Законы диалектики. Диалектический метод познания мира

Введение

Человеческая любознательность во всех формах познавательной деятельности всегда была подчинена одной цели – «познание истины бытия». Эта  направленность познания понимается как  постоянное углубление наших знаний о мире.

Знания – проверенные  практикой результаты познания, научные  сведения. 
Познание – творческая деятельность индивида, ориентированная на получение достоверных знаний о мире, осуществляемая в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное. 
 
Мир – это то, что образует бытие человека, в частности, все сущее, которое может находиться в мире и составляет мир; то, в чем совершается человеческое существование. Познание происходит на фоне исторического этапного развития культуры общества. 
Естествознание – комплекс наук, описывающих природные явления и интерпретирующих их.  
Достижения естествознания в современном мире традиционно рассматриваются в качестве эталонов научной объективности, значимости и достоверности как в технических, так и в общественных науках.  

 

 

 

Глава 1. Законы диалектики. Диалектический метод познания мира.

Законы  диалектики занимают особое место в  методологии познания. Они описывают  наиболее общие, атрибутивные, свойства, как материального мира, так и  информационного пространства, и  потому могут быть использованы при  решении широкого круга задач.

Однако  применение диалектических методов  исследования носит в естественных науках ограниченный, зачастую — декларативный  характер, то есть — наблюдается  определенный разрыв между философским  и естественнонаучным описаниями мира.

Диалектика как категория  имеет ряд характеристик. Диалектика-наука  о наиболее

общих законах всякого  движения. Ныне в науке аксиоматично и бесспорно положение о том, что наше субъективное мышление и  объективный мир подчинены одним  и тем же законам и поэтому, в результате, противоречия между  ними быть не может.

Современное естествознание признает наследственность приобретённых  свойств и

этим расширяет субъект  опыта, распространяя его с индивида на род.

 

Законы диалектики отражают всеобщие законы бытия.

    

Различие категорий и  законов.

Различий категорий и  законов возникает на основе предмета отражения.

1.а) Категория отражают  общие связи, отношения, свойства  и стороны объективной действительности;

б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.

2. Категории и законы  различаются по форме отражения.

а) Категории являются особым видом внимания;

б) Законы диалектики, представляют собой особый вид суждений.


 

Законов целое множество, есть и не познанные.

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

---  Закон единства и  борьба противоположностей,

---  закон взаимного  перехода количественных и качественных  изменений,

---  закон отрицания  отрицания.

Из этого нельзя сделать  вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.

 

Диалектическими противоположностями  называются одновременно взаимо

–исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или

иного целостного, изменяющегося  предмета (явления, процесса).  Формула

"Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное  взаимодействие

"полярных" свойств,  изложений движения, развития. "Растение, животное, каждая клетка в каждое  мгновение в своей жизни тождественны  с собой и тем не мение  отличаются от самих себя благодаря  усвоению и выделению веществ  ,благодаря знанию, образованию и  отмиранию клеток, благодаря происходящему  процессу циркуляции -словом, благодаря  сумме непрерывных молекулярных  изменений которые составляют  жизнь и общие итоги которых  выступают воочию, в виде жизненных  фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс размножения,  старость, смерть". Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского.

 

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское. Справа влево, вниз, от периферии - женское. Отсюда минимум два вывода:

1) любое "слева" уже  подразумевает "направо";

2) любое "вверх" имеет  смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется  центр. Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и  внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой  сущностей предметов"

"Диалектическое противоречие  есть единство взаимоисключающих  (взаимно друг

друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство

тождества и различия - такова диалектическая форма противоречия". Противоположности характеризуются  как взаимообусловленные и взаимодействующие  стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля, "имеют против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

Типы (виды) противоречий:

а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между

элементами структуры; а  внешние -это противоречия различных  систем, явлений.

Общество и природа, организм и среда.

б) Основные и не основные ,главные и неглавные.

Диалектическое  отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления,  изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения,

препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость,

поступаемость.

