Законодательные основы бухгалтерского учета

                       Министерство образования  и   науки РФ    

                        Федеральное агентство по образованию       

ГОУ ВПО  Уральский Государственный Экономический  Университет 
     
 
 
 
 

                                        КУРСОВАЯ РАБОТА

       
                           по предмету: Теория бухгалтерского учета

       
                    Тема: Законодательные основы бухгалтерского  учета

                   

                                  

                                                         

                          Исполнитель: группа 1БУАЗ-08-1  Приходько  А.А.                                                       

                                                 Проверил: профессор, ДЭН Селиванова  Г.П. 
 
 
 

                               

                                                       Нижний Тагил

                                                                2009

Содержание 

Введение                                                                                                                   3

1.Законодательная  основа бухгалтерского учета                                                 5

1.1 История становления  бухгалтерского учета в России                                   5

1.2 Законодательная  база бухгалтерского учета                                                   7

1.3 Федеральный  закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском  учете»   10

1.4 Положения  по бухгалтерскому учету                                                              13

1.5 Основные нормативные  предписания, предусмотренные ПБУ  1/2008

 «Учетная политика организации»                                                                         16

1.5.1 Нормативно-правовой  статус учетной политики и  ее задачи                     16

1.5.2. Возможность  изменения учетной политики                                                19

1.6 Основные нормативные  предписания, предусмотренные ПБУ  4/99          «Бухгалтерская  отчетность организации»                                                             2

2. Применение  законодательной основы на практике                                          27

2.1 Учет расчетов  с контрагентами                                                                         27

2.2 Отражение  движения активов в бухгалтерском  учете и отчетности             29

Заключение                                                                                                                 35

Список используемой литературы                                                                           39

Приложение А  ф №1 бухгалтерский баланс

Приложение Б  ф №5 приложение к бухгалтерскому балансу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Бухгалтерский учет, представляя  собой упорядоченную систему  сбора, регистрации и обобщения  информации в денежном выражении  об имуществе, обязательствах  организации и их движении  путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций, выступает важнейшей функцией управления всех хозяйствующих субъектов, функционирующих в промышленности. В этой связи организация бухгалтерского учета  основывается на использовании общих научно-обоснованных принципов управления - системного подхода, программно-целевого метода, экономико-математического моделирования и других.

       В законодательном порядке закреплены  и задачи бухгалтерского учета,  которые выражаются в: формировании полной и достоверной информации о деятельности организации ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности; обеспечении информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращении отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявлении внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

      Поставленные перед бухгалтерским  учетом задачи по обеспечению  информацией внутренних и внешних  пользователей о показателях  деятельности организации в целях достоверной оценки ее финансового и имущественного положения свидетельствуют о повышении роли бухгалтерского учета как уникального источника для принятия обоснованных управленческих решений. В свою очередь возникновение новых экономических и правовых отношений между хозяйствующими субъектами различных организационно-правовых форм собственности, происходящие интеграционные процессы во всех сферах их деятельности с зарубежными партнерами предполагают формацию бухгалтерского учета, ориентированного на использование общепринятых в мировой практике принципов и правил ведения бухгалтерского учета.

В процессе перехода к рыночной экономике общество переживает системные преобразования во всех сферах своей жизнедеятельности - политической, правовой, экономической, социальной и т.д. Характер рыночных реформ требует переосмысления многих казавшихся ранее незыблемыми воззрений. К числу проблем экономического характера следует отнести вопросы развития и поддержки малого и среднего бизнеса, который может и должен стать важным фактором подъема российской экономики.

      Принятые в последние годы  законодательные и нормативные  документы  и практическая  их реализация требуют серьезного  осмысления уже сделанного. Поэтому  важным является определение  роли и значения законодательной основы бухгалтерского учета в современной экономике, определение динамики ее развития. При этом важен анализ ее преимуществ и недостатков.

        Бухгалтерский учет часто называют  «языком» бизнеса и предпринимательства.  Поэтому в основе организации и ведения бухгалтерского учета должны лежать общие правила, принимаемые и исполняемые всеми участниками хозяйственной деятельности. Эти правила регламентируются законодательными и нормативными актами на уровне государства. В нормативных документах определяется порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета для всех предприятий и организаций, являющихся юридическими лицами.

