Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве

 

ПРОБЛЕМА  РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА В СОВРЕМЕННОМ МЕЖДУНАРОДНОМ  ПРАВЕ

 

Бакалаврская работа

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Реферат……………………..………………….………..……………….………...3

Обозначения и сокращения………………………………………….………...…4

Введение………………………………………………………………………...…5

 

1. Сущность  международно-правовой регламентации  использования ядерного материала

 

    1.  Понятие международно-правовой регламентации использования ядерного материала............................................................................................................8
    2. Историко-правовой очерк развития международного ядерного права......12

 

2. Международно-правовые аспекты использования ядерного материала в мирных целях

 

    1.  Проблема обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов........................................................................................18
    2. Проблема ответственности в области международного ядерного права................................................................................................................24
    3. Проблема регламентации использования ядерного материала в космосе............................................................................................................31

 

3. Актуальные международно-правовые проблемы использования ядерного материала в военных целях

 

3.1 Правомерность использования ядерного оружия в современном международном праве...................................................................................38

3.2   Проблема использования обедненного урана в военных целях..............49

 

Заключение............………………………………………………………….…....60

Список использованных источников...................................................................61

РЕФЕРАТ

 

Предметом изучения выступает использование ядерного материала в современном международном праве.

Цель работы заключается в исследовании проблемы регламентации использования ядерного материала в современном международном праве.

Основные задачи – определить понятие регламентации использования ядерного материала в современном международном праве; исследовать проблему обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов; исследовать проблему ответственности в области международного ядерного права; исследовать проблему регламентации использования ядерного материала в космосе; исследовать проблему правомерности использования ядерного оружия в современном международном праве; исследовать проблему использования обедненного урана в военных целях.

Рассмотрены проблемы регламентации использовании ядерного материала в современном международном праве. Выявлены особенности регламентации использования ядерного материала в мирных и военных целях.

 

 

 

ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ

 

 

АЭС – атомная  электростанция

ВОЗ – Всемирная Организация  Здравоохранения

ДНЯО – Договор о  нераспространении ядерного оружия

ИМО –  Международная  морская организация

КНДР – Корейская Народная Демократическая республика

КНР – Китайская Народная Республика

МАГАТЭ – Международное  агентство по атомной энергии 

МГП – Международное Гуманитарное Право

МККК – Международный Комитет Красного Креста

МОТ – Международная организация труда

МЯП – Международное ядерное  право

НАТО – Организация  Североатлантического договора

ООН – Организация Объединенных Наций

ОУ – обедненный уран

ОЭСР –Организация экономического сотрудничества и развития

СПЗ – специальные права заимствования

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

США – Соединенные Штаты Америки

ЯИЭ – ядерные источники энергии

др. – другие

т.д. – так далее

U – уран

UN – United Nations

UNEP – United Nations Environment Programme

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  темы. Двадцатый век стал знаменит революциями в социальной сфере и в научном познании законов природы,  изменившие мир раз и навсегда Начало пересмотра привычной картины мироустройства положили открытия в философии и физике. 2400 лет назад греческие философы Люцепиус из Милета и Демокрит из Абдеры выдвинули идею о том, что Вселенная состоит из маленьких частиц – атомов. Они полагали, что все вещи можно разделить на атомы, но сами атомы не могут быть разделены на еще более мелкие части. Современные ученые показали, что Люцепиус и Демокрит были почти правы. Вселенная состоит из маленьких частиц, но многие из этих частиц могут быть разделены на части еще более мелкие.1 В декабре 1938 года немецкие физики Отто Ган и Фриц Штрассман впервые в мире осуществили искусственное расщепление ядра атома урана, которое дает возможность получить невообразимое количество энергии. Успешное проведение этого эксперимента открыло дорогу для использования атомной энергии в военных и мирных целях.

 Тогда как использование атомной энергии в военных целях создает угрозу существования самого человека, использование же ядерной энергии в мирных целях открывает необычайно широкие возможности для повышения благосостояния человечества. Вместе с тем увеличение числа научных и промышленных ядерных реакторов, интенсификация торговли ядерными материалами и их перевозок, происходящие природные катаклизмы несут в себе потенциальную угрозу радиоактивного заражения людей и окружающей среды. Эти обстоятельства требуют объединения усилий всего международного сообщества в деле обеспечения безопасного использования атомной энергетики и предотвращения негативных последствий использования атома в мирных целях.