Примеры диалектического  отрицания в истории России:

1.Переход от языческой  веры к православной - Крещение  Руси - это поворот к

Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго  -переход от феодального Запада  к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы  - ориентировка России с Востока  на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор  времени снова направляется с  Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки  идеализации Запада.

 Закон  количественных и качественных  изменений имеет категории:

1. Качество-это совокупность  свойств, указываемых на то ,что  представляет

собой вещь, чем она является.

1. Количество-это совокупность  свойств, характеризующих величину  вещи, ее

размеры.

2. Качество -такая определенность  предмета (явления, процесса), которая

характеризует его как  данный предмет, обладающий совокупностью  присущих ему

свойств и принадлежащий  к классу однотипных с ним предметов.

2. Количество-характеристика  по степени развития или интенсивности  присущих

им свойств, выражаемая в  величинах и числах.

Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством  свойств, единство

которых, означает ее качество.

 

Главной функцией философии является методологическая. Философия выступает, как всеобщий метод познания.

Метод – это совокупность приемов  и способов, теоретической и практически  преобразующие деятельности людей.

Каждая наука имеет свои методы исследования – это методы частных  наук. Философия не предлагает всеобщий (универсальный) метод исследования.

Философские методы исследования реализуются  в частных науках. Специфика философского метода определяется характером решения  ряда коренных проблем:

1. развивается ли мир или он  пребывает в неизменном состоянии.

2. представляет ли собой мир  нечто единое целое или он  механическая совокупность предметов.

3. что является источником развития?

4. каково направление развития  мира от низшего к высшему  или это простое повторение.

В зависимости от решения этих вопросов различают 2 метода исследования:

  1. Диалектический метод исследования

Диалектика (с греч.)- это искусство  вести беседу.

Ленин определил диалектику, как  науку о всеобщей связи и развития и об относительности человеческого  знания.

Современное определение диалектики таково: диалектика- это наука о  наиболее общих знаниях развития общества, природы и мышления.

Основные черты диалектики:

1. Диалектика – это учение  о всеобщей связи. Все предметы, их свойства и отношения находятся  во взаимной связи.

2. Диалектика – это учение  о развитии. Диалектика рассматривает  вещи, их свойства  и отношения в движении, возникновении противоречивым развитии и уничтожения.

3. Диалектика рассматривает движение  мира, как само движение развития  мира, как саморазвития. Источником  движения развития диалектика  усматривает в борьбе противоположностей.

4. Направление движения от простого  к сложному, от низшего к высшему,  по спирали.

5. Объективность. Субъективная  диалектика есть отражение диалектики  объективной (диалектика вещей  предшествует диалектики вещей).

6. Принцип системности.

7. Принцим детерминизма (причина  следственных связей).

8. Принцип историзма.

Основные этапы развития диалектики:

1.Стихийная диалектика древних  мыслителей – Гераклит.

2.Диалектика материалистов эпохи  возрождения – Джордано Бруна.

3.Идеалистическая диалектика немецкой  классической философии – Гегель.

4.Диалектика русских революционных  демократов 19 в. – Белинский, Чернышевский, Герцен.

5.Марксистская материалистическая  диалектика.

Основные принципы диалектики:

1.все в мире находится в  движении, всему присуще изменения,, причем движение идет от низшего  к высшему, от простого к  сложному. Главная линия этих  изменений – развитие( изменение  не только количественное, но  и качественное)

2.Все в мире находится во  взаимосвязи, нет такого явления,  которое было бы абсолютно  независимы от других. Вещи, предметы, явления взаимно обуславливают  друг друга, при этом связи  всегда обнаруживаются.

3.Движение детерминируется внутренней  противоречивостью вещей  и предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Историческая смена картин мира.

 

 Понятие научной картины мира.

