Экономическое обоснование передачи в доверительное управление объекта недвижимости, принадлежащего городу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

Колледж

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Тема: Экономическое обоснование передачи в доверительное управление объекта

недвижимости, принадлежащего городу.

 

 

 

 

 

Колледж УрГЭУ

Специальность «Земельно-имущественные отношения »

Кафедра Экономики жилищного коммунального хозяйства и энергетики

Дата защиты _________________

Оценка _____________________

 

 

Исполнитель _________________

Радукина Ю. В.

Группа 14-03 ЗИО

Руководитель ________________

Астратова Г. В., Заведующий кафедрой, доктор экономических наук, кандидат технических наук, профессор.

Нормоконтролер _____________

Зотов Ф. П.

Рецензент ___________________

Курмачев А. Н.


 

                                                                         

 

 

 

 

Екатеринбург

2017

СОДЕРЖАНИЕ

Введение                                                                                                       3

          1. Общие положения о доверительном управлении имуществом.          9

          1.1.  Объекты доверительного управления                                               11

          1.1.1.  Доверительное управление государственным имуществом        28

          1.1.2. Доверительное управление муниципальным имуществом         29

          1.1.3. Налогообложение сделок                                                                 30

          1.1.4. Доверительное управление: стороны сделки                              31

          2. Договор доверительного управления имуществом                            34

2.1. Пример договора                                                                                 42

3.Государственная система контроля                                                       43

 Заключение                                                                                                49

Список используемых источников                                                           51

Приложение                                                                                                 54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Доверительное управление имуществом - правовой институт в системе российского гражданского права, имеющий особенности правового регулирования в сфере предпринимательской деятельности. Доверительное управление имуществом введено в законодательство Российской Федерации ч. 4 ст. 209 ГК РФ, гл. 53 ГК РФ в качестве самостоятельной правовой формы управления чужим имуществом, осуществления всех правомочий собственника в едином процессе предпринимательской деятельности по управлению чужим имуществом.

Актуальностью выпускной квалификационной работы является основной эффект для городской экономики от передачи в доверительное управление объектов недвижимости принадлежащих городу, в первую очередь заключается в появлении дополнительных инвестиций за счет внедрения новых форм управления городской собственностью, увеличения доходной части бюджета города Екатеринбурга, ожидаемом повышении финансово-экономических показателей деятельности предприятий с долей города в уставном капитале.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование передачи в доверительное управление объекта недвижимости, принадлежащего городу.

Исходя из данной цели, можно сформулировать следующие задачи выпускной квалификационной работы:

  • Внедрить современные методы управления, делегировать часть управленческих функций специализированным компаниям и профессионалам с учетом требований  законодательства РФ.
  • Создать дополнительные механизмы привлечения  инвестиций в экономику города.
  • Создать прозрачную структуру управления собственностью города Екатеринбурга , осуществить группировку городской собственности по степени значимости, видам деятельности, доходности и управляемости.
  • Проводить обоснованную оценку эффективности управления собственностью города Екатеринбурга.

 Правовая модель доверительного  управления возникла как конкурентная  по отношению к праву хозяйственного  ведения и оперативного управления, памятникам "единой фабрики" социалистического народного хозяйства.

Право оперативного управления введено в российское законодательство Основами гражданского законодательства Союза СССР и республик 1961 г., чему предшествовала разработка модели права оперативного управления академиком А.В. Венедиктовым, в частности в его труде "Государственная социалистическая собственность" (М., 1948). В Гражданский кодекс РСФСР 1964 г. правовая модель оперативного управления была внесена в 1987 г. и определялась следующим образом: "Имущество, закрепленное за государственными, межколхозными, государственно-колхозными и иными государственно-кооперативными организациями, состоит в оперативном управлении этих организаций, осуществляющих в пределах, установленных законом, в соответствии с целями их деятельности, плановыми заданиями и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения имуществом" (Ведомости Верховного Совета РСФСР. 1987. N 9. Ст. 250).

 Право хозяйственного ведения под наименованием "право полного хозяйственного ведения" было законодательно внедрено как самостоятельная правовая модель Законом СССР "О собственности в СССР" (Ведомости Верховного Совета СССР. 1990. N 11. Ст. 164). Согласно ст. 294, 295 ГК РФ, "государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с настоящим Кодексом. Собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества.

 Собственник имеет право  на получение части прибыли  от использования имущества, находящегося  в хозяйственном ведении предприятия... Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами".

