Законодательные органы государства. 2

      Оглавление.

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…….3 1.ОРГАН ГОСУДАРСТВА……….………………………………………...…….5

1.1.Понятие и признаки……………..…………………………………………….5

1.2. Классификация органов государства………….………..…………………...8

2.ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ  ОРГАНЫ………..…………………………….…….10

2.1. Понятие, сущность, функции, цели……….……………………………….10

2.1. Законодательная власть Российской Федерации………...……………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………  …………………………...18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..20

ПРИЛОЖЕНИЕ...………………………………………………………………..21

ГЛОССАРИЙ…………………………………………………………………….22 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      Тема  курсовой работы – «Законодательные органы государства».

      Приступая к ее рассмотрению, отметим, что в  системе юридических знаний теория государства и права является базовой методологической наукой. Цели ее изучения: усвоить комплекс общих знаний о государственно-правовых явлениях; получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства и права; уяснить значение общетеоретических знаний для последующей практической деятельности.

      Таким образом, теория государства и права, как наука, исследует общие закономерности возникновения, развития и функционирования государственно-правовых явлений; сущность государственной власти и структуру государственного аппарата; соотношение типов и форм государства; место и роль государства в политической системе общества; понятие, содержание и принципы правового государства. Особое внимание уделяется анализу понятия и сущности права, его источникам, системе права и правоотношениям, реализации права и его толкованию, законности и юридической ответственности.

      Актуальность  темы. Как видно, важное значение в предмете теории государства и права отводится изучению государственно-правовых явлений, т.к. они являются правообразующими категориями и именно отсюда проистекает сущность права того или иного государства. В наше время, такие знания особенно необходимы, т.к. без управления, без надзора, без законов, и, конечно же, без органов, которые выполняют все эти функции невозможна жизнь в государстве.

      В Конституции Российской Федерации  отмечено: «Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Таким образом правовое государство в России официально начало формироваться с 1993 г., и важная роль в этом процессе отводится в том числе и органам государственной власти, органам олицетворяющим три ветви власти: законодательной, исполнительной, судебной. Именно поэтому настоящая тема курсовой работы важна и актуальна и требует пристального рассмотрения.

      Отметим, что тема органов государственной  власти достаточно разработана в теоретическом плане. Первоначально теорию разделения властей в своих трудах описывали Джон Локк и Шарль Луи Монтескье. В России в дореволюционный период труды о делении государственной власти на три ветви можно найти в работах А.И. Елистратова, М.М. Ковалевского, М.М. Сперанского, Б.Н. Чичерина и др.

      В советский период эта тема рассматривалась  не как теория разделения властей, а  как разделение функций между  государственными органами.

      Исходя  из вышесказанного определим цель работы – изучение и сравнительный анализ деятельности законодательных органов государственной власти.

      Цель  предусматривает решение ряда задач.

  • Определение понятия  орган государства, выделение признаков и видов;
  • Детальное рассмотрение: сущности, юридического поля, функций законодательных органов государственной власти.

      Курсовая  работа состоит из двух глав, в каждой из которых решаются поставленные вопросы, в заключении подводится общий итог проделанной работы, в котором резюмируются основные положения изученного материала по избранной теме работы, в приложении приводятся схемы илюстрирующие специфику деятельности органов государственной власти РФ. 
 
 

1.ОРГАН  ГОСУДАРСТВА

1.1. Понятие и признаки

 

     Механизм  государства, как уже было сказано  выше, состоит из различных частей, имеющих специфическое устройство и выполняющих свойственные им функции. Основным элементом, пожалуй, самым  важным, этого механизма является орган государства.

     Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями.1

     Государственные органы так же можно определить, как структурные звенья государственного аппарата, посредством которых функционирует государство.

     Понятие «государственный орган» можно рассматривать  с двух сторон. С одной стороны, орган государства представляет собой орган власти, с другой же, — это орган, выполняющий определенные задачи и функции.

     Орган государства имеет собственную структуру, устанавливаемую законом, а так же определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни. Причем все органы государства должны взаимодействовать не только друг с другом, но и с другими частями государственного механизма.

     Каждый  орган государства имеет свой предмет ведения, т.е. осуществляет какую-то определенную деятельность, а так же обладает своей компетенцией, т.е. наделен определенными полномочиями.

     Компетенции государственного органа – это совокупность прав и обязанностей, возложенных на данный орган законом.

     Свою  компетенцию государственные органы  могут реализовывать в трех формах:

путем издания предписаний общего характера (издание нормативный актов);

путем принятия предписаний индивидуального  характера (акты применения);

путем осуществления организационной  деятельности.

     Все государственные органы образованы и действуют на основе правовых актов: Конституции и соответствующих законов.

