Законы и закономерности менеджмента

Введение         

                     

Менеджмент – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение фирмой, действующих в рыночных условиях хозяйствования, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением закономерностей, принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Предметом изучения менеджмента является особая разновидность организационных отношений между людьми, имеющих форму информационного обмена и связанных с осуществлением руководства деловыми и хозяйственными процессами. Это, например, отношения, связанные с организацией основной, вспомогательной и самой управленческой деятельности; постановкой целей и планированием; выдачей распоряжений; координацией работы; контролем над ней и результатами; оценкой, вознаграждением за успехи; преобразованием и т.п. 
Актуальность выбранной мною темы связана с тем, что познание закономерностей и принципов управления позволяет максимально эффективно использовать их на практике, своевременно и качественно руководить деятельностью хозяйствующих субъектов, осуществлять её объективную оценку, прогнозирование, оптимизацию и комплексное совершенствование. 

Предмет исследования: законы и закономерности управления.

Цель курсовой работы: исследовать  основные закономерности и принципы менеджмента.

 

 

 

 

1. Характеристика менеджмента

            

Менеджмент - совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления. Основная цель менеджмента - достижение высокой эффективности производства, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы, компании.

Еще в 50-60-е гг. прошлого века в Европе и США доминировало представление о менеджменте как об универсальной дисциплине, имеющей единый, нерасчлененный объект. Однако сегодня таких объектов существует множество. В его рамках выделилось несколько самостоятельных направлений, и число их продолжает расти.

Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления. В реальном бизнесе апробируются новые системы и модели.

С одной стороны, ничего удивительного в этом процессе нет. Управленческие структуры просто отражают стремительный темп изменений, происходящих во внешней среде, учитывают их и рождают адекватные императивы.

С другой стороны, современные управленцы должны вовремя «примерять» на себя ту или иную «рубашку», тщательно сортируя поступающий поток менеджерских инноваций

1.1 Общие представления  о менеджменте

Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент - всегда управление людьми. Причем управляет человек.  Термин «менеджмент» имеет несколько значений:

  • вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата;
  • сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое:
  • орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной;
  • под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления;
  • менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту;
  • практику реального управления и ее осмысление;
  • искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет;
  • учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.

В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них - бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.

Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.  Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены. В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.

 

1.2  Понятие принципов менеджмента

 

Принципы управления – основные правила, которые должны соблюдаться субъектами управления при принятии различного рода управленческих решений. Принципы являются основной формой целенаправленного использования объективных закономерностей в практике управления. И.Н. Герчикова считает, что принципы менеджмента – это общие закономерности, отражающиеся при постановке практических задач управления. В.И. Кнорринг полагает, что принципы управления определяют закономерности формирования управляемой системы, ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда. 
Принципы отражают содержание объективных процессов общества и соответствуют им. Рассматривая этот вопрос, Ф. Энгельс писал: « ... принципы не исходный пункт исследования, а его заключительный результат; эти принципы не применяются к природе и к человеческой истории, а абстрагируются из них; не природа и человечество сообразуются с принципами, а, наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории». В этом выражении очень ясно показана сущность принципов, которые являются проявлением объективно действующих в обществе законов и закономерностей. Люди в процессе своей деятельности делают обобщения закономерностей, то есть познают и формулируют принципы, которые используют для совершенствования этой деятельности. Это, разумеется, не означает, что выработка принципов носит субъективный характер. Люди выводят их в качестве «основных правил» для того, чтобы их деятельность в большей мере соответствовала законам общества, что в конечном итоге положительно сказывается на эффективности деятельности.

