Законодательная база формирования федерального бюджета

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

  1. Основополагающие акты и законы формирования федерального бюджета……………………………………………….5
    1. Основы бюджетных прав в Конституции РФ……………………………5
    2. БК РФ, общие принципы бюджетного законодательства РФ………….13
    3. ФЗ «О бюджетной классификации в РФ»……………………………….21
  2. ДОХОДЫ И РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ: ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ…………………………………………………………………….26
    1. Правовые основы формирования доходов федерального бюджета…26
    2. Правовые основы формирования расходов федерального бюджета..28

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Эффективное регулирование  бюджетного процесса невозможно без  нормального правового обеспечения. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в ней основными  законодательными актами, ролью бюджета  в экономике и социальных процессах.

Конституция РФ определила государственное устройство страны как федерацию, заложив тем самым  и основы бюджетного устройства.

Важным шагом в совершенствовании  правовых основ бюджетного устройства и бюджетного процесса явилось принятие и введение в действие с 1 января 2001 г. Бюджетного кодекса РФ. Это  позволило в значительной мере упорядочить  ряд позиций в межбюджетных отношений, а также вопросы формирования, исполнения и контроля на всех стадиях  бюджетного процесса.

Следует отметить, что отдельные  нормы Бюджетного кодекса, прежде всего  связанные с государственными минимальными социальными стандартами, до 2003 года так и не были введены в действие, поскольку не был принят соответствующий  федеральный закон.

Федеральный закон «О бюджетной  классификации» регламентирует распределение  доходов и расходов бюджета по соответствующим группам, устанавливая соответствующие коды доходов и  расходов.

Отдельные нормы по вопросам бюджета содержатся в Налоговом  кодексе, законе Российской Федерации  «Об основах налоговой системы». Эти нормы связаны главным  образом с зачислением отдельных  налогов в бюджеты разных уровней.

Два федеральных закона «Об  общих принципах организации  законодательных и исполнительных органах в государственной власти в субъектах Российской Федерации» и «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» содержат нормы, определяющие ряд общих положений в области бюджетов и бюджетного процесса на уровне субъектов РФ и местного самоуправления.

Конкретизация вопросов бюджетного устройства и организации бюджетного процесса регулируется соответствующими законами субъектов. В различных  субъектах РФ могут приниматься  законы о бюджетном процессе, которые  включают и вопросы межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципальных  образований, но могут приниматься  и отдельные законы, регулирующий межбюджетные отношения в субъектах.

Ряд республик, краев и  областей приняли законодательные  акты, устанавливающие нормы и  нормативы бюджетной обеспеченности муниципальных образований по отраслям бюджетной сферы.

На уровне местного самоуправления принимаются представительными  органами нормативно-правовые акты организации  бюджетного процесса в конкретном муниципальном  образовании.

Целью данной работы является рассмотреть порядок формирования и законодательную базу федерального бюджета.

Задачами данной работы являются:

  1. Рассмотреть Конституцию РФ в сфере формирования бюджета
  2. Рассмотреть БК РФ как основополагающий документ бюджетного законодательства
  3. Изучить ФЗ «О бюджетной классификации РФ»
  4. Рассмотреть правовые аспекты формирования доходов и расходов федерального бюджета

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основополагающие акты и законы формирования федерального бюджета РФ

 

1.1 Основы бюджетных прав  в Конституции РФ

 

Конституция страны — основополагающий акт бюджетного права.

В Конституции Российской Федерации 1993 г. заложены основы бюджетных  прав федеральных, региональных и местных  органов власти, которые сформулированы с учетом федеративного устройства государства.

В соответствии со ст. 5 Конституции  РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на государственной  целостности и разграничении  предметов ведения и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации.

Предметы ведения в  области бюджета очерчены в ст. 71 Конституции РФ, где зафиксировано, что в ведении Российской Федерации  находятся федеральный бюджет, федеральные  налоги и сборы, федеральные фонды  регионального развития.

В ст. 72 Конституции РФ записано, что установление общих принципов  налогообложения в Российской Федерации  находится в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации. В ст. 1 «Протокола к договору о разграничении предметов  ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации» зафиксировано, что к совместному ведению  относится и установление общих  принципов бюджетной системы  Российской Федерации.

