Проблема формирования мнемических процессов на этапе подготовки ребёнка к школе
Проблема
формирования мнемических
процессов на этапе
подготовки ребёнка
к школе
Содержание
Введение | 3 |
Глава 1. Роль памяти в формировании готовности к обучению в школе | |
1.1. Характеристика памяти как мнемического процесса в психологических исследованиях | 7 |
1.2.
Особенности развития памяти в дошкольном
возрасте
1.3. Готовность ребенка к школьному обучению как основное новообразование старшего дошкольного возраста |
19 31 |
Выводы по 1 главе | 35 |
Глава 2. Влияние сформированности мнемических процессов на готовность детей к школьному обучению | |
2.1. Методы исследования процессов памяти в старшем дошкольном возрасте и готовности детей к обучению в школе | 37 |
2.2. Результаты исследования | 44 |
2.3. Формирование мнемических процессов в старшем дошкольном возрасте | 51 |
Выводы по 2 главе | 56 |
Заключение | 58 |
Список литературы | 61 |
Приложения | 65 |
Введение
Актуальность исследования. Память является основным мнемическим процессом. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности ещё и воспроизводятся. Эти процессы в психологии называют памятью.
Роль памяти в развитии
Работая в классе или дома,
ребенок должен сначала понять
и осмыслить информацию, а уже
потом запоминать ее. К сожалению,
до систематического школьного
обучения ребенку не так уж
часто требуется анализировать
информацию прежде, чем запомнить
ее. Обычно он именно
Проблема готовности к школьному обучению детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В современной психологической и педагогической науке понятие готовности определяется как многогранное развитие личности ребёнка и рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах: как «общая, психологическая готовность» и как «специальная готовность» к обучению в школе, как аспект, связанный с развитием предпосылок учебной деятельности при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту. Готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная характеристика, в которой выделяются разные компоненты. Одним из таких компонентов является память.
Если ребенок научится сначала
анализировать информацию, выделять
в ней главное, расставлять
акценты, находить
Сама по себе, по мере взросления
(«естественным» путем), логическая
память не формируется.
Проблемой исследования памяти занимались такие ведущие отечественные и зарубежные психологи как П.П. Блонский, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев. А.Р.Лурия, С.Л. Рубинштейн, Г. Эбингауз и т.д.
Теоретическая проработка проблемы готовности детей к обучению в школе рассматривается как в работах зарубежных ученых: Дж. Аллана, Ф. Амстера, К. Барлоу, В. Ирвина, Г. Лэндрет и др., так и в отечественных исследованиях Н.П. Аникеевой, Л.С. Выготского, Е.М. Минскина, А.С. Спиваковской, Г.П. Шедровицкого, Д.Б. Эльконина и т.д. В практическом аспекте память как когнитивный компонент готовности к школе исследовался в работах Л.И. Божович, Н.Г. Морозовой, Л.С. Славиной, Т.А. Нежновой, Н.И. Гуткиной и других.
Объект исследования: развитие мнемических процессов в старшем дошкольном возрасте.
Предметы исследования: влияние развития произвольной и словесно-логической памяти на уровень готовности ребенка к обучению в школе.
Целью исследования является изучение особенностей развития памяти детей старшего дошкольного возраста и определение способов её формирования при подготовке к обучению в школе.
Гипотеза исследования: на уровень готовности ребенка к обучению в школе влияет уровень развития произвольной и словесно-логической памяти.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ исследований, посвященных проблеме памяти в структуре готовности к обучению в школе.
2.
Рассмотреть особенности
3.
Установить взаимосвязь
4. Подобрать способы формирования мнемических процессов у детей при подготовке к школе.
Методологической основой исследования явились психолого-педагогические исследования отечественных ученых, посвященные проблеме памяти детей старшего дошкольного возраста (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.А.Ясюкова); современные психологические и педагогические исследования, раскрывающие индивидуальные особенности памяти детей дошкольного возраста, исследования педагогов-новаторов (Л.В.Занков, А.А.Смирнов, В.Ф. Шаталова), понятие готовности к обучению в школе Л.И. Божович.
В работе используются
- Теоретические методы:
- теоретический
анализ психологических и
- теоретическое
моделирование существующих
- анализ
и обобщение передового
- Эмпирические методы: методики исследования познавательных процессов, готовность детей к обучению в школе;
- Методы математико-статистического анализа данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении связи уровня развития произвольной и словесно-логической памяти с уровнем готовности ребенка к обучению в школе.
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы воспитателями на занятиях при подготовке ребенка к школе; представленные в работе рекомендации по формированию и развитию памяти могут быть использованы воспитателями и родителями при подготовке ребенка к школьному обучению.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МДОУ детский сад № 45 г.Волжского. Выборка была представлена воспитанниками подготовительной группы в количестве 20 человек в возрасте 6 – 7 лет.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, шести параграфов,
выводов по главам, заключения, 4 таблицы,
4 рисунка, списка литературы, включающего
50 наименований, 6 приложений.
Глава
1. Роль памяти в формировании
готовности к обучению
в школе
1.1. Характеристика памяти как мнемического процесса в психологических исследованиях
Вопросы психологии памяти долгое время оставались предметом теоретических столкновений разных концепций. Среди коренных вопросов психологической науки память занимала неоднозначное место в отдельные периоды истории психологии. Иногда вопросы памяти выдвигались на передний план в формировании общей психологической теории, например, в классической ассоциативной и позже, в бихевиористической психологии. В других случаях ее оттеняли вопросы восприятия в гештальт-психологии или мышления в Вюрцбургской психологической школе. Несмотря на это, история психологии памяти неразрывно связана с общей историей психологической науки и отражает основные этапы ее развития.
