Закон РФ о регулировании естественных монополий

Содержание

Введение………………………………………………………………………………2

1. Характеристика монополии

1.1 Понятие и виды монополий………………………………………………5

  1.2 Возникновение и сущность естественных монополий………………...10

2. Естественные монополии в России……………………………………………..15

3. Естественная монополия  и её регулирование

3.1 Методы регулирования……………………………………………………20

3.2 Органы регулирования……………………………………………………25

3.3 Регулирование естественных  монополий в условиях кризиса…………29

4.Ценовая дискриминация  и доминантные фирмы……………………………….32

5.Закон РФ о регулировании естественных монополий………………………….36

Заключение…………………………………………………………………….42

Список литературы……………………………………………………….…..44

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Что собой представляют российские естественные монополии: движущие силы экономики, способные вывести страну из затяжного кризиса или неповоротливые структуры, вышедшие из планово-административной системы, тормозящие развитие рыночных отношений в России? Влияние этих отраслей на экономику особенно велико в условиях экономического кризиса в России. Более того, их экономическое влияние выходит за пределы нашей страны. Вопрос государственного регулирования деятельности естественных монополий остается острым на протяжении всех лет с начала реализации экономических реформ в России.

Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально - экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в государстве, нужно особенно учитывать фактор естественных монополий.

В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии.

Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.

С применением экономической графики показаны условия существования естественной монополии, её проблемы и пути их решения, а так же проанализированы потери общества в разных случаях.

Одной из главных проблем переходного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков. Для обеспечения высокой эффективности рыночных отношений необходимо сформировать принципиально новые организационные условия, пересмотреть сложившиеся при плановой экономике методы управления и регулирования деятельностью естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реального сектора экономики.

Существует большое количество различных рыночных состояний, что позволяет говорить о несовершенстве рынков, одним из таких состояний является монополия. Монополия - крайняя форма несовершенной конкуренции, при которой фирма-монополист является единственным продавцом продукта, не имеющего близких аналогов. При таких условиях производители могут диктовать свои условия потребителям, причем эти условия не соответствуют их интересам. Чтобы избежать образований монополий в государстве с рыночным типом экономики, применяется антимонопольные законодательные акты. Но в тоже время в законе существует такое понятие как естественная монополия, этот закон допускает существование монополий в некоторых областях экономики страны и регулирует их деятельность.

В работе представлены способы и методы регулирования естественной монополии, а так же рассмотрены проблемы взаимоотношений между государством и монополией, стратегия монополии на рынке.

Регулированию монополий уделяется большое внимание в разных странах в рамках антимонопольного законодательства. Рассмотрены примеры регулирования естественных монополий в США и России. Первый в России антимонопольный закон был принят в 1991 году, а закон о регулировании естественных монополий принят в 1995 году. Он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов этих монополий в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика монополии

1.2 Понятие и  виды монополий

Для того чтобы понять сущность и способы регулирования естественных монополий, необходимо, для начала, разобраться с понятием монополии в целом. Монополии бывают разных типов и видов, и существует множество различных определений этого понятия, вот некоторые из них:

«Монополия – это исключительное право в определённой сфере деятельности государства, организации, фирмы и т.п., прежде всего на производство или продажу чего-либо».

«Монополия – тип структуры рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю отрасль производства определённого товара, не имеющего близкого заменителя».

«Монополия – это исключительное право на какое-либо дело, вид деятельности, мероприятие. Это право предоставляется определённому лицу, группе лиц или государству. Монополия характерна для следующих видов деятельности – производства, промысла, применения, использования определённых материальных ценностей, продуктов».

Но на практике этот термин не столь однозначен. Практически невозможно найти экономику, на рынке которой существовал бы только один монополист в определённой отрасли, то есть это означает, что практически невозможно найти чистую абсолютную монополию. Это сравнимо с рынком совершенной конкуренции, ситуация, к которой стремятся, но достичь которую очень трудно. Исходя из этого, можно утверждать, что совершенная конкуренция и чистая абсолютная монополия – это два логических предела рынка. Монополия в отличие от совершенной конкуренции не использует кривую издержек для определения оптимального производства. Максимальная прибыль зависит от кривой спроса. При росте спроса увеличивается не только объём продукции, но и цена, несмотря на сокращение издержек. Монополия продаёт товар по завышенной цене и производит меньше, чем при свободной конкуренции. Существование монополий невозможно представить без препятствий для входа на рынок.

Монополии делятся на три основные типа:

1. Монополистическая конкуренция – тип монополии, на котором имеется достаточно большое количество фирм, продаётся дифференцированная продукция и происходит некоторый контроль над ценой в узких рамках. Небольшие препятствия для входа на рынок.

2. Олигополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется несколько фирм, происходит частичный контроль над ценой, существуют большие препятствия для входа на рынок.