В ст. 75 Конституции РФ отмечено, что система налогов, взимаемых  в федеральный бюджет, и общие  принципы налогообложения в Российской Федерации устанавливаются федеральными законами.

Статья 114

       1. Правительство  Российской Федерации: 

           а) разрабатывает и представляет  Государственной Думе федеральный  бюджет и обеспечивает его  исполнение; представляет Государственной  Думе отчет об исполнении федерального  бюджета; 

           б) обеспечивает проведение в  Российской Федерации единой  финансовой, кредитной и денежной  политики;

           в) обеспечивает проведение в  Российской Федерации единой  государственной политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии;

           г) осуществляет управление федеральной  собственностью;

           д) осуществляет меры по обеспечению  обороны страны, государственной  безопасности, реализации внешней  политики Российской Федерации; 

           е) осуществляет меры по обеспечению  законности, прав и свобод граждан,  охране собственности и общественного  порядка, борьбе с преступностью; 

           ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией  Российской Федерации, федеральными  законами, указами Президента Российской  Федерации. 

       2. Порядок  деятельности Правительства Российской  Федерации определяется федеральным  конституционным законом.

 

       Конституция  определяет роль Правительства  в организации бюджетного процесса, т.е. в регламентированной законом  деятельности органов государственной  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального  бюджета. В обязанности Правительства входят разработка и представление Государственной Думе федерального бюджета (См. Закон РСФСР от 10 октября 1991г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»), обеспечение его исполнения; Правительство представляет Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

       Без  заключения Правительства не  могут быть внесены в Государственную  Думу законопроекты о введении  или отмене налогов, освобождении  от их уплаты, о выпуске государственных  займов, об изменении финансовых  обязательств государства, другие  законопроекты, предусматривающие  расходы, покрываемые за счет  федерального бюджета (ч.3 ст.104 Конституции).

       Организуя разработку федерального бюджета, порядок участия в этой работе федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации, Правительство решает вопросы, связанные с составлением бюджета, исходя из основных направлений своей деятельности, принятых программ и приоритетов развития отраслей народного хозяйства и отдельных регионов.

       В области  государственных финансов к важнейшим  проблемам, решаемым Правительством, относятся сокращение дефицита  федерального бюджета, предотвращение  неконтролируемого роста расходов  бюджета, укрепление его доходной  части и усиление социальной  направленности расходов. Правительство  признало необходимость проведения  реформы бюджета и бюджетного  процесса, построения всех его  элементов на принципе рационализации  государственных расходов, усиления  контроля за распределением и эффективным использованием бюджетных ассигнований и других государственных ресурсов, скорейшего введения в хозяйственную практику эффективных процедур организации расчетов и кредитования.

       В соответствии  с Указом Президента от 8 декабря  1992г. No.1556 действует федеральное  казначейство Российской Федерации.  Его главными задачами являются, в частности, организация, осуществление  и контроль за исполнением федерального бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы. Деятельность казначейства регулируется Положением, утверждаемым Правительством.

       Единая  финансовая, кредитная и денежная  политика — один из главных  рычагов укрепления единого экономического  пространства, обеспечения свободного  перемещения товаров, услуг, финансовых  средств, поддержки конкуренции,  свободы экономической деятельности.

       В программных  документах Правительства определены  основные ориентиры единой финансовой, кредитной и денежной политики, намечен комплекс мероприятий  по всем ее главным направлениям  с учетом федеративного устройства  Российского государства. Достижение  программных целей в этой области,  рассчитанных как на ближайшую,  так и на более отдаленную  перспективу, требует скоординированных  действий органов исполнительной  власти.

       Многое  зависит от совместной конструктивной  работы Федерального Собрания  и Правительства по проведению  последовательной антиинфляционной  политики, использованию различных  антиинфляционных рычагов, от  согласованных действий Минфина  и Центрального банка России, принятия своевременных мер, направленных  на торможение роста цен и  сдерживание инфляции.

