Законы и закономерности управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ          «ЮЖНО – РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»                                                                           КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Курсовая работа на тему:

«Законы и закономерности управления»

                                    

 

Выполнил студент                                                                                                    Факультета управления, 525 группы                                                                                   Редько Александр                                                                         Научный руководитель                                                                                                                  Кандидат экономических наук, Доцент                                                               Хашева Ирина Анатольевна

 

Г. Ростов-на-Дону

2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………..

Глава I. Система законов управления……………………………………..

1.1. Понятия «закон», «закономерность»……………………………………..

1.2. Основополагающие законы управления………………………………….

1.3. Законы управления второго уровня…………………................................

Глава II. Система закономерностей управления.........................................

2.1. Классификация закономерностей управления……………………………

2.2. Взаимодействие законов управления в природе и обществе и  их практическое приложение……………………………………………………..

Заключение...........................................................................................................

Список литературы…………………………………………………..............

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В неразрывной связи от эффективности государственного управления в прямой зависимости находится то, что происходит в нашем обществе, это суровая действительность, к которой все вынуждены приспосабливаться. В любой стране между государством и обществом существует взаимодействие, качество и уровень которого определяется эффективностью политики в сфере управления. Если государственное управление стремится добиться  успеха, то оно должно обеспечить гражданам комфортные условия существования в соответствии с обещаниями, сделавшими это управление легитимным. Не секрет, что подобные действия в ситуации  ограниченности ресурсов (как кадровых, так и материальных) весьма затруднительны. Задача обеспечения потребностей всего общества в нынешней ситуации является достаточно затруднительной. Следует подчеркнуть, что государственные структуры во многом обладают неадекватными для решения этой задачи системами управления. Такое плачевное положение дел является следствием неспособности руководителей и государственных органов планировать и организовывать свою деятельность в соответствии с наиболее важными законами и закономерностями государственного управления. От того, насколько точно и правильно соблюдаются законы и закономерности управления в деятельности государственного учреждения напрямую зависит эффективность функционирования данного учреждения. Отсюда можно сделать вывод, о том, насколько важна проблема исследования законов и закономерностей государственного управления. А это, в свою очередь, подтверждает актуальность данной курсовой работы. 

Разработанность темы «законы и закономерности управления» достаточно велика: изучением данной темы занимались многие отечественные и зарубежные ученые, исследователи, философы: Алиев В. Г., Дорофеев В. Д., Лафта Дж. К., Раздорожный А.А., Мильнер Б.З., Алехин А.П., Кармолицкий А.П., Гречикова И.Н., Драго Р., Игнатов В.Г., Албастова Л.Н., Лапуста М.Г., Смирнов Э.А.

Однако следует отметить, что исследования в данной области все-таки не закончены, а, следовательно, имеет смысл их продолжение.

Объектом исследования курсовой работы являются общие законы и закономерности управления.

Предмет исследования – законы и закономерности управления, применяемые в государственном управлении.

Цель курсовой работы – изучение законов и закономерностей управления, взаимодействие законов в природе и обществе и практическое их приложение.

Достижение этих целей предопределяет постановку и решение следующих задач:

1.   Дать общее определение понятиям «закон», «закономерность».

2.  Исследовать основополагающие (основные) законы и закономерности управления, привести их классификацию.

2.   Выявить сущность и перечислить основополагающие законы управления.

3.  Дать характеристику законам управления второго уровня.

4.    Определить взаимодействие законов управления в природе и обществе.

В соответствии с поставленной целью, задачами и логикой исследования структуру данной работы составляют введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, отражаются цели и задачи исследования, дается краткая характеристика работы.

В первой главе представлена информация о системе законов управления, а также обозначены основополагающие законы управления, законы управления второго уровня, выделены виды и раскрыта их сущность.

Вторая глава посвящена изучению системы закономерностей управления, в ней раскрывается их классификация, а также взаимодействие законов управления в природе и обществе и  их практическое приложение.

В заключении подводятся общие итоги исследования и делаются основные выводы по работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Система законов управления

1.1. Понятия «закон», «закономерность»

Каждая наука характеризуется присущими только ей законами и закономерностями. В науке управления также имеются свои законы и закономерности. Прежде чем приступить к подробному изучению законов управления, попытаемся разобраться, что понимается под такими общими научными категориями, как «закон» и «закономерность». Это тем более необходимо, так как единого мнения по поводу трактовки вышеназванных понятий среди ученых — приверженцев различных философских воззрений нет. Более того, понятие «закон» трактуется ими не только не однозначно, но и принципиально противоположно. Так, с точки зрения материалистической диалектики закон трактуется как «необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями. Закон выражает объективные и реальные связи между предметами, между свойствами вещей, а также их отражение в сознании между свойствами внутри вещи».

