Проблема развития агропромышленного комплекса Республики Башкортостан в курсе преподавания экономики в школе
Содержание
Введение 3
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ 7
1.1 Понятие переходной экономики 7
1.2 Основные черты экономических
реформ в Республике
1.3 Место и роль
Глава 2. Вопросы развитие АПК РБ в курсе преподавания экономики в школе. Методические рекомендации проведения урока по теме "Проблемы развития Агропромышленного комплекса РБ в курсе преподавания экономики в школе". 32
2.1 Программа школьного
экономического образования.
2.2 Методика преподавания темы "Агропромышленный комплекс Республики Башкортостан" на примере урока в 11 классе средней школы 50
Заключение 59
Список литературы 62
Приложение 1. 65
Приложение 2 66
Введение
Республика Башкортостан
является крупным регионом развитого
сельскохозяйственного
В Башкортостане более семи миллионов гектаров земельных угодий, из них около пяти миллионов гектаров занимают пашни. В республике функционируют различные формы хозяйствования.
Если по производству картофеля республика занимает второе место, то по поголовью крупного рогатого скота и лошадей, производству молока, товарного меда она уверенно занимает первую позицию не только в округе, но и в РФ. Так же по производству сельскохозяйственной продукции республика стоит на третьем месте в РФ и на втором – в округе.
Агропромышленный комплекс
Республики Башкортостан на современном
этапе развития – это сложная
социально-экономическая
В республике ведется активная
государственная поддержка
Но существует так же немало проблем, требующих большого внимания.
Несмотря на относительно большую площадь, по сравнению с соседями, в частности, с республикой Татарстан, Башкортостан заметно отстает по многим таким показателям, как объем сельскохозяйственной продукции, количество фермерских хозяйств, по площадям, обрабатывающимся по ресурсосберегающим технологиям, поголовье КРС. Если валовый сбор зерна в Татарстане за 2011 год составил 5,2 млн.тонн, то в Башкортостане этот показатель равняется 3,2 млн.тоннам. По инвестиционной привлекательности республика Татарстан так же лидирует по сравнению с Башкирией.
Агропромышленный комплекс республики продолжает функционировать в условиях недостаточной обеспеченности сельхозтехники, высокой степени их износа, что ведет к нарушениям агротехнологий, снижению объемов производства продукции растениеводства и животноводства, повышению её себестоимости.
Немаловажной проблемой
являются нехватка сушильных мощностей,
крытых токов, очистительной техники.
Остро стоит проблема перевода растениеводства
на современные ресурсо- и почвосберегающие
технологии, которые в условиях республики
способны обеспечить существенное сокращение
парка техники, экономию времени
на проведение технологических операций,
снижение производственных затрат. Также
необходимо оптимизировать структуру
посевных площадей, изменить объемы производства
отдельных видов
Одной из важных проблем является нехватка трудовых ресурсов необходимой квалификации.
Наличие квалифицированных
кадров, непосредственно знакомых с
существующими проблемами в селе,
обладающих перспективными идеями, заинтересованных
в эффективном функционировании
агропромышленного комплекса
Актуальность исследования
заключается в том, чтобы выявить
причины неэффективного использования
имеющихся в республике ресурсов
и выяснить причины отставания от
соседних регионов по некоторым показателям,
обладая при этом рядом преимуществ.
Актуальность дипломной работы также
заключается и в том, чтобы
в курсе преподавания экономики
в школах, особенно сельских, отразить
эти существующие проблемы и пути
их решения, особенности развития, характерные
черты, перспективные направления
республики. Развить у учеников интерес
к сельскому хозяйству и
Агропромышленный комплекс, будучи приоритетным национальным проектом республики, может привлечь интерес учеников к данной сфере, послужить толчком для поступления в будущем в сельскохозяйственные вузы, вернуться в село и трудиться во благо району.
Экономические исследования в аграрной науке представлены трудами отечественных ученых экономистов: И.Т. Посошкова, А.Т. Болотова, М.Г. Павлова, Я.А. Линовского, М.Г. Павлова, А.И. Скворцова, В.В. Докучаева, С.Ю. Витте, Н.Д. Кондратьева, А.В. Чаянова, Н.И. Вавилова, В.П. Кузьмина, К.А. Тимерязева, Н.М. Тулайнова, В.Г. Венжера и других.
