Законодательная база по регулированию торговой деятельности аптеки

 

Содержание

 

Стр.

 

Введение

3

Глава 1.

Государственная политика в здравоохранении и  фармации

5

1.1

Развитие  законодательной базы в области  охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации

5

1.2.

Системы нормативной  документации лекарственных средств. Государственные законы и положения, регламентирующие вопросы лицензирования, контроль качества ЛС их хранение, а также законодательная база по персоналу аптечной организации

10

Глава 2.

Нормативно-правовое  регулирование торговой деятельности аптеки на примере Белгородской области, 2011-2012 г.г.

24

2.1.

Анализ аптечного рынка  Белгородской области по итогам  2011-2012г.г.

24

2.2.

 Развитие розничной торговли в аптечной сети ООО «Фармком» (Белгородская область Яковлевский район г.Строитель)

31

2.3

Основные направления  и итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере Белгородской области (2009-2010 г.г.)

38

 

Заключение

45

 

Список литературы

47


 

 

Введение

Актуальность - В работе рассматриваются актуальные правовые проблемы осуществления фармацевтической деятельности в Российской Федерации, в частности проблемы, возникающие в связи с проведением лицензирования отдельных видов деятельности, контролем качества лекарственных средств, их производством,  ценообразованием, хранением и реализацией, усовершенствованием документов по персоналу фармацевтических  организаций. Внимание к правовым вопросам фармацевтической деятельности всегда было залогом успешности ее осуществления и защищенности пользователей, дистрибьюторов и изготовителей лекарственных средств и другой медицинской продукции.

На сегодняшний день одной из самых актуальных является проблема доступности лекарственных  средств и другой медицинской  продукции. Наиболее «чувствительным» и для потребителей фармацевтической продукции, и для фармацевтического бизнеса стоит вопрос ценообразования.

В период рыночных отношений  в современных условиях обеспечение  конкурентоспособности первоочередная задача каждой  аптечной организации, решить которую успешно позволить приемлемая нормативно-правовая база.

Цель – рассмотреть основные законодательные акты Правительства Российской Федерации, касающиеся аптечной организации, и их актуальность на сегодня на фармацевтическом рынке Российской Федерации и в нашем регионе.

Задачи:

1. Вывить суть государственная политика в здравоохранении и фармации в Российской Федерации;

2. Ознакомиться с развитием законодательной базы в области охраны здоровья населения и на фармацевтическом рынке в Российской Федерации;

3. Рассмотерть основные государственные законы и положения в области аптечной организации, действующие на данный момент;

4. Проанализировать состояние аптечного рынка Белгородской области в соответствии с российским законодательством по регулированию торговой деятельности аптеки;

5. Выявить, каким образом сегодняшнее законодательство на фармацевтическом рынке влияет на развитие торговли аптечных организаций в нашем регионе, а именно на аптечную сеть ООО «Фармком».

 

 

Глава 1. Государственная политика в здравоохранении и фармации

1.1. Развитие законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской Федерации

 

 

Проблема создания, совершенствования  и дальнейшего развития законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской Федерации остается одной из самых злободневных.

Известно, что эффективность  деятельности системы здравоохранения  является одним из определяющих факторов социально-экономического развития любого государства. К сожалению, в настоящее время мы пришли к ситуации, когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям сегодняшнего дня.

Необходимо остановиться на ряде проблем, которые в настоящее время являются животрепещущими, определяют медико-демографическую ситуацию в стране и требуют принятия срочных мер органами исполнительной и законодательной власти.

Складывающая ситуация требует включения проблем охраны здоровья в число приоритетов государственной политики.

Необходимо четко определить взаимоотношения федерального центра и регионов и при этом обязательно сохранить единый центр управления здравоохранением, восстановив и укрепив вертикаль управления.

В свете сказанного, реформирование отечественного здравоохранения без  разработки основательной и действенной правовой базы невозможно.

Сегодня нам  необходимо критически проанализировать прошлый и настоящий опыт законотворчества в сфере здравоохранения с тем, чтобы максимально обеспечить соблюдение конституционно закрепленных прав граждан России в области охраны здоровья и оказания медицинской помощи.

