Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ 
 
 

Курсовая  работа

  на тему:

«Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике» 
 
 

                  Выполнил:

                  студент группы 536

                  факультета  ГМУ

                  Артемов А. А. 

                  Научный руководитель:

                                                 к. ф. н., доцент

                                                 Швец Л. Г. 
 
 
 
 

г. Ростов-на-Дону

2010

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления

1.1.   Понятие законов и закономерностей управления, виды законов………..5

1.2.     Система принципов управления, их классификация..…….…….…........8

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности  и содержание законов и принципов  государственного управления……………………………………………………………….………13

2.2. Оценка соответствия современной практики государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления, пути совершенствования государственного управления……...................................21

Заключение………………………………………..…………..…………….……28

Список  использованной литературы………...…………………….…………...30

 

Введение

       Реалии  существования нашего общества, суровая  действительность, к которой все  вынуждены приспосабливаться, находятся  в прямой зависимости от эффективности  государственного управления и неразрывно связаны с ней. В любой стране между государством и обществом  существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере  управления. Если государственное управление стремится добиться  успеха, то оно  должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации  ограниченности ресурсов (как кадровых, так и  материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего  общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует  подчеркнуть, что государственные  структуры во многом обладают неадекватными  для решения этой задачи системами  управления. Такое плачевное положение  дел является следствием неспособности  руководителей и государственных  органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с  наиболее важными законами и принципами государственного управления.1 От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и принципы управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и принципов государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы. 

Разработанность темы «законы и принципы управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Козлов Ю.М., Атаманчук Г.В., Бурганова Л.А., Граждан В.Д., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Швец Л.Г., Киселев А.Г., Кнорринг В.И., Курашвили Б.П., Паркинсон С.Н., Радченко А.И., Рыкунов В.И., Слепников И.М., Аверин Ю.П., Слепцов Н.С., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А., Ирхин Ю.В.

     Однако  следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

       Объектом  исследования курсовой работы являются общие законы и принципы управления.

       Предмет исследования – законы и принципы управления, применяемые в государственном управлении.

       Цель  курсовой работы – анализ и оценка соответствия законов и принципов функционирования современного государственного управления теоретическим основам законов и принципов управления.

       Достижение  этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач:

  1. Исследовать основные законы и закономерности управления, привести их классификацию.
  2. Выявить сущность и перечислить основные виды принципов управления.
  3. Дать характеристику законам и принципам управления, применяемым в государственном управлении
  4. Оценить современное состояние государственного управления, в рамках соответствия законам и принципам управления.
  5. Проанализировать основные пути совершенствования системы государственного управления.

       В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и  список использованной литературы.

       Во  введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

       В первой главе представлена информация об общих законах и закономерностях управления, а также обозначены основные понятия, выделены виды и раскрыта сущность принципов управления.

       Вторая  глава посвящена анализу законов и принципов государственного управления, дана оценка эффективности функционирования современного государственного управления.

       В заключении подводятся общие итоги  исследования и делаются основные выводы по работе.

 

        

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования законов и принципов управления.

    1. Понятие законов и закономерностей управления, виды законов.

     Всякая  наука характеризуется присущими  только ей законами и закономерностями.

     В науке управления также имеются  свои законы и закономерности.

     Объективные законы управления, в отличие от государственных (правовых) законов, регулирующих общественные отношения, это описываемые научной теорией существенные, необходимые и повторяющиеся общие формы взаимосвязей между управляющим субъектом и управляемым объектом, между системой управления и социальной средой.

     Законы  управления выражают необходимость  и всеобщность тех сторон, моментов управленческой деятельности и отношений, которые исторически складываются, закрепляются и воспроизводятся в структуре и функциях управления.

     Закономерные (законом обусловленные) структурные  и функциональные взаимосвязи не действуют с неизбежностью, а реализуются в виде тенденций, пробивающихся через множество конкретных явлений и обстоятельств, индивидуальных актов поведения и действий, подчиняющихся вероятностным «правилам игры». Реализация законов зависит от многих условий (переменных), но, прежде всего от управляющего субъекта, его знаний, способностей, но также и от управляемого объекта2.

     Роль  законов управления выражается в  том, что они:

  1. образуют теоретический фундамент науки;
  2. способствуют переходу эмпирического подхода к профессиональному;
  3. позволяют правильно оценить возникающую ситуацию;
  4. позволяют анализировать зарубежный опыт;
  5. выражают качественные свойства и связи процессов и явлений, характеризующих отношения управления и направления их развития.

     Законы  управления обнаруживают свои требования в реализации принципов управления, функциональном разделении труда, структуре системы управления, в механизме и методах управления; в процессе управления.

     Закон - это постоянная существенная связь (зависимость) между процессами и явлениями3.

