Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России

Федеральное государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации» 

Кафедра «Финансовый менеджмент»  
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему:

«Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России» 
 
 
 
 
 

Выполнила студентка группы №0613-ФМ

Завражнова  Е.В.

Научный руководитель

Доц. Цали С. А. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург  2009 год

Содержание: 
 

Введение…………………………………………………………………. 3 

1. Понятие и сущность иностранных инвестиций в международной практике……………………………………….. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5 

2. Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ

2.1 Основные положения  ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях»… 8 

2.2 Законодательные  основы регулирования деятельности иностранных инвесторов в РФ……………………………………….. . . . . . . . . . . .. . 13 

2.3 Новое в  законодательстве России в части  регулирования иностранных инвестиций………………………………………………. ………………18 

3. Анализ основных проблем законодательства в области регулирования иностранных инвестиций……………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23 

Заключение……………………………………………………… ……… 28

Список используемой литературы …………………………… . . . . . . . .29 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Развитие экономики невозможно представить без участия инвесторов в современных экономических условиях. Наряду с отечественными инвесторами участие в инвестиционном процессе принимают и зарубежные предприятия, банки, государства. Насколько необходимо их участие в управлении российской экономикой? Не возникнет ли ситуация финансовой и экономической зависимости российской экономики от зарубежного капитала? Эти вопросы в первую очередь волнуют экономические власти страны.

     Но  современная экономическая ситуация вносит свои коррективы – отток большого объема иностранного капитала в конце 2008 г. привел к ухудшению состояния экономики России. Этот факт доказал справедливость утверждения о необходимости привлечения иностранных инвесторов в российскую экономику.

     Но  привлечение иностранных инвесторов определяется, прежде всего, основами законодательства, регулирующими инвестиционный процесс. В отличие от развитых стран, где законодательство в области иностранного инвестирования формировалось не один десяток лет, в Российской Федерации это законодательство еще несовершенно, требует доработки и коррекции.

     Все это подтверждает актуальность темы исследования.

     Цель исследования – определить основы законодательства в части регулирования иностранных инвестиций в экономике Российской Федерации.

     Цель  исследования определяет следующие  задачи:

     1) определение сущности и видов иностранных инвестиций;

     2) изучение зарубежного опыта установления законодательства в части регулирования иностранных инвестиций;

     3) выявление правовых основ осуществления иностранных инвестиций в российской экономике;

     4) выявление основных проблем законодательства иностранного инвестирования и методов стимулирования иностранных инвестиций.

     Теоретической и методологической основой исследования являются нормативные акты; исследования зарубежных и отечественных  экономистов. В работе также использованы данные  научных изданий периодической печати, Интернет-ресурсы.

     В процессе исследовательской работы были использованы общие и частные  методы исследования, в том числе  анализ, синтез, системный анализ изучаемых процессов и результатов и другие.

     Структура работы – введение, три главы, заключение, список использованной литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 Понятие и сущность иностранных инвестиций в международной практике. 

     В эпоху глобализации мировой экономики  сложно представить государство, экономика  которого является замкнутой. Взаимовыгодное сотрудничество межу странами обусловило такие формы партнерства между ними как международная торговля, приобретение иностранных ценных бумаг, международное движение капитала, инвестиции в существующие или новые производственные объекты за границей и многие другие. Операции инвестирования сегодня играют значительную роль в развитии экономики.

     Регулирование инвестиций осуществляется как на уровне законодательства страны, так и на уровне международного законодательства.

     Главной регулирующей структурой мирового хозяйства  в целом и иностранного инвестирования в частности является так называемая «Группа 7» (G7) с обслуживающими ее структурами (МВФ, ГАТТ ВТО, ВП, ЕБРР и другие международные финансовые организации).

     Межстрановое  регулирование иностранных инвестиций (ИИ) осуществляется соглашениями и договорами, которые заключаются между двумя странами (например, Договор об избежание двойного налогообложения), группой стран (Соглашение по торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС ВТО) и отраслей экономики (Договор к энергетической хартии – ДЭХ; распространяется на ТЭК).

     Чаще  международные экономические организации  оперируют понятием «международные инвестиции», включающие деятельность крупнейших межстрановых участников – ТНК, многонациональных предприятий. Но нормы права по отношению к ИИ также применяются.

     Автор рассмотрит деятельность трех организаций  по регулированию ИИ – ОЭСР, Всемирного банка и МАГИ.