Понятие «научная картина мира» активно  используется в естествознании и  философии с конца ХIХ в. Специальный  анализ его содержания стал проводиться  более или менее систематически с 60-х годов ХХ в., но до сих пор  однозначное его понимание не достигнуто. Это связано с объективной  размытостью, неопределенностью самого понятия, занимающего промежуточное  положение между собственно философским  и естественнонаучным уровнями обобщения  и отражения результатов, методов  и тенденций развития научного познания

Существуют  общенаучные картины мира и картины  мира с точки зрения отдельных  наук - физическая, биологическая, астрономическая, сточки зрения каких-то господствующих, просто авторитетных в то или иное время представления, методов, стилей мышления - вероятностно-статистическая, эволюционистская, системная, информационно-кибернетическая, синергетическая и т.п. картины  мира. В мировоззренческом и методологическом отношении научные картины мира выполняют функции связующего звена  между философией и отдельными науками, специальными научными теориями.

Научная картина мира включает в себя важнейшие  достижения науки, создающие определенное понимание мира и места человека в нем. В нее не входят более  частные сведения о свойствах  различных природных систем, о  деталях самого познавательного  процесса. При этом научная картина  мира не является совокупностью общих  знаний, она представляет целостную  систему представлений об общих  свойствах, сферах, уровнях и закономерностях  природы.

Научная картина мира в отличие от строгих  теорий обладает необходимой наглядностью, характеризуется сочетанием абстрактно-теоретических  знаний и образов, создаваемых с  помощью моделей.

Наиболее  показательные особенности различных  картин мира выражаются в присущих им парадигмах (определенных стереотипах  в понимании объективных процессов  и способов их познания, интерпретации), стилях мышления и т.п. Таким образом, научная картина мира - это особая форма систематизации знаний, преимущественно  качественное обобщение и мировоззренческо-методологический синтез различных научных теорий.

В классической научной картине мира такой ведущей дисциплиной являлась физика с ее совершенным теоретическим аппаратом, математической насыщенностью, четкостью принципов и научной строгостью представлений. Эти обстоятельства сделали ее лидером классического естествознания, а методология сведения придала всей научной картине мира явственную физическую окраску. Однако острота этих проблем несколько сгладилась в связи с глубоким органическим взаимодействием методов этих наук и пониманию соотнесённости установления того или иного их соотношения. В соответствии с современным процессом "гуманизации" биологии возрастает ее роль в формировании научной картины мира. Обнаруживаются две "горячие точки" в ее развитии: стык биологии и наук о неживой природе и стык биологии и общественных наук. Представляется, что с решением вопроса о соотношении социального и биологического научная картина мира отразит мир в виде целостной системы знаний о неживой природе, живой природе и мире социальных отношений. Если речь идет о ЕНКМ, то должны иметься в виду наиболее общие закономерности природы, объясняющие отдельные явления и частные законы. ЕНКМ - это интегрированный образ природы, созданный путем синтеза естественнонаучных знаний на основе системы фундаментальных закономерностей природы и включающий представления о материи и движении, взаимодействиях, пространстве и времени. 

Историческая смена физических картин мира.

В существующей исторической и методологической литературе наиболее подробно проанализирована историческая эволюция физических картин мира. В ХVI-ХVII вв. вместо натурфилософской утвердилась механистическая картина  мира, распространившая на все явления  в мере законы механики Галилея-Ньютона, которые принимались за основу всех других законов природы. Господствующее положение в научном познании в духе этой картины занял односторонний  анализ, разделивший мир на группы обособленных и неизмененных самих  по себе явлений. В ХIХ в. в рамках механистической картины сложилась  термодинамическая картина мира, основанная на молекулярно- кинетической концепции и вероятностно-статических  законах. Окончательное крушение механистической  картины мира вызвала теория электромагнитного  поля, созданная М. Фарадеем и Дж. К. Максвеллом во второй половине ХIХ  в. Если до Максвелла физическая реальность мыслилась в виде материальных точек, то после него физическая реальность предстала в виде непрерывных  полей, не поддающихся механистическому объяснению. Наступила эра принципиально  новой физической картины мира, трансформировавшейся в ХХ в. в релятивистскую и квантовомеханическую картины мира. Соотношение, конкретное взаимодействие эмпирического базиса и собственно физических теорий друг с другом, а также научной картиной мира и философией детально рассмотрено  в рекомендуемой книге М.В. Мостепаненко.