Таким образом, использование атомной энергии человеком требует досконального регулирования всех аспектов данной деятельности международным правом, которая должна создать гарантии, что необычайная энергия скрытая в ядре атома будет использоваться во благо  человечеству, а не вопреки ему. Ядерная энергия сегодня стоит на границе между величайшими надеждами человечества и его глубокими страхами за свое будущее.

Теоретическая основа исследования. Теоретическую и информационную основу исследования составляют труды таких ученых, как Иойрыш А. И.,Малинин С. А., Пархитько В. П., Супатаева О. А., Avner Cohen, Avril McDonald, David J. Bederman, Donald M. McRae, Douglas P. Lackey, Edward McWhinney, Gary D. Solis, György Haraszti, Haralambos Athanasopulos, Malcolm Nathan Shaw, Michael Byers, Nagendra Singh, Steven P. Lee

Объект  исследования составляет отношения по использованию ядерного материала.

Предметом исследования является использование ядерного материала в современном международном праве.

Целью данной работы является исследование проблемы регламентации использования ядерного материала в современном международном праве.

Поставленной  цели соответствуют следующие задачи:

- определить понятие регламентации использования ядерного материала в современном международном праве;

        - исследовать проблему обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов;

- исследовать  проблему ответственности в области  международного ядерного права;

-  исследовать проблему регламентации использования ядерного материала в космосе;

- исследовать  проблему правомерности использования ядерного оружия в современном международном праве;

   - исследовать проблему использования обедненного урана в военных целях.

Методологию исследования составляют такие общенаучные методы, как системный, исторический, диалектический, познание, наблюдение, сравнение, обобщение, анализ и др.

По своей структуре данная работа включает в себя введение, три главы, разделенные на семь параграфов, заключение, список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. СУЩНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА

 

1.1 Понятие международно-правовой регламентации использования ядерного материала

 

 

Общественные отношения в такой потенциально опасной сфере человеческой деятельности, как использование атомной энергии в мирных и военных целях, требуют всесторонней межународно-правовой регламентации. Прежде чем дать определение понятии международно-правовой регламентации использования ядерного материала, нужно разобраться, что вообще из себя представляет ядерный материал, каких видов бывает, как можно его использовать и соответственно как регулируются вопросы использование такого материала в современном международном праве. Это диктуется тем пониманием, что нельзя рассматривать право, как нечто самодостаточное явление, а надо стремится рассмотреть каждый правовой вопрос при учете разных позиций и контекстов – экономических, технических, политических, гуманистических- если имеем целью понять причины и цели действия таких норм. В данном случае, для того чтобы понять каковы особенности международно-правового регулирования использования ядерной энергии, необходимо кратко ознакомиться с некоторыми техническими вопросами связанными с ядерной отраслью. Так, коснемся  самого понятия ядерного материала.

Понятие ядерного материала в основном используется при ходе регулирования такой сферы международного ядерного права, как ядерная безопасность и физическая защита ядерных материалов2, которое, однако, по нашему мнению, уже предмета данной работы и потому нецелесообразно его использовать. Ядерный материал здесь понимается более широко и поэтому автор затрудняется привести такое понятие ядерного материала, закрепленное в международных документах, охватывающее весь спектр предмета данного исследования.

 Учитывая  это, приводим слегка обобщенное значение (а не понятие) ядерного материала, которое призвано учитывать разные аспекты международно-правового регулирования использования данных материалов.

Итак, ядерные материалы можно называть – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества и, которые могут использоваться в качестве ядерного топлива. Это – плутоний, высокообогащенный уран, уран-233, обедненный, природный и низкообогащенный уран, торий и др. Если речь идет о разработке ядерного оружия, то термин “ядерные материалы” относится в основном к урану и плутонию.

Плутоний –  искусственный элемент, является основным ингредиентом в атомной и водородной бомбах. Вокруг использования плутония в качестве источника энергии  ведется немало споров, поскольку плутоний можно использовать при создании ядерного оружия, кроме того, он наносит серьезный вред здоровью. Плутоний сильный канцероген и считается одним из самых токсичных материалов, известных человеку.3

 В процессе целой цепи ядерных реакций деления выделяется огромное количество энергии. Этот процесс известен как генерирование ядерной энергии. В ядерном оружии используется тот же процесс, но в гораздо более концентрированном виде. Для генерирования ядерной энергии используется уран-235,один из изотопов4 урана, который необходим для самоподдержания ядерной реакции. Но поскольку его содержание в урановой руде составляет всего 0,7 %5, природный уран сначала обогащают и получают U-235, имеющий высокое содержание урана.6