В данном контексте представляется наиболее обоснованной трактовка принципов управления, предложенная авторами учебника по теории управления под редакцией О. В. Козловой, в котором под принципами управления следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в силу социально-экономических условий, сложившихся в обществе. 
Отличие принципа от закона выражается и в том, что он может быть сформулирован на основе не одного, а нескольких законов, а также является выражением той или иной всеобщей формы бытия, того или иного свойства материальных и идеальных образований. 
Принципы управления определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления, то есть управление организацией осуществляется посредством исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют линию поведения менеджеров. 
Таким образом, принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. Принципы в менеджменте это не есть нечто раз и навсегда данное. Они изменяются. Время меняет и язык науки, и терминологию, и формулировку принципа в зависимости от национальных особенностей различных школ менеджмента. 
Анри Файоль выделял 14 принципов управления, многие из которых до сих пор практически полезны:

1 Разделение труда. Эта функция распространяется не только на         исполнительские работы, но и управленческие.

2 Полномочия и ответственность. Полномочие это право отдавать приказы         и т.д., сила, которая требует повиновения. Ответственность - это взятие         на себя обязательства за выполнение чего-либо.

3 Дисциплина.

4 Единоначалие. Работник должен получать приказы только от одного        начальника.

5 Единство направления. Каждая группа должна преследовать единую           цель и должна быть объедена единым планом.

6 Подчиненность личных интересов общим. Цели каждого отдельного           работника не должны преобладать над целями всей организации.      7 Вознаграждение персонала. Чтобы получить отдачу от работников они           должны получать справедливое вознаграждение за свой труд.      

8 Централизация. В любой организации должен быть управленческий            центр.

9 Скалярная цепь. Ряд лиц стоящих на руководящих должностях            начиная от лица занимающего самое высокое положение и по цепочке           вниз до низового звена (цепь подчинения).

10 Порядок. Означает, что должно быть рабочее место для каждого            работника и каждый работник должен быть на своем месте.    

11 Справедливость. Сочетание доброты и правосудия.

12 Стабильность рабочего места для персонала.

13 Инициатива. Означает разработку проекта или плана и обеспечение его реализации.

14 Корпоративный дух. Традиции, согласие, имидж организации. Его 14 принципов не бесспорны. Их скорее можно считать рекомендациями к организации управления, в то время как принципы являются основанием системы, обобщают явления в той области знания, из которой они абстрагированы.

Что же касается единой системы принципов управления, то этот вопрос до настоящего времени однозначно не решен. Различные авторы, основываясь, безусловно, на объективном отражении действительности, по-разному подходят к классификации основных принципов управления. Многие ученые формулируют основные, по их мнению, принципы, базируясь на различных подходах к их систематизации. В одних работах выделяется лишь система основных принципов, в других выделяются две и более подсистем.

Классификация принципов менеджмента

Принципы управления должны являться отражением выявленных закономерностей, однако существующие классификации принципов построены на упрощенном понимании управления, поэтому сформулированные принципы не всегда оказывались жизнеспособными. Часть принципов только декларировалась, ввиду абстрактного подхода к определению управления, и на практику не работала. Уже давно назрел вопрос о разработке новой жизнеспособной системы принципов управления, объективно отражающих выявленные закономерности и удовлетворяющих потребности практики.

1) Принципы работы с информацией (кибернетические принципы). 
Работа с информацией по своему объему составляет значительную долю в действиях субъекта управления любого уровня. Это объясняется тем, что управление – деятельность интеллектуальная, поэтому ее предметом является информация. Следовательно, информация играет непреходящую роль в исследуемом явлении, а это означает, что работа по переработке информации справедливо выделяется в относительно самостоятельную составляющую деятельности. Для того чтобы выяснить принципы работы с информацией, необходимо дать глубокий анализ действий, из которых складывается рассматриваемый вид деятельности. 
Исследование данного вида деятельности, являющейся органической составляющей управления, дает основания для вывода, что при ее осуществлении целесообразно руководствоваться следующими принципами:

  • объективности;
  • адекватности;
  • обогащения;
  • перехода информации в знания субъекта.