      Целью курсовой работы является  рассмотрение законодательных основ  бухгалтерского учета, особенностей нормативных положений в области бухгалтерского учета и налогообложения.

      Исходя из заявленных целей,  следует выполнить следующие  задачи:

     1.Рассмотреть законодательную основу  бухгалтерского учета

     2.Проанализировать данную основу

     3.Определить основные цели и  задачи законодательной основы  бухгалтерского учета

      В процессе исследования используется  информация, отраженная в научных  изданиях по бухгалтерскому учету,  нормативная и справочная литература.

      Актуальность рассматриваемой темы заключается в особом месте, занимаемой законодательной основой бухгалтерского учета в области контроля за хозяйственно-финансовой деятельностью организации, где особую роль принадлежит законодательным основам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Законодательная основа бухгалтерского учета

1.1 История  развития бухгалтерского учета  в России

          Основы науки о бухгалтерском  учете заложил выдающийся итальянский  математик Лука Пачоли (Luka Pacioli, 1445 - 1515гг.) в первой печатной книге  по бухгалтерскому учету. На протяжении 500 лет его идеи оказывали, и все еще оказывают влияние на развитие нашей науки - бухгалтерского учета. Лука Пачоли написал книгу, которая называлась «Сумма арифметики, геометрии, учения о пропорциях и отношениях». В ней было 300 листов, и она содержала 12 трактатов. Одиннадцатый трактат « О счетах и записях» состоял из 36 глав и был посвящен вопросам применения математики в коммерческом деле. В нем Лука Пачоли трактует бухгалтерский учет как прикладную математическую дисциплину. Предшественником Луки Пачоли был Бенедетто Котрульи, который в 1458 году написал книгу «О торговле и совершенном купце». Книга была посвящена организации и технике торговли, но бухгалтерский учет рассматривался здесь как один из инструментов управления единичным хозяйством, поэтому ему отводилась специальная глава. Развил дело Луки Пачоли - Доминико Манчини. Существовали учебники торгового дела и бухгалтерии и других авторов (Г. Грамматеус (Шрайбер), Я. Импин, В. Менгр, А. Ди Пиетро).

         В России бухгалтерский учет развивался постепенно. Институциональная система России, включая неформальную культурную и духовную сферу, продолжает политические, правовые и культурные традиции, которые начали формироваться в период возникновения Русского государства. Считается, что Русское государство сформировалось в 862 г. Предположительно, полтора века на его территории применялись самые примитивные учетные приемы, связанные со сбором дани и регистрацией торговых оборотов. Государственное хозяйство рассматривалось как частная собственность его владельца - князя. Размеры дани не регламентировались. Эта черта хозяйственного быта оказала огромное влияние на русский учет, сформировав один из принципов бухгалтерского учета, просуществовавший на протяжении всей нашей истории - государство является собственником всего имущества, находящегося в стране.

 Важнейший  толчок развитию учетной мысли  дало принятие Русью христианства. В это время родились многие  идеи русской бухгалтерии, сформировался  ее дух, закрепился такой принцип  русской бухгалтерии, как принцип ответственности.

          Учет в любое время был готов  к заимствованиям, но русская  традиция всегда деформировала  перенимаемые идеи, своеобразно  национализируя их. Опыт показал,  что невозможно механически перенести  систему учета из одной страны в другую. Причина - в различиях технологий, социально-экономических инфраструктур и особенно исторических традиций. Кроме того, у каждого народа свой склад мышления и свои особенности, связанные с менталитетом народа. Развитию учета в допетровской Руси мешали догматизм мышления, низкий уровень правосознания, грамотности и скудость математических знаний.

         В первой половине XIX века была  сформирована русская школа бухгалтерского  учета и определена цель бухгалтерии  - показать причины изменений в составе имущества. Предметом учета были вещи, способные к умножению или уменьшению, методом учета - формы счетоводства. В этот период внесен большой вклад в создание русской бухгалтерской терминологии. Форма счетоводства получила название "русской". Значение идей, заложенных в русской бухгалтерии, было не в том, что она являлась новой формой двойной бухгалтерии, а в том, что она выдвигала перед учетом новые цели, которые не могли быть решены старыми традиционными бухгалтерскими методами.

