создает условия для контроля за экономическими процессами [7, c. 217].

Потребность в бюджетном перераспределении денежных средств возникает в тех случаях, когда общественные потребности не могут быть полностью удовлетворены иным способом, например за счет частного капитала. В сферу бюджетного перераспределения вовлекаются почти все участники общественного производства: либо как субъекты формирования доходов бюджета (налогоплательщики и другие субъекты), либо как бюджетополучатели.

Сфера действия распределительной функции определяется тем, что в отношения с бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Основным объектом бюджетного перераспределения является чистый доход; однако это не  исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта, а иногда и национального богатства.

Из бюджетного фонда происходит финансирование государственных программ. Бюджетные ресурсы направляются и в непроизводственную сферу. За счет бюджетных и внебюджетных фондов финансируются предприятия и учреждения социально-культурного направления. Они позволяют государству развивать систему народного образования, финансировать культуру, удовлетворять потребности граждан в медицинском обслуживании, осуществлять социальную защиту. Бюджет финансирует важнейшие инвестиционные, природоохранные программы, программы по развитию рыночной инфраструктуры, конверсии военных производств, социальной защите граждан, развитию топливно-энергетического комплекса, созданию новых рабочих мест и пр. Косвенно бюджет выполняет также функцию стимулирования трудовых ресурсов: расходы бюджета на образование, здравоохранение и культуру можно рассматривать как нефинансовые средства мотивации работников [9, c. 153].

В условиях рыночной экономики финансовая система государства (центральным звеном которой является государственный бюджет) является основным инструментом государственного регулирования.

Возможность выполнения бюджетом своих функций в разрезе поступления в государственный бюджет доходов основано на принципах бюджетной системы []10, c. 201:

- единство (предполагает формирование финансовых ресурсов бюджетов различных уровней за счет единых источников по единому налоговому законодательству; этот принцип призван сохранять целостность бюджетной системы при наличии самостоятельных бюджетов);

- полнота (означает, что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в их полном объеме; на основе этого принципа достигается максимальная увязка объемов расходов бюджета с источниками финансирования (доходами) бюджета);

- гласность (означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденного бюджета и отчетов о его исполнении; предполагает обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджета; этот принцип также означает открытость в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей финансовой политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов);

- самостоятельность (обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направление их использования; этот принцип реализуется в том, что органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свой бюджет).

Наконец, принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета [7, c. 171].

В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.

Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.

Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой приблизительно следующие (таблица 1.1).

 

Таблица 1.1 Структура бюджетных расходов и доходов и доля отдельных статей в государственном бюджете стран с рыночной экономикой, %

Расходы

Затраты на социальные услуги: здравоохранение, образование, социальные пособия, субсидии бюджетам местных властей на эти цели.

40 – 50

Затраты на хозяйственные нужды: капиталовложения в инфраструктуру, дотации государственным предприятиям, субсидии сельскому хозяйству, расходы на осуществление государственных программ.

10 – 20

Расходы на вооружение и материальное обеспечение внешней политики, включая содержание дипломатических служб и займы иностранным государствам.

10 – 20

Административно-управленческие расходы: содержание правительственных органов, полиции, юстиции и проч.

5 – 10

Платежи по государственному долгу.

до 7 – 8

Доходы

Налоги (в том числе акцизные сборы и таможенные пошлины, гербовый сбор).

75 – 85

Налоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственной торговли.

5 – 8

Взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы.

10 – 12

Примечание – Источник: [6, c. 75].

 

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.

Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования.

Идеальное исполнение бюджета предполагает полное покрытие расходов доходами. Превышение доходов бюджета над его расходами называется профицитом бюджета.

Наиболее часто встречающаяся в экономической практике сложная ситуация — это дефицит бюджета, т. е. превышение расходов бюджета над его доходами. Дефицит рассматривается как временный, если имеются перспективы его преодоления и он не составляет более 3% ВВП. Если бюджетный дефицит составляет до 10% суммы доходов — это допустимый дефицит, но если он более 20% суммы доходов — это критический дефицит.

Дефицит государственного бюджета - это финансовое явление, не обязательно относящееся к разряду чрезвычайных, исключительных событий. В современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетным дефицитом. Однако, качество самого дефицита может быть разным[14, c. 39]:

-дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики;

-дефицит возникает в результате чрезвычайных обстоятельств (войны, крупных стихийных бедствий и т. п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода;

-дефицит может отражать кризисные явления в экономике, ее развал, неэффективность финансово-кредитных связей, неспособность правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране.