Научная картина мира служит промежуточным  звеном между философией и теорией  конкретной науки. Научная картина  мира, с одной стороны, основывается на идеях, представлениях философии; с  другой стороны - опирается на эмпирический базис соответствующей науки. Из взаимодействия этих источников и рождаются новые теоретические принципы и категории конкретной науки.

Все естественно-научные знания и воззрения  входили в единую недифференцированную науку, находившуюся под эгидой философии. Дифференциация наук впервые наметилась в конце этого периода (александрийская  наука). Второй подготовительный период характеризуется господством схоластики и теологии в Западной Европе и  спорадическими открытиями у арабоязычных народов. Наука на Западе стала придатком  теологии (астрология, алхимия, магия, кабалистика чисел). Прогресс техники  на Западе совершался крайне медленно. Техника почти не нуждалась в  систематическом изучении природы, а потому и не оказывала заметного  влияния на развитие естественно-научных  знаний. Но и в это время, хотя и замедленно, шло накопление новых  фактов, подготовивших переход к  следующему периоду. В целом это  была переходная полоса между первой и второй фазами общего хода естествознания. Период механического и метафизического  естествознания, начавшийся с возникновения  естествознания как систематической  экспериментальной науки в эпоху  Возрождения, отвечает времени становления  и утверждения капиталистических  отношений в Западной Европе. Естествознание этого периода революционно по своим  тенденциям. Здесь выделяется естествознание начала 00 в. (формирование механического  естествознания - Г. Галилей) и конца 00 в. - начала 00 в. (завершение этого процесса - И. Ньютон). Т.к. господствующим методом  мышления стала метафизика, этот период можно назвать метафизическим. Но уже тогда в естествознании делались открытия, в которых обнаруживалась диалектика.

Современная картина мира.

В ХХ в. на роль лидера научного познания наряду с физической претендует и  биология, к которой относятся  такие мощные направления, как эволюционное учение, генетика и экология, ставшая наукой о биосфере в целом.

Биологическая картина мира к которому принадлежит  и человек, соседствует с аналогичными построениями, основанными на системных  исследованиях, кибернетике и теории информации.

В последние годы на первый план все  больше выходит новое междисциплинарное  направление исследований, именуемое  синергетикой, порожденное переходом  науки к познанию сложно организованных эволюционирующих систем.

Это направление возникло в начале 70-х  годов и связано в первую очередь  с именами И. Пригожина и Г. Хакена. Синергетика ставит целью  познание общих принципов самоорганизации  систем разной природы - от физических до социальных, лишь бы они обладали такими свойствами, как открытость, нелинейность, не равновесность, способность  усиливать случайные флуктации.

Предмет синергетики - это прямые и обратные переходы систем от стабильности к  нестабильности, от хаоса к порядку, от разрушения к созиданию.

Синергетика же выявляет и формулирует общие  принципы самоорганизации любых  систем и в этом отношении она  аналогична системному методу, который  рассматривает общие принципы функционирования, развития и строения любых систем. В целом же системный подход имеет  более общий и широкий характер, поскольку наряду с динамическими, развивающимися системами рассматривает  также системы статические. Эти  новые мировоззренческие подходы  к исследованию естественнонаучной картины мира оказали значительное влияние как на конкретный характер познания в отдельных отраслях естествознания, так и на понимание природы  научных революций в естествознании. А ведь именно с революционными преобразованиями в естествознании связано изменение представлений о картине природы.

Глава 3. Научные революции в  истории естествознания.

Развитие естествознания не является лишь монотонным процессом количественного накопления знаний об окружающем природном мире (как это могло показаться из предшествующего изложения). И если процесс простого приращения знаний (а иногда и вымыслов) был присущ для натурфилософии античности, для «преднауки» средневековья, то с XVI века характер научного прогресса существенно меняется. В развитии науки появляются переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежнее видение мира.

Научная революция  приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы, методы его познания. При этом научная революция может происходить первоначально в одной из фундаментальных наук (или даже формировать эту науку), превращая ее затем на определенный исторический период в лидера науки. Последнее означает, что происходит своеобразная экспансия ее новых представлений, принципов, методов, возникших в ходе революции, на другие области знания и на миропонимание в целом.

