Проблема формирования конкурсной массы

Основные данные о работе

   
   
   
   
   
   
   
   
   

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Понятие конкурсной массы …..................……....….……………………………6

2. Этапы формирования конкурсной  массы..........……………………………..…10

2.1. Полномочия конкурсного управляющего   по формированию конкурсной

массы...........................................................................................................................10

2.2. Дополнения конкурсной  массы …...................................................................17

2.2.1. Признание сделок недействительными........................................................17

2.2.2. Привлечение к субсидиарной  ответственности..........................................25

2.3. Изъятие из конкурсной  массы ….....................................................................28

3. Динамика конкурсной  массы ….........…………………….………………........32

3.1. Продажа имущества  должника …....................................................................32

3.2. Уступка прав требования..................................................................................41

3.3. Замещение активов  должника ….....................................................................42

3.4. Распоряжение непроданным  имуществом .....................................................44

Заключение…………………………………………………………………………47

Глоссарий….……………………………………..…………………………………55

Список использованных источников………………………………………….......60

Приложения………..………………………………………………………………66

Введение

Банкротство представляет собой институт, свойственный экономикам, организованным по рыночным принципам. Как экономико-правовое явление современного общества несостоятельность (банкротство) порождает множество проблем различного уровня. Количество дел о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами в Российской Федерации постоянно возрастает (Приложение А).  Меняется, усложняется и уточняется законодательство о банкротстве с целью поиска оптимальной модели и содержания закона, дабы интересы всех заинтересованных лиц получили должную защиту.

Большинство мероприятий, проводимых в процессе банкротства, направлены на то, чтобы справедливо сформировать и распределить конкурсную массу, являющуюся предметом интереса всех сторон в  деле о банкротстве.

 По оценкам специалистов  в настоящее время около 40 процентов от общего количества процедур банкротств можно отнести к разряду заказных. Такое использование законодательства о банкротстве вызвано в первую очередь его несовершенством.

Следует вывод о необходимости  изучения процессов, возникающих при формировании конкурсной массы и усовершенствования правового регулирования данного явления.

Вопросы банкротства в нашей  стране регулируются Федеральным законом  от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), который был призван решить основные проблемы, возникшие в период действия своих предшественников - Закона РФ от 19.11.1992 N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий" и Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Российский институт несостоятельности - один из молодых и наиболее динамично развивающихся институтов современного гражданского законодательства.

 

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие между участниками  конкурсного производства по поводу формирования конкурсной массы, а также особенности правового регулирования указанных отношений. В работе анализируются вопросы, касающиеся всех юридических лиц, без учета особенностей банкротства, установленных для отдельных категорий должников. Предмет исследования ограничен законодательством Российской Федерации и практикой его применения.

Целью работы является анализ теоретических  и практических вопросов формирования конкурсной массы.

Задачи исследования:

- изучение и формулирование понятий «конкурсная масса», «имущество», «активы»;

- исследование понятия и структуры  интересов, возникающих при формировании  конкурсной массы;

- анализ состава конкурсной  массы, источников ее пополнения;

- изучение вопросов исключения  имущества из конкурсной массы и его дальнейшей судьбы;

- анализ порядка и способов  продажи конкурсной массы;

- решение отдельных спорных  теоретических и практических  правовых проблем, связанных с  формированием конкурсной массы.

Информационной базой для данной работы служили материалы обзоров судебной практики, рекомендации Высших судебных органов (Пленумов (Президиумов) Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ), публикации в периодических изданиях, анализ опубликованных материалов.

При подготовке выпускной квалификационной работы используются следующие источники:

– нормативные акты и комментарии  к ним;

– материалы юридической практики и другие источники, необходимые  для изучения темы;

– научная литература (монографии, научные статьи в специализированных журналах, сборниках и иных изданиях);

– обзорная литература по теме.

 

Основная часть

1. ПОНЯТИЕ КОНКУРСНОЙ МАССЫ

 

Первую главу посветим определению  понятия «конкурсная масса». Для  этого проанализируем термины «имущество»  и «активы» с точки зрения их состава.

 Официальное определение имущества  дает статья 128 ГК РФ, закрепляющая  виды объектов гражданских прав  и состав имущества. Это определение  дается не путем указания на  существенные признаки имущества,  а посредством перечисления его  составляющих. Согласно указанной статьи, к имуществу относятся вещи, в том числе деньги и ценные бумаги, имущественные права и иное имущество, состав которого в статье не определен. Не относит к имуществу данная статья работы и услуги, информацию, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага. Таким образом, буквальное толкование указанной нормы позволяет сделать вывод, что ГК РФ противопоставляет имущество (имущественные, материальные блага) иным, нематериальным объектам.