Принцип адекватности означает, что информация, используемая в системе управления, в результате работы над ней обязательно должна отражать изначальную сущность без каких-либо изменений, а тем более искажений. Соблюдение данного принципа должно обеспечивать стабильность управления. Уровень управленческой деятельности, а, следовательно, и состояние того явления (сферы деятельности), которое является объектом управления, находится в прямой зависимости от точности отражения реальной действительности, воспринимаемой субъектом в виде информации. В ходе работы с информацией могут осуществляться всевозможные операции, в результате которых она может принимать различные формы. Однако точность отражения реальной действительности должна сохраняться на первоначальном уровне. В этом и состоит существо принципа адекватности.

Принцип обогащения состоит в том, что в ходе работы с информацией последняя преобразуется в направлении «очищения» от несущественных элементов, которые не несут полезной нагрузки. В систему управления поступают необходимые сведения, содержащие разносторонние характеристики различных ее звеньев. При этом в силу объективных и субъективных причин поступающая информация не может иметь идеальной структуры. Процедуры, осуществляемые в отношении информации, должны иметь не только направленность на приведение информации к соответствующему виду, но и «выкристаллизовывать» сущность отраженного в информации явления, факта. В результате этих процедурных действий информация постепенно избавляется от того несущественного, наносного, которое присуще поступающей в систему управления. В начале функционирования системы управления у субъекта создается иллюзия, что чем более полная информация будет использоваться в процессе управления, чем более обоснованным будет принятое решение.

Однако это далеко не всегда так. Избыток информации может играть такую же негативную роль, как и её дефицит. Информационная масса, циркулирующая в системе управления, должна быть оптимальной по объему. В то же время каждая проведенная операция над информацией должна содействовать ее переходу на качественно новый уровень обобщения по содержанию.

Принцип перехода информации в знания субъекта является также одним из основных принципов работы с информацией. В соответствии с общепринятым толкованием понятие «знание»  – это осмысление реальности в сознании. Описать применение данного принципа представляется возможным следующим образом. Сведения, составляющие информацию, имеют отвлеченный, абстрактный характер чисто осведомительного назначения до тех пор, пока они не будут осознаны субъектом и не перейдут на новый уровень процесса познания. Полное осмысление реальной действительности субъектом управления дает ему возможность осуществить этот переход и плодотворно использовать отражающую ее информацию в управленческой деятельности.

Изложенные выше принципы сформулированы на основе выявленных закономерностей работы с информацией. Это стало возможным в результате анализа операций, проводимых над информацией, который был осуществлен в различных сферах управления.

 

2) Организационные принципы

Анализ организационной деятельности субъекта, а именно действий по формированию и обеспечению функционирования системы, дает возможность выявить закономерности и сформулировать принципы, обеспечивающие ее практическую реализацию.

В эту группу принципов входят следующие:

    • целеполагания;
    • сочетания централизма и автономности;
    • законности; плановости;
    • объективности; основного звена;
    • оптимальности и эффективности;
    • регламентации задач и функций;
    • непрерывности;
    • обоснованности.

Принцип целеполагания – один из важнейших принципов управления, можно сформулировать коротко и четко: каждое действие должно иметь ясную и определенную цель. В управлении проблема цели является центральной, она определяет и регулирует действия и является основным законом, сложным алгоритмом поведения, подчиняющим себе все стороны управляющего воздействия.

