Законодательная база и организация государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития в России
Федеральное
государственное
Экономический факультет
Курсовая работа
на тему:
«Законодательная база и организация государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития в России»
Чебоксары 2013
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Прогнозирование и
1.1 Прогнозирование………………………………………
1.2 Программирование……………………………………
2. Организация прогнозирования
и программирования в России………………………………………………………………
2.1 Государственное
3. Прогнозы и программы
социально-экономического
3.1 Прогноз социально-экономического развития России…………………………………..20
3.2 Государственные программы
Российской Федерации…………………………
Заключение …………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Важнейшей предпосылкой государственного
регулирования экономики
Развитая система
Государственное прогнозирование не только позволяет предвидеть перспективы развития, но и предоставляет информацию предприятиям, компаниям о намерениях государства, является координирующим звеном для всех других форм регулирования. Прогнозирование придает рынку более целенаправленное развитие.
Прогнозирование, стратегическое и индикативное планирование и социально-экономическое программирование неразрывно связаны, выполняют важнейшие функции в рыночной экономике и играют ключевую роль в государственном регулировании ее развития.
1. Прогнозирование и программирование как метод государственного регулирования рыночной экономики
1.1 Прогнозирование
Прогнозированием, т.е. предвидением будущего развития и последствий возможных сдвигов в экономике на микро- и макроуровнях, занимается каждый агент хозяйственной жизни. В данном случае речь пойдет о государственном прогнозировании – предвидении будущего, которым занимаются государственные и муниципальные органы на разных уровнях управления.
Экономическое и социальное развитие многогранно, многофакторно и противоречиво. Поэтому прогнозы обычно составляются в нескольких вариантах (сценариях), чтобы была возможность оценить веер возможных перемен. Это особенно важно в условиях переходных, кризисных этапов в развитии экономической системы, когда она становится неустойчивой, и подчас достаточно случайного стечения обстоятельств, чтобы ситуация резко переменилась. Именно такое положение сложилось в России и других постсоветских странах в 90-е гг., когда в экономике этих стран наблюдались хаотичные, трудно предсказуемые события.
Переход от централизованно-плановой к рыночной экономике существенно повысил роль и значимость прогнозирования. Прежде основные решения принимали в союзном центре, который опирался на такие долгосрочные прогнозы, как комплексная программа научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий на 20 лет, генеральная схема размещения и развития производительных сил страны на 15 лет. Теперь центр тяжести находится на уровне предприятия, организации, банка, холдинга, которые принимают хозяйственные решения и несут ответственность за их выполнение и последствия. Спрос на качественные прогнозы резко возрос. Они требуются теперь всем агентам рынка. Однако каждому предпринимателю предвидеть грядущие перемены в национальном и мировом хозяйстве не под силу. Повысилась роль и ответственность государственных органов и научных организаций за обоснованность и надежность прогнозов, обеспечение ими предпринимателей.
Согласно федеральному закону от 20.07.95 г. №115-ФЗ, государственное прогнозирование находит выражение в разработке Минэкономразвития и представлении Правительством России в Государственную Думу прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (на 10–15 лет), на среднесрочную перспективу (на 3–5 лет) и на очередной год (вместе с проектом федерального бюджета на этот год).
Научной основой социально-
Суть прогнозирования – не
в определении характера будущих событий
и сроков их наступления, а в выявлении
тенденций развития, возможных их сценариев,
факторов и последствий. Это позволяет
установить возможности и условия реализации
близкого к оптимальному сценарию и концентрации
на нем стратегического управления. Различают
прогнозирование генетическое (
Предвидение циклов и кризисов. В практике социально-экономического прогнозирования преобладает линейно-экстраполяционный подход. На основе статистического анализа выявляются тенденции и параметры развития системы в прошлом и переносятся на будущее. Такой подход дает более или менее надежные результаты в период инерционного развития системы, но он приводит к крупным ошибкам в периоды перелома тенденций, изменения факторов движения при переходе от одной фазы цикла к другой, особенно в периоды кризисов. Научно обоснованные, более надежные и достоверные прогнозы можно выстроить лишь с использованием теории циклов и кризисов, разработанной Н.Д. Кондратьевым и другими российскими и зарубежными учеными. В чем основные положения этой теории?