Между тем, среди специалистов, нет  единого взгляда на вопрос о том, что понимается под имуществом с точки зрения его состава.

Существующие точки зрения в  зависимости от того, какие объекты  охватываются понятием имущества, можно  поделить на две группы. Сторонники первой понимают под имуществом только материальные объекты: имущество и имущественные права; а сторонники второй расширяют состав имущества, например, за счет таких объектов, как интеллектуальная собственность.

Так, А.П. Сергеев  полагает, что  Гражданский кодекс употребляет  термин «имущество» в четырех смыслах: «Так, чаще всего под имуществом понимаются отдельные вещи или их совокупность (ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 46 ГК РФ). Далее, понятием «имущество» могут охватываться вещи, деньги и ценные

бумаги (ч. 1 ст. 302, ч. 1 ст. 307 ГК РФ). В  ряде случаев имуществом называются не только перечисленные выше объекты, но и имущественные права (ст. 18, ч. 1 ст. 56 ГК РФ).

Наконец, понятие «имущество» может  обозначать всю совокупность наличных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных  прав, а также обязанностей субъекта (ч. 2 ст. 63 ГК РФ). В связи с этим при применении соответствующих норм требуется всякий раз уяснять значение термина «имущество». Схожие взгляды на этот вопрос у И.В. Ершовой, Е.А. Суханова.

Необходимость включения в состав имущества объектов исключительных прав отмечается в Комментарии к Гражданскому кодексу под редакцией О.Н.Садикова: «Под имуществом в широком смысле понимается совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей, в том числе и исключительных прав». В. Порошков  пишет: «Традиционно  слово «имущество» рассматривается как омоним  и трактуется в различных значениях: как вещь или совокупность вещей; как вещи и права на них; как первое и второе значения плюс имущественные обязанности и исключительные  права». На  необходимость  расширительного  толкования  понятия «имущество» указывают и другие авторы.

Статья 131 Закона о банкротстве  дает понятие конкурсной массы, под  которой понимается все имущество  должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства (Приложение Б). Следуя логики ст. 128 ГК, мы придем к выводу, что в конкурсную массу не входят исключительные права на интеллектуальную собственность и коммерческая тайна. Конечно, такое толкование не соответствует целям закона о банкротстве. И мы вынуждены толковать понятие "имущество” расширительно, включая в него и нематериальные объекты.

Учитывая цели конкурсного процесса – максимальное удовлетворение требований кредиторов за счет всех благ, на которые  можно обратить взыскание, такое буквальное толкование необходимо признать не соответствующим идее конкурсного процесса. Поскольку зачастую

указанные объекты (исключительные права  и информация) имеют ценность, могут  быть проданы и за счет вырученных средств погашены требования кредиторов, исключать их из конкурсной массы нелогично и незаконно.

Таким образом, исходя из сути конкурсного  права, определение конкурсной массы  должно быть таким, чтобы максимально  широко и четко  описывать перечень ценностей (благ), которые составляют конкурсную массу и за счет которых удовлетворяются требования кредиторов. Существующее определение «конкурсной массы» не отвечает указанной цели.

Необходимо емкое собирательное  понятие, которое бы отражало наличие  у организаций определенных ценностей, включало в себя все объекты, которые имеют стоимость и наличие которых положительно характеризует финансовое состояние организации, в том числе, имущества, исключительных прав, информации, которыми организация может распоряжаться и отвечать по долгам.

Таким понятием, является понятие  «активы». Необходимо определять конкурсную массу через понятие «активы», так как последнее позволяет  максимально широко описывать все  ценности организации, в частности, исключительные права, деловую репутацию, права требования, возникающие из налоговых правоотношений.

Активом в бухгалтерском учете  называются все ценности, которые  принадлежат организации и учитываются  в бухгалтерском балансе.

Понятие активов шире понятия имущества  с точки зрения состава охватываемых этим понятием прав. Активы включают в себя иные, помимо имущества, объекты: исключительные права, нематериальные блага и т.д. Именно этот термин учитывает в своем составе нематериальные объекты.

