Законодательная база, регулирующая применение таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада

Содержание

 

 

Введение

В целях содействия социально-экономическому развитию государств-членов Евразийского экономического союза (далее Союза, ЕАЭС), привлечения инвестиций, создания и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы, а также в иных целях на территориях государств-членов Союза создаются и функционируют свободные (специальные, особые) экономические зоны и свободные склады [3].

Одной из особенностей таможенных процедур свободной таможенной зоны и таможенного склада является то, что условия создания и функционирования свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов не определяются Таможенным Кодексом Таможенного Союза (в этом нормативном правовом акте отсутствует даже понятие и содержание рассматриваемых таможенных процедур), а определяются международными договорами в рамках ЕАЭС [3].

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что в настоящее время привлекательность таможенных процедур свободной таможенной зоны и таможенного склада высока, т.к. данные таможенные процедуры представляют собой особую модель взаимовыгодного сотрудничества государства и участников внешнеторговой деятельности, а также с созданием в России разнообразных свободных экономических зон.

Объектом данной курсовой работы являются таможенные процедуры свободной таможенной зоны и свободного склада.

Предметом курсовой работы являются особенности и практика применения процедур свободной таможенной зоны и свободного склада в Евразийском экономическом союзе.

Целью исследования темы «Таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада» является анализ законодательной базы, особенностей и практики применения таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада.

Для  цели курсовой работы, были поставлены следующие задачи:

  1. проанализировать законодательную базу по обозначенной теме;
  2. рассмотреть особенности таможенных процедур свободной таможенной зоны и таможенного склада;
  3. основываясь на статистических данных о применении таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада, проанализировать частоту использования данных процедур.

По структуре, работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключения и списка использованных источников. В процессе работы над данной темой были использованы теоретический и аналитический методы исследования.

 

1 Законодательная база, регулирующая применение таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада

     1.1 Свободные экономические зоны, созданные в Российской Федерации

Свободная (специальная, особая) экономическая зона (СЭЗ) - часть территории государства - члена Союза в пределах, установленных законодательством государства - члена Союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны [6]. СЭЗ создаются в целях содействия социально экономическому развитию государства, привлечения инвестиций, создание и развития производств, основанных на новых технологиях, развитие транспортной инфраструктуры, туризма  и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ.

Первые подобные зоны на территории России появились в 1990-м году. На протяжении более 15 лет шел процесс их формирования, который не имел четко отработанной системы. Виной тому было отсутствие законодательной базы, и постоянная борьба федерального центра с регионами за выгодные льготы для СЭЗ, а также за право управления ими.

Сейчас ситуация претерпела серьезные изменения. 22 июля 2005 года был принят Федеральный закон N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации ", который положил начало созданию единой правовой базы и системы функционирования СЭЗ на территории Российской Федерации, которые в настоящее время эффективно функционируют.

Причины формирования СЭЗ на территории Российской Федерации:

  • необходимость образования высококвалифицированных рабочих мест;
  • создание и дальнейшее развитие различных отраслей промышленности, а также сферы услуг;
  • мотивация регионов страны к экономическому и социальному развитию;
  • привлечение капиталов российских и зарубежных компаний.

Как можно наблюдать из схемы на территории Российской Федерации могут создаваться свободные экономические зоны (СЭЗ) следующих типов:  промышленно-производственные;  технико-внедренческие; туристско-рекреационные; портовые, логистические [5].


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Типы СЭЗ, создаваемые в Российской Федерации


Рассмотрим СЭЗ, существующие на сегодняшний момент в Российской Федерации [11]. Рассмотрим их подробнее:

Промышленно-производственные СЭЗ — это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных зон, определяющие их преимущества. Примеры СЭЗ данного типа:

СЭЗ ППТ «Алабуга». Приоритетные направления развития: производство автомобилей и автокомпонентов; нефтехимия; строительные материалы; товары массового потребления; приборостроение.

СЭЗ ППТ «Липецк». Приоритетные направления развития: производство энергетического оборудования; производство элементов и систем альтернативной энергетики; производство машин, оборудования, автокомпонентов; производство бытовой техники.