 Право хозяйственного ведения  и право оперативного управления  удовлетворяли потребности плановой экономики, но в рыночной экономике в отдельных случаях оказываются неэффективными [1]. Например, в случаях ликвидации, несостоятельности (банкротства) унитарных государственных или муниципальных предприятий возможна передача имущества государством-собственником в доверительное управление предпринимателям-управляющим, специалистам в области финансового менеджмента. Ликвидация госпредприятий по мотивам неэффективности деятельности (входящая в понятие реструктуризации [2] ) также влечет за собой внедрение доверительного управления государственным имуществом, передачу его в руки предпринимателей - доверительных управляющих [3].

Роль доверительного управления актуальна в том отношении, что оно призвано сформировать новый слой управляющих - предпринимателей, специалистов в сфере рыночной экономики. Доверительное управление имуществом - это правовая форма опосредования долгосрочного инвестирования в реальный сектор экономики, включая военную и сырьевую промышленность, науку, образование, агропромышленный комплекс. В России существует потенциал коммерческой элиты нового типа, владеющей знаниями в области финансового менеджмента, способных извлечь прибыль независимо от конкретной природы капитала.

 Следует подчеркнуть, что доверительное  управление имеет признак доверительности, который указывает на постепенность и преемственность смены управленческих элит, смены директоров управляющими на основе сотрудничества и взаимного доверия хозяйственной и коммерческой элит.

В монографии сформулирован ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства о доверительном управлении имуществом, которые можно было бы включить в закон о доверительном управлении имуществом. Такие предложения затрагивают проблему определения управления имуществом в частном (гражданском, коммерческом) праве, соотношения признаков доверительности и предпринимательской самостоятельности доверительного управляющего, приоритета профессиональной тайны доверительного управляющего перед контролем учредителя управления над процессом управления, распределения между управляющим и учредителем "бремени содержания имущества", прав и обязанностей сторон в ходе управления имуществом, в частности вопрос о законодательном закреплении права доверительного управляющего на доступ к документации, в которой зафиксированы состав, содержание и правовой статус передаваемого имущества.

На пороге XXI в. Россия столкнулась с новыми (или давно забытыми) явлениями экономической жизни - биржевой торговлей, рынком ценных бумаг, валютными операциями, банковской деятельностью и т.п.

Немалую роль в создании основ рынка играет опыт зарубежных экономических систем, которые зачастую заимствуется нами напрямую либо применяется с поправками на российские условия.

В начале девяностых годов регулирование таких отношений осуществлялось их участниками почти самостоятельно, с помощью новых или смешанных договорных конструкций. Именно так появились в гражданском праве лизинг, который именуется в ГК РФ финансовой арендой, франчайзинг (коммерческая концессия) и другие юридические институты.

Сходную роль сыграла в формировании норм нового гражданского права англо-американская конструкция траста. Попытка внедрения этого института в России (имеется в виду принятие Указа Президента РФ "О доверительной собственности (трасте)") не имела успеха. Однако отечественное гражданское право восприняло саму идею управления чужим имуществом на свой риск и воплотило ее в части второй ГК РФ в виде договора доверительного управления имуществом.

Новизна этой договорной конструкции порождает целый ряд проблем как научного, так и прикладного характера. По большей части они касаются толкования принятых законодателем норм, а также возможностей использования доверительного управления в различных ситуациях.

Между тем конструкция доверительного управления "рассчитана" на широкое применение. В этой связи есть необходимость определить причины недостаточного распространения договора доверительного управления на практике, а также выявить возможные пути их устранения.

Нельзя не отметить и того, что в науке гражданского права весь институт доверительного управления имуществом в целом пока не подвергался детальному исследованию. Научные разработки этого правового явления на сегодняшний день содержатся, пожалуй, лишь в комментариях части второй Гражданского кодекса РФ и в учебной литературе. Вначале доверительная собственность, а затем и доверительное управление вызвали значительный интерес к себе со стороны многих авторов. Однако их внимание главным образом привлекали преимущества конструкции управления чужим имуществом. Также комментировались отдельные нормы, высвечивающие какую-либо проблематику (например, регулирование налогообложения при доверительном управлении). Результатом этого явилось поверхностное рассмотрение данного института.

Эта тенденция привела к тому, что многие положения гл.53 Гражданского кодекса РФ не находят единообразного понимания в учебной и иной литературе. Речь идет, например, о существенных условиях договора, о проблеме доверительного управления ценными бумагами, денежными средствами, об основаниях ответственности доверительного управляющего и т.д.

Кроме того, анализ законодательства о доверительном управлении имуществом показывает, что данный правовой институт не свободен от недостатков, к которым следует отнести неточность формулировок отдельных норм, отсутствие специального законодательства и многое другое.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения о доверительном управлении имуществом.