     21 июня 1976 г. в ОЭСР были подписаны  акты, включающие декларацию о  международных инвестициях и  многонациональных предприятиях, а  также три взаимосвязанных документа:

     - «Руководящие принципы для многонациональных  предприятий»;

     - «Национальный режим»,

     -  «Стимулы и препятствия для  международных инвестиций».

     Исследователи в области международного права  Карро Д., Жюйар П1. утверждают, что указанные три резолюции ОЭСР представляют собой взаимосвязанною совокупность актов так как процесс регулирования требует взвешенного применения всех их, вместе взятых. Первый документ («Руководящие принципы для многонациональных предприятий») определяет обязанности многонациональных предприятий по отношению к принимающему государству, или, другими словами, права принимающего государства в отношении многонациональных предприятии. Второй документ («Национальный режим») определяет права многонациональных предприятий в отношении принимающего государства, или же обязанности принимающего государства по отношению к многонациональным предприятиям. Третий документ («Стимулы и препятствия для международных инвестиций») предусматривает устранение препятствий и применение стимулов в целях содействия международным инвестициям.

     Всемирный банк разработал Руководящие принципы, посвященные доступу ИИ. Их смысл заключается в следующем:

     - Интересы каждого государства предписывают ему проведение политики поощрения инвестиций. Это выражается в упрощении доступа инвестиций на его территорию и, особенно в смягчении связанных с их осуществлением формальностей;

     - Тем не менее, каждое государство сохраняет за собой право регламентации доступа иностранных инвестиций на свою территорию

     - Рекомендуется делать выбор в пользу проведения политики открытых дверей, то есть политики свободного доступ а иностранных инвестиций, разумеется, при резервировании каждым государством за своими гражданами возможности осуществления некоторых видов экономической деятельности, запрещенных для иностранных инвесторов и инвестиций.

     Особую  роль в процессе международного инвестирования играет МАГИ – Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций. Оно было создано международной Конвенцией 12 апреля 1988 г. членами Всемирного банка. Это самостоятельная организация, пользующаяся финансовой независимостью с уставным капиталом 1 млрд. СДР.

     Операции  по предоставлению инвестиционных гарантий осуществляются по двум направлениям, согласно которым речь идет о страховании, не связанно с капиталом, или о страховании, связанном с капиталом, либо, иначе говоря, о том, что гарантированные суммарные кредиты не связаны с установлением потолка или ниже установленного потолка.

     Деятельность  МАГИ по предоставлению основана на международном  документе – Сеульской конвенции.

     Перечисленные документы регулируют деятельность ИИ на международном уровне, однако, каждое государство, в том числе и Россия, опираясь на международные документы, придерживается внутренних норм права, о которых речь пойдет в следующей главе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2 Характеристика нормативно-правовых актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ

2.1 Основные  положения ФЗ РФ «Об иностранных  инвестициях» 

     Понятие иностранных инвестиций представлено в нормативных актах, монографиях. Сам термин «инвестиции» определен  в Федеральном Законе РФ «Об инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений»  как  денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта», а инвестиционная деятельность представляет собой вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта2.

     В Федеральном Законе РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» понятие иностранной инвестиции трактуется как вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации3.

     По  международной практике все ИИ делятся  на прямые, портфельные и прочие. Согласно классификации ЮНКТАД (Комиссии ООН по торговле и развитию) к прямым иностранным инвестициям относятся те зарубежные вложения, которые предусматривают долговременные отношения между партнерами, предполагают постоянное вовлечение в них экономического агента из одной страны (иностранный инвестор или материнская фирма) с его контролем за хозяйственной организацией, расположенной в стране, не являющейся местом пребывания инвестора.

     Портфельные инвестиции – вложения капитала в  акции заграничных предприятий (без приобретения пакета акций), облигации и другие ценные бумаги иностранных государств, международных валютно-кредитных учреждений, а также еврооблигации.

     Прочие  инвестиции – торговые кредиты, а  также кредиты международных  финансовых организаций, правительств иностранных государств под гарантию правительства страны-реципиента, банковские вклады, финансовый лизинг и пр. Прочие инвестиции занимают основную долю – примерно 57% общего объема инвестиций4.

     Основой регулирования деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации является ФЗ РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» № 160 – ФЗ от 09.07.1999.