В начале XX века проявилось серьезное отношение к бухгалтерской отчетности в связи с распространением акционерных обществ. В этот период интерес практиков, теоретиков и законодателей проявлялся в первую очередь к балансу и к отчету о прибылях и убытках. Принцип консерватизма, "осторожной оценки активов" был одним из основополагающих принципов учетной практики тех лет. В связи с этим тысячи предприятий различных форм собственности наряду с акционерными обществами столкнулись с необходимостью публикации своей отчетности, причем требовалась жесткая регламентация правил составления отчетности в виде специального закона. Основным подходом при составлении отчетности был выбран подход, сочетающий в себе элементы унификации определенной свободы действий при составлении баланса. Названный подход получил в дальнейшем распространение и заложен в большинстве национальных и международных стандартов.

          Усиление влияния исконно русских  принципов бухгалтерского учета,  связанное с возрождением традиционных  русских начал в различных сферах жизни общества, ярко проявилось в 90-х годах XX века. Серьезное реформирование бухгалтерского учета началось с ноября 1991 г., когда был утвержден новый План счетов бухгалтерского учета. Однако его утверждение не привело к коренной ломке учета. В новом Плане счетов сохранились кодировка и группировка старого плана счетов. Ряд счетов ликвидирован, и введены новые счета, связанные с объектами учета, присущими рыночной экономике. Порядок учета финансовых результатов не изменился, но с принятием этого документа закрепился метод начисления в учете доходов.

1.2 Законодательная  база бухгалтерского учета

           Становление рыночной экономики  требовало принятия на государственном  уровне закона, регулирующего осуществление  бухгалтерского учета. Законом Российской Федерации "О бухгалтерском учете" (далее - Закон), принятым в 1996 г., были установлены единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности для предприятий и организаций независимо от форм их собственности, определяющие порядок организации и ведения бухгалтерского учета, а также взаимоотношения по этим вопросам с потребителями бухгалтерской информации. Введение Закона явилось прогрессивным шагом для дальнейшего развития бухгалтерского учета. Однако из-за отсутствия достаточно полного представления о российской модели рыночной экономики, стройной концепции бухгалтерского учета рыночного типа не было научно-методической проработки многих вопросов учета.

           Ведение бухгалтерского учета  осуществляется в соответствии  с нормативными документами, имеющими разный статус. Одни из них обязательны к применению (Закон "О бухгалтерском учете", положения по бухгалтерскому учету), другие носят рекомендательный характер (План счетов, методические указания, комментарии).

           В зависимости от назначения и статуса нормативные документы целесообразно представить в виде следующей системы:

                                                                                                                               Таблица 1

      Уровень       Документы Органы, принимающие  документы
1 уровень  – законодательный Кодексы, Федеральные  законы, постановления, указы Федеральное собрание, Правительство РФ, Президент РФ
2 уровень  – нормативный Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету Министерство  финансов РФ, Центральный банк РФ
3 уровень  – методический Нормативные акты (иные, чем положения), методические указания Министерство  финансов РФ, федеральные органы исполнительной власти консультационные фирмы
4 уровень  – учетная политика организации Организационно распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) Организации, консультационные фирмы
 

       Первый уровень нормативного  регулирования бухгалтерского учета,  включающий законы РФ, указы Президента  РФ, постановления Правительства  РФ, устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета.

        Законы представляют нормативные  акты, принимаемые представительным  органом государственной власти  Российской Федерации или ее  субъектов.

        Указы Президента РФ являются подзаконными нормативными актами, принимаемыми на основании и во исполнение законов Российской Федерации и не противоречащие им.

         Постановления Правительства РФ - нормативные акты, принимаемые  на основании и во исполнение  федеральных законов, указов Президента РФ.

         Основой правового регулирования  бухгалтерского учета в стране  является Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 г. Она имеет высшую  юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории  Российской Федерации. Конституция РФ закрепляет основы общественного строя, права, свободы, обязанности граждан, национально-государственное устройство, порядок создания и компетенцию органов государственной власти и управления, порядок принятия нормативных актов. Законодательство и правовые акты не должны противоречить основному закону.

         В соответствии с Конституцией  РФ официальный бухгалтерский  учет, являющийся инструментом финансового  регулирования и единой финансовой  политики, находится в ведении  государства. Он обеспечивает единство экономического пространства Российской Федерации, гарантируемое основным законом, конституционное право на единый рынок, реализацию принципов правового равенства юридических и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на договорных отношениях, конкуренции, коммерческом риске.