     Государственные органы, как и все структурные  элементы государства, обладают рядом признаков:

- Орган государства, обладая определенной самостоятельностью, служит частью единого механизма государства, занимает в нем свое место и прочно связан с другими ее частями. Он осуществляет от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области;

- Органы государства имеют определенную структуру, они объединены в подразделения, скреплены едиными целями, ради достижения которых образованы, и  дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. Государственные служащие, находятся в особых правоотношениях между собой и органом и являются официальными. Права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус;

- Орган государства обладает определенной компетенцией, за ним закреплены некоторые задачи, функции, права и обязанности (правомочия). Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена. Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность., поэтому иногда трудно понять, где есть право, а где – обязанность;

- Орган государства обладает властными полномочиями, чем и отличается от государственных учреждений и предприятий. Государственные органы вправе издавать обязательные для исполнения правовые акты. Причем обеспечение выполнения своих правовых актов так же относится к полномочиям государственных органов.  Для обеспечения требований этих актов органы могут применять меры принуждения, убеждения, воспитания, поощрения, а так же осуществлять надзор за их реализацией;

- Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из государственного бюджета).

- Орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства;

- Орган государства имеет территориальный масштаб деятельности;

- Органы государства тесно взаимодействуют между собой и устанавливают правовые связи личного состава. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства. 
 
 
 
 
 

1.2. Классификация органов государства. 

     Классификацию органов государства можно проводить  по различным основаниям, наглядно  это видно на схеме (Приложение №1).2

     По  способу возникновения они подразделяются на первичные и производные. Первичные органы государства никакими другими органами не создаются. Они могут быть образованны двумя способами: либо в порядке наследования (наследственная монархия), либо путем избрания в установленном порядке, при этом получая властные полномочия от избирателей (представительные органы). Производные органы в свою очередь создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. К ним относятся исполнительно-распорядительные органы, органы прокуратуры и т.д.

     По  объему властных полномочий органы государства классифицируются на высшие и местные. Однако некоторые органы не являются государственными, к ним можно отнести органы местного самоуправления. Высшие органы в наиболее полной форме обладают высшей государственной властью, которая распространяется на всю территорию государства. Местные же органы государства функционируют в административных единицах (графствах, округах, коммунах, уездах, провинциях и др.), их полномочия распространяются только на эти регионы.

     По  широте компетенции выделяются органы государства общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции направлены на решение широкого круга вопросов. Например, правительство, исполняя законы, активно участвует в осуществлении всех функций государства. Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деятельности (министерство финансов, министерство образования).

     По  порядку принятия решения (по порядку  осуществления компетенций) органы разделяются на коллегиальные и единоличные (единоначальные). К коллегиальным органам можно отнести парламент, к единоличным же – президента.

     Кроме того, органы государства бывают выборные и назначаемые

     Помимо  всех вышеперечисленных классификаций, выделяют еще и классификацию  по срокам полномочий. Здесь органы государства разделяют на постоянные и временные. Постоянные органы создаются без ограничения срока своего действия, тогда как временные – для выполнения краткосрочных задач и достижения краткосрочных целей.

      В структуре государственных органов  выделяют еще и правоохранительные органы, которые включают органы правосудия, юстиции, нотариата, ЗАГСа, внутренних дел, прокуратуры, госбезопасности, внешней разведки и адвокатуру.

     На  механизм государства и классификацию  его высших органов непосредственное влияние оказывает принцип разделения властей, в соответствии с которым создаются законодательные, исполнительные и судебные органы.  
 
 
 
 
 

      2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОГАНЫ

2.1. Понятие, сущность, функции, цели. 

      Законодательная (представительная) власть — это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.3

      Как видно из определения, законодательные  органы формируются путем избрания их населением страны, действуют от его имени и ответственны перед ним.

      Законодательная власть, исходя из принципа разделения властей, является наиболее важной, и ее органы занимают главенствующее положение в механизме государства. Она устанавливает общеобязательные требования, которые исполнительная власть должна проводить в жизнь и которые служат законодательной основой для деятельности судебной  власти.

      Общегосударственный представительный орган может иметь  различные названия, (в России —  Федеральное Собрание, в Испании  — Кортесы, в Польше - Сейм, в Дании - Фолькетинг, Альтинг — в Исландии, Конгресс — в США, в Швеции — Риксдаг и так далее),  но за ним утвердилось обобщенное название “парламент” (фр. раг1ег «говорить»).

      Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль над деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц.

      Парламент, как правило, включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Однако существуют и однопалатные парламенты, которые в большинстве своем образованы в государствах с однородным национальным составом населения или небольших по территории (Дания, Финляндия, Польша).

      Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридической позиции это понятие гораздо сложнее.

        Руководит парламентом председатель, который представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутри парламентских органов и т.д.

      Двухпалатная  структура парламента позволяет  предотвратить принятие поспешных  решений нижней палатой. Как правило, срок полномочий верхней палаты более длителен, чем нижней, ее депутаты имеют более высокий возрастной ценз, она реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. В большинстве стран досрочному роспуску подлежат только нижние палаты.

      Палаты  парламента имеют разные названия, поэтому для обобщения их принято называть верхней и нижней. При этом нижняя палата состоит из депутатов, избранных населением, а верхняя — из представителей субъектов федерации Верхняя, как правило, обладает меньшими полномочиями, чем нижняя. Она может быть либо “слабой”, когда она не в состоянии воспрепятствовать ему, а только лишь отсрочить принятие решения нижней палатой парламента, поскольку ее вето может быть преодолено последней, либо “сильной”, когда без ее решения закон не может быть принят.