1. Любая социально-экономическая (как и естественная) система развивается циклично, последовательно проходя через фазы зарождения, становления, распространения (диффузии), стабильного развития (зрелости), кризиса и реликтового состояния.
2. Кризисы являются непременной
фазой цикла, они выполняют важнейшие
функции в динамике систем: разрушительную
(устранение устаревших элементов системы
или обреченной на исчезновение системы),
созидательную (расчистка поля для утверждения
новых элементов системы или новой системы)
и наследственную (сохранение и передача
в будущее обогащенного наследственного
ядра системы или надсистемы). Можно выделить
следующие стадии развития кризисов и
выхода из них: латентную (скрытое накопление
элементов и предвестников кризиса), обвальную (резкое
проявление негативных параметров кризиса),депрессивную (
3. Динамика систем полициклична.
4. Неизбежно взаимодействие
циклов в различных сферах, в динамике
смежных систем. Например, на экономических
циклах и кризисах сказываются научно-технические
циклы (периодическая смена преобладающих
моделей и поколений техники, технологических
укладов, технологических способов производства),
природно-экологические, государственно-политические,
демографические, социокультурные. Взаимодействие
циклов выступает в трех формах: резонирующей (
5. Цикличность динамики
Переход от планово-директивной к регулируемой рыночной экономике не ослабляет, а усиливает роль прогнозирования в государственном управлении и хозяйственной системе.
Во-первых, в условиях рынка значительно возрастает стохастичность и изменчивость экономической динамики, взаимодействия множества факторов, определяющих ее траекторию. Необходимо предвидеть возможные варианты развития событий при выборе стратегии и принятии решений.
Во-вторых, децентрализация
собственности и управления многократно
повышает спрос на прогнозы в средних
и низших эшелонах управления. Прежде
прогнозы требовались преимущественно
для принятия решений в высшем
эшелоне управления, директивы которого
были обязательными для низших эшелонов,
у которых оставался небольшой
простор для принятия стратегических
решений. Сейчас многочисленный слой предпринимателей
самостоятельно принимает решения,
от которых зависит судьба предприятия,
поэтому они нуждаются в
В-третьих, многоукладность экономики, резкое увеличение ее открытости, повышение роли фиктивного капитала, фондового рынка, усиление их воздействия на реальный сектор экономики и макропоказатели, расширение масштабов неконтролируемой теневой экономики – все это многократно усложняет процесс управления и принятия решений, требует учета многообразия стремительно меняющихся факторов постоянного предвидения характера, интенсивности, географии перемен, периодически возникающих кризисов и их воздействия на страну, отрасль, регион, предприятия. Управление без предвидения в этих условиях – самоубийственная политика, она чревата крахом той или иной системы из-за грубых просчетов и стратегических ошибок работы в авральном режиме, без стратегического горизонта.
Забвение этих трех основных факторов, обусловливающих повышение роли прогнозирования, стало одной из главных причин провалов в социально-экономической политике в 90-е годы, за которые приходится расплачиваться всему населению страны.
Прогнозирование является неотъемлемым элементом функционирования механизма экономического управления, нерасторжимо связанным с другими элементами этого механизма – рынком и планом. Без прогноза невозможно принять обоснованные рыночные и плановые решения, добиться успеха в хозяйственной деятельности, государственном регулировании воспроизводства и развития.