Технико-внедренческие СЭЗ.  Расположение данных СЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах, имеющих богатые научные традиции и признанные исследовательские школы, открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции. СЭЗ технико-внедренческого типа:

СЭЗ ТВТ «Дубна». Приоритетные направления развития: информационные технологии; ядерно-физические и нанотехнологии; био и медицинские технологии; проектирование сложных технических систем.

СЭЗ ТВТ «Санкт-Петербург». Приоритетные направления развития: информационные технологии и телекоммуникации; энергоэффективность; новые медицинские технологии и фармацевтика; приборостроение и новые материалы.

Туристско-рекреационные СЭЗ. Данные зоны предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса. СЭЗ туристско-рекреационного типа:

СЭЗ ТРТ «Долина Алтая». Приоритетные направления развития: экологический туризм; историко-культурный туризм; лечебно-оздоровительный; активный туризм; экстремальный туризм.

СЭЗ ТРТ «Байкальская гавань». Приоритетные направления развития: лечебно-оздоровительный; круизный; горнолыжный; экологический; экскурсионный; религиозный.

Логистические СЭЗ. Находясь в непосредственной близости от основных транспортных путей, логистические СЭЗ могут стать площадкой для организации судостроительной и судоремонтной деятельности, а также базой для новых маршрутов. СЭЗ логистического типа:

СЭЗ ПТ «Ульяновск». Приоритетные направления развития: производство авиационной техники; техническое обслуживание и ремонт авиационной техники.

Кроме того, свободные экономические зоны Магаданской, Калининградской области и Крымского Федерального Округа.

Калининградская область - одна из самых разнообразных в Российской Федерации по ее географическому положению и по особенностям природы и благодаря ее историческому прошлому. В 1996 году статус особой экономической зоны в регионе был закреплен федеральным законом.

На территории Магаданской области имеются огромные запасы золота и серебра. Общие прогнозные запасы золота Магаданской области оцениваются более 4 тыс. тонн, общий прогноз по серебру более 80 тыс. тонн.

Наряду с запасами драгоценных металлов территория области обладает запасами меди, угля, углеводородного сырья. Серьёзного внимания требует и другая базовая отрасль региона – рыбопромышленный комплекс. Акватория Северной части Охотского моря, примыкающая к территории Магаданской области, имеет площадь порядка 600 тыс. кв. км и относится к наиболее высокопродуктивным районам Мирового океана. Данная зона создана Федеральным законом от 31 мая 1999 года

Целесообразно отметить свободную экономическую зону, которая с 1 января 2015 года на территории Крымского федерального округа была установлена сроком на 25 лет [13]. Участниками ее могут стать в соответствии с российским законодательством юридические лица и индивидуальные предприниматели, проживающие на территории Республики Крым и города Севастополя [9].

1.2 Нормативные правовые акты, регламентирующие таможенные процедуры свободной таможенной зоны, свободного склада

Отметим Нормативные правовые акты, регулирующие применение таможенных процедур свободной таможенной зоны и свободного склада:

  1.  "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014);
  2. "Договор о Евразийском экономическом союзе" (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 10.10.2014, с изм. от 23.12.2014); Статья 27. Создание и функционирование свободных (специальных, особых) экономических зон и свободных складов
  3. Решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 N 437 (ред. от 12.07.2012) "О форме, порядке заполнения, выдачи и применения заключений о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, товаром Таможенного союза и о признании товара, изготовленного (полученного) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада, не являющимся товаром Таможенного союза" (вместе с "Порядком заполнения заключений о статусе товара, произведенного в СЭЗ или на свободном складе, формы ТТС и формы ИТ", "Порядком выдачи и применения заключения формы ТТС и заключения формы ИТ");
  4. Решение Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 N 515 "О Порядке использования правила адвалорной доли в качестве критерия достаточной переработки товаров, изготовленных (полученных) с использованием иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны или таможенную процедуру свободного склада".