3. Чистая монополия – тип отраслевого рынка, на котором имеется единственный продавец товара, который влияет на общий объём предложения и на цену товара, отсутствуют близкие заменители этого товара, и существуют высокие барьеры для входа на рынок.

Первые в России монополии появились в 80-х годах 19 века. Отрасли, которые имели особое значение для государства, находились под строгим контролем государственных органов. К таким отраслям можно отнести: металлургию, транспорт, машиностроение и др. Монополии чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов. В то время ещё отсутствовали какие-либо законодательные и административные нормы, которые должны регулировать деятельность монополий. Из-за этого распространялись официально нерегистрируемые монополии. 1910–1913 года – это период промышленного подъёма. В это время резко выросло и число монополий.

 

Можно выделить формы монополий по историческому критерию:

1. Простейшие объединения: конвенции, пулы, ринги, концерны. Признаком таких объединений является временное соглашение о ценах.

2. Картели – монополистические объединения фирм одной отрасли, в которых существует соглашение между этими предприятиями по некоторым вопросам, но при этом фирмы остаются самостоятельными.

3. Синдикаты – объединения предприятий одной отрасли, которые лишаются своей самостоятельности.

4. Тресты – объединения предприятий одной или нескольких отраслей с полной потерей их самостоятельности во всех отношениях.

5. Комбинаты – объединения предприятий, связанных друг с другом.

6. Концерны – объединения предприятий разных отраслей, установления полного финансового контроля, путём скупки акций.

Экономистам удалось определить четыре основных фактора, отличающим монопольную фирму:

1. Строгий контроль над факторами производства, используемыми в отрасли.

Это значит, что монопольная фирма контролирует исключительность, подлинность и уникальность вводимых факторов.

2. Экономия из-за роста масштабов производства.

Предположим, что цены на ресурсы остаются неизменными, фиксированными. Если кривая долгосрочных издержек является нисходящей кривой, тогда удовлетворить потребности общества можно, сконцентрировав производство данного продукта в рамках одной фирмы.

3. Патенты.

Это исключительное право получения выгоды на всех стадиях использования данного изобретения. Но, как правило, выгода не бывает без каких-либо издержек. Монополия обычно устанавливает свои более высокие цены, тем самым, стараясь избежать больших потерь. Если у фирмы не получилось продать товар по своей цене, соответственно, не получилось возместить издержки, то у неё пропадает стимул проведения дальнейших исследований.

4. Государственные лицензии и привилегии.

Существуют рынки, на которых нельзя заниматься бизнесом без государственных лицензий. Нередко государственные лицензии содержат в себе перечень правил, которые чётко разъясняют, какие права и гарантии даёт данная лицензия. Иногда государство устанавливает достаточно высокую плату за лицензию, тем самым, вынуждая повышать цены.

Монополист вправе оказывать влияние на конкуренцию, изменять цены и объём производства, затруднять доступ на рынок. Таким образом, монополист перераспределяет спрос, получая при этом наиболее высокую для себя прибыль.

Монополия – это крайняя форма несовершенной конкуренции. Если продавец может повышать цену при уменьшении объёма выпуска, то такой продавец обладает монопольной властью. Монополия порождает такое явление как ценовая дискриминация: фирма продаёт один и тот же товар разным потребителям по разным ценам. Любой новый продавец не может проникнуть на монопольный рынок, так как существуют барьеры вхождения. Препятствия бывают естественные и искусственно созданные. Самый главный естественный барьер – это технические преимущества при крупном масштабе производства. Искусственные барьеры – это законодательные ограничения, такие как: патенты, лицензии на предпринимательскую деятельность и др.

Существует три вида монополий:

• Закрытая монополия. Она полностью защищена и отграничена от конкуренции.

• Открытая монополия. Эта фирма не защищена полностью от конкуренции, но на какое то определённое время всё-таки является единственным поставщиком продукта.

• Естественная монополия. Если фирма обслуживает весь рынок, тогда долгосрочные издержки достигают своего минимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Возникновение и сущность естественных монополий

 

По мнению многих учёных и политиков, конкурентный рынок является наиболее эффективной организацией экономики. Но совершенная конкуренция – это не естественное состояние рынка из-за многих социальных и экономических факторов. Некоторые рынки вообще не могут функционировать на конкурентной основе. Для них характерна и естественна высокая степень монополизации.

Иногда монопольное производство в целом намного лучше и эффективнее для общества, чем предприятия, которые конкурируют между собой. Это и есть случай естественной монополии. На определение естественных монополий существуют две противоположные точки зрения. Некоторые считают, что естественной монополии вообще не существует. Другие убеждены в том, что естественные монополии существуют и их обязательно необходимо поддерживать. Для начала рассмотрим точку зрения, доказывающую существование естественных монополий.

