Законы диалектики. Диалектический метод познания мира
Введение
Человеческая любознательность во всех формах познавательной деятельности всегда была подчинена одной цели – «познание истины бытия». Эта направленность познания понимается как постоянное углубление наших знаний о мире.
Знания – проверенные
практикой результаты познания, научные
сведения.
Познание – творческая деятельность
индивида, ориентированная на получение
достоверных знаний о мире, осуществляемая
в следующих формах: обыденное, мифологическое,
религиозное, художественное, философское
и научное.
Мир – это то, что образует бытие
человека, в частности, все сущее, которое
может находиться в мире и составляет
мир; то, в чем совершается человеческое
существование. Познание происходит на
фоне исторического этапного развития
культуры общества.
Естествознание – комплекс
наук, описывающих природные явления и
интерпретирующих их.
Достижения естествознания
в современном мире традиционно рассматриваются
в качестве эталонов научной объективности,
значимости и достоверности как в технических,
так и в общественных науках.
Глава 1. Законы диалектики. Диалектический метод познания мира.
Законы диалектики занимают особое место в методологии познания. Они описывают наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и информационного пространства, и потому могут быть использованы при решении широкого круга задач.
Однако применение диалектических методов исследования носит в естественных науках ограниченный, зачастую — декларативный характер, то есть — наблюдается определенный разрыв между философским и естественнонаучным описаниями мира.
Диалектика как категория имеет ряд характеристик. Диалектика-наука о наиболее
общих законах всякого
движения. Ныне в науке аксиоматично
и бесспорно положение о том,
что наше субъективное мышление и
объективный мир подчинены
Современное естествознание признает наследственность приобретённых свойств и
этим расширяет субъект опыта, распространяя его с индивида на род.
Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.
Различие категорий и законов. Различий категорий и законов возникает на основе предмета отражения. 1.а) Категория отражают
общие связи, отношения, б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны. 2. Категории и законы
различаются по форме а) Категории являются особым видом внимания; б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений. |
Законов целое множество, есть и не познанные.
Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:
--- Закон единства и борьба противоположностей,
--- закон взаимного
перехода количественных и
--- закон отрицания отрицания.
Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.
Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо
–исключающие и
иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса). Формула
"Единства и борьбы"
противоположностей выражает
"полярных" свойств,
изложений движения, развития. "Растение,
животное, каждая клетка в каждое
мгновение в своей жизни
Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское. Отсюда минимум два вывода:
1) любое "слева" уже подразумевает "направо";
2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".
Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр. Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"
"Диалектическое противоречие
есть единство
друга обуславливающих), т.е.
взаимодействующих
тождества и различия - такова
диалектическая форма противоречия".
Противоположности
1.Единство противоположностей.
2.Их борьбу.
Типы (виды) противоречий:
а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между
элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений.
Общество и природа, организм и среда.
б) Основные и не основные ,главные и неглавные.
Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:
1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;
2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,
препятственности, трансляции );
3) конструкции (формирования ,создания нового).
Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,
поступаемость.
Примеры диалектического отрицания в истории России:
1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к
Западу отрицанием Востока.
2. Татаро-монгольское иго
-переход от феодального
3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.
4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.
5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.
Закон количественных и качественных изменений имеет категории:
1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет
собой вещь, чем она является.
1. Количество-это совокупность
свойств, характеризующих
размеры.
2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.
2. Количество-характеристика
по степени развития или
им свойств, выражаемая в величинах и числах.
Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство
которых, означает ее качество.
Главной функцией философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.
Метод – это совокупность приемов и способов, теоретической и практически преобразующие деятельности людей.
Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.
Философские методы исследования реализуются в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения ряда коренных проблем:
1. развивается ли мир или он
пребывает в неизменном
2. представляет ли собой мир
нечто единое целое или он
механическая совокупность
3. что является источником
4. каково направление развития мира от низшего к высшему или это простое повторение.
В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:
- Диалектический метод исследования
Диалектика (с греч.)- это искусство вести беседу.
Ленин определил диалектику, как науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого знания.
Современное определение диалектики таково: диалектика- это наука о наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.
Основные черты диалектики:
1. Диалектика – это учение
о всеобщей связи. Все
2. Диалектика – это учение о развитии. Диалектика рассматривает вещи, их свойства и отношения в движении, возникновении противоречивым развитии и уничтожения.
3. Диалектика рассматривает
4. Направление движения от
5. Объективность. Субъективная
диалектика есть отражение
6. Принцип системности.
7. Принцим детерминизма (причина следственных связей).
8. Принцип историзма.
Основные этапы развития диалектики:
1.Стихийная диалектика
2.Диалектика материалистов
3.Идеалистическая диалектика
4.Диалектика русских
5.Марксистская
Основные принципы диалектики:
1.все в мире находится в
движении, всему присуще изменения,,
причем движение идет от
2.Все в мире находится во
взаимосвязи, нет такого
3.Движение детерминируется
Глава 2. Историческая смена картин мира.
Понятие научной картины мира.