Высокообогащенный уран – это искусственный материал, получаемый путем обогащения урана-235, который используется в реакциях деления атомного ядра. Применяется несколько методов обогащения: газовая диффузия, центрифугирование и лазерная обработка. В соответствии с требованиями нераспространения ядерного оружия, использование каждого из трех методов строго регламентировано. Так, для того, чтобы поддерживать цепную реакцию деления атомного ядра в ядерном реакторе, достаточно 3-5% содержания U-235. Что касается высокообогащенного урана, то к нему относятся материалы с 20-процентным и более содержанием U-235. В связи с этим вполне естественно рассматривать страну, имеющую высокообогащенный уран, как потенциального производителя ядерного оружия.7

Важно подчеркнуть, что и в производстве атомной энергии, и при создании ядерного оружия, используется ядерная энергия, выделяющаяся в процессе одних и тех же ядерных реакций, при этом используется одно и то же ядерное топливо. Поэтому, производство ядерной энергии в мирных целях всегда можно перенацелить на военные нужды. Ядерное топливо, используемое на АЭС, можно затем переработать и получить ингредиенты для ядерного оружия. Вот почему установлен международный контроль над использованием  ядерных материалов.

Человек использует энергию атомного ядра более пятидесяти лет. Это до сих пор гораздо сложнее, чем топить печку углем или сжигать бензин в двигателе внутреннего сгорания. Примечательно, но факт, что один грамм урана-235 дает такое же количество энергии, какое можно получить из 3 тонн угля. По данным МАГАТЭ, ядерная энергетика производит сейчас 16% мировой электроэнергии, а в развитых странах и того больше: во Франции – 78%, в Бельгии – 55%, в Германии – 28%, в Японии – 25%, в США – 20%, в России – 17% и в Армении – 40%. Ядерный сектор энергетики наиболее значителен в промышленно развитых странах, где недостаточно природных энергоресурсов. Всего в мире действуют 442 ядерные станции и около 300 исследовательских реакторов, а также порядка 250 судов, подводных лодок, ледоколов и авианосцев с ядерными установками на борту. Ядерная энергия применяется также на космических аппаратах в случае, если необходимое количество энергии невозможно получить другими способами.8

В сущности, проблемы международного права в связи с использованием ядерных материалов можно разделить на две группы: те, которые касаются использования ядерной энергии в военных целях, и проблемы касающиеся мирного использования этой энергии.

Содержанием проблемы использования ядерной энергии в военных целях в настоящее время является вопрос ядерного разоружения. Строго говоря, в вопросе ядерного разоружения можно различить три составляющиеся: запрещение использования ядерного оружия, запрещение проведения ядерных испытаний и проблема обладания и производства ядерного оружия.9

Что касается проблем касающейся использования ядерного материала в мирных целях и сотрудничества государств в этой сфере, надо различать две виды взаимодействия государств: взаимодействие имеющую цель содействовать использованию ядерной энергии в мирных целях и взаимодействие с целью предотвращения определенных вредных последствий использования этой энергии.10

Вопросы международного сотрудничества с целью предотвращения определенных вредных последствий использования ядерной энергии разделены на несколько категорий:  международное взаимодействие защиты окружающей среды, ответственность за ядерный ущерб, международная помощь в случае ядерной аварии и проблемы, касающиеся физической защиты ядерного материала. Таким образом, международный контроль за использованием ядерного материала является средством, с помощью которого государства могут препятствовать использованию радиоактивных материалов в военных целях, в место мирных.

Проблемы использования ядерной энергии в мирных и военных целях тесно взаимосвязаны и нет четкой линии разделяющую эти виды. В сущности ядерное разоружение и использование ядерной энергии в мирных целях представляют собой различные аспекты одной и той же проблемы, а именно –  проблемы атомной энергии.11

Таким образом, международно-правовая регламентация использования ядерного материала можно определить как сотрудничество государств и международных организаций в области международного контроля за использованием ядерных материалов, как источников повышенной опасности, регулирование сложных и, вместе с тем, очень важных аспектов использования ядерной энергии как в мирных, так и в военных целях12.

 

 

1.2 Историко-правовой очерк развития международного ядерного права

 

 

Возникновение новой сферы человеческой деятельности, возможность использования колоссальной силы ядерной энергии, обусловило необходимость в координации усилий государств по использованию этой энергии в мирных целях. С середины 1950-х гг. государства активно сотрудничают в области мирного использования атомной энергии. Было заключено большое число международных соглашений, регулирующих различные аспекты мирной атомной деятельности, сформировалась новая отрасль международного права — международное ядерное право или атомное право.13

Международное ядерное право (МЯП), как сравнительно новая отрасль современного международного права, представляет собой совокупность принципов и норм, которые регулируют международное сотрудничество государств и других субъектов международного права по использованию ядерной энергии.