«В ряде отраслей народного хозяйства объективна экономия, обусловленная ростом масштаба производства, особенно резко выражена, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление)»

«Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции».

«Естественная монополия – признанная государством монополия на производство и продажу товаров и услуг. Возникает там, где монополизм естественно обусловлен, выгоден государству и всему населению или вызван соображениями общественной безопасности».

«Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров».

Товары естественных монополий имеют стабильный спрос, который не зависит от изменений цен из-за того, что, как правило, не имеют близких заменителей в потреблении.

Естественная монополия наблюдается в отраслях, где долгосрочные средние издержки будут минимальными, только если на рынке выступает один продавец в отрасли. Товар выгоднее производить одной фирме, даже не смотря на её выпуск, чем двум и более. «Одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар с меньшими средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара». Это значит, что для других фирм на рынке данного товара не остаётся места, следовательно, для них вход в эту отрасль закрыт, так как появление на рынке новых продавцов ведёт к росту затрат.

Рис. 1. Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия

Рисунок показывает, что одна естественная монополия может произвести количество товара Q*, затратив меньше издержек, чем каждая из двух фирм, которая произведёт только 1/2 Q*.

Большие предприятия лучше оснащены с точки зрения техники. Так же они обладают большей мощностью. Благодаря этому, производительность труда повышается при одновременном снижении издержек на единицу продукции. Это значит, что ресурсы, которые используются в производстве, расходуются наиболее эффективно. В этом и заключается естественная для общества ситуация на рынке.

Естественные монополии бывают временными и постоянными. Признаком постоянной естественной монополии является растущая отдача от масштаба при любом объёме производства. Одна единственная фирма в отрасли способна удовлетворить величину спроса с минимальными издержками производства. Временные естественные монополии отличаются от постоянных тем, что они пользуются преимуществами отдачи от масштаба только при определённом объёме спроса. В этом случае в какой-то момент монополия перестаёт быть естественной, барьер для входа в отрасль новых фирм снижается, постепенно начинает развиваться конкуренция.

В российской промышленности существуют 4000 предприятий-монополистов, из них естественных монополий – 500.

В России, согласно Федеральному закону, к естественным монополиям отнесено несколько сфер:

• транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

• транспортировка газа по трубопроводам;

• услуги по передаче электрической энергии;

• железнодорожные перевозки;

• услуги в транспортных терминалах, портах, аэропортах;

• услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

• услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

• услуги по передаче тепловой энергии;

• услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

Теперь рассмотрим точку зрения, отрицающую существование естественных монополий. Нет никаких доказательств того, что явление естественной монополии существовало, когда началось государственное регулирование инфраструктурных отраслей, то есть сторонники этой точки зрение связывают появление монополий с результатом непосредственного вмешательства государства в регулирование.

Учёный Г. Грей изучал теорию естественной монополии. Считалось, что все привилегии, которые предоставлялись корпорациям и частным лицам, были основаны на удовлетворении интересов общества. Но в итоге, всё это сводилось к коррупции. Отсюда следовало, что большинство отраслей стремились установить монополию, то есть стать общественной инфраструктурой. Проблемы, связанные с естественными монополиями, по мнению Грея, являются результатом вмешательства государства, так как правительство не может установить определённую цену на использование ограниченных городских ресурсов. То есть Г. Грей предполагал, что без естественных монополий, в принципе, можно и обойтись.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Естественные монополии в России

 

Электроэнергетика.

В российской электроэнергетике естественная монополия сложилась исторически. Передающая энергию сеть по природе своей предназначена быть монопольной. Конкуренция здесь экономически бессмысленна, т.к. означала бы повсеместное сооружение нескольких параллельных друг другу дорогостоящих сетей, предназначенных для выполнения буквально одних и тех же услуг и отличающихся друг от друга лишь тем, что они принадлежат разным хозяйствующим субъектам. Сомнительная выгода от экономии на издержках производства электроэнергии за счет конкуренции между владельцами сетей не идет ни в какое сравнение с бездумными затратами на строительство передающих сетей.

Но сейчас принимаются энергичные меры для развития конкуренции между производителями электрической энергии, в частности:

• вводится, совершенно новый рыночный механизм определения цены электрической энергии путем конкурентного отбора заявок на ее продажу при данном уровне спроса, определяемом на основе заявок на покупку электроэнергии;

• предполагается завершение формирования нормативно-правовой базы функционирования всего оптового рынка электрической энергии, в том числе утверждение правил работы оптового рынка на принципах конкуренции и порядка расчетов между субъектами оптового рынка, разработка договоров на поставки электрической энергии и мощности, договоров на использование межсистемной электрической сети оптового рынка и сетей, региональных энергоснабжающих компаний, определение условии взаимоотношений оператора оптового рынка с его участниками;

• намечается переход к конкуренции электростанций на оптовом рынке по полным затратам с выводом из эксплуатации неэкономичных мощностей;

• расширение состава крупных потребителей, выведенных на оптовый рынок.