       В полной  мере должны быть задействованы  механизмы, позволяющие преодолеть  кризис неплатежей, прекратить остановку  жизнеспособных предприятий, обеспечить  реорганизацию и оздоровление  экономически несостоятельных предприятий  (а при необходимости применение  процедуры банкротства).

       Начала  единой для Российской Федерации  государственной политики в области  культуры, науки, образования, здравоохранения,  социального обеспечения, экологии (п.«в» ч.1 ст.114) исходят из соответствующих требований Конституции (ст.72) о взаимодействии государственных органов Федерации и субъектов Федерации, координации деятельности подведомственных Правительству министерств и ведомств. Проведение такой политики носит как бы «сквозной» характер, находя отражение в различных сторонах деятельности Правительства и принимаемых им решениях.

       Отдельные  законодательные акты уточняют, конкретизируют задачи и полномочия  Правительства в реализации единой  социальной политики (о культуре, об охране здоровья граждан,  о вывозе и ввозе культурных  ценностей, об образовании, о  государственных пенсиях, КЗоТ  и др.).

       Сферы  приложения усилий Правительства  здесь весьма широки, они включают прежде всего:

           — в области культуры —  охрану культурного наследия  народов России, разработку и  осуществление федеральных программ  сохранения и развития общенациональной  культуры, стимулирование ее многообразия, формирование комплексной системы  поддержки культуры, ее творцов,  их профессиональных объединений; 

           — в области здравоохранения — как минимум недопущение снижения объема медицинской и лекарственной помощи населению, объединение и концентрацию различных источников финансирования на наиболее важных направлениях здравоохранения, реформирование системы медицинской помощи, в том числе переход к обязательному медицинскому страхованию российских граждан, принятие мер по развитию современной производственной базы для изготовления высококачественных медикаментов и медицинской техники;

           — в области образования —  реализацию федеральной программы  развития образования, совершенствование  управления системой образования,  более эффективное использование  как образовательного, так и научного  потенциала высшей школы, укрепление  ее материальной базы, усиление  социальной защиты студентов  и работников высшей школы. 

              Соблюдение основных социальных  прав человека должно находиться  под контролем исполнительной  власти, как и других ветвей  власти Российской Федерации.  Требования, предъявляемые к деятельности  Правительства, направляемых им структур, увязываются сегодня самым непосредственным образом с изменениями в качестве жизни населения, с обеспечением прав граждан. Объединяя и координируя работу подведомственных министерств и ведомств. Правительство определяет степень их ответственности за проведение в жизнь социальной политики, необходимые для этого функции и полномочия.

       Управление  федеральной собственностью —  одно из основных полномочий  Правительства Российской Федерации.  Законодательными актами определены  объекты, относящиеся исключительно  к федеральной собственности,  и объекты, которые являются  федеральной собственностью, но  могут быть переданы в государственную  собственность субъектов Федерации.  Исключительно к федеральной собственности отнесены:

           1) объекты, составляющие основу  национального богатства страны;

           2) объекты, необходимые для обеспечения  функционирования федеральных органов  власти и управления и решения  общероссийских задач; 

           3) объекты оборонного производства;

           4) объекты отраслей, обеспечивающих  жизнедеятельность народного хозяйства  России в целом и развитие  других отраслей народного хозяйства,  а также некоторые другие.

       В целях  совершенствования управления государственным  сектором экономики и в соответствии  со ст.114 Конституции Правительством  принято постановление от 10 февраля  1994г. No.96 «О делегировании полномочий  Правительства Российской Федерации  по управлению и распоряжению  объектами федеральной собственности». Установлено, что решения о  создании и ликвидации федеральных  государственных предприятий принимаются  Правительством, и определен порядок  принятия таких решений. 

       В соответствии  с Гражданским кодексом Российской  Федерации (ст.115) по решению Правительства  в случаях, предусмотренных законом  о государственных и муниципальных  унитарных предприятиях, на базе  имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). Устав казенного предприятия, являющийся его учредительным документом, утверждается Правительством. По обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества субсидиарную ответственность несет Российская Федерация. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства.