Надо отметить, что состав активов  с точки зрения законодательства о предпринимательской деятельности и законодательства о бухгалтерском учете может отличаться. Не все активы принимаются к бухгалтерскому учету, а только те, наличие которых может быть подтверждено организацией и которые могут быть оценены. Состав активов, принимающихся к бухгалтерскому учету,

определяется соответствующими нормативными актами Министерства финансов РФ.

Деятельность  организации  в  конкурсном производстве принципиально  отличается от обычной хозяйственной  деятельности. Если главной целью  коммерческой организации  является  получение  прибыли,  то  в  конкурсном  производстве  организация не имеет  такой цели,  так как находится в процессе ликвидации. В ходе конкурсного производства решаются такие задачи как формирование конкурсной массы (актива) и его продажа.

Термин "активы” удобен для повсеместного  использования законодателем и  наукой для обозначения всей совокупности ценностей, принадлежащих организациям. Значение понятия "имущество” должно быть уточнено наукой гражданского права в первую очередь и не должно допускать неоднозначного толкования.

Эти выводы позволяют, в частности, сформулировать корректное определение  конкурсной массы, учитывающее максимально  широкий перечень объектов: конкурсная масса – это все активы должника, принадлежащие ему в момент открытия конкурсного производства, выявленные и приобретенные в ходе конкурсного производства.

Итак, в качестве активов в ходе конкурсного производства признаются  любые материальные и нематериальные блага, отвечающие следующим признакам:

- потенциально могут быть проданы или иным способом преобразованы в денежные средства;

- являются объектом гражданских  или административных правоотношений.

А.С. Гутникова справедливо указывает  еще на один недостаток легального определения конкурсной массы. В  конкурсном производстве могут возникать ситуации, когда должник приобретает определенное имущество. В силу буквального толкования понятия конкурсной массы: «имеющееся на момент открытия конкурсного производства или выявленное имущество»,

можно придти к выводу, что приобретенное имущество не относится к конкурсной массе. Автор указывает на необходимость расширительного толкования понятия конкурсной массы в этой части и включения в конкурсную массу и приобретенного имущества.

Таким образом, конкурсная масса  – это любые материальные и нематериальные блага организации, отвечающие следующим признакам:

- потенциально могут быть проданы  или иным способом преобразованы  (обращены) в денежные средства;

- являются объектом гражданских  или административных правоотношений;

- имеются на момент открытия конкурсного производства, выявленные и приобретенные в ходе конкурсного производства.

Активы делятся на две категории: ликвидные и неликвидные. Ликвидность  активов –это их возможность быть проданными, измеряемая с учетом времени, требующегося для  продажи.  Ликвидность  представляется  важнейшей  характеристикой  активов, влияющей  на  их  продажу  в  конкурсном  производстве. У  ликвидности  есть  два  признака: качественный – возможность быть проданными и количественный – время, необходимое для продажи.  В Законе следует разрешить конкурсному управляющему исключать неликвидные активы из конкурсной массы с согласия собрания кредиторов. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ  КОНКУРСНОЙ МАССЫ

 

Закон о банкротстве не содержит понятия "формирование" конкурсной массы, впервые оно было упомянуто в Федеральном законе от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий"  и с тех пор активно применяется в подзаконных актах и на практике. Поэтому целесообразно дать определение этому понятию.

Формирование конкурсной массы - процесс, осуществляемый конкурсным управляющим, по выявлению всего имущества  должника, которое может быть обращено в денежные средства, за исключением  имущества и имущественных прав должника, которые в соответствии с Законом о банкротстве в конкурсную массу не включаются, по дополнению конкурсной массы различными способами, по сохранению конкурсной массы и по реализации имущества, его составляющего.

Выделяются пять этапов формирования конкурсной массы: осмотр и организация охраны имущества должника; инвентаризация имущества и проведение финансового анализа; выявление и возврат имущества; оценка активов; продажа активов (Приложение В).

 

2.1.  ПОЛНОМОЧИЯ КОНКУРСНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО   ПО ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРСНОЙ МАССЫ

Формирование конкурсной массы  осуществляется специальным субъектом  –конкурсным управляющим. Статья 129 Закона о банкротстве перечисляет права и обязанности конкурсного управляющего, однако из анализа прав видно, что фактически эти права можно рассматривать как права конкурсного управляющего по отношению к другим лицам, то есть как возможность осуществления предусмотренных Законом обязанностей.

Обязанности конкурсного управляющего по формированию конкурсной массы можно  разделить на три группы:

обязанности по обеспечению сохранности  конкурсной массы;

информационные обязанности;

обязанности, направленные на пополнение и реализацию конкурсной массы.

