Законодательная власть в субъектах РФ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет профессиональной подготовки дипломированных специалистов 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «Конституционное право России»

тема: Законодательная власть в субъектах РФ. 
 
 
 
 

             Выполнила:

                  _________ М.Г.Капишникова

Гр. 09 - Юр1

                     «___»____________2011г.                                        

                                                             Проверила:

_________ Е.В. Осиночкина                                                  «___»____________2011г 
 

      Оренбург 2011 г. 
 

Содержание……………………………………………………………………….2

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ…………………………………………………………………………………..5

2.Порядок формирования Законодательного собрания Оренбургской области…………………………………………………………………………....13

3.Законодательный процесс в Законодательном собрании Оренбургской области……………………………………………………………………………18

Заключение……………………………………………………………………….22

Список используемой литературы.......................................................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

        Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов.

        Законодательные  органы  (в  демократических  государствах) -- государственные  представительные  коллегиальные  учреждения,  на  которые  конституцией  в  качестве  основной  функции  возложено  осуществление  законодательной  власти. 

        В некоторых регионах периодически возникают конфронтационные отношения между законодательной и исполнительной властью, и тогда законодательный орган, всячески препятствуя деятельности администрации, как бы выходит на авансцену политической борьбы, подчеркивает свою самостоятельность. Но в спокойной обстановке роль этих органов кажется менее заметной, поскольку самые принципиальные вопросы государственной жизни регулируются федеральным законодательством, а в решении насущных проблем региона доминирующую роль играет исполнительная власть. Однако сказанное не ослабляет фундаментального значения органов народного представительства для демократической организации государственной власти.

         Внимание ученых - юристов и политологов, в основном, сосредоточено на органах исполнительной и судебной власти. Между тем общественно - политическая и социальная значимость законодательных органов субъектов РФ также является актуальной. И в данной работе мы рассмотрим законодательную власть в субъектах РФ, а на примере Оренбургской области рассмотрим порядок формирования и законодательный процесс Законодательного собрания Оренбургской области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        1. Структура и функции законодательных органов в субъектах РФ.

         В Конституции РФ употребляется различная терминология в отношении органов законодательной власти субъектов. Так, в ч. 2 ст. 66 они именуются законодательными (представительными) органами. Аналогичный термин используется в ст. 104, где перечисляются субъекты права законодательной инициативы, и в ст. 134, где называются субъекты, имеющие право вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФ. В ч. 3 ст. 66 используется термин "законодательный орган автономной области, автономного округа", в ст. 77, в ч. 2 ст. 95 и ч. 2 ст. 97 - "представительный орган государственной власти". И наконец, в ст. 125, когда речь идет о праве запроса в Конституционный Суд РФ для дачи толкования Конституции РФ, вводится термин "органы законодательной власти субъектов Российской Федерации". Он же используется в ст. 136, где говорится об одобрении поправок к главам III - VIII Конституции РФ1
        Законодательные (представительные) органы в субъектах РФ олицетворяют народное представительство и осуществляют главным образом законодательные функции. Их положение в системе органов государственной власти определяется принципом разделения властей, который закреплен во всех конституциях и уставах. Однако в вопросах компетенции и особенно во взаимоотношениях с исполнительной властью законодательные (представительные) органы различных субъектов РФ неодинаковы. Различия касаются и форм организации законодательного процесса, процедуры рассмотрения вопросов2.

        В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).3

       В Законе установлено, что законодательный орган государственной власти является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Его наименование и структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ.

      Основная функция законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов - законодательная. На территории субъектов только эти органы вправе принимать законы, вносить в них изменения и дополнения. Если для республик (в прошлом имевших статус автономных республик, республик в составе РСФСР, а позже РФ) законодательная власть не в новинку, то для остальных субъектов России законодательство стало возможным лишь после принятия в 1993 г. Конституции РФ. В ней зафиксировано, что край, область, город федерального значения, автономная область и автономный округ имеют свой устав и законодательство (ч. 2 ст. 5 Конституции РФ)4.

      Федеральным законом установлены основные полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ, в соответствии с которыми он принимает региональные законы и постановления. В частности, он правомочен принимать конституцию (или устав) субъекта РФ и поправки к ней; осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов в пределах своих полномочий; а также осуществлять иные полномочия, установленные Конституцией РФ, Федеральным законом от 6 октября 1999 года, другими федеральными законами, конституцией и законами субъекта РФ5.

        Согласно законом субъекта  РФ:

а) утверждается бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ, а в случае, если указанная должность не установлена, то руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

б) устанавливаются в соответствии с конституцией субъекта РФ основы организации и деятельности законодательного органа государственной власти субъекта РФ;

в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ, в пределах полномочий законодательного органа государственной власти субъекта РФ определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ;

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания;

е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютных фондов субъекта РФ, утверждаются отчеты о расходовании их средств;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ; 
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица субъекта РФ;

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения;

м) утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура его высшего исполнительного органа государственной власти.

