Законодательные органы государства

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Тобольский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права 
Тема Законодательные органы государства
Фамилия студента  
Имя студента Елена
Отчество  студента  
№ контракта  

 

     Содержание

 

     Введение…………………………………………………………………………….3

     1 Характеристика разделения властей.………………… ……………….………..6

     1.1 Периоды становления и развития принципа разделения властей ………….6

     1.2 Закон и законодательная власть …………………..………………………....11

     2 Органы законодательной власти……………………………………..………...15

     2.1 Федеральное собрание…………………………………………………….….15

     2.2 Государственная дума…...………………………………………………..…..16

     2.3 Совет Федерации……………………………………………………………...18

     Заключение………………………………………………………………………..21

     Глоссарий………………………………………………………………………….23

     Список  используемых источников………………………………………...…….26

     Приложения……………………………………………………………………….28

     Введение

     В современном мире разделение властей  – это характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама теория разделения властей – есть итог многовекового развития государственности, также поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющих общество от деспотизма.

     Необходимость разделения властей является прямым следствием разделения  и противостояния индивидуального и социального интереса, так или иначе связанных (например, объединенных проживанием на одной небольшой территории) групп населения и крупных социальных образований. Наличие двух фундаментов и равная опора на них, т.е. баланс и разделение общественных свобод (часто называемых общественными обязанностями) и свобод индивидуальных, баланс и разделение законов, баланс ветвей власти и их функций - вот это и есть основной принцип, согласно которому должно строиться здание общественной жизни. Только тогда, в таком случае это здание может устоять во времена потрясений, выдержать такой губительный для любой жесткой социальной конструкции напор технологических новшеств, изменений среды обитания, честолюбивых замыслов отдельных представителей политической и интеллектуальной элиты, конкуренции этнических и региональных групп.

     Принцип разделения властей был выработан  ещё мировой практикой развития демократических государств. Суть же его состоит в том, что демократический политический режим может быть установлен в государстве при условии разделения функций государственной власти между самостоятельными государственными органами.

     Принцип разделения властей - это есть рациональная организация государственной власти в демократическом государстве, при которой осуществляются гибкий взаимоконтроль и взаимодействие высших органов  государства как частей единой власти через систему сдержек и противовесов.

     Суть  этого принципа состоит в том, что единая государственная власть организационно и институционально подразделяется на три относительно самостоятельные ветви - законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и создаются высшие органы государства, которые взаимодействуют на началах сдержек и противовесов, осуществляя постоянный действующий контроль друг за другом.

     В данной работе будет рассмотрена законодательная ветвь власти в РФ.

     Так как, законодательные органы одновременно являются представительными органами, т.е. представляющими и выражающими интересы народа.

     Органы  законодательной власти наделяются определенными полномочиями по контролю, участию в назначении должностных лиц, но основная их функция состоит в принятии законов.

     Актуальность  данной работы заключается в том, что нельзя сказать о том, что гражданское общество достигло высшего этапа в своем развитии, а именно это способствует затруднению развития правового государства в нашей стране. Люди, еще не все полностью осознают, что для создания правового государства необходимо возникновение ряда определенных предпосылок, важнейшей из которых является гражданское общество, то есть соответствующая зрелость традиционного общества. В России же общество ещё не совсем созрело, чтобы обеспечить для себя условия, удовлетворяющие и реализующие свои разнообразные потребности и интересы. Наша психология опирается на то, что именно государство должно позаботиться о благосостоянии своего народа.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение и анализ деятельности законодательных органов РФ.

     Из  поставленной цели вытекают следующие  задачи:

     - рассмотрение периодов становления и развития процесса разделения властей;

     - анализ принципа разделения властей;

     - выявление органов законодательной власти.

     Методологической  основой данной работы являются общенаучные  методы исследования, частно-научные методы, метод анализа, сравнения и обобщения.

     Теоретической основой рассматриваемой работы послужили труды таких специалистов, в частности, как Бабаев В.К., Алексеев С.С., С.В. Решетников, Н.П. Денисюк, М.Ф. Чудаков, Малько А.В., Матузов Н.И., Хропанюк В.Н. и другие, а так же, научно-публицистическая литература, журналы, статьи.