Основной целью образования РАО "ЕЭС России" в форме акционерного общества (когда в ноябре 1992г. были объединены мощности свыше 700 электростанций (ГЭС, ГРЭС, ТЭЦ) и Единой энергосистемы) было формирование оптового рынка электроэнергии. В федеральное владение РАО "ЕЭС России" поступили около 50 новейших электростанций (это более половины общих мощностей), выведенных из состава территориальных АО-энерго.

В структуре капитала РАО "ЕЭС России" государству принадлежит 52,6% акций, на долю иностранных инвесторов приходится 30,7%. РАО "ЕЭС России" контролирует 77,7% суммарной мощности электростанций страны. Компания состоит из 72 региональных АО-энерго. В капитале 53 из них РАО имеет 50 и более процентов акций, в остальных - менее 50%. Основные фонды компании оцениваются в 400 млрд. долл., рыночная капитализация холдинга составляет около 13 млрд. долл. Владея большей частью энергетических мощностей, РАО "ЕЭС России" является собственником всей сети линий электропередач страны. Среди станций, не входящих в РАО, значительную долю составляют АЭС, на которые приходится 13% общего производства электроэнергии в РФ.

Толчком к регионализации, дроблению единого рынка электроэнергии послужило введение в 1991г. дифференцированных тарифов по оплате электроэнергии потребителями отдельных областей в зависимости от реальных затрат каждой энергосистемы, что привело к нерациональной загрузке энергетических мощностей. Хронически недогруженными остаются крупные высокоэффективные станции при более полной загрузке менее эффективных малых станций, принадлежащих региональным энергосистемам.

Главная проблема российской электроэнергетики - неплатежи. В силу специфики производимой продукции применение санкций в отношении неплательщиков чрезвычайно затруднено. Положение, вызванное неплатежами, можно существенно улучшить путем реализации значительного экспортного потенциала РАО. По некоторым оценкам, экспорт электроэнергии, произведенной на избыточных мощностях, позволил бы получать ежегодно до 16 млрд. долл. Однако для передачи больших объемов электроэнергии на значительные расстояния с сохранением ее параметров требуется модернизация линий электропередач и вспомогательных сооружений. Пока в страны дальнего зарубежья экспортируется всего около 10 млрд. кВтч электроэнергии.

Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wmtershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Железнодорожный транспорт.

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Регулирование  естественных монополий

3.1 Методы регулирования

 

В ситуации сильной монополизации экономики, государство вынуждено осуществлять контроль за деятельностью естественных монополий. Отрасли естественной монополии обладают высокой экономической эффективностью, что является главной причиной необходимости регулирования их деятельности.

Государственный контроль заключается во владении контрольным пакетом акций и в специальном антимонопольном законодательстве, определяющим методы регулирования и контроля отраслей естественных монополий, потребителей, подлежащих льготному или обязательному обслуживанию.

Государственное регулирование применяется, прежде всего, в отраслях общественного пользования: в связи, газо-, электро-, водоснабжении. Регулированию подлежат предприятия, в которых:

— Большую часть их бизнеса составляют услуги, рассчитанные на широкий круг потребителей;

— Финансирование происходит с использованием огромных сумм денег;

— Развитие бизнеса влияет на улучшение общественного благосостояния и развития промышленности на конкретной территории.

Существуют три способа регулирования естественных монополий:

1. Прямое государственное регулирование.

Суть такого регулирования определяется, как правило, специальными законодательными актами. Например, Федеральный Закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года. Он определяет отрасли, которые относятся к естественным монополиям и положения по их регулированию.

При таком регулировании существуют несколько проблем. Во-первых, появляется необходимость создания органа государственного контроля над деятельностью естественной монополии. В этом случае, появляется опасность того, что будут учитываться не общественные интересы, а, прежде всего, интересы правящих групп. Во-вторых, сложно точно определить издержки производства производителя товаров отраслей естественной монополии. А это является необходимой частью при регулировании.

2. Торги за возможность использования и эффективность в разных условиях.

Этот способ регулирования естественной монополии связан с использованием механизма экономической организации. Это торги за франшизу, то есть торги на право ведения такой деятельности. В этом случае проявляются недостатки не экономической, а административной системы. При таком способе регулирования заключается контракт с производителем, который предлагает лучшие условия.

3. Ценовая дискриминация.

Таким методом пользуются как сами естественные монополии, чтобы увеличить чистый доход, так и субъекты, регулирующие их, чтобы снизить негативный эффект от деятельности монополий. Это продажа товара по различным ценам разным покупателям. Главное условие ценовой дискриминации – это невозможность перепродажи блага. Ценовую дискриминацию делят на три категории в зависимости от способа осуществления:

Закон РФ о регулировании естественных монополий