        И.В. Гранкин в своей статье «О принципах формирования деятельности законодательной власти субъектов федерации» выделяет следующие функции законодательных органов в субъектах РФ6:

1. главная функция законодательных органов субъектов РФ - принятие законов, обеспечивающих эффективное регулирование жизнедеятельности государственных, муниципальных, общественных органов и объединений соответствующих субъектов Российской Федерации и проживающих на их территории граждан; 
2. приоритет законов в системе правовых актов предоставляет законодательным органам определенные преимущества перед другими властными структурами. Более того, можно утверждать, что в ходе реализации законодательной функции имеет место реальное руководящее воздействие на исполнительные органы. Особое значение при этом придается реализации законодательными органами права принятия программ социально - экономического развития субъектов Российской Федерации, региональных бюджетов, а также вопросам, связанным с утверждением или назначением руководителей исполнительных органов. Но в то же время законодательные органы испытывают на себе влияние исполнительных органов при внесении последними проектов правовых актов, касающихся социально - экономического развития и бюджетов, а также в иных случаях, когда они реализуют право на законодательную инициативу. Самостоятельность органов законодательной власти нельзя рассматривать как абсолютную. У законодательных и исполнительных органов субъектов РФ общие конституционные цели и задачи, как на региональном, так и на федеральном уровнях. Поэтому они не должны противопоставляться друг другу7
3. функциональная деятельность законодательных органов обусловлена общественной потребностью в установлении вполне определенных правил поведения для граждан и юридических лиц;

4. функциональная деятельность законодательных органов субъектов РФ ограничена их территорией. В отличие от исполнительных органов, они организационно не связаны с федеральным законодательным органом;

5. функциональная деятельности законодательных органов субъектов РФ в значительной мере зависит от работы их аппарата, особенно его правовых и аналитических подразделений. В них сосредоточены квалифицированные кадры, способные обеспечить осуществление парламентами законодательной функции;

6. функциональная деятельности законодательных органов субъектов Российской Федерации в известной мере может быть связано с установлением их публично - правовой ответственности перед избирателями. Определенные элементы этого правового института давно известны. К числу таковых относится роспуск парламента или иного законодательного органа8.

         Право законодательной инициативы в законодательном органе субъекта РФ принадлежит депутатам, высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа), представительным органам местного самоуправления. Конституцией (уставом) субъекта РФ право законодательной инициативы может быть предоставлено иным органам, общественным объединениям, а также гражданам, проживающим на территории данного субъекта РФ.

        Депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом. Депутатом может быть избран гражданин РФ, обладающий в соответствии с федеральным законом, конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ пассивным избирательным правом. Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании9.

        В течение срока своих полномочий депутат не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, судьей, занимать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности федеральной государственной службы, иные государственные должности субъекта РФ или государственные должности государственной службы субъекта РФ. В случае, если деятельность депутата осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

        Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов одного созыва устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ и не может превышать 5 лет. Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ является правомочным, если в состав указанного органа избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

        Полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта могут быть прекращены досрочно в случае роспуска указанного органа высшим должностным лицом или вступления в силу решения соответствующего суда.

       Законодательный орган принимает конституцию (устав) и поправки к ней законы субъекта РФ, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ, осуществляет иные полномочия10.

       Законом субъекта РФ утверждается бюджет и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом или руководителем высшего исполнительного органа государственной власти, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления, устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания, устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный орган субъекта РФ, а также выборов высшего должностного лица, утверждается схема управления субъектом РФ, определяется структура высшего исполнительного органа и др.

       Все основные вопросы организации и деятельности законодательных органов субъектов РФ регламентированы в уставах и законах. Наименования законодательных органов различны (Государственная Дума, Дума, Областная Дума, Собрание депутатов, городская Дума (г. Москва), Законодательное Собрание и др.).

       Все эти парламенты однопалатные и избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Обычный срок - 4 года.

       Порядок образования представительных органов в краях и областях, имеющих в своем составе национальные округа, отличается некоторыми особенностями. Так, в Думу Ханты-Мансийского автономного округа 17 депутатов избираются по территориальным избирательным округам, а 6 депутатов - по мажоритарной системе по единому национально-территориальному округу, которым является территория автономного округа (правом выдвижения кандидатов обладают общественные объединения малочисленных народов Севера).