Принцип сочетания централизма и автономности призван обеспечивать оптимальное соотношение вертикальных и горизонтальных связей в системе управления. Система управления по своей сущности тяготеет к иерархической организационной структуре, поэтому централизм является ведущей стороной данного принципа. Однако излишняя централизация приводит к дополнительному укрупнению аппарата управления, следствием чего является усложнение процедур информационного обеспечения и принятия решения, а главное, увеличение сроков их реализации. В этой связи необходимо какое-то средство нейтрализации перечисленных возможных негативных последствий. Этим средством выступает вторая сторона данного принципа – автономность. Она отражает относительную самостоятельность организационных звеньев системы. В данном случае уместно употребить термин «делегирование полномочий», нашедший широкое распространение в административном праве при рассмотрении компетенции органов. Централизм влечет укрепление субординации, то есть отношений вертикали. Автономность, наоборот, переводит взаимодействие между отдельными организационными звеньями на отношения по горизонтали. Оптимальное сочетание централизма и автономности позволяет ранжировать принимаемые решения в соответствии с уровнями иерархии системы. Таким образом, данный принцип устанавливает, что при обязательном сохранении иерархичности, когда все стратегические решения принимаются на верхнем уровне, субъекты всех остальных уровней (организационные звенья) наделяются правом принимать решения в пределах своей компетенции, обеспечивающей реализацию стоящих перед этим звеном системы задач.

Законность является одним из важнейших принципов деятельности субъекта управления. Она означает, что все действия в целом субъекта его звеньев и отдельных лиц, входящих в их состав, должны основываться на законах и подзаконных актах. В управленческой деятельности законность имеет особое значение, так как нарушение норм в процессе организации деятельности может повлечь правонарушение или даже преступление. Порядок, принятый в обществе, фиксируется в законах и подзаконных актах, и даже малейшее нарушение его приведет к определенному рассогласованию, поэтому принцип законности часто даже выводится на первое место в классификации организационных принципов.

Плановость – основа управления. Закономерность, составляющая сущность данного принципа, пронизывает управленческую деятельность. Это объясняется тем, что соблюдение требований данного принципа является основным условием достижения цели любой деятельности. Перспективы осуществления деятельности находятся в прямой зависимости от соблюдения принципа плановости, так как одним из атрибутов плановости является прогнозирование, которое позволяет предвосхищать не только основные характеристики будущих действий субъекта и объекта управления, но и условия, в которых они должны реализоваться. Гипертрофированное планирование в нашей стране, когда план возводился в ранг закона, имел юридическую силу, практически скомпрометировало настоящий принцип. И это естественно. Когда организационный принцип находит отражение в конституции и, более того, устанавливается юридическая ответственность в связи с его реализацией - это первый шаг к формальному, бюрократическому использованию даже самого объективного принципа. Деформации в практике планирования привели к отрицанию принципа плановости. 
Однако исследования показывают, что плановость это объективная закономерность жизнедеятельности общества, обеспечивающая его целенаправленное развитие. Даже деятельность одного человека, а тем более организаций, учреждений, предприятий для обеспечения эффективного достижения цели должна строиться в соответствии с принципом плановости. Особое значение принцип плановости приобретает в управлении сферами, для которых характерно наличие условий неопределенности и риска.

Принцип объективности вытекает из того, что управление в любой сфере практически невозможно без познания и использования объективных закономерностей основной деятельности данной сферы. Познание законов и закономерностей, как правило, связывают с наукой, поэтому в некоторых источниках встречается принцип научности. Соблюдение этого принципа очень важно, ибо предписывает использование последних достижений науки и техники, данный принцип является отражением в жизни общества и отдельно взятого человека научно-технического прогресса. В соответствии с ним требуется строгое соблюдение объективных закономерностей, учет реальных возможностей, действительного состояния деятельности, в отношении которой осуществляется управление. Каждая сфера жизнедеятельности имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в процессе управления. Поэтому только глубокое познание этих особенностей и использование знаний при разработке методик, применяемых в управляемой деятельности, может быть гарантией ее эффективности.

Принцип основного звена носит, прежде всего, тактическую направленность. Исследование показало, что данный принцип заключается в определении (при наличии нескольких) первоочередной на данный момент задачи, поставленной перед системой, и концентрации усилий на ее решении. Эта с функциональной стороны. С организационной несколько по-иному. С учетом сложившихся условий определяется наиболее важное на данный момент звено системы. Таким звеном может быть избрана наиболее «сильное», дополнительное усиление которого мажет вывести систему на качественна новый уровень. А мажет быть, наоборот – наиболее «слабое», усиление которого, выводит его на общий высокий уровень. В результате система опять выходит на качественно новый уровень. Таким образом, принцип основного звена путем тактического перераспределения сил и ресурсов обеспечивает достижение цели системы путем выхода на качественно новый уровень и правильности ранжирования задач.