     В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации» иностранными инвесторами в России могут быть:

     - иностранные юридические лица, включая,  в частности, любые компании, фирмы,  предприятия, организации или  ассоциации, созданные и правомочные  осуществлять инвестиции в соответствии  с законодательством страны своего  местонахождения;

     - иностранные граждане, лица без гражданства, советские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;

     - иностранные государства;

     - международные организации.

     Иностранным инвесторам ст. 3 Закона предоставлено  право осуществлять инвестирование на территории России путем:

     - долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими  лицами и гражданами РФ;

     - создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных юридических лиц;

     - приобретения предприятий, имущественных  комплексов, зданий, сооружений, долей  участия в предприятиях, паев, акций,  облигаций и других ценных бумаг, а также иного имущества;

     - приобретения прав пользования  землей и иными природными  ресурсами;

     - приобретения иных имущественных  прав;

     - иной деятельности по осуществлению  инвестиций, не запрещенной на  территории РФ законодательством.

     Валюта  Российской Федерации используется иностранными инвесторами для осуществления инвестиций в порядке и на условиях, определяемых действующим на территории РФ законодательством.

     Важный  вопрос в законодательстве – гарантии защиты иностранных инвестиций.

     Согласно  Закону, иностранные инвестиции на территории РФ пользуются полной и безусловной правовой защитой. Российское государство гарантирует иностранных инвесторов от принудительных изъятий их имущества.

     Также иностранные инвестиции в России не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции или конфискации, кроме как в исключительных, предусмотренных законодательными актами случаях, когда эти меры принимаются в общественных интересах. В случаях национализации или реквизиции иностранному инвестору выплачивается быстрая, адекватная и эффективная компенсация (она должна соответствовать реальной стоимости национализируемых или реквизируемых инвестиций; должна выплачиваться в той валюте, в которой первоначально были осуществлены инвестиции, или в любой другой иностранной валюте, приемлемой для инвестора).

     Решение о национализации принимается верховной  законодательной властью РФ. Решения  о реквизиции и конфискации принимаются  в порядке, установленном действующим  на территории РФ законодательством.

     Иностранные инвесторы имеют право на возмещение убытков, включая упущенную выгоду, причиненных им в результате выполнения противоречащих действующему на территории РФ законодательству указаний государственных органов РФ либо их должностных лиц, а также вследствие ненадлежащего осуществления такими органами или их должностными лицами предусмотренных законодательством обязанностей по отношению к иностранному инвестору или предприятию с иностранными инвестициями.

     Инвестиционные  споры разрешаются в Верховном  Суде РФ или Высшем Арбитражном Суде РФ, если иной порядок не предусмотрен международным договором, действующим на территории РФ.

     Государство предоставляет иностранным инвесторам гарантии перевода платежей с иностранными инвестициями. Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов  и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте, и в частности:

     - доходов от инвестиций, полученных в том числе и в виде прибыли, доли прибыли, дивидендов, процентов, лицензионных и комиссионных вознаграждений, платежей за техническую помощь и техническое обслуживание и других вознаграждений;

     - сумм, выплачиваемых на основании  прав денежных требований и  требований по исполнению договорных обязательств, имеющих экономическую ценность;

     - сумм, полученных инвесторами в  связи с частичной или полной  ликвидацией или продажей инвестиций;

     - компенсации, предусмотренные в  ст. 8 Закона.

     Для хранения денежных средств иностранные  инвесторы могут иметь текущие и расчетные счета в банках на территории РФ без права перевода сумм с указанных счетов за границу.

     Важное  значение имеет порядок создания предприятий с иностранными инвестициями. Такое предприятие может быть создано либо путем его учреждения, либо в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (пая, акций) в ранее учрежденном предприятии без иностранных инвестиций или приобретения такого предприятия полностью.

     При создании предприятий с иностранными инвестициями, связанных с проведением крупномасштабного строительства или реконструкцией, предварительно проводится соответствующая  экспертиза. В необходимых случаях создание предприятий с иностранными инвестициями требует получения соответствующего заключения санитарно-эпидемиологических служб и проведения экологической экспертизы. Все виды экспертиз и выдача разрешений осуществляются в общем порядке в соответствии с действующим законодательством.

     В Законе также установлены сроки  регистрации предприятия с иностранным  участием. Министерство финансов или иной уполномоченный орган обязан в течение 21 дня с момента подачи заявления зарегистрировать предприятие с иностранными инвестициями или сообщить заявителю о причинах отказа.