     Основная  часть

     1 Характеристика разделения властей

     1.1 Периоды становления  и развития принципа разделения властей

     О теории разделения властей говорят и пишут довольно часто и много. Но среди массы публикаций - статей и прочего преобладают упрощённые не аналитического и не критического планов издания. Традиционно же проводится мысль о том, что наличие в государственном механизме России принципа разделения властей – это есть, безусловно, хорошо, а его отсутствие – наоборот, очень плохо.

     Теория  разделения властей была создана  несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704 гг.), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755 гг.) и в ее современной форме - Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем - авторами "Федералиста" (серии статей, выходивших под общим заголовком в ведущих газетах Нью-Йорка в период обсуждения американской Конституции 1787 г., в которых пропагандировалось единство США на федеративной основе)1.

     Основные  положения теории разделения властей  следующие:

     - разделение властей закрепляется конституцией;

     - согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;

     - все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;

       никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;

     - судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.

     Теория  разделения властей в государстве  призвана обосновать такое устройство государства, которое бы исключало возможность узурпации власти кем бы то ни было вообще, а ближайшим образом - любым органом государства. Первоначально она была направлена на обоснование ограничения власти короля, а затем стала использоваться как теоретическая и идеологическая база борьбы против всяких форм диктатуры, опасность которой - постоянная общественная реальность.

     Теоретические и практические истоки принципа разделения властей - в Древней Греции и Древнем  Риме. Анализ политических структур и форм правления Платоном, Аристотелем и другими античными мыслителями подготовил почву для обоснования этого принципа в эпоху Просвещения.

     В Древней Греции Солон, будучи архонтом, создал Совет 400 и оставил ареопаг, которые по своим полномочиям  уравновешивали друг друга. Эти два органа должны были, по словам Солона, уподобляться двум якорям, предохраняющим государственный корабль от всяких бурь. Позже, в IV в. до н. э., Аристотель в "Политике" указал на три элемента в государственном строе: законодательно-совещательный орган, магистратуры и судебные органы. Спустя два века видный греческий историк и политический деятель Полибий (210-123 гг. до н. э.) отметил преимущество такой формы правления, при которой эти составные элементы, противодействуя, сдерживают друг друга. Он писал о легендарном спартанском законодателе Ликурге, установившем форму правления, соединившую "все преимущества наилучших форм правления, дабы ни одна из них не развивалась без меры и не превращалась в родственную ей обратную форму, дабы все они сдерживались в проявлении свойств взаимным противодействием и ни одна не тянула бы в свою сторону, не перевешивала бы прочих, дабы таким образом государство неизменно пребывало бы в состоянии равномерного колебания и равновесия наподобие идущего против ветра корабля"2.

     Теоретическое развитие принцип разделения властей  получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о  государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка, который, стремясь предотвратить узурпацию  власти одним лицом или группой лиц, разрабатывает принципы взаимосвязи и взаимодействия ее отдельных частей. Приоритет остается за законодательной властью в механизме разделения властей. Она верховная в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие.

     Столетие  спустя после опубликования "Двух трактатов о государственном  правлении" Декларация прав человека и гражданина, принятая 26 августа 1789 г. Национальным Собранием Франции, провозгласит: "Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции".

     Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей (практически в современном ее понимании) французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье (полное имя - Шарль Луи де Секондат, барон Бреда и Монтескье) в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г. Это сочинение состоит из 31 книги и разделено на 6 частей. Под "духом" законов Монтескье понимал то рациональное, закономерное в них, что обусловлено разумной природой человека, природой вещей и т. д.

     Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью. "Если, - писал он, - власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически применять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законодателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получает возможность стать угнетателем. Все погибло бы, если бы в одном и том же лице или учреждении, составленном из сановников, из дворян или простых людей, были соединены эти три власти: власть создавать законы, власть приводить в исполнение постановления общегосударственного характера и власть судить преступления или тяжбы частных лиц"3.

     Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Он утверждал: "Необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга". Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

     Большой вклад в творческое развитие идеи сдержек и противовесов и воплощение ее на практике внес американский государственный  деятель (дважды бывший президентом  США) Джеймс Мэдисон (1751-1836 гг.). Он изобрел  такую систему сдержек и противовесов, благодаря которой каждая из трех властей (законодательная, исполнительная и судебная) является относительно равной. Этот механизм сдержек и противовесов Мэдисона до сих пор действует в США4.

     Сдержками и противовесами Мэдисон называл  частичное совпадение полномочий трех властей. Так, несмотря на то, что Конгресс - законодательный орган, президент может наложить вето на законы, и суды могут объявить акт Конгресса недействительным, если он противоречит Конституции. Судебная власть сдерживается президентским назначением и ратификацией Конгрессом этих назначений на должность в органы судебной власти. Конгресс сдерживает президента своим правом ратифицировать назначения в органы исполнительной власти, и он же сдерживает две другие власти своей властью ассигновать деньги.

     Принцип разделения властей воспринят теорией  и практикой всех демократических  государств. Как один из принципов  организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией "О государственном  суверенитете Российской Федерации" 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны".

     Разделение  властей в России заключается  в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются  Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).

     Однако  практическое воплощение принципа разделения властей в России идет с большим трудом. Как отмечается в научной и публицистической литературе, все готовы признать отдельное существование каждой из трех властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость. Это отчасти объясняется длительным периодом тоталитарного правления. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь само по себе конституционное разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидерство в этой триаде обрекает общество на политический хаос. Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности5.

     Как и у всякой идеи, у теории разделения властей всегда были как сторонники, так и противники. Не случайно Монтескье  пришлось в 1750 г. опубликовать блестящую  работу под названием "Защита "О  духе законов".

     Марксизм  в оценке классического учения о  разделении властей исходил лишь из идеологической подоплеки его  возникновения в эпоху первых буржуазных революций. Такой подоплекой можно считать компромисс классовых  сил, достигнутый на определенном этапе борьбы буржуазии за политическое господство. Исходя из этого, Маркс и Энгельс отождествили учение о разделении властей с выражением в политическом сознании спора между королевской властью, аристократией и буржуазией из-за господства. Советская доктрина абсолютизировала этот аспект и противопоставила теории разделения властей теорию полновластия Советов, полновластия народа и т. п. На самом же деле, это было лишь теоретическим прикрытием узурпации государственной власти, тоталитарной сути режима.

     Смысл классического учения о разделении властей (в том виде, в каком оно было разработано Монтескье и поддержано Кантом) не следует сводить ни к выражению компромисса классово-политических сил, ни к разделению труда в сфере государственной власти, выражающей народный суверенитет, ни к механизму "сдержек и противовесов", сложившемуся в развитых государственно-правовых системах. Разделение властей - это, прежде всего правовая форма демократии6. 

     1.2 Закон и законодательная  власть

     Законодательная власть - власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение правительства, утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти - парламент.

     В настоящее время законодательная  власть - это ветвь государственной  власти, которая занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов, регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет страны.

     Законодательная власть ответственна за то, насколько  она эффективно представляет общественные интересы и отражает их в законах страны. Закон обязателен для всех именно потому, что он является высшим актом парламента, представляющего интересы всех слоев и социальных групп населения страны.

     Важнейшими  субъектами законодательной власти в современных обществах являются парламенты. Парламент - это высший представительный и законодательный орган государства. Именно от работы парламентов, их эффективности и целенаправленной деятельности во многом зависит, какие в стране будут приниматься политические решения и законодательные акты, торжествовать идеи, ценности, идеалы, взгляды, принципы, нормы, убеждения, модели поведения. Законодательные органы создают объективные условия для реализации важнейших задач, стоящих перед человеческим сообществом, для формирования общественных ценностей и идеалов7.

     Законотворчество  есть законодательный процесс, посвященный  стадиям и действиям по подготовке, обсуждению и принятию законов. Закон  акт высшей юридической силы, призванный регулировать важнейшие общественные отношения, принимаемый законодательным и представительным органом в особом порядке и обладающий стабильностью.

     Закон нормативный акт, принимаемый представительным органом; регулирует наиболее важные общественные отношения и обладает высшей юридической  силой.