В своем Послании Федеральному Собранию РФ в мае 2004 г. Президент РФ, в частности, сказал: "...в армии и других силовых ведомствах накоплено огромное имущество, и оно... нуждается в оценке и эффективном управлении. Прозрачная военная экономика - это условие реформы".

 На мой взгляд, реформа стратегической экономики в целом и ОПК в частности должна быть опосредована путем передачи имущества стратегических объектов государственной собственности в доверительное управление. Ни приватизация, ни передача имущества в аренду, которые практикуются сегодня, не дадут тех результатов, которые может дать передача имущества в доверительное управление.

 Прежде всего доверительное управление имуществом предполагает передачу имущества в профессиональное управление менеджеру-предпринимателю. Известно, что доверительным управляющим может быть только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация (по общему правилу). Цель предпринимательской деятельности - извлечение прибыли. Именно поэтому эффективное и прибыльное управление государственным имуществом, которое ныне находится в хозяйственном ведении или оперативном управлении, возможно только при условии передачи права управления этим имуществом профессионалу, т.е. предпринимателю или коммерческой организации. Непреложным условием этого процесса является постепенная ликвидация государственных предприятий как субъектов права и их трансформация в объекты права - предприятия как имущественные комплексы, материальную основу предпринимательской деятельности. Передача таких предприятий в доверительное управление, при надлежащем законодательном обеспечении этого процесса, позволит осуществлять прежде всего эффективное управление стратегической экономикой.

Обеспечение прозрачности стратегической экономики также может быть достигнуто посредством правовой формы доверительного управления имуществом. Обособление имущества, переданного в доверительное управление, от имущества учредителя управления и от имущества доверительного управляющего, уже ныне предусмотренное действующим законодательством, позволит обеспечить названную "прозрачность". Кроме того, предпринимательский статус доверительного управляющего и легальность вознаграждения за его предпринимательский труд обеспечат трансформацию сомнительных ныне доходов госпредприятий и их руководителей в прозрачные для налогообложения, государства-учредителя и общественности доходы от управления и доходы доверительных управляющих государственным имуществом, обособленные друг от друга и учитываемые на отдельных балансах.

 Доверительное управление имуществом  как правовая форма реализует  экономическую заинтересованность как государства-учредителя, так и доверительного управляющего в доходах от стратегического производства, в прибыльности этого производства, а также прозрачность доходов (налоговая отчетность, финансовая отчетность управляющего перед учредителем).

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Объекты доверительного управления

 

Объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами, исключительные права и другое имущество. Из так называемого другого имущества особое правило предусмотрено только в отношении денег: "Не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом" (п. 1 и 2 ст. 1013 ГК). Таким образом, методом "исключения из исключения" деньги все же признаются объектом доверительного управления, если это установлено законом.

На первый взгляд круг возможных объектов доверительного управления представляется неограниченным ("другое имущество"). Однако на самом деле данное обстоятельство свидетельствует о том, что законодатель не счел возможным дать круг объектов доверительного управления в виде исчерпывающего перечня, имея в виду, что в таком качестве может выступать любое имущество, отвечающее требованиям, вытекающим из всех норм, регулирующих правоотношения доверительного управления имуществом. Учитывая изложенное, можно выделить общие требования, предъявляемые ко всякому имуществу, передаваемому в доверительное управление, и специальные требования, касающиеся отдельных объектов.

К числу общих можно отнести требования, предъявляемые к объекту доверительного управления.

Во-первых, имущество в момент его передачи доверительному управляющему не должно быть закреплено за иными субъектами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 3 ст. 1013 ГК). Как известно, правом хозяйственного ведения обладают только государственные и муниципальные предприятия, а правом оперативного управления - федеральные казенные предприятия, а также учреждения, созданные как государством или муниципальным образованием, так и иными собственниками. Существующий законодательный запрет на передачу такого имущества в доверительное управление объясняется тем, что собственник уже распорядился этим имуществом, закрепив его на ограниченном вещном праве за созданными им юридическими лицами, которые по сути и осуществляют правомочия собственника в отношении указанного имущества. Если собственник решит распорядиться этим имуществом иным способом, например путем передачи его в доверительное управление, он должен сначала аннулировать ранее учрежденное им соответствующее ограниченное вещное право созданного им юридического лица. Это может быть сделано путем изъятия имущества у такого юридического лица, если это допускается законодательством. К примеру, собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления, вправе изъять только излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению (п. 2 ст. 296 ГК). Однако наиболее радикальный способ сделать имущество пригодным для передачи в доверительное управление - осуществить ликвидацию соответствующего юридического лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится данное имущество. По окончании ликвидационной процедуры (после внесения записи о прекращении юридического лица в реестр юридических лиц) указанное имущество может быть передано собственником в доверительное управление.