          По вопросу о порядке образования этих органов в марте 1996 г. возник конституционный казус, вызванный Указом Президента РФ "О порядке переноса выборов в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации". Согласно этому Указу выборы законодательных органов, чей срок полномочий к этому времени закончился, были перенесены на два года, что послужило причиной острых дебатов в Федеральном Собрании и стало предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ, поскольку многие граждане заявили протест против продления полномочий законодательных органов, мотивируя это нарушением своих конституционных прав. Разрешая этот сложный вопрос, Государственная Дума (после вето Совета Федерации) в октябре 1996 г. приняла Федеральный закон, который устанавливает, в частности, что выборы в законодательный орган государственной власти субъекта РФ, чей срок полномочий, установленный при избрании, истек к моменту вступления в силу данного Закона, проводятся не позднее чем через 6 месяцев со дня вступления в силу этого Закона. Выборы в органы власти, срок полномочий которых не был установлен при его избрании, проводятся не позднее чем через 4 года со дня проведения предыдущих выборов в данный орган. В этих случаях дата проведения выборов определяется законодательным (представительным) органом субъекта РФ не позднее чем за 3 месяца до истечения этих 4 лет.

Большинство законодательных органов рассматриваемых субъектов РФ являются однопалатными. Однако есть и двухпалатные (Свердловская область), причем выборы в одну палату проводятся на основе пропорционального представительства, а в другую - на основе мажоритарной системы относительного большинства11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        2.Порядок формирования Законодательного собрания Оренбургской области.

       Законодательное собрание Оренбургской области -- законодательный (представительный) орган государственной власти Оренбургской области, является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Оренбургской области.

       Правом законотворчества на территории Оренбургской области обладает лишь Законодательное собрание. Губернатор, депутаты Законодательного собрания, его председатель, органы местного самоуправления, областной и арбитражный суды, областной прокурор, контрольно-счётная палата области, избирательная комиссия области, а также инициативные группы граждан имеют право законодательной инициативы.

      Является однопалатным. Действует на основании Устава Оренбургской области.

     Законодательная власть в Оренбургской области осуществляется:  
народом посредством референдума;  
Законодательным Собранием Оренбургской области (далее - Законодательное Собрание).

     Законодательное Собрание состоит из 47 депутатов (далее - установленное число депутатов), которые избираются в соответствии с законом области о выборах депутатов Законодательного Собрания12.  
     Срок полномочий депутатов Законодательного Собрания одного созыва - четыре года.  
     Законодательное Собрание проводит заседания не реже одного раза в два месяца.  
     Внеочередные заседания Законодательного Собрания созываются по предложению председателя Законодательного Собрания, а в его отсутствие - заместителя председателя Законодательного Собрания, главы администрации области, по письменному предложению не менее одной трети от числа избранных депутатов, по инициативе одного из комитетов или комиссий Законодательного Собрания.  
      Первое заседание Законодательного Собрания нового созыва созывается председателем Законодательного Собрания предыдущего созыва не позднее чем на тридцатый день после выборов.

     Депутаты Законодательного Собрания избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории Оренбургской области и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом.  
     Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий в соответствии с федеральным законом и законом области пассивным избирательным правом.  
     Выборы проводятся на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.  
    Депутат Законодательного Собрания обладает неприкосновенностью в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску или допросу без согласия Законодательного Собрания, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнут личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.  
     Статус депутата, порядок подготовки и проведения выборов, порядок отзыва депутата регулируются законами Оренбургской области.

     Законодательное Собрание:  
а) принимает Устав (Основной Закон) Оренбургской области и поправки к нему;  
б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Оренбургской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Оренбургской области в пределах полномочий Оренбургской области;  
в) осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Оренбургской области.

Законом области:  
а) утверждается областной бюджет и отчет об его исполнении, представлены главой администрации области;  
б) устанавливаются в соответствии с Уставом области основы организации и деятельности Законодательного Собрания;  
в) устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории Оренбургской области, в пределах полномочий Законодательного Собрания определяется порядок деятельности органов местного самоуправления;  
г) утверждаются программы социально-экономического развития Оренбургской области, представленные главой администрации области;  
д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению Оренбургской области, а также порядок их взимания, устанавливаются льготы по платежам в областной бюджет;  
е) устанавливается порядок образования и деятельности внебюджетных и валютного фондов области, утверждаются отчеты о расходовании средств этих фондов;  
ж) устанавливается порядок управления и распоряжения государственной собственностью Оренбургской области, в том числе долями (паями, акциями) Оренбургской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;  
з) утверждаются заключение и расторжение договоров Оренбургской области;  
и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума Оренбургской области;  
к) устанавливается порядок проведения выборов в Законодательное Собрание, а также выборов главы администрации области;  
л) устанавливается административно-территориальное устройство Оренбургской области и порядок его изменения;  
м) утверждается схема управления Оренбургской областью и определяется структура администрации области;  
н) устанавливается статус охраняемых памятников истории, природы и культуры природным и иным объектам, находящимся на территории области и имеющим историческую, экологическую, культурную и научную ценность; устанавливается в соответствии с федеральным законодательством порядок охраны и использования объектов природного и культурного наследия на территории Оренбургской области;  
о) устанавливается порядок предоставления ссуд (кредитов) и финансовых гарантий за счет средств областного бюджета;  
п) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области, законами области к ведению и полномочиям Оренбургской области.