По мере принятия международно-правовых актов в отношении ядерных источников энергии в научных исследованиях указывалось, что международное атомное право является самостоятельным направлением международного права, его составной частью, хотя и особо специфической. По мере развития атомной технологии особое внимание было обращено на то обстоятельство, что решение отдельных проблем по использованию атомной энергии требует развития международного общения, принятия международных соглашений, регламентирующих деятельность государств в данной сфере.

В ранних научных работах, посвященных правовому регулированию использования ядерной энергии, в науке международного права  по существу ни кем не оспаривалось название этой новой отрасли международного права – международного атомного права. Однако, по мере развития научно-технического прогресса, который позволил получать более мощную энергию в результате осуществления цепных реакций деления тяжелых ядер и реакции термоядерного синтеза легких ядер, взгляды ученых в отношении  названия данной отрасли изменились. Одни авторы стали именовать его международным атомным правом, другие ядерным правом 14. Если исходить из правового регулирования современных более высоких технологий получения энергии и их использования, то более логичным и справедливым было бы назвать данную новую отрасль международным ядерным правом. В своей работе “Современные проблемы международного ядерного права» В.П.  Пархитько в качестве главного аргумента в пользу признания термина “международное ядерное право” указывает на то, что энергия, о которой идет речь, рождается либо в результате реакции деления ядер (ядерная реакция), либо из их синтеза (термоядерная реакция) 15.

Важную роль в создании норм ядерного права играют международные организации. В 1956г. в целях эффективного многостороннего сотрудничества в ядерной сфере была создана универсальная международная организация – Международное агентство но атомной энергии (МАГАТЭ). Появилась организация, с помощью которой государства-участники не только стали упорядочивать международное сотрудничество в области мирного использования ядерной энергии, но и следить за тем, чтобы созданная при МАГАТЭ система контроля не давала возможности кому бы то ни было использовать ядерную энергию в военных целях.

Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) занимается организацией сотрудничества государств в одной из самых опасных сфер деятельности людей. Именно поэтому эта организация находится в особой связи с ООН, непосредственно с Генеральной Ассамблеей, а в случае необходимости – и с Советом Безопасности.

Целью МАГАТЭ, как это записано в ст. II Устава, является достижение более скорого и широкого использования атомной энергии для поддержания мира, благосостояния, здоровья людей во всем мире. Устав МАГАТЭ предусматривает специальные нормы, гарантирующие создание такой системы контроля, которая не допустила бы использования мирных ядерных установок в военных целях. В частности, агентству предоставлено право направлять своих специалистов-контролеров в любую страну, которая является членом МАГАТЭ, для необходимой проверки ее ядерных реакторов, включенных в систему гарантий через соглашения государств с МАГАТЭ о постановке под контроль МАГАТЭ их ядерных объектов 16.

МАГАТЭ поощряет и направляет развитие использования  атомной энергии в мирных целях, устанавливает нормы ядерной безопасности, оказывает помощь государствам-членам путем технического сотрудничества и способствует обмену научно-технической информацией о ядерной энергии.

Одна из главных  функций МАГАТЭ состоит в применении гарантий в целях обеспечения  того, чтобы ядерные материалы и оборудования, предназначенные для мирного использования, не были употреблены для военных целей. Устав определяет концепцию гарантий и полномочия МАГАТЭ в отношении их применения. Со вступлением в силу Договора о нераспространении ядерного оружия 1968г. (ДНЯО) контроль МАГАТЭ распространяется на всю деятельность членов этого договора в области мирного использования атомной энергии.

К началу XXI века в сфере регулирования отношений  государств и международных организаций  по использованию ядерной энергии принято значительное количество  многосторонних и двусторонних соглашений, которые затрагивают по существу основные аспекты деятельности субъектов международного права по обращению с ядерной энергией, которые в определенной мере составляют автономную систему международно-правовых норм.

 Международное  ядерное право базируется, прежде  всего, как на основополагающих  принципах современного международного  права, а также как и любая  отрасль — на специальных принципах,  возникших вместе с самой отраслью: мирного использования ядерной энергии, обеспечения ядерной безопасности на Земле, безопасного для окружающей среды использования ядерной энергии, обеспечения безопасности развития ядерной энергетики, нераспространения ядерного оружия, ответственности за ущерб, причиненный в результате использования ядерной энергии.