       От имени  Российской Федерации могут своими  действиями приобретать и осуществлять  имущественные и личные неимущественные  права и обязанности, выступать  суде органы государственной  власти в рамках их компетенции,  предусмотренной актами, определяющими  статус этих органов. В установленных  случаях (ст.125 Гражданского кодекса  Российской Федерации) по специальному  поручению Правительства от его  имени могут выступать государственные  органы, а также юридические лица  и граждане.

       Отдельным  решением Правительства определен  порядок назначения представителей  его интересов в судах. Представителями  в судах интересов Правительства  в случае предъявления к нему  исковых или иных требований  назначаются на основании распоряжения  Правительства (поручения Первого  заместителя, заместителя Председателя  Правительства) соответствующему  федеральному органу исполнительной  власти (в зависимости от характера  заявленных требований) должностные  лица указанных органов Постановление  Правительства Российской Федерации  от 12 августа 1994г. No.950 «О порядке назначения представителей интересов Правительства Российской Федерации в судах»).

       Вопросам  управления федеральной собственностью, находящейся за рубежом, посвящено  постановление Правительства от 5 января 1995г. No.14.

       Средства  федерального бюджета и иное  федеральное имущество, не закрепленное  за предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну  Российской Федерации. Организация  и ведение операций по учету государственной казны Российской Федерации возложены на Главное управление федерального казначейства Минфина России.

       Полномочия  Правительства в области обороны  предусмотрены Законом «Об обороне» (ст.6). Под обороной в законе  понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению  готовности государства к защите  от вооруженного нападения, а  также собственно защиты населения,  территории и суверенитета Российской  Федерации. 

       В соответствии  с Законом «Об обороне» на  Правительство возложены, в частности,  организация оснащения Вооруженных  Сил Российской Федерации оружием  и военной техникой, их обеспечение  материальными средствами, ресурсами  и услугами, определение порядка  воинского учета, организация  работы подведомственных органов  по социальному обеспечению военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, а также членов их семей. 

       Предмет  заботы Правительства — выполнение  государственной программы обеспечения  жильем военнослужащих и членов  их семей. 

       Принимая  меры к обеспечению государственной  безопасности, Правительство руководствуется  также Законами «О безопасности»,  «О Государственной границе Российской  Федерации» и иными законодательными  актами.

       При  решении внешнеполитических задач  Правительство проводит переговоры  и заключает международные договоры  по вопросам, относящимся к его  компетенции, принимает меры к  выполнению международных договоров  Российской Федерации. Деятельность  Правительства по заключению  международных договоров Российской  Федерации, их выполнению, а при  необходимости — прекращение  или приостановление международных  договоров регламентируются Законом  «О международных договорах Российской  Федерации».

       Перечень  полномочий Правительства, предусмотренный  ст.114 Конституции, не является  исчерпывающим. Конституцией, федеральными  законами, указами Президента Правительство  наделено и другими полномочиями. В качестве примера могут быть  названы право законодательной  инициативы (ст.104 Конституции), полномочия, определенные Таможенным кодексом  Российской Федерации, законами  «О таможенном тарифе», «О государственном  регулировании внешнеторговой деятельности».  В последнем законе содержится  прямая отсылка к п.«ж» ч.1 ст.114 Конституции Российской Федерации, на основании которого Правительство осуществляет иные помимо перечисленных в законе полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента, в области государственного управления внешнеторговой деятельностью. В целом полномочия Правительства раскрывают значение исполнительной власти в осуществлении функций Российского государства, в укреплении демократии, защите конституционных ценностей.

 

 

1.2 БК РФ, общие принципы бюджетного законодательства РФ

 

Бюджетные отношения в  государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетный кодекс.      

 Бюджетный кодекс Российской  Федерации служит целям финансового регулирования,    устанавливает    общие    принципы    бюджетного законодательства    Российской    Федерации,    правовые    основы функционирования бюджетной системы Российской Федерации,  правовое положение     субъектов    бюджетных    правоотношений,    порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации,  основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Предметом регулирования  бюджетного права являются бюджетные  отношения, возникающие в связи  с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.