Во-вторых, учитывая реальный характер договора доверительного управления имуществом и то обстоятельство, что одним из существенных условий договора доверительного управления является состав имущества, передаваемого в доверительное управление, учредитель доверительного управления должен фактически обладать этим имуществом в момент заключения договора. В юридической литературе встречаются и иные мнения. Так, В.А. Дозорцев указывает: "В договоре может быть предусмотрено, что в доверительное управление будет передаваться имущество, еще подлежащее приобретению или даже созданию, то есть имущество, еще не существующее в момент заключения договора. Такое имущество станет предметом договора - но не предметом доверительного управления. В этом случае в договоре должен быть предусмотрен критерий, в соответствии с которыми вновь созданное или приобретенное имущество включается в состав находящегося в доверительном управлении". Однако договор доверительного управления имуществом как реальный договор считается заключенным с момента передачи имущества. Поэтому либо договор не будет признан заключенным вплоть до момента фактической передачи имущества, относительно которого имелась договоренность между учредителем управления и доверительным управляющим, либо эти договоренности останутся за рамками договора, который вступает в силу только в отношении имущества, фактически переданного доверительному управляющему. Во всяком случае, представить себе ситуацию, что какое-либо имущество или его часть является "предметом договора - но не предметом доверительного управления", невозможно.

В-третьих, имущество, передаваемое в доверительное управление, должно содержать в себе качества, позволяющие его отделить (обособить) от имущества как учредителя доверительного управления, так и доверительного управляющего. Более того, ГК (п. 1 ст. 1018) требует, чтобы это имущество отражалось у доверительного управляющего на отдельном балансе и чтобы по нему велся самостоятельный учет. В связи с этим в юридической литературе высказывалось категорическое мнение о том, что объектом доверительного управления может служить исключительно индивидуально-определенное имущество, поскольку только оно поддается самостоятельному учету и может быть действительно (юридически) обособлено от иного имущества. По этим же причинам помимо имущества, определяемого родовыми признаками, из числа самостоятельных объектов доверительного управления исключаются движимые вещи (кроме ценных бумаг).

Несколько менее категоричен в своих суждениях по этому поводу В.В. Чубаров, который пишет: "В законе не содержится прямого запрета на передачу в доверительное управление вещей, определяемых родовыми признаками... Однако структура договора, характер взаимоотношений, складывающихся между участниками, а также примерный перечень объектов договора, даваемый в ст. 1013 ГК, не оставляют сомнений в том, что в доверительное управление, как правило, должно передаваться индивидуально-определенное имущество".

На наш взгляд, при толковании норм ГК о необходимости обособления имущества, переданного в доверительное управление, следует учитывать повышенный риск утраты имущества, который несет учредитель доверительного управления, а данное обстоятельство, в свою очередь, делает более предпочтительным жесткий подход к определению объектов доверительного управления. В этом смысле вполне оправданным представляется вывод Е.А. Суханова о том, что "само существо доверительного управления не допускает возможности смешения находящегося в управлении имущества с имуществом самого управляющего. В ином случае неизбежными стали бы различные недоразумения и даже злоупотребления: смешивались бы не только доходы от использования такого имущества, но и возникающие при этом права и обязанности, а имущество учредителя, находящееся в управлении, могло бы стать объектом взыскания кредиторов по личным долгам управляющего".

Что касается возможности передачи в доверительное управление только движимых вещей (в качестве самостоятельного объекта), то она должна быть исключена, "ибо обособить их в юридическом смысле (путем открытия отдельного баланса) невозможно". Несмотря на некоторый формализм изложенной позиции, она вносит четкость и определенность в правовое регулирование правоотношений, связанных с доверительным управлением имуществом.


В-четвертых, имущество, передаваемое в доверительное управление, должно обладать свойством непотребляемости в процессе его использования, поскольку по истечении срока доверительного управления либо его прекращения по иным основаниям доверительный управляющий должен возвратить это имущество учредителю доверительного управления (п. 3 ст. 1024 ГК).