     Отказ в государственной регистрации  предприятия с иностранными инвестициями возможен только в случае нарушения действующего законодательства о порядке образования такого предприятия.

     Для ведения страховой деятельности и посреднической деятельности, связанной  с движением ценных бумаг, предприятие  с иностранными инвестициями должно получить лицензию Министерства финансов РФ. Для ведения банковской деятельности требуется лицензия Центрального Банка России. 

     2.2 Законодательные основы регулирования  деятельности иностранных инвесторов  в РФ

     Внутрироссийская  правовая база осуществления иностранных инвестиций – это ряд законов, указов Президента и конкретных ведомственных инструкций.

     Отдельно  можно выделить ряд нормативных  актов, регулирующих иностранное инвестирование косвенно. К ним, прежде всего, относятся  Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс (в трех частях), Налоговый Кодекс.

     К нормативным актам прямого регулирования  иностранного инвестирования относятся:

  1. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 09.07.1999 г. (с редакциями)
  2. Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (с редакциями)
  3. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальный вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (с редакциями №122-ФЗ)
  4. Закон РФ «О соглашениях о разделе продукции» № 225-ФЗ от 30.12.1995 г. (в редакциями)
  5. Закон РФ «О концессионных соглашениях» № 115 – ФЗ от 21.07.2005

     В целом, правовое регулирование ИИ в РФ основано на действии закона «Об иностранных инвестициях» - он наиболее полно регулирует разнообразные аспекты деятельности ИИ.

     Рассмотрим  другие нормативно-правовые документы, которые регулируют ИИ в той или  иной степени, косвенно.

     Гражданский Кодекс (часть третья) регулирует отношения  инвестирования с участием иностранных  инвесторов в общем порядке, в главе 6 «Международное частное право». Так, в статье 1186 утверждается общее правило определения правовой базы регулирования отношений, связанных с участием иностранных лиц: право, подлежащее применению к гражданско-правовым отношениям с участием иностранных граждан или иностранных юридических лиц либо гражданско-правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом, в том числе в случаях, когда объект гражданских прав находится за границей, определяется на основании международных договоров Российской Федерации, настоящего Кодекса, других законов и обычаев, признаваемых в Российской Федерации5.

     Важное  значение имеет пункт ГК РФ о правовых основах регулирования деятельности юридического лица с иностранным  участием: к договору о создании юридического лица с иностранным участием применяется право страны, в которой согласно договору подлежит учреждению юридическое лицо6.

     В целом в области отношений  между отечественными и иностранными субъектами ГК РФ регулирует отношения, связанные с определением правового положения лиц, с имущественными и личными неимущественными отношениями.

     Налоговый Кодекс регулирует деятельность иностранных  инвесторов в части уплаты налогов  и некоторые формы функционирования иностранных компаний в России.

     Так, исследователи Е. Н. Пономарева и Е. В. Голубцова7, согласно действующему законодательству, определяют три основных формы организации коммерческой деятельности ИИ: создание отдельного юридического лица с полным или частичным участием иностранного капитала (дочерней компании), действие через постоянное представительство (филиал), ограниченное присутствие без образования постоянного представительства.

     Налоговый Кодекс определяет понятие постоянного  представительства (филиала). Под постоянным представительством иностранного юридического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 306 НК РФ для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:

     - с пользованием недрами и (или)  использованием других природных  ресурсов;

     - с проведением предусмотренных  контрактами работ по строительству,  установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;

     - с продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащей этой организации или арендуемых ею складов;

     - с осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением подготовительной и вспомогательной деятельности, традиционно не образующей постоянное представительство8.

     В основном в НК РФ содержатся некоторые  налоговые нормы для иностранных  инвесторов, но они могу корректироваться с учетом межстрановых соглашений.

     В 2005 году вступил в силу Федеральный  закон от 21 июля 2005 г. №115 – ФЗ «О концессионных соглашениях». Этот закон  закрепляет гарантии равноправия концессионеров, и, в частности, указано, что концессионерам, в том числе концессионерам – иностранным юридическим лицам, гарантируются равные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации, правовой режим деятельности, исключающий применение мер дискриминационного характера и иных мер, препятствующих концессионерам свободно распоряжаться инвестициями и полученными в результате осуществления предусмотренной концессионным соглашением деятельности продукцией и доходами.

Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России