Законы и их иерархия

Министерство  образования и науки РФ

Байкальский государственный университет экономики  и права

Кафедра теории и истории государства и права

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по  учебной дисциплине Теория государства  и права

                             на тему: Законы и их иерархия

                                                                                            Выполнил:

Глушенков С.С

                                                                                           ЗЮС-12-1

                                                                                              Проверила:

                                                                                                   Машкина А.Ю

Иркутск – 2012

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Законы в системе источников права

    1.1. Понятие и виды источников права……………………………………….5

    1.2. Закон как вид нормативно-правового акта………………………………8

2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

    2.1.Действие  законов во времени…………………………………………….11

    2.2.Действие  законов в пространстве………………………………………..13

    2.3.Действие  законов по кругу лиц…………………………………………..15

3. Законы в системе законодательства России

    3.1.Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней……………………………………………………………………...16

    3.2.Федеральная структура системы законодательства и законы в ней…...21

Заключение……………………………………………………………………….24

Список использованной литературы………………………………...…………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопрос о законе и его иерархии в целом является острейшей проблемой современного законодательства. В современном обществе люди и различного рода их объединения постоянно соприкасаются с правилами (нормами), зафиксированными в законах и подзаконных актах с их требованиями, запретами и дозволениями, с необходимостью их соблюдения, исполнения и применения, с теми последствиями, которые наступают при их нарушении. Каждое государство устанавливает в общественных отношениях определенный порядок, который с помощью законодательства и законности формулирует их в правовых нормах, обеспечивает, охраняет и защищает. Законодательство охватывает большинство сфер человеческой деятельности, расширяет границы своего регулирующего воздействия на общественные отношения по мере усложнения социального бытия, непосредственно сопровождая людей в их общении друг с другом.

Отражая в концентрированном  виде социальные интересы, закон выступает  главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации, устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов, занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов, называемых, поэтому подзаконными актами.

        Федеративное устройство российского государства требует слаженной системы законодательства, которая смогла бы обеспечить четкую иерархичность: превосходство федеральных законов – над законами субъектов федерации, а Конституции – над всеми действующими в стране нормативно-правовыми актами.

Поэтому в курсовой работе, я постараюсь раскрыть, какие бывают источники права, какого место закона в нормативно-правовых актах, раскрыть рамки действия закона во времени, в пространстве и по кругу охватываемых этими законами лиц. Цель моей работы – раскрыть иерархию законов и роль этой иерархии в системе законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законы в  системе источников права

1.1. Понятие  и виды источников права

 

Понятие "источник права" существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы  всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина "источник", то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения.

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной  воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С  помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы.

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный  акт, судебный прецедент, правовой обычай и нормативный договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов1.

Нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений. К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п. Нормативный акт - одна из основных, наиболее распространенных и совершенных форм современного континентального права Германии, Франции, Италии, России и т.п.;

Правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. Обычное право - хронологически первая форма права, которая господствовала в эпоху феодализма. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

Судебный прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

Нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз). В современных условиях роль нормативных договоров в России заметно увеличивается. Они получают все более широкое распространение в конституционном, трудовом, гражданском, административном и иных отраслях права2.

Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ:

1.  Нормативный акт  может быть издан оперативно, в любой своей части изменен,  что позволяет относительно быстро  реагировать на социальные процессы.

2. Нормативные акты, как правило, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

3.  Нормативные акты  позволяют точно фиксировать  содержание правовых норм, что  помогает проводить единую политику, не допускать произвольного толкования и применения норм.

4. Нормативные акты  поддерживаются государством, им  охраняются. В случае нарушения  положений нормативных актов  нарушители преследуются и наказываются  на основании закона.

Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения).

Нормативно-правовые акты:

а) дифференцированы, поскольку  механизм государства имеет разветвленную  структуру органов с определенными  правотворческими полномочиями и значительным объемом иных функций, которые реализуются  с помощью издания юридических  актов;

б) иерархизированы (при  ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в)   конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.

Итак, нормативный акт  — это официальный документ, созданный  компетентными органами государства  и содержащий общеобязательные юридические нормы (правила поведения)3.