     В этом аспекте закон управления - зависимость «выхода» системы или значения ее целевой функции от «входа» системы или значения аргументов - независимых переменных, характеризующих состояние объекта управления и внешней среды. То есть это связь целей управления со средствами и методами их достижения.

     Категория «закон» относится к той же группе категорий, что и «закономерность».

     Как законы, так и закономерности устанавливают  общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями.

     В управлении понятие закономерность рассматривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования или как часть закона.

     Виды  законов управления

     Исходя  из понятия и сущности законов  и закономерностей управления, ряд  ученых выделили основные виды законов  управления.

     Например, Э. А. Смирновым сформулировал законы организации. Это закон синергии, закон самосохранения, закон развития, закон информированности - упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и пропорциональности4.

     Важно отметить, что законы организации и законы управления - в сущности, идентичны5. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

     М.Г. Лапуста в свою очередь выделяет законы управления при использовании информационных систем управления.

  • Во-первых, это закон экономии интеллектуальной энергии. Он реализуется за счет создания базы знаний посредством набора типовых целей, ситуаций, вариантов решения проблем с перечнем возможных последствий, обучающих тренингов.
  • Во-вторых, это закон перехода информированности в компетентность. Он реализуется за счет прозрачности информации и возрастания количества работников, имеющих к ней доступ. Накопление информации дает синергетический эффект, скачкообразно повышающий компетентность и потребность в получении новой информации.
  • В-третьих, это закон перехода от административных методов управления к организационным. Он реализуется за счет применения эффективных технологий управления.

     Основу  организационных методов управления, согласно данной концепции, составляют планирование и организация (например, это бизнес-план или организационное проектирование)6.

     Основываясь на вышеизложенном мы бы хотели отметить, что законы и закономерности управления играют важнейшую роль в организации  процесса управления. Это теоретическая  база, на основе которой выстраивается вся практическая деятельность руководителей. Но не стоит забывать и о важности принципов управления. Их сущность мы постараемся раскрыть в следующем параграфе.

    1. Система принципов управления, их классификация.

     Объективность законов проявляется в том, что  их действие не зависит от воли и  желания человека, но знание законов  и умение его применить является ключевым фактором повышения эффективности управления. Таким образом, возникает вопрос об использовании законов управления в практике управления.

     В теории управления этим ключевым фактором разрешения этого вопроса считаются принципы управления.

     Принцип (от лат. «начало, основа») – это:

  1. основное исходное положение какого-либо учения, теории, науки, мировоззрения, политической организации и т.д.;
  2. внутреннее убеждение, нормы поведения и деятельности;
  3. основная особенность устройства какого-либо механизма, прибора.

     Принципы  управления – основные правила, которые  должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования  объективных законов в практике управления7.

     Приступая к исследованию принципов управления, необходимо подчеркнуть, что данное понятие может иметь достаточно большое количество определений, и в науке управления не существует единого универсального определения принципов управления.

     Авторы, основываясь, безусловно, на объективном  отражении действительности, по-разному  подходят к определению их сущности, классификации, эволюции8.

     И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента - это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления9.

     В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда10.

     Принципы  отражают содержание объективных процессов  общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а  его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории».

     В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов  управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе.

     Принципы  и законы (закономерности) по сути дела отражают один и тот же фрагмент действительности, но отражают его  в разной форме: закон - в виде образа (положительного знания), принцип - в виде определенного требования (регулятивной нормы).

     Отличие принципа от закона выражается и в  том, что он может быть сформулирован  на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той  или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований.

     Принципы  управления объективны, т. е. не зависят  от воли и желания отдельных личностей. Они являются не абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать в ответ на управляющее воздействие.

     Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

     Принципы  в управлении это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются11. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа.

     Но  все же большинство авторов склоняется к тому, что основные принципы являются общими для всех сфер управления. В каждом принципе проявляются политические, организационные и технические начала, но не в равной степени. В одних превалируют политические свойства, в других организационные или технические. В зависимости от того, какие начала преобладают в принципах, они условно разделяются на социально-политические и общеорганизационные.

     Принципы  управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.

     В.И. Рыкунов считает, что при этом целесообразно исходить, прежде всего, из характера видов управленческой деятельности. В качестве основания  для классификации принципов  управления целесообразно использовать виды деятельности, которые в совокупности составляют управление как социальное явление. Компонентами управления, с его точки зрения, являются работа с информацией, формирование и обеспечение функционирования системы и координация трудовых усилий персонала12.

     Таким образом, система принципов управления может быть классифицирована по трем основным группам принципов: это, во-первых, принципы работы с информацией (кибернетические), во-вторых, принципы формирования и обеспечения функционирования системы (организационные) и, в-третьих, принципы работы с персоналом. Каждая группа принципов призвана отражать выявленные закономерности соответствующего вида деятельности и формулировать предъявляемые к этой деятельности требования.

