Законодательная база в области бзопасности жизнедеятельности

СОДЕРЖАНИЕ 

     ВВЕДЕНИЕ  …………………………………………………………….......3

     1.  Правовые, законодательные и нормо-технические основы безопасности жизнедеятельности ……………………………………………….7

     2. Законодательная база по охране окружающей среды ………………11

     3. Система стандартов безопасности  труда ………………………….…16

     4. Основная законодательная  и  нормативно-техническая документация  по чрезвычайным ситуациям …………………………………………………..23

     5. Предложения по совершенствованию  законодательной базы в области  безопасности жизнедеятельности…………………………………….28

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ  …………………………………………………….…….30

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Жизнедеятельность человека с первых же дней жизни происходит в тесном взаимодействии  с внешней природной средой. Если на протяжении многих тысячелетий жизнедеятельность человека и человечества в целом протекала в условиях первичной природной среды, то в последнее столетие все большее влияние на среду обитания в микро- и макромасштабах оказывало накопление продуктов его жизнедеятельности. В результате активной хозяйственной деятельности человечества изменилась окружающая человека среда. Помимо собственно природной среды, окружающей человека, по Н.Ф. Реймерсу [20, С. 67-69], возникли следующие неразрывно взаимосвязанные компоненты-подсистемы:

     а) порожденная агротехникой среда – «вторая природа» или квазиприродная среда - все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся свойством отсутствия системного самоподдержания: пахотные и иные преобразованные человеком угодья, грунтовые дороги, зеленые насаждения, внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой и т.д.;

     б) «третья природа» или артеприродная  среда – весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно  энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. К  «третьей природе» можно отнести  асфальт и бетон современных  городов, внутреннее пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания, технологическое оборудование, транспортные объекты, мебель и др.;

     в) среда социальная – культурно-психологический  климат, намеренно и/или непреднамеренно, сознательно и/или бессознательно создаваемый для личности, социальных групп и человечества в целом  самими людьми и слагающийся из влияния  людей как социально-биологических существ друг на друга в коллективах непосредственно и с помощью изобретенных ими средств материального, энергетического и информационного воздействия.

     Социальная  среда интегрируется с природной, квазиприродной и артеприродной  средами в общую совокупность окружающей человека среды. Все факторы  каждой из рассматриваемых сред тесно  взаимосвязаны между собой и  составляют объективные и субъективные стороны жизнедеятельности человека. Подсистемы не могут заменить одна другую, они способны лишь усиливать или ослаблять действие друг друга, но не снимать этих взаимодействий. Так природный климатический дискомфорт может быть ослаблен лучшей организацией «третьей природы» и социальным оптимумом, но это не означает, что жизнедеятельность человека при этом станет идеальной.

     С наступлением нового века в российском обществе наконец осознан приход нового постиндустриального этапа  безопасности человека. Эволюция общественного  сознания, настоятельное и непрерывное  давление государственных ведомств и общественных организаций, озабоченных  обеспечением безопасности – все  это вместе взятое обеспечило преодоление  определенного порога.

     Основы  безопасности жизнедеятельности отнесены к естественно-научной области  знаний и поставлены, таким образом, в один ряд с классическими  образовательными областями: химией, физикой, биологией, экологией, математикой и другими. Главная цель этой науки – выявление закономерностей безопасного развития, изучение, классификация и систематизация сложных событий, процессов, явлений в области обеспечения безопасных условий жизнедеятельности человека и общества, выработка соответствующих мер по их упреждению, локализации и устранению.

     Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности  населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневной поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

     Одним из важнейших принципов обеспечения  безопасных условий жизнедеятельности  является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов Российской Федерации, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для  сотрудников и подчиненных.

     Регулятором взаимоотношений между личностью  и обществом, руководителем и  коллективом в этом случае выступает  право, то есть государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм, установленных или санкционированных  государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным  принуждением.

     Целью контрольной работы является анализ правовой базы безопасности жизнедеятельности  человека.