По существу нормы международного ядерного права  носят комплексный характер и  затрагивают сферу регулирования  международных отношений в морском, космическом праве, в праве международной  безопасности, окружающей среды и в других отраслях международного права.  За последние полвека в международном ядерном праве принято и кодифицировано довольно большое количество международно-правовых норм. Данный процесс продолжается и в настоящее время, поскольку в этом есть особая необходимость, что вытекает из разработки современных ядерных технологий и их усовершенствования и, что это отрасль международного публичного права все еще находится в стадии становления.

Приводим список самых важных документов принятых в данной сфере международного права: Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой от 5 августа 1963г.; Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных  испытаний от 24 сентября 1996г.; Договор о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968г.; Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения от 11 февраля 1971г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 20 января 1967г., запрещающий выводить на орбиту Земли любые объекты с ядерным оружием и т. д.; Договор о запрещении ядерного оружия в Латинской Америке от 14 января 1967г. (Договор Тлателолко); Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана от 6 августа 1985г. и другие соглашения о безъядерных районах, свободных от ядерного оружия (Пелиндабкий договор, Договор Раронтонга, Бангкокский договор). А также: Конвенция о физической защите ядерного материала 1980г.; Конвенция об оперативном оповещении о ядерной аварии и о помощи в случае ядерной аварии или радиоактивной аварийной ситуации 1986г.; Конвенция о ядерной безопасности 1994г.; Конвенция о помощи в случае ядерной аварии или аварийной ситуации 1986г.; Конвенция об ответственности в отношении третьих лиц в области ядерной энергии 1960г. (с поправками 1964, 1982 гг.); Международная конвенция о гражданской ответственности за ядерный ущерб 1963г. (с поправками 1997 года).

 Многие из  названных многосторонних соглашений  регулируют отношения государств  по защите окружающей среды,  обеспечивают международную безопасность, защищают права и свободы человека  и по существу являются источниками  и других отраслей международного  права. Кроме того, государства заключают региональные и двусторонние соглашения по вопросам ядерной безопасности использования ядерной энергии в различных областях экономической жизни. Также, имеются двусторонние соглашения по ядерному разоружению между ядерными державами.

 В международном  ядерном праве существенное значение  имеют нормы рекомендательного  характера, подготовленные и согласованные  в рамках различных международных  организаций (ООН, ВОЗ, ИМО,  МОТ и др.). Такой же характер  носят Стандарты по безопасности АЭС, Основные нормы безопасности при радиационной защите и другие правила, разработанные МАГАТЭ. Несмотря на рекомендательный характер этих норм, многие государства воплощают их положения в своем национальном законодательстве, поскольку их выполнение обеспечивает безопасность ядерной энергетики и научных исследований.

Таким образом, формирование и кодификация норм международного ядерного права развивается  успешными темпами. Для достижения их эффективности требуется добросовестное выполнение государствами положений действующих соглашений, а также осуществление эффективного контроля как самими государствами, так и международными организациями, в том числе международными органами, специально созданными в соответствии с соглашениями.

 

 

2. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЯДЕРНОГО МАТЕРИАЛА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

 

    1.  Проблема обеспечения ядерной безопасности и физической защиты ядерных материалов

 

 

Ядерная энергия  таит в себе величайшую потенциальную  опасность, вряд ли сравнимую по своим  негативным последствиям с какими-либо другими видами опасностей, возникающими в результате той или иной деятельности человека по управлению естественными процессами природы и реализации ее возможностей в научно-производственных целях. Ввиду этого, вопросам обеспечения безопасности при мирном использовании атомной энергии должно уделяться повышенное внимание и, прежде всего, путем изучения механизмов международно-правового регулирования. Вопросы обеспечения ядерной безопасности и радиоактивной защиты имеют в международном ядерном праве достаточно важное значение.

За годы существования атомной  энергетики в мире произошло почти 300 ядерных и радиационных аварий, связанных с выбросом радионуклидов17 в окружающую среду, среди которых можно назвать несколько наиболее крупных , повлекших многочисленные жертвы:

- в 1957г. случились 2 аварии: на  реакторе в Виндскайле (Великобритания) и на комбинате № 817 в Челябинске-40 на Южном Урале (СССР);

- в 1959г. в Санта-Сюзанна, штат  Калифорния (США), расплавилась часть  ядерных топливных элементов;

- в 1961г. в Айдахо-Фолс (США) произошел взрыв на реакторе;

Проблема регламентации использования ядерного материала в современном международном праве