С позиций объективного идеализма закон трактуется как «выражение мирового разума, воплощенного в природе и обществе». А с позиций субъективного идеализма «закон привносится познающим субъектом в реальный мир: разум дает законы природе. Например, согласно неопозитивизму закон — это чисто логический феномен; закону не присуща объективная необходимость; он обладает лишь логической необходимостью». Далее в своей работе я буду придерживаться той точки зрения, согласно которой законы есть отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Они могут носить всеобщий, т.е. всеприродный, и частный, специфический характер, отражать строго количественные и качественные связи, относиться к законам функционирования (сосуществующим в пространстве вещам) и законам развития (выражающим тенденцию или порядок следования событий во времени), законам динамическим и статистическим.

Общие законы являются предметом философских наук, а частные (специфические) изучаются отдельными конкретными науками (физикой, химией, биологией и др.). В философской литературе по поводу соотношения между общими и частными законами существуют две прямо противоположные точки зрения. Одни философы утверждают, что общие законы проявляются через специфические, действующие в той или иной группе явлений, на той или иной ступени их развития. Другие, наоборот, утверждают, что, хотя общие законы и связаны со специфическими, они действуют самостоятельно. Указанные точки зрения имеют прямое отношение к вопросу о взаимосвязи между законом и закономерностью, о чем более подробно будет сказано ниже. Здесь же хотелось бы подчеркнуть, что в реальной действительности имеет место и та, и другая взаимосвязь. Специфические (частные) законы могут существовать самостоятельно, рядом с общими законами и быть проявлениями общих законов.

Близкой к понятию «закон» является категория «закономерность». Однако и здесь нет единого мнения о том, что же представляет из себя «закономерность» и как она соотносится с законом. Так, в большинстве случаев «закономерность» и «закон» выступают как однопорядковые категории. Однако нередко ее употребляют в несколько ином смысле, когда хотят подчеркнуть, что то или иное явление не случайно, а подчинено какому-либо закону (или комплексу законов), совершается на основе этого закона (законов). В этом понимании «закономерность» — синоним понятия «закономерное», выражает факт наличия причинно-следственной обусловленности, связи и взаимодействия явлений, интегрированное проявление законов.

Есть и другая точка зрения, согласно которой закономерность относится к объективному миру, а закон — к отражению закономерностей мира наукой. И, наконец, существует совершенно альтернативный подход, в соответствии с которым закономерности не существуют вообще и познание их невозможно.

Столь широкий разброс мнений — повод для продолжения дискуссий между философами. Мы же в дальнейшем изложении будем исходить из того, что закономерность и закон отражают объективно существующие связи между явлениями, их причинами и следствиями. Однако в законе эти связи более устойчивы и всеобщи. Закономерность же отражает правильность, последовательность в явлениях, относящихся к определенному месту и времени. Она обусловлена, как правило, не одной, а рядом причин, складывающихся под влиянием нескольких законов. Связи, обобщаемые в закономерности, менее устойчивы, чем в законе, и справедливы лишь для данных условий развития конкретных явлений.

Закономерность существенно отличается от закона тем, что последний всегда вписывается в строгую, устойчивую систему законов действительности, закономерность же входит в весьма непостоянные текучие системы, изменяющиеся в зависимости от круга обобщенных ею фактов и изменения внешних условий. Закономерность богаче закона конкретным содержанием: кроме глубоких внутренних связей, относящихся к одному или нескольким законам, она отражает черты явлений, порожденные для данной связи причинами. Закон богаче закономерности тем, что относится к большей массе соответствующих явлений, охватывает всю совокупность этих явлений. Кроме того, если закономерность выявляется обязательно в результате обобщения фактов, то закон может быть выявлен в ходе теоретического анализа и уже в дальнейшем подтвержден (или опровергнут) фактами.

Закономерности, как и законы, подразделяются на статические и динамические. Первые обобщают многозначные связи, вторые — однозначные. Поскольку статические закономерности обобщают информацию, относящуюся только к определенному пространству и времени, они выступают не как всеобщее (всеобщим являются законы), а как особенное. При расширении границ пространства и времени закономерность перерастает в закон.