     Для достижения поставленной цели в контрольной  работе решались следующие задачи:

     - изучение научного материала  по теме контрольной;

     - определение правовых, законодательных и нормо-технических основ безопасности жизнедеятельности;

     - анализ законодательной базы  по охране окружающей среды;

     - изучение системы стандартов  безопасности труда;

     - изучение основной законодательной  и нормативно-технической документации  по чрезвычайным обстоятельствам;

     - определение предложений по совершенствованию  законодательной базы в области  безопасности жизнедеятельности.

     Объектом  исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере регулирования, реализации и защиты правовой базы безопасности жизнедеятельности человека.

     Предмет исследования – Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, связанные  с правовой базой безопасности жизнедеятельности  человека.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. ПРАВОВЫЕ, ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  И 

     НОРМО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Безопасность жизнедеятельности в Российской Федерации – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Основным субъектом обеспечения безопасности являются законодательные, исполнительные и судебные органы государства. Однако непосредственная реализация функций в сфере безопасности возлагается на органы, образующиеся в системе исполнительной власти. Это: Вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебных властей и их высших должностных лиц; налоговой службы; службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни; природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

     Наряду  с органами государства субъектами безопасности являются граждане, общественные и иные организации и объединения, которые совместно с законодательством образуют систему безопасности Российской Федерации.

     Основными функциями системы безопасности являются:

     - выявление и прогнозирование  внутренних и внешних угроз  жизненно важным интересам объектов  безопасности, осуществление комплекса  оперативных и долговременных  мер по их предупреждению и  нейтрализации;

     - создание и поддержание в готовности  сил и средств обеспечения  безопасности;

     - управление силами и средствами  обеспечения безопасности в повседневных  условиях и при чрезвычайных  ситуациях;

     - осуществление мер по восстановлению  нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;

     - участие  в мероприятиях по  обеспечению безопасности за  пределами Российской Федерации  в соответствии с международными  договорами и соглашениями, заключенными  или признанными Российской Федерацией.

     Деятельность  по обеспечению безопасности жизнедеятельности  строится строго на законодательной  основе. Законодательство РФ основывается на Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и состоит из Федерального закона РФ «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, регулирующих отношения в области безопасности жизнедеятельности; международных договоров и соглашений, заключенных или признанных Российской Федерацией. Среди них можно выделить:

     1) Федеральный закон РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ;

     2) Федеральный закон «О пожарной  безопасности» от 21 декабря 1994 г.  № 69-ФЗ;

     3) Федеральный закон «О радиационной  безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ.

     4) Федеральный закон «О гражданской  обороне» от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ.

     5) Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от  10 января 2002 г. № 7-ФЗ.

     6) Федеральный закон «Об охране  атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.

     7) Федеральный закон «Об санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ и др.

     Для реализации этих законов, например, приняты  следующие Постановления Правительства  РФ:

     1) Постановление Правительства РФ  «О государственном надзоре и  контроле за соблюдением законодательства  РФ о труде и охране труда»  от 9 сентября 1999 г. № 1035.

     2) Постановление Правительства РФ « О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 30 декабря 2003 г. № 794.

     При обеспечении безопасности не допускается  ограничение прав и свобод граждан, за исключением случаев, прямо предусмотренных  законом.

     Граждане, общественные и иные организации  и объединения имеют право  получать разъяснения по поводу ограничения  их прав и свобод от органов, обеспечивающих безопасность. По их требованию такие разъяснения даются в письменной форме в установленные законодательством сроки. Должностные лица, превысившие свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности, несут ответственность.

     В соответствии с законодательством  безопасность жизнедеятельности достигается  проведением единой государственной  политики, системой мер экономического, политического, организационного и  иного характера адекватных угрозам  жизненно важным интересам личности, общества и государства. Для непосредственного  решения задач по обеспечению  безопасности субъектам делегируются соответствующие полномочия.

     К основным нормативно-техническим документам, регламентирующим вопросы безопасности жизнедеятельности, относятся санитарные нормы (СН, СанПиН), Нормы радиационной безопасности (НРБ), Строительные нормы  и правила (СНиП), стандарты в области охраны труда (12-я система), окружающей среды (17-я система) и безопасности в чрезвычайных ситуациях (22-я система). К стандартам, формулирующим требования, выполнение которых необходимо для обеспечения безопасности жизнедеятельности, относятся Система стандартов безопасности (ССБТ), Система стандартов охраны природы (ССОП) и Комплекс государственных стандартов безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС).