Одной из самых старых
Ассоцианисты определили внешние
условия, необходимые для
а)
пространственно-временная
б) их подобие;
в) их различие или противоположность. [36, с.170]
В соответствии с этими тремя типами отношений между явлениями внешнего мира выделялись три типа ассоциаций – по смежности, по сходству и по контрасту.
В основе этих типов
Под эти три принципа ассоцианисты подводили все многообразие связей, в том числе и причинно-следственные: поскольку причина и следствие связаны определенным временным отношением («по причине этого – это всегда после этого»), то причинно-следственные ассоциации они включали в категорию ассоциаций по смежности.
Понятие ассоциации легло
в основу так называемого
Далее возникло предположение,
что эта методика может
У. Джемс приводит примеры
Таким образом, связи
Представителями ассоциативной психологии были: Г.Эббингауз, Г.Мюллер, А.Пильцеккер, О.Мандельштам, К.Левитин, А.Р.Лурия. Возможность не только измерить память, но и описать общие законы, по которым строится запоминание и сохранение, была одним из серьезных достижений в ассоциативной психологии.
С точки зрения бихевиоризма,
психология должна изучать
Э. Толмен выдвинул представление о том, что организм учится устанавливать смысловые связи между стимулами, причем то, что выучено, обнаруживается в исполнительной деятельности только частично. В конечном счете, в результате научения организм образует «когнитивную карту» всех знаков в ситуации лабиринта и затем ориентирует свое поведение в нем с помощью этой карты. [8, с.204]
Когнитивные карты – это
В исследованиях произвольной
памяти у бихевиористов в
Представители гештальт-
Гештальт-психология,
выдвинув структуру материала в
качестве ведущего условия запоминания,
для усвоения неорганизованного, бессмысленного
материала вынуждена была вводить
дополнительное условие – намерение
субъекта. Особо подчеркивалась невозможность
ненамеренного запоминания
В духе гештальт-психологии
Большую успешность в
Постепенно в исследовании памяти стала подчеркиваться роль восприятия, внимания, апперцепции, намерения как особого рода активности сознания в запоминании и воспроизведении. Был выявлен ряд факторов, влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения. Это такие факторы, как активность, интерес, внимание, осознание задачи, а также сопровождающие протекание процессов памяти эмоции. Все эти факторы, определяющие продуктивность запоминания, тем не менее не раскрывали содержания этого процесса. Поэтому в ряде случаев вместо анализа психологического содержания процессов памяти авторы ссылались на их физиологические механизмы. Запоминание характеризовалось как образование достаточно прочных временных связей; воспроизведение и узнавание как актуализация и функционирование временных связей, забывание – как торможение временных связей. Вопрос же о собственно психологическом содержании мнемических процессов оставался открытым.
В отечественной психологии память изучалась как одна из важнейших психических функций, лежащая в основе формирования индивидуального опыта человека, его речи, мышления, эмоций, двигательных навыков. Память обеспечивает накопление знаний, необходимых для успешной и продуктивной работы, является непременным условием обучения и развития индивида, становление его как личности. [14, с.65]
Изучением проблемы памяти
Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является его важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения. По мнению Л.С. Выготского память является основой психической деятельности. Без нее невозможно понять основы формирования поведения мышления, сознания, подсознания. [14, с.161]
Память классифицируется по разным основаниям:
- по характеру психической активности: двигательная, образная, эмоциональная, словесно-логическая;
- по характеру целей деятельности: произвольная, непроизвольная;
- по продолжительности сохранения материала: долговременная, кратковременная, оперативная. [29, с.46]
Генетически первичной считают двигательную память, то есть способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. Затем формируется образная память, то есть возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа, можно говорить о пяти подвидах образной памяти: зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной и вкусовой. Психика человека ориентирована, прежде всего, на зрительную и слуховую память, отличающуюся большей дифференциацией (особо «память» на лица, ситуации, интонации и т.п.).
Практически одновременно с
При выделении различных видов
памяти имеются в виду
Запоминание можно определить
как процесс памяти, в результате
которого происходит
В соответствии с целями
Можно сказать, что
Произвольное запоминание
При этом роль мнемической задачи нельзя свести к действию самого по себе намерения запомнить. Разные мнемические задачи вызывают различную ориентировку в материале, в его содержании, структуре, в его языковой форме и т.д., обусловливая выбор соответствующих способов запоминания.
Большую роль в произвольном
запоминании играют мотивы, побуждающие
запоминать. Сообщаемая информация
может быть понята и заучена,
но, не приобретая устойчивой
зависимости, может быстро
- Проблема фразеологічної системності. Синонімічність фразеологічних інновацій
- Проблеми в управлінні трудовими ресурсами та зайнятості населення підприємств АПК
- Проблеми зайнятості та працевлаштування інвалідів в умовах сучасного суспільства
- Проблеми оптимізування енергетичних ресурсів АТ «ДМЗ Карпати» в умовах започаткування міжнародної економічної діяльності
- Проблеми оцінки споживчих властивостей та конкурентоспроможності спортивного одягу
- Проблеми розвитку та регулювання валютної системи України
- Проблеми та перспективи розвитку страхового ринку України
- Проблема тревожности у детей и подростков, ее профилактика и преодоление
- Проблема тревожности у детей младшего школьного возраста
- Проблема трудовой адаптации работника
- Проблема удовлетворенности семейно-брачными отношениями современных супругов
- Проблема употребления алкоголя
- Проблема формирования и распределения государственного бюджета на примере РБ
- Проблема формирования конкурсной массы