Естественно, что в законе отражается лишь основная, главная черта действительности, но на деле действительность — сложнейший организм с многочисленными связями, отношениями, признаками. Чтобы понять законы действительности, нужно пройти многие промежуточные ступени, звенья. Поэтому собственно законы открываются, как правило, на базе уже выявленных закономерностей, что соответствует общему ходу человеческого познания, которое идет от единичного (зависимости) к особенному (закономерности) и всеобщему (закону). В то же время действие законов обнаруживается через действие закономерностей. Следовательно, процесс познания и истолкования объективного мира идет от единичного факта (зависимости) к особенному (закономерности) и снова к единичному. Саму закономерность можно трактовать как ступеньку к открытию закона и как форму проявления действия одного или нескольких законов. Если рассматривать генезис закономерностей, то они, как и законы, порождаются самой действительностью, выступают отражением ее причинно-следственных связей.

Все вышесказанное непосредственно относится к законам управления и характеризует их как выявление устойчивых организационных связей мирового целого. В этом смысле законы оуправления присущи целостным образованиям в природе и обществе. Они отражают существенные внутренние организационные связи как между частями целого, так и между целостными объектами, а также законы развития организационных процессов во времени. Можно выделить общие законы теории управления как всеобщей науки и специфические законы, являющиеся предметами изучения таких конкретных организационных наук, как теория управления, теория организаций, теория социальных организаций, организация производственных систем и др. В этой связи рассмотрим более подробно общие законы организации и характер их проявления.

1.2. Основополагающие законы управления

Если говорить о законах организации и законах управления, то необходимо пояснить, что в сущности они идентичны. С той лишь разницей, что теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации. А теория управления изучает принципы, законы и закономерности управления этими объективно обусловленными процессами.

К основополагающим законам управления относятся следующие законы: синергии, наименьших, самосохранения, развития (онтогенеза).

Теория управления – сравнительно молодое научное направление, соответственно и ее законы еще не в полной мере получили признание. Поэтому необходимо углубленное изучение законов управления, так как оно является важным фактором становления этой теории как науки.

Закон синергии часто называют основополагающим законом управления. И это вовсе не случайно. Разные авторы дают различные определения данного закона. Так, например, Г.Р. Латфуллин и А.В. Райченко в учебнике «Теория организации» считают, что закон синергии устанавливает эффект превышения качеств организации над суммой качеств ее составляющих, за счет взаимоувязки и согласования действий организованных элементов. Однако при этом авторы не приводят каких-либо практических примеров проявления данного закона, обосновывающих и раскрывающих его полноту.

Э.А. Смирнов в учебном пособии «Основы теории организации» дает следующую формулировку закона синергии: «Для любой организации существует такой набор элементов, при котором его потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше». При этом он отмечает, что в теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы носит название синергии. Похожую трактовку данному закону в своем учебном пособии «Менеджмент»  дают Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю.

На мой взгляд, наиболее правильное толкование закона синергии дает в своем учебнике «Теория организации» В.Г. Алиев. Закон синергии выражается в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств, имеющихся у вошедших в состав целого элементов, что обусловлено не только благоприятным сочетанием ресурсов, но и согласованностью их взаимодействия и взаимоподдерживающими связями. С одной стороны, данная трактовка отражает всю полноту признаков, характеризующих данный закон, а с другой — свободна от неточностей, отмеченных выше.

Синергетический эффект (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны — положительный.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также сложно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта на данном уровне развития пока не производится. Однако накапливаются статистические данные о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии применяются следующие методы:

- Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций.

- Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего.

Основные принципы данного метода: число участников 4— 12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1—2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30—50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных.

- В США распространен метод «мозговой атаки», в основе которого лежит стимулирование подсознания, которое служит неиссякаемым источником человеческого потенциала, появления блестящих идей.

Закон синергии – основополагающий закон управления, именно благодаря его проявлению организация становится четвертым фактором производства.