Принцип оптимальности и эффективности по своей сущности имеет комплексный характер. С одной стороны, в соответствии с ним деятельность, которую требуется организовать, должна быть оптимальной, что отражает, прежде всего, ее экономичность. Это значит – следует исходить из минимума объективно обусловленных затрат ресурсов и действий для обеспечения достижения цели, то есть намечаемых результатов. При этом необходимо правильна определить тот предел затрат, снижение ниже которого может повлиять на степень достижения цели. Другая сторона этого принципа – эффективность, то есть в наименьший срок должна быть обеспечена максимальная степень достижения намеченных результатов, что свидетельствует о наиболее полном решении поставленных перед системой задач. Достижение цели должно быть полным не только в количественном отношении, но и относительно совершенным с точки зрения качества. В совокупности обе стороны принципа обеспечивают при допустимо минимальных затратах по возможности максимально достижимый результат. Принцип оптимизации лежит в основе любой организационной системы управления независимо от критериев оптимальности и действующей системы ограничений.

Принцип регламентации задач и функций играет значительную роль в формировании системы и обеспечении ее функционирования. При организации деятельности в любой сфере в первую очередь возникает вопрос о круге задач, которые поставлены перед системой и ее звеньями, а также о функциональных обязанностях отдельных лиц, участвующих в этой деятельности. 
В целях разграничения и согласования действий организационных звеньев системы и отдельных должностных лиц в первую очередь следует уточнить их компетенцию, то есть детально определить задачи и функциональные обязанности, а также нормативно закрепить их. При этом необходимо учитывать два момента. Во-первых, чтобы не было параллелизма в работе, когда два или несколько звеньев дублируют друг друга. Во-вторых, чтобы не произошло обратного и не образовывалось так называемых ничейных зон, когда некоторые вопросы не решаются ни одним из звеньев. А это достигается, как правило, в результате четкой регламентации задач каждого из организационных звеньев, особенно в точках соприкосновения их деятельности. 
Еще одним важным организационным принципом является непрерывность. Управление заключается в основном в упорядочении деятельности системы. И это не единовременный акт, а длящийся процесс, потому что для бесперебойного функционирования она должна на любом этапе подвергаться управляющему воздействию. Управляющее воздействие должно учитывать все изменения обстановки, а это означает, что нельзя достигнуть полного упорядочения деятельности, если оно будет осуществляться от случая к случаю. Следовательно, для обеспечения соответствующего уровня любой деятельности процесс управления должен осуществляться непрерывно.

Принцип обоснованности – любое управленческое решение должно быть обеспечено документально (включая при необходимости и финансовые документы) или материально. Нельзя подписывать приказ о выплате премии, если руководитель не убежден в наличии премиального фонда; нельзя принимать на работу нового сотрудника пока не будет создана вакансия. Нельзя поставлять товар без предоплаты; открывать совместное дело без товарного кредита.

3) Принципы работы с персоналом.

Работа с персоналом – это та составляющая управления, в которой находит отражение управление людьми, где реализуются управленческие отношения. Как можно сформулировать принцип, вытекающий из закона соответствия менеджмента менталитету? 
Наверное, это принцип учета специфики менталитета в управлении персоналом. Таким образом, на управление персоналом как органическую составляющую деятельности субъекта оказывают существенное влияние две группы факторов, с одной стороны обусловленных управленческими процессами, а с другой стороны – взаимоотношениями между людьми. 
В результате анализа управленческой деятельности выявлены некоторые закономерности работы с персоналом, на основании которых с учетом современного уровня развития науки и условий осуществления управления можно сформулировать следующие принципы:

    • сочетание единоначалия и коллегиальности;
    • создание благоприятных условий для работы;
    • делегирование;
    • постоянное повышение квалификации - развитие человеческих ресурсов;
    • обеспечение творческой инициативы;
    • конкурсное назначение;
    • принцип первого руководителя;
    • принцип автоматического замещения отсутствующего; принцип соответствия;
    • принципы единства команды;
    • демократизации управления;
    • обратной связи;
    • социальной ответственности;
    • лояльности к персоналу;
    • инновационности;
    • принцип стимулирования.