В ходе экономических реформ активизировались исследования, посвященные эффективному направлению развития аграрного сектора экономики. Исследованию условий и проблем устойчивого развития сельского хозяйства и его отраслей посвящены работы Н.Г. Арсланова, В.Р. Боева, О.Е. Вальтера, У.Г. Гусманова, В.И. Иванова, А.С. Кириленко, В.В. Кузнецова, В.И. Кушлина, Г.С. Лисичкина, Ю.А. Лысенко, А. Маннеля, Р.М. Мухамеджанова, А.В. Петрикова, П.Д. Половинкина, Н.И. Поповой, Б.И. Смагина, Ю.С. Сокурова, И.Г. Ушачева, К.Г. Шульмейстера, М.М. Юзбашева и многих других.
Цель дипломной работы
– выявление причин неэффективного
использования имеющихся в
Для этого в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
1. изучение понятия переходной экономики;
2. выявление основных черт экономических реформ в РБ в переходный период, в сравнении с соседними регионами;
3. Определение места и
роли сельскохозяйственной
4. Выявление проблем
5. Определение места теме
"Агропромышленный комплекс" в
школьной образовательной
6. Разработка методики
преподавания данной темы, опираясь
на выявленные проблемы
Объектом исследования в данной дипломной работе является школа и образовательный процесс.
Предмет исследования в дипломной работе – проблемы агропромышленного комплекса и установление путей их решения в ходе образовательного процесса в разделе, посвященной данной теме.
Теоретической и методологической
базой дипломного исследования послужили
труды отечественных и
Глава 1. Переходный период и особенности реформирования агропромышленного комплекса РБ
1.1 Понятие переходной экономики
Переходная экономика
представляет собой особое состояние
экономической системы, ее функционирование
в период перехода общества от одной
экономической системы к
К основным свойствам переходной экономики относятся:
1. Она должна сформировать
основу новой экономической
2. Многоукладность.
3. Неустойчивость развития
как ее внутреннее свойство. Классическая
политическая экономия, К. Маркс,
Н. Кондратьев исходят из
4. Относительная длительность преобразований, являющаяся следствием естественных, не зависящих от политической власти, факторов: известной инерционности.
В соответствии с критериями экспертов Европейского Союза России с 24 июня 1994 года Россия отнесена к странам с переходным типом экономики. В основе этих критериев лежит соотношение административных и рыночных методов управления экономикой.
Первыми работами, направленными на исследование теории переходной экономики стали учебные пособия под редакцией В.В. Радаева и А.В. Бузгалина, Кисилевой Е.А. и Чепурина М.Н. (1996), монографические исследования Аукционека С.П., Бузгалина А.В., Колганова А. (1994), вышедщее позднее учебное пособие под редакцией Абалкина Л.И. и др.
Выделяют два основных направления преобразований в переходной экономике: формирование рыночной системы и преобразование структуры народного хозяйства.
Формирование рынка включает три основных элемента:
1. Либерализация экономики
– это система мер,
2. Структурные преобразования
– это ряд мер и действий,
направленных на распределение
ресурсов и повышение
3. Институциональные
К методам решения задач переходного периода относятся:
1. Стабилизационная политика,
направленная на сокращение
1. либерализацию цен;
2. минимизацию госбюджета
путем коммерциализации
3. удорожание кредита (до 210% ставки ЦБ);
4. введение внутренней конвертируемости национальной валюты.
2. Преобразование форм собственности:
1. приватизация и реституция;
2. стимулирование развития частного сектора.
3. Изменение структуры экономики:
4. антимонопольная политика;
5. механизм банкротства;
6. интеграция в мировой рынок.
Преобразование структуры
народного хозяйства, в свою очередь,
не может быть осуществлено только
рыночными методами. Необходима целенаправленная
деятельность государства по созданию
новой структуры экономики, ликвидации
отживших отраслей и производств, а
также преобразованию основных звеньев
экономики. Изменение структуры
народного хозяйства требует
осуществления эффективной
Историческая
1991-1993 гг. – крах административной
системы, становление основ
1994-1995 гг. – этап протекционистской политики;
1996-1997 гг. – финансовая
стабилизация, реструктуризация предприятий,
сокращение падения
1998-1999 гг. – финансовый кризис, с привлекшими последствиями;
2000 г. – постепенный
переход к экономическому
Состояние агропромышленного комплекса в переходный период.