Процедура обеспечения сохранности  конкурсной массы  напрямую зависит  от того, осуществляет ли должник хозяйственную производственную деятельность в ходе конкурсного производства. Если такая деятельность им как юридическим лицом не ведется, то имущество охраняется штатными сторожами или третьим лицом.

Это лицо может выполнять только функции охраны имущества, а может, будучи арендатором, проводить производственную деятельность на базе имущества должника. Некоторые виды имущества (например, скот, посевы) сохранить иным образом, чем в процессе хозяйственной деятельности, практически невозможно. Если недвижимость не отапливается в зимний период, то ее состояние может значительно ухудшиться. Отопление неработающих помещений вызовет немалые текущие расходы. В связи с этим вопрос о возможности функционирования предприятия должника в конкурсном производстве стоит достаточно остро. Закон о банкротстве эту проблему не решает.

Существует мнение, что отсутствие в ст. 129 Закона о банкротстве прав и обязанностей конкурсного управляющего по руководству текущей хозяйственной деятельностью должника является основанием признать действия конкурсного управляющего по осуществлению этой деятельности совершенными вне своих полномочий. Осуществление хозяйственной деятельности должником неизбежно порождает налоговые обязательства, однако в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве эти обязательства будут удовлетворяться после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр. Не получающий налоговых поступлений уполномоченный орган делает вывод, что конкурсный управляющий своими действиями уклоняется от уплаты налогов.

Вместе с тем функционирующий  бизнес имеет более высокую стоимость, чем остановленный, так как на его запуск необходимы дополнительные инвестиции.

Нередко конкурсные управляющие склонны  расширять перечень случаев, когда  необходимо вести хозяйственную деятельность,   видя   своей   целью передачу имущества должника в рабочем состоянии. Конечно, прежде чем принять решение о необходимости ведения хозяйственной деятельности, конкурсный управляющий должен взвесить эффективность такой деятельности.

Закон о банкротстве наделяет конкурсного управляющего не только обязанностью по выявлению и сохранению имущества должника, но и правами, связанными с реализацией этой обязанности. Однако, обязывая конкурсного управляющего принять под свою ответственность все имущество должника, законодатель не обязал предыдущего руководителя это имущество передать.

Согласно ст. 126 Закона о банкротстве  руководитель должника в течение  трех дней с даты утверждения конкурсного  управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной  обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Однако на практике словосочетание "обязан обеспечить", как правило, трактуется руководителем должника как запрещение препятствованию доступа конкурсного управляющего к имуществу должника. Руководители организаций достаточно формально подходят к выполнению своей обязанности, в лучшем случае выделяя из числа работников должника сотрудника (например, бухгалтера), который сопровождает конкурсного управляющего при проведении инвентаризации и при анализе документов.

Считаю целесообразным закрепить  законодательно не обязанность по обеспечению передачи имущества, а обязанность руководителя передать имущество и документацию конкурсному управляющему. Исполнение такой обязанности должно оформляться путем составления соответствующего акта

приема-передачи. В этом акте (который  одновременно послужит хорошей основой для последующей инвентаризации) будет описано и имущество, и его состояние, и идентифицирующие признаки.  Имущество, которое конкурсный управляющий не примет (например, право требования, числящееся на балансе, но не подтвержденное первичными документами), автоматически в конкурсную массу включено не будет, а ляжет бременем недостачи на плечи руководителя, который, чтобы избежать ответственности, будет вынужден не только объяснить, куда какое имущество выбыло, но и подтвердить это документально.

Наличие предусмотренной Законом  о банкротстве обязанности руководителя должника по передаче всего имущества  конкурсному управляющему выполнит несколько задач:

имущество будет передано конкурсному  управляющему сразу, а не путем постоянного "до выявления";

будет создана база для применения уголовной ответственности, что  усилит ответственность руководителя по выполнению им своей обязанности;

оградит кредиторов от возможных злоупотреблений  со стороны конкурсного управляющего, который не сможет прикрывать свое бездействие недобросовестными действиями руководителя должника;

будет способствовать достижению главной  цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований кредиторов.

У кредиторов есть не только право  на получение денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, но и права по контролю деятельности конкурсного управляющего.

В соответствии со ст. 143 Закона о банкротстве  конкурсный управляющий предоставляет  собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника ежемесячно (если не установлен иной срок), начиная с даты открытия конкурсного производства.