Закон наименьших, сформулированный Е.П. Третьяковой, звучит следующим образом: «структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью». Этот общеорганизационный закон относится к любым видам целостных образований в природе и в обществе. Наглядными примерами проявления закона наименьших является:

— цепь, состоящая из звеньев разной прочности, выдерживает тот вес, который выдерживает наименее прочное звено;

— цепь доказательств рушится, если хотя бы одно из ее звеньев не выдерживает критики;

— полное товарищество как организационно-правовая форма практически не используется, так как предполагает высокий уровень имущественной ответственности и высокий уровень доверия между участниками. В этом проявляется слабость этой организационно-правовой формы.

Этот закон используется при анализе деятельности организации или подразделения, так как любой анализ направлен на выявление «узких мест» в работе и принятие мер по их устранению. Аналогично закон наименьших применяется при расследовании преступлений, так как следствие строится на выявлении и исследовании природы следов преступления, оставленных преступниками. В системе стратегического управления компанией закон используется для оценки сильных и слабых сторон организации, ее возможностей и угроз.

Закон самосохранения гласит, что любая организационная (физическая) система стремится сохранить себя как целостное обращение и, следовательно, экономнее расходовать свой ресурс. Важнейшим условием сохранения системы является обеспечение ее равновесного функционирования. Равновесие неживых систем связано с достижением максимального уровня энтропии. Равновесное состояние живого организма предполагает непрерывное поддержание энтропии системы на низком уровне, непрерывное противодействие разупорядочивающим факторам. Жизнь, выживание, равновесие, устойчивость — это ключевые понятия для раскрытия содержания закона самосохранения. Функционирующая организация может стремиться к достижению равновесия, например, в стабильности кадрового состава, поддержании уровня запасов, финансов и т.д. С развитием организации связана проблема динамического равновесия, т.е. равновесия с изменением структуры под воздействием внешних или внутренних факторов.

 Важным аспектом равновесия, связанным с выживанием, является устойчивость функционирования системы. Устойчивость может быть по отношению к структуре системы или же к функциям, определяющим ее функционирование. Различают также устойчивость первого рода, когда система может вернуться в исходное положение после выхода из равновесия, и устойчивость второго рода, когда система выходит из состояния равновесия для перехода на новую траекторию (виток) развития. Неустойчивые системы, т.е. системы, которые не могут перейти в новое состояние или вернуться в прежнее состояние после действия негативных факторов, разрушаются.

 Одним из критериев  самосохранения системы является  ее умение (способность) адаптироваться  к изменениям факторов внешней  и внутренней среды. Различают  следующие виды адаптации: кратковременную  и долговременную; структурную (в  статике) и функциональную (в динамике); активную и пассивную. Одним из  важнейших факторов самосохранения  системы является умение преодолевать  препятствия, которые подразделяются  на расхождения и противоречия (конфликты). Расхождения — это разрыв между тем, какой видит себя сама организация, и тем, что она представляет собой в действительности. Они бывают пяти видов:

1) по поводу целей организации;

2) по поводу средств  их достижения;

3) относительно методов  менеджмента;

4) относительно факторов  внешней среды (угроз и возможностей);

5) относительно факторов  внутренней среды (слабости и  силы). Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной  из сторон (личность, группа, организация) вступает в противоречие с  интересами другой стороны. С  точки зрения причин конфликтной  ситуации выделяются конфликт целей, конфликт взглядов, производственный конфликт и др.

 На основе сказанного  можно сделать ряд выводов, характеризующих  механизм действия закона самосохранения. Во-первых, самосохранение есть выживание  системы через поддержание ее  целостности, состояние подвижного равновесия и устойчивости, экономного использования ее потенциала. Во-вторых, самосохранение непосредственно связано с адаптацией системы. В-третьих, необходимым условием самосохранения выступает развитие организации.

Закон онтогенеза предопределяет, что каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: становление, расцвет, угасание. Онтогенез — термин, введенный немецким биологом Э. Геккелем и характеризующий совокупность преобразований, претерпеваемых организмом от зарождения до конца жизни. Как и в случае с гомеостазом (например, постоянство чего-либо), этот термин заимствован организационной наукой из биологии для описания первообразований, протекающих в организационных системах. В постоянно обновляющемся обществе одни объекты нарождаются, другие — процветают, а третьи — умирают, но система продолжает жить. Исследование структуры этапов жизненного цикла различных объектов, динамики их качественных, стоимостных и временных параметров является актуальнейшей проблемой теории менеджмента.