     К нормативно-технической документации также относятся различные Правила, Положения, Инструкции и Рекомендации. Разрабатываю и утверждают эти документы  соответствующие министерства, ведомства, органы Госнадзора.

                                   

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ  БАЗА ПО ОХРАНЕ  ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 

     Законодательство  об окружающей среде – новое явление для России. Оно стало развиваться лишь с 90-х гг. прошлого века.

     Имеющая высшую юридическую силу и прямое действие Конституция РФ создает основы всех отраслей российского законодательства, в том числе и об охране окружающей среды. Конституция РФ содержит конкретные экологические предписания и принципы, которые должны применяться на всей территории страны, а все принимаемые в Российской Федерации правовые акты не должны им противоречить. Важной составляющей конституционных основ является ст. 42 Конституции РФ о праве каждого на благоприятную окружающую среду. Предусмотренные в той же статье Конституции РФ права на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением, в какой-то мере раскрывают содержание общего права на благоприятную окружающую среду, но недостаточны и также нуждаются в разъяснении, прежде всего в федеральных законах.

     Одной из центральных по значимости является ст. 9 Конституции РФ, согласно которой, земля и другие природные ресурсы  используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и  деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. 

     Важнейшим законодательным актом в области  охраны окружающей среды является Федеральный  закон РФ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ1. Согласно ст. 1 данного Закона, охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

     Как говорится в преамбуле к Федеральному закону РФ «Об охране окружающей среды», этот Закон определяет правовые основы государственной политики в области  охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических  задач, сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Он регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

     Более содержательным и функциональным является, к примеру, определение понятия  «охрана атмосферного воздуха», данное в Федеральном законе РФ «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ2. В соответствии с этим Законом, охрана атмосферного воздуха – система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду. Данный Закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

     Правовую  основу охраны окружающей среды в  России и обеспечение необходимых  условий труда составляет Федеральный  закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности.

     К другим законодательным актам в  области охраны окружающей среды  можно также отнести:

     1) Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г.;

     2) Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.;

     3) Закон РФ «О недрах» от 21 февраля 1992 г. № 2395-1.

     4) Федеральный закон РФ «Об отходах  производства и потребления»  от 24 июня 1998 г. и др.

     В качестве примеров подзаконных актов  по охране окружающей среды можно  привести следующие:

     1) Постановление Правительства РФ  «О нормативах платы за выбросы  в атмосферный воздух загрязняющих  веществ стационарными и передвижными  источниками, выбросы загрязняющих  веществ в поверхностные и  подземные водные объекты, размещение  отходов производства и потребления»  от 12 июня 2003 г. № 344;

     2) Постановление Правительства «Об  утверждении положения о лицензировании  деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I – IV класса опасности» от 26 августа 2006 г. № 524 и др.

     Нормативно-техническая  документация (НТД) по охране окружающей среды включает федеральные и  региональные санитарные нормы и  правила Министерства здравоохранения РФ и его территориальных органов, строительные нормы и правила Комитета по строительству и коммунально-жилищному комплексу РФ (Госстрой РФ), систему стандартов «Охрана природы» Госстандарта РФ, документы Министерства природных ресурсов РФ, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

     Санитарные  нормы устанавливают предельно-допустимые концентрации загрязняющих веществ  в атмосферном воздухе и в  воде различного назначения, а также  предельные уровни физических воздействий  на окружающую среду (шума, вибрации, инфразвука, электромагнитных полей и излучений  от различных источников).

     В системе Строительных норм и правил рассмотрены нормы проектирования сооружений различного назначения, учитывающие  требования охраны окружающей среды  и рационального природопользования. Наряду с нынедействующими СНиПами, разработанными в рамках системы  строительных норм и правил и введенными в 1994 г, одновременно продолжают свое действие отдельные, пока еще не замененные СНиПы  системы 1982 г.

     Система стандартов «Охрана природы» - составная  часть государственной системы  стандартизации (ГСС), ее 17-я система. Система стандартов в области охраны окружающей среды и улучшения использования природных ресурсов – совокупность взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов. Эта система разрабатывается в соответствии с действующим законодательством с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.