Таким образом, бюджетный дефицит отражает определенные изменения в процессе национального воспроизводства, фиксирует результат этих изменений. Отсюда ясно, что в условиях динамично развивающейся экономики с устойчивыми, а главное,  эффективными международными связями бюджетный дефицит (конечно, в количественно допустимых границах) не страшен. Его не следует излишне драматизировать, ибо в долг жили и продолжают жить многие экономически развитые страны.

Таким образом, бюджет является централизованным денежным фондом государства, в котором концентрируется большая часть валового национального продукта. Он играет важную роль в обеспечении эффективного функционирования всех составляющих частей хозяйственного механизма, в определении пропорций между движением материальных и финансовых ресурсов.

Бюджетные средства направляются на государственное управление, социально-культурные мероприятия, финансирование важнейших государственных программ. Бюджеты всех уровней составляют основу для объединения общегосударственных и региональных интересов.

Форма реализации функций бюджета выражается в бюджетном механизме. Бюджетный механизм используется для регулирования экономики посредствам маневрирования бюджетных средств. Это позволяет целенаправленно влиять на темпы и пропорции развития общества и экономического процесса. Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государств.

Результаты исполнения бюджета в значительной мере определяют темпы развития экономики и социальной сферы, отраслевые и территориальные пропорции, уровень жизни населения.

 

 


2. Основные показатели государственного бюджета Республики Беларусь

 

 

В Республике Беларусь бюджетный процесс регулируется Конституцией Республики, бюджетным кодексом Беларуси (который был рассмотрен и утвержден в июле 2008 года), рядом законов и правовых норм (закон «О бюджетной системе республики Беларусь и о государственных внебюджетных фондах», закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет республики Беларусь», закон «О местном управлении и самоуправлении в Hеспублике Беларусь», закон «О бюджетной классификации Республики Беларусь»), а также Правилами составления и исполнения республиканского и местных бюджетов.

Закон о бюджете Республики Беларусь должен быть принят ежегодно до 1 января очередного бюджетного года [2].

В случае неутверждения республиканского и местных бюджетов Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы имеют право в течение каждого месяца до утверждения соответствующих бюджетов расходовать средства в размере одной трети (1/3) плановых ассигнований 4-го квартала предыдущего бюджетного года в пределах поступающих доходов [8, c. 74].

Принятый бюджет обязательно публикуется в печати.

Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями.

Структура бюджетной системы Республики Беларусь представлена на рисунке 2.1.

 

 

Рисунок 2.1 Бюджетная система Республики Беларусь

 

 

Местные бюджеты делятся на:

1. бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));

2. бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));

3. бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет г. Минска).

Консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Из средств республиканского бюджета могут выделяться бюджетам областей и города Минска дотации, субвенции, субсидии при недостаточности средств их бюджетов для финансирования отдельных расходов и мероприятий.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

В доходы республиканского бюджета включаются[1]:

- регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

- доходы от внешнеэкономической деятельности;

- поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

- доходы государственных целевых бюджетных фондов;

- трансферты, получаемые от других госуда рств в с оответствии с заключенными договорами;

- доходы свободных экономических зон;

- другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Из республиканского бюджета финансируются:

- капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;

- природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;

- мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

- общегосударственные программы по социальной защите населения;

- другие общегосударственные целевые программы;

- затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;

- государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;

- затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;

- расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;

- национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;

- погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства Республики Беларусь;

- погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;

- образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;

- выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;

- расходы свободных экономических зон;

- расходы на развитие рыночной инфраструктуры;

- другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов. Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Структура бюджетов области и района представлена соответственно на рисунке 3.4 и 3.5.

Бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района, и районный бюджет составляют консолидированный бюджет района (бюджет района).

Бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области, и областной бюджет составляют консолидированный бюджет области (бюджет области).

Бюджеты областей, города Минска и республиканский бюджет составляют консолидированный бюджет Республики Беларусь (бюджет республики).

Министерство финансов Республики Беларусь  и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов  ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Местные исполнительные и распорядительные органы, Советы депутатов в пределах своей компетенции самостоятельно составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджеты исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории. Вмешательство любых органов в процесс составления, рассмотрения, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законами Республики Беларусь.

Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