Понятие «научная картина мира» активно используется в естествознании и философии с конца ХIХ в. Специальный анализ его содержания стал проводиться более или менее систематически с 60-х годов ХХ в., но до сих пор однозначное его понимание не достигнуто. Это связано с объективной размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное положение между собственно философским и естественнонаучным уровнями обобщения и отражения результатов, методов и тенденций развития научного познания
Существуют
общенаучные картины мира и картины
мира с точки зрения отдельных
наук - физическая, биологическая, астрономическая,
сточки зрения каких-то господствующих,
просто авторитетных в то или иное
время представления, методов, стилей
мышления - вероятностно-статистическая,
эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая,
синергетическая и т.п. картины
мира. В мировоззренческом и
Научная картина мира включает в себя важнейшие достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более частные сведения о свойствах различных природных систем, о деталях самого познавательного процесса. При этом научная картина мира не является совокупностью общих знаний, она представляет целостную систему представлений об общих свойствах, сферах, уровнях и закономерностях природы.
Научная картина мира в отличие от строгих теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических знаний и образов, создаваемых с помощью моделей.
Наиболее
показательные особенности
В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени.
Историческая смена физических картин мира.
В
существующей исторической и методологической
литературе наиболее подробно проанализирована
историческая эволюция физических картин
мира. В ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской
утвердилась механистическая
Научная картина мира служит промежуточным звеном между философией и теорией конкретной науки. Научная картина мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с другой стороны - опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.
Все
естественно-научные знания и воззрения
входили в единую недифференцированную
науку, находившуюся под эгидой философии.
Дифференциация наук впервые наметилась
в конце этого периода (александрийская
наука). Второй подготовительный период
характеризуется господством
Современная картина мира.
В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и биология, к которой относятся такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.
Биологическая картина мира к которому принадлежит и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных исследованиях, кибернетике и теории информации.
В
последние годы на первый план все
больше выходит новое
Это
направление возникло в начале 70-х
годов и связано в первую очередь
с именами И. Пригожина и Г.
Хакена. Синергетика ставит целью
познание общих принципов
Предмет синергетики - это прямые и обратные переходы систем от стабильности к нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.
Синергетика
же выявляет и формулирует общие
принципы самоорганизации любых
систем и в этом отношении она
аналогична системному методу, который
рассматривает общие принципы функционирования,
развития и строения любых систем.
В целом же системный подход имеет
более общий и широкий
Глава 3. Научные революции в истории естествознания.
Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.
Научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом.
Существует три основных революции в естествознании: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Однако, следует отказаться отнаивных и предвзятых представ-лений о них как процессах, связанных с ликвидацией прежнего знания, с отказом от преемственности в развитии науки и прежде всего ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в связи с существующей проблемой «радикальных прорывов» в науке принцип соответствия Н. Бора, который гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а вбирает ее в себя на правах частного случая.
Начало
естествознания считается с XVII столетия,
что привело к коренным преобразованиям
образа жизни человека. В XII в., когда
в научном обиходе стало
Ученые сркдневековья.
Конечно,
до XVII в. были периоды Средневековья
и Возрождения. В течение первого
из них наука находилась в полной
зависимости от богословия и схоластики.
Для этого времени типичны
астрология, алхимия, магия, каббалистика
и другие проявления оккультного, тайного
знания. Алхимики пытались с помощью
химических реакций, протекающих в
сопровождении специфических
Великий
английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.)
завер-шил коперниковскую революцию.
Он доказал существование
Ньютоновская революция.
Ньютон
создал свой вариант дифференциального
и интегрального исчисления непосредственно
для решения основных проблем
механики: определения мгновенной скорости
как производной от пути по времени
движения и ускорения, как производной
от скорости по времени или вто- рой
производной от пути по времени. Благодаря
этому ему удалось точно
Отдавая дань столь великому вкладу ученого в становление и развитие научной картины мира, научную парадигму этого периода или научную революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.
И это вторая в истории европейской науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно считать:
натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой естественными, объективными законами;
механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;
квантитативизм-универсальный
метод количественного
причинно-следственный автоматизм жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;
аналитизм - примат аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и Средневековья;
геометризм-утверждение
картины безграничного
Еще
одним важнейшим итогом научной
революции Нового времени стало
соединение умозрительной натурфилософской
традиции античности и средневековой
науки с ремесленно-
В прошлом веке физики дополнили механистическую картину мира электромагнитной. Электрические и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно друг от друга. Их изучение показало, что между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту связь и создать единую электромагнитную теорию.
Революция Эйнштейна.
В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем не существует непроходимой границы: в определенных условиях элементарные частицы вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.
Еще более радикальные изменения в учении о пространстве и времени произошли в связи с созданием общей теории относительности, которую нередко называют новой теорией тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между свойствами движущихся тел и их пространственно-временной метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени исходя из своей теории:
1)
их объективность и
2)неразрывную связь друг с другом и с движущейся материей;
3)единство
прерывности и непрерывности
в их структуре - наличие отдельных
тел, фиксированных в
По
существу относительность
1)
найти объективную истину
- Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике
- Законы и загадки зрительного восприятия
- Законы и закономерности менеджмента
- Законы и закономерности управления
- Законы и их иерархия
- Законы и их иерархия
- Законы и категории бытия (законы и категории диалектики)
- Законы денежного обращения, денежный оборот и денежная эмиссия
- Законы денежного обращения и инфляция
- Законы денежного обращения и основы обеспечения устойчивости денег
- Законы денежного обращения К.Маркса, М.Фридмена Д.Кейнса и их влияние на устойчивость денежного обращения
- Законы денежного обращения К.Маркса, М.Фридмена, Д.Кейнса и их влияние на устойчивость денежного обращения
- Законы денежного обращения, особенности применения в современных условиях
- Законы денежного обращения. Проблемы обеспечения устойчивости современных денег