 

 

1.2. Закон как  вид нормативно-правового акта

Формирование правового  государства связано с повышением роли закона в государственной и  общественной жизни. Отражая в концентрированном виде социальные интересы, закон выступает главным регулятором общественных отношений, гарантом прав и свобод гражданина. Он служит важнейшим средством преобразований в экономической, социальной и иных сферах и одновременно способствует стабилизации устойчивости общественной обстановки. Закон устанавливает легальные рамки деятельности всех государственных и общественных институтов. Занимает ведущее место в правовой системе, поскольку его юридическая сила определяет динамику и содержание всех остальных правовых актов. Закон является главной разновидностью нормативно-правовых актов, а также основной категорией законодательной системы страны.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы (по отношению к иным нормативно-правовым актам), принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и являющийся (наряду с Конституцией РФ) основным источником права.

Теория закона сформулировала следующие основные и важнейшие  признаки закона.

Признаки закона:

1) принимается специально  уполномоченными органами;

2) принимается при  строгом соблюдении процессуального  порядка; 

3) регулирует наиболее  значимые, важнейшие общественные  отношения;

4) общеобязательная трактовка,  их отмены, общественные отношения

5) стабилен;

6) обладает высшей  юридической силой; 

7) выражает волю и  интересы народа.

Все эти признаки закона существуют не изолированно, а в  единстве. Их нельзя разрывать. Они  позволяют лучше понять природу  и особенности закона, смысл законотворчества. Помогают избежать законодательных ошибок. Способствуют правильному толкованию и применению закона.

"Именно данные признаки  и выделяют закон в системе  иных нормативных актов и придают ему качество верховенства" 4.

Органами, уполномоченными  принимать законы, являются:

– Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет  Федерации) – федеральные и федеральные конституционные законы России;

– законодательные (представительные) органы субъектов РФ – законы субъектов  федерации.

Иные органы не обладают правомочиями принимать законы.

Особый процессуальный порядок принятия закона (включающий ряд последовательных стадий) указан в Конституции РФ, конституциях, уставах субъектов РФ и регламентах  органов, в компетенцию которых  входит принятие законов.

Наиболее значимыми общественными отношениями, регулируемыми законом (на уровне государства), являются:

– вопросы конституционного характера;

– порядок образования и деятельности органов государственной власти и

органов местного самоуправления;

– права, свободы и обязанности человека и гражданина;

– порядок создания и деятельности общественных организаций;

– ключевые вопросы в области экономики;

– вопросы обороны и безопасности;

– международные отношения;

– принятие и изменение бюджета;

– установление налогов.

"Общеобязательность  закона подразумевает, что его нормы должны исполняться (соблюдаться и т.д.) всеми государственными органами, должностными лицами, гражданами, общественными организациями, юридическими лицами без исключения" 5.

      Стабильность закона обеспечивается особым порядком принятия закона (изменения, отмены). Закон может быть изменен или отменен, минуя сложную юридическую процедуру, органом, принявшим его, в редких случаях и в силу большой общественной необходимости.

Высшая юридическая сила закона заключается в том, что:

– он занимает главное (после Конституции РФ) место в иерархии нормативно-правовых актов;

– положения данных актов должны соответствовать закону и не противоречить ему.

      Закон представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Действие законов во времени, в пространстве и по кругу лиц

2.1.Действие  законов во времени

Действие закона во времени предполагает установление процедуры, которая определяет вступление в силу закона, а также утрату его юридического значения. Момент начала действия определяется двумя правилами:

– если в законе указано время начала его действия, то с этого указанного времени он и вступает в силу;

– если в законе начало действия не определено, то вступают в силу общие правила для данного вида, установленные законом или иным актом.

Как правило, сначала  издается специальный закон, устанавливающий временные характеристики. Определять последовательность действий по приданию закону юридической силы, вступлению в силу также может и Конституция.

Многие законы предваряются специальным актом о введении в действие закона, в том числе  действия во времени. Этим актом может  устанавливаться конкретная дата введения закона в действие.