Законодательная база в Российской Федерации таможенной процедуры свободной таможенной зоны составляют следующие нормативные правовые акты:

  1.  Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"; Статья 37 Таможенная процедура свободной таможенной зон
  2. «Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года);
  3. Федеральный закон от 10.01.2006 N 16-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации";
  4. Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об Особой экономической зоне в Магаданской области" (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2015);
  5. Федеральный закон от 29.11.2014 N 377-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя".

Нормативные правовые акты, регламентирующие применение таможенной процедуры свободного склада:

  1. Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 (ред. от 10.10.2014) "О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада";
  2.   Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 332 "О форме общего реестра владельцев свободных складов государств - членов таможенного союза и порядке его ведения и формирования".

 
 

2 Таможенные процедуры  свободной таможенной зоны, свободного  склада

2.1 Таможенная процедура  свободной таможенной зоны

2.1.1 Содержание.  Условия применения

 Свободная таможенная зона - таможенная процедура, при которой товары размещаются и используются в пределах территории СЭЗ или ее части без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования в отношении иностранных товаров и без применения запретов и ограничений в отношении товаров ЕАЭС [6]. Таможенная процедура свободной таможенной зоны может применяться на территории СЭЗ или на части ее территории. Территория СЭЗ является частью таможенной территории Союза. Иностранные товары и товары ЕАЭС, помещенные под данную таможенную процедуру, сохраняют статус иностранных товаров и товаров ЕАЭС соответственно.

Товары, изготовленные (полученные) из товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, а также товары, изготовленные (полученные) из товаров ЕАЭС, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ЕАЭС, не помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, приобретают статус товаров ЕАЭС. Товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товары, изготовленные (полученные) из иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и товаров ЕАЭС приобретают статус иностранных товаров.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны не распространяется на:

1) транспортные средства  международной перевозки, ввозимые  в портовую или логистическую СЭЗ и вывозимые из портовой или логистической СЭЗ в связи с осуществлением этими транспортными средствами международной перевозки товаров, а также транспортные средства, ввозимые в портовую или логистическую СЭЗ и вывозимые из портовой или логистической СЭЗ и предназначенные для осуществления внутренней перевозки товаров по таможенной территории Союза;

2) товары ЕАЭС, ввозимые в портовую СЭЗ или вывозимые из портовой СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза администрацией морского порта, речного порта, аэропорта, лицами, не являющимися резидентами и осуществляющими в морском, речном порту, аэропорту функции по обеспечению безопасности судоходства, безопасности полетов воздушных судов, безопасности эксплуатации объектов инфраструктуры морского, речного порта, аэропорта либо иные функции, связанные с осуществлением деятельности в морском, речном порту, аэропорту;

3) товары ЕАЭС, ввозимые  в логистическую СЭЗ или вывозимые из логистической СЭЗ на остальную часть таможенной территории Союза администрацией логистической СЭЗ, связанные с обеспечением функционирования этой СЭЗ;

4) товары, ввозимые в портовую или логистическую СЭЗ и помещенные за ее пределами до такого ввоза под таможенные процедуры, применимые к вывозимым товарам;

5) товары Союза, находящиеся  на территориях Особых экономических зон (далее ОЭК), созданных в Калининградской и Магаданской областях Российской Федерации или ввозимые на такие территории.

Под данную таможенную процедуру помещаются товары, предназначенные для размещения и (или) использования резидентами на территории СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, в целях осуществления резидентами предпринимательской и иной деятельности. Под данную таможенную процедуру помещаются товары, предназначенные для размещения на территории портовой или логистической СЭЗ лицами не резидентами, заключившими с резидентом портовой или логистической СЭЗ договор об оказании услуг.  Под рассматриваемую таможенную процедуру помещаются иностранные товары, ввозимые на территорию ОЭК юридическими лицами, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области.

Под таможенную процедуру свободной таможенной зоны не могут помещаться товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию таможенного союза, и товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории таможенного союза. Евразийской экономической комиссией (далее ЕЭК) и законодательством государств - членов Союза может быть установлен перечень иных товаров, не подлежащих помещению под данную процедуру.

Под данную таможенную процедуру могут помещаться товары, ранее помещенные под иные таможенные процедуры.