СССР и РСФСР к 1990 году резко отстали от ведущих западных стран по продуктивности сельского хозяйства. рис.1
Необходимость реформ агропродовольственного сектора к началу 1990 года была обусловлена двумя основными проблемами, которые требовали коренного изменения основ существующей системы:
Во-первых, нехватка внешних
экономических стимулов деятельности
предприятий, обусловленная
Во-вторых, отсутствие мотивации труда внутри хозяйств. Особенность аграрного производства заключается в том, что основные технологические процессы в нем плохо поддаются индустриализации в силу высокой степени зависимости от природного фактора. Работник, выполняющий те или иные операции, должен хорошо представлять всю технологическую цепочку, быть заинтересованным в конечном результате производства. Критериев качественного выполнения функций для основных сельскохозяйственных процессов нет. Соответственно, в этих условиях не работает ни стимул оплаты труда, ни стимул конечного дохода всего предприятия, что означает низкий уровень мотивации работника.
Таблица 1. Продуктивность сельского хозяйства по странам.
Мир в среднем
Западная Европа
США
Канада
РСФСР
СССР
Урожайность зерновых, ц/га
1979
17,8
27,9
31,6
21,1
15,7
13,7
1989
26,5
45,8
44,8
21,2
18,9
16,1
1989 к 1970, %
1,18
Надои молока на одну корову, кг/год
1970
1932
3269
44,23
32,56
2110
2328
1989
2127
4059
65,33
58,06
2555
2773
1989 к 1970, %
0
1,9
Источник: Народное хозяйство СССР в 1985 году; Народное хозяйство СССР в 1990 году. World agriculture / Trends and indicators / 1970-1989.
В этих условиях были сформированы первоочередные цели аграрной реформы:
1. реорганизация колхозов и совхозов;
2. развитие предпринимательства;
3. создание условий для привлечения в аграрный сектор иностранных инвестиций.
В России выделяют следующие этапы аграрной политики:
Первый этап (1991–1994 годы) Россия, как почти все страны с переходной экономикой, начала с либерализации цен, ликвидации системы госзакупок в аграрном секторе, отмены обязательных планов производства для сельхозпредприятий, субсидий и льгот для сельского хозяйства. Сельское хозяйство погружалось в рынок, а руководители отрасли столкнулись с многочисленными проблемами, которые невозможно было решить традиционными методами централизованно планируемой экономики. В результате агропродовольственная политика формировалась ad hoc, в режиме пожарной команды, с возникавшими проблемами боролись спонтанно, зачастую используя инструментарий предыдущей экономической парадигмы.
Довольно долго после
либерализации правительство
На втором этапе (1994–1998 годы)
эйфорию либерализации стал вытеснять
аграрный протекционизм. Россия ввела
минимальные гарантированные
С развитием реформ руководители страны все больше понимали, как функционируют рынки. Сельхозпроизводители приобретали опыт работы в рыночных условиях, осознали собственные интересы, стали самоорганизовываться в лоббирующие организации. Достигнутая к 1997 году относительная финансовая стабилизация сыграла заметную роль в переходе к третьему этапу (1998–2005 годы) агропродовольственной политики. Правительство стало применять комплексные меры с более ясными целями. Поэтому протекционизм начал расти, а вслед за ним – и доля расходов на сельское хозяйство в бюджете.
На четвертом этапе (с 2006 года) продолжали расти аграрный бюджет и торговый протекционизм. В руководстве страны созрело представление о том, что нужно более серьезно поддерживать масштабные инвестиции в аграрный сектор и защищать внутренний рынок от импорта. В 2006 году аграрный сектор впервые был назван в числе приоритетов развития страны, что было закреплено в Национальном проекте. В конце декабря того же года были приняты Закон "О развитии сельского хозяйства" и введенная им Госпрограмма развития сектора на 5 лет.
Современное состояние и
перспективы развития российского
аграрного сектора во многом определяются
резко возросшей
1.2 Основные черты экономических
реформ в Республике
Социально-экономические реформы в Башкортостане в 1990-е гг. по охвату, характеру и глубине определялись:
а) общим ходом реформ в Российской Федерации;
б) самостоятельно принимаемыми решениями республики в условиях обретения ею экономического суверенитета. В связи с этим анализ современного состояния экономики Республики Башкортостан и хода ее реформирования необходимо осуществлять путем оценки развития событий на каждом из названных уровней и степени их взаимного сочетания.
Характер рыночных реформ в России не мог не иметь определяющего значения в отношении преобразований в экономике Республики Башкортостан. Ее нахождение в едином политическом, правовом и социально-экономическом пространстве России в указанный период обусловило то, что все негативные моменты рыночных преобразований в России в значительной мере отрицательно повлияли на ход реформ и в нашей республике.
Сложившаяся за годы Советской власти структура государственных и кооперативных предприятий в агропромышленном комплексе не была приспособлена к рыночным отношениям и ориентировалась на государственные закупки, снабжение, регулируемые цены.