Формирование  современной и эффективной законодательной  базы здравоохранения уже началось. В 1997-1999 годах принят ряд федеральных  законов, прежде всего: «О лекарственных средствах» Закон РФ «О лекарственных средствах» от 22 июля 1998 г. № 86-ФЗ (Закон регулирует отношения, возникающие в связи с разработкой, производством, изготовлением, доклиническими и клиническими исследованиями  лекарственных средств, контролем их качества, эффективности, безопасности, торговлей лекарственными средствами, рекламе и информации о лекарственных средствах, а также ответственности за вред, нанесенный здоровью человека применением лекарственного средства) [1], Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Законом вносятся изменения в порядок формирования системы санитарно-эпидемиологической службы) [2], Закон РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ (Настоящий закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности) [3], Федеральный закон РФ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ (В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия иммунопрофилактика инфекционных болезней - система мероприятий, осуществляемых в целях предупреждения, ограничения распространения и ликвидации инфекционных болезней путем проведения профилактических прививок; профилактические прививки - введение в организм человека медицинских иммунобиологических препаратов для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням; медицинские иммунобиологические препараты - вакцины, анатоксины, иммуноглобулины и прочие лекарственные средства, предназначенные для создания специфической невосприимчивости к инфекционным болезням) [4]. Федеральный закон от 2 января 2000г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (данный закон регулирует отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасности для здоровья человека) [5].

В действующие  законы, принятые в 1992-1996 годах, внесено  ряд изменений и дополнений в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.

 В качестве  первоочередной задачи мы рассматриваем  ускорение рассмотрения и принятия разработанного Комитетом Государственной Думы по охране здоровья с участием членов Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Постановление ГД ФС РФ от 27.01.1999 N 3571-II ГД О проекте Федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» [18].

Рассматривая принятые законы и разрабатываемые проекты  законов нельзя не отметить, что их отличает две особенности: увязка с действующим федеральным законодательством и учет особенностей своего региона, его демографических, климатических и социально-экономических особенностей. По-видимому, такой подход единственно правильный, именно он может обеспечить проведение целенаправленной и результативной деятельности органов здравоохранения. Качество региональных законов с каждым годом повышается.

Минздравсоцразвития РФ, осуществляя постоянный мониторинг законов и других нормативных правовых актов субъектов Федерации, уже приступил к распространению положительного опыта законотворческой работы отдельных регионов.

В законотворческой деятельности следует исходить из необходимости  соответствия региональных законов  действующему федеральному законодательству при одновременном учете специфики каждой территории, ее социально - экономических особенностей, медико-демографических, экологических и климатических характеристик.

Минздравсоцразвития  Российской Федерации является федеральным  органом, отвечающим за реализацию государственной политики в области охраны здоровья граждан России и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В этой связи, по-видимому, можно считать оправданной политику Минздравсоцразвития РФ, который берет на себя основную тяжесть работы по формированию законодательной базы и совершенствованию конкретных законодательных актов. Вместе с тем к этому процессу следует шире привлекать законотворческую инициативу субъектов Российской Федерации. Государственная Дума и Совет Федерации как субъекты законодательной инициативы вносят свою лепту в формирование законодательной базы в области охраны здоровья.

Развитие  нормативной базы на фармацевтическом рынке   

 Несмотря на то, что фармацевтическая отрасль вступила в приватизацию одной из последних, ее реформирование производилось самым радикальным способом. В настоящее время этот сектор экономики практически полностью приватизирован.    

 Новые организационно-правовые  и рыночные условия (в первую  очередь - конкуренция) способствовали тому, что развитие (расширение) сети аптечных учреждений происходило без учета существовавших ранее нормативов и принципов их размещения. Произошедшие изменения, наряду с недостаточным обновлением нормативно-законодательной базы, привели к нецелесообразности существования большинства аптечных учреждений, т.е. появлению избыточного количества оптовых и розничных организаций.   

 Изменилась структура  аптечной сети. Если раньше аптеки  с производственными отделами составляли большинство, то теперь их значительно меньше 10%, а аптечных учреждений, оказывающих полный спектр услуг (индивидуальное изготовление лекарств, ночное дежурство, отпуск кислорода, спирта, наркотических средств и т.д.), еще меньше.    

     Без грамотного изменения законодательно-нормативной базы установить цивилизованные отношения на современном фармацевтическом рынке весьма сложно. Пока приходится рассчитывать только на конкуренцию.   

 Выводы: Первоочередной задачей является формирование ясной и четкой государственной политики, которая должна быть обеспечена законодательно.    

 Существующая  законодательная и нормативная  база недостаточно полна и  совершенна. Она регулирует отдельные,  разрозненные вопросы. В течение  ряда лет отсутствует системное  и полное государственное регулирование в сфере оборота и производства лекарственных средств. Роль государственных органов в этих вопросах крайне ослаблена. Нет четкой инфраструктуры управления фармацевтической отраслью. Как следствие – слабое руководство процессом реформ в отрасли со стороны государственных органов: их решения не предвосхищают событий, а в лучшем случае являются реакцией на сложившуюся ситуацию.

 

1.2. Системы нормативной документации лекарственных средств. Государственные законы и положения, регламентирующие вопросы лицензирования, контроль качества ЛС их хранение, а также законодательная база по персоналу аптечной организации

 

Для начала рассмотрим деятельность Органов государственного контроля.