Постановлением Законодательного Собрания:  
а) определяется порядок деятельности Законодательного Собрания;  
б) назначаются на должность и освобождаются от должности председатель Счетной палаты Оренбургской области и по представлении председателя Счетной палаты - заместитель председателя, аудиторы Счетной палаты Оренбургской области. Председатель и заместитель председателя Счетной палаты Оренбургской области назначаются сроком на пять лет;  
в) оформляется согласование кандидатур на должность судей Оренбургского областного суда, Арбитражного суда Оренбургской области, городских (районных) судов Оренбургской области, кандидатуры на должность прокурора Оренбургской области; назначаются на должность мировые судьи Оренбургской области и судьи Уставного суда Оренбургской области; утверждается общий список народных заседателей городских (районных) судов;  
г) оформляется предварительное согласование на назначение на должность первого заместителя главы администрации Оренбургской области;  
д) назначается дата выборов в Законодательное Собрание, а также дата выборов главы администрации области и органов местного самоуправления во вновь образуемых муниципальных образованиях;  
е) назначается референдум Оренбургской области в случаях, предусмотренных законом области;  
ж) оформляется решение о принятии или отклонении проекта закона, о принятии закона;  
з) оформляется решение о недоверии главе администрации Оренбургской области и первому заместителю главы администрации Оренбургской области;  
и) утверждается соглашение об изменении границ Оренбургской области;  
к) учреждаются средства массовой информации;  
л) оформляется законодательная инициатива перед Федеральным Собранием Российской Федерации;  
м) оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации, федеральными законами к ведению Законодательного Собрания.
 
 
 
 
 
 
 
 

      3. Законодательный процесс в Законодательном собрании Оренбургской  области.

      Законодательный процесс чаще всего определяется как «совокупность процедур и действий, результатом которых является принятие и вступление в силу закона государства».13

    Законодательный процесс можно представить как совокупность следующих стадий:

  1. осуществление права законодательной инициативы;
  2. подготовка законопроекта к рассмотрению законодательным органом;
  3. рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие закона;
  4. подписание закона уполномоченным на то субъектом и его обнародование14.

Правом законодательной инициативы в Законодательном собрании Оренбургской области обладают органы и должностные лица, определяемые уставом (Основным Законом) области.

Право законодательной инициативы осуществляется в форме внесения в законодательное Собрание:

  1. проектов законов Оренбургской области;
  2. проектов законов Оренбургской области о внесении изменений в законы Оренбургской области, а также о признании утратившими силу законов Оренбургской области;
  3. поправок к проектам законов Оренбургской области, принятым в первом чтении;
  4. проектов постановлений Законодательного Собрания;
  5. проектов постановлений Законодательного Собрания о внесении изменений в постановления, а также о признании утратившими силу постановлений.

     Проекты областных законов и предложения к ним, исходящие от иных органов или отдельных граждан, могут быть внесены в Законодательное Собрание через органы и должностных лиц, которым представлено такое право.

     Порядок принятия законопроекта к рассмотрению.

      Внесенный в порядке законодательной инициативы законопроект регистрируется в аппарате Законодательного собрания, после чего председатель Законодательного Собрания назначает соответствующий комитет Законодательного Собрания за подготовку законопроекта.

Председатель Законодательного Собрания не позднее 2 рабочих дней направляет проект закона в ответственный комитет для рассмотрения законопроекта в целях принятия решения, предусмотренного частью 4 51 настоящего Регламента, а также в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи, в комитет-соисполнитель.

        В случае несоблюдения условий внесения законопроекта к рассмотрению Законодательным Собранием сектор по организации деятельности ответственного комитета готовит соответствующее заключение, которое представляется председателю Законодательного Собрания не позднее 2 рабочих дней после поступления законопроекта в комитет. Заключение подписывает председатель или заместитель председателя ответственного комитета.

        Рассмотрение законопроекта в законодательном органе и принятие закона.

         Ответственный комитет направляет законопроект и материалы к нему на заключение в правовое управление аппарата Законодательного Собрания и в управление документационного обеспечения аппарата Законодательного Собрания на лингвистическую экспертизу.

Законодательная власть в субъектах РФ.