     Закону  принадлежит и ведущая роль в правовом обеспечении конечных экономических и социально-политических реформ. В Конституции РФ последовательно проведен принцип верховенства закона в системе источников права, что является одним из необходимых свойств правового государства. Закон не может противоречить Конституции (статья 15, часть 1), но все остальные нормативные акты, издаваемые в стране (указы Президента, постановления Правительства, акты министерств и ведомств) под страхом недействительности не должны противоречить закону. Также Конституция РФ устанавливает всеобщую обязанность соблюдения законов, которая распространяется как на граждан и их объединения, так и на органы государственной власти, органы местного самоуправления, на должностных лиц8.

     Согласно  новой Конституции, закон Российской Федерации:

     - федеральный конституционный закон  или федеральный закон,

     - это принятый Федеральным Собранием - представительным и законодательным органом Российской Федерации - акт, обязательный для всех, имеющий верховенство и прямое действие на всей территории Федерации (ст.ст. 4, 76, 94).

     Названные признаки понятия «закон» во многом сходны с признаками, которые закреплялись и прежней Конституцией. Однако некоторые  из них свойственны именно статусу  закона по новой Конституции Российской Федерации.

     Законодательным органом Российской Федерации является Федеральное Собрание: только оно  вправе принимать федеральные законы, действующие на территории всей России. Конституция РФ не наделяет какой-либо орган, включая главу государства  или Правительство, правом принимать акты, имеющие силу закона. В пределах собственного правового регулирования субъекта федерации законы занимает такое же положение, как и федеральный закон в федеральной правовой системе. В то же время закон субъекта федерации не может противоречить федеральному праву. Принцип верховенства федерального закона на всей территории государства, призванный обеспечить ее единое правовое пространство (без чего невозможно единое экономическое пространство), подчеркнут в части 2 статьи 4 Конституции РФ.

     Закон - это принятый в особом порядке  первичный нормативно-правовой акт  высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

     Признаками закона являются:

     1) Закон является разновидностью  нормативно-правовых актов, следовательно,  обладает всеми признаками нормативных  актов, равно как и правовых  актов, в целом.

     2) Первичный характер закона означает, что он исходит от представительного  правотворческого органа, следовательно, в той или иной мере выражает волю народа. Поэтому закон является первичным по отношению ко всем иным нормативным актам, равно как и ко всем прочим правовым актам; все прочие акты производны от закона, издаются на его основе. Первичный характер закона означает его "самодостаточность", ему не нужны иные основания для функционирования, наоборот, он сам является основанием для всех иных актов и всей юридической деятельности в государстве.

     3) Высшая юридическая сила - важнейший  признак закона. Высшая юридическая сила закона означает, что все иные правовые акты издаются, во-первых, на основе закона; во-вторых, во исполнение закона; в-третьих, не могут противоречить закону.

     4) Законы принимаются в особом  порядке, подробно регламентированном  конституцией и законодательными актами. Соблюдение процедуры принятия закона - необходимое условие их юридической силы, малейшее нарушение этой процедуры ведет к юридической ничтожности принятого акта. Порядок принятия закона отличается усложненностью, чем законотворчество отличается от иных видов правотворчества.

     5) Законы принимаются высшими представительными  (законодательными) органами государства,  только эти органы обладают  правом принимать законы. Этот  порядок должен подчеркнуть значимость  закона, его особую роль и место в системе правовых актов.

     6) Закон должен регулировать важнейшие  общественные отношения. Все изменчивое, преходящее, не имеющее конституирующего  значения должно отражаться не  в законе, а в подзаконных актах.  К важнейшим общественным отношениям относятся, прежде всего, взаимодействие граждан и органов государства, полномочия государственных органов, их классификация и т.д9.

     Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права.

     2 Органы законодательной власти

     2.1 Федеральное собрание

     Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

     Статус  Федерального собрания определен в  главе 5 Конституции РФ.

     Федеральное собрание является постоянно действующим органом (статья 99 Конституции РФ).

     Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы10.

     Состав  палат, как и принципы, их комплектования, различен. Государственная дума состоит  из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в РФ 83 субъекта, следовательно, 166 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной думы. Государственная дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами.

Законодательные органы государства