      При парламентах и каждой палате образуются и действуют постоянные,  временные  и смешанные комитеты и комиссии, которые осуществляют свою деятельность по различным направлениям: бюджетно-финансовая политика, международные дела, здравоохранение, социальная политика, борьба с преступностью, оборона страны и др. Они могут обладать правом законодательной инициативы, контроля над правительством и аппаратом государственного управления.

      Порядок работы парламента, как и других высших государственных органов, определяется его регламентом, в котором также закрепляются основные стадии законодательного процесса: законодательная инициатива, обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, принятие, утверждение и опубликование.

      Основной  целью законодательной власти является издание законов. Однако, это не единственная ее цель. Не менее важной функцией законодательной власти является финансовая, которая реализуется в праве ежегодно утверждать государственный бюджет страны, а так же устанавливать налоги.

      В области внешней политики парламент  ратифицирует (утверждает) международные договоры или дает согласие президенту на их ратификацию (при ратификации нельзя вносить поправки в договор, можно лишь утвердить его в целом или отказаться сделать это), решает вопрос об использовании вооруженных сил за пределами страны, а так же об импичменте президента, т.е. отрешении его от должности, выносит решение о предании министров суду и т.п. Он наделен правом решать вопросы, относящиеся к основам правового положения группы лиц: только он может объявлять амнистию.

      Существует  и ряд «распорядительных» функций, связанных с формированием высших исполнительных и судебных органов, а так же  осуществлением ими контроля над работой правительства, иных должностных лиц исполнительной власти.

      Контроль  над исполнительной властью парламент  осуществляет самыми разнообразными методами. Он участвует в назначении различных  должностных лиц и органов исполнительной власти. Парламент, если это входит в его компетенцию, назначает главу государства (в парламентарных республиках).

      В зависимости от формы государственного правления парламент в различной  степени может оказывать влияние  на структуру, персональный состав и  характер деятельности правительства, участвуя в процедуре назначения его главы и самого правительства.

      В парламентарных республиках главы  правительства и члены кабинета министров назначаются парламентом  и ответственны перед ним. Правительство  формирует парламентское большинство  и лидер партии, завоевавшей большее количество голосов, становится главой правительства, который затем представляет для утверждения в парламент кандидатов в члены правительства.

      В государствах с классическим президентским  правлением, как известно, полномочия главы государства и главы правительства совмещаются в одном лице, и в их избрании парламент принимает лишь косвенное участие.

      Парламентский контроль предназначен для того, чтобы  законодательная власть была в курсе проводимой правительственной политики, конституционными методами способствовала ее общественной полезности и реально гарантировала свободное развитие личности.

      Законодательными  органами помимо парламента являются и местные органы власти и самоуправления. Они, как правило, имеют представительный характер и действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц (муниципальных советов, префектурных собраний, национальных советов, коммунальных советов). Местные представительные органы избираются непосредственно населением административно-территориальных единиц. Им подведомственны в пределах, установленных законом, местные предприятия, местный бюджет, вопросы местного благоустройства, транспорта, водоснабжения, бытового обслуживания, народного образования, здравоохранения, поддержания правопорядка, гражданской обороны, противопожарной безопасности и др.

      Однако  в некоторых странах органы местного самоуправления в определенных параметрах ограничены в своих действиях центральной властью. Здесь все органы местного самоуправления подчинены органу, назначаемому центральной властью (президентом).

      Особенностью  законодательной ветви власти является то, что среди составляющих ее органов  отсутствуют властная иерархия и система административного подчинения. Каждый представительный орган власти осуществляет свою деятельность от имени своих избирателей и в пределах собственной компетенции, установленной конституцией, законом или иным нормативно-правовым актом. Эта органическая связь конкретного парламента со своими избирателями не позволяет ему вмешиваться в компетенцию иного представительного органа публичной власти.4 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Законодательная власть Российской Федерации

 

      Представительным  и законодательным  органом власти РФ является Федеральное Собрание – парламент РФ.

      Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

      Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

      Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением  случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

      Совет Федерации и Государственная  Дума заседают, как правило, раздельно.

      Заседания Совета Федерации  и Государственной  Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств

      СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ

      В Совет Федерации входят по два  представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного  и исполнительного органов государственной  власти. Одно и то же лицо не может  одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы.

      К ведению Совета Федерации  относятся:

  • утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • отрешение Президента Российской Федерации от должности;
  • назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда  Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

      Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

      ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА РФ

      Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на четыре года.

      Одно  и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе и не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

      Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Первое её заседание открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

      Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

      К ведению Государственной  Думы относятся:

  • дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
 
 
 
 
 
 
 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

      Подводя общий итог, раскрываемой в курсовой работе темы, отметим, что законодательный орган государства как структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть государственного аппарата обладает следующими основными признаками.

Законодательные органы государства. 2