        Вторым по значимости документом, определяющим предпринимательские  отношения в стране и оказывающим  прямое воздействие на систему  бухгалтерского учета и отчетности, является Гражданский кодекс РФ, который регулирует гражданские и предпринимательские отношения в стране, упорядочивая большую часть отношений в обществе.

         Гражданский кодекс РФ определяет  правовое положение участников  гражданского оборота, основания  возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

          Участниками отношений, регулируемых  Гражданским кодексом РФ, являются  граждане и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность или участвующие в ней. Под предпринимательской деятельностью согласно гражданскому законодательству понимается самостоятельная на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

          Гражданский кодекс РФ основывается  на признании равенства участников  регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

             Гражданские права и обязанности, регулируемые нормами Гражданского кодекса РФ, последствия которых отражаются в системе бухгалтерского учета и отчетности, возникают:

      - из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также  из договоров и сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

      - из актов государственных органов  и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом  в качестве основания возникновения  гражданских прав и обязанностей;

      - из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

      - в результате приобретения имущества  по основаниям, допускаемым законом;

      - в результате создания произведений  науки, литературы, искусства, изобретений  и иных результатов интеллектуальной  деятельности;

      - вследствие причинения вреда другому лицу;

      - вследствие неосновательного обогащения;

      - вследствие действий граждан  и юридических лиц и др.

          Налоговый кодекс РФ регулирует  властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов  и сборов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

          Данный Кодекс основывается на  признании всеобщности и равенстве налогообложения, а при установлении налогов учитываются экономические основания налогов, целостность единого экономического пространства, недопущение ограничения свободного перемещения в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых ресурсов, иные ограничения, не предусмотренные законодательством, фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

          В Налоговом кодексе РФ установлена  система налогов и сборов, общие  принципы налогообложения и сборов в стране, в том числе:

      - виды налогов и сборов, взимаемые  в Российской Федерации;

      - основания возникновения (изменения,  прекращения) и порядок исполнения  обязанностей по уплате налогов  и сборов;

      - принципы установления, введения  в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

      - права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других  участников отношений, регулируемые  законодательством о налогах  и сборах;

      - формы и методы налогового  контроля;

      - ответственность за совершение  налоговых правонарушений;

      - порядок обжалования актов налоговых  органов и действий (бездействия)  их должностных лиц.

          Система налогообложения оказывает  существенное влияние на методику бухгалтерского учета, поскольку суммы рассчитанных налогов и сборов за отчетный налоговый период отражаются в первичных учетных документах, регистрах аналитического и синтетического учетов, бухгалтерской отчетности.

          Трудовой кодекс РФ определяет основные начала законодательства в сфере трудовых отношений, реализуемые посредством его целей. Трудовые отношения основаны на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

          Цели трудового законодательства  состоят в установлении государственных  гарантий трудовых прав и свобод  граждан, создании необходимых  правовых условий для достижения  оптимального согласования интересов  сторон трудовых отношений, интересов  государства, а также правовом регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений по:

      - организации труда и управлению  трудом;

      - трудоустройству у работодателя;

      - профессиональной подготовке, переподготовке  и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя;

      - социальному партнерству, ведению  коллективных переговоров, заключению  коллективных договоров и соглашений;

      - участию работников и профессиональных  союзов в установлении условий  труда и применении трудового законодательства в предусмотренных законом случаях;

      - материальной ответственности работодателей  и работников в сфере труда;

      - надзору и контролю за соблюдением  трудового законодательства;

      - разрешению трудовых споров.

           Реализация целей в процессе трудовых отношений в конкретной организации определяет формы и системы оплаты труда, документальное оформление движения личного состава работников организации и учет отработанного времени, порядок расчета сумм оплаты труда, принципы, задачи, методики и способы учета сумм оплаты труда и других выплат компенсирующего и стимулирующего характера.

1.3 Федеральный  закон №129-ФЗ от 21.11.1996г. «О бухгалтерском  учете»

Основным  нормативным актом, регулирующим организацию  бухгалтерского учета и составления  отчетности во всех организациях, находящихся на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Основными целями законодательства о бухгалтерском  учете являются:

      - обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации;

      - составление и представление  сопоставимой и достоверной информации  об имущественном положении организаций  и их доходах и расходах, необходимой  пользователям бухгалтерской отчетности.

Законодательные основы бухгалтерского учета