Принцип сочетания единоначалия и коллегиальности является стержнем руководства, так как он выражает разумный подход к пользованию двух противоположных начал этой деятельности. Каждое из них характеризуется по результатам реализации как с позитивной, так и с негативной стороны. Даже не вдаваясь в глубокий анализ преимуществ и недостатков единоначалия и коллегиальности, можно сделать вывод, что использование обоих начал в четко определенных границах приводит к парадоксальному на первый взгляд результату: оптимальное соединение двух противоположностей может дать положительный эффект. Единоначалие, когда вся полнота власти сосредоточена в одних руках, повышает оперативность руководства, персонифицирует ответственность. В то же время коллегиальность позволяет руководителю привлекать интеллектуальный потенциал коллектива или отдельных его членов в процессе выработки решений [26, c.45]. Таким образом, данный принцип устанавливает следующие требования: личное принятие решений руководителем и персональная ответственность за них, привлечение исполнителей к подготовке решений и для консультаций по специальным вопросам. 
Принцип создания благоприятных условий для работы является реальной предпосылкой эффективности системы. Это объясняется тем, что главная фигура любой социальной системы человек. И от того, в каких условиях исполнитель работает, во многом зависят результаты не только его личного труда, но и функционирования всей системы. Все многообразие условий, которые могут оказывать влияние на эффективность труда человека, принято делить на следующие основные группы: физиологические, морально-психологические, экономические, социально-культурные. Создание благоприятных физиологических условий для работы – это значит обеспечить исполнителя, прежде всего, рабочим местом с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Далее, если это требует характер работы, необходимым оборудованием и оргтехникой. К этим же условиям относится режим работы. Создать благоприятные морально-психологические условия означает, прежде всего, создание руководителем здорового морально-психологического климата в коллективе. Это, пожалуй, самое сложное в деятельности руководителя. Искусство руководителя состоит не только в том, чтобы создать здоровый психологический климат на стадии формирования коллектива путем оценки профессиональных и личных качеств, психологической совместимости, но и поддерживать его постоянно. 
Принцип первого руководителя гласит: при организации выполнения важного производственного задания контроль над ходом работ должен быть оставлен за первым руководителем организации, так как только первое лицо имеет право и возможность решать или поручать решение любого вопроса, возникающего при внедрении этого мероприятия [16, c. 64].  Создание новых управленческих технологий требует проведения комплекса подготовительных работ, участия первого руководителя, в которых необходимо решить вопросы финансирования, перераспределения прав и обязанностей исполнителей, привлечения к работам специалистов других смежных организаций, проведения обучения и повышения квалификации, организации обмена опытом и командировок, проведения бесед с ведущими специалистами. 
Принцип автоматического замещения отсутствующего. Замещение отсутствующих (болезнь, отпуск, командировка) должно решаться автоматически на основе действующих служебных должностных инструкций и регулироваться формально. Для недопущения того, чтобы была парализована работа всего предприятия из-за отсутствия одного работника, необходимо осуществить упреждающие действия. В каждой должностной инструкции должно быть ясно и однозначно сказано о необходимости владеть кругом вопросов, относящихся к компетенции двух-трех ближайших коллег для выполнения их функций в особых случаях. Замещающий должен знать свои новые функции, но еще лучше разбираться в том, чего он не должен делать.

Законы и закономерности менеджмента