Новый этап политического и социально-экономического развития страны создало большие проблемы и для АПК. Положение села осложнилось тем, что был взят курс на "либерализацию" цен, формирование многоукладности, внедрение рыночных отношений.
Российские реформы сильно ударили по экономике колхозов и совхозов. Росла задолженность по кредитам на горюче-смазочные материалы, остро стала проблема заработной платы в хозяйствах. Прослеживалась тенденция к тому, что у населения в ряде сел техники стало больше, чем в крупных коллективных объединениях. Технический парк разрушался. Такие работы как внесение минеральных удобрений, мелиорация, семеноводство, селекционные опыты в животноводстве были резко сокращены или даже прекратились.
В переходный период из сельскохозяйственного оборота республики были выведены свыше 26 млн. га земли, или 22% всех посевных площадей РФ, уменьшилось поголовье крупного рогатого скота в 2 раза, свиней 2,3 раза, овец и коз в 4 раза.
Одной из задач аграрной реформы
стало создание иной структуры, больше
отвечающей требованиям рыночной экономики,
базирующейся на самостоятельных
Выбранная стратегия ориентировалось
на целостное развитие республики,
с опорой, прежде всего, на собственные
ресурсы и системы
При реализации своего варианта реформирования агропромышленного комплекса, республика опиралась на следующие принципы:
- сочетание саморегулирования
рынка с активным
- равноправное участие
на рынке субъектов всех форм
собственности, при условии,
- этапность экономических
преобразований, как наиболее успешный
метод адаптации
- социальное развитие
сельских районов, повышение
В результате этих преобразований
удалось избежать глубокого спада
экономики и создать
За 1991-2002 годы в республики
сложилась многоукладная
В районах вновь стали
создаваться Машинно-
В целях преодоления аграрного кризиса Президентом, Советом Федерации и Правительством России были предприняты множество законодательных и директивных мер. За последние 9 лет было принято 42 закона, 34 указа Президента и 152 постановления Правительства.
Сельскохозяйственным
За 1994-1999 годы было поставлено по федеральному лизингу 1794 единицы техники, по республиканскому лизингу 604 единицы.
С 2001 года осуществляется поставка сельскохозяйственной техники и племенного скота через через ОАО "Росагролизинг". За это время в республику завезено более 1000 единиц техники на сумму 1,1 млрд. рублей и 3135 голов племенного скота на сумму 126,6 млн. рублей.
С 2007 года в Республике Башкортостан
идёт создание системы сельскохозяйственного
консультирования. На сегодняшний день
в республике действуют 53 районных
информационно-консультационных центра.
Координацию их деятельности осуществляет
Министерство сельского хозяйства
Республики Башкортостан через Центр
сельскохозяйственного
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Госпрограммы в 2007-2009 годах была оказана значительная поддержка АПК Республики Башкортостан как из федерального бюджета, так и из бюджета Республики Башкортостан.
В 2007 году расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан составили 10 592,3 млн.рублей (с учетом средств, выделенных на развитие социальной инфраструктуры, бюджетные кредиты, увеличение уставного фонда, ФЦП "Социальное развитие села"), в 2008 году – 15 879,7 млн.рублей, в 2009 году – 14 991,3 млн.рублей. Увеличение объема государственной поддержки АПК в 2009 году по сравнению с 2007 годом составило 4 339,0 млн.рублей (или 41,5 процента).
В силу неблагоприятной
1.3 Место и роль
Республика Башкортостан
является крупным регионом развитого
сельскохозяйственного
Среди форм хозяйствования функционируют более одной тысячи сельскохозяйственных организаций, 4414 крестьянских (фермерских) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, около 580 тысяч личных подсобных хозяйств. За последние годы наблюдаются тенденции, как увеличения, так и снижения удельного веса по отдельным видам продукции внутри категорий производителей (приложение).
- Проблема развития туризма на Кавказе
- Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве
- Проблема сбытовой деятельности организации
- Проблема смертной казни в современном мире
- Проблема совершенствования учета и анализа затрат на хлебопекарных предприятиях
- Проблема современной молодёжи в условиях жёсткой рыночной экономики
- Проблема суїциду в зарубіжній літературі ХІХ-ХХ ст.
- Проблема одиночества
- Проблема организации индивидуальной работы на уроках математики при изучении темы «Тригонометрические уравнения»
- Проблема организации хранения и уничтожения электронных документов
- Проблема отказов от детей
- Проблема перевода
- Проблема повышения ефективности производства зерна
- Проблема подготовки специалистов в рестаранном бизнесе