Качество лекарственных средств  в России контролирует Федеральная  служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор), подчиненный Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Систему контроля качества лекарственных средств и препаратов возглавляет Департамент государственного контроля эффективности и безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздравсоцразвития России - Научный центр экспертизы и государственного контроля.

В большинстве крупных городов  России работают контрольные лаборатории  и Центры контроля качества лекарственных средств. Их основная задача — проверка торгующих лекарствами организаций (соблюдение многочисленных норм хранения и продажи лекарственных средств), так же выборочный (а в некоторых регионах и тотальный) контроль лекарств. На основании данных региональных центров Росздравнадзор принимает решения о забраковке того или иного лекарственного средства.

Государственное регулирование  отношений, возникающих в сфере  государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности, безопасности ЛС, рассматривается во II главе закона «О лекарственных средствах» [6]. Структура и функции государственной системы контроля качества, эффективности и безопасности ЛC, отражены в главе III федерального закона. Закон устанавливает, что государственному контролю подлежат все ЛC, как произведенные на территории РФ, так и ввозимые из-за рубежа.

Федеральный орган, уполномоченный Правительством, является самостоятельным  и единственным в РФ, который несет  всю полноту ответственности  за осуществление государственного контроля качества, эффективности и безопасности ЛС в РФ. Он может создавать территориальные органы в субъектах РФ или передавать им часть своих полномочий по контролю качества ЛС [28].

Федеральный орган осуществляет экспертизу качества, эффективности и безопасности всех ЛС, как производимых, так и ввозимых на территорию РФ. Он проводит их государственную регистрацию, составление государственного реестра ЛС, утверждение текстов ФС, составление и издание ГФ, составление перечней ЛС, отпускаемых без рецепта врача, осуществляет надзор за фармацевтической деятельностью и выполнением предприятиями-изготовителями правил организации производства и контроля их качества, проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС, а также иные полномочия, возложенные на него Правительством РФ.

Государственный контроль производства ЛС в РФ осуществляется федеральным и территориальными органами контроля качества ЛС. Федеральный  орган разрабатывает и утверждает правила организации производства и контроля качества ЛС, проводит проверку деятельности предприятий-производителей, составляет заключение о соответствии их деятельности утвержденным правилам. Территориальные органы (по поручению федерального органа) осуществляют аналогичный контроль деятельности предприятий-производителей, расположенных на их территории. Федеральный и территориальные органы могут осуществлять различные меры по улучшению качества производимых ЛС вплоть до запрещения продажи уже произведенных ЛС.

На сегодняшний день спектр товаров и услуг, которые могут быть положены  в основу бизнеса, довольно велик. Однако для осуществления, например,  таких видов деятельности, как оказание медицинских, аудиторских  и других услуг,  документов, полученных Вами при регистрации недостаточно. Эти услуги должны выполняться согласно разработанным стандартам и нормам, поэтому для их оказания   необходимо  получение специального разрешения – лицензии, которое удостоверит, что предприниматель способен выполнять эту деятельность. Для начала рассмотрим понятие «лицензирование». Лицензирование - одна из форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, которая представляет собой особую процедуру официального признания индивидуального предпринимателя или юридического лица на ведение определенного вида деятельности с соблюдением нормативных требований и стандартов.

Также нам необходимо ознакомиться с понятием «лицензия». Лицензия - это официальный документ, который удостоверяет право на ведение указанной в нем деятельности в течение установленного срока и условия ее осуществления. То есть, по сути, лицензия является разрешением на ведение некоторых видов деятельности.

Перечню видов деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с Федеральный закон №99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» 03.11.2011 [7], помимо прочих видов деятельности, подлежат:

- фармацевтическая деятельность;

- производство лекарственных  средств;

- производство медицинской  техники;

- техническое обслуживание  медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

- изготовление протезно-ортопедических  изделий по заказам граждан;

- деятельность, связанная  с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (культивирование растений, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список I в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» [8];

- деятельность, связанная  с оборотом наркотических средств  и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка,  хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»;

- деятельность, связанная  с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» и Постановление Правительства РФ от 22.12.2011 №1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений» [19];

Таким образом, правовую базу регулирования оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (веществ, часто используемых при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенных в соответствующий Перечень) пополнил Федеральный закон.

Законодательно провозглашается государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Сюда входят: культивирование растений, разработка, переработка, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств и психотропных веществ.

 В соответствии с Законом все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в специальный Перечень, утверждаемый Правительством РФ. Он состоит из четырех списков, которые различаются в зависимости от применяемых государством мер контроля оборота перечисленных в них наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. По этому основанию они классифицированы на следующие категории:

  • наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, оборот которых запрещен в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 1);
  • наркотические средства и т. п. вещества, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 2);
  • наркотические средства, оборот которых в РФ ограничен, но в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами (список 3);
  • прекурсоры, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ (список 4) [20].