"Используются и  такие формулировки – закон  действует с момента опубликования,  с момента принятия или подписания. Весьма распространена и формула  поэтапного введения в действие  закона, когда какая-то его часть  вводится в действие с момента  наступления специального условия (появления иного закона, наступления каких-то социальных обстоятельств и т.д.)"6.

Если специальный порядок  вступления в силу закона не оговаривается, тогда действует общий порядок. "Согласно ст.6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования" 7.

В основном они публикуются  в "Парламентской газете", "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации. Однако никто  не может принять решения о  вступлении закона в силу до его опубликования, поскольку согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации "Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются". Это конституционное положение относится не только к федеральным законам, но и к законам республик и других субъектов Российской Федерации.

"По Конституции  РФ 1993 года принятый федеральный  закон в течение 5 дней направляется  Президенту Российской Федерации  для подписания и обнародования.  Президент РФ в течение 14 дней  подписывает федеральный закон и обнародует его. Если же возникает коллизия между Федеральным Собранием и Президентом РФ, а Собрание вновь рассматривает закон и одобряет его, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию"8.

Указы Президента и постановления и распоряжения Правительства, а также нормативные акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию и вступают в силу по истечении определенного времени для каждого указа, постановления или акта. Нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней. "Иные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие государственную тайну или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания"9.

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней. Иные акты Правительства, в том числе акты, содержащие государственную тайну или конфиденциальные сведения, вступают в силу со дня их подписания.

Порядок вступления в  силу актов субъектов федерации  определяется самими субъектами в их уставах и в других нормативных  актах. Например, законы Свердловской области вступают в силу через 7 дней, а Иркутской – через 10 дней после их опубликования, если иной порядок не установлен законом.

"Акты, не подлежащие  опубликованию, рассылаемые на  места, вступают в силу с  момента их получения адресатом. 

Действие законов прекращается:

– в случае прямой отмены;

– по истечении срока, на который принят закон;

– в случае принятия нового закона по тем же вопросам или тем же вышестоящим органом"10.

Своеобразен процесс  фактической утраты силы того или  иного нормативно-правового акта. Норма права как бы забывается обществом, не применяется, фактически утрачивает силу. При подготовке Свода законов СССР в 70 – 80-х годах пришлось признать официально утратившими силу множество "забытых" актов, не отмененных и не действующих с 1918 года.

 

 

2.2.Действие  законов в пространстве

Действие закона в пространстве также имеет множество аспектов, особенностей. В этой сфере главное, что выделяет теория права – неразрывную связь правовой системы с территориальным устройством государства. Действие определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего.

Территория Российской Федерации включает в себя сушу, внутренние воды, двенадцатимильные  прибрежные морские воды в пределах границ государства, воздушный столб в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам), недра, территории посольств, военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море, воздушные суда в воздухе.

Единая правовая система  обеспечивает суверенитет государства. Однако могут вводиться законы, которые действуют на определенной территории, что специально оговаривается в тексте самого закона. Ограничивает действие некоторых законов и введение на какой-либо территории чрезвычайного положения.

Нормативные акты распространяют свое действие:

– на территорию своей  страны (как правило, федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, иные акты высших органов государственной  власти и управления);

– на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

– на территорию, указанную в самом  нормативном акте;

– на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

      Действие законов в пространстве определяется рядом положений. Так, важным является правило, что каждое государство имеет право применять законы в пределах своей территории. Не менее значима и проблема применения иностранных законов на территории государства. "В ходе интеграционных процессов такие проблемы возникают все чаще. Так, стала практической проблема применения в России "общепризнанных принципов и норм международного права". Действуют и даже имеют приоритет в случае коллизий правила международных, межгосударственных договоров.11".

    В политической сфере на территории государства действуют законы собственного государства, в частности уголовные законы. Территориальная характеристика действия собственных законов обеспечивает суверенитет государства.

В ряде случаев, хотя закон  и действует на всей территории, он распространяется лиц на определенный круг лиц.