Товары, помещаемые под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, подлежат таможенному декларированию, за исключением случая, при ввозе иностранных товаров на территорию портовой или логистической СЭЗ с территории государства, не являющегося членом Союза. За исключением иностранных товаров, ввозимых в целях строительства, реконструкции объектов инфраструктуры портов. Законодательством государства - члена Союза может быть установлено, что иностранные товары, ввозимые на территорию портовой или логистической СЭЗ и помещаемые под рассматриваемую процедуру, подлежат таможенному декларированию. При ввозе товаров, не подлежащих таможенному декларированию, совершаются только таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию Союза. При этом такие товары, считаются помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны с момента их ввоза на территорию портовой или логистической СЭЗ. Таможенная декларация на товары подается не позднее четырнадцати рабочих дней со дня их ввоза в портовую или логистическую СЭЗ. Декларантом товаров, помещаемых под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, может выступать (Рисунок 2):

  • резидент (для товаров, которые размещаются на территории той СЭЗ, резидентом которой он является, а также на территориях портовых и логистических СЭЗ на основании договора);
  • лица государства – члены Союза: заключившие внешнеэкономическую сделку или от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования  и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки (ввозимых товаров на территорию портовой или логистической СЭЗ, а также вывозимых данных территорий);
  • иностранное лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной сторон из которых выступает лицо – государства – члена Союза (ввозимых товаров на территорию портовой или логистической СЭЗ, а также вывозимых данных территорий);
  • юридическое лицо, государственная регистрация которого осуществлена в Калининградской области Российской Федерации (для товаров, ввозимых в Калининградскую область) [7].


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 - Лица, являющиеся декларантом при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны

При помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не требуется. Товары могут находиться под данной таможенной процедурой в пределах срока функционирования СЭЗ, за исключением случаев, когда данная процедура должна быть завершена.

В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, допускается совершение любых операций, в том числе:

1) складирование (хранение, накопление, дробление) товаров;

2) операции по погрузке (разгрузке) товаров и иные грузовые  операции, связанные с хранением;

3) операции, необходимые  для сохранности товаров, а также  обычные операции по подготовке  товаров к транспортировке, включая  дробление партии, формирование  отправок, сортировку, упаковку, переупаковку, маркировку, операции по улучшению  товарных качеств;

4) операции, предусматривающие  совершение сделок по передаче  прав владения, пользования и (или) распоряжения этими товарами;

5) операции по переработке (обработке) товаров, в результате  проведения которых товары теряют  свои индивидуальные характеристики, и (или) по изготовлению товаров (включая  сборку, разборку, монтаж, подгонку), а  также операции по ремонту  товаров;

6) потребление товаров;

7) отбор проб и образцов.

 

  В отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру  свободной таможенной зоны, допускается  их перемещение в соответствии  с таможенной процедурой таможенного  транзита с одной территории СЭЗ на другую территорию СЭЗ при передаче прав владения, пользования и (или) распоряжения товарами, резидентом иному резиденту.

Законодательством государств - членов Союза может быть установлен перечень запрещенных операций с товарами, помещенными под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в СЭЗ, созданных (создаваемых) на территориях этих государств.

2.1.2 Особенности применения и  завершение таможенной процедуры  свободной таможенной зоны

Ввоз товаров на территорию СЭЗ, на которой применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны, за исключением портовой и логистической СЭЗ, осуществляется с уведомлением таможенного органа о таком ввозе, а вывоз товаров с территории СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа. Ввоз товаров на территорию портовой или логистической СЭЗ осуществляется с разрешения таможенного органа. Порядок подачи уведомления или разрешения о ввозе товаров на территорию СЭЗ и порядок выдачи разрешения на вывоз товаров с территории СЭЗ, а также форма этих документов определяются законодательством государств - членов Союза. Таможенные органы вправе осуществлять идентификацию товаров, ввозимых на территорию СЭЗ.

Резидент и юридические лица, государственная регистрация которых осуществлена в Калининградской области Российской Федерерации, ведут учет товаров, помещенных под рассматриваемую таможенную процедуру, и товаров, изготовленных (полученных) из данных товаров, и представляет отчетность таможенному органу государства - члена Союза, на территории которого создана СЭЗ [7]. Любые изменения, происходящие с товарами должны отражаться в учетных документах.