     Другие  ученые, например В.Д. Граждан, предлагают несколько иную классификацию принципов  управления. Они выделяют четыре основных вида принципов управления, в соответствии с тем в какой области функционирования организации применяется управление:

  1. Принципы принятия управленческих решений
  2. Принципы государственного управления
  3. Карьерные принципы
  4. Организационные принципы13

     Отсюда  можно резюмировать, что принципы управления - это теоретический фундамент науки управления, обращенный на практику.

     Для любой отрасли управленческой деятельности необходимо в первую очередь установить внутренние устойчивые связи между изучаемыми явлениями, на основе имеющихся эмпирических фактов и проведенных экспериментов определить законы, принципы, которым подчиняются эти сложные процессы и, зная которые можно предвидеть результаты предпринимаемых действий.

     Таким образом, исследовав основные законы и закономерности управления, приведя их классификацию, выявив сущность и перечислив основные виды принципов, мы можем переходить непосредственно к анализу законов и принципов государственного управления, а также оценке эффективности функционирования современного государственного управления. 
 

 

       

Глава II. Практическое действие законов и принципов управления в системе государственного управления

2.1. Особенности и  содержание законов  и принципов государственного  управления

       Государственное и муниципальное управление осуществляется в соответствии с присущими ему объективными законами и закономерностями.

       В литературе по государственному управлению некоторые авторы разделяют законы государственного управления на законы функционирования и законы развития. К первым относится закон оптимального дополнения и уравновешивания государственных полномочии полномочиями органов общественного самоуправления. Ко вторым — закон нарастающей демократизации и закон неравномерности развития и конфликтности14.

       Указанные законы свойственны любому демократическому государству, в котором также проявляется действие закона участия граждан в государственно и муниципальном управлении, вытекающего из самой сущности демократии как власти народа15.

       Реализация  закона участия граждан в государственном  и муниципальном управлении является одним из важнейших условий совершенствования демократии. Этот закон устанавливает органическую связь демократия с дальнейшим развитием творческой инициативы граждан и их участия в управлении государством или территориальным образованием, укрепления организованности и дисциплины, повышением ответственности органов управления и должностных лиц перед народом строжайшим соблюдением законности.

       В соответствии с действием этого  закона граждане принимают участие  в государственном и муниципальном  управлении, путем волеизъявления на референдумах, выборах президента и  глав органов государственного и муниципального управления, опросах по различным важнейшим для жизни государства или территориального образования вопросам, подачи  своих предложений в органы управления по совершенствованию деятельности этих органов, повышению эффективности функционирования отраслей народного хозяйства, борьбе с преступностью, защите прав и свобод граждан и другим вопросам.

       Французский специалист по государственному управлению профессор Р. Драго к законам  государственного управления относит  знаменитый закон Паркинсона, сущность которого заключается в том что  «всякая административная единица  склонна жить для себя самой и  увеличивать как объем своих  задач, так и число работников, необходимых для их выполнения»16. Из этого общего закона следуют два частных: закон роста подчиненных и закон роста объема работ.

       Закон роста количества подчиненных заключается  в том, что любая администрация, которая получила новое задание, считает, что его выполнение возможно только в том случае, если количество работников будет увеличено.

       Закон роста объема работ состоит в  том, что каждый чиновник считает  своим долгом увеличить объем  своей служебной деятельности.

       Следует отметить, что проф. Р. Драго несколько  трансформировал понятие закона Паркинсона. Норткот Паркинсон формулирует  свой закон следующим образом: «Количество  служащих и объем работы совершенно не связаны между собой. Число  служащих возрастает по закону Паркинсона, и прирост не изменится от того, уменьшилось ли, увеличилось или вообще исчезло количество дел»8. Паркинсон считает, что в среднем прирост штатов равен 5,76% в год17.

       К закономерностям государственного и муниципального управления относятся:

       — единство методов и основных функций  социального управления на всех уровнях  государственного и муниципального управления: федеральном, субъектов  Федерации, муниципальных образований. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы. Единство основных функций социального  управления (планирование организация, контроль и учет, регулирование и  координирование) определяется единством  процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого  цикла каждый на которых выполняется  посредством реализации соответствующей  основной функции;

       — единство общих и частных функций  государственного и муниципального управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления;

       — оптимальное соотношение централизации  и децентрализации полномочий органов  государственного и муниципального управления. Эта закономерность определяется разнообразием условий объектов государственного и муниципального управления. Практическая реализация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче федеральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции Российской Федерации18. Во-вторых, в передаче органами исполнительной власти субъектов российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им19. В-третьих, в наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий контролируется государством в соответствии с условиями и порядком контроля, определяемыми соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации20. В-четвертых, в передаче полномочий органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления21.

Законы, закономерности, принципы государственного управления, проявляющиеся в современной практике