БК РФ определяет круг общественных отношений, являющихся предметом правового  регулирования данного Кодекса. К ним относятся отношения, возникающих  между субъектами бюджетного права  в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и  исполнения бюджетов, контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов, регулирования государственного и муниципального долга, осуществления государственных и муниципальных заимствований.

Отношения, возникающие по поводу образования, распределения  и использования бюджетных фондов и регулируемые БК РФ, составляют предмет бюджетного права. Круг этих отношений достаточно широк, например, отношения, связанные:

1) с установлением бюджетного  устройства и бюджетной системы  РФ;

2) с организацией контроля за исполнением бюджетов;

3) с установлением структуры  доходов и расходов бюджетной  системы РФ и распределением  их между бюджетами разного  уровня.

Каждая из указанных групп  бюджетных отношений включает совокупность более конкретных отношений, причем все они взаимосвязаны. Не могут  реализовываться отношения по установлению структуры доходов и расходов бюджетной системы без отношений  по установлению самой этой системы. В свою очередь и те, и другие отношения не могут быть реализованы  без определения компетенции  государственных органов по установлению бюджетной системы и структуры  доходов и расходов бюджета любого уровня.

Таким образом, перечисленные  общественные отношения, возникающие  между субъектами и урегулированные  нормами бюджетного права, являются бюджетными правоотношениями. Они возникают  в процессе бюджетной деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению  и использованию бюджетов.

Статья 3. Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения

Президент РФ издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения:

- возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  формирования доходов и осуществления  расходов бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ и бюджетов  государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных  и муниципальных заимствований,  регулирования государственного  и муниципального долга;

- возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе  составления и рассмотрения проектов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, утверждения и исполнения  бюджетов всех уровней бюджетной  системы РФ, контроля за их исполнением.

Президент РФ имеет право  издавать указы, регулирующие вышеперечисленные  бюджетные правоотношения, но только если эти вопросы, в силу Конституции  РФ и других законов РФ, не входят в исключительную компетенцию Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и  не относятся к ведению субъектов  РФ или органов местного самоуправления. Например, Указ Президента РФ о мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля в РФ.

Так, в соответствие со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает  и представляет федеральный бюджет Государственной Думе Правительство  РФ. После чего принятый Государственной  Думой федеральный закон по вопросу федерального бюджета и обязательно рассмотренный в Совете Федерации направляется Президенту РФ для подписания и обнародования (ст. 106, 107 Конституции РФ).

Порядок опубликования и  вступления в силу указов и распоряжений Президента регулируется Указом Президента РФ о порядке опубликования и  вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных  правовых актов федеральных органов  исполнительной власти. Согласно данному  акту указы и распоряжения Президента РФ подлежат обязательному официальному опубликованию и вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

При противоречии между БК РФ, нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  местных бюджетах на соответствующий  год, федеральных законов о федеральном  бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах РФ на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов  РФ, нормативно-правовых актов представительных органов местного самоуправления, и  нормативно-правовыми актами, принимаемыми Президентом РФ в сфере бюджетных  правоотношений, применяются настоящий  Кодекс и вышеуказанные акты.

Одно из важных мест среди  нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, занимают постановления  Правительства РФ, как акты, принимаемые  высшим федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ осуществляет исполнительную власть (п. 1 ст. 110). Основной задачей  Правительства РФ в бюджетном  процессе является разработка и представление  Государственной Думе федерального бюджета и дальнейшее обеспечение  его исполнения. А также Правительство  РФ представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета (подп. "а" п. 1 ст. 114 Конституции  РФ). Правительство РФ сталкивается с необходимостью издания подзаконных  нормативных актов в сфере  бюджетной деятельности. С помощью них Правительство РФ упорядочивает те бюджетные отношения, которые нуждаются в правовом регулировании, но не были урегулированы на уровне законов. Тем самым обеспечивается необходимая полнота и системность в урегулировании бюджетных отношений. При этом Правительство РФ может действовать лишь в рамках своей компетенции, установленной Конституцией РФ и ФЗ.

Законодательная база формирования федерального бюджета