Можно выделить три основные
функции, которые выполняет
1. Предвидение тенденций
развития и взаимосвязей
2. Прогнозное обоснование принимаемых решений. Прежде чем принять то или иное хозяйственное или управленческое решение, особенно стратегическое, нужно предвидеть возможные его последствия, чтобы выбрать оптимальный вариант и не допустить стратегической ошибки, которую трудно будет исправить. Такой прогноз осуществляется при подготовке бизнес-плана инвестиционного или инновационного проекта, технико-экономического обоснования. Ситуационный анализ и прогноз последствий введения того или иного нормативного акта должны проводиться при экспертизе проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях; тогда меньше будет допущено ошибок, не возникнут противоречия между законами и необходимость поправок. К сожалению, прогнозное обоснование проектных решений и законодательных актов еще крайне слабо, что снижает эффективность управления.
3. Прогнозное сопровождение выполнения решения. После того как стратегическое решение и нормативной акт приняты, прогнозирование не прекращается. Необходимо постоянно осуществлять мониторинг и прогноз хода их выполнения и последствий, чтобы своевременно внести коррективы, если существенно изменится конъюнктура и продолжение выполнения в прежнем виде может привести к тяжелым потерям. В других случаях, напротив, могут возникнуть новые благоприятные факторы, которые позволят достичь желанной цели быстрее или с меньшими затратами.
Перечисленные выше функции экономического прогнозирования взаимосвязаны, они являются стадиями единого непрерывного процесса, который пока еще не налажен в российской экономике.
Реализация функций социально-
Рисунок 1 – Система прогнозов в экономике
По объекту выделяются следующие группы прогнозов на макроуровне.
Социальные прогнозы
Экономические прогнозы дают представление о возможной динамике в исследуемый период ВВП, инвестиций, производства в основных отраслях народного хозяйства, сдвигах и структуре экономики, о динамике рыночной конъюнктуры, издержек производства, цен и инфляции, финансово-кредитной сферы, основных показателей эффективности (величины прибыли и уровня рентабельности) государственного бюджета, о развитии системы экономического управления и институциональных изменениях. Определяются обобщающие показатели экономической динамики – темпы роста (падения) ВВП и его уровень на душу населения, динамика инвестиций, уровень инфляции, внутренний и внешний государственный долг. Расчеты основных показателей производятся на основе системы национальных счетов. При обосновании среднесрочных и долгосрочных прогнозов необходимо учитывать смену фаз экономических циклов, необходимость изменения стратегии на различных фазах. Определяется также территориальный разрез динамики – по крупным экономическим районам и т.д.
Научно-технические и
инновационные прогнозы
Экологические прогнозы включают предвидение динамики природных процессов (изменение температуры, выпадение и распределение осадков и т.п.), экологических показателей, затраты на воспроизводство природных ресурсов. Обобщающий показатель – затраты на воспроизводство природных ресурсов и охрану окружающей среды на душу населения н сопоставимых ценах и в процентах к ВВП.
Внешнеэкономические прогнозы характеризуют предвидение динамики мирового хозяйства, конъюнктуры мирового рынка, развитие внешнеэкономических связей (внешней торговли, ее товарной структуры, распределение по группам стран, сальдо внешнеторгового оборота, иностранный туризм, экспорт и импорт капитала, иностранные инвестиции и развитие совместного предпринимательства и т.п.). Обобщающими показателями являются сальдо экспорта и импорта товаров и услуг, объем и доля в ВВП затрат по обслуживанию внешнего долга.
По горизонту прогноза
краткосрочные прогнозы – на один, два года или более короткий период (например, динамика иен. курса акций – на неделю или месяц);
среднесрочные прогнозы – на 3–5 лет;
долгосрочные прогнозы – на период 10–20 лет, являющиеся более укрупненными и вариантными;
сверхдолгосрочные прогнозы – на 40–50 лет н более, дающие общее представление о возможных тенденциях развития н перспективе с учетом фаз среднесрочных, долгосрочных и сверхдолгосрочных циклов.
Наличие прогнозов различных горизонтов и с разной степенью детализации дает возможность сочетать реализацию долгосрочной стратегии с гибкой тактикой ее осуществления.