Закон онтогенеза удается пока применить только к явлениям жизни с точки зрения биологических и социальных наук. Дело в том, что он предполагает повторение форм путем размножения — условие, до сих пор наблюдаемое почти исключительно в области жизненных процессов. Но, как справедливо отмечает А.А. Богданов, история «мертвых» вещей еще слишком мало известна, а привычка смотреть на них как на «неорганизованные» еще слишком сильно задерживает организационную науку.

1.3. Законы управления  второго уровня

Если говорить о законах управления второго уровня, то необходимо выделить следующие законы: Информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и закон пропорциональности.

Закон информированности - упорядоченности

Все коммуникации  в  организации  основаны  на  получении,  обработке, передаче и хранении данных. Данные - это сообщения, результаты  мыслительной деятельности,   сведения   любого   происхождения,   вида   и    назначения. Управленческая информация - это данные, несущие в себе новизну и  полезность для работника, принимающего решение. Информация  здесь  рассматривается  как часть данных. Обычно  информацию  разделяют  на  2   больших   класса:   объективную (например, о работнике   -   диплом  об  образовании, трудовая книжка) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет смысл лишь  тогда,  когда  есть  источник (информатор) и ее получатель (информант). Информация обладает такими характеристиками, как объем,  достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация  управления  вносит  коррективы  в  существующие  формы управленческого труда и  расширяет  их  состав.  Она  способствует  усилению позитивного действия  законов  и  принципов  управления,  в  первую  очередь законов, свойственных управлению в целом.

К таким законам  относятся:

- закон единства  систем  управления,

- закон    соотносительности    управляющей   и управляемой  систем,

- закон  пропорциональности  производства  и  управления,

- закон экономии  времени,

- закон  экономии  интеллектуальной  энергии,

- закон перехода от  административных к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами  и  т  п.  Информационная   среда  управления подчиняется закону информированности - упорядоченности.

Сам закон звучит следующим образом: чем большей информацией располагает организация о внутренней  и внешней   среде,   тем   она   имеет   большую    вероятность    устойчивого функционирования (самосохранения). Таким образом, информированность   работника   после    достижения    ею критического уровня переходит в его компетентность. Поэтому руководитель должен создать работникам условия для  получения информации.

Самым  важным  приложением  закона   информированности - упорядоченности является рекламная деятельность. Реклама - это информация о  потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

Закон единства анализа и синтеза.

Суть анализа  - в разделении целого на части, в представлении сложного в  виде  простых  составляющих.  Суть  синтеза   -   в   соединении   простых составляющих  объекта  в  единое  целое.  Анализ  и  синтез  в  человеческом мышлении сильно переплетаются  и  не  могут  существовать  друг  без  друга, поэтому,  говоря  об  единстве  анализа  и  синтеза,  мы  подразумеваем   их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Данный закон имеет следующую трактовку: каждая материальная система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим  функционирования  в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти  изменения идут в следующем цикле: скорость и результат преобразования  зависят  от  диапазона  изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к анализу и синтезу организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

1. предварительный  анализ  с позиций стороннего наблюдателя

2. проведение  «мозговой  атаки»   на   совещании   основных   специалистов организации

3. создание  группы  развития  организации  и  формирование  ее   стратегии развития

4.  постоянная  работа  группы  развития  в   рамках   нового   структурного подразделения  организации.

Закон композиции и пропорциональности.

В   окружающем   нас   мире   все   приспособлено   для    совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит,  а  недостаточное постепенно  развивается,  достигая  некоторого   временного   равновесия    - гармонии.

Гармония - это естественный эволюционный процесс, происходящий  на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей,  организаций,  семьи и  даже  одного  человека.  Гармония   предполагает   наличие   совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Закон:  каждая  материальная  система  стремится  сохранить  в   своей структуре все необходимые  элементы  (композицию),  находящиеся  в  заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается на уровне организации и на  уровне  внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации  требует  обязательного  использования набора принципов:

- Принцип планирования: Каждая  организация должна  иметь  обоснованный  план деятельности и развития.

-   Принцип   координации:    Каждая   организация   должна    следить    за стратегическими,  тактическими  и   оперативными   изменениями   и   вносить  соответствующие коррективы в  механизм выполнения.

- Принцип полноты: каждая  организация должна выполнять  весь  набор  функций производства  и управления на своем участке  деятельности либо своими  силами, либо с помощью привлеченных организаций.

Практика  использования  закона    состоит   в   обоснованном   выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

Законы и закономерности управления