Перейдем к рассмотрению устройства и обуродования аптеки в соответствии с нормативно-правовой базой РФ в фармацевтической области.

Устройство и оборудование аптечной организации, помимо прочего,  включает в себя следующие атрибуты:

- шкафы-накопители (хорошо подходит для гомеопатических аптек. Шкафы-накопители позволяют максимально эффективно использовать пространство аптеки. Они вместительны, подходят для как для торгового зала, так и для материальной комнаты);

- холодильники (в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (ред. от 28.12.2010) «Об утверждении Правил хранения лекарственных средств» [11], большинство медицинских препаратов требует хранения при температуре, заметно ниже комнатной. Такое хранение медикаментов делает их неполноценными либо совершенно негодными к применению, поэтому в аптеках, аптечных складах и других медицинских учреждениях оборудуются особые помещения (холодильные камеры) или медицинские холодильные шкафы, в которых соблюдаются необходимые требования по освещенности, влажности и температуре).

- материальная комната или склад – это обязательный атрибут каждой аптеки, место, где происходит разбор, сортировка и хранение фармпрепаратов (в аптеках V – VI категорий хранение наркотических и особо ядовитых средств допускается только в материальной комнате в сейфах или металлических ящиках, привинченных к полу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 (в редакции Постановлений Правительства РФ от 09.06.2010 N 419, от 26.04.2011 N 323, от 06.10.2011 N 824) «О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ») [21].

- окна (на окнах материальных комнат, в которых хранятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, должны быть решетки. После окончания работы эти комнаты запираются и опечатываются. Материальные комнаты и сейфы, в которых хранятся особо ядовитые и наркотические лекарственные средства, должны иметь световую и звуковую сигнализацию, которая включается только на ночь, согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2011 N 397н «Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами») [12].

Для контроля за основными параметрами  условий хранения (температура и влажность воздуха) в каждом помещении существует термометр и гигрометр. Они располагаются на внутренних стенах вдали от нагревательных приборов на высоте 1,5-1,7м от пола и на расстоянии не менее 3м от дверей. Для поддержания чистоты воздуха есть вентиляция согласно Приказу МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)» [13].

На каждом предприятии, выпускающем лекарственные средства, должен быть отдел контроля качества, независимый от других подразделений. Руководитель этого отдела должен иметь необходимый опыт и квалификацию. К отделу контроля качества относятся одна или несколько контрольных лабораторий. Для выполнения своих функций отдел должен быть обеспечен всеми необходимыми ресурсами.

Основные обязанности  руководителя службы контроля качества:

- утверждение или отклонение исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции.

- оценка протоколов на серию продукции.

- проведение необходимых испытаний.

- утверждение спецификаций, инструкций по отбору проб, методик испытаний и других методик по контролю качества.

- допуск к работе специалистов-аналитиков, работающих по контракту, и контроль за их деятельностью.

- контроль работы подведомственного отдела, обслуживания его помещений и оборудования.

- контроль проведения аттестации (валидации).

- организация первичного и последующего обучения персонала подведомственного отдела, исходя из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» [14].

На отдел возлагаются  также обязанности по разработке, аттестации (валидации), внедрению всех инструкций (методик) по контролю качества; хранению контрольных образцов матери.

Основные требования к  контролю качества, согласно Приказу МЗ РФ № 214 от 16.07.1997 «О контроле качества ЛС, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)»:

- наличие необходимых помещений и оборудования, обученного персонала, утвержденных методик по отбору проб, проверке и проведению испытаний исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, контролю окружающей среды в случае необходимости.

- проведение отбора проб исходных и упаковочных материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции аттестованным персоналом в соответствии с методиками, утвержденными отделом контроля качества.

- проведение испытаний аттестованными (валидированными) методами.

- составление протоколов (заполняемых рукописным способом и/или с применением технических средств), подтверждающих фактическое проведение всех необходимых отборов проб, проверок и испытаний, а также регистрацию любых отклонений и расследований в полном объеме.

- подтверждение того, что готовая продукция содержит активные ингредиенты по качественному и количественному составу, соответствующие регистрационному досье, имеет требуемую чистоту, правильно упакована и маркирована.

- оформление протоколов проверки исходного сырья и материалов, промежуточной, нерасфасованной и готовой продукции, их анализ и сравнение со спецификациями. Оценка продукции включает в себя изучение всей необходимой производственной документации и анализ отклонений от установленных требований.

- получение разрешения на продажу или поставку любой серии продукции только после подтверждения Уполномоченным лицом ее соответствия регистрационному досье.

Законодательная база по регулированию торговой деятельности аптеки