По уровню управления прогнозы подразделяются на:
индивидуальные,
региональные – на уровне муниципальных объединений, субъектов Федерации, крупных экономических районов;
отраслевые – по отдельной отрасли или межотраслевому комплексу (например, топливно-энергетическому, агропромышленному);
проблемные – по отдельной проблеме экономического, научно-технического или экологического развития (например, по обеспечению занятости, освоению и распространению нового поколения техники, экологически чистой технологии);
национальные – на уровне страны в целом (федеральные экономические, социальные, научно-технические, экологические и сводные прогнозы);
международные – по группе стран (например, СНГ) или глобальные.
Прогнозы разных уровней дополняют друг друга в предвидении динамики сложной, иерархизированной структуры экономики.
Наконец, по характеру прогнозов можно выделить:
частные и обобщающие прогнозы, характеризующие ожидаемую динамику одного показателя (например, уровня инфляции, занятости) или совокупности основных показателей по исследуемому объекту в целом (предприятию, региону, отрасли, стране);
генетические (исследующие исходя
из сложившихся в прошлом тенденций и
возможных изменении определяющих их
факторов), нормативные (
одновариантные и
При обосновании прогнозов
используют разнообразный набор
инструментов – от простой экстраполяции
на будущее сложившихся тенденций
до построения сложных экономико-
Экстраполяционный метод состоит в изучении тенденций динамики исследуемого объекта в ретроспективе (желательно более длительной, чем прогнозный период и продлении этих тенденций на перспективу. Этот метод достаточно надежен для краткосрочных прогнозов в пределах одной фазы цикла. Однако широкое его использование для среднесрочного н долгосрочного прогнозирования динамики сложных объектов опасно, поскольку он не учитывает возможных перегибов траектории движения при переходе к очередной фазе цикла или новому циклу как и исследуемой, так и и смежных сферах. Экстраполяционный метод опирается обычно на данные статистики.
Экономико-математические модели, используемые в предвидении будущего, носят разнообразный характер. Одни из них формализуют экстраполяционный подход (например, метод парной или множественной корреляции, выясняющий зависимость в динамике двух или нескольких показателей, метод производственных функций, позволяющий оценить вклад в экономическую динамику основных факторов производства). Другие, более сложные модели межотраслевых связей дают возможность исследовать динамику структуры экономики (межотраслевой баланс, многопродуктовые модели). Третья группа моделей помогает выявить кривые цикличных колебаний экономических показателей по разным фазам цикла.
Широкое применение в практике
прогнозирования получил
Дальнейшим развитием
МОБ является многомерная
Оптимизационные модели применяются в прогнозировании для выбора наиболее эффективного из возможных вариантов; в наибольшей мере они подходят для обоснования нормативных прогнозов при достаточно полной статистической базе. Основоположником оптимизационных методов является лауреат Нобелевской премии Л.В. Канторович.
Эвристическое моделирование применяется для анализа и прогноза экономической динамики на основе логических умозаключений, использования методов индукции и дедукции, если нет достаточно достоверных статистических или прогнозных данных о динамике объекта. В этом случае часто строятся модели на основе экспертных оценок.
Сценарный метод прогнозирования состоит в построении нескольких сценариев возможного развития событий и зависимости от разного сочетания определяющих их факторов. Обычно рассчитывают оптимистический, пессимистический и умеренный (промежуточный) сценарии, оцениваются их последствия.
1.2 Программирование
Программирование социально-
- Законодательная база оценки пакетов акций
- Законодательная база пенсионного обеспечения в России
- Законодательная база по регулированию торговой деятельности аптеки
- Законодательная база, регулирующая отношения в сфере информационной безопасности
- Законодательная база, регулирующая применение таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада
- Законодательная база формирования бюджетов субъектов Российской Федерации
- Законодательная база формирования федерального бюджета
- Законодавче визначення сутності, видів та функцій прибутку
- Законодавче регулювання державної служби
- Законодавче регулювання питань у сфері промислової власності
- Законодавчі основи маркетингової діяльності
- Законодавчо-нормативне регулювання діловодства в Україні
- Законодавчо-нормативні основи обліку доходів від операційної діяльності підприємства
- Законодательная база в области бзопасности жизнедеятельности