     Большая часть ГОСТов, имеющих отношение  к защите окружающей среды входит в Систему стандартов в области  охраны природы (ССОП). Обозначение  стандартов системы 17 по Общесоюзному классификатору стандартов и технических  условий (ОКСТУ) строится таким образом:

     ГОСТ 17.X.Y.ZZ-YY (для стандартов, зарегистрированных начиная с 2000 года – ГОСТ 17.X.Y.ZZ-YYYY),

     где X – номер группы стандартов;

     Y - номер вида стандарта;

     ZZ - порядковый номер стандарта;

     YY, YYYY - год регистрации стандарта.

     Например, ГОСТ 17.0.0.02-79 Охрана природы. Метрологическое  обеспечение контроля загрязненности атмосферы, поверхностных вод и  почвы. Основные положения.

     ГОСТ 17.1.1.02-77 Охрана природы. Гидросфера. Классификация  объектов.

     ГОСТ 17.4.2.03-85 Охрана природы. Почвы. Общие  требования к отбору проб. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. СИСТЕМА СТАНДАРТОВ  БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА 

     С целью создания единого комплекса  взаимоувязанной нормативно- технической  документации по обеспечению безопасности труда была разработана система  стандартов безопасности труда (ССБТ). Эта система предусматривает разработку государственных (ГОСТ), отраслевых (ОСТ), республиканских (РСТ) стандартов и стандартов предприятий (СТП).

     ССБТ  содержит организационно-методические стандарты, определяющие требования к организации работ по обеспечению безопасности, и организационно-методические основы стандартизации в области безопасности труда, а также стандарты на требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов, на требования безопасности к производственному оборудованию, к производственным процессам, на требования к средствам защиты работающих, на требования безопасности к зданиям и сооружениям.

     В основополагающих государственных  стандартах системы стандартов безопасности труда установлены основные положения  в области охраны труда, классификация  опасных и вредных производственных факторов, понятия, термины и определения, изложен порядок согласования стандартов с профсоюзами и другими органами государственного надзора.

     Отраслевые  и республиканские стандарты  разрабатываются на основе государственных  стандартов ССБТ и отражают специфические  условия безопасности труда каждой отрасли народного хозяйства.

     На  основе отраслевых и республиканских  стандартов на предприятиях создаются  стандарты предприятий, излагающие требования безопасности к материалам, изделиям и другой продукции, выпускаемой  предприятием, организацию управления охраной труда в цехах и  на производственных участках.

     Задачами  данных стандартов, в частности, являются:

     - стандартизация требований безопасности  труда;

     - включение требований безопасности  труда в стандарты и технические условия на конкретные объекты.

     ССБТ, созданные в 1972 г., непрерывно развивается  и совершенствуется в соответствии с возрастающими требованиями к  охране труда.

     В ССБТ установлен единый порядок разработки стандартов, их рассмотрения, согласования, утверждения, издания, планового введения в действие; установлена система  контроля и надзора за внедрением и соблюдением.

     Нормы и требования ССБТ в обязательном порядке включаются во все виды документации – конструкторской, технологической, проектной, а также а инструкции по охране труда и другие документы.

     Код ССБТ состоит из 11-13 знаков. Например, ГОСТ 12.2.022-80.

     ГОСТ 12 – шифр ССБТ, обозначение всей системы стандартов;

     2 – шифр подсистемы;

     022 – порядковый номер стандарта  в подсистеме;

     80 – год утверждения или пересмотра  стандарта.

     Система стандартов безопасности труда состоит  из подсистем, обозначенных кодами от 0 до 9.

     Подсистема 0. Включает организационно-методические стандарты. Эти стандарты устанавливают  цели, задачи, структуру ССБТ, терминологию в области охраны труда; дают классификацию  опасных и вредных производственных факторов; указывают порядок информационного  обеспечения ССБТ, методы оценки безопасности труда и др.

     Например. ГОСТ 12.0.003-74 ССБТ. Опасные и вредные  производственные факторы. Классификация.

Законодательная база в области бзопасности жизнедеятельности