 

Отчеты составляются по типовой  форме, утвержденной Приказом Минюста  России от 14.08.2003 N 195 "Об утверждении типовых форм отчетов (заключений) арбитражного управляющего", который был издан на основании Постановления Правительства РФ от 22.05.2003 N 299 "Об утверждении общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего".

Рассматривая составление отчета как форму контроля кредиторами динамики конкурсной массы, нельзя не отметить, что Закон о банкротстве не предписывает, как  должны  реагировать  кредиторы  на  полученную  ими  от   конкурсного управляющего информацию.

Отчет конкурсного управляющего призван информировать кредиторов, а не согласовывать с ними действия конкурсного управляющего. В случае если кредиторы обнаружат в отчете сведения, позволяющие им предполагать незаконные действия конкурсного управляющего, они вправе обратиться с соответствующим заявлением или жалобой.

Есть мнение, что отчетность перед  кредиторами должна "пополниться" еще одним документом - промежуточным  ликвидационным балансом.

Закон о банкротстве не содержит никаких указаний на специфику ведения  бухгалтерского и налогового учета. Можно предположить, что конкурсный управляющий может либо применить к ведению бухгалтерской отчетности по аналогии положения, касающиеся добровольной ликвидации юридических лиц, либо вести обычный бухгалтерский учет, применяя специфику конкурсного производства.

На первый взгляд может показаться, что составление такого баланса  обеспечит кредиторов на протяжении всего конкурсного производства необходимой информацией как  о составе имущества, так и  о перечне требований кредиторов. По окончании формирования конкурсной массы предлагается составить ликвидационный баланс, который бы рассматривался на собрании кредиторов и утверждался арбитражным судом.

Однако необходимость составления  ликвидационного и промежуточного балансов не совсем обоснованна.

Во-первых, специальные формы вышеназванных  балансов не утверждены. При их составлении  бухгалтер пользуется обычной формой баланса. Но кредиторы и так могут  запросить любые сведения, касающиеся конкурсного производства, в том  числе запросить баланс, который конкурсный управляющий обязан ежеквартально представлять в налоговый орган.

Во-вторых, промежуточные ликвидационные балансы фактически представляют собой  сильно упрощенную форму отчета конкурсного  управляющего. Все сведения, которые  предлагается внести в баланс, уже содержатся в типовой форме отчета (раздел сведения о реализации конкурсным управляющим своих прав и выполнении обязанностей, о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника, о ходе реализации имущества должника). Трудно представить, как может дополнить целый отчет повторение одной из его частей.

Иногда конкурсным управляющим  рекомендуется составлять план конкурсного  производства, необходимость составления которого мотивируется следующим соображением: план конкурсного производства обеспечит прозрачность и предсказуемость конкурсного производства, так как кредиторы будут знать о будущем порядке осуществления процедуры.

Отличие плана конкурсного производства от отчета конкурсного управляющего в том, что в первом случае конкурсный управляющий предлагает план действий, который вступит в силу только после его утверждения кредиторами, а во втором кредиторы осуществляют контроль за уже совершенными действиями конкурсного управляющего. Конкурсный управляющий сможет проводить конкурсное производство только по плану, утвержденному кредиторами. Таким образом, вся процедура будет подчиняться решению кредиторов. Необходимость утверждения такого плана сделает конкурсного управляющего инструментом в руках кредиторов.

Основная часть предложений, которые  предлагается внести в план конкурсного  производства, содержится в утверждаемых кредиторами 

предложениях о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества  должника или типовом отчете.

На основании изложенного предлагается внести следующие изменения в  типовую форму отчета конкурсного  управляющего, добавив в нее пункты, связанные с формированием конкурсной массы.

1. В таблицу "Меры по обеспечению  сохранности имущества должника" включить пятую строчку "сохранность имущества (вещей) должника обеспечивается: 1) продолжением производственной деятельности, 2) сдачей имущества должника в аренду, 3) передачей имущества должника на ответственное хранение, 4) иным способом".

2. Внести в типовую форму отчета таблицу "Сроки исполнения основных обязанностей конкурсного управляющего", состоящую из трех столбцов, в первом из которых перечислены основные обязанности конкурсного управляющего, во втором - планируемая дата исполнения, а в третьем причины переноса даты исполнения на более поздний срок. Последний столбец будет заполняться в случае, если по какой-либо причине конкурсный управляющий не успевает выполнить обязанность в указанный срок.

Проблема формирования конкурсной массы