Действие таможенной процедуры свободной таможенной зоны в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, завершается:

1) помещением таких товаров, товаров, изготовленных (полученных) из товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, под иные таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита;

 2) при прекращении функционирования СЭЗ или принятии решения о прекращения применения данной процедуры на территории СЭЗ

3) в случаях утраты лицом статуса резидента портовой или логистической СЭЗ, а также в случаях образования отходов в результате совершения с товарами операций по переработке (обработке), при том, что товары теряют свои индивидуальные характеристики; производственные потери, образовавшиеся из товаров, и безвозвратно утраченные товары.

При вышеназванных операциях товары, помещенные под рассматриваемую таможенную процедуру, и (или) товары, изготовленные (полученные) из таких товаров, подлежат помещению под иные таможенные процедуры в течение четырех месяцев со дня прекращения функционирования СЭЗ, а так же соответственно подлежат передаче иному резеденту.

Если транспортное средство на котором товары увозятся за пределы таможенной территории Союза, будет совершать хотя бы одну промежуточную остановку в морском, речном, или аэропорту, расположенных на таможенной территории Союза, резидент портовой СЭЗ не позднее 3-х дней после убытия товаров из последнего порта обязан предоставить в таможенный орган, выдавший разрешение на вывоз товаров из портовой СЭЗ, документы подтверждающие фактическое убытие таких товаров за пределы таможенной территории Союза.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации. Обязанность же в портовой или логистической СЭЗ, возникает у декларанта с момента их ввоза на территорию портовой или логистической СЭЗ. Данная обязанность в отношении иностранных товаров прекращается у декларанта при завершении таможенной процедуры свободной таможенной зоны; а так же случаях, установленных пунктом 2 статьи 80 ТК ТС:

1) уплаты или взыскания  таможенных пошлин, налогов;

 

 2) помещения товаров под  таможенную процедуру выпуска  для внутреннего потребления  с предоставлением льгот по  уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями  по пользованию и (или) распоряжению  этими товарами;

 

 3) уничтожения (безвозвратной  утраты) иностранных товаров вследствие  аварии или действия непреодолимой  силы либо в результате естественной  убыли при нормальных условиях  перевозки (транспортировки) и (или) хранения;

 

 4) если размер неуплаченной  суммы таможенных пошлин, налогов  не превышает сумму, эквивалентную 5 (пяти) евро по курсу валют, устанавливаемому  в соответствии с законодательством  государства - члена, на территории  которого возникла обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент  возникновения обязанности по  уплате таможенных пошлин, налогов;

5) помещения товаров под  таможенную процедуру отказа  в пользу государства, если обязанность  по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации  таможенной декларации на помещение  товаров под эту таможенную  процедуру;

 

 6) обращения товаров в  собственность государства - члена  в соответствии с законодательством  этого государства - члена;

7) обращения взыскания  на товары, в том числе за  счет стоимости товаров, в соответствии  с законодательством государства - члена;

 

 8) отказа в выпуске  товаров в соответствии с заявленной  таможенной процедурой, в отношении  обязанности по уплате таможенных  пошлин, налогов, возникшей при регистрации  таможенной декларации на помещение  товаров под эту таможенную  процедуру;

 

 9) при признании ее  безнадежной к взысканию и  списании в порядке, определяемом  законодательством государств - членов;

 

 10) возникновения обстоятельств, с которыми Таможенный Кодекс  Таможенного Союза связывает  прекращение обязанности по уплате  таможенных пошлин, налогов.

 

Ввозные таможенные пошлины, налоги в отношении иностранных товаров подлежат уплате в размерах, соответствующих суммам пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении этих товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, исчисленных на день регистрации таможенным органом таможенной декларации или на день ввоза товаров в портовую или логистическую СЭЗ, если помещение товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны осуществлялось без таможенного декларирования [6].

Законодательная база, регулирующая применение таможенных процедур свободной таможенной зоны, свободного склада