Законодательные органы государства. 2
Оглавление.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1.1.Понятие
и признаки……………..………………………………………
1.2. Классификация
органов государства………….………..…………………..
2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ………..…………………………….…….10
2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10
2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………… …………………………...18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ...……………………………………………
ГЛОССАРИЙ………………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы – «Законодательные органы государства».
Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.
Таким образом, теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.
Актуальность темы. Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, т.к. они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, т.к. без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве.
В Конституции Российской Федерации отмечено: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом правовое государство в России официально начало формироваться с 1993 г., и важная роль в этом процессе отводится в том числе и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно поэтому настоящая тема курсовой работы важна и актуальна и требует пристального рассмотрения.
Отметим, что тема органов государственной власти достаточно разработана в теоретическом плане. Первоначально теорию разделения властей в своих трудах описывали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период труды о делении государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др.
В советский период эта тема рассматривалась не как теория разделения властей, а как разделение функций между государственными органами.
Исходя из вышесказанного определим цель работы – изучение и сравнительный анализ деятельности законодательных органов государственной власти.
Цель предусматривает решение ряда задач.
- Определение понятия орган государства, выделение признаков и видов;
- Детальное рассмотрение: сущности, юридического поля, функций законодательных органов государственной власти.
Курсовая
работа состоит из двух глав, в каждой
из которых решаются поставленные вопросы,
в заключении подводится общий итог
проделанной работы, в котором резюмируются
основные положения изученного материала
по избранной теме работы, в приложении
приводятся схемы илюстрирующие специфику
деятельности органов государственной
власти РФ.
1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА
1.1. Понятие и признаки
Механизм
государства, как уже было сказано
выше, состоит из различных частей,
имеющих специфическое
Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1
Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.
Понятие «государственный орган» можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.
Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.
Каждый орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.
Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.
Свою
компетенцию государственные
путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);
путем принятия предписаний индивидуального характера (акты применения);
путем осуществления организационной деятельности.
Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.
Государственные органы, как и все структурные элементы государства, обладают рядом признаков:
- Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;
- Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;
- Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;
- Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов. Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;
- Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).
- Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.
- Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;
- Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;
- Органы
государства тесно взаимодействуют между
собой и устанавливают правовые связи
личного состава. Они образуют единый
социальный организм, главной задачей
которого является обеспечение нормального
функционирования общества, защита законных
прав и интересов личности, охрана внешней
безопасности и территориальной целостности
государства.
1.2.
Классификация органов государства.
Классификацию
органов государства можно
По способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.
По объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.
По широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).
По порядку принятия решения (по порядку осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.
Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые.
Помимо
всех вышеперечисленных
В
структуре государственных
На
механизм государства и классификацию
его высших органов непосредственное
влияние оказывает принцип
разделения властей, в соответствии
с которым создаются законодательные,
исполнительные и судебные органы.
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГАНЫ
2.1. Понятие,
сущность, функции, цели.
Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3
Как видно из определения, законодательные органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.
Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной власти.
Общегосударственный представительный орган может иметь различные названия, (в России — Федеральное Собрание, в Испании — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. раг1ег — «говорить»).
Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.
Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).
Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.
Руководит парламентом
Двухпалатная структура парламента позволяет предотвратить принятие поспешных решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.
Палаты парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.
При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные, временные и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.
Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.
Основной целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.
В области внешней политики парламент ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.
Существует и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а так же осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.
Контроль над исполнительной властью парламент осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).
В
зависимости от формы государственного
правления парламент в
В
парламентарных республиках главы
правительства и члены кабинета
министров назначаются
В государствах с классическим президентским правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.
Парламентский контроль предназначен для того, чтобы законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.
Законодательными
органами помимо парламента являются
и местные органы власти и самоуправления.
Они, как правило, имеют представительный
характер и действуют в пределах
соответствующих административно-
Однако в некоторых странах органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому центральной властью (президентом).
Особенностью
законодательной ветви власти является
то, что среди составляющих ее органов
отсутствуют властная иерархия и система
административного подчинения. Каждый
представительный орган власти осуществляет
свою деятельность от имени своих избирателей
и в пределах собственной компетенции,
установленной конституцией, законом
или иным нормативно-правовым актом. Эта
органическая связь конкретного парламента
со своими избирателями не позволяет ему
вмешиваться в компетенцию иного представительного
органа публичной власти.4
2.2. Законодательная власть Российской Федерации
Представительным и законодательным органом власти РФ является Федеральное Собрание – парламент РФ.
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.
Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Совет Федерации и Государственная Дума заседают, как правило, раздельно.
Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств
СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ
В
Совет Федерации входят по два
представителя от каждого субъекта
Российской Федерации: по одному от представительного
и исполнительного органов
К ведению Совета Федерации относятся:
- утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
- утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
- решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
- назначение выборов Президента Российской Федерации;
- отрешение Президента Российской Федерации от должности;
- назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ
Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.
Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой.
К ведению Государственной Думы относятся:
- дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
- решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итог, раскрываемой в курсовой работе темы, отметим, что законодательный орган государства как структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата обладает следующими основными признаками.
- Законодательные органы государства
- Законодательные основы бухгалтерского учета
- Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России
- Законодательные основы деятельности иностранных инвесторов в России
- Законодательные основы добросовестного приобретения и защита права собственности добросовестного приобретателя в Российской Федерации
- Законодательные основы, задачи и организация планирования ветеринарных мероприятий при ликвидации инфекционных болезней животных
- Законодательные основы местного самоуправления в Российской Федерации
- Законодательные и нормативные документы в 1С
- Законодательные и организационные основы аудиторской деятельности в РБ
- Законодательные и практические проблемы регулирования распространения коммерческой информации
- Законодательные, исполнительные и судебные органы государственной власти субъектов РФ: порядок образования, структура и функции
- Законодательные источники: Судебник 1497 года
- Законодательные органы
- Законодательные органы