Существует  три основных революции в естествознании: аристотелевская, ньютоновская и эйнштейновская. Однако, следует отказаться отнаивных  и предвзятых представ-лений о  них как процессах, связанных  с ликвидацией прежнего знания, с  отказом от преемственности в  развитии науки и прежде всего  ранее накопленного и проверенного эмпирического материала, а признать и принять весьма актуальный в  связи с существующей проблемой  «радикальных прорывов» в науке  принцип соответствия Н. Бора, который  гласит, что ни одна новая теория не отрицает начисто предыдущую, а  вбирает ее в себя на правах частного случая.

Начало  естествознания считается с XVII столетия, что привело к коренным преобразованиям  образа жизни человека. В XII в., когда  в научном обиходе стало использоваться все научное наследие Аристотеля. Тогда, естественно, наука столкнулась  с теологией и пришла с ней  в противоречие. Разрешением этого  противоречия стала концепция двойственности истины. Но даже в этих обстоятельствах  еще очень долгое время все  опытное знание и выводы, полученные из него методом дедукции, признавались лишь вероятными, обладающими только относительной, но не абсолютной достоверностью. В тех условиях религиозная картина  мира представлялась более очевидной  по сравнению с философско-научной.

 Ученые сркдневековья.

Конечно, до XVII в. были периоды Средневековья  и Возрождения. В течение первого  из них наука находилась в полной зависимости от богословия и схоластики. Для этого времени типичны  астрология, алхимия, магия, каббалистика и другие проявления оккультного, тайного  знания. Алхимики пытались с помощью  химических реакций, протекающих в  сопровождении специфических заклинаний, получив философский камень, способствующий превращению любого вещества в золото, приготовить эликсир долголетия, создать универсальный растворитель. В качестве побочных продуктов их деятельности появились мнете научные  открытия, были созданы технологии получения красок, стекол, лекарств, сплавов и т.д. В целом развивающееся  знание было промежуточным звеном между  техническим ремеслом и натурфилософией  и в силу своей практической направленности содержало в себе зародыш будущей  экспериментальной науки. Однако постепенно накапливающиеся изменения привели к тому, что представление о соотношении веры и разума в картине мира стало меняться: сначала они стали признаваться равноправными, а затем, в эпоху Возрождения, разум был поставлен выше откровения. В эту эпоху (XVI в.) человек стал пониматься не как природное существо, а как творец самого себя, что и выделяет его из всех прочих живых существ. Человек становится на место Бога: он сам себе творец, он - владыка природы. Снимается граница между наукой как постижением сущего и практически-технической деятельностью. Идет стирание граней между теоретиками-учеными и практиками-инженерами. Начинается математизация физики и фиэикализация математики, которая завершилась созданием математической физики Нового времени (XVII в.). У истоков ее стояли Н. Коперник, И. Кеплер, Г Галилей. Так, например, Галилей всячески развивал идею системаческого применения двух взаимосвязанных методов - аналитического и синтетического, называл их резолютивным и композитивным. Главным достижением в механике было установление им закона инерции, принципа относительности, согласно которому: равномерное и прямолинейное движение системы тел не отражается на процессах, происходящих в этой системе. Галилей усовершенствовал и изобрел множество технических приборов - линзу, телескоп, микроскоп, магнит, воздушный термометр, барометр и др.

Великий английский физик И. Ньютон (1643-1727 гг.) завер-шил коперниковскую революцию. Он доказал существование тяготения, как универсальной силы - силы, которая  одновре-менно заставляла камни  падать на Землю и была причинойзамкнутых  орбит, по которым планеты вращались  вокруг Солнца. Заслуга И. Ньютона  была в том, что он соединил механическую философию Р. Декарта, законы И. Кеплера  о движении планет и законы Г Галилея  о земном движении, сведя их в  единую всеобъемлющую теорию. После  целого ряда математических открытий И. Ньютон установил следующее: для  того, чтобы планеты удерживались на устойчивых орбитах с соответствующими скоростями и на соответствующих  расстояниях, определяющихся третьим  законом И. Кеплера, их должна притягивать  к Солнцу некая сила, обратно - пропорциональная квадрату расстояния до Солнца; этому  же закону подчиняются и, тела, падающие на Землю.