Перечисленные требования в равной степени относятся ко всем объектам доверительного управления имуществом, в том числе и к тем, которые названы в п. 1 ст. 1013 ГК: предприятиям и другим имущественным комплексам, отдельным объектам недвижимости, ценным бумагам (включая бездокументарные), исключительным правам. Принимая во внимание указанные требования, можно сделать вывод о том, что договор доверительного управления имуществом в основном рассчитан на правоотношения, объектами которых выступают предприятия, недвижимое имущество, пакеты эмиссионных ценных бумаг, комплексы исключительных прав. Именно эти виды имущества нуждаются в постоянном профессиональном управлении. Что касается иного имущества (отдельные вещи, имущественные права), то их участие в имущественном обороте должно обеспечиваться с помощью иных типов договорных обязательств. Поэтому вряд ли можно приветствовать попытки расширительного толкования круга возможных объектов доверительного управления, основанные на формальном анализе их перечня, содержащегося в п. 1 ст. 1013 ГК, которые имеют место в современной юридической литературе.

Например, Л.Ю. Михеева полагает возможной передачу в доверительное управление практически любых имущественных прав, поскольку "закон допускает доверительное управление имущественными правами как самостоятельными объектами", и предлагает механизм такой передачи и последующего управления имущественными правами. "Учреждая доверительное управление, - пишет Л.Ю. Михеева, - обладатель, например, права требования, обеспеченного залогом, заключает договор с управляющим, согласно которому право обособляется отдельно от другого имущества правообладателя и передается управляющему. При этом не происходит уступки управляющему права, оно сохраняется за правообладателем, а управляющий обязан совершать действия по истребованию долга от обязанного лица. Ряд действий будет носить фактический характер (обращение к должнику, сбор информации и т.д.). Однако юридическими действиями управляющего следует считать предъявление требования от имени правообладателя, участие в судебном разбирательстве и т.д.".


Как видим, автором описаны типичные действия поверенного по договору поручения или представителя по доверенности. А предложенный "механизм" передачи имущественных прав в доверительное управление не содержит ответов на элементарные вопросы, связанные не только с соблюдением предусмотренных ГК требований к объектам доверительного управления, но и с особенностями имущественных прав как объектов гражданского оборота. В частности, как можно реально обособить имущественное право (например, право требования по обязательству) и тем более передать его кому-либо, не оформляя уступки этого права цессией? Возможно ли такое имущество отражать у доверительного управляющего на отдельном балансе? Каким образом доверительный управляющий будет возвращать имущественное право учредителю доверительного управления в случае прекращения указанного правоотношения?

Следующий пример, приведенный Л.Ю. Михеевой, не менее удивителен. По ее мнению, "нет препятствий к передаче арендатором своего права аренды в доверительное управление... Указанное означает, что при необходимости доверительный управляющий сможет выгодно распорядиться принадлежащим арендатору правом использования арендованного имущества, продав его и обратив в иную имущественную форму. Приобретатель права получит возможность использования арендованного имущества, а средства, вырученные управляющим от реализации права, "автоматически" станут объектом доверительного управления. Однако передача арендного права в доверительное управление возможна лишь с согласия на то арендодателя" [13].

В связи с изложенным необходимо напомнить, что права арендатора (связанные с распоряжением арендованным имуществом или правом аренды), которые он может реализовать, конечно же, только с согласия арендодателя, установлены ГК (п. 2 ст. 615), в котором дан исчерпывающий перечень. К их числу относятся: право сдавать арендованное имущество в субаренду; право передавать свои права и обязанности по договору другому лицу (перенаем), предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование, а также право отдавать арендные права в залог и вносить их в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных товариществ и обществ или паевого взноса в производственный кооператив. Среди этих правомочий отсутствует право передачи арендных прав в доверительное управление. И это понятно. Ведь передача арендных прав в доверительное управление будет означать, что правообладателем остается арендатор, который одновременно продолжает нести обязанности, вытекающие из договора аренды, а стало быть как минимум должен платить арендодателю арендную плату, не пользуясь арендованным имуществом, при этом доверительному управляющему отводилась бы лишь роль посредника в поиске лица, которое согласилось бы приобрести право аренды. При этом доверительный управляющий, не являясь арендатором имущества, не имел бы возможности распорядиться правом аренды. В лучшем случае труды арендатора и доверительного управляющего могли бы завершиться перенаймом арендованного имущества (с согласия арендодателя). Только причем же здесь договор доверительного управления имуществом?

В обоих примерах (с правом требования по обязательству и с правом аренды) рассмотренные имущественные права не соответствуют требованиям, предъявляемым к объектам доверительного управления, да и существу правоотношений по доверительному управлению имуществом. В самом деле, зачем обязательственному праву требования или праву аренды постоянное управление? Ведь осуществление этих прав означает в первом случае предъявление соответствующего требования должнику, а во втором - владение и пользование арендованным имуществом. Договор доверительного управления имуществом не может регулировать подобные отношения.

Экономическое обоснование передачи в доверительное управление объекта недвижимости, принадлежащего городу