 

2.3.Действие законов по кругу лиц

По кругу лиц законы и другие нормативно-правовые акты действуют в отношении граждан  Российской Федерации, как на территории России, так и за ее пределами. В  частности, российские граждане, находящиеся  за границей, согласно Закону о гражданстве и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в органы Российского государства, пользуются защитой российских законов и несут ответственность за правонарушения перед российскими органами по российским законам, если они не привлекались к ответственности за те же правонарушения по законам других государств.

На территории России законы действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства.

Вместе с тем существуют специальные нормативно-правовые акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

        Все граждане (подданные) обязаны быть законопослушными, но из этого вытекает равенство всех перед законом, в частности распространение действий уголовных законов на правонарушителей – граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства.

 

 

 

3. Законы в  системе законодательства России

3.1.Иерархическая (вертикальная) структура системы законодательства и законы в ней

Главным признаком, определяющим место нормативно-правового акта в иерархической структуре законодательства, является его юридическая сила, которая выражает степень подчиненности данного акта актам вышестоящих органов. Юридическая сила акта зависит от объема компетенции органа, издавшего акт.

Существуют различные  критерии классификации нормативных  правовых актов. В зависимости от юридической силы они подразделяются на законы и подзаконные акты.

Вертикальная структура  российского законодательства представляется в следующем виде:

1. Конституция РФ,

2. Федеральные конституционные  законы,

3. Федеральные законы,

4. Нормативные указы  Президента РФ,

5. Нормативные постановления  Правительства РФ,

6. Нормативные приказы,  постановления, инструкции и акты  иных наименований министерств,  и иных центральных органов  исполнительной власти,

7. Нормативные акты  представительных и исполнительных  органов местного самоуправления,

8. Нормативные акты, издаваемые  администрацией предприятий и  учреждений в пределах предоставленных  им полномочий (локальные акты),

В вертикальную структуру  законодательства также включены ратифицированные международные договоры и нормативные постановления Конституционного суда РФ.

В иерархическую структуру  законодательства так же включены акты субъектов Российской Федерации  и акты органов местного самоуправления. Объединяющим звеном различных правовых актов выступает Конституция  Российской Федерации12 (далее – Конституция). Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, а значит, и в субъектах РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Статьей 4 установлено верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации. Эти конституционные нормы придают Конституции особый статус в системе правовых актов, устанавливают единство правового пространства в РФ.

Немаловажное значение для понимания места и роли Конституции в системе законодательства имеет указание ст.15 Конституции на прямой характер ее действия. Однако, прямое действие норм Конституции осложнено особенностью конституционных норм: большое место в ней занимают нормы-принципы, нормы-цели, учредительные нормы, которые не содержат определенных правил поведения. Так, в ст. 7 Конституции РФ закреплено: «В Российской Федерации охраняется труд и здоровье граждан...» Данное правовое положение имеет невысокую нормативную концентрацию. Поэтому Конституция РФ выступает в качестве базы регулирования общественных отношений посредством принятия соответствующих законов:

а) Когда закрепленные нормой Конституции положения, исходя из её смысла, не требуют дополнительной регламентации и не содержат указания на возможность её применения при условии принятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанности человека и гражданина и другие положения;

б) Когда суд придет к выводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;

в) Когда суд придет к убеждению, что федеральный  закон, принятый после вступления в  силу Конституции Российской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениями Конституции;

г) Когда закон либо иной нормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует.

В случаях, когда статья Конституции Российской Федерации  является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшие правоотношения».

Несмотря на указанные  проблемы, Конституция является главным правообразующим фактором. В процессе правотворчества и правоприменения происходит конкретизация конституционных норм.

Следующим звеном в иерархической  структуре законодательства является закон. Закон – это принятый в  особом, порядке правовой акт, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений13.

Закон обладает верховенством  в иерархической системе законодательства, носит первичный характер. Другие правовые акты должны основываться на законе и не могут ему противоречить. Должна проявляться связь между правовой силой актов и кругом регулируемых ими общественных отношений. Чем важнее общественные отношения, тем выше по юридической силе должен быть правовой акт. При этом встает проблема определения важности общественных отношений. Принятие законов по “узким” вопросам общественных отношений, но рассчитанных на неоднократное применение, возможно. Это не должно приводить к мелочной регламентации общественной жизни.

Законы и их иерархия