 Ньютоновская революция.

Ньютон  создал свой вариант дифференциального  и интегрального исчисления непосредственно  для решения основных проблем  механики: определения мгновенной скорости как производной от пути по времени  движения и ускорения, как производной  от скорости по времени или вто- рой  производной от пути по времени. Благодаря  этому ему удалось точно сформулировать основные законы динамики и закон  всемирного тяготения. Ньютон был убежден  в объективном существовании  материи, пространства и времени, в  существовании объективных законов  мира, доступных человеческому познанию. Несмотря на свои огромные достижения в области естествознания, Ньютон глубоко верил в Бога, очень  серьезно относился к религии. Он был автором «Апокалипсиса», «Хронологии». Эта приводит к выведу, что для  И. Ньютона не было конфликта между  наукой и религией, в его мировоззрении  уживалось и то и другое.

Отдавая дань столь великому вкладу ученого  в становление и развитие научной  картины мира, научную парадигму  этого периода или научную  революцию XVI-XVII вв. называют ньютоновской.

И это вторая в истории европейской  науки картина мира после аристотелевской. Ее основными достижениями можно  считать:

натурализм-идею самодостаточности природы, управляемой  естественными, объективными законами;

механицизм - представление мира в качестве машины, состоящей из элементов разной степени важности и общности;

квантитативизм-универсальный  метод количественного сопоставления  и оценки всех предметов и явлений  мира, отказ от качественного мышления античности и Средневековья;

причинно-следственный автоматизм жесткую детерминацию всех явлений и процессов в мире естественными причинами, описываемыми с помощью законов механики;

аналитизм - примат аналитической деятельности над синтетической в мышлении ученых, отказ от абстрактных спекуляций, характерных для античности и  Средневековья;

геометризм-утверждение  картины безграничного однородного, и управляемого едиными законами космического универсума.

Еще одним важнейшим итогом научной  революции Нового времени стало  соединение умозрительной натурфилософской традиции античности и средневековой  науки с ремесленно-технической  деятельностью, с производством. Кроме  того, в результате этой революции  в науке утвердился гипотетико-дедуктивный  метод познания.

В прошлом веке физики дополнили механистическую  картину мира электромагнитной. Электрические  и магнитные явления были известны давно, но изучались обособленно  друг от друга. Их изучение показало, что  между ними существует глубокая взаимосвязь, что заставило ученых искать эту  связь и создать единую электромагнитную теорию.

Революция Эйнштейна.

В 30-е гг. XX в. было сделано другое важное открытие, которое показало, что  элементарные частицы, например электроны, обладают не только корпускулярными, но и волновыми свойствами. Таким  путем было доказано экспериментально, что между веществом и полем  не существует непроходимой границы: в  определенных условиях элементарные частицы  вещества обнаруживают волновые свойства, а частицы поля - свойства корпускул. Это явление получило название дуализма волны и частицы.

Еще более радикальные изменения  в учении о пространстве и времени  произошли в связи с созданием  общей теории относительности, которую  нередко называют новой теорией  тяготения. Эта теория впервые ясно и четко установила связь между  свойствами движущихся тел и их пространственно-временной  метрикой. А. Эйнштейн (1879-1955), выдающийся американский ученый, физик-теоретик, сформулировал некоторые , основные свойства пространства и времени  исходя из своей теории:

1) их объективность и независимость  от человеческого сознания и  сознания всех других разумных  существ в мире. Их абсолютность  они являются универсальными  формами бытия материи, проявляющимися  на всех структурных уровнях  ее существования;

2)неразрывную  связь друг с другом и с  движущейся материей;

3)единство  прерывности и непрерывности  в их структуре - наличие отдельных  тел, фиксированных в пространстве  при отсутствии каких-либо «разрывов»  в самом пространстве;

По  существу относительность восторжествовала и в квантовой механике, т.к. ученые признали, что нельзя:

1) найти объективную истину безотносительно  от измерительного прибора;